Статуи острова пасхи

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные – погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» – каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее – непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), древних сооружения Перу и Боливии и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и древнем Баальбеке.

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Также, вызывает интерес, что никто из современных специалистов области лингвистики и дешифровки так и не смог приоткрыть тайну значения иероглифической письменности на закопанных в землю телах истуканов острова Пасхи. Быть может более детальное изучение этих петроглифов даст ответ на вопрос – почему исчезла такая высокоразвитая цивилизация и что с ней случилось?

Удар, который уничтожил культуру древнего народа.

Большое количество ученых приложили немало усилий, чтобы по ломтикам реконструировать культуру населения Пасхи. Но полученная картина оказалась незавершенной. Исследователям посчастливилось узнать, что на этом маленьком кусочке суши, размером всего в сто восемнадцать квадратных километров, насчитывается два центра культуры:

• карьер Рано Рараку;• святилище Оронго на границе вулканической горы Рано Као.

При этом Рано Рараку также есть кратером вулкана, на южной стороне которого остались старинные каменоломни. В них из пористой породы скал в последствие вырезались громадные священные статуи. Эта гора до сих пор хранит последствия ужасной гражданской войны. Большое количество статуй остались незаконченными, на разных этапах завершенности. У одних наблюдаются только первые очертания, другим для готовности достаточно несколько раз поработать зубилом, чтобы их беспрепятственно отмежевать от скалы и переместить. Остальные стоят или валяются и уже подготовлены к отправке. Одним из самых массивных готовых монументов является Рано Рараку, вершина которого находится в двадцати двух метрах от земли. У основания вулкана простирается огромная площадка, образованная из базальтовых блоков, другая сходная платформа размещена ниже, непосредственно на побережье. Ее длина составляет пятьдесят метров. На нижней платформе когда-то размещались целых пятнадцать каменных истуканов. Однако сейчас они все, за исключением одного, валяются на земле. Раса «короткоухих», полностью разгромившая носителей загадочной культуры «длинноухих», сваливала их огромные монументы, ломая при этом камни из фундамента.

Масса наиболее больших истуканов доходит до пятидесяти тонн. Для их вытесывания применялись каменные молоты, топоры и зубила, ввиду того, что местные жители не умели производить орудия из металла. Самым непонятным является способ, которым эти статуи транспортировали от вулкана к площадкам, расположенным у его основания, а также на значительном расстоянии от него. Ведь на острове Пасхи не было большого количества людей для выполнения вынужденных работ. Поэтому доводится думать, что каменные истуканы перевозились при помощи небольших групп их местных жителей, используя для этого жесткие тросы из тростниковых или растительных нитей, деревянные катки и рычаги. Потом они устанавливались вертикально с аккуратным подводом под их основание каменной насыпи. Но это дело не заканчивалось. Теперь на острове, на котором практически нет растительного покрова, такие монументы везде попадаются на глаза. Они стоят, лежат, незавершенные или только начатые. Кровавая гражданская война в конце XVIII в. обусловила крах для этих культовых скульптур. Следует заметить, что данные статуи использовались не только в качестве надгробных памятников, они обладали своеобразным духовным предназначением, доказательства чего были найдены на скалистом плато Оронго, простирающимся у основания Рано Као в юго-западной стороне от острова Пасхи. В том месте, недалеко от кратера вулкана, расположены загадочные постройки без отверстия для окон, возведенные из громоздких каменных блоков. А на скалах около них отчеканено множество непонятных изображений.

В книге АллатРа (рекомендую к прочтению для пытливых умов) дано много знаний в разных областях жизни, но эти знания, на мой взгляд, приоткрывают завесу неизвестного и служат лишь указателем направления поиска для ищущих истину. На сайте «Точка зрения» недавно появился целый цикл статей про наиболее древние архитектурные сооружения на планете, а также культовые постройки древних. В этих текстах они были рассмотрены с точки зрения исконных знаний из Аллатры и являлись своего рода продолжением поднятых в книге вопросов старинной символики. Раскрывая тему острова Пасхи, напрашивается вопрос, а, собственно, зачем на небольшом участке суши посреди Тихого океана кому-то понадобилось вырезать из камня статуи огромного размера? Если это были простые идолы для поклонения, как утверждают многие официальные историки, то почему бы не вырезать их из той же пальмы или, на худой конец, из той же вулканической породы, но размером с обыкновенного современного человека? И быстрее, и легче транспортировать, да не то что легче, но и понятней, каким образом вообще осуществлялся данный процесс. На сегодняшний день существует множество предположений и гипотез, как многотонные статуи перемещались с места изготовления к месту, где они сейчас находятся.

История открытия острова Пасхи

Остров Пасхи был так назван не случайно. В далеком 1722 году, в канун Воскресения Христова (Пасхи) экспедиция голландского мореплавателя Якоба Роггевенома во время очередного плавания в Тихом океане заметила на горизонте остров, раньше невиданный. Этот остров населяли полинезийцы, называвшие свой край Рапа-Нуи («Великий Рапа»).

Исследовав землю Рапа-Нуи, европейцы отправились дальше. Спустя 50 лет на остров прибыла экспедиция испанцев. Они составили первую детальную карту Рапа-Нуи, сделали его своей колонией и назвали Сан-Карлос. С тех пор на Сан-Карлос прибывало множество экспедиций. В числе исследователей остров посетили: Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз, Джеймс Кук.

В 50-е годы XX столетия на острове Пасхи возвели аэродром Матавери, что способствовало большему наплыву туристов. А в 1995 году он был внесен в официальный реестр ЮНЕСКО.

Общая площадь Рапа-Нуи составляет 17 км. Сейчас остров входит в состав страны Чили. Здесь проживает около 6 тысяч человек, которые занимаются туризмом и сельским хозяйством.

Мореплавателей, впервые побывавших здесь, больше всего удивили многочисленные статуи в виде голов и тел людей, разбросанных по всему острову. У исследователей возникало множество вопросов: кто создал эти фигуры, как давно, из чего они изготовлены, какие инструменты использовались для работы, как их перемещали по острову от каменоломни до нужного места.

Именно эти загадочные скульптуры до наших привлекают на Рапа-Нуи толпы туристов, ученых, желающих найти ответы на волнующие вопросы.

Статуя Единства, 182 метров, Индия

Самая высокая статуя в мире посвящена вовсе не одному из почитаемых богов, да и находится не в туристическом центре. Это памятник Валлабхаи Пателю, одному из лидеров движения за независимость Индии, ставшего заместителем премьер-министра страны. Вместе с постаментом монумент возвышается вообще на 240 метров, что в 2,5 раза превышает размеры Статуи Свободы. Статуя была открыта 31 октября 2018 года в честь 143 годовщины дня рождения политика. Индийский премьер Наренда Моди при открытии заявил, что фигура Пателя должна вдохновлять народ и воспитывать его духовные и национальные ценности.

Сам Патель в момент обретения Индией независимости был не менее яркой личностью, чем Джавахарлал Неру. И хотя оба они были друзьями, взгляды на развитие страны имели разные. Если Неру придерживался идей социализма и атеизма, то Патель склонялся к национализму. В последнее время именно его идеи востребованы в политическом истеблишменте Индии. Вот почему и был воздвигнут этот памятник. Ходатайство за создание статуи подписало 20 миллионов человек. А выражение лица самого Пателя выражает уверенность, железную волю, но вместе с тем и доброту.

Как добраться

Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на водном судне. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, ведь рейсы совершаются только из двух мест. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, организующий рейсы из воздушной гавани Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».

Прогулка до острова Пасхи на яхте или корабле — очень дорогое удовольствие. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.

Фото статуй моаи на плато Аху Акиви, DK1974

По прибытию заказать экскурсию к статуям моаи можно через отельных гидов или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник доходов у населения, поэтому проблем с поиском проводника не возникнет. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи пешком, доехать на такси, велосипеде, мопеде, квадроцикле или машине. Весь транспорт сдается в аренду.

Расстояние до самого популярного Аху Тонгарики от аэропорта Матавери составляет примерно 20 км. На машине их получится преодолеть за 30–40 минут:

Аху Акиви, Аху Тахаи и ряд других площадок располагаются гораздо ближе, в радиусе 10 км от Анга-Роа.

Статуи острова Пасхи: видео

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные… с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек». Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии».

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег, готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией. Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей — чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы), стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Статуя Будды в Ангтхонге, 92 метра, Таиланд

Эта статуя известна также под весьма громкими именами Великий Будда Таиланда и Большой Будда. Поражает не только высота объекта, но и его ширина. Божество представлено сидячим в позе отношение маравиджая, а ширина скульптуры составляет 63 метра. Строительство бетонного объекта начали в 1990 году, на его возведение понадобилось целых 18 лет. Будда окрашен в ослепительный золотой цвет. Инициатором появления статуи стал первый настоятель храма Ват Муанг, лежащего в основании. Деньги жертвовали верующие, для них это было делом чести. Касающаяся земли рука – тоже своеобразное духовное место – паломники стремятся прикоснуться к кончику среднего пальца божества.

Исчезновение цивилизации

Цивилизация на острове процветала: густые леса постепенно вырубали, а плодородные земли засевали сельхозкультурами. Из древесины строили дома и лодки.

Со временем парануйцы вырубили лес, чтобы с помощью стволов перемещать статуи моаи к месту установки на берегу океана. Лишенная деревьев почва постепенно становилась неплодородной, и племена сражались за оставшееся жизненное пространство.

Новые деревья не вырастали: их семена съедали расплодившиеся крысы. Производство каменных исполинов привело остров к обезлесиванию, что спровоцировало голод. Разозлившись, жители сбрасывали истуканов с платформ, и к началу XIX века все статуи были повалены.

Полностью уничтожив лес, туземцы переселились в пещеры, забросив деревни и огороды, или покидали остров в поисках нового дома. Так своими руками островитяне убили жизнь на острове. В назидание потомкам и всему человечеству остались только молчаливые истуканы.

Дайбуцу Усику, 100 метров, Япония

Эта статуя считается самой высокой бронзовой в мире. 20-метровый цоколь также сделан в виде лотоса. Статуя Будды находится в городе Усику в 50 километрах на северо-восток от Токио. Саму статую формируют 6000 бронзовых пластин. А суммарный ее вес составляет 4000 тонн. Вокруг монумента разбит парк, в чьем названии зашифрованы слова: «Святость и милосердие Амиды освящают и возвышают это место». Правая рука статуи находится в поднятом положении, а левая опущена. При этом обе ладони повернуты ладонями к наблюдателю. Японцы считают, что именно в этом месте бодхисатва Дхармакар достиг просветления и стал буддой Амитабха.

Загадки и тайны острова Рапа-Нуи

Остров Пасхи в 1995 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По одной из версий здесь существовала древняя цивилизация, исчезнувшая в результате антропогенной катастрофы. Наивысшего подъема она достигла XVI-XVII вв., когда число жителей составляло около 10 тысяч человек.

Древняя культура полинезийцев, датируемая пятым веком, сохранилась и в виде исполинских каменных статуй – моаи. Они и есть — хранители этой цивилизации. Ее представителей называли еще «длинноухими» за их обычай непомерно вытягивать мочки ушей.Позднее на острове появились и представители культуры «короткоухих», последователей так называемых птицепоклонников.

В результате соперничества и внезапно возникшей здесь агрессии между людьми, вызванной, как уже отмечалось выше, по одним предположениям — голодом, по другим — перенаселением, древняя культуру аборигенов была искоренена почти полностью.

Осталась лишь фрагментарная информация о былом величии населявшей эти места цивилизации, а также — ряд молчаливых, угрюмых истуканов остова Пасхи…

Птицы в культуре островитян

Среди петроглифов (наскальных рисунков) чаще всего встречаются изображения птиц, особенно рисунки птицы-фрегата и даже человека с головой этого представителя пернатых. Человек-птица считается основным персонажем средневекового рапануйского культа Тангата-Ману.

Один из посвященных ему обрядов состоит в поисках первого яйца темной крачки. Предполагается, что именно этот обряд и предотвратил полное исчезновение островитян, так как позволил выбирать самого сильного и ловкого члена племени, которого, в итоге, люди назначили правителем и готовы были подчиниться, таким образом, островным законам общежития.

Ежегодно в конце января на острове проводится также народный праздник Тапати-Рапа-Нуи. На шумном фестивале музыки и танцев выбирают королеву острова. Претендентка на этот почетный титул, помимо собственной привлекательности, должна выткать еще и самый длинный холст, а ее родственники — наловить больше всех рыбы.

История острова Пасхи и загадочных статуй Моаи

Первыми свидетелями гигантских статуй на территории острова стали участники голландской экспедиции во главе с Якобом Роггевеном. Они высадились на остров в день, когда православные отмечали святой светлый праздник, поэтому и земля получила название в честь христианской Пасхи. Сойдя на землю, мореплаватели ахнули, увидев каменных великанов. К тому времени на острове уже не было никакой крупной растительности, что свидетельствовало о пережитой племенем катастрофе. Осваивая островную землю, занимаясь земледелием, местные жители вырубали лес, и за несколько столетий полностью истребили его.

После Роггевена чужеземцы на эти земли не прибывали около полувека. Позднее сюда прибыли испанцы, которые отправили часть племени Рапо-Нуи в Перу. К тому моменту на острове жило не более трех тысяч человек, а ведь когда-то численность местного народа составляла несколько тысяч. В разное время сюда прибывали Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз и другие исследователи.

Серьезным изучением статуй первой занялась Кэтри Рутледж. Ею была составлена карта на английском языке с указанием вулкана Рано Рараку, всех статуй и пути их передвижения к платформам на берегу. Еще одним исследователем мегалитов стал норвежец Тур Хейердал. Он в течение года перемещал великанов при помощи первобытных средств – веревок и деревянных салазок. Хейердал сделал вывод, что перемещение идолов, хоть и сложное, но реальное, а, значит, древние именно так доставляли их от скал к платформам на берегу.

Внимание современных ученых и археологов привлекают пещеры и кратеры на склонах вулкана. Здесь не прекращаются раскопки, а каждый новый объект, откопанный в скальной породе, вызывает массу вопросов и догадок

Моаи до сих пор таят в себе много не разгаданного. Все статуи имеют похожие каменные лица с вытянутыми носами, длинными мочками ушей, руками, опущенными вниз. У некоторых сохранились красиво оформленные глаза из кораллов. Самыми интересными являются великаны, на головах которых устанавливались «каменные шапки» весом до 10 тонн.

Путешествие на остров Пасхи – это увлекательная поездка, которая оставит незабываемые впечатления. Национальный парк Рапа-Нуи интересен различными достопримечательностями. Туризм – основная статья дохода местного населения. В конце января здесь празднуется красочный праздник Тапати-Рапа-Нуи, во время которого выбирают королеву мероприятия на целый год. Привлекают путешественников и пляжи с золотистым песком. Но все же главной целью приезда в страну является посещение острова с его таинственными, загадочными артефактами – статуями Моаи.

Лечжун-Сасачжа, 115,82 метров, Мьянма (Бирма)

Эта скульптура посвящена Будде, а находится она неподалеку от города Моунъюа, в сельской местности Мьянмы. Высота постамента составляет 13 метров. Монументальную статую Будды начали строить в 1996 году, ее возведение заняло 12 лет. На момент своего создания объект стал самым высоким в мире в своем роде. Интересно и строение пьедестала. Он сформирован из двух ступеней. Первая – восьмигранник, похожий на продолговатую пирамиду с усеченными углами. Сверху на ней располагается уже овальная ступень. Основной цвет как основания, так и самого памятника – желтый. Сама статуя внутри пустая, там разместился музей творчества, связанного с буддизмом.

Примечания[править | править код]

  1. (11 мая 2009). Дата обращения: 16 октября 2010.
  2. The island at the end of the world. Reaktion Books 2005 ISBN 1-86189-282-9
  3. UNESCO World Heritage Centre. . Whc.unesco.org (29 мая 2009). Дата обращения: 10 марта 2014.
  4. , .
  5. Под редакцией Е. А. Козловского. Туффит // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. — 1984—1991..
  6. Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с. — (Серия «Человек и окружающая среда»). — ISBN 5-02-029176-5.
  7. Jo Anne Van Tilburg. — 1994. — P. 24.
  8. Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с. — С. 124, 142. — (Серия «Человек и окружающая среда»). — ISBN 5-02-029176-5.
  9. В других источниках материал определяется как пемза и высказывается мнение, что статуя может быть, наоборот, одной из самых последних. (Jo Anne Van Tilburg, 1994. — P. 146).
  10. Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. — М.: Искусство, 1982. — 527 с. — С. 99, 100.
  11.  (англ.). Phys.org (13 December 2019). Дата обращения: 9 сентября 2020.
  12. Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с. — С. 110—112, 174—176. — (Серия «Человек и окружающая среда»). — ISBN 5-02-029176-5.
  13. Николай Удинцев. . Афиша (11 августа 2020).
  14. Даша Лейзаренко. . tjournal.ru (12 октября 2020).

Древний церемониальный центр

Религиозные верования и власть правящих классов в Полинезии, как и во многих других цивилизациях в мире, породили строительство великих монументальных сооружений. Искусство вырезания каменных статуй было известно первым полинезийским поселенцам, возглавляемых королем Хоту Матуа. Они приплыли на остров между 400 и 800 г. н.э. Прототипы архитектуры рапа-нуи широко распространены в Полинезии, особенно на Маркизских островах и Таити. Со временем они приобрели свои собственные элементы и особенности строительства на острове Пасхи.

Слово «аху» используется для обозначения алтаря или церемониальной платформы, на которой были установлены статуи. Аху был политическим, социальным и религиозным центром различных племен и кланов острова Пасхи. Здесь проводились важные мероприятия: праздники урожая, похоронные обряды и собрания старейшин. 

Подавляющее большинство аху расположено параллельно береговой линии. Платформы образуют почти непрерывную линию вокруг побережья. В среднем расстояние между ними составляет менее километра.

Ученые разгадали секрет

На предмет предназначения истуканов археологами выдвигалось много гипотез. Ни одну из них не было возможности не опровергнуть, не подтвердить. По словам Джо Анны Ван Тилберг, ей вместе с членами команды ученых удалось найти неопровержимые доказательства с научной точки зрения. Как выяснилось, целью изготовления моаи во все века было улучшение урожайности на острове. К такому выводу ученые пришли после того, как провели тщательный анализ материала, из которого вытесаны моаи.

По словам Ван Тилберг, результат анализа показал: в породе, из которой сделана статуя, в большом количестве присутствует фосфор и кальций. Наличие в почве в достаточном объеме этих микроэлементов – “секрет” хорошего урожая. Поскольку почвы на острове истощались, рапануйцы “задабривали” их путем изготовления истуканов в каменоломнях и последующей установки по всему острову.

Guerrero Chimalli, 50 метров, Мексика

В мексиканском городе Чималхуакан главной достопримечательностью является необычная статуя, стоящая на въезде. Ввиду отсутствия тут высоток красную фигуру видно издалека. Скульптура показывает, что местные жители чтят свою историю. Ведь название города переводится, как «место щитов» – вот и у скульптуры в руках как раз щит. Этого красавца-ацтека создал скульптор Себастьян, известный абстрактным подходом. Власти города хотели создать символ мощи и силы региона, связи с историей.

Стройная фигура стоит на 68 сваях, которые уходят вниз на 25 метров. Формируют статую 33 детали, для скрепления которых понадобились 300-тонные краны. Зато Герреро оказался выше Статуи свободы. Правда, провинциальный тихий городок не вполне соответствует созданному статуей мощному динамичному образу.

Знаменитые истуканы острова Пасхи

Уже не первое столетие археологи из разных стран занимаются изучением идолов острова Пасхи — моаи, которые, действительно, представляют собой весьма внушительное зрелище. Их считают одними из наиболее непостижимых явлений на планете. Авторы этих монументальных фигур неизвестны.

Самыми современными исследованиями установлено, что возведение сакральных монументов происходило на протяжении столетий вплоть до середины XVIII в. Все фигуры, сделанные по одинаковой технологии, производились в одной каменоломне идентичными инструментами. Этот факт доказывает преемственную связь с древней высокоразвитой цивилизацией, погибшей, по одной из версий, в результате экологической катастрофы.

Особенности истуканов, их размеры и вес

Статуи сооружали на протяжении семисот лет. За это время было изготовлено около 900 моаи колоссальных размеров – от 3-х и 5-и м до 10-метровой высоты. Головы некоторых статуй венчают головные уборы красного цвета, символизирующие характерную прическу жителей.

Многие изваяния не были закончены и оставались в каменоломнях, расположенных в кратере потухшего вулкана Рану-Рараку. Вес одной из них — более 200 тонн, а высота – 22 м. Около 200 идолов установлены на обрядовых платформах аху. Ученые предполагают, что массивные фигуры перемещали из выработки к святилищу на катках, сделанных из стволов толстых деревьев.

На пляже Анакена находится самая впечатляющая качественно реставрированная церемониальная площадка Нау-Нау. Ее считают символом острова. В конце ХХ в. во время раскопок здесь обнаружили коралловый глаз моаи. На основании этой находки сделали вывод о миндалевидной форме глаз статуй, сделанных из белых кораллов с красным зрачком.

Гипотезы происхождения каменных фигур

Существует предположение о возникновении моаи, когда вождь накануне смерти повелевал вырезать из туфа свой портрет с птичьей головой, который устанавливали в святилище. Наследники верили, что так вождь передает им могущество и мудрость, а также охраняет их от опасности. У каждого рода была своя платформа аху – место погребения, где проводился обряд поклонения.

Представители родов считали своим долгом вытесать каменную статую предка и установить ее на платформе, чтобы истукан защищал род от всяких проблем и напастий.

Художественный стиль скульптур

Манера изготовления идолов различается в зависимости от времени их создания. Фигуры раннего периода делятся на 4 типа:

  1. Прямоугольные головы без торса из серовато-желтого туфа в Рано-Рараку.
  2. Высокие обелиски в форме прямоугольника из красной пемзы с несоразмерно короткими конечностями.
  3. Реалистичная двуглавая фигура с преклоненными коленами в единственном экземпляре.
  4. Не предназначенные для размещения на аху туловища на выпуклых основаниях из базальта и красноватой пемзы. Прообраз последующей эпохи.

Более совершенные и крупные статуи Среднего периода отличаются лицами полинезийского типа с продолговатыми головами за счет стремления увеличить высоту скульптур. Некоторые фигуры покрыты резными символическими рисунками, относящимися к культу человека-птицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector