Храм артемиды в эфесе (турция)

Храм Артемиды — одно из семи чудес света

Строительство храма Артемиды

Новый храм был построен во время грандиозного расцвета Эфеса, между 550 и 460 годами до нашей эры. Этот храм значительно превосходил своими великолепием и величественностью все другие постройки того времени. И он был самым большим сооружением, возведённым из мрамора, на тот момент.

На заметку! Существует легенда, что мрамор для постройки храма был найден с помощью двух баранов. Они подрались, и один ударил рогами по скале, в результате чего открылся мраморный скол.

Строительство осуществлял знаменитый архитектор Херсифрон из Кносса. Он решил строить храм на болоте на окраине города. Такой необычный выбор объяснялся тем, что Эфес был местом частых землетрясений. А болото должно было смягчить подземные толчки и не дать храму разрушиться. Для закладки фундамента был вырыт котлован, который заполнили древесным углём и хлопком, для большей устойчивости сооружения.

Храм Артемиды или Артемисион строился в течение 120 лет. Естественно, за это время Херсифрон умер, и ему на смену пришёл сначала его сын, Метаген, а затем прославленные архитекторы, Деметрий и Пеонит. Каждый из них внёс в план свои изменения. Например, Метаген придумал, как сделать так, чтобы у храма были идеальные геометрические пропорции. На колонны он водрузил мешки с песком, а уже на них положил крышу. От тяжести крыши мешки лопались, песок высыпался, и крыша плавно вставала в пазы колонн.

Свой вклад в строительство внесли все малоазиатские государства. В итоге, храм получился настолько великолепным, что вызывал восхищение у всех, кто его видел.

Первое разрушение храма

Впервые непоправимый урон храму был нанесён юношей по имени Герострат. Он был глуп и труслив, завидовал своим друзьям, которые ходили в военные походы и зарабатывали себе славу в сражениях. Герострат тоже хотел прославиться на века и не нашёл ничего лучше, чем сжечь храм в 365 году до нашей эры. Огонь быстро охватил деревянные перекрытия и элементы внутреннего убранства и вскоре от величественного строения осталась лишь груда камней.

Впервые к стенам Эфеса царь подошёл в самый разгар строительства нового храма. Эфесцы встретили его дружелюбно, и Александр внёс большое пожертвование на храм. Но при этом он попросил, чтобы его деяния были перечислены в храме на мраморной стеле. Допустить этого эфесцы не могли, ведь Александр даже не говорил по-гречески, а значит был для них варваром. Но обижать великого царя им тоже не хотелось. И вот какой выход они нашли.

Жрецы Эфеса провозгласили Александра богом. А потом отказали царю со словами, что нельзя одному богу строить храм другому. Однако царя всё-таки почтили. В Артемисионе повесили картину, на ней Александр был изображён в виде Зевса с мечом-молнией в руке. Картина была выполнена так искусно, что в любой точке храма казалось, что царь следит за тобой. А ещё создавалась иллюзия, что остриё меча торчит из картины.

Строительством нового храма руководил архитектор Хейрократ. Для восстановления культового сооружения он пользовался проектом предыдущих зодчих, но при этом внёс в него свои изменения, сделал храм выше.

Краткое описание

Храм был крупнейшим святилищем древнего мира и его размеры действительно впечатляют: в длину сооружения составляло 110 метров, а в ширину – 55. Крыша постройки подпиралась 127 массивными 18-метровыми колоннами. Стены и крыша храма, возведённого в честь юной богини, были оформлены плитами из мрамора.

Для возведения святыни было выбрано довольно странное место – на болоте. Это объясняется тем, что в ту пору здания часто разрушались в результате мощные землетрясений, в связи с чем архитектором было принято решение строить храм в болотистой местности в надежде, что в случае подземных толчков храм останется невредимым. Однако такое предположение было ошибочным. Почти все остатки грандиозного сооружения ушли на дно. Не помогло даже то, что вырытая на болоте яма была наполнена шерстью и углем.

Внутренние стены храма были украшены скульптурами и рельефами. В его центральной части располагалась 15-метровая скульптура Артемиды, выполненная из слоновой кости и чёрного дерева, на одежде богини изображались животные.

Дом Богородицы

Дом Богородицы — это католическая святыня, небольшое здание с подвалом, расположенное в 5 км от Эфеса, в котором несколько лет жила Дева Мария. Дом Богородицы отмечен на карте номером 8.

Дом был обнаружен в 19 веке по описаниям из видения римско-католической монахини и провидицы. Согласно преданию, в Эфес Пресвятая Дева Мария прибыла вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году во время гонения на христиан в Иерусалиме. Ко времени же своего успения Пресвятая Дева Мария вернулась в Иерусалим, в котором и свершилось её успение.

Хотя католическая церковь никогда не высказывалась за или против подлинности дома Богородицы возле Эфеса, его посетили папы Павел VI в 1967 году, Иоанн Павел II в 1979 году и Бенедикт XVI в 2006 году. Дом Богородицы посещают тысячи паломников ежегодно.

Дом состоит из 2-х комнат, в первой при входе комнате организована часовня с алтарем и крупной статуей Девы Марии. А в меньшей комнате справа, как считается, спала Дева Мария.

Снаружи дома Богородицы находится «стена для желаний», возле нее паломники загадывают желания, привязывая белую ленту или кусочек ткани. Также неподалеку находится водный источник, который считается чудотворным.

Посещение дома Богородицы платное, стоимость — 25 лир (275 рублей).

Дом Богородицы возле Эфеса

По дороге к дому Богородицы, в 500 метрах от входа в древний город Эфес установлена довольно крупная красивая статуя Богородицы. Статуя отмечена на карте номером 7. Справа от статуи можно заметить дерево с белыми ленточками — его называют «деревом желаний», загадав желание и повязав здесь ленточку, считается что это желание сбудется благословением Девы Марии.

Статуя Богородицы по дороге к ее дому

С места, где установлена статуя, открывается красивейший вид на город Сельчук, он виден отсюда буквально весь, как на ладони. Даже если вы решите не посещать сам дом Богородицы, так как там бывает очень тесно из-за множества людей, то из Эфеса можно пройтись до статуи Богородицы пешком.

Историческая справка

Поселение в этом месте было основано ещё во времена Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. Носило оно название Апаша. В XIII веке до н. э. наступили «тёмные века». Новая информация о городе появилась только в источниках VIII века до н. э.

В эпоху Классической Древней Греции Эфес становится полисом (городом-государством) и входит в Ионическую лигу. В VI веке до н. э. был завоёван лидийский царём Крезом, а затем персидской династией Ахеменидов. Но на самом поселении и на благосостоянии его жителей это никак не отразилось, так как город находился у моря и являлся морским торговым портом.

В эпоху эллинистических государств контролировался династией Птолемеев, а затем Селевкидов. В 129 году до н. э. попал под контроль Римской республики и достиг в этот период наивысшего расцвета. В 27 году до н. э. первый римский император Август сделал поселение столицей проконсульской Азии, а численность его населения достигла 60 тыс. человек.

Славился город храмом Артемиды, построенным в VI веке до н. э., библиотекой Цельсия и театром на 25 тыс. зрителей. На его сцене помимо спектаклей проводились и гладиаторские игры. В 263 году нашей эры город подвергся нападению готов и был разрушен.

Втрое возрождение наступило при императоре Константине в 395 году. Византийцы перестроили большую часть портового поселения, и оно играло важную роль в V и VI веках. А во времена императора Юстиниана I была построена базилика Святого Иоанна. В 614 году городские строения были частично разрушены землетрясением.

В VII веке важность города как морского порта начала снижаться. Причиной стало заиливание гавани

Работы по углублению дна проводились, но это мало помогало. Как результат, береговая линия отдалилась от Эфеса, и тот перестал считаться портом.

С потерей доступа к Эгейскому морю люди начали покидать поселение. Храмовые постройки стали использовать в качестве строительных блоков для новых домов. Мраморные скульптуры измельчили в порошок, чтобы сделать известь для штукатурки. Вскоре пришли арабы, что ускорило падение когда-то крупного коммерческого центра. Когда город завоевали турки-сельджуки в 1090 году, он уже представлял собой маленькую деревню.

Короткий расцвет наступил в XIV веке при сельджукских правителях. В это время были построены мечеть Иса Бей, караван-сараи и турецкие бани (хамам). Но во второй половине XV века о городе окончательно забыли, и он был заброшен людьми.

Легконогая охотница Артемида

Артемида, повелительница гор и равнин, лесов и лугов, с древних фресок и в работах скульпторов кажется поистине неземной. Чаще всего её изображали подтянутой девушкой, грациозной и сильной. 

Изящество и лёгкость – вот главные внешние черты Артемиды. Возле неё неизменно находятся лесные животные или птицы. Символом богини была лань, но не стоит считать, что Артемида и сама похожа на это милое создание.

Древнегреческие мифы в полной мере открывают нам противоречивую натуру богини. С одной стороны, она защищала животных, повелевала ими. 

С другой, она всё свободное время проводила на охоте, убивая этих же лесных обитателей. Нередко богиня и вовсе проявляла особенную жестокость по отношению к тем, кто не заслуживал столь сурового наказания. 

И всё-таки женщины Древней Греции почитали эту богиню. В Эфесе располагался главный храм Артемиды, куда приходил народ, чтобы попросить богиню о помощи. 

Охотники мечтали заручиться поддержкой Артемиды, что дарила успех и защищала от раненых зверей. Женщины просили у богини лёгких родов, ведь, как ни странно, но эта сфера тоже была в её власти. А вот старики молили Артемиду о спокойной смерти без мучений.

Артемиду можно назвать мстительной красавицей

Достопримечательности

В Эфесе сохранилось  много исторических памятников, особенно римской эпохи. Библиотека Цельсия – сохранился двухъярусный фасад, украшенный колоннами  Библиотека была построена в период 114 – 135 годы нашей эры. Одеон – полукруглое сооружение, часто называют Малый театр. Судя по надписи на театре, был построен в 150 году нашей эры и был рассчитан 1400 мест. Агора – относиться к римской эпохи, когда-то это был центр торговой деятельности, куда съезжались со всех уголков Римской Империи.
Эфес Турция

Театр – считается одним из трех памятников в этой археологической зоне, которые лучше всего сохранились до наших дней. Вместимость театра примерно 24 000 – 25 000 зрителей, весь зал максимально поднимается над сценой на 30 метров. Храм Адрианы – был построен в 135 году нашей эры и представляет собой две центральные колонны  которые поддерживают арку – это все, что сохранилось когда-то от тимпана. Так же сохранился в центре подиум, на котором стояла статуя посвященному императору Адриана.
Эфес Турция

На противоположной стороне от храма Адриана расположен архитектурный комплекс, который назван «Дома на склоне холма», лицевой стороной смотрят на улицу Куретов. В этих домах в основном жили богатые слои общества, поэтому есть и другое название «Дома богачей». Все дома расположены так, что каждый дом служит еще и террасой для следующего дома. Один из самых популярных домов – это Дом Перестиля II построенный еще в I веке нашей эры, богато украшен декорацией. Практически все комнаты в домах имеют мозаичные полы и многочисленные фрески для крашения.
Эфес Турция

Базилика Святого Иоанна – была построена в VI веке при Юстиниане. Публичный Дом – расположен на противоположной стороне от Библиотеки Цельсия. От библиотеки до Публичного Дома вел подземный туннель, якобы для того, чтобы мужья обманывали своих жен, говоря, что идут в библиотеку, а сами тайком ходили в Публичный дом. Но многие ученые с этим не согласны, они утверждают, что Публичная библиотека являлась жилым домом очень богатой семьи.
Эфес Турция

Улица Куретов – протянулась вдоль Библиотеки Цельсия и Ворот Геракла до Агоры. Тот вид, который сохранился и до наших дней, улица приобрела в период IV – V века, во время проведенной реконструкции после сильного землетрясения. Она представляет собой мощения из мрамора и других натуральных камней, которые прекрасно сочетаются с античными строениями. Здесь встречаются колонны, пьедесталы, руины жилых домов, подиум, капители, статуи, фризы, а так же остатки торговых лавок. На улице расположена мраморная плита, на которой были выгравированы законы Эфеса. На этой и других улицах выкопаны ямы, которые накрывали решетками для того, что туда посадить осужденных за убийство или изнасилование, и каждый, кто проходил мимо имел право плюнуть в яму, таким образом, выражалось осуждение.
Эфес Турция

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.

Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено, а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

Доставка и установка колонн

Мраморные колонны, весом около 20 т, нужно было привозить к месту возведения храма из каменоломни, расположенной в 12 км от Эфеса, по топкой, болотистой земле. Тогда Харсифрон (как отмечал Витрувий), гениально решил эту задачу. По его предложению, сколотили четыре балки, причем, длина двух была равна длине колонны.

В конце колонны вделывали железные сердечники и залили их свинцом. В балки же вставили железные втулки, которые надели на сердечники. Таким образом, получилась конструкция, которая представляла собой каток, подобный тому, которым выравнивают беговые дорожки на стадионах.

В прикрепленные длинные жерди впрягли быков. Они тащили брусья по выравниваемой топкой земле и колонны легко котились к месту строительства храма. Затем появились новые трудности, ведь колонны были очень высоки. Тогда применили лебедки, запрягли на них быков. Лебедки подняли и поставили колонны в необходимом месте.

Существовала и легенда, о которой писали античные авторы. Якобы, сама Богиня Артемида ночью появилась на месте строительства храма и установила колонны. Точно так же (далее говорит легенда) ее брат Аполлон помогал возводить свой храм в Дельфах.

Великий храм Античного мира

Артемида почиталась как покровительница охоты, животных, семейных отношений, плодородия. К ней обращались с мольбами о помощи беременным и роженицам. Символично, что место для строительства храма выбрали неподалеку от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия.

Первые постройки были из дерева. Они постоянно разрушались от землетрясений, сгорали при пожарах, приходили в негодность от влажного климата и древесных вредителей. После многочисленных попыток сохранить здание, было принято решение возвести для почитаемой богини большой светлый храм.

Это интересно: 855,Характеристика истории древнего мира кратко

Кто построил храм Артемиды

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища.

Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса.

Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».

Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Затем началась закладка фундамента.

Длительное стороительство

По преданию, строительство Артемисиона продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.

Строительство верхней части храма продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных ранее приемов. Метаген также не дожил до завершения грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда, простоял он недолго, около 100 лет.

Грек сжегший храм Артемиды

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.

Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Но как видите, мы знаем это имя, Герострат увековечил свое имя!

Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться. Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.

Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.

Полезная информация

Сейчас от когда-то великолепного храма Артемиды осталось немного — всего лишь одна колонна, собранная из обломков. Поэтому ожидать чего-то грандиозного не стоит, все же это утраченный памятник древнего мира.

2.1. Время посещения и стоимость

Территория никак не охраняется, поэтому проходить можно свободно в любое время — нет ни определенных часов работы, ни кассы с билетами.

2.2. Где находится и как добраться

Расположен храм вблизи небольшого городка Сельджук прямо на въезде в город, так что можно даже дойти пешком. Также можно добраться на городском автобусе-долмуше от Кушадас или пешком от расположенного неподалеку древнего города Эфес.

Удобно сначала съездить в Эфес, а потом (если останется время), сходить и к храму Артемиды. Насколько я знаю, многие тур.агентства как раз и предлагают экскурсию, в рамках которой можно посетить оба места.

Расположение на карте:

Мы сначала доехали до Эфесе, побродили по его развалинам, а после дошли пешком до Артемиды. Затем за 5 минут добрались до остановки в Сельджуке и поехали на долмуше обратно в Кушадасы.

Кстати, дорога от Эфеса до Артемиды довольно удобная — вдоль трассы проложен тротуар и велодорожка.

Аллея для прогулок от Эфеса до храма Артемиды:

Забавно, но местные приезжают на эту аллею на пикник — мы как раз увидели семью, расстилающую ковер прямо на одной из дорожек.

Храм Артемиды точно не пропустите, т.к. на дороге будет указатель:

Где находится храм Артемиды и как до него добраться?

Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.

Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.

Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.

Артемида — мифы Древней Греции

Богиня Артемида в греческой мифологии персонаж часто встречающийся, но не очень добрый. Больше всего сюжетов связано с местью Артемиды. Такими примерами могут быть:

  1. Миф о гневе Артемиды на то, что калидонский царь Ойней не принес положенных даров с первой жатвы. Местью ее стал вепрь, уничтоживший все посевы царства.
  2. Миф об Агамемноне, застрелившем священную лань богини, за что должен был отдать ей в жертву дочь Ифигению. К чести Артемиды, она не стала убивать девушку, а подменила на лань. Ифигения же стала жрицей Артемиды в Тавриде, где было принято приносить человеческие жертвы.
  3. Даже Гераклу приходилось искать оправдания перед Афродитой за убитую золоторогую лань
  4. Артемида жестоко наказала нимфу Калипсо из своей свиты за то, что та нарушила обет сохранять девственность, поддалась страсти Зевса, богиня превратила ее в медведицу.
  5. Прекрасный юноша Адонис – еще одна жертва ревности Артемиды. Он был возлюбленным Афродиты и погиб от вепря, которого наслала Артемида.

Артемида и Актеон — миф

Одним из ярких мифов, показывающих жесткий и бескомпромиссный характер Артемиды, является миф Артемида и Актеон. Миф повествует о прекрасном охотнике Актеоне, который во время охоты оказался рядом с местом, где Артемида любила купаться в чистой речной воде. Юноша имел несчастье увидеть обнаженную богиню. Гнев ее был столь велик, что она безжалостно превратила его в оленя, которого затем разорвали собственные собаки. А его друзья, глядя на жестокую расправу, радовались такой добыче друга.

Аполлон и Артемида

Родилась Артемида от повелителя Олимпа Зевса, мать Артемиды божество природы Лето. Зевс, опасаясь, ревнивой жены Геры спрятал Лето на острове Делос, где она и родила близнецов Артемиду и Аполлона. Артемида родилась первой и сразу стала помогать матери, которая долго и тяжело рожала Аполлона. Впоследствии к Артемиде обращались роженицы с мольбой о легких и безболезненных родах.

Брат близнец Аполлон – бог Солнца, покровитель искусств и Атремида всегда были близки друг другу и вместе старались защитить свою мать. Они жестоко отомстили Ниобе, оскорбившей их мать, лишив ее всех детей и превратив в вечно плачущий камень. И в другой раз, когда мать Аполлона и Артемиды пожаловалась на домогательства великана Тития, она сразила его стрелой. Богиня защищала от насилия не только свою мать, но и других женщин, обращавшихся к ней за помощью.

Зевс и Артемида

Артемида дочь Зевса, причем не просто дочь, а любимая, которую он с раннего детства ставил в пример. По преданию, когда богине было три года, Зевс спросил дочь о подарке, какой она от него хотела бы получить. Артемида пожелала быть вечной девственницей, иметь свиту, лук и стрелы, распоряжаться всеми горами и лесами, иметь много имен и город, в котором ее будут почитать.

Зевс выполнил все просьбы дочери. Она стала безраздельной повелительницей и защитницей гор и лесов. В ее свите были самые красивые нимфы. Ее почитали не в одном городе, а в тридцати, но главным был Эфес со знаменитым храмом Артемиды. Эти города приносили жертвы Артемиде, устраивали празднества в ее честь.

Орион и Артемида

Орион, сын Посейдона стал невольной жертвой Артемиды. Греческая богиня Артемида была впечатлена красотой, силой и умением охотиться Ориона. Она предложила ему стать ее спутником на охоте. Со временем она начала испытывать к Ориону и более глубокие чувства. Брату Артемиды Аполлону не нравилась влюбленность сестры. Он считал, что она стала плохо выполнять свои обязанности и не следить за Луной. Он решил избавиться от Ориона и сделал это руками самой Артемиды. Отправил Ориона рыбачить, затем предложил сестре попасть в едва различимую точку в море, насмешками раздразнив ее.

Артемида пустила стрелу и точно попала в голову возлюбленного. Когда она увидела, кого она сразила, она впала в отчаяние и бросилась к Зевсу, умоляя оживить Ориона. Но Зевс отказался, тогда Артемида попросила иметь возможность хотя бы любоваться Орионом. Зевс посочувствовал ей и отправил Ориона на небо в виде созвездия, вместе с ним на небо отправилась его собака Сириус.

Уничтожение святилища

Святое место греков подверглось варварскому разграблению готскими кочевниками в 263 году нашей эры. Однако оно уцелело.

В четырехсотых годах христианские правители решили разрушить храм Артемиды в Эфесе. На месте древней языческой церкви построили новую. Та вскоре была снесена.


Софийский собор

Хватило нескольких десятков лет, чтобы стереть все воспоминания о некогда самом масштабном храме в мире.

О том, где стояло здание, тоже забыли. Только в 1869 году ученый Вуд из Англии нашел его руины. В двадцатом веке откопали фундамент храма. Когда археологи сняли первые камни, то нашли более устаревшую версию античной святыни, которую поджег Герострат.

От гигантского древнего сооружения в сотню колонн теперь практически ничего не осталось. О том, что когда-то на том месте возвышался могущественный храм Артемиды Эфесской, напоминает стоящая в одиночестве полуразрушенная колонна. Ее высота — лишь четырнадцать метров. Время не пощадило еще четыре.

Когда в 1870 году новая английская экспедиция начала работать на указанном Вудом месте, они обнаружили куски фриза и разные небольшие остатки древнего храма. Выкопанные артефакты сейчас охраняются в Британском историческом музее, в Лондоне, а также в музее столицы Турции.

Богатства, хранящиеся в храме

В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.

Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.

Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.

В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector