Какая вера у грузин?

Католицизм в Грузии

Одной из распространенных религий в Грузии является католицизм, который исповедуют католики. К этой группе относятся верующие Армянской Католической церкви и Римско-Католической. Чаще всего представители конфессии населяют крупные города и составляют приблизительно два процента от общего количества жителей.

Ислам в Грузии

Мусульманская появилась в ряду конфессий в том числе и из-за большого количества вторжений на территорию исламских государств и арабов и арабских войск (в основном в XV-XVIII века). К последствиям вторжений относится рост числа населения исповедующих мусульманство. Мусульмане составляют примерно 10% от всех жителей. Ислам представлен многим национальностями: азербайджанцы, аджарцы, лезгины и многие другие. Всего на территории страны 130 зарегистрированных мечетей. В Квемо Картли находится большая их часть – 50. Мусульманская община делится на две части – шииты и сунниты.

В этой стране не имеет значения к какой вере вы себя относите. Множество религий мирно уживаются по соседству друг с другом из-за влияния исторических и культурных факторов. Исповеданияверы – признание словом и делом своих религиозных принципов характерно для местного народа. Действующие на территории Грузии конфессии делают таким особенным колорит этой страны, украшая величественными сооружениями ее города – мечети, церкви, католические храмы. Толерантность в вопросах вероисповедания в этой стране позволяет развиваться религиозным культурам всех мировых религий. Действующие религиозные памятники и святыни привлекают сотни тысяч туристов и паломников каждый год.

Ислам в современной Грузии

В целом Грузия считается самой мультиэтничной и мультиконфессиональной страной Закавказья. В начале двухтысячных власти поощряли переселение турецких грузин на историческую родину. Так, свыше 10 000 человек получили новые паспорта. Однако сегодня эта политика прекращена. Помимо всего прочего, против выступает грузинское православное духовенство, опасающееся, что соотечественники из Турции повлияют на религиозный состав и демографию страны.

Среди негативных моментов последних лет можно отметить также попытки христианского прозелитизма в годы правления Михаила Саакашвили, когда даже на государственном флаге появился крест. Тогда предпринимались настойчивые попытки вернуть аджарцев, якобы обращенных в ислам турками насильно, в православие. Проводились даже массовые крещения.

Как бы там ни было, Всевышний одарил этот благородный народ множеством мусульман, и это прекрасно. Сегодня в Грузии строятся мечети, звучит азан, тысячи людей поклоняются Всемогущему Творцу, что не может нас не радовать. Исламская община живет в мире с соплеменниками-христианами и вносит свой важный вклад в развитие страны.

Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви

Армянская Апостольская Церковь называет себя истинно христианской, принявшей веру от Иерусалимской и Византийской Церквей. Однако, сохранить христианское вероисповедание в первозданном виде армянской церкви не удалось. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской, что кардинальным образом повлияло на историю страны, её политическую и общественную деятельность.

Литургические особенности Армянской Апостольской Церкови:

  • Для причащения используется опресночный хлеб, а вино не растворяется водой;
  • Литургия осуществляется по воскресеньям и по особым случаям;
  • Миропомазание совершается сразу после крещения;
  • Таинство соборования проводится только над священнослужителями и сразу после смерти.

Место армянской церкви в христианском мире

Армянская диаспора считается весьма многочисленной в христианском мире. Епархии ААЦ расположены на всех континентах, а количество зависит от числа верующих в отдельно взятой стране. К примеру, на территории Африки ААЦ представлена лишь одной епархией, в то время, как в Европе их больше десяти. В России обоснованы Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. Современная Православная церковь России поддерживает дружеские отношения с Армянской Апостольской Церковью. Но евхаристического диалога ААЦ и РПЦ все же не имеют. А это подразумевает под собой невозможность православному человеку молиться в армянском христианском храме.

Армянский обряд в церкви

Одним из важнейших обрядов, характерным только для армянского христианства, является Матах, или приношение в благодарность к Богу. Смысл состоит в приношении милостыни бедным или больным людям. Любой желающий в качестве какой-либо просьбы или благодарения Бога может дать Матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся. Причём, родных или богатых людей приглашать на Матах запрещено.

Структура армянской церкви

Высшую ступень иерархической лестницы в ААЦ занимает Католикос. В его власти: благословение новых законов и новых праздников, освящение миро, основание новых епархий. Следующий церковный сан — это епископ, он обязан принять монашеский постриг и иметь учёную степень. Епископы возглавляют епархии.

Основное звено церковной жизни составляют священники. Они ответственны за духовное воспитание верующих, совершение богослужений и осуществление Таинств. Дьяконы и чтецы призваны оказывать помощь священникам.

Армянский церковный календарь

Так же, как и католики, последователи армянского христианства придерживаются григорианского летоисчисления. Большинство праздников армянского церковного календаря являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели. Соответственно, дата празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха, или, по-армянски — Затик. День рождения Христа армяне отмечают, согласно христианского порядка — 6 января.

Уже много веков между Армянской Апостольской Церковью и русским православием нет церковного единства, но это не разрушает близость духовных идеалов и общую систему ценностей. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет богатую историю, продолжающуюся уже более двухсот лет. В ряде крупных городов на юге России воздвигнуто множество армянских церквей. На территории РФ зарегистрированы 27 общин ААЦ, они входят в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Армяне в России продолжают традиции Армении и относятся к Армянской Церкви.

Известные грузины

Грузины подарили миру множество выдающихся личностей. Среди родившихся в XX веке можно отметить целую плеяду талантливых деятелей искусства и культуры. В сфере кино прославились актер Вахтанг Кикабидзе, ставший народным любимцем после фильма «Мимино», импозантный Олег Басилашвили, режиссеры Георгий Данелия и Отар Иоселиани. Последний получил премию Каннского фестиваля за фильм «Листопад», а Данелия снял всеми любимые фильмы «Я шагаю по Москве» и «Кин-дза-дза!».

Культовым писателем стал Григорий Чхартишвили, правда, большинство знает его под псевдонимом Борис Акунин. Не менее известны скульптор Зураб Церетели, выдающийся артист балета Николай Цискаридзе и популярный танцор Евгений Папунаишвили.

Отметились грузины и в политике: на весь мир известны имена Иосифа Сталина, Лаврентия Берии и Григория Орджоникидзе. Огромный вклад в медицину внес хирург Лео Бокерия, разработавший уникальную методику проведения операций на сердце.

Известные на весь мир своими вокальными данными грузины покорили эстраду. Среди известных имен стоит отметить Тамару Гвердцители, Зураба Соткилаву, Сосо Павлиашвили, Константина и Валерия Меладзе, Кети Топурию, Григория Лепса (Лепсверидзе).

В сфере телевидения и СМИ нельзя не сказать про эпатажных Тину Канделаки и Отара Кушанашвили.

История происхождения грузинского народа

История происхождения населения Грузии складывалась, как мозаика из множества источников. Это археологические раскопки, кропотливое изучение летописей, языковые и генетические исследования. Вкупе они показали, что древние предки грузин были коренными жителями Кавказа. Основа этого народа — местные карвельские племена, постепенно объединявшиеся, укрупнявшиеся, частично дополняющиеся пришлыми народами, и снова распадавшиеся на новые общности.

Прокарвельский язык, например, стал исчезать во II тыс. до н. э., когда из него начал выделяться сванский. В VIII в. до н. э., эта же участь постигла мегрело-чанские языки, значит, что-то разделило народы, и каждый стал жить и развивать свой язык самостоятельно.

Например, восточногрузинские племена, спустившиеся к Черному морю, вклинились в западногрузинские племена, разделив их на две части. Те постепенно сформировали мегрельскую и лазочанскую группы, что хорошо прослеживается и сейчас.

В Западном Закавказье сформировались племена колхов и саспейров. Первым принадлежал южный берег Черного моря до Трапезунта, вторым – верховья реки Чороха. Затем в IV в. до н. э. колхи, присоединив соседей, создали полноценное Колхидское царство. То самое, куда за золотым руном ходили аргонавты во главе с Ясоном.

Восточногрузинские племена, чуть позже в III в. до н. э. создали собственное царство – Картлийское, в районе Мцхета. Это не менее известная, благодаря античным авторам, Иберия. Кстати, она со временем завоевала и Колхиду, что сделало ее соседом Кавказской Албании, чей народ, по данным генетиков тоже поучаствовал в этногенезе грузин. Примерно к VIII-X веку нашей эры, три близкородственных объединения племен: карты, мегрело-чаны и сваны окончательно объединились, и сформировался тот грузинский народ, который мы знаем сейчас.

Интересно, что удаленность Грузии от основных миграционных путей способствовала заметной демографической однородности населения. Темные волосы, крупный нос с горбинкой, карие глаза, смуглое лицо — вот как люди, не бывавшие на Кавказе, представляют себе грузин.

Между тем около 30% из них являются голубоглазыми блондинами со светлым оттенком кожи. Что, впрочем, характерно и для других горцев – аварцев, чеченцев и т.д., среди которых много рыжеволосых, золотоволосых и русоволосых людей, а такого ярко-голубого или зеленого цвета глаз, не встретишь и у славян. Это становится настоящим открытием для тех, кто впервые приезжает на Кавказ.

Народы Грузии окончательно присоединились к России в 1801 году. Этому предшествовало немало военных и политических коллизий – крупные государства региона отчаянно пытались завладеть Кавказом.

Небольшое христианское государство имела дилемму – попасть под власть Персии или Турции, что означало исламизацию или уйти под руку православной Российской империи и сохранить, если не независимость, то свою веру. Они выбрали второе, и, несмотря, на не всегда продуманные действия российских чиновников и прочие трудности, отлично вписались в эту многонациональную империю, сохранив веру, менталитет, национальную идентичность.

Вместе с другими российскими народами они пережили все трудности XIX – XX веков, дав стране выдающихся полководцев, ученых, культурных деятелей, а также одного из самых талантливых руководителей — Иосифа Виссарионовича Джугашвили – Сталина, которого грузинский народ не прекратил почитать, даже когда, после развенчания «Культа личности», от него отвернулись все остальные.

Сейчас, несмотря на то, что известна вся правда об этом политическом деятеле, его популярность на территориях бывшего СССР активно растет. Секрет ее прост – люди начали оценивать его по оставленному наследию, трезво и взвешенно. Примерно как китайцы своего Мао Цзэдуна – да, были ошибки и серьезные, но в целом для страны и народа сделал куда больше хорошего, чем плохого.

Некоторые исследователи считают, что в конце XX века, после развала СССР, Грузия пошла своим путем, странным и извилистым, разрывая связи со старыми друзьями и пытаясь приобрести новых. Итог: авантюристы у власти, гражданские войны, потеря двух крупных регионов, разрыв торговых связей с Россией.

Другие же, наоборот, дают высокую оценку проделанной грузинскими властями работе по борьбе с коррупцией и сближению с ЕС. Европейские власти оценили это, и в начале 2017 года отменили визы для граждан Грузии. Нынешний президент Георгий Маргвелашвили и все высшее политическое руководство страны не скрывает своих целей — вступление в ЕС и НАТО.

Жизнь

Традиционно горные грузины занимались скотоводством: чаще овцеводством, реже выращивали коней и крупный рогатый скот. На равнинах преобладало пашенное земледелие. Основными культурами были пшеница, рис, рожь, чечевица, овес, просо, кукуруза. Грузины занимались пчеловодством, огородничеством, собирали дикорастущие травы. Особую роль в жизни грузин всегда играло виноделие: часть исследователей полагает, что именно предки картвелеби первыми в мире научились делать вино. Без него не обходится ни оно застолье, им обязаны угощать гостей и делать для собственного использования. Существовала и культура винопития. Например, выпивать бокал всегда следовало до дна, для особых случаев в качестве стакана использовался полый козий или бараний рог. Существовала и поговорка: если от вина ты загрустил, значит ты не грузин.

В XX веке стали выращивать экзотические культуры: лавр, табак, цитрус, чай. Не зря в советские годы Грузию называли «главной по праздникам»: к Новому году она обеспечивала страну мандаринами и апельсинами, к другим праздникам — вином, табаком и чаем. Процветали ремесла: мужчины славились мастерством обработки металлов, дерева и рогов животных, производили великолепные ювелирные крашения. Женщины занимались ткачеством, производили шерстяные и шелковые материи, занимались художественной набойкой тканей. Во всех регионах ценилась роскошная вышивка золотой нитью.

Религиозная демография

Общая площадь страны составляет примерно 25 900 квадратных миль (69 700 км²), а население (по состоянию на 2014 год) составляет 3,7 миллиона человек.

Согласно переписи населения 2014 года, 83,4% населения Грузии считали себя православными христианами , 10,7% мусульманами , 3,9% армянами-апостолами и 0,5% католиками . Православные церкви, обслуживающие другие негрузинские этнические группы, такие как русские и греки, подчиняются Грузинской православной церкви. Негрузинские Православные Церкви обычно используют язык своих прихожан.

Кроме того, есть небольшое количество верующих, в основном русских, из двух инакомыслящих христианских движений: ультраортодоксальных старообрядцев и духовных христиан ( молокан и духоборов ). Большинство этих групп покинули страну с середины 1980-х годов.

При советской власти (1921–1990) количество действующих церквей и священников резко сократилось, а религиозное образование стало практически полным. Членство в Грузинской православной церкви заметно увеличилось с момента обретения независимости в 1991 году. Церковь содержит 4 духовных семинарии, 2 академии, несколько школ и 27 церковных епархий; в нем 700 священников, 250 монахов и 150 монахинь. Католикос-Патриарх всея Грузии , Илия II , с его места в Тбилиси , руководители церкви.

Несколько религий, включая Армянскую апостольскую церковь, католическую церковь, иудаизм и ислам , традиционно сосуществовали с грузинским православием. Большое количество армян проживает в южном регионе Джавахети, где они составляют большинство населения. Ислам распространен среди азербайджанских и северокавказских этнических общин в восточной части страны, а также встречается в регионах Аджарии и Абхазии .

Иудаизм , существующий с древних времен, исповедуется в ряде общин по всей стране, особенно в крупнейших городах Тбилиси и Кутаиси. Приблизительно 8000 евреев остаются в стране после двух крупных волн эмиграции, первой в начале 1970-х годов и второй в период перестройки в конце 1980-х годов. До этого, по оценкам еврейских официальных лиц, в Грузии было около 100 000 евреев. Есть также небольшое количество лютеранских верующих, в основном среди потомков немецких общин, которые впервые поселились в стране с 1817 года. Небольшое количество этнорелигиозных групп езидов проживало в стране на протяжении веков.

Библиография

  • WED Allen (1970) Посольства России при грузинских королях, 1589–1605, Hakluyt Society , ISBN  978-1-4094-4599-9 (hbk)
  • Истмонд, Энтони (2010), Королевские образы в средневековой Джорджии, Penn State Press
  • Суни, Р.Г. (1994), Создание грузинской нации, Indiana University Press, ISBN  978-0253209153
  • Ланг, DM (1966), Грузины, Темза и Гудзон
  • Рэйфилд, Д. (2013), Edge of Empires: A History of Georgia, Reaktion Books, ISBN  978-1789140590
  • Рапп, С.Х. младший (2016) Сасанидский мир глазами грузин, Кавказ и иранское содружество в позднеантичной грузинской литературе, Государственный университет Сэма Хьюстона, США, Routledge
  • Toumanoff, C. (1963) Исследования по христианской истории Кавказа, издательство Джорджтаунского университета

В Грузии исповедуют религию христианство, но есть и другие

Любое христианство протекала нелегко, христиане, как и в любой другой стране, подвергались постоянным гонениям. Но стоит подумать о том, что неужели именно во всей Грузии принято только христианство? К сожалению, конечно же, нет.


Православный храм на территории Тбилиси в честь святого Георгия

Основной религией Грузии считается христианство, но по ее территории разбросаны много других достопримечательности, которые принадлежат другим религиозным течениям. К этим местам относятся мусульманские мечети, общины, католические церкви и многое другое.


На территории Грузии можно увидеть мечети. На данном фото изображена Мечеть Ахмадийе. Фото: img.lookmytrips.com

Так как официальной религией все-таки было выбрано христианство, парламент страны принял поправку в кодексе, которая позволяла равноправно существовать любым религиозным течениям и организациям, которые имеют официальный статус.

Например, в Тбилиси есть площадь, которую называют «пятеркой», то есть площадь 5 церквей. Почему ее так назвали? Потому что на одном месте расположен православный храм, армянская церковь, католический собор, синагога и мечеть.

Грузины также относится с уважением и к другим религиям, не только к православию. В этом месте довольно много мусульман. Также здесь можно встретить абхазов и грузин, южных и юго-западных районов, которые исповедуют ислам.

После этого в состав верующих людей в Грузии распределился именно таким образом:

65%

населения Грузии исповедают православие

  • православие составляет 65% от общей численности населения Грузии;
  • католицизм занимает 2%;
  • ислам занимает 10%;
  • а вот, иудаизм, атеизм и другие течения занимают оставшуюся часть.

Как мы видим, религиозная история Грузии полна очень интересных и удивительных событий, которые заслуживают внимания. Тот, кто хочет посетить Грузию по ее святым местам может прекрасно провести время. Это будет интересно не только представителям христианского течения, но и людям, которые исповедуют совсем другие религии.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Раннее христианство

Еще в I веке н. э. в Грузии жила блаженная Сидония, которая уверовала в Спасителя при Его жизни. Когда ее брат раввин Илиоз получил из Иерусалима известие о суде над Иисусом, то он спешно должен был выехать к месту тех событий по указанию Первосвященника. Сидония попросила брата о том, чтобы он привез ей хоть что-нибудь, к чему прикасался Спаситель. Случилось так, что Илиоз, приехав в Иерусалим, успел только к моменту казни Христа, на которой присутствовал. После того как римские легионеры сняли тела казненных, все вещи которых (по обычаю) они имели право забрать себе — Илиоз выкупил у солдат хитон Господа.

Вернувшись в Мцхету (древнюю столицу Грузии), он передал его сестре. Сидония прижала его к сердцу и покинула этот мир. Ее так и похоронили вместе с хитоном Спасителя. Сегодня на этом месте находится собор XI века, именуемый «Животворящий столп».

Это одно из самых посещаемых святых мест в Грузии и величайшая реликвия Грузинской православной церкви. Но до пришествия христианства в Грузию оставалось около 200 лет.

христианство

Страница из редкой грузинской Библии , датируемой 1030 годом нашей эры, изображающая воскресение Лазаря.

Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. Это стало государственной религией Картли (Иберия) в 337. Превращение Картли в христианство зачисляется св.Нино из Каппадокии . Грузинская Православная Церковь , первоначально часть Антиохийской Церкви , получила свою автокефалию и разработала свое доктринальное специфику постепенно между 5 и 10 веками. Библия была также переведена на грузинский язык в 5 — м веке, как грузинский алфавит был разработан для этой цели. Как и везде, христианская церковь в Грузии имела решающее значение для развития письменного языка, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. С первых веков нашей эры в Грузии широко практиковались культ Митры , языческие верования и зороастризм .

Христианство постепенно вытеснило все прежние религии, кроме зороастризма, который стал в некоторой степени второй установленной религией в Иберии после мира в Ацилисене в 378 году, который навсегда поставил грузин на передовую линию конфликта между исламским и христианским миром . Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После того, как Грузия была присоединена к Российской империи , то Русская Православная Церковь взяла на себя грузинскую церковь в 1811 году.

Грузинская церковь восстановила автокефалию только после того, как в 1917 году закончилось русское правление

Однако советский режим , правивший Грузией с 1921 года, не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла с собой жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения

Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские постройки. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и поискам грузин для выражения религии вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа , критиковали коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых храмов, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская православная церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства после восстановления независимости Грузии в 1991 году. Это не государственная религия, но ее особый статус признан Конкордатом 2002 года .

Помимо Грузинской православной церкви, христианство в Грузии представлено последователями Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви , а также Грузинской католической церкви, которая в основном следует латинскому или армянскому обряду.

Исследование 2015 года оценивает примерно 1300 верующих христиан из мусульманского происхождения в стране, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма.

Современное положение

В настоящий момент юрисдикция ГПЦ распространяется на всю территорию Грузии, а также на часть своей паствы в областях Турции, Армении и Азербайджана недалеко от государственных границ. Ее символом является крест со слегка опущенными боковыми перекладинами – «крест святой Нино». Богослужение ведется на грузинском языке.

Вот уже более 40 лет предстоятелем Грузинской церкви является католикос-патриарх Илия II. Членами церкви являются в большинстве своем грузины, а также представители других народов: русские, абхазы, греки, армяне-халкидониты. По поводу последних напомним, что Армянская апостольская церковь в том числе по политическим причинам отделилась от Вселенской православной церкви в 451 году, когда из-за военных действий ее легаты не смогли приехать на Четвертый (Халкидонский) Вселенский собор, осудивший монофизитскую ересь.

Монофизитство признает только одну, Божественную, природу Иисуса Христа, а не две, Божественную и человеческую, как учит православная церковь. Армяне не приняли учение, выработанное на Халкидонском соборе, поэтому их церковь называется дохалкидонской или монофизитской и этим отделяется от православных церквей, в том числе русской и грузинской. Интересно, что поначалу и Грузинская церковь придерживалась той же позиции, что и армянская, так как видела в решениях четвертого Собора возврат к осужденной ранее ереси несторианства. Однако в 607 году признала решения Халкидона и порвала с армянами.

В отличие от Конституции РФ, в грузинской Конституции закреплено доминирующее положение ГПЦ, поэтому православие играет важную роль во внутренней жизни страны. Например, государство приурочивает помилование осужденных к большим церковным праздникам. Также замечательной традицией является ежегодное крещение младенцев лично Илией II.

Отношение к ЛГБТ

Жители Тбилиси и Батуми чего только не насмотрелись в бесконечных потоках туристов, однако даже у них до сих пор не наблюдается толерантность к представителям нетрадиционных сексуальных отношений. Что уж говорить о других городах и глубинке?!

К тем, кто своим внешним видом и/или поведением демонстрирует нетрадиционную ориентацию большинство грузин проявляют пренебрежение, неуважение, агрессию и даже могут избить. И это при том, что страна старается держать курс на европейские ценности, и что с 2000 года гомосексуальные отношения в Грузии считаются легальными (до этого уголовно наказывались), а примерно с 2012 года в крупных городах проводились небольшие акции и шествия в защиту прав ЛГБТ (но ничем хорошим они не заканчивалось). Что интересно, наибольшее неприятие и агрессию по отношению к сексуальным меньшинствам проявляет духовенство и глубоко религиозные люди. Поэтому Грузия пока не относится к ЛГБТ-френдли странам.

Другие конфессии

Сделав акцент на том, какая религия в Грузии самая распространённая, следует упомянуть и другие конфессии на её территории.

Значительное влияние в Грузии имеет Григорианская церковь. Она имеет около пятисот тысяч прихожан, принадлежащих к армянской диаспоре.

Второй по численности конфессией являются мусульмане. Их в Грузии проживает более четырёх тысяч, в основном в Аджарии и Нижнем Картли.

Католическая община здесь немногочисленна – около сотни тысяч человек. Большинство из них проживает на юге страны.

Существует в Грузии и старинная, но совсем небольшая иудейская конфессия. По преданиям, первые евреи пришли на эти земли после того, как пал Иерусалим в VI веке до н.э.

Современная Грузия считается поликонфессиональным государством. Конституция официально закрепляет положение о свободном вероисповедании, хотя и подчёркивает выдающуюся роль православия в жизни страны.

Православие

Здесь популярно предание, согласно которому для апостольской проповеди Божья Матерь должна была отправиться в Грузию, неся в новые земли учение своего божественного сына. Поэтому Пресвятая Богородица стала покровительницей этой страны. Но ей суждено было остаться в Иерусалиме, а её заменил апостол Андрей, который нёс с собой её нерукотворный образ, с которым и обошёл села и города Грузии, проповедуя Евангелия. В городе Ацкури (рядом с нынешним Ахалцихе) молитва апостола воскресила покойника, после чего жители города поторопились принять Святое Крещение. Здесь апостол и оставил икону Богородицы. 28 ноября в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы отмечается церковный праздник. Об этих событиях вещают грузинские, греческие и латинские церковные летописцы. В тот период Грузия состояла из двух государств: Иверии (Картли) на востоке и Колхиды (Эгриси) на западе. Апостол Андрей обошёл с проповедями обе части.

Первые христиане в Грузии также подвергались гонениям. Но после проповеди в 327 году Святой равноапостольной Нины православие стало в Грузии официальной религией. Она во исполнение воли Святой Богородицы пришла из Иерусалима в Грузию, где окончательно утвердила христианство. Святая Нина была инициатором строительства многих храмов, посвящённых Георгию Победоносцу, который был избран Грузией в качестве небесного покровителя.

Нешвенный хитон Христа (плащаница) является древнейшей грузинской святыней, он хранится в Мцхетском соборе, который веками был и продолжает быть духовным центром грузин. Здесь стоит кафедральный собор Светицховели, посвящённый 12 апостолам. Другой древней святыней Грузии является могила Симона Кананита, который приходился апостолу Андрею спутником и учеником.

С момента прочного вступления на путь христианства в IV веке Грузия непоколебимо стояла на защите учения Христа. А врагов-завоевателей и иноверцев было много: иранцы, арабы, монголо-татары, турки-сельджуки, османы – все они пытались насадить в Грузии свою религию. Множество людей – духовного звания и обычных граждан – приняли мученическую смерть за христианскую веру. Беспримерным в мировой истории стал случай, когда венец мученика приняли одновременно около 100 000 человек – жителей Тбилиси, отказавшихся исполнить волю хорезмского шаха Джалалетдина, потребовавшего пройти по разложенным на мосту иконам и осквернить их. Тогда за отказ казнили всех, в том числе детей и стариков, а было это в 1226 году. В Грузии их память поминается 13 ноября. Орда Тамерлана в 1386 году умертвила монахинь Квабтахевского монастыря, а во время нашествия шаха Аббаса в 1616 году 6 тысяч монахов Давид-Гареджийского монастыря приняли мученическую смерть. Грузия этими событиями подала христианскому миру пример самопожертвования и стойкости в защите своей веры.

Какие мусульманские народы живут в Грузии

Помимо правоверных из числа этнических грузин, ислам в Грузии представлен азербайджанцами, чеченцами-кистинцами, лезгинами, турками-месхетинцами, аварцами а также татарами, лакцами, мусульманами-абхазами… Есть даже армяне-мусульмане, именуемые хемшилами. И, конечно, анатолийские турки, арабы и персы, которых, впрочем, не так много. На сегодняшний день количество мусульман в трехмиллионной Грузии составляет, по разным оценкам, до полумиллиона человек. Большинство — местные азербайджанцы, проживающие на юго-востоке страны.

Лазы

Вторые же по численности — собственно грузины-мусульмане Аджарии, в основном сунниты. Они проживают в горных районах бывшей автономии. Их число, по некоторым данным, составляет свыше 100 000 человек. Правда, далеко не все аджарцы — мусульмане. Множество представителей этого субэтноса являются православными христианами. Количество лазов в Грузии не слишком большое, основная часть этих грузин-мусульман проживает на территории современной Турции, там их число достигает нескольких сотен тысяч человек. Точных данных нет, так как в Турции не ведется учет этнической принадлежности граждан. Кстати, президент страны Реджеп Тайип Эрдоган является потомственным лазом. Широко разошлось его высказывание по этому поводу:

Реджеп Тайип Эрдоган

С лингвистической точки зрения лазы близки к мегрелам, однако по религии в отличие от последних, в основном мусульмане-сунниты. В Турции этот субэтнос грузин проживает в восточных районах Причерноморья.

Месхи

Месхетинские этнографические группы ныне расселены в грузинском регионе Самцхе-Джавахети и в северо-восточной Турции. К месхам относят проживающих в Аджарии аджарцев, которые сформировались в виде отдельной этнографической группы в высокогорном ущелье реки Аджарисцкали. Порой их путают с турками-месхетницами, которые были депортированы Сталиным с Кавказа летом 1944 году. Между ними есть этнические различия. Большинство специалистов считают турок-местехинцев (сами себя они называют турки ахыска) потомками автохтонного населения региона Месхетия, смешавшихся с тюркскими племенами. В результате они и сами стали тюркоязычными. В отличие от месхетинцев, которые говорят на одном из грузинских диалектов.

В Иверии святая Нина исцеляла людей своими молитвами

В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках. Очень скоро о ней узнали повсюду. Она оказывала помощь многим страждущим людям.

Когда узнали о её помощи людям, к ней стали стекаться больные и хромые. Призывая имя Господне, святая Нина исцеляла их, и рассказывал им о Боге, который сотворил небо и землю. Эти проповеди о Христе и чудеса, которые совершала святая Нина, ее добродетельная жизнь, стали действовать на жителей Иверии. После этого многие из грузин уверовали в истинного Бога и приняли крещение.

Таким образом, святая Нина обратила ко Христу в Грузии и самого царя Марианна. До этого он был язычником. Тогда же из Константинополя были вызваны епископы и священники, был построен первый в мире храм во имя Святых Апостолов. То время уже почти вся империя приняла христианство.


На данном изображении мы можем увидеть крещение Грузии. Тогда же и был построен первый православный храм в Грузии во имя Святых Апостолов благодаря святой Нине. Фото: deva-apostol.moseparh.ru

Но святая предпочитала больше жить в уединении. Она продолжал обращать в христианство всех идолопоклонников. Жила она много лет на горе, после чего решила отправиться в Кахетию. В Катехии она обратила в христианство саму царицу Софию.

14 января 335

святая Нина скончалась

После кончины святой Нины царь Мариан, некогда принявший христианство, воздвиг храм во имя великомученика Георгия. Великомученик Георгий был дальним родственником самой святой Нины. Именно поэтому религия в Грузии считается православный, и это заслуга святой равноапостольной Нины. Именно она в свое время обратила всех грузин к христианству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector