Могила наполеона

Дом инвалидов в Париже: фото

Для того чтобы насладиться божественной архитектурой зданий, величием собора, а также невероятной красоты парком, конечно, нужно отправиться в Париж. Особенно прекрасно сооружение в осенний и весенний периоды, когда парк становится совершенно различным.

Сегодня, благодаря возможностям интернета, можно найти много отличных фотографий собора, но именно в местном музее хранятся уникальные картины и фотографии, сделанные еще в прошлых веках. Все архитектурные произведения показаны как до, так и после реставрации.

На данных фотографиях продемонстрированы основные строения Дома инвалидов в Париже, собор, парк, а также прочие детали, которые смогут заинтересовать настоящих эстетов.

Архитектура Дома инвалидов в Париже

Дом Инвалидов в Париже: от богадельни до музея

Удивительно, как ловко время радикально меняет статусы и приоритеты. Когда в 1670 г. Людовик XIV (король-солнце) отдал приказ на строительство приюта для ветеранов войны, а по сути – богадельни, он лишь хотел убрать с улиц больных и обездоленных ветеранов войны, которые вынуждены были выживать, прося милостыню. Однако Дом Инвалидов в Париже (L’hôtel national des Invalides) однажды превратился в усыпальницу Наполеона Бонапарта I, а ныне это еще и величественный архитектурный памятник с музейными залами.

Находится он в 7-м округе столицы напротив Гран Пале и Пти Пале по другую сторону Сены. От реки и моста Александра III в Государственный Дом Инвалидов ведет широкий бульвар, имеющий площадь 500×250 м, спроектированный некогда по заданию короля французским дизайнером и архитектором периода раннего рококо – Робертом де Котом. Улица окружена ухоженными газонами и аллеями деревьев, не перекрывающими ход к торжественному, со строгими классическими линиями зданию с позолоченным куполом и высоким шпилем.

Внутренний же двор – одно из немногих больших и открытых пространств в Париже, где периодически проходят парады и другие массовые мероприятия. Также тут размещается несколько иностранных посольств и Министерство иностранных дел.

5.

Наполеон в 1806 году. Фрагмент(XIX век).
Брюс Гимельсон также решил продать свои владения и выставил их на аукцион Кристи, однако наотрез отказался продавать свою коллекцию по частям, запросив за все баснословные деньги. Аукцион не пошел на такую сделку, и Гимельсон попытался самостоятельно найти покупателя для всего этого добра. Увы, тщетно. Даже правительство Франции отказалось покупать у него личные вещи Наполеона – то ли доказательства их происхождения были недостаточно убедительными, то ли цена была не очень адекватной. Так или иначе, почти десять лет безуспешных попыток продать коллекцию привели Гимельсона все же к решению поделить ее на части и продать экспонаты отдельно. За всё про всё он получил 100 тысяч долларов.

Собор Дома инвалидов и гробница Наполеона

В отличие от своего северного соседа, Солдатской церкви, этот Собор с коринфскими колоннами, пилястрами и помпезными фресками, представляет собой великолепный образец архитектурного изыска.

Здесь, в стеклянной крипте прямо под куполом Собора, находится гробница Наполеона. Прах Наполеона I (Бонапарта) покоится в саркофаге из темно-красного гранита, в окружении статуй-стражей, символизирующих его военные победы.

Сверху крипту окружает круглая галерея, украшенная фризами с изображением гражданских достижений императора, под которыми приводятся высказывания самого Наполеона Бонапарта, отражающие его непомерное тщеславие (впрочем, часто оправданное), например: «Своей простотой мой кодекс принес больше добра Франции, чем все предшествующие законы» или «В какую бы сторону ни падала тень моего правления, везде она оставляла следы его значимости».

Тень Наполеона вновь появилась в Париже года в день, когда катафалк, доставивший его прах с острова Святой Елены в Париж, проехал по улицам города в Собор Дома Инвалидов через только что завершенную Триумфальную арку.

В то время, когда правителем Франции был представитель династии Бурбонов Луи-Филипп и племянник Наполеона Луи-Наполеон сидел в тюрьме за попытку организации переворота, предпринятую за четыре месяца до этого, бонапартисты общей численностью до полумиллиона свободно вышли на улицы, чтобы проводить своего императора в последний путь.

Виктор Гюго так говорил об этом дне: «казалось, будто весь Париж переместился в одну часть города, как вода в вазе, которую наклонили». Пожалуй, даже большее впечатление, чем усыпальница Наполеона, производит довольно простая по оформлению гробница маршала Фоша, главнокомандующего союзными войсками в Первой мировой войне, которая находится в боковой часовне у лестницы, ведущей в крипту.

В помещение часовни сквозь витражи проникает голубоватый свет, озаряющий бронзовый монумент: он изображает исполненных печали пехотинцев, которые провожают в последний путь тело своего маршала.

Это интересно: Как попасть в Мулен Руж, сколько стоит билет?

Красный камень не хочет во Францию

Годом раньше, в 1847 году в Петрозаводск прибыл инженер-механик итальянского происхождения синьор Буятти. От имени правительства Франции он просил большой блок малинового кварцито-песчаника (шокшинского порфира). Французам он приглянулся за способность идеально полироваться и за насыщенный ровный цвет. Именно из него они намеревались вытесать саркофаг для тела своего национального кумира. Весь август вепсские каменотесы добывали в каменоломне нужную глыбу и с облегчением вздохнули, когда Буятти жестикуляцией дал им понять, что вырубленный камень весом около 2,5 тысяч пудов и несколько блоков поменьше его устраивают! К причалу на Онежском озере подогнали баржу и паровой буксир, но на следующее утро 20 сентября шкипер отказался выйти в озеро. С северо-востока шла сильная волна, а через некоторое время с черного горизонта хлестанули белые снежные космы. Три дня не унималась метель, три дня ветер трепал бедную баржу, сорвав ее с якоря и прижав к каменистой отмели. Хорошо еще что судно не перевернулось и не сбросило в воду с таким трудом добытый камень.

Блок малинового кварцита, не очень годный для дела, зато на редкость насыщенного цвета. Фото: Из личного архива Николая Кутькова

Внешнее убранство

На центральном барельефе Родина по-матерински вручает своим детям венцы. Слева ее дар принимают граф и масон Мирабо, писатель и богослов Фенелон, адвокат Мальзерб, морской министр Монж, небезызвестный генерал Карно, публицист и политик Манюэль, а также химики Лаплас и Бертоле. За ними в очередь выстроились естествоиспытатель Кювье, живописец Давид, лекарь Биша и философ Руссо.

Париж (Пантеон), внешнее убранство!

Справа венки раздаются воинам империи и республики, среди которых генерал Бонапарт, а не прославленный император; привалившийся к своему ружью престарелый гренадер и юный барабанщик из Акрополя.

Под портиком красуются скульптурные группы авторства Мендрона. Одна композиция посвящена Святой Женевьеве в момент, когда она взывает к Аттиле с мольбой помиловать Париж-Лютецию. Вторая изображает крещение царя Хлодвига.

Строительство и реконструкции Большого дворца

Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.

Большой Гран-Пале в Париже

Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.

Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.

Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.

Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.

В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.

После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.

На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.

Дворец Гран-Пале в Париже

Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.

Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.

Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».

Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.

Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.

С этой книгой читают

Тайна египетской гробницыАгата Кристи Маллован

В сборник «Тайна египетской гробницы» входят остросюжетные рассказы «Тайна египетской гробницы», «Похищение королевского рубина» и «Ожерелье танцовщицы» всемирно…

3.9
 (1)

Гробница АнубисаФредерик Неваль

О человеке по прозвищу Гелиос известно лишь, что он очень богат и коллекционирует уникальные древние артефакты.

Шантажом и угрозами он вынуждает знаменитого археолога…

4.1
 (3)

Наполеон. Попытка № 2Никонов Александр Петрович

Программа «Word» не исправляет слово «наполеон», написанное с маленькой буквы, потому что это слово уже давно шире, чем просто имя. Наполеон – это коньяк… Наполеон – это…

4.3
 (1)

Гробница ГеркулесаЭнди Макдермотт

Геркулес. Величайший герой античности.

Большинство ученых считают его лишь персонажем мифа, но археолог Нина Уайлд, обнаружившая руины древней цивилизации атлантов,…

4.4
 (3)

Наполеон БонапартМанфред Альберт Захарович

Книга доктора исторических наук А.З. Манфреда — это политическая биография французского буржуазного государственного деятеля и полковника Наполеона Бонапарта. Опираясь на…

4.6
 (5)

НаполеонМережковский Дмитрий Сергеевич

«… Показать лицо человека, дать заглянуть в душу его – такова цель всякого жизнеописания, „жизни героя“, по Плутарху.

Наполеону, в этом смысле, не посчастливилось. Не…

4.6
 (2)

Войны и сражения эпохи Наполеона, 1792-1815Брюс Роберт, Дикки Йен, Павкович Майкл, Кайли Кевин, Шнейд Фредерик

Книга «Войны и сражения эпохи Наполеона. 1792-1815» представляет собой исследование вопросов тактики и способов боевых действий армий и флотов разных стран в период…

4.5
 (4)

Пирамиды НаполеонаДитрих Уильям

Франция, начало XIX века. Американец Итан Гейдж, приехавший в Париж по делам, выигрывает за карточным столом старинный медальон, якобы сделанный в Египте и принадлежавший…

3.5
 (3)

Кратко об истории Дома Инвалидов

Дом Инвалидов один из многочисленных исторических и архитектурных памятников Парижа, который легко узнать по его золотому гигантскому куполу. За все годы своего существования с 1670 за редкими исключениями он являлся частью комплекса военных зданий Парижа. Большинство туристов в первую очередь приходит сюда, чтобы побывать у гробницы Наполеона I, которая расположена в здании ровно под куполом. Однако это не единственное достоинство Дома Инвалидов. Помимо захоронения великого полководца и императора Первой империи, здесь также находятся 5 музеев, 4 из которых посвящены военной тематике:

  • Музей планов и рельефов,
  • Музей армии,
  • Музей ордена Освобождения, посвященный истории освободительного движения, организованного Шарлем де Голлем,
  • Музей современной истории и Музей Шарля де Голля, который является самым молодым из пяти, он был открыт только в 2008 году.

Госпиталь Дома Инвалидов и апартаменты проживающих здесь ветеранов войны, для публики, конечно же, закрыты. На сегодняшний день, как рассказывают гиды, здесь расквартированы около сотни бывших военных, которые живут на полном пансионе государства за свою службу во имя Отечества. А госпиталь действует и по сей день. Также сегодня именно здесь располагается военный комендант Парижа.

История Дома Инвалидов уходит своими корнями в далеко прошлое, во времена правления Людовика XIV. Дом был построен как госпиталь и пристанище для ветеранов, которые получили увечья в сражениях во имя Франции. До 1670 года солдаты, вернувшись с войны, часто заполняли улицы города, попрошайничая на каждом углу и нарушая таким образом социальный порядок, по мнению короля. И для того, чтобы показать народу свою заботу о нём, предоставив недееспособным или разорившимся солдатам достойное место для проживания, король приказал начать строительство военного госпиталя в городе. Он был рассчитан на 2000 человек, но количество солдат, проживавших здесь, по факту это число значительно превышало.

Интересно, что со временем появились условия проживания: в Доме Инвалидов могли получить пансион только военные, отслужившие не менее 10 лет в армии, а позже срок был увеличен до как минимум 20 лет обязательной военной службы. Сам госпиталь был построен за три года, а вот строительство Собора и купола, который сегодня мы знаем как Собор Святого Людовика, растянулось на 30 лет из-за финансовых и политических препятствий различного рода.

Хотя во время революции здание и было очень сильно повреждено, архитектурный облик Дома Инвалидов был значительно сохранен с XVII века до наших дней. Революционеры взяли отсюда 32 000 орудий и 27 пушек, при помощи которых, в том числе, произошел штурм Бастилии. После этого орудия был возвращены.Наполеон I имел обыкновение проводить здесь официальные церемонии, как, например, вручение Ордена Почётного Легиона. Но давайте поговорим обо всём по порядку.

Гробница Наполеона Бонапарта I

В том, что первый французский император был гением, не возникает сомнений. О его способностях ходили легенды – якобы он мог читать со скоростью, превышающей 2 000 слов в минуту, а для полноценного сна хватало 2-3 часа в сутки, и полный сил он опять принимался за разработку грандиозных планов. Но запомнился Наполеон, как непревзойденный стратег и выдающийся полководец.

Гробница Наполеона в Доме Инвалидов

Поступив в 16-летнем возрасте в армию, к 34 годам он уже стал императором Франции, а в промежутке прославился многочисленными военными победами. Кроме этого, как правитель, он принял кодекс прав гражданина – Кодекс Наполеона, провел реформу налогообложения и образования, учредил государственную банковскую систему, узаконил католицизм, как основную религию, при этом разрешив свободу вероисповедания.

После нескольких поражений Бонапарт потерял авторитет, вынужден отречься от власти, был сослан в ссылку на остров св. Елены, где провел свои последние дни вдали от жены и сына, пока подорванное здоровье не свело его в могилу.

Но былые обиды на императора давно развеялись, и французы вновь гордятся, что им выпала честь быть соотечественниками столь выдающейся личности. Хотя запрет на культ Наполеона существовал еще долго, бонапартистам в 1840 году удалось убедить Луи-Филиппа перевести останки бывшего правителя во Францию согласно его желанию, чтобы похоронить на родине, а Дворец Инвалидов стал его последним пристанищем.

Имея 4-метровую длину, 5 метров высоту и ширину 2 метра, саркофаг, вырезанный из шокшинского кварцита малинового цвета, служит Наполеону поистине роскошным ложем, украшенным лавровыми венками. Он стоит на темно-зеленом гранитном постаменте в крипте собора, словно опальный правитель на своем троне продолжает возвышать над народом.

Могила Наполеона в Париже

Вокруг саркофага золотом расписаны его великие победы, но чтобы прочитать надписи, придется наклониться. Этот поклон императору – гениальная задумка архитектора Жан-Жака Прадье, работавшего над созданием усыпальницы. Его авторству принадлежат и 12 скульптурных изваяний богинь победы и 2 бронзовые статуи со скипетром, державой и короной – символами власти, охраняющие покой Бонапарта.

В круглом коридоре можно видеть и барельефы, рассказывающие о важных событиях и славных достижениях Наполеона. А неподалеку, вокруг главной гробницы, захоронены братья императора – Жерон с Жозефом и его единственный сын – Римский король «Орленок». Кроме родных, правителя окружают могилы генералов и маршалов, автора «Марсельезы» – Клода де Лиля, и сердца Вобана и Эммануэля Груши.

Внутренний дворик Малого Дворца

Внутренний дворик, который раньше был закрыт для посещения публикой, сейчас превращен в зимний сад с тремя бассейнами, экзотическими растениями и травами. В этом райском уголке приятно посидеть за столиком с чашечкой кофе и свежим круассаном, любуясь сводом, украшенным фресками, выполненными в манере времен Ренессанса. Эта техника была забыта, но Пол Бодуэн изобрел ее заново.

Дворик Малого Дворца

Заслуживают восхищения также оконные витражи и мозаичный пол галереи, павильона и ротонды на первом этаже, созданные в мастерской Giandomenico Facchina (1826-1923).

Стиль Petit Palais перекликается с Grand Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и взаимодополняют оформлением. Ар-нуво читается во всем – использовании стекла и металла, эмали, мотивах флористики, смелом способе самовыражения и стремлении создать то, что будет гармонично смотреться сейчас и через многие десятилетия.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

Архитектура Дома и Собора Инвалидов

Как и все достопримечательности,  Дом Инвалидов представляет интерес с архитектурной точки зрения.

Основная черта стиля – уход от случайностей и следование ясным, строгим и лаконичным формам, взяв за эталон античное искусство градостроения.

Хотя при короле-солнце это направление только начало развиваться, данное сооружение выдержано в сдержанных мотивах декоративного оформления, симметрии и простоте.

Это хорошо видно в дизайне фасада святилища, уходящего ввысь на 107 м и сочетающего геометрию круга с квадратом.

Выступающая зона имеет два яруса, украшенных колоннами, барельефами, геральдическими лилиями Бурбонов и статуями Карла великого и Людовика XIX авторства Куазево и Кусту.

Но особенно впечатляет купол со сложной конструкцией, вдохновивший в свое время зодчих, создававших свод Капитолия Соединенных Штатов.

Он словно состоит из двух слоев, где в центре внутреннего крова проделано окно, сквозь которое просматривается верхний, а также в нем есть ряд окон, и через них проникает свет, освещая купольную роспись.

Свод имеет 27 м в диаметре, а его верхушку украшает высокий шпиль.

Строительство церкви длилось гораздо дольше основного здания, и свою роль сыграло то, что Людовику не по вкусу пришлась идея Брюана.

В чем заключалась проблема, неизвестно, но, тем не менее, дальше правил балом Жюль Ардуэн-Мансар, который и придумал столь сложную систему куполов.

Фрески на потолке и стенах, природный камень и позолота делает помещение нарядным, а купол, на который в 1989 г. ушло почти 12 кг золота – настоящее произведение искусства.

При строительстве церкви не скупились на лучшие материалы, и с момента ее возведения реставрационные работы были незначительными, что свидетельствует о хорошо продуманной и собранной конструкции.

Именно королевская часть превращена в пантеон, где отдыхает от земных тревог великий Наполеон Бонапарт I, его братья, сын и приближенные генералы, прославившие свои имена в боях.

Хотя солдатский приход не может тягаться в богатом убранстве с королевским, он никогда не пустовал. В свое время его заполняли ветераны, обязанные посещать все церковные мероприятия, а сегодня это место для экскурсий.

Особенностью интерьера солдатской церкви является огромный орган XVII столетия.

Войти в здание можно со стороны Парадной площади, пройдясь мимо сотен массивных орудий и трофейных флагов на карнизе.

История строительства Дома Инвалидов

Война ассоциируется с храбростью, доблестью, лихостью и молодостью. Но мало кто задумывается над ее другой стороной – увечьем, страданием, старостью и потерей ориентиров в жизни ее участников за переделами поля боя.

Чем больше проходило военных кампаний, тем стремительней росло число ветеранов, ставших инвалидами. Проведя лучшие годы в обнимку с ружьем, мужчины уже не умели жить по-другому, и в мирное время оказались беспомощны.

Без работы и жилья они превращались в бродяг, попрошаек, воришек и склонных к насилию преступников.

Таким образом, он достигал нескольких целей одновременно – повышал собственный авторитет в глазах солдат, стимулировал молодых к военной карьере, предлагая им гарантию на безбедную старость, и облагораживал лицо города.

Выбранный пригород Грёнель возле Сены был наиболее подходящим местом, поскольку завозить материалы на строительную площадку удобнее всего по воде, да и территория у побережья оказалась достаточно просторной.

Проектом руководил зодчий Либераль Брюан. По его плану сооружение имело 5 дворов с центральным (королевским), имевшим обширную площадь.

Общее пространство Дома Инвалидов составляет 400х450 метров с коридорами, в сумме имеющими протяженность 16 км.

По задумкам здание должно было вмещать до 6 000 пенсионеров, но по ходу событий стало ясно, что реально разместить только 4 000 человек.

Чтобы ветераны могли в любой момент обратиться с благодарностью к Всевышнему и помолиться за своего короля, чьей милостью они нашли пищу и кров, при Доме Инвалидов строили церковь.

Проектировал ее все тот же Брюан, но монарх остался недоволен его идеей, и привлек к планам Жюля Ардуэна-Мансару, поручив также оформить госпиталь и павильоны у входа.

Сейчас, кроме всего остального, на территории Дома инвалидов находится и музей боевой славы.

В Соборе дома инвалидов в одном из залов находится саркофаг с телом Наполеона Бонапарта. Здесь же похоронены его братья и приближенные, а также известные французские военные.

Изначально Собор был построен одновременно со всем комплексом, но Людовику IV он не понравился и был издан указ о перестройке.
Собор в том виде, в котором его можно увидеть сейчас, был построен известным архитектором Жюлем Ардуэн-Мансаром. Он же отвечал за постройку госпиталя и центральных входных павильонов.

Раньше, на рубеже 18-19 веков на территории дома инвалидов проживало больше 4000 ветеранов, сейчас же численность снизилась до ста человек. На сегодняшний день это скорее мемориальный комплекс, который ежегодно посещает огромное количество туристов и любителей истории.

Музей планов и рельефов

Официальной датой основания музея считается 1943 год, но нить истории уводит нас в далекий 1668-й. Именно в это время военный министр Франсуа-Мишель де Летелье основывает свою коллекцию объемных макетов городов, защищенных укрепительными сооружениями. Его интересовали как сами укрепления, так и местность с ее особенностями, поскольку с тактической точки зрения эти данные очень важны.

Музей Рельефов

Разработкой же карт занимался инженер Вобан, чье сердце захоронено в некрополе Дома Инвалидов. За пару лет у него накопилась достаточно интересное собрание макетов, и Людовик XIV решил, что они приравниваются к секретным документам, а потому их держать следует под надежной охраной в Лувре.

Однако после смерти короля-солнце макетами больше никто не интересуется, и вспомнили о них только перед семилетней войной, тогда же Людовик XV приказывает их обновить.

Основная часть паноптикума обнародована в 1741-1748 годах – на них отмечали захваченные территории периода, когда Франция стала участником конфликта за австрийское наследство.

Следующее обновление карт и моделей состоялось в 1754 г., спустя 23 года они переезжают в Дом Инвалидов, а составляющей экспозиции становятся в 1943 г., когда организовывается Музей планов и рельефов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector