Таинственная история горы арарат

История появления радуги

Где находится гора Арарат, люди знали еще в ветхозаветные времена. Священному ведению способствовал рассказ о Всемирном потопе, который помещен в первой книге пророка Моисея — Бытие, с 6 по 9 главы.

Это печальная история моральной деградации первой человеческой цивилизации, ее отступничества от Божьих законов. Результатом стало сильнейшее наводнение и гибель всех людей. Спасся лишь праведный Ной со своим семейством.

События, предшествовавшие Потопу, наполнены фактами злодеяний людей, от которых «воскорбел» Сам Творец и пожалел о созданной им твари. Чтобы грех обезумевшего в похотях человечества не распространялся далее, Бог решил наказать его.

Но суд был отсрочен на целых 120 лет — это время строительства Ноем ковчега спасения. Все окружавшие праотца люди смеялись над ним, поскольку странным было видеть огромное судно посреди пустыни. Таким образом Бог призывал их к покаянию.

Но образумиться никто не захотел. Даже в последнюю неделю, когда избранные животные добровольно пришли к кораблю, все продолжали глумиться над Ноем.

После закрытия двери ковчега разверзлась бездна. 40 дней и ночей лил беспрерывный дождь, а вода пребывала 150 дней, пока не покрылись все самые высокие горы. 7 месяцев и 17 дней семейство со всей живностью спасалось на судне. Корабль же остановился на месте, где находятся Араратские горы.

Но прошел год, когда Ной смог покинуть ковчег. Армянское нагорье стало колыбелью нового человечества, Спасителем которого явится новый Ной — Иисус Христос, Сын Божий, а ковчегом спасения окажется православная церковь. В знак же того, что Бог примирился с людьми, Он показал на небе радугу, которую до Всемирного потопа никто не видел.

История

Эруптивная история

Хотя Арарат обычно считается спящим стратовулканом , похоже, что в исторические времена он проявлял некоторую активность. Предметы, а также человеческие останки, датируемые периодом от 2500 до 2400 г. до н.э. Н.э. , то есть датируемые началом бронзового века , были обнаружены на северо-западном фланге, погребены под пирокластическими потоками, которые, таким образом, считаются датируемыми этим периодом. Другие более свежие следы (примерно 550 г. до н.э. ) были обнаружены на северном склоне выше, и помогли определить дату еще одного извержения. Последняя активность была записана фреатическое извержение сопровождалось насильственным землетрясения на 20 июня 1840 г. (2 июляв григорианском календаре ), эпицентр которого расположен вокруг пропасти Ахора и ведет к лахарам . Сильные толчки сохраняются в течение недели и, кажется, полностью прекратятся в сентябре.

Человеческое занятие

Вид на Арарат с монастырем Хор Вирап .

Помимо следов человеческой деятельности, относящейся к бронзовому веку , средневековые отчеты говорят о покрытой лесом горе Арарат, населенной животными и усеянной деревушками. В Арарате всего два источника: хребет, соединяющий Малый и Большой Арарат (Сардар Бурлах), и источник Сен-Жакоб, рядом с которым находилась деревня Аргури (ранее Акори, ныне Ахора), в бездне реки. то же имя. В этой деревне был женский монастырь Сен-Иаков. Легенда гласит, что на заре христианства в Армении монах, пришедший помолиться на священную гору, был трижды возвращен ангелами к месту его отправления; Затем он решает построить монастырь Сен-Иаков. Во время фреатического извержения в июле 1840 года землетрясение вызвало в пропасти Ахора поток камней, снега и воды, который разрушил Аргури и его монастырь и даже сместил местоположение источника. С тех пор на горе Арарат больше нет постоянного жилья, где растительность бедна. Лишь немногие курдские полукочевники пользуются летом высокогорными пастбищами, особенно возле источника Сардар Бурлах, на высоте 2900 метров.

Гора Арарат часто скрыта облаками, и легенда гласит, что Александр Великий , который провел две недели в Эребуни в пасмурный день, воскликнул, собираясь уйти, и повернулся к нему: «Жаль, Арарат, ты не . ‘не увидели бы Александра’ . Сердце исторической Армении , регион на протяжении веков находился под римским , персидским , византийским , арабским , сельджукским , османским , русским, а с недавнего времени и турецким контролем .

Первые восхождения

Портрет Фридриха Попугая 1829 года.

Гора забрался на в 1829 году Фридрихом Parrot , русский врач, сын Георга Фридриха Parrot , 1 — й ректор Тартуского университета (известный как Дерпте в то время) в Эстонии , а также четверо студентов , чьи Хачатур Абовян . Они пересекают Араксию и направляются в сторону армянского села Аргури, расположенного на северном склоне вулкана, на высоте 1200 метров над уровнем моря. Следуя советы Арутюн Alamdarian в Тифлисе , они создали свой базовый лагерь в монастыре Сен-Иаков, 730 метров выше. Первая попытка восхождения с северо-востока оказалась неудачной из-за отсутствия теплой одежды. Спустя шесть дней, по совету главы села Аргури Степана Ходжянца, восхождение на этот раз предпринимается по северо-западному склону. Достигнув высоты 4885 метров, они повернули обратно до сумерек. Саммит был , наконец , победил в третьей попытке, 27 сентября 1829 (9 октябряпо григорианскому календарю ) в 15  ч  15 . Затем Абовян выкапывает яму во льду и ставит там деревянный крест, обращенный на север. Еще он берет наверху кусок льда и несет его в долине в бутылке, считая воду священной. Через месяц Попугай и Абовян поднимаются на Пти-Арарат.

В Август 1834 г.Козьма Спасский-Автономов совершает восхождение на Арарат, пытаясь доказать, что звезды видны в полдень. Он приносит сверху лед, чтобы крестить сына.

В Июль 1845 г.После трех неудач Абовян возобновил восхождение, на этот раз к юго-востоку от Сардара Булака, в сопровождении германского минералога Отто Вильгельма Германа фон Абиха . Его третье восхождение на Арарат состоялась с британской Генри Danby Seymour в следующем году, из реконструированного села Arguri.

Начинать Август 1850 г., экспедиция под руководством Ю. Ходько, П. Х. Морица и Н. В. Ханикова проводит шесть дней на вершине в научном качестве.

Гора Арарат и ее освоение человеком

Несмотря на мифы и легенды, на вершину Большого Арарата с 30-х годов XIX века начали подниматься различные экспедиции с тех пор, как его северный склон стал принадлежать Российской Империи.

В этих экспедициях участвовали русские и армяне. Последние даже не представляли, что на вершину можно подняться человеку, и Бог не покарает его за это. Интересно, что при первом восхождении не удалось дойти до вершины несколько метров.

Многие боялись признаться сами себе, что смогли дойти до мест, где ходил праведник Ной, а гору можно одолеть обычному человеку. Поэтому армяне сохраняли в тайне свои экспедиции с россиянами, нарушившую традицию не подниматься на священную гору.

Позже, уже в XX веке такие походы стали нормой, а покорение Арарата – обыденностью. Появились альпинисты, ходившие вверх по склонам самостоятельно, в одиночку, не боясь опасностей или «гнева» горы.

Первым такое восхождение совершил известный британский государственный деятель Джеймс Брайс, особенно почитаемый в Армении. Он известен тем, что одним из первых признал геноцид армян в Оттоманской Турции.

Сегодня покорение Арарата стало туристическим бизнесом. Любители при наличии определенной подготовки и снаряжения смогут сделать это в группе или вместе с инструктором, гора имеет несложные склоны. А пройти ледники сможет только профессиональный альпинист.

Поиски Ноева ковчега

Легенда о ковчеге известна всем христианам мира и представителям иных религиозных убеждений. Она непосредственно связана с турецко-армянской горой. Историки, археологи и исследователи до настоящего момента занимаются активными поисками останков.

Поиски осуществляются на территории национального парка, который раскинулся на огромной площади в 88 га у подножия Арарата.

Никаких официальных подтверждений того, что ковчег Ноя стоит искать именно в этой местности, не имеется. Эти предположения основываются на теологических историях. Однако, веру в то, что останки когда-нибудь будут найдены, историки не теряют. Ведь данная находка может стать величайшим открытием для всей мировой истории для всех христиан.

Легенда о ковчеге поддерживает статус Арарата в качестве священной горы. Считалось, что взобраться на вершину невозможно, потому что гора имеет святость. Когда в 19 веке, наконец, английский исследователь совершил восхождение, доказать этот факт ему было проблематично. В этот рассказ местному верующему народу было очень трудно поверить.

По одной из легенд русский офицер Росковитский тоже совершил полное восхождение на вершину. По преданию, он даже видел Ноев ковчег и сделал его фотоснимки. Но в 1917 году была совершена революция и эти кадры были бесследно утрачены – уничтожены или утеряны.

Возьмите на заметку: есть и другие смутные подтверждения существования священного корабля. Например, однажды были сделаны снимки местности с высоты. И, как показалось исследователям, в одной из существующих расщелин видны останки Ноева ковчега. Это произошло еще в 70-х годах прошлого века. Однако до настоящего времени данная информация достоверно не подтверждена.

Великий Арарат с двумя своими вершинами до сих пор считается святыней для армянского народа, пусть даже она не находится на его территории. Святость объекта до настоящего времени не подвергается сомнению.

Связь с библейским Ноевым ковчегом делает это место привлекательным с туристической точки зрения. Посмотреть на великую гору приезжают не только из соседних стран, но и из дальнего зарубежья.

Совет: перед поездкой в Турцию, стоит заранее изучить существующие маршруты и близлежащие достопримечательности. Это позволить сэкономить время и посмотреть много интересных мест.

О священной горе Арарат смотрите следующее видео:

Географическое положение

Арарат – наиболее возвышенная точка одноименной ступени Армянского нагорья (то есть Араратского «плато»). Географические координаты: 39.679355 и 44.336072. Это правобережье большой водной артерии Аракс.

А если посмотреть на политическую карту мира? Где находится Арарат сегодня? Несмотря на то, что нагорье издавна зовется Армянским, его купол теперь это турецкая территория (Агры-Даг). Однако все непросто. Земля принадлежит турецкой державе лишь административно. В этническом плане тут проживают тюркизированные и даже чистокровные курды. Однако когда-то (до геноцида 1915 года) описываемую область с большей плотностью заполняли именно армяне. Последняя из указанных наций все же наслаждается возвышенностью. Ведь ее видно из Еревана.

Большой и Малый Арарат

Арарат состоит из двух пиков различных по высоте. Они принадлежат к единой вулканической системе, чья общая протяженность составляет 130 км. Горы отделены друг от друга Сардар-Булакской седловиной. По этой перемычке совершают восхождения на конусы. Гора окружена живописными долинами, полными сельскохозяйственных угодий и пастбищ для овец.

Большой Арарат (Масис)

Самая большая гора в вулканической системе. Она настолько высока, что ее можно увидеть за десятки километров с территории соседних государств. 5 км пик представляет собой уснувший вулкан, образованный примерно 3 500 000 лет назад, его склоны состоят из выщербленного базальта и завалов камней, а вершина выше 3500 м покрыта вечным снегом и системой из 30 ледников. Самый длинный из ледников имеет протяженность 2 км.

Нередко подножие Большого Арарата укутывается плотными облаками, оставляя видимым, лишь хорошо освещенную вершину. Альпинисты, которые находятся там во время подобного явления, испытывают ощущения схожие с «хождением по небу». Это очень красиво и завораживающе.

Малый Арарат (Сис)

Малый конус имеет высоту на 2000 м ниже, чем Большой Арарат. По геологическим меркам – это совсем молодое образование, чей возраст не превышает 150 000 лет. Оно образовалось вследствие закупорки большого конуса, в результате чего лава нашла себе выход в другом месте.

По виду она представляет собой копию Большого конуса. Все те же правильные формы, каменистые и пустынные склоны, а также вечный снег на высоте от 3500 м. У подножия горы можно встретить заросли из берез и дикого винограда, но в целом растительности здесь не больше, чем перед Большим Араратом.

Климат горы

Климат горы Арарат довольно суров: на высоте свыше 2 тыс. метров всегда дуют ветра, а дневная температура воздуха даже летом может быть ниже +10°С. Наиболее комфортная погода здесь в июле, когда температурные показатели воздуха составляют около +25°С.

Восхождение на гору

Несмотря на непростые климатические условия, подняться на гору несложно благодаря плавному подъёму на северном склоне вулкана. Единственное, что собираясь покорить эту гору летом, необходимо не забыть захватить с собой специальное снаряжение для того, чтобы иметь возможность безопасно преодолеть ледники.

Кроме того, желающие увидеть гору, к которой согласно преданиям причалил в своё время ковчег Ноя, должны учитывать также тот факт, что добраться до неё со стороны Армении в данный момент сложно и проблематично, поэтому учитывая, что гора Арарат находится в Турции, желательно добираться к ней через эту страну.

На вершине горы Арарат

Более 4 тысяч лет библейское сказание о первом вынужденном переселенце будоражит умы людей. Еще в начале 19 века жители армянской деревни Баязет рассказывали о случае с пастухом, который однажды весной увидел в горах огромный деревянный корабль. Турецкая экспедиция 1833 года на Арарат подтвердила историю пастуха в ее сообщении говорится о деревянном носе корабля, выступавшем из ила.

В сентябре 1878 года вершину Арарата в одиночку покорил англичанин Джеймс Брайс, впервые совершивший восхождение без ночевки за 24 часа. На высоте 4000 метров между глыбами застывшей лавы он обнаружил деревянный брус, напомнивший ему фрагмент рукотворной конструкции.

Во время Первой мировой войны, в августе 1916 года, русский авиатор Владимир Росковитский докладывал, что видел с борта аэроплана голубое пятно — озеро, а на его краю — остов большого корабля, на четверть вмерзшего в лед.

Согласно другим источникам, ковчег в то же время видели еще два русских военных пилота — лейтенанты Заболоцкий и Лесин. Совершая разведывательный полет над горным массивом, они зафиксировали на высоте 4,3 тысячи метров в озере странный объект, напоминавший многоэтажный плот. Их рапорт был доставлен царю Николаю II, который приказал направить две специальные военные команды для обследования горы.

В то же лето обе группы поднялись на Арарат и нашли конструкцию, напоминавшую Ноев ковчег. Сооружение было тщательно обследовано, обмерено, были даже взяты пробы дерева. Материалом для изготовления судна оказался олеандр. Это вечнозеленое дерево, растущее в Средиземноморье, отличается прочностью и почти не гниет, к тому же оно было покрыто составом, похожим на современный лак. Отличным «консервантом» для ковчега является также лед, в котором корабль находится 11 месяцев в году. Внутри солдаты обнаружили комнаты и измерили их – от самых больших до самых маленьких.

Ознакомившись с рапортом, Николай II намеревался организовать еще одну экспедицию для спуска судна, но тут грянул выстрел «Авроры».

Есть сведения, что ковчег видели советские летчики в годы Второй мировой войны. Один из них бежал в Америку, где представил снятый объект спецслужбам США. Возможно, он был первым, кто заснял Ноев ковчег. Тогда же судно на Арарате обнаружил американский летчик Эд Дэвис.

Воодушевленный этими сообщениями, американский историк Аарон Смит, собравший за много лет историю Ноева ковчега из 80 тысяч произведений на 72 языках мира, решил сам попытать счастья на Арарате. В 1951 году он с 40 спутниками провел 12 дней на вершине горы, но поиски не увенчались успехом. «Хоть мы и не нашли следов Ноева ковчега, моя вера в библейское описание потопа еще более окрепла», — таинственно произнес он позднее.

Ереванский исследователь Ашот Левонян обнаружил сообщение французского военнослужащего Фернана Наварры. По свидетельству француза, 6 июня 1955 года он нашел в расщелине на склоне Арарата обработанную деревянную балку. Независимая экспертиза в 16 университетах мира показала, что это разновидность дуба, а возраст балки составляет около 5 тысяч лет. Тем не менее, это не являлось доказательством того, что найденный обломок имеет прямое отношение к ковчегу. Кстати, еще один подобный фрагмент выставлен в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина (духовный центр Армянской Апостольской церкви) и представляется как осколок Ноева ковчега.

Арарат: описание и характеристика знаменитой горы

Располагается самая высокая гора Армянского нагорья в восточной части Турции, на прибрежном месте около реки Аракс, на расстоянии шестнадцати километров от Ирана и тридцати двух от самой Армении.

  1. Арарат включён в состав Армянского нагорья, территория которого равняется 400 тыс. км кв. (если внимательно проанализировать географическую карту, то можно увидеть, что горный массив располагается сразу на территории нескольких стран – Турции, Армении, Грузии, Азербайджана, а также Ирана). Сейчас все вулканы, которые имеются на Армянском нагорье, полностью неактивны, исключая Немрут. К потухшим вулканам местные жители относят и самую высокую вершину хребта, то есть саму гору Арарат.
  2. Специалисты в области изучения горы говорят, что вулкан Арарат последний раз извергался в 3 тыс. до н. э., так как под слоями лавы учёные смогли найти и откопать большое количество артефактов и необычных предметов, которые можно отнести к бронзовому веку, а также были найдены останки людей. После этого момента гора перестала проявлять какие-либо признаки активности и надолго успокоилась.
  3. Полностью потухшим вулканом Арарат считать не стоит, так как ещё одно проявление активности было совершено не так давно, в середине XIX века. Оно вызвало землетрясение большого масштаба, из-за которого подвергся разрушению монастырь Святого Якова, а также сильно пострадала маленькая деревня Аргури (после этого события народы перестали поселяться поблизости либо на склонах великой горы). Стоит отметить, что данное извержение вулкана происходило необычном образом – возникло оно глубоко в земле, лава при этом на поверхность вулкана не выбрасывалась.

Внешний вид

Арарат сформирован подобием двух вулканических конусов, подножья которых раскинулись на 130 километров в стороны. Совмещает их вместе Сардар-Булакская седловина, а расстояние между вершинами двух гор равняется одиннадцати километрам.

Характеристика Большого Арарата

Большой Арарат, который на карте находится с западной стороны Турции, возник около 3,5 миллионов лет тому назад и считается самой большой горной возвышенностью на территории Турции. Высота хребта равняется 5165 метрам над уровнем моря. С отметки в 4200 метров склоны горы начинают обильно покрываться снегом и ледниками различного происхождения (всего ледников насчитывается около двадцати единиц, самый крупный – ледник святого Якова распростёрся на расстояние в два километра).

Малый Арарат: характеристика

На географической карте можно рассмотреть Малый Арарат, расположенный с восточной стороны от Большого. Возникла эта гора намного позже – 150 тыс. лет назад, показатели высоты её также намного скромнее – 3 896 метров над уровнем моря. И хотя гора не такая высокая, но на её склонах и на склонах Большого Арарата растительности очень мало. Очень редко тут можно встретить одиноко стоящие берёзы либо дикий виноград. Всё это можно объяснить тем, что территория гор покрыта большим слоем пепла, лавы, а также отложениями тефры.

Климатические особенности

Погода на территории горного хребта довольно суровая и неблагоприятная. Так, на высоте выше 2 тыс. метров над уровнем постоянно дуют холодные ветра, а температура воздуха даже в летнее время может равняться всего лишь 10 градусам Цельсия, а иногда и ниже. Наиболее благоприятный режим погоды здесь устанавливается в июле, когда температура воздуха доходит до отметки в 25 градусов Цельсия.

Гора Арарат на карте Турции

Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.

Библейская история

Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.

По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.

Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.

Восхождение на Арарат

Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.

Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.

Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.

Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.

Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю

Этимология

Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел ). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.

Местные названия Арарата:

традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению арменоведа Армена Петросяна, оно восходит к названию священной горы аккадской мифологии Mašu — «близнец», что характеризует две вершины горы. Подобное объяснение соотносится с этимологией названия страны Erkuaḫi (от арм. erku — «два»), которая находилась в районе горы Арарат и входила в состав древнеармянского объединения Этиуни в эпоху Урарту.

А.П. Новосельцев предполагал, что «Масис» имеет иранское происхождение и само по себе означает «великий, большой», так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Рассела, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.

  • турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Географическо-статистическому словарю Российской Империи» Арарат и Агрыдаг, находящиеся в Русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения.
  • персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя».
  • арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
  • курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».

На территории какой страны находится гора Арарат?

Арарат – это венец Армянского нагорья, самая высокая гора в Турции. Она представляет собой спящий вулкан, который разделен на две части: большую и малую – конусообразные горы.

Народы, живущие рядом с горой, называют ее по-разному: армяне – Масис (величайший пик), турки – Агры-Даг (гора скорби), а нынешнее имя Арарат было дано европейцами, которые утверждают, что именно здесь должен был причалить библейский ковчег Ноя.

В связи с Библией вулканические пики имеют для западной цивилизации культовое значение. Они считаются святым местом, откуда началась вторая жизнь человечества после Всемирного потопа. Кроме того горная система очень красива в любую пору года. По этой причине Арарат крайне популярен среди обычных туристов, христианских паломников и альпинистов.

Однако Арарат принадлежал туркам далеко не всегда, он столетиями переходил от одной империи к другой. В разные годы им владел Иран и Армения, чьи границы расположены в десятках километров от горы. По этой причине гора изображена на гербе Армении.

Арарат в армянской мифологии

Григор Нарекаци (ок. 951—1003).

И наступает срок сказать мне честно
О прегрешеньях дней моих и лет,
Но в час, когда пора держать ответ,
Моя душа робка и бессловесна.
И если я припомню всё, что было,
И воды моря превращу в чернила,
И, как пергаменты, я расстелю
Все склоны гор пологие и дали,
И тростники на перья изрублю,
То и тогда при помощи письма
Я перечислю, Господи, едва ли
Мои грехи, которых тьма и тьма.
И если кедр ливанский в три обхвата
Свалю я, сделав рычагом весов,
На чаше их и тяжесть Арарата
Не перетянет всех моих грехов,

Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу.

В армянской мифологии существует ряд мифов и легенд, связанных с горой Арарат, именуемой по-армянски также как Масис (арм. Մասիս). Согласно одной армянской легенде, горы Масис и Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр. Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть.

В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора[], как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов («драконов»).

Согласно древнеармянскому эпосу «Випасанк», армянский царь Тигран I Ервандуни, победив мидийского царя Аждахака, взял в плен его жену Ануйш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые с вишапидами, то есть с детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса. У подножия Масиса жили потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана.

Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю.

В некоторых армянских версиях мифа о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе Масис. С вершины Масис Ксисутр спустился на землю.

Топонимия

Имя Арарат, цитируемое в Библии, уже появляется на вавилонской карте мира, которая напоминает царство Арарат или Урарту, также упоминаемое в ассирийских источниках, описывающих Армянское нагорье . Этот термин снова появляется в , , и но семитская традиция связывает это имя с горой Джуди , ранее называвшейся Арарад или Сарарад.

Как бы то ни было, армянские, а затем и европейские традиции в конечном итоге связывают имя Арарат с горой Масис , самой высокой идентифицированной вершиной на Армянском нагорье. Согласно средневековому армянскому историку Моисею Хоренскому , в его « Истории Армении» равнина Айрарат , к северу от горы, берет свое название от царя Ара Прекрасного , правнука Амасьи. Говорят, что королева Семирамида оставалась в этом регионе в течение нескольких дней после смерти Ара. Связь осуществляется между Араратом (по- армянски Արարատ ) и Айраратом .

Масис ( Մասիս ) — это армянское название Арарата, а множественное число Масик ( Մասիք ) иногда используется для обозначения двух основных вершин горы. Моисей Хоренский утверждает, что это имя происходит от царя Амасии, правнука героя Хайка , отца-основателя армянского народа по легенде, и прадеда Ара Прекрасного. Говорят, что Амасья назвал Гору Масис своим именем.

Название на турецком османском языке было Агур Даг (اغـر ط,), то есть «тяжелая гора», что на современном турецком языке можно перевести как Агыр Даг . Из-за деформации его название стало Ağrı Dağı (буквально «гора Агры»). Ağrı означает «боль» на тюркских языках ( в частности, турецком и азербайджанском ), часто переводится как «гора страданий». Однако более вероятно, что это заимствование из курдского топонима . Агры — это также город к югу от горы Арарат и провинция, частью которой они являются; ранее называвшийся Каракилисе во времена Османской империи , он был переименован в честь горы в 1949 году .

Çiyayê Agirî (буквально «огненная гора»), iyayê Alavhat или Grîdax , на курдском языке , относятся к вулканическим характеристикам горы Арарат. Это единственные имена, которые имеютописательную и точно идентифицированную этимологию , что позволяет сохранить популярную память.

Название на персидском языке — Кух-э-Нух ( کوه نوح , буквально «гора Ноя  »), оно было вдохновлено Потопом, как он понимается в коранической традиции .

Взлет и падение Великой Армении

Многие эксперты ведут отсчет армянской государственности с древнего Урарту, существовавшего более 700 лет, основой его являлось так называемое Ванское царство. Вторым, и самым известным, этапом стал период так называемой Великой Армении, длившийся почти около 700 лет – со 2 в. д. н. э. до 5 в. н. э. Именно тогда, особенно в царствование знаменитого Тиграна Второго, армянское государство простиралось от Сирии и Киликии на берегу Средиземного моря, до моря Каспийского.

Именно тогда, впервые в мире, целая страна приняла христианство, как государственную религию (Римская Империя сделала это чуть позже), были построены города, храмы, которые и поныне являются достопримечательностями мирового уровня. Великая Армения пала под внутренними и внешними ударами, но осталась в памяти как некогда могучее государство.

Случившиеся позже всплески государственности вроде так называемого «царства Багратидов» не могли уже вернуть былого величия, а в конце 11 века началось новое нашествие, на сей раз турок-сельджуков, которые являются предками как турок-османов (населяющих нынешнюю Турцию), так современных азербайджанцев. Для армян наступили тяжелые века, закончившиеся только с появлением в регионе Российской Империи.

Что посмотреть в окрестностях?

Монастырь Хоп Вирап (Армения)

Древний раннехристианский монастырь III века в Араратском районе Армении. По легенде на его территории, армянский царь Трдат III бросил в яму Святого Григория Просветителя, который, тем не менее, излечил царя от тяжкого недуга. После этого властитель отпустил святого и утвердил по всей стране христианскую веру, а на месте ямы возник монастырь.

Хосровский заповедник (Армения)

30 000 гектар заповедного леса и степей, которые расположены посреди горных долин и ущелий. Здесь произрастает 1500 растений, 1497 из которых входят в Красную книгу.

Дворец Исхака-паши (Турция)

Дворец XVII века, основанный Визирем Чолак Абди-пашой на месте сельджукской торговой крепости. Строительство закончилось спустя 100 лет, при Великом визире Исхак-паше II. Здание сочетает в себе образцы османской, сельджукской и персидской архитектуры. Он расположен в 5 км от города Догубаязид.

Армения и Арарат в составе РИ и СССР

Уже в начале 19 века, после нескольких российско-персидских войн, практически вся территория Армении, в том числе и гора Арарат вошли в состав Российской Империи. Именно российский профессор Паррот и 5 его спутников (3 из которых – армяне, а 2 – русские солдаты) были первыми людьми, побывавшими на вершине легендарной горы. Случилось это 27 сентября 1829 года.

А вот правительству Ленина было не до христианских и армянских легенд, и оно спокойно передало Арарат Турции в 1921 году. Но уже во времена Сталина (а именно он, вопреки расхожему мнению был создателем СССР) на гербе Армянской ССР появился Арарат. Когда западные журналисты спросили почему – ведь гора принадлежит Турции, то он возразил, что на турецком флаге есть полумесяц, но это не значит, что Луна принадлежит туркам.

Арарат был, есть и остается святыней всех армян, несмотря на гонения и геноциды. Это святое место не только для них, но и для всех христиан. Кстати гора эта довольно труднодоступная для восхождения и не годится для посещения паломниками.

Так что может и к лучшему тот факт, что сейчас она находится на территории Турции. Кстати, в завоеванном некогда турками Константинополе (Царьграде) находится еще одна святыня – Собор Святой Софии, ныне превращенная в мечеть. Но, как известно, в жизни не бывает ничего вечного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector