Физическая география: история, разделы, дисциплины, объект, предмет и методы исследований
Содержание:
- Политическая география
- Климатология
- Важнейшие достижения географии
- Физическая география
- Карты и глобусы
- Ветви географии
- Палеогеография
- География в школе
- Современные способы
- Объект и предмет исследования
- Основные праздники России.
- Что изучают в начальном курсе физической географии
- 10 класс
- Структура географической науки
- Предпосылки Великих географических открытий европейцев
- Водная оболочка Земли
- Социально-экономическая география
- Что мы узнали?
- Основные проблемы и дискуссии современной географии
- Источники и методы
- Основные проблемы и дискуссии современной географии
- Сельская география
- Экономический рост против географии
- Социально-экономическая география и ее роль – Моя освіта
Политическая география
Это ветвь, которая включает изучение взаимосвязей, существующих между почвой и государством, а также его роста и положения.Он также изучает вопрос о границах, отношениях между государствами и морфологическими, речными и морскими единицами.
Он рассматривается как дисциплина, изучающая взаимное влияние политических организаций и пространства.
Политическую географию часто путают с геополитикой. Разница в том, что последняя, помимо того, что является наукой, относящейся к политической науке, изучает рождение государства, его рост, эволюцию и динамику.
В отличие от политической географии, которая рассматривает государство не как динамический объект, а как статичный по отношению к географической основе.
Климатология
Это область исследования, которая отвечает за анализ состояний атмосферы, которые происходят в определенном месте на регулярной основе. В основном это явления, возникающие при контакте поверхности Земли с атмосферой.
Климатология основана на изучении метеорологических данных, но также опирается на другие разделы физической географии.
Сегодня климатология связана с двумя концепциями. Первый из них — это анализ, направленный на раздельное наблюдение элементов времени и атмосферы.
Второй относится к динамике, которая рассматривает различные состояния атмосферной среды в целом.
Важнейшие достижения географии
Как и любая наука, география имеет множество позитивных доказательств того, как природные ресурсы и явления используются человеком без вреда для окружающей среды. Факт внедрения ветряных и гидроэлектростанций с целью закрытия электростанций на угле в Новой Зеландии уже должен свидетельствовать о том, зачем нужна география в жизни. Она позволила описать имеющие природные условия в этом государстве своими методами, на основании которых синтезируется прибыльная для экономики и безопасная для экологии идея.
Еще одним интересным примером грамотного использования своего географического положения является Исландия, отопление и обогрев домов в которой достигается за счет вулканической активности и множества гейзеров. Или например, Испания, один из лидеров по солнечной энергии. И таких примеров много. Каждый из них показательно отвечает на вопрос о том, зачем нужна география. Сочинение по данной теме было бы неполным без указания таких инициатив, как строительство Суэцкого канала в Египте или Панамского канала между Северной и Южной Америкой.
Эти сооружения — примеры грамотного использования географических преимуществ, которые, к сожалению, стали причиной политических разногласий. Достаточно вспомнить военную операцию «Правое дело», осуществленную США в Панаме и Суэцкий кризис. Причем география всегда будет сталкиваться с политикой, в чем, к нашему большому стыду, последняя еще долго будет побеждать.
Физическая география
Физическая география
Физическая география это отрасль естествознания, которая занимается изучением процессов и закономерностей в природной среде, такой как атмосфера, гидросфера, биосфера и геосфера. Физическая география делится на несколько областей.
Геоморфология
Геоморфология — область, связанная с пониманием поверхности Земли, и процессов, благодаря которым она формируется как в настоящем, так и в прошлом. Геоморфология в свою очередь делится на несколько других направлений, которые изучают уже конкретные формы рельефа — к примеру, существует пустынная геоморфология или речная. Но все эти направления имеют общие процессы и методы, которые объединяют их в одну дисциплину. Геоморфология стремится понять историю и динамику рельефа и прогнозировать будущие изменения с помощью комбинации полевого наблюдения, физического эксперимента и численного моделирования (геоморфометрия).
Гидрология
Гидрология — область, которая изучает воду в любом ее проявлении и в любом месторасположение. Таким образом настоящая дисциплина охватывает воду в реках, озерах, водоносных горизонтах и, в некоторой степени, ледниках. Наука изучает все процессы и динамику развития этих водоемов.
Биогеография
Биогеография — наука, которая изучает географические закономерности распределения животных видов и процессы, которые влияют на формирование подобных закономерностей. Биогеография возникла как область исследований в результате работы Альфреда Рассела Уоллеса, хотя область до конца двадцатого века в основном рассматривалась как историческая с точки зрения перспективы и описательная с точки зрения подхода.
Климатология
Климатология — область, которая изучает климат. Дисциплина изучает все процессы и явления, связанные с погодными условиями в различные периоды времени. Климатология изучает как природу микро (локального), так и макро (глобального) климата, а также природные и антропогенные воздействия на них. Ориентируется на долгосрочное прогнозирование погоды.
Метеорология
Метеорология — область, которая исследует атмосферу и фокусируется на прогнозировании на краткосрочный период. Метеорологические явления —это наблюдаемые погодные явления, которые освещают и объясняются наукой о метеорологии.
Почвоведение
Почвоведение — область, которая направлена на изучения почв в их естественной среде. В основном занимается педогенезом, морфологией почвы, классификацией почвы.
Палеогеография — область, которая изучает материалы в стратиграфической записи, чтобы понять формирование континентов в их географическом развитии.
Прибрежная география
Прибрежная география — область, изучающее динамическое взаимодействие между океаном и сушей. Направление включает как физическую географию, так и человеческую.
Океанография
Океанография — область, которая изучает моря и океаны на поверхности Земли. Охватывает широкий круг вопросов, включая морские организмы и динамику экосистем (биологическая океанография); океанические течения, волны и динамику геофизической жидкости (физическая океанография); тектонику плит и геологию морского дна (геологическая океанография); и потоки различных химических веществ и физических явлений, происходящих в океане и вблизи его границ (химическая океанография).
Геоматика
Геоматика — область, которая отвечает за технологическое развитие географии, то есть за распространение информации, интерпретацию полученных данных и их хранение.
Четвертичная геология — область, отвечающая за изучение последних 2,6 миллионов лет существования Земли, с целью понимания последних экологических изменений.
Карты и глобусы
Изучение Земли сегодня невозможно представить без карт. Все науки о Земле наносят на карты результаты своих исследований, без точных карт невозможно совершить ни одно серьезное путешествие. Первые карты часто основывались на рассказах и догадках путешественников, затем маршруты путешествий стали прокладывать с помощью специальных навигационных приборов, современные сверхточные карты создаются на основе новейших космических технологий.
- Как раньше ориентировались путешественники?
- Навигационные приборы
- Как нарисовать Землю?
- Способы изображения Земли
- Географические координаты
- Фотография и картография
Ветви географии
Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.
Рис. 2. Основные ветви географии
Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.
Палеогеография
Ученым интересна история нашей планеты. Как она выглядела миллионы лет назад, какой климат был на ней? Ответы на эти вопросы дает палеогеография. Благодаря ей мы знаем, что ранее, около 175-335 миллионов лет назад, вся современная суша образовывала единый материк, Пангею. Однако до сих пор многое об истории на Земле нам неизвестно.
Для получения информации о климате нашей планеты в прошлом используют льды Антарктиды. Дело в том, что анализ слоев льда позволяет понять, какой ранее был состав у атмосферы Земли. Также изучается взаимное расположение горных пород, окаменелости. Для определения возраста останков животных используют радиоуглеродный анализ и радиометрическое датирование. Большое значение для определения контуров континентов в прошлом играет исследование сегодняшнего рельефа. Сходство береговой линий Африки и Южной Америки – это одно из доказательств, что ранее они составляли единый материк.
География в школе
География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.
Существуют следующие значения географии:
- понимание современного мира как единого, но многообразного и в тоже время неделимого, осмысление определенных мест в мире и осознание включенности каждого человека в жизнь на планете;
- формирование географического мышления, дающего возможность смотреть на явления и объекты в тесной взаимосвязи в пространстве и времени, и позволяющей осознавать ситуацию в настоящий момент времени;
- осуществление гуманных идей, которые проявляются в сохранении природы и животных, глубоком изучении природных мест и населения.
Современные способы
География, как и любая другая наука, постоянно развивается. Это предполагает появление сравнительно новых способов исследований. К современным методам относят:
- Дистанционные явления. Изучение аэрокосмических картин и составление карт планеты благодаря летальным аппаратам.
- Географический прогноз и моделирование. Метод позволяет определить состояние геосистемы, помогает спроектировать их состояние в будущем.
- Информационный. Позволяет создавать подробную базу данных из той информации, что передаётся метеорологическими станциями и космическими спутниками.
Экономико-математические
Современные и традиционные методы позволили основать целые комплексы мероприятий, которые позволяют изучить явления и процессы, взаимосвязанные со всей системой на протяжении длительных периодов.
Экономико-математический способ основан на использовании компьютерных систем.
Это позволяет за короткий промежуток времени обработать большое количество информации в следующих областях исследований:
- География населения. Изучение населения, прогнозирование воспроизводства, использование трудовых ресурсов, миграции.
- Системы расселения. Плотность населения и их развитие, инфраструктура.
- Территориально-производственные системы. Позволяет нарисовать рисунок развития и размещения отраслей, социально-экономические зоны.
Географическое районирование
Метод основывается на условном делении территории на части (районы) по определённому признаку или группе. Районирование связывают ещё с двумя понятиями: зонирование и ареалирование.
Первое означает разделение на зоны по интенсивности или плотности какого-либо признака. Второе понятие говорит о разделении на ареалы по единому свойству.
Результаты районирования позволяют разграничить территории контурами. Этот метод применяется к самым разным признакам. Например, особенности ландшафта, климатические условия, отрасли народного хозяйства.
Прогнозирование и его виды
Благодаря количеству знаний и пересечению наук в географии для решения проблем практикуются ко́мплексные и долгосрочные общегеографические прогнозы. Они являются предположением какого-либо явления в будущем. Получение прогнозов заключается в изучении определённых исследований, что делает их определённо вероятными.
Географические прогнозы совершаются в двух направлениях:
- Состояние природы и её влияние на человеческую жизнь.
- Положение социальной и производственно-территориальной среды.
Длительность исследований влияет и на долгосрочность прогноза. Они бывают:
- оперативный (месяц);
- краткосрочный (от 1 до 12 месяцев);
- среднесрочный (1—5 лет);
- долгосрочный (5—15 лет);
- сверхдолгосрочный (от 15 лет).
Объект и предмет исследования
Так как экономическая география – это наука, изучающая те же законы и взаимосвязи, что и другие дисциплины, она имеет собственный объект и предмет исследования. На этих понятиях и строится вся основа.
Под объектом исследования принято подразумевать географическую среду, освоенную людьми. Природа живет по своим законам, но может изменяться под воздействием общественности. Таким образом, объектом науки следует считать хозяйственную деятельность человека, развивающуюся в определенных условиях.
Что касается предмета изучения науки, то он подразумевает исследование особенностей географического размещения объектов общественного производства, а также условия их совершенствования в конкретном регионе. Из этого следует, что изучает экономическая география закономерности расположения хозяйственных районов и территориальную организацию жизни людей.
Основные праздники России.
Ночь с 31 декабря на 1 января — Новый год, главный российский праздник. Главную роль играют Дед Мороз и Снегурочка, раздающие в эту ночь подарки. Праздник, в основном, семейный и очень веселый.
7 января — Православное Рождество. Не так популярен, как Новый год, и все-таки с уходом Советского Союза набирает популярность.
Ночь с 13 на 14 января – Старый Новый год. Неофициальный, непонятный для иностранцев в силу сочетания Старый и Новый, и тем не менее, отмечаемый очень многими.
23 февраля — День защитников отечества, бывший день Советской Армии.
8 марта — международный Женский день, празднуемый почему-то только на просторах СНГ. В этот день некоторые мужчины вдруг решают помыть за собой посуду.
1 и 2 мая — праздник Первое мая. Во времена Советского Союза он назывался День солидарности трудящихся. В отличие от 8 марта это действительно международный праздник, отмечаемый во многих странах.
9 мая — День Победы над фашистской Германией, праздник со слезами на глазах, Отечественная война унесла десятки миллионов жизней.
12 июня — День независимости России. Официальный праздник, не совсем понятный многим – от кого именно независимость.
4 ноября — День народного единства, в этот день в 1612 Минин и Пожарский призвали народ на борьбу с поляками, оккупировавшими Москву.
Что изучают в начальном курсе физической географии
В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.
В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:
1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».
2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».
3. «Население Земли».
4. «Влияние природы на жизнь человека».
Рис. 3. Оболочки Земли
В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.
Список литературы
Основная
1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Geografia.ru (Источник).
3. Elhow.ru (Источник).
4. Электронная версия журнала География (Источник).
5. Википедия (Источник).
10 класс
01.Современная политическая карта мира
01.Политическая карта мира02.Многообразие стран современного мира03.Влияние международных отношений на политическую карту мира04.Государственный строй стран мира
02.География природных ресурсов мира
01.Взаимодействие общества и природы02.Оценка мировых природных ресурсов03.Земельные, водные, биологические ресурсы планеты04.Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы05.Загрязнение и охрана окружающей среды
03.География населения мира
01.Численность и воспроизводство населения02.Структура населения03.География религий04.Размещение и миграции населения05.Городское и сельское население
04.Научно-техническая революция и мировое хозяйство
01.Характеристика научно-технической революции02.Мировое хозяйство03.Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
04.Факторы размещения05.География промышленности мира
05.География отраслей мирового хозяйства
01.Мировая электроэнергетика02.Горнодобывающая промышленность и металлургия мира03.География мирового машиностроения04.Химическая, лесная и легкая промышленности мира. Промышленность и окружающая среда05.География мирового сельского хозяйства растениеводство06.География мирового животноводства и рыболовства07.Всемирные экономические отношения08.Главные центры мирового хозяйства. Интеграционные союзы мира
06.Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа
01.Зарубежная Европа. Состав, политическая карта02.Природные ресурсы Зарубежной Европы03.Население Европы04.Сельское хозяйство и транспорт Европы05.География нематериальной сферы Зарубежной Европы06.Регионы Европы. Экономическое объединение европейских стран
Структура географической науки
Современная география – комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока – физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая – занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.
Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:
- Геодезия.
- Геоморфология.
- Гидрология.
- Океанология.
- Ландшафтоведение.
- Почвоведение.
- Палеогеография.
- Климатология.
- Гляциология и пр.
В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:
- Демография.
- Экономическая география.
- Геополитика.
- География культуры.
- Медицинская география.
- Геоурбанистика.
- Политическая география.
- Страноведение и др.
Предпосылки Великих географических открытий европейцев
Корабль Фернана Магеллана «Виктория», гравюра, XVI в.
Человеческое любопытство было главным мотивом для того, чтобы узнать как можно больше о мире, значительная часть которого в тот период была большим белым пятном на карте. Любопытство сопровождалось желанием и решимостью людей того времени познавать и понимать другие культуры. Эта мысль вытекает из основных положений главенствующей в Европе в XIV—XVI вв. эпохи Возрождения. Для людей этой эпохи была характерна жажда познания и, в отличие от человека Средневековья, главной целью которого было попасть в Рай, люди Ренессанса стремились к лучшей жизни в мире земном, а не божественном.
Поэтому в эпоху Возрождения люди занимались своим делом и стремились разбогатеть, чтобы жить комфортной жизнью. Путешественники отправлялись в свои походы также в поисках богатства и славы.
Религиозная причина великих географических открытий
Второй причиной возникновения этой эпохи было стремление европейцев-хрестиан обращать нехристианские народы в свою религию. В умах всей Европы было очевидное религиозное желание спасать души иноверцев, к тому же необычайно популярный в то время миф о Пресвитере Иоанне казался многим людям правдоподобным.
Согласно легенде, Пресвитер Иоанн был могущественным царем неназванного великого христианского государства на востоке. В народе считалось, что царь Иоанн ждёт, когда все христиане присоединятся к нему в священной войне против неверных. Но на самом деле, не было ни легендарного царя, ни христианского царства на востоке — всё это было большой мистификацией времён Крестовых походов (XI—XV в.). Но европейцы свято верили, что Пресвитер Иоанн был реальной исторической личностью, а его государство — настоящим раем на земле, который обязательно надо отыскать. Поэтому, например, с 1415 года португальские путешественники отчаянно искали христиан на африканском побережье, но так и не смогли найти ни одного.
Карта Великих географических открытий
Экономическая причина великих географических открытий
Несмотря на последовавшую религиозную поляризацию, крестовые походы резко увеличили объём морской торговли между Востоком и Западом.
Торговые караваны везли европейцам ценные восточные товары начиная с X века, курсируя между крупными городами Европы и Востока по маршруту, который принято называть Шелковым путем. Однако транспортировка товаров по Шелковому пути была дорогостоящей, медленной и невыгодной. Также одной из причин Великих географических открытий является захват торговых путей Европы с Востоком Османской империей. Мусульмане собирали крупные налоги, когда торговцы с товарами проходили через их территории, грабители готовили засады для караванов с сокровищами.
Помимо поисков водного пути к богатым городам Востока, моряки хотели найти маршрут к экзотическим, богатым «пряным островам» современной Индонезии, местонахождение которых мусульманские правители держали в строжайшем секрете. Жажда прибыли подтолкнула мореплавателей к поиску новых торговых путей без мусульманского посредничества.
«Первая высадка Христофора Колумба в Америке», Диоскоро Теофило Пуэбла Толин, 1862 г.
Испанский священник Бартоломе Лас Касас, будучи современником американской колонизации конкистадорами, высказался о целях первооткрывателей новых земель следующим образом:
Империализм, как причина Великих географических открытий
Последняя причина, почему в XV—XVII вв. было сделано множество географических открытий —стремление европейских стран получить глобальное признание.Когда мы наблюдаем, как народы завоевывают другие земли и извлекают из этого выгоду — мы склонны говорить об империализме. Именно такой политики и придерживались ведущие европейские державы той эпохи.
Закрепите знания по этой теме, посмотрев короткий видеоролик:
По мере развития военно-морских, навигационных технологий и по мере того, как европейцы осознавали идею о том, что мир вокруг них гораздо шире, чем они думали, государства Европы начали предпринимать попытки колонизации чужих земель. В конце концов, древние греки и римляне уже делали это раньше. Возможно, теперь пришла очередь Европы создавать свои колониальные империи.
Эпоха Великих географических открытий оказала большое влияние не только на историческое развитие Европы, но и на общемировое развитие. Несмотря на то, что эта эпоха закончилась в начале XVII в., ее плоды, такие как, например, колониальная система и эксплуатация рабского труда, до сих пор оказывают значительное влияние на современный мир.
Водная оболочка Земли
Наличие воды — обязательное условие для существования жизни, по крайней мере в известных нам формах.
В общем виде принято деление гидросферы на Мировой океан, континентальные воды и подземные воды. Большая часть воды сосредоточена в океане, значительно меньше — в морях, реках и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере, в виде облаков и водяного пара.
Круговорот воды, азота и углерода
Вода на нашей планете
Сколько воды на Земле?
Океаны и моря
Прогулка по океанскому дну
Свойства морской воды
Ветровые волны и цунами
Течения и приливы
Реки Земли
Озера Земли
Ледники
Подземные воды
Уникальность воды
Путешествие воды
Как измерить океан?
Важность воды на нашей планете
Почему морская вода синяя?
Какие есть океаны?
Тихий океан
Атлантический океан
Индийский океан
Северный Ледовитый океан
Какими бывают моря?
Разноцветные моря
Как образуются волны?
Сила морей
Морские города
Океан в опасности!
Откуда в колодце вода?
Как образуются болота?
Как живёт река?
Ущелья и долины рек
Самые длинные реки
Реки России
Озера нашей планеты
Как образуются озера?
Рекордсмены среди озёр
Ледники и айсберги
Где образуются ледники?
Когда ледник уходит?
Чем уникальны приливы и отливы?
Как образуются водопады?
Влияние течения Эль-ниньо на климат
Почему Мертвое море так называется?
Почему море соленое?
Куда текут реки?
Как появились озера?
Где начинается водопад?
Сколько воды в леднике?
От чего зависит цвет моря?
Какое озеро наполовину соленое, а наполовину пресное?
Как глубоко в самом глубоком месте в океане?
Какая река самая большая?
Какое море не имеет берегов?
Какое море нашей планеты самое мелкое?
Какое море самое глубокое?
В чем опасность «красного прилива»?
Какая река изображалась на древних произведениях искусства?
Почему моря «цветные»?
Социально-экономическая география
Важной составной частью является экономическая география, которая изучает промышленные комплексы, их расположение, взаимодействие, развитие. Сюда относятся промышленность, сельское хозяйство, разнообразные услуги, анализ природных ресурсов
Рис. 2. Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод.
К социальной географии относятся науки о населении:
- демография изучает процессы изменения численности населения в стране, возрастные особенности регионов;
- этногеография – наука о народах, их культуре;
- урбанистика занимается городской средой, ее развитием;
- к рекреационной географии относятся материалы о местах отдыха и оздоровления.
Рис. 3. Горячие источники Камчатки.
Что мы узнали?
Мы узнали, что изучает география, познакомились с различными географическими науками. Оказывается, география занимается не только природными образованиями. Существует группа наук, которая изучает человеческое общество, его развитие и деятельность.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Основные проблемы и дискуссии современной географии
Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой — эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.
Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:
- Проблема утраты в обществе интереса к географии.
- Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
- Проблема общей классификации географической науки.
- Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.
В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию — в практичную и полезную.
Источники и методы
Происходит первое знакомство с методами географических исследований в 5 классе.
Они включают в себя способы изучения закономерностей, по которым происходит формирование и развитие планеты.
Научный подход позволил изучить большие территории Земли. Но некоторые явления и процессы до сих пор недостаточно исследованы.
Существуют традиционные и новые методы географических исследований. К первым относятся:
- Наблюдение. Носит описательный характер, позволяет дать полное представление о географическом объекте.
- Картография. Основывается на наблюдении за закономерностями расположения в пространстве географических объектов с применением тематических карт.
- Статистический. Даёт возможность анализировать и систематизировать информацию, полученную с помощью наблюдений.
- Исторический. Исследует географические объекты начиная с момента возникновения и до сегодняшнего времени.
- Сравнительный. Позволяет обнаружить общие черты или различия между явлениями или объектами.
Основные проблемы и дискуссии современной географии
Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой – эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.
Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:
- Проблема утраты в обществе интереса к географии.
- Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
- Проблема общей классификации географической науки.
- Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.
В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию – в практичную и полезную.
Сельская география
Это специальность, отвечающая за анализ конформации сельских пространств, а также деятельности и условий жизни, которые происходят в этой среде. В частности, в отношении сельскохозяйственного, животноводческого и коммерческого использования.
Сельская география основана на изучении преобразований, которые происходят в сельскохозяйственных или аграрных пространствах в зависимости от экономики страны, распределения собственности, технических производственных проблем, экологических проблем, миграций, перемещений людей. население и культура.
Сегодня сельская география находится в стадии обновления, потому что теперь города, как правило, проникают в сельские районы, либо для строительства жилых домов, для культурных мероприятий и т. Д.
Несмотря на это, для этой отрасли по-прежнему характерно изучение территорий с низкой плотностью населения, которые, как правило, находятся далеко от мегаполиса.
Экономический рост против географии
Незнание географии делает человека жертвой своей же хозяйственной деятельности. Пусть сегодня мы настолько могущественны, что можем осушать реки или разрушать хрупкий баланс исконных мест обитания животных, но все это человек делает без знания географии. Складывается впечатление, что недолговечная экономическая выгода ставится выше, чем доводы науки. Мы пока не научились жить в согласии с природой, а просто ее эксплуатируем. Быть может, в вопросе о том, зачем человеку нужна география, ответ следует поискать в возможности нашего мирного существования с растительным и животным миром?
Но экономический рост все это исключает, а экономики мира ускоряются, так как в них вкладываются деньги. Инвесторы хотят получать больше, а исполнители заказов охотятся за прибылями. Наращиваются объемы ВВП, растут прибыли инвесторов. Но какой ценой? Может, мы платим за это увеличением выбросов в атмосферу? Может, загрязнением водоемов из-за нежелания устанавливать дорогие фильтрующие установки? Может, растущими горами мусора по окраинам городов? В действительности за ожидаемый логарифмический экономический рост нас ожидает все это плюс осушение рек и эрозия почвы. А это страшнее всех известных катастроф.
Социально-экономическая география и ее роль – Моя освіта
География — это система наук о Земле. В связи со сложностью объекта исследования и множеством функций выделяют ряд частных научных дисциплин и направлений.
Вспомните, что изучает физическая география, география почв, растений, животных.
Среди общественно-географических наук выделяется социально-экономическая география. Она делится на экономическую, социальную и географию населения.
Экономическая география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности размещения хозяйства и его рациональные формы территориальной организации (на районном, областном, государственном уровнях). Главными чертами экономической географии, по мнению знаменитого русского экономикогеографа Баранского Н. Н., являются:
- ? активность и тесная связь с практикой, проникновение запросами страны; установление закономерностей, позволяющих найти, научно определить дальнейшее развитие каждого района, большого и малого;
- ? комплексность и в то же время конкретность и детальность изучения, исследование и картированность территории,
- ? усиление технической подготовки экономикогеографов, которая необходима для того, чтобы глубже понимать географию производства и правильно намечать перспективы развития.
- Основная цель экономической географии заключается в поиске путей повышения продуктивности труда на основе рационального использования территории и размещения производства; оптимальной концентрации производства; усовершенствования отраслевой, территориальной организации и управления.
- Социальная география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности пространственных особенностей формирования и развития населения, формы организации жизни людей (условия труда, быта, отдыха).
- География населения — наука, которая изучает закономерности и территориальные особенности формирования и развития современного состава населения и типы его расселения.
- Основными задачами социальной географии и географии населения являются:
- ? повышение эффективности общественного труда;
- ? комплексное социальное развитие каждого района страны;
- ? повышение благосостояния населения;
- ? улучшение условий труда, быта и отдыха;
- ? рациональное использование трудовых ресурсов;
- ? создание гармоничных взаимоотношений между обществом и природой.
- Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации общества, общественно-территориальных комплексах, факторах их формирования, структуре, организации и закономерностях развития.
- Сегодня велика роль социально-экономической географии в познании общества и его взаимодействии с природой; комплексном экономическом и социальном развитии ее районов; подготовке стратегических программ развития, решении общественных, социальных, экономических, экологических проблем.
- ПОДІЛИТИСЯ:
-
« Проблеми і перспективи розвитку Донецької області
Формирование территории Украины »