Успенский собор московского кремля
Содержание:
- ↑ Интересные факты
- Фрески
- Разрушение «собора, что на Маковице»
- Описание собора
- История
- Шедевры мировой иконописи
- История создания собора длиною в пять столетий
- Описание
- Как доехать к собору?
- Первоначальный храм 1158—1160 годов
- Строительство «белокаменного» Кремля
- История
- Иконостас
- Кто построил Успенский собор? Историческая справка
- Под сенью Успенского собора
- История
- История
- История Свияжского Успенского монастыря
↑ Интересные факты
- В 1158 г. князь Боголюбский вёз икону Божьей Матери. Внезапно лошади остановились и ни в какую не трогались дальше. Это произошло рядом с городом Владимиром. До полуночи продолжались молитвы князя, пока не появилось видение Богоматери. Мать Бога уверила, что этот город станет столицей русского государства. Так же велела на этом месте построить храм и поставить там её икону.
- Говорят, что пространство между стенами центральной главы было занято тайником с казной государства. 1771 г.
- Боголюбская икона Пресвятой Богородицы спасла город от эпидемии страшной болезни. Девочка, молившаяся у иконы, перестала заикаться. Другая девочка, после автокатастрофы, которую не вылечили врачи, начала ходить. У молящихся на икону бездетных семей рождались дети.
- Хан Батый приказал отрубить князю Георгию голову. При вскрытии гроба, в феврале 1919 г., установлено, что голова приросла к телу. Доказательства: неправильно сросшиеся позвонки шеи.
- Мощи князя Глеба Андреевича не затронул пожар 1238 года. В 1410 г. гробница опалила огнём врага — татарина, искавшего сокровища.
Колокольня Успенского собора фото
Фрески
Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.
Julia Alisova
Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».
Разрушение «собора, что на Маковице»
К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары. Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой. Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.
Описание собора
Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.
Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.
Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.
Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.
Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.
История
Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра. Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.
В конце века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра были возвращены в собор.
Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения
Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.
В конце XIX-начале веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа -XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.
21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва .
Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.
Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.
Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г. |
Шедевры мировой иконописи
Нужно отметить, что Звенигородский чин относят к шедеврам не только отечественной, но и мировой иконописи. Именно эти иконы, из всех произведений раннего XV века, ближе всего к византийским образцам, но при этом обладают своими специфическими чертами.
От византийских аналогов они переняли особую идеальность, гармонию и пластичные формы, которые при этом не лишены пространственных разворотов и легкости. А вот особенности, указывающие на их русской происхождение, это выразительные силуэты, звучность и чистота цвета, эмоциональная открытость и сердечность образов.
Стиль этих икон явно перекликается с другими работами Андрея Рублева.
История создания собора длиною в пять столетий
Согласно истории, на месте где находится собор сегодня, в конце XII века стояла деревянная церковь, а вокруг нее находилось кладбище московской знати.
4 августа 1326 года Иван Калита по совету митрополита Петра начал возведение нового храма.
25 августа 1327 года Успенский собор освятили. В том же в каком году был построен собор – умер Митрополит Петр. Похоронили его в гробнице, которую он соорудил для себя в новом храме. С этого времени и до конца XVII века захоронение московских патриархов производили в соборе.
Простояв почти 150 лет собор потерял былую представительность.
При Иване III случился сильный пожар. В 1470 году митрополитом Филиппом и Иваном III было решено строить новый. Стиль построения позаимствовали у Успенского собора во Владимире, но в Москве решили сделать его значительно больше по размерам.
Строительство начали весной 1472 года специально приглашенные псковские мастера Кривцов и Мышкин.
20 мая 1474
произошло сильное землетрясение. Недостроенный храм разрушился
Сначала для восстановления строительства Ивана III хотел снова пригласить псковских мастеров, но его жена, которая проживала до свадьбы в Италии, посоветовала мужу подыскать знающего мастера именно там и он отправил в Италию посла Семена Толбузина.
Толбузин нашел архитектора-инженера Аристотеля Фиорванти. Местные говорили о нем как о том, кто строил здания искусно и надежно.
Портрет итальянского архитектора Аристотеля Фиорванти, автора архитектурного ансамбля Успенского собора.
Архитектор приехал в апреле 1475 года. Фиорванти всего за неделю разобрал остатки стен разрушенного собора и отправился во Владимир для ознакомления с тамошним храмом.
Закладка собора произошла 12 мая 1476 года. Летописцы следили за строительством наравне с остальными политическими событиями и записывали описание тончайших подробностей технических новшеств, привезенных итальянцем.
Размах строительства отражал важные изменения в государстве. Москва наконец стала полноправной столицей. Начали завязываться новые международные отношения и великому князю потребовалась внушительная резиденция, которой и стал обновленный Кремль, Соборная площадь и красующийся на ней новый собор.
Завершение строительства произошло через четыре года. Как и положено канонами православия храм был пятиглавым, пятиапсидным и шестистолпным. Часть сооружения выполнена из кирпича, остальное из белого камня.
Несмотря на то, что Фиорванти выполнил условия заказа по традиционным формам, он все же соорудил нечто новаторское, тем самым внес неизмеримый вклад в развитие древнерусского зодчества.
12 августа 1479 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Геронтием было произведено освящение престола.
В 1547 году после очередного пожара купола покрыли позолоченными медными листами по приказу Ивана Грозного. Мощи митрополита Петра переложены в золотую раку.
В 1812 году во время Отечественной войны на церковь напала наполеоновская армия. Благодаря своевременному переведению в Вологду большинство святынь были сохранены, но храм пришлось заново переосвящать.
15 августа 1917 года в соборе был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви, которым было принято решение о восстановлении патриаршества в России.
Последняя служба состоялась 22 апреля 1918 года на Пасху после чего собор закрыли.
Открыли исключительно как музей в 1955 году, а с августа 1991 года, возобновив праздничные богослужения, в нем совместили функции и музея, и храма.
С 1991 года Успенский собор является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, который входит в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Описание
Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.
Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.
Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.
Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.
Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.
Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.
Как доехать к собору?
В нескольких километрах от г. Владимир есть аэропорт Семязино, который осуществляет регулярные пассажирские рейсы Владимир – Санкт-Петербург. Воздушное сообщение возобновлено с 4 августа 2017 года. Маршрут обслуживается компанией АО «Комиавиатранс». Приблизительная цена билета 5000 рублей + цена рейса до С.-Пб.
Оптимальный вариант для туриста – железная дорога. Недалеко от Свято-Успенского собора располагается железнодорожный вокзал, через который проходит более 70 дальних рейсов (27 каждый день).
Комплекс церквей и соборов находится между улицами Большая Московская и Урицкая. К этим улицам ведут десятки маршрутов городского транспорта. Для частного транспорта имеются бесплатные парковки. Гостям города предлагается на выбор множество гостинец/отелей.
Лучшие из них:
- Стрелецкая, ул. Стрелецкая 30А;
- парк-отель Вознесенская слобода, ул. Вознесенская 14Б;
- Орион, ул. 2-я Никольская 3;
- Мономах, ул. Гоголя 20.
Первоначальный храм 1158—1160 годов
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.
С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.
По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.
Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.
Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.
Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.
Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).
Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.
Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос
Строительство «белокаменного» Кремля
В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.
Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.
Апполинарий Васнецов. Москва белокаменная.
История
Официальная история собора началась еще в годы правления Ивана Калиты — в 1326 году. Строительство православной церкви длилось чуть больше года. Спустя столетие на Кремль обрушился пожар, который оказал разрушительное воздействие на некоторые элементы собора, в частности, на своды и северный придел. В связи с этим появилась необходимость в перестройке здания.
Успенский собор в Москве, 13 век
К 1474 году новая постройка была практически готова, но случилось землетрясение, из-за которого произошло обрушение конструкций. Для восстановления прибыл архитектор из Италии Аристотель Фиораванти. Он укрепил конструкцию железными сваями, блоками из камня и кирпича.
В успенском соборе происходила коронация Александра III, а также много других значимых событий
В новом для себя обличии Успенский собор предстал на суд общественности уже в 1479 году. Еще несколько лет потребовалось мастерам на роспись стен. Участвовал в этом нелегком деле известный в те годы иконописец Дионисий и его ученики.
Над росписью собора работали лучшие мастера иконописи. Их рисунки сохранились спустя много веков
В 16-м веке храм пережил новое потрясение — пожар, из-за последствий которого был подвергнут масштабной реконструкции. Она предусматривала закрытие медными листами верхней части белокаменной церкви. В это же время на иконостас установили четыре образа, привезенные в Кремль специально из Великого Новгорода. Это “Спас на престоле”, “Апостолы Петр и Павел”, “Устюжское Благовещение” и “Богоматерь Одигитрия”.
Практически вся площадь Успенского собора заполнена фресками или иконами
Шли годы, менялась власть и территория Кремля. Постепенно здание собора стало разрушаться. Не единожды его реконструировали и перестраивали, а во времена наполеоновских войн и вовсе разграбили. Были похищены Владимирская икона Божией Матери, Корсунские кресты, а часть драгоценных риз с икон переплавили.
Успенский собор Кремля, 1913 год
Только в 20-м веке приняли решение восстановить первоначальный облик здания. Специалистам удалось расчистить иконы 14-го века. В 1955 году собор распахнул двери уже в статусе одного из музеев Московского Кремля. Сегодня он также остается музейным комплексом, даже несмотря на то, что в его стенах регулярно проводятся церковные службы.
Величие и история собора вдохновляют современных художников и фотографов. Купола Успенского собора, фото Марка Редькина
Иконостас
Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.
Кто построил Успенский собор? Историческая справка
Еще в первой половине XIV века на территории, где находится Успенский собор, располагался храм. Строительство собора в том виде, в котором он привычен современному россиянину, началось при великом князе московском Иване III в 1475 г. Нужно поподробнее изучить специфику времени Ивана, чтобы понять, почему он решился на создание столь масштабного сооружения.
Иван III в историографии носит титул Великий. При нем произошло окончательное освобождение от монгольского ига (спустя всего лишь 5 лет после начала строительства собора), была присоединена Новгородская земля, проведена успешная война с Великим княжеством Литовским. В качестве государя Иван имел грандиозные помыслы. Женатый на Софии Палеолог (племянница последнего императора Византии Константина XI Драгаша), Иван считал, что с падением Константинополя в 1453 г. правопреемником Византии становится Московское княжество. Отсюда происходит известная теория «Москва – Третий Рим».
Взявши на себя амбиции продолжателя дела императоров, Иван должен был проявить соответствующее отношение и к политике, и к искусству. Успенский собор должен был стать символом растущего и крепнущего Московского государства.
Старое здание Успенского собора, возведенное еще при Иване Калите, существенно обветшало и не могло больше символизировать Московское княжество. Иван III пригласил зодчего Аристотеля Фиораванти, который был блестящим итальянским архитектором. Аристотель разобрал то, что осталось от храма времен Калиты, и начал строительство, взяв за основу Владимирский Успенский собор. Можно сказать, что Иван пригласил одного из лучших зодчих своего времени. Тот кто построил Успенский собор, создал монументальный шедевр русской архитектуры.
Строительство было завершено к 1479 году. В этом же году собор был освящен.
В 1547, в год воцарения Ивана IV Грозного, произошел жуткий пожар в Москве (считается, что этот пожар был предзнаменованием тиранического правления Ивана). Стоит отметить, что венчание на царствование было осуществлено именно в этом храме (Иван был первым правителем, венчавшимся на царствование в 1547 году, с тех пор русские правители именовались царями, а не князьями). Но впоследствии собор был отреставрирован и украшен золочеными листами из меди. В 1571 году крымский хан Девлет Гирей в ходе ужасающего набега сжег Москву. Опричнина Ивана IV существенно ослабила обороноспособность государства. Собор значительно пострадал от пожарища.
Земский собор 1613 года, решавший, кто будет избран будущим правителем России, отдал предпочтение Михаилу Романову. Этот наиболее значимый для российской государственности собор проводился в здании Успенского собора.
В 1812 году собор разграбили и подвергли разорению солдаты армии Наполеона. Впоследствии он реставрировался и вновь был освещен. С установлением советской власти, в 1918 году, большевики закрыли храм, так как советское правительство теперь стало располагаться в Московском Кремле. Снова он открылся в качестве музея в 1955 года. С 1990 года в соборе вновь служат церковные службы. В настоящее время он является одним из самых важных церковных памятников в России.
Под сенью Успенского собора
Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.
Знаменитые росписи
Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.
Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.
В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.
Иконостас
В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.
В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».
На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.
Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.
Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.
В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.
История
В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.
Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.
Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» — Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.
Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.
Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления — на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней…»
История
С 1836 года на Мироносицком кладбище находилась церковь во имя святых Жен Мироносиц. 21 ноября 1899 года она сгорела и тогда стараниями настоятеля храма протоиерея Григория Николаевича Феликсова, церковных старост: купцов М. Е. Ивановского, С. Л. Тюрина и мещанина А. Д. Гуторова на пожертвования жителей Пензы в 1905 году был построен Успенский собор. Проект нового храма разработал ещё в 1895 году губернский инженер Александр Гаврилович Старжинский, автор проектов многих храмов и приделов. В 1901 году получено благословение Священного Синода, выдавшего грамоту на строительство.
Успенский собор выполнен в псевдорусском стиле и имеет традиционную объёмно-пространственную композицию, характерную для таких построек. К нему примыкают три полукруглые апсиды с востока и небольшая звонница с запада. Храм имеет черты торжественности и монументальности, которые придают ему уравновешенность масс и умеренное использование декора, характерное для древнерусского зодчества.
В 1905 году были освящены все три престола: главный, в память Успения Богородицы — 1 мая; левый, во имя митрополита Киевского, святителя Алексия — 15 мая; правый, во имя святых Жен Мироносиц — 19 июня.
В 1920-х годах был передан обновленцам. 25 октября 1931 года в связи с решением обновленческого епархиального управления о слиянии «синодальных» (обновленческих) общин Богоявленской, Петропавловской, Покровской церквей, Успенский храм получил статус кафедрального собора. В 1934 году он был закрыт и превращён в военный склад. По многочисленным ходатайствам прихожан и благодаря приехавшему в Пензу епископу Михаилу (Постникову), которому удалось добиться возвращения церковного имущества, переданного после закрытия в Пензенский краеведческий музей, в марте 1945 года храм вновь был открыт. Епископ Михаил также перенёс в собор свою кафедру из Митрофановской церкви.
С 1950 по 1953 год в Успенском соборе, при настоятеле протоиерее Михаиле Лебедеве (1889—1979), выпускнике Петроградской духовной академии 1915 года, сооружены нынешние иконостасы. В 1970-х годах для совершения панихид, под южным приделом устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского. В 1994 году построен храм-крестильня в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Автором проекта стал пензенский архитектор Дмитрий Александрович Борунов.
В могиле напротив алтаря собора захоронены пензенские архиепископы Феодосий (Погорский) и Серафим (Тихонов).
2 октября 1999 года в связи с празднованием 200-летия Пензенской епархии в соборе совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 2005 году Успенский собор отмечал свой 100-летний юбилей. Торжества начались 31 мая в актовом зале Пензенского государственного университета. Здесь присутствовали представители духовенства, городской и областной власти, деятели культуры, искусства, учёные и прихожане. Свои поздравления архиепископу Пензенскому и Кузнецкому Филарету, а также прихожанам направил патриарх Алексий.
1 июня в Успенском соборе прошло всенощное бдение, 2 июня состоялась Божественная литургия и крестный ход на Советскую (прежде Соборную) площадь.
В Успенском кафедральном соборе с 2000 года хранятся мощи Святителя Иннокентия (Пензенского). При храме действует детская воскресная школа и высшие богословские курсы Пензенской епархии.
Это интересно: Свято-Успенский собор во Владимире — изучаем внимательно
История Свияжского Успенского монастыря
Архиепископ казанский Герман принял должность настоятеля в 1555 году. Он взял на себя задачу распространять христианство в преимущественно мусульманском Татарстане.
kklimkina
Царь Иван Грозный хотел видеть архиепископа на должности московского митрополита. Тот отказался, его изгнали, и где-то через год он умер. Он успел поучаствовать в создании двух главных святынь монастыря — Успенского собора и Никольского храма. И вплоть до XVII века здесь возводились новые церкви и постройки.
После революции почти все ценности были изъяты. В течение следующих 70 лет здесь находилась психлечебница.
Монастырь вернулся к своей деятельности только в начале в XX века.