Гатчинский дворец-музей: уникальные экспонаты и факты

Содержание:

Фотографии Приоратского дворца, интерьеры Приората

Уже издали, когда подходишь к Приорату, он потрясает. Кажется, что белый замок-монастырь словно вырастает из Черного озера. Парк здесь не такой ухоженный, как Дворцовый, вода к августу зацвела.

Приоратский дворец на берегу Черного озера

На первом этаже располагается выставка восточного искусства, на втором — экспозиция, связанная со строительством Приората и Мальтийским орденом.

Интерьер одного из залов ПриоратаМодель Приоратского дворцаИнтерьер одного из залов второго этажаИнтерьер одного из залов второго этажаИнтерьер одного из залов второго этажаБашня ПриоратаСад около дворцаВид на Приоратский дворец с холмаСвоим обликом Приорат напоминает немецкое аббатство

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Парк

Гатчинский дворцовый парк начал создаваться вместе с дворцом. Он стал первым пейзажным парком в России. Для его создания был приглашен знаменитый мастер из Италии Иоганн Буш.

Гатчинский парк выполнен в английском стиле. Здесь нет строгой упорядоченности, создатели только подчеркнули естественную природную красоту. Садовники добивались поразительного эффекта, высаживая растения с различной по цвету листвой и хвоей.

Гатчинский парк, фото которого вы видите в нашей статье, имеет композиционный центр, которым является Белое озеро. Здесь появляются многочисленные архитектурные сооружения — мостики, беседки, павильоны и т.д. Чесменский обелиск, созданный по проекту Ринальди, стал одним из первых. Он посвящен победе русского флота над турками в бухте Чесма (1770 г).

Гатчинский парк вызывает огромный интерес у специалистов. Некоторые его постройки (портал Маска и Березовый домик) являются бесценными памятниками архитектуры. Портал Маска изготовлен из камня, а Бревенчатый домик оформлен березовыми поленьями. Он выглядит довольно просто, но в то же время очень живописно. С виду он напоминает поленницу дров. Но за кажущейся простотой кроется дорогая внутренняя отделка. Подобные постройки были распространены в конце XVIII века. Их выполняли в виде хижины или шалаша, но внутри отделывали с дворцовой роскошью. Они предназначались для отдыха компаний, гуляющих в саду. Другие парковые постройки не менее интересны. К примеру грот Эхо, амфитеатр, Адмиралтейские ворота, павильон Орла и другие.

История парка

Гатчина поражала своей красотой современников издавна, но подлинного расцвета эта местность достигла в конце 18 столетия. Императрица Екатерина II, после смерти Бориса Куракина, владельца Гатчинской мызы, решила подарить имение графу Григорию Орлову, знаменитому фавориту императрицы. Орлову подарок пришелся по душе, уже с весны 1766 года здесь закипело грандиозное строительство. По желанию Орлова на этих землях возводился роскошный охотничий замок, вокруг которого на прилегающих территориях проводилась разбивка элегантного парка.


Резиденция Гатчина

Благодаря искусству мастеров садовых дел, а также огромному количеству подсобных рабочих, дикая природа Гатчины через несколько лет предстает перед взором Орлова в совершенно новом обличьи – модного пейзажного (или английского) парка, каждым кустиком, и каждой дорожкой соответствуя идеалам и вкусам той эпохи. Повсеместно устроенные подпоры и запруды воды привели к тому, что Белое озеро существенно увеличилось в размерах, общая береговая линия также была изменена: образовались многочисленные искусственные островки и острова. В ходе землеустроительных работ в Гатчинском парке возникли каналы, пруды и террасы. Были высажены около тысячи деревьев разнообразных пород.


Белое озеро

Изюминкой парка стала задумка архитектора Антонио Ринальди, который исхитрился связать подземным ходом волшебный и таинственный Гатчинский дворец с гротом «Эхо», который располагался на берегу Серебряного пруда. Украсил Ринальди парк символической скульптурой – Колонной Орла, как бы намекая на гордую фамилию владельца Гатчины. Архитектору принадлежит и создание Чесменского обелиска, а также исследователи приписывают его таланту и чудесный восьмигранный колодец.


Колонна Орла

Гатчинский дворец графа Орлова

Для строительства был приглашен знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди. Поскольку Григорий Орлов предполагал использовать поместье, в первую очередь, для охоты, архитектор возводит строение в виде охотничьего замка. Главное здание было трехэтажным прямоугольным с двумя пятиугольными башенками по сторонам. Две полукруглые галереи соединяли его с прямоугольными корпусами — Кухонным и Конюшенным, позже переименованным в Арсенальный.

Выложенное неброским северным камнем сооружение выглядело достаточно скромно, но, по мнению большинства искусствоведов, Ринальди проявил в своей работе не только мастерство, но и поэтическое чутье, понимание природы и красоты этого материала.

Пудостский камень (разновидность травертина) обладает свойством изменять свой цвет в зависимости от света и погоды. А его пористая структура (внешне он похож на пемзу) придает строению средневековый вид.

С обеих сторон здания установлены статуи, выполненные венецианскими скульпторами Морлайтером и Маркиори:

  • Со стороны парка — статуя Мира, изображающая женщину с оливковой ветвью и статуя Войны, или Силы, — женщина в шлеме, опирающаяся на колонну, у ее ног — лев
  • Со стороны плаца вход украшают статуя Благоразумия, или Мудрости — это скульптура женщины с двумя лицами, с зеркалом в руке и оленем у ног, а также статуя Бдительности, изображенная с цаплей, самой бдительной птицей.

Григорий Орлов был человеком богатым и поэтому внутреннее убранство Гатчинского дворца было роскошным. Залы украшали скульптуры и живописные полотна, дорогая мебель и оружие.

Соборы и церкви Гатчины

Город порадует любителей культового зодчества красивыми храмами. Церкви Гатчины отреставрированы и содержатся в хорошем состоянии.

Покровский собор

В Гатчине находится самый большой храм Ленинградской области. Его освящение во имя Покрова Богородицы состоялось перед самым началом I Мировой войны. Тогда не успели закончить отделку фасада, поэтому синие купола вплоть до 2011 г. возвышались над красными кирпичными стенами. После Революции здание, вообще, использовалось как склад. Молитвы под сводами собора вновь зазвучали лишь в последнем десятилетии прошлого века. Храм, возведенный в старорусском стиле, тщательно отреставрирован и сегодня выглядит великолепно.

Никольская лютеранская церковь

  • График работы: вторник, четверг, воскресенье, с 9:00 до 14:00.
  • Телефон.
  • Адрес: проспект 25 Октября, 39. Остановка транспорта «Кирха».

Октябрь 1928 г. ознаменовался знаковым событием для лютеранской общины Гатчины. Тогда прошла первая месса в новой каменной кирхе, рассчитанной на 220 прихожан. Здание с портиком, поддерживаемым дорическими колоннами и облицованное известняком, быстро вошло в число главных архитектурных достопримечательностей города. Вплоть до 1938 г. особняком владели лютеране финны-ингерманландцы. Затем церковь была закрыта. Только через 52 года кирху вернули верующим. В 1990 г. отреставрированное здание включили в Федеральный реестр архитектурно-исторических памятников.

Кто жил в гатчинском дворце. Создание дворцово-паркового ансамбля и города

В 1765 году Екатерина II подарила это обширное имение Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за участие в дворцовом перевороте 1762 года . Летом 1766 года началось строительство дворца в Гатчине по проекту архитектора Антонио Ринальди , создание первого в истории русского паркостроения пейзажного парка и благоустройство охотничьих угодий. Во время строительства дворца владелец Гатчины жил на старой мызе в деревянных покоях прежних владельцев. В 1766 г. он построил новый деревянный дом, в котором он принимал впоследствии всех своих гостей, включая императрицу Екатерину. В своей усадьбе Орлов предавался своему любимому увлечению псовой и соколиной охоте в богатых дичью окрестных лесах, а также принимал своих гостей: императрицу со свитой, своих друзей и сослуживцев.

После смерти Орлова в 1783 году Екатерина II выкупила Гатчину у его наследников и подарила её своему сыну, великому князю Павлу Петровичу . В 1780-х годах здесь работал архитектор Малого двора Ф. Виолье , а в следующем десятилетии ведущая роль перешла к Винченцо Бренна . По его проектам здесь были созданы многие парковые постройки, а в 1795 году начинается реконструкция дворца. С пребыванием Павла в Гатчине связано появление гатчинских войск .

6 ноября 1796 года Павел I становится российским императором , а 11 ноября он издаёт указ, гласивший: «Собственную нашу мызу Гатчину переименовать городом повелеваем». Город тогда состоял из нескольких отдельных частей: Ингербург , Большой проспект , Бомбардирская улица (слобода), Малогатчинская улица. В 1797 году в городе насчитывалось 237 домов обывателей. В 1798 году главные улицы города были вымощены булыжником и имели стоки для воды, было поставлено 600 фонарей. В 1790-е годы в Гатчине существовали небольшие суконная и шляпная фабрики, фарфоровый завод.

В 1797—1799 годах по проекту архитектора Николая Александровича Львова построен Приоратский дворец , ставший одним из символов Гатчины. 13 декабря 1800 года Павел I утвердил герб Гатчины .

Залы Гатчинского дворца

Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.

Мраморная столовая

Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.

Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.

Тронная Павла I

Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.

Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.

Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.

Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.

Белый зал

Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.

Туалетная комната

Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.

Аванзал

Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.

Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.

Подземный ход

Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций

Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

Гатчинский дворец часы работы. Приоратский дворец в Гатчине — режим работы 2019 и стоимость билетов, описание и официальный сайт

129566

Приоратский дворец в Гатчине – это уникальное сооружение, возведенное в тихом месте на берегу Черного озера архитектором Николаем Львовым. В этом строении необычно все: его имя и материал из которого он создан, технология строительства и легенды с ним связанные. Приоратский дворец является единственным в России памятником архитектуры, построенным по глинобитной технологии.

При его сооружении спрессованный суглинок помещался в деревянную опалубку и заливался известковым раствором. Прочность такой технологии была испытана заранее, когда в Гатчинском саду был построен образец здания и дамы пытались проткнуть его зонтами, а офицеры – клинками. Хотя срок службы таких строений составляет 20 лет, вот уже более 200 лет это удивительное сооружение возвышается в уединенном месте вдали от других построек.

Одна из самых распространенных легенд рассказывает, что между кабинетом Павла I, расположенным в Часовой башне, и Приоратом существует подземный ход. В самом деле, во время реставрационных работ был обнаружен тоннель, и хотя один из смельчаков прошел по нему около 100 метров, до сих пор не удалось выяснить назначение хода и куда он ведет.

Название дворца происходит от латинского слова «prior», что означает монастырь и, действительно, это здание строилось как место пребывания рыцарей Мальтийского ордена и раньше оно называлось Приоратским игуменством или просто Приоратом. Дворцом его стали именовать только в XX веке, хотя в качестве дворца для великих особ оно никогда не использовалось.

В католицизме очень часто монахи объединялись в так называемый Монашеский орден, у которого был свой устав, утвержденный папой римским, и свой монастырь – аббатство.

Почему же недалеко от Гатчинского дворца появился этот приорат (небольшой монастырь)?

Известно, что с детства Павел I интересовался историей Мальтийского ордена Св. Иоанна, отношения с которым русское государство установило еще при Петре Первом. Кроме того, во время Русско-Турецкой войны офицеры Мальтийского ордена, среди которых был граф Юрий Литта, сражались на стороне России.

Великая Французская революция лишила Мальтийский Орден всего имущества, его поместья были конфискованы, а вся серебряная утварь переплавлена в слитки и стала собственностью народа.

Павел I был потрясен падением Мальтийского ордена и поэтому, когда граф Литта, обратился к нему с просьбой в покровительстве, император сразу согласился. К тому же он надеялся на распространение влияния Российского государства на восток, и при этом Мальта могла стать удобной военно-морской базой. В 1798 году Павел I приказал построить для Мальтийского ордена Игуменство (приорат). Позже император стад приором Ордена, поэтому возведенный в 1799 году замок принадлежал ему.

Место для строительства выбрал сам архитектор Николай Львов и оно оказалось очень удачным. Построенное здание было асимметричным и поэтому с каждой стороны оно выглядело совершенно по-разному.

Если смотреть на него с берега озера, то кажется, будто замок находится на живописном острове. Разные части здания имеют черты, характерные для разных архитектурных строений. Так, здание кухни имеет сходство с русской избой, подпорная стена придает строению вид крепости, а с южной стороны замок похож на капеллу.

Форма всех частей, из которых состоит Приоратский дворец, очень простая, но именно их композиция придает зданию оригинальность. Издали видна граненая башня с пирамидальным шпилем, рядом с которой построены основной двухэтажный корпус и совсем небольшое пятигранное сооружение высотой всего в один этаж — капелла.

Стены строения гладкие, ничем не украшенные, а художественный эффект достигнут благодаря резкому контрасту между их белизной и красной черепицей.

Среди внутреннего убранства надо отметить оригинальные дощато-кессонные потолки, состоящие из прямоугольных розеток, в центре которых находится шар-репей. Такая конструкция позволяет перекрыть большие площади, уменьшить нагрузку на стены и создает прекрасную акустику. Также впервые здесь была устроена система печей, ставшая прообразом калориферного отопления.

Режим работы Приоратского дворца в 2019 г.

  • Летний период (с 18 июня по 31 августа)
    • Ежедневно с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше.
    • Санитарные дни — 1 июля и 5 августа.
  • Зимний период (с 1 сентября по 17 июня)

История появления и строительство

Земли, на которых воздвигнут дворец, переданные прежде Швеции, вновь вернулись в Россию в августе 1702 года во время Северной войны. Петр I подарил расположенное среди лесов и чистых озер поместье сестре Наталье Алексеевне. Землю выкупила Екатерина II в подарок фавориту Григорию Орлову, по приказу которого в мае 1766 года архитектор Антонио Ринальди начал строить на месте усадьбы дворец с башнями и подземным ходом.

Особенности здания

Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, к пруду вел подземный ход.

К зданию усадьбы пристроили два дугообразных крыла – галереи с лоджиями, по краям которых возвели симметричные прямоугольные здания с закрытыми внутренними дворами, ограничивающими территорию дворца.

Фасад нижних этажей облицован цветными гатчинскими известняками

На внутреннем фасаде установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность»

Фасад главного здания облицевали травертином – износостойким отделочным камнем. В 1781 году граф Орлов поселился в шикарно отделанной резиденции. Хозяин приобрел во дворец дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.

Перестройка во времена Павла I

Павел I, получивший наследство после смерти Григория Орлова в 1783 году, перестроил его на свой вкус. Будущий правитель Российской империи пригласил для этого итальянского архитектора Винченцо Бренну, который превратил дворец в военизированное крепостное строение с элементами загородного особняка.

Вместо зеленых лугов рядом появился каменный плац для военных парадов. Перед строением вырыли ров, перебросив через него мост, установили пушки. С 1796 года Гатчинский дворец – официальная императорская резиденция Павла I, а с 1881 года – императора Александра III. До 1828 года дворец принадлежал Павлу I. При Александре III здесь появилось электричество и телефон.

Перестройка во времена Николая I

Новую перестройку начал Николай I, пригласив Романа Кузьмина. Архитектор увеличил число внутренних комнат, добавил подземные этажи и надстройки. В стиле Ренессанса оформил вестибюль и Мраморную лестницу. В 1851 году реконструкция завершилась, а на плацу во дворе установили памятник Павлу I.

Строительство Приоратского дворца

Осенью 1797 года начались подготовительные работы, с 15 июня по 12 сентября 1798 года были возведены стены, ограда и дворцовые постройки. Высота здания для устойчивости не должна была превышать двух этажей, стены были устроены наподобие контрфорсов, расширяясь книзу: разница в ширине стен у цоколя и под карнизом составляет 13 см. Весь дворец обошелся в 27 тысяч рублей:

Подпорная стена была сделана из пористого, легкого и одновременно морозостойкого пудостского камня, добываемого около поселка Пудость недалеко от Гатчины. Для строительства башни использовался парицкий камень.

По легенде, Приорат связан с Гатчинским дворцом подземным ходом. Реставраторы действительно его обнаружили, но пройти до конца не смогли. Возможно, это часть подземного канала для отвода грунтовых вод, заложенного Львовым.

22 августа 1799 года император принял дворец, а 23 августа пожаловал его Мальтийскому ордену. К тому времени Павел де-факто был главой ордена, Великим магистром. Таким образом, он стал владельцем Приората. 12 октября 1799 года рыцари Мальтийского ордена передали Великому магистру три древние реликвии госпитальеров — частицу древа Креста Господня, Филеримскую икону Божией Матери и десницу Иоанна Крестителя.

С. Тончи. Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена, 1801

Император Александр I, протектор Мальтийского ордена, передал Приорат в государственную казну. Изредка сюда приезжали члены императорской фамилии. В 1820-х годах с разрешения вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Приорате был временно устроен лютеранский храм. В 1880-х годах дворец частично реконструировался, были проведены водопровод и канализация, здание переоборудовано для постоянного проживания людей — впоследствии здесь предоставлялись квартиры придворным.

В начале XX века здесь стали проводиться выставки, в годы Первой мировой войны был госпиталь. После революции до войны здесь сначала размещалась экскурсионная станция, а в 30-х годах — базы отдыха ленинградских заводов. В годы Великой отечественной войны Приорат уцелел, доказав, тем самым, устойчивость глинобитной технологии, разрушены были лишь часть ограды и одна из караульных вышек, снесена крыша. После войны располагались разные организации: сначала военно-строительная часть, затем Дом пионеров и школьников, с 1968 — районный Краеведческий музей. В 1980-х годах началась реставрация Приоратского дворца, и в 2004 году он открылся для посетителей.

Дворцовый парк в Гатчине: как добраться, что посмотреть, история

Поблизости от Санкт-Петербурга расположилось множество дворцов и парков. Почему-то Большой Гатчинский дворец и Дворцовый парк не пользуются особой популярностью среди туристов, а зря, здесь есть на что посмотреть. В летнее время в парке также проводится большое количество фестивалей.

История Большого Гатчинского дворца и Дворцового парка

Строительство дворцового и садового комплекса в Гатчине неразрывно связаны с именем Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Именно он начал строительство Большого Гатчинского дворца и Дворцового парка в XVII веке. В это время в Российскую империю приходит мода на пейзажные парки, отличительной особенностью которых является планировка, приближенная к естественному ландшафту.


Гатчинский дворец


Памятник Павлу I


Скульптуры в парке

Следующий активный период развития парка связан с именем Павла I. В это время строится множество сооружений, дополнивших паковый ансамбль и дошедших до наших дней. Например, восьмигранный колодец и Павильон Венеры. Также закладывается парк Сильвия, расположенный слева от дворца и отделенный от основного Дворцового парка.


Карпин мост

В дальнейшем парковые сооружения преимущественно реконструируются. Во время Второй Мировой войны множество построек было разрушено, некоторые из них в последствии были реконструированы. Например, Березовый домик. А некоторые до сих пор ждут своей очереди.

Как добраться

Проще всего добраться до Гатчины на электричке с Балтийского вокзала, а дальше немного пройти пешком до дворца. На август 2018 стоимость проезда составляла 102 рубля.

Что посмотреть

Первое, что попадается вам на глаза — Большой Гатчинский дворец. Выглядит он масштабно и необычно. На площади рядом с дворцом установлена скульптура Павла I. Во дворце разместился музей, мы решили туда пока не ходить, так как летом гораздо приятнее прогуляться по парку. А дворец оставим на более холодное время года.

Собственно, сам Дворцовый парк выглядит очень красиво и масштабно. Он занимает территорию в 143 гектара. Основу ландшафта составляют два больших озера: Белое и Серебряное. Помимо это по всей территории раскинулись пруды, искусственные и естественные острова, соединенные между собой изящными мостками. Гулять по всей этой местности сплошное удовольствие. Из разных точек парка ландшафт открывается с разной стороны и впечатляет по-новому.


Портал Маска и березовый домик


Березовый домик

На территории парка, помимо самого дворца, расположилось еще 2 музея. Павильон Венеры на острове Любви и Березовый домик. Домик обшит аскетичными березовыми бревнами, а внутри блистает великолепной отделкой. К сожалению, это восстановленная копия, оригинал бы утрачен во время Второй Мировой.

Времени у нас было мало, поэтому все достопримечательности увидеть не удалось. Учитесь на наших ошибках и планируйте на посещение Дворцового парка не менее 4 часов, чтобы насладиться всеми достопримечательностями садово-паркового искусства.

Если хотите более активного отдыха, в нескольких километрах от парка можно найти не такие популярные у туристов, но не менее интересные Гатчинские гейзеры.

Кратко, в целом:

  • отличное место для релаксации;
  • прекрасная природа;
  • можно сделать великолепные фото.

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

Комплекс включает:

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Чесменская галерея и другие галереи дворца

Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.

Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.

В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.

Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.

О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.

С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.

Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector