Государственный строй россии. общественный и государственный строй

Возникновение Древнерусского государства

Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства(VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы.

У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.

Задруга – община, в которую входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.

На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.

Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.

Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.

Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.

Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.

В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.

Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной.

Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.

Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны.

Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.

Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г.

Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода.

Под его властью находилась только часть восточнославянских племен.

Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева.

В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.

Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.

Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.

Географическое положение страны

Каждое государство имеет своё уникальное расположение. Географическое положение во многом определяет особенности жизни населения, основные направления развития экономики, доступность торговых отношений с другими территориями. Как различаются страны по географическому положению отражает группировка по этому признаку.

  • Внутриконтинентальные государства. К этой категории относятся территории, которые не имеют выхода к морскому или океанскому побережью. В мире около 40 таких государств. Среди них Австрия, Казахстан, Монголия, Швейцария, Чад, Эфиопия и др.
  • Приморские государства. В эту группу включаются местности с выходом к морю. Например, Россия, Египет, США, Бразилия, Танзания и др.
  • Островные государства. Страны, территория которых, располагается на островах. К ним относятся Великобритания, Кипр, Мадагаскар, Куба, Новая Зеландия и др.
  • Полуостровные государства. Если страна находится на полуострове, то она причисляется к этой группе: Португалия, Швеция, Турция, Индия, Таиланд, Сомали и др.
  • Государства-архипелаги. Существуют страны, расположенные сразу на нескольких островах. Они входят в эту категорию. Среди них Япония, Филиппины, Багамские острова, Мальдивские острова, Индонезия и др.

Примечания[]

  1. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1999. — С. 138.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
  3. Сословно-представительная монархия в России (ru). Labex.ru. Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. Проверено 29 ноября 2008.
  4. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 43.
  5. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — С. 161-163.
  6. ↑ Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Президент РФ обладает правом законодательной инициативы; а согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Президент может наложить вето на представленный для подписания закон, которое преодолевается не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ.
  7. ↑ Чиркин В.Е.Нетипичные формы правления в современном государстве// Государство и право. — 1994 — № 1. — С. 109.
  8. Правление Сукарно. Индонезия: История страны turlocman.ru (13 апреля 2012).

Образование Российской Федерации

Раздел ОГЭ по истории: 3.2.1 Образование Российской Федерации как суверенного государства.

Российская Федерация (РСФСР) была крупнейшей республикой в составе СССР, однако до 1990 года какой-либо существенной самостоятельностью не обладала.

12 июня 1990 г. — принятие Верховным Советом РСФСР декларации о суверенитете. Основные положения декларации:

  • Полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР.
  • Верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР —*• действие актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается на всей территории.
  • Полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах.
  • РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, который устанавливается союзным договором и основанным на нём законодательством

День принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. В настоящее время 12 июня отмечают как День России.

17 марта 1991 г. был проведён всероссийский референдум, по итогам которого большинство населения РФ высказалось за сохранение СССР, а также был введён пост Президента РСФСР.

После поражения ГКЧП в августовском путче, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин издал ряд указов, переподчиняющих себе находящиеся на территории России союзные органы исполнительной власти, союзную армию, милицию, КГБ СССР. Ельцин переподчиняет себе, то есть переводит под юрисдикцию России множество союзных отраслей, министерств и ведомств.

Исполнительно-распорядительные органы Советов — исполкомы стали упраздняться, вместо них стали создаваться администрации. Председателей исполкомов заменили главами администраций. Усиливалась исполнительная ветвь власти. До конца 1991 года новая система власти была введена во всех регионах РСФСР.

1 октября 1991 г. был представлен проект — «Стратегия России в переходный период» (известный ещё как «Меморандум Бурбулиса»). Его главной мыслью было превращение РСФСР в независимое государство, которое станет на международной арене единственным наследником Советского Союза.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии объявили о невозможности создания конфедеративного Союза Суверенных Государств и о прекращении существования СССР; было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).

12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение.

25 декабря 1991 г. Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Президента СССР и над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на российский триколор.

25 декабря 1991 г.— переименование РСФСР в Российскую Федерацию (РФ, Россия). Главная внутриполитическая задача российского руководства: оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада РФ.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР, но не предусмотренный Конституцией СССР), принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. После прекращения существования СССР 26 декабря 1991 Российская Федерация стала независимым государством и была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР.

31 марта 1992 г.— подписание в Москве Федеративного договора о разграничении полномочий между федеральными органами и органами власти суверенных республик в составе РФ:

  • подтверждение территориальной целостности РФ;
  • провозглашение договорного принципа установления отношений между Федеральным центром и субъектами РФ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным, которое в дальнейшем привело к политическому кризису в сентябре — октябре 1993 года.

Конспект урока по истории «Образование Российской Федерации». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

5) По особенности географического положения

  • Приморские (страны, имеющие выход к морю)

  • Внутриконтинентальные (страны, не имеющие выход к морю)

  • Островные и страны-архипелаги (страны, расположенные на острове или группе островов)

Большинство стран мира расположено на материках и имеет выход к Мировому океана.

Самое невыгодное положения имеют внутриконтинентальные страны.

Узбекистан и Лихтенштейн — не только не имеют выхода к морю, но также их соседи тоже не имеют выхода к морю.

Крупнейшие островные страны

  1. Индонезия (расположена на Архипелаге)

  2. Мадагаскар (Второй по величине остров)

  3. Папуа-Новая Гвинея

  4. Япония (расположена на Архипелаге)

  5. Филиппины (расположены на Архипелаге)

  6. Новая Зеландия (расположена на двух островах)

  7. Великобритания

  8. Куба

  9. Исландия

  10. Ирландия (Имеет самую северную столицу)

Банановые республики 
Банановые республики это термин для обозначения беднейших стран Латинской Америки. Это страны с неразвитой экономикой, большим процентом бедного населения, со значительным неравенством распределения национального продукта, с сильно развитой коррупцией.
Классическими примеры Банановых республик: Гондурас, Белиз, Никарагуа и Сальвадор

Материал по теме »многообразие стран» пригодится в 24 задании ЕГЭ.

Формы государственного устройства – кратко

Форма управления – принцип образования высшего органа правления. Термин характеризует образование управляющих органов, их взаимосвязь с народом, отношения между различными группами властей, деятельность и многое другое. Главные для формы власти это:

  • Монархия. Монарх является единственным лицом, контролирующим все верховное правление. Передача власти осуществляется от поколения к поколению. Абсолютный тип монархии подразумевает полное подчинение государства его главе. Конституционный тип – предусматривает ограничение полномочий. В роли ограничителя выступает конституция.
  • Республика. Главным инициатором власти является народ. Регулярно в стране проходят выборы. Голос народа определяет лидера государства на определенный временной промежуток. Разделяют парламентскую и президентскую республики. В парламентской главой является президент. Парламент – главный контролирующий орган, перед ним отвечают члены правительства. В президентском государстве деятельность парламента контролирует президент.

В президентской республике всю власть удерживает глава страны. Власти четко разделены в соответствии со своими полномочиями. Премьер-министр в государстве отсутствует, как и парламентская ответственность. Президент имеет право распустить парламент, который не принимает участия в его избрании. 

В парламентской республике главный орган регулирования – парламент. Есть премьер-министр. В двадцатом веке появилась новая, смешанная форма. В таких государствах присутствуют черты обоих вариантов. Россия признана демократической, федеративной страной, имеет республиканскую форму правления. 

Смотри также: Государство, его признаки, атрибуты и функции

Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

Действующая Конституция РФ

Президент Российской Федерации и правительство страны во главе с премьер-министром осуществляют управление страной на основании действующей Конституции. Конституция — это законодательно-правовой акт, в котором рассматриваются основные полномочия президента и правительства, а также основные права и свободы граждан России. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые президентом страны и правительством (указы, законы, декреты, постановления), не должны противоречить Конституции.

Любое противоречие — основание для отмены данного закона или внесения в него поправок

Ознакомиться с Конституцией можно в интернете, а также в любом книжном магазине можно приобрести брошюру с полным или сокращенным текстом этого важного документа

В Конституции подробно рассматриваются:

  1. Роль государства и правительства в управлении страной.
  2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Порядок демократических выборов президента страны и членов правительства.
  4. Особенности многопартийной системы.
  5. Порядок защиты прав и свобод граждан.

Нормативно-правовые акты, которые издает президент страны, должны опираться в первую очередь на содержание Конституции. Периодически в этот важный документ вносятся поправки, но суть остается неизменной начиная с момента утверждения действующей Конституции. Президент и кабинет министров руководствуются Конституцией во время принятия важных решений, связанных с внутренней и внешней политикой страны.

Рядовые граждане должны внимательно изучать этот документ для того, чтобы быть максимально осведомленными о своих правах, обязанностях и свободах. В связи с этим изучение Конституции входит в стандартный курс школьной программы в рамках учебной дисциплины «Правоведение». День принятия главного документа, регламентирующего работу правительства, является официальным государственным праздником. До недавнего времени День Конституции был выходным днем.

О политических режимах — в этом видео.

Категории классификации государств

На сегодняшний день в мире существует около 230 стран. Приблизительно 190 из них являются независимыми, то есть суверенными, которые обладают самостоятельностью в принятии решений относительно внешней и внутренней политики. Поскольку в мире политическая обстановка не является стабильной, то время от времени на мировой политической карте бывают изменения.

Чтобы понимать в чём проявляется многоликость стран современного мира, применяется несколько методов их классификации. Группировка государств по разным признакам позволяет более точно их рассматривать.

  • Географическое положение.
  • Размер территории.
  • Социально-экономическое развитие.
  • Административно-территориальная организация.
  • Численность населения.
  • Форма правления.

Основные формы правления

Существует несколько видов организации власти:

  • Республика.
  • Монархия.
  • Смешанный тип.

Республика, в свою очередь, может быть:

  • Президентской.
  • Парламентской.
  • Смешанной.

Монархия бывает следующих видов:

  • Парламентская.
  • Дуалистическая.
  • Конституционная.
  • Сословно-представительская.
  • Ограниченная.
  • Абсолютная.

Смешанные формы правления:

  • Теократическая республика. В ней главенствует мусульманское духовенство.
  • Монархия с элементами республики. В ней присутствует систематическая выборность главы страны.
  • Республика с элементами монархии. В таких странах глава несменяем.

Наиболее развитые европейские страны

Великобритания находится на северо-западе европейской части. Название Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии появилось в 1800 году. Представляет собой парламентскую монархию. Состоит из Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Столица страны — город Лондон.

Великобритания территориально делится на области, Шотландия объединяет 32 региона, которые значительно отличаются численностью населения, но количество депутатов здесь одинаковое. Уэльс состоит из 22 унитарных территорий, через каждые четыре года проводящих выборы.

Северная Ирландия объединяет 26 районов, не имеющих избирательных полномочий и осуществляющих контроль только за чистотой окружающей среды и домашними животными. Правящая династия Великобритании Виндзоры находится на престоле более 700 лет. В настоящее время она представляет Саксон-Кобург-Готскую династию, Глюксбургов, а также княжеский дом Гримальди.

Федеративная Республика Германия находится в центральной части Европы. По форме правления представляет парламентскую республику с однопалатным парламентом, по государственному устройству — федерацию, в состав которой входят 16 земель. Исполнительную власть возглавляет канцлер, президент имеет представительские функции.

Франция находится в западной части зарубежной Европы. Форма правления — парламентская республика. Главный законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Сената и Национального собрания. По административному устройству подразделяется на 18 регионов, состоящих из 101 департамента.

Как можно понять, формы правления в Европе различные. Но власти любой страны делают все возможное для процветания своего народа.

Самодержавие

Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.

В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Республиканское правление

К первой группе относятся страны с республиканской формой правления, которая подразумевает прямые выборы в государственные органы управления или депутатский орган власти (чаще всего парламент), занимающийся формированием правительства, осуществляющего исполнительные функции.

Главным признаком республики можно назвать регулярную смену руководителя. В списке территорий зарубежной Европы эта форма является преобладающей. В Европе к республикам относятся 27 государств из 39. В восточной и центральной части расположены:

  • Албания;
  • Болгария;
  • Босния и Герцеговина;
  • Венгрия;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Македония;
  • Польша;
  • Румыния;
  • Словакия;
  • Словения;
  • Хорватия;
  • Чехия;
  • Эстония;
  • Югославия.

В западной части к республикам относятся Австрия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Германия, Финляндия, Франция и Швейцария. Республика имеет несколько основных форм:

  1. Президентская. Руководство государством и правительством осуществляет президент. К этой группе можно отнести только Кипр.
  2. Смешанная. Все функции по руководству государством разделены между руководителями — президентом и правительством (Португалия, Румыния и Франция).

По форме правления большинство стран зарубежной Европы относятся к третьему типу — парламентской республике, когда руководство страной осуществляют парламент и правительство, возглавляемое премьер-министром. Президент выполняет представительские функции.

Существуют различия и по структуре парламента. В государствах с небольшой численностью населения избирается только одна палата. Депутаты назначаются в таких случаях прямым голосованием.

В крупных странах, имеющих значительные региональные различия, избираются две палаты. Депутаты нижней палаты выбираются путем прямого голосования. Представители верхней палаты могут избираться прямым и непрямым голосованием, федеральным советом, а также невыборным путем (назначением), представляя различные политические силы страны. В качестве примера можно указать палату лордов в Великобритании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector