Екатерининский дворец

Александровский дворец – роскошный подарок русской царицы

Роскошный Александровский дворец по проекту Джакомо Кваренги начали возводить в Царском Селе, когда будущему императору исполнилось 15 лет. Через год 16-летний наследник престола сочетался браком с Марией Луизой Августой, которая приняла православие и стала Елизаветой Алексеевной.

Когда дворец достроили, великий князь с супругой поселился в нём в июне 1796 года, как и хотела венценосная бабушка, ведь этот дворец – подарок к бракосочетанию любимого внука. Императрица полюбила уютную резиденцию и часто навещала молодых, но в ноябре 1796 года неожиданно скончалась.

Особенности архитектуры

Двухэтажный Александровский дворец в форме буквы П построен в лучших традициях благородной классики. Симметричное жёлто-белое здание, к которому слева и справа пристроили флигели, вытянуто в длину и смотрится гармонично и воздушно.

Центральный фасад украшает изящная сквозная колоннада, придающая постройке особую торжественность. Часть фасада выполнена в виде полуротонды со сферическим куполом. Двусветные колонные окна чередуются с обычными окнами.

При входе – небольшой парадный двор, проходящий через двойную колоннаду. У входа – две статуи: «Юноша, играющий в бабки» и «Юноша, играющий в свайку».

В боковых флигелях – жилые помещения, в центральной части – залы парадной анфилады. Дворец прекрасен строгостью и лаконичностью, хотя и лишён пышной помпезности.

Интерьер помещений

Внутренние помещения, построенные по принципу анфилады, т.е. помещений, вытянутых в одну линию, созданы лучшими русскими и иностранными мастерами. Строгий стиль исключает излишнюю роскошь чрезмерной позолоты, вычурных орнаментов и росписей.

Стены парадных залов украшены искусственным мрамором. Интерьеры дворца сохранились частично – реставраторы воссоздают их по старинным гравюрам, картинам, описаниям и фотографиям.

Александровский дворец очень уютный: скатерти на столах, удобные диванчики и кресла, ковры. Из окон – прекраснейший вид на пруд и окружающий парк.

Вступление

Свой знаменитый ныне облик дворец обрел в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Фасад здания был выкрашен в лазоревый цвет, который чудесно гармонировал с золочеными элементами декора.

Дворец становится трехэтажным — северную сторону отныне венчают золотые купола церкви, а к южной примыкает великолепное парадное крыльцо. На многих элементах украшений появляется вензель его хозяйки — Елизаветы Петровны. Коснулись изменения и интерьера.

Впервые здесь была использована новая планировка — комнаты переходили из одной в другую по всей протяженности дворца, образовывая так называемую Парадную анфиладу. Автором этих изменений был знаменитый архитектор Растрелли, работавший и над созданием архитектурного комплекса Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Залы и комнаты дворца

Главный зал дворца, самый большой во всех дворцах Петербурга — Большой, или Тронный. Потолки достигают около 47 м в высоту, а ширина его — примерно 18 м

Внимание сразу же привлекают великолепный паркет и величественный плафон, закрывающий весь потолок. Изображения на плафоне символизируют Изобилие, Науку и Искусство, Войну и Победу

Прогуливаясь по знаменитой Парадной анфиладе с огромными окнами высотой во всю стену, можно увидеть Серебряный и Синий кабинеты, гостиные Лионскую и Арабесковую, купольную столовую и китайский зал, официантскую комнату, опочивальню, парадный кабинет. Отдельного упоминания заслуживает знаменитая Янтарная комната. В 1716 г. король Пруссии Фридрих-Вильгельм I подарил Петру I панели из янтаря.

Практическая информация

Адрес: Пушкин, ул. Садовая, 7. Веб-сайт.

Царское Село находится всего в 25 км от Питера. Дорога на автомобиле по Пулковскому и Петербургскому шоссе займет от 30 минут до часа. На электричке: от Витебского вокзала до станции «Царское Село», далее от автовокзала города Пушкин на автобусе или маршрутках № 382 до остановки «Музей-заповедник „Царское Село“».

Общее время в пути — около часа. Кроме того, от станций метро «Московская», «Купчино» и «Звездная» до музея курсируют автобусы и маршрутки.

Часы работы: с 10:00 до 18:00 (продажа билетов до 16:45). Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ — 350 RUB, взрослые билеты — 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 150 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на январь 2018 г.

Макет

Камеронская галерея в 21 веке

Часовня Екатерининского дворца  

Хотя интерьеры Стасова и Камерона в неоклассическом стиле являются великолепным воплощением вкуса конца 18-го и начала 19-го веков, дворец наиболее известен благодаря великолепному комплексу парадных залов Растрелли, известному как Золотая анфилада . Он начинается в просторном и просторном бальном зале «Большой зал» или «Зал света» с впечатляющим расписным потолком и включает в себя множество оригинально оформленных небольших залов, в том числе воссозданную Янтарную комнату .

Камеронская галерея в 18 веке.

Большой зал , или Light Gallery, как его называли в 18 — м веке, является формальным квартира в русском барокко стиле по проекту Растрелли между 1752 и 1756. В Большой зал был предназначен для более важных приемов , таких как шарики, официальные ужины , и маскарады . Зал был окрашен в два цвета и занимает площадь около 1000 квадратных метров. Окна с восточной стороны, занимающие всю ширину дворца, выходят на парк, а окна с западной стороны — на дворцовую площадь. Вечером зажигается 696 ламп примерно на десятке люстр, расположенных возле зеркал. Скульптурная и позолоченная резьба и орнамент зала созданы по эскизам Растрелли и моделям Иоганна Франца Дункера .

Интерьер Агатовых залов Екатерининского дворца   .

За Большим залом находится столовая для придворных. Помещение было спроектировано Растрелли в середине 18 века. Маленькая комната освещена четырьмя окнами, которые выходят в парадный двор. На противоположной стене архитектор разместил фальш-окна с зеркалами и зеркальным стеклом, сделав зал просторнее и светлее. Оформленный в типичном для барокко стиле интерьера, зал наполнен позолоченной резьбой по стенам, сложной позолотой на дверях и орнаментом из стилизованных цветов. Роспись потолка была расписана известным учеником русской школы середины XVIII века. Он основан на греческом мифе о боге солнца Гелиосе и богине зари Эос .

Напротив столовой для придворных, на другой стороне парадной лестницы, находится Белая парадная столовая. Зал использовался для официальных обедов императриц или «ужинов». Стены столовой были украшены с максимальной экстравагантностью позолоченной резьбой. Меблировка консолей украшена позолоченной резьбой. Часть мебели, которую можно увидеть сегодня в комнате, является оригинальной, а другая часть является репродукцией. Раскрашенная фреска «Триумф Аполлона» является копией картины, выполненной в 16 веке итальянским художником Гвидо Рени .

Портретный зал — это формальная квартира площадью 100 квадратных метров. На стенах зала — большие парадные портреты императрицы Екатерины I и императрицы Елизаветы Петровны , а также картины Натальи Алексеевны , сестры Петра Великого , и императрицы Екатерины II . Полы в холле выложены мозаикой из ценных пород дерева. Гостиная Александра I была спроектирована между 1752 и 1756 годами и принадлежала к личной спальне императора. Гостиная выделялась среди остальных парадных залов дворца тем, что стены были покрыты китайским шелком . Другой декор в комнате был типичным для парадных залов дворца — потолочная роспись и позолоченная резьба. Элегантные карточные столы и комод с инкрустацией из дерева демонстрируют японский, китайский и берлинский фарфор .

Зеленая столовая, заменившая «Висячий сад» Растрелли в 1773 году, — первая из комнат в северном крыле Екатерининского дворца, спроектированная Камероном для будущего императора Павла и его жены. Стены комнаты фисташкового цвета украшены лепными фигурами Ивана Мартоса . Во время большого пожара 1820 года комната была серьезно повреждена, таким образом разделив участь других интерьеров Камерона. Впоследствии он был восстановлен под руководством Стасова.

Среди других интерьеров Кэмерона — «Комната официантов» с инкрустированным полом из розового дерева , амаранта и красного дерева, а также стильные карточные столы из чиппендейла ; Синяя парадная столовая с бело-синими шелковыми обоями и дымоходами из каррарского мрамора; «Китайская голубая гостиная» — любопытное сочетание стиля Адама с шинуазри ; Прихожая хора, стены которой обиты шелком абрикосового цвета; и колонный будуар от Александра I , выполненный в помпеянском стиле.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарная комната в Большом Екатерининском дворце является единственной, в которой запрещена фото и видео съемка, поэтому чтобы запечатлеть хоть частицу этого уникального произведения искусства, приходилось фотографировать с соседних залов. В интернете очень много информации о загадочном исчезновении и удивительной находке Янтарной комнаты во время войны, но то что сейчас этот шедевр восстановлен и все желающие могут это видеть, дорогого стоит. Словами тяжело передать ощущения и чувства, которые появляются, когда находишься в Янтарной комнате.

Многие называют Янтарную комнату одним из чудес света, хочется с этим согласиться.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарная комната или как ее еще называют Янтарный кабинет

Янтарная комната в Екатерининском дворце

История

Своей красотой Екатерининский дворец обязан трём российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе. В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат

В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.

Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.

В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.

Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.

Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.

Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.

Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это всё было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.

В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.

Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».

Стоимость билетов 2021

В стоимость билета в Екатерининский дворец входит посещение Янтарной комнаты а также билет в Екатерининский парк.

Льготный тариф

  • Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 850 руб.
  • Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 400 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты – 430 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы – 430 руб.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 430 руб.

Бесплатно

  • Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета)
  • Музейные работники, члены Творческого союза музейных работников СПб и ЛО – бесплатно (обязательно оформление входного билета)

Ознакомиться с экспозицией можно

  • Самостоятельно;
  • Воспользоваться услугой «Аудиогид» (стоимость 200 руб., необходим залог);
  • В составе экскурсионной группы (услуга предоставляется при формировании группы от 15 до 20 человек).

Важно знать

  • Билеты в Екатерининский дворец исключительно именные (оформляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность).
  • Обращаясь за оформлением билета в кассу музея, посетитель даёт согласие на обработку своих персональных данных в объёме: фамилия, имя, отчество, номер документа.

Дальше — интереснее!

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7

Вот уже 300 лет центральную часть Царского Села занимает величественное здание Екатерининского дворца с раскинувшимся вокруг Екатерининским парком. Однако несмотря на столь значительный возраст, дворец по-прежнему поражает всех своей красотой и великолепием. За годы своей истории дворец поменял множество царственных хозяев, а в его постройке и оформлении принимало участие множество архитекторов.

Строительство резиденции в подаренном ей в 1710 году селении, Екатерина I начинает в 1717 году. Она привлекает к строительству немецкого архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна, в то время занимавшегося возведением архитектурного ансамбля в Петергофе.

Екатерининский дворец, Царское Село

В 1741 году императрицей и новой владелицей дворца стала Елизавета Петровна. В конце 1742 года по ее указанию начинается перестройка дворца под руководством архитектора М. Г. Земцова. Однако скорая смерть зодчего помешала осуществлению первоначальных планов.

Следом за ним к работе привлекаются А. В. Квасов с помощником Джузеппе Трезини, которого в 1745 году сменяет архитектор С. И. Чевакинский. С конца 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, также известный своими масштабными работами в Зимнем дворце и Смольном соборе. К 30 июля 1756 года дворец был представлен хозяйке и ее гостям в новом прекрасном облике.

Большой Царскосельский дворец

Выполненный в стиле барокко дворец, поражал своей красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, а золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. Фасады украшали лепные украшения и фигуры атлантов, модели которых выполнил скульптор И.-Ф. Дункер. Северный корпус венчали пять золоченых глав церкви дворца, а южный корпус с парадным крыльцом заканчивался шпилем с многоконечной звездой.

Не меньшей роскошью отличались внутренние апартаменты дворца, также обустроенные Растрелли. Парадные комнаты располагались на всю длину здания, образуя Парадную анфиладу, украшенную по всей своей длине золоченой резьбой. Такое расположение залов появилось в России только с середины XVIII века.

Начиная с 1770 года дворец обустраивала под свой вкус Екатерина II. Вести работу она поручила шотландскому архитектору Чарльзу Камерону, большому знатоку античной архитектуры, которой увлекалась императрица. Во дворце Камероном были созданы Серебряный и Синий кабинеты, Лионская и Арабесковая гостиные, Купольная столовая и Китайский зал. Все созданные интерьеры отличались строгостью стиля и утонченной, даже несколько таинственной, красотой отделки.

Екатерининский дворец в Пушкине

Также Камероном были обустроены комнаты для сына Екатерины II, Великого князя Павла Петровича и его супруги. К ним относятся Парадная голубая и Китайская голубая гостиные, Зеленая столовая, Официантская и Опочивальня.

При императоре Александре I, в 1817 году, архитектором В. П. Стасовым был создан Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Оформление этих помещений полностью было посвящено прославлению победы в войне с Наполеоном.

До 1910 года Екатерининский дворец носил название Большой Царскосельский дворец.

Режим работы: C 1 июня по 31 августа посетители по билетам обслуживаются 12:00 до 19:00 (20:00 по понедельникам). Санитарный день в последний понедельник месяца с мая по сентябрь отменяется.

В период школьных каникул, а также в мае, посетители по билетам обслуживаются с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 17:00. По понедельникам с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 20:00

В остальное время часы работы: с 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 17:00. По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 20:00.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца (с октября по апрель).

Куда приводят поиски

C момента пропажи Янтарной комнаты прошли десятилетия, и версий о ее судьбе появляется все больше. Одни исследователи утверждают, что она наверняка погибла во время бомбардировок, другие – что была спрятана в подземелье на территории Германии, третьи – что она и вовсе попала в Соединенные Штаты или в последний момент была на подлодке отправлена нацистами в Южную Америку.

Королевский замок в Кёнигсберге

Согласно одному из самых популярных предположений, продолжать поиски Янтарной комнаты сегодня не имеет смысла, поскольку при бомбардировке Кенигсберга она была разрушена. Тем не менее отчет по итогам десятилетнего расследования, составленный в советский период, говорит об обратном. Там отмечается, что ни один из свидетелей не упоминал о необычных запахах, когда Кенигсберг горел. А ведь янтарь при горении выделяет очень специфический запах (почти как у церковного ладана), и не почувствовать его было просто невозможно, особенно учитывая размеры Янтарной комнаты. К тому же в 1997 году случилось невероятное: в Потсдаме полиция обнаружила инкрустированный янтарем комод и мозаичную панель из Екатерининского дворца. Последняя (она называлась «Обоняние и осязание») представляла собой одну из четырех флорентийских мозаик, с 1787 года украшавших Янтарную комнату. Из Екатерининского дворца она была вывезена в первые дни оккупации Царского Села нацистами и попала в руки офицера, оставившего ее себе в качестве сувенира. На фотографиях демонтажа и сборки комнаты в Кенигсберге этой мозаики уже нет, а после войны офицер передал ее на хранение нотариусу, у которого полицейские и изъяли драгоценный предмет. Обе находки Германия передала России в 2000 году.

Большой зал Екатерининского дворца после Великой Отечественной войны

Среди множества версий существует еще одна – одновременно фантастическая и печальная. Если верить ей, то в деле исчезновения Янтарной комнаты замешан не кто иной, как И.В. Сталин, который перехитрил всех – и нацистов, и будущих искателей драгоценных интерьеров. Он мог поручить создание реплик янтарных панелей и распорядиться о том, чтобы именно их оставили в Екатерининском дворце специально для немцев. Настоящая же Янтарная комната была надежно спрятана – только вот узнать где, мы уже не сможем, ибо информация была доступна лишь самому отцу народов.

Как бы то ни было, в 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты с использованием материала из Калининграда. В течение шестнадцати лет ими руководил художник Александр Александрович Журавлев. Полностью новая Янтарная комната была возведена к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга и, по мнению искусствоведов, ее нынешний интерьер едва ли уступает оригинальному. Полюбоваться на детали комнаты по-прежнему можно в Екатерининском дворце – летней императорской резиденции, которая в наши дни является музеем.

Обложка: tzar.ru

Как купить электронный билет

Посетить город Пушкин (Янтарная комната, дворец, парк, лицей и другие местные достопримечательности) можно без проблем, если заранее позаботиться о покупке билета через интернет. Сделать это можно на официальном сайте музея-заповедника «Царское село». Покупать билеты стоит не менее, чем за месяц до предполагаемой поездки. Раскупают билеты очень быстро.

Но через всемирную сеть невозможно купить билеты по льготе, да и за обычные приходится серьезно переплачивать. Электронный билет стоит 1500 рублей. Распечатанный ваучер можно обменять в кассе Екатерининского дворца без очереди. Кстати, в стоимость любого билета (хоть купленного в кассе за 600 рублей, хоть приобретенного через интернет за 1500) включено экскурсионное обслуживание.

Информация для посещения

Екатерининский дворец — режим работы:

С 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 16:45.
По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 19:45.
Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Екатерининский дворец — стоимость билетов:

Взрослые – 400 руб.
Пенсионеры РФ и Республики Беларусь, курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России – 200 руб.
Студенты – 200 руб.
Посетители до 18 лет – бесплатно (с 1.01.2015)

Жилье в Царком селе — где остановиться на ночь

Обычно в Царское село отправляются на один день, в рамках путешествия в Санкт-Петербург. Но, если вы планируете посмотреть более подробно все достопримечательности Царcкого села, то мы рекомендуем снять отель или квартиру именно там. Вот несколько проверенных вариантов. Недорогой отель Аксинья, стоимостью от 9$ и гостевой дом Гранда, стоимостью от 30$.

Если же вы все-таки решили остановиться в Санкт-Петербурге, чтобы потом отправиться в Екатерининский парк Царского села, то рекомендуем прочесть нашу статью о недорогом жилье в Питере.

  • Промокод Tripinsurance — скидка 10 % на туристическую страховку
  • Недорогие мини-гостиницы в центре Санкт-Петербурга

Старомодный «взбитый крем»

Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село. В 1766 она жаловалась в письме: «Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри; в нем нет ни одного удобного кресла… Нет даже возможности облокотиться на стол». Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.

Над интерьерами дворца при Екатерине работал шотландец Чарлз Камерон. Ему пришлось изрядно потрудиться: императрица, большая любительница античного искусства, приказала соединить старомодные барочные залы с классицистическими линиями. Именно под руководством Камерона были оформлены парадные залы — Арабесковый, Лионский и Китайский, он же создал Зеркальный, Синий и Серебряный кабинеты, Рафаэлевскую комнату и знаменитую Голубую гостиную. Правда, интерьеры северной половины дворца сгорели во время Великой Отечественной.

Режим работы Екатерининского дворца

Музей дворца проводит экскурсии только организованными группами с 10 утра до 18 вечера. Последние 15-20 человек собираются при входе в 17.00. Кассы работают только до 16.45. Экскурсовод рассказывает историю каждого зала. Везде, кроме Янтарной комнаты, разрешается фотографироваться. Но, по отзывам посетителей, экскурсия очень короткая и позволяет лишь бегло пробежаться по залам. Некоторые советуют отстать от ведущего и самостоятельно побродить по помещениям дворца подольше, внимательно рассмотреть всю красоту дворца.

Стоимость билетов в Екатерининский дворец различна для разных категорий посетителей. Так, взрослым он обойдется в 700 рублей, студентам — 350, а школьникам до 16 лет можно и вовсе пройти бесплатно. Пенсионерам придется заплатить 350 рублей. По отзывам туристов, войти во дворец можно только через парк, билеты в который продаются отдельно. После покупки нужно сразу идти на экскурсию, так как годен билет только 1 час после продажи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector