Они очень разные: чем отличаются армяне и азербайджанцы
Содержание:
- Религиозные образования
- Межрелигиозная деятельность
- Иудаизм
- Мультикультурализм в Азербайджане
- Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии[править | править код]
- ислам
- Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования
- Иудаизм
- Регулирование государственно-религиозных отношении и законодательная база[править | править код]
- Государственный комитет по работе с религиозными образованиями
- Язык и религиозная конфессия
- Зороастризм [ править ]
- Религии в современном Азербайджане
- Традиционные азербайджанские блюда
- Примечания[править | править код]
Религиозные образования
Бакинский исламский университет
Религиозные образования в Азербайджанской Республике регистрируются в предусмотренном законом порядке в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями. Согласно закону, религия и религиозные образования в Азербайджанской Республике отделены от государства. Государство не поручает выполнение каких-либо государственных функций религиозным образованиям и не вмешивается в их деятельность. Религиозные образования не принимают участие в деятельности политических партий и не оказывают им финансовую поддержку. Все религии, распространенные в стране, и представители религиозных течений самостоятельны в создании своего религиозного образования в любом регионе. В нашей стране, где в основном большинство составляют последователи небесных религий (иудаизм, христианство, ислам), религиозные течения, с небольшим количеством членов, и являющиеся нетрадиционными для азербайджанской среды, (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и т. п.), зарегистрировавшись без всяких препятствий, действуют свободно. Религиозные конфессии, исторически действующие в стране, следующие:
Межрелигиозная деятельность
Правительство Азербайджана способствует религиозной терпимости путем организации межрелигиозных мероприятий, финансовую поддержку семинаров , относящихся к этому вопросу. Правительство организовало ряд региональных конференций с целью стимулирования религиозной терпимости и борьбы с религиозным радикализмом . В Азербайджане прошел VII Глобальный форум Альянса цивилизаций Организации Объединенных Наций .
Папа Франциск посетил Азербайджан в октябре 2016 года и публично выразил свое положительное мнение о межконфессиональном диалоге и религиозной терпимости в стране.
SCWRA организует конференции, диалоги, публичные мероприятия, тренинги и семинары по религиозным вопросам с участием представителей разных конфессий. Евразийский региональный центр Молодежного форума Исламской конференции является одной из организаций, поддерживающих подобные виды деятельности наряду с SCWRA.
15 марта 2017 года в Баку прошла международная конференция «Исламская солидарность — вызов времени», организованная Управлением мусульман Кавказа, SCWRA, Бакинским международным центром мультикультурализма и Национальной академией наук Азербайджана .
Семинар на тему «Мультикультурализм и межрелигиозная толерантность: опыт Азербайджана и его значение для Европы» был организован ISDP , Бакинским международным центром мультикультурализма и посольством Азербайджана в Швеции 18 ноября 2015 года.
Независимо от того, что между Арменией и Азербайджаном продолжается конфликт, в Азербайджане поощряется религиозная и этническая терпимость. Поэтому Католикос всех армян Гарегин Второй посетил Баку, чтобы принять участие во Всемирном саммите религиозных лидеров. Во время своего визита он также был в Армянской церкви в центре Баку. Это событие имеет историческое значение, так как это был первый визит армянского религиозного лидера в Баку после оккупации территорий Азербайджана .
Саммит мировых религиозных лидеров прошел в Баку 1 июня 2010 года по инициативе Управления мусульман Кавказа и организован Межрелигиозным советом СНГ . В мероприятии приняли участие представители буддийских, христианских, еврейских и мусульманских объединений, а также международных организаций, в том числе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл I и Католикос всех армян Гарегин II. В конце конференции была подписана заключительная декларация, в которой религиозным лидерам предлагалось расширить свою деятельность по продвижению мира и отказу от радикализма, экстремистских идеологий, агрессивного сепаратизма и терроризма.
Иудаизм
Qırmızı Qəsəbə имеет большую еврейскую общину.
Есть три отдельные общины евреев (Горские евреи, Евреи ашкенази, и Грузинские евреи) в Азербайджане, которые вместе составляют почти 16000 человек. Из них 11 000 — горские евреи, 6 000 из которых проживают в Баку и 4000 в Губа4300 человек — евреи-ашкенази, большинство из которых проживают в Баку и Сумгайыти 700 — грузинские евреи. В Баку есть три синагоги и несколько в провинции. Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Пашазаде пожертвовал 40 000 долларов США на строительство Еврейского дома в Баку в 2000 году. Есть также еврейская деревня под названием Qırmızı Qəsəbə.
Мультикультурализм в Азербайджане
Есть более 20 общественных мест Украинцы, Турки-месхетинцы, Татары, Лаки, Россияне, Лезгины, славяне, Грузины, Курды, Ингилойский народ, Талышский народ, Аварцы, Европейцы и Горские евреи, Грузинские евреи, Немцы и Греки только в Баку. По информации Государственный комитет Азербайджанской Республики по работе с религиозными организациями В Азербайджане 1802 мечети, 5 православных, 1 католическая, 4 грузинско-католических, 6 синагог и других культовых сооружений. Население на 96% состоит из мусульман, на 4%. Христиане и представители других религий. Красная деревня из Губа С 13 века здесь жили евреи с их знаменитым языком, особыми обычаями и традициями. Есть 2 школы для детей евреев, 7 еврейских общин и 2 синагоги.
Правительство ручается за равенство прав и свобод каждого, независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, финансового положения, рода занятий, политических убеждений, членства в политических партиях, профсоюзах и других общественных организациях. Конституция Азербайджана. (Статьи 25, 44)
В феврале 2014 года была создана Государственная консультативная служба Азербайджана по вопросам многонационального, мультикультурного и религиозного характера. Бакинский международный центр мультикультурализма был создан на основании указа президента Азербайджана от 15 мая 2014 года.
Алиев объявил, что 2016 год объявлен «Годом мультикультурализма» на основании указа от 2016 года.
Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии[править | править код]
Между Фондом Гейдара Алиева и Святым престолом было подписано «Двустороннее соглашение о реставрации римских катакомб»
Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый первой леди страны, послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиевой, проводит большую работу по строительству и восстановлению мечетей, святилищ, христианских и иудаистских храмов. Фонд осуществляет весьма значительные проекты по сохранению и пропаганде азербайджанских мультикультуральных традиций. Эти проекты реализуют не замкнутое развитие Азербайджанского мультикультурализма в рамках одной страны, а его функционирование в мире в условиях религиозного и культурного разнообразия. В рамках успешно осуществляемого проекта «Адрес толерантности — Азербайджан», в мечетях, церквях, синагогах ведутся ремонтно-восстановительные работы. Наряду со строительством и восстановлением Фондом исламских храмов, введение в эксплуатацию в Баку Православной церкви и образовательного центра для еврейских детей, реставрация римских катакомб и церквей в регионах Франции, возведение в Астрахани памятника Святому князю Владимиру, создание образовательного центра «Хабад-Ор-Авнер» для проживающих в Баку еврейских детей, выставка в различных странах мира фотографий всемирно известного фотографа Реза Дегати, отражающих религиозную толерантность в нашей стране, служат именно расширению отношений дружбы и взаимного уважения различных народов и конфессий. Благодаря ещё одной услуге Фонда, Азербайджан попал в историю как первая мусульманская страна в мире, организовавшая выставку в Ватикане. А это может быть расценен как один из высочайших примеров всемирного мультикультурализма.
ислам
Внешнее видео |
---|
В постсоветский период, хотя большинство населения Азербайджана все еще номинально идентифицирует себя с исламом, исследования показывают, что азербайджанское общество оставалось относительно светским после распада Советского Союза. Хотя по оценкам 93-99% населения Азербайджана являются приверженцами ислама, значение религии в повседневной жизни остается низким. Мусульманское население составляет примерно 85% шиитов и 15% суннитов , однако традиционно различия не особо подчеркиваются.
Правительство Азербайджана придерживается светской позиции. Статья 7 конституции Азербайджана официально провозглашает Азербайджан светским государством. Статья 18 провозглашает отделение религии от государства, равенство всех религий перед законом, а также декларирует светский характер государственной системы образования. В декабре 2010 года Министерство образования Азербайджана объявило о запрете ношения хиджаба, в соответствии с которым ученикам запрещено носить хиджаб в школах и университетах. В апреле 2021 года в парламент Азербайджана был внесен дополнительный пакет предложений о внесении дополнительных, строго светских поправок в Закон о религии и Административный кодекс Азербайджана.
Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования
Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии
Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана
Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.
История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.
Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.
Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.
Иудаизм
Иудаизм присутствует в Азербайджане с I — го тысячелетия до нашей эры. AD . В Азербайджане существуют три отдельные еврейские общины ( горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи) , общая численность которых составляет почти 16 000 человек. Из них 11 000 — горские евреи , 6 000 — в Баку и 4 000 — в Губе , 4 300 — евреи-ашкенази, большинство проживает в Баку и Сумгаите , а 700 — грузинские евреи. Есть три синагоги в Баку и несколько в провинции.
Шейх аль-Ислам Аллахчукюр Пашазаде пожертвовал 40 тысяч долларов на строительство еврейского дома в Баку в 2000 году . Красное Село в Губе приветствовало еврей из XIII — го века с их знаменитым языком, их специфических обычаями и традицией. Сегодня здесь 2 школы для еврейских детей , 7 еврейских общин и 2 синагоги .
Регулирование государственно-религиозных отношении и законодательная база[править | править код]
После обретения государственной независимости (18 октября 1991) в Азербайджане была обеспечена свобода совести и вероисповедания граждан, законодательные акты в этой области были приведены в соответствие с нормами международного права. В Конституцию, принятой в 1995 году, были включены пункты, регулирующие государственно — религиозные отношения и обеспечивающие свободу вероисповедания.
В соответствии со статьей 18 Конституции страны, «В Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. Запрещаются распространение и пропаганда религий (религиозных течений), унижающих достоинство личности или противоречащих принципам человечности. Государственная система образования носит светский характер». Кроме того, в соответствии со статьей 48 Конституции, которая закрепляет свободу совести, «Каждый вправе свободно определять свое отношение к религии, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять свои убеждения по отношению к религии. Совершение религиозных обрядов является свободным, если не нарушает общественный порядок или не противоречит общественной нравственности. Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения. Никто не может принуждаться к выражению (демонстрации) религиозного верования и убеждения, совершению религиозных обрядов или участию в них».
Азербайджанская Республика находится в числе правительств, подписавших Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод». Согласно статье 9 о «Свободе мысли, совести и религии» этой Конвенции, «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц».
Принятый в 1992 году Закон «О свободе вероисповеданий» создает гарантии для осуществления свободы вероисповедания в Азербайджанской Республике в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и международными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика, определяет статус религиозных образований, их права и обязанности, регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью религиозных образований.
В соответствии со статьей 1 главы 1 Закона «О свободе вероисповедания», «Каждый обладает правом исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии».
Согласно законодательству, граждане могут индивидуально или совместно с другими изучать богословие и получать религиозное образование на любом языке. На основании взаимного согласия, родители могут воспитывать детей в соответствии с собственными религиозными убеждениями и отношением к религии.
Помимо этого, Закон «О свободе вероисповедания» регулирует деятельность религиозных центров и управлений, религиозно — образовательных учреждений, определяет правила государственной регистрации и упразднения религиозных образований.
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями
Логотип Государственный комитет по работе с религиозными организациями Азербайджана
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий в Азербайджанской Республике осуществление государственной политики в сфере религии. Государственный комитет был создан 21 июня 2001 года. В соответствии со статьей 48 Конституции Азербайджанской Республики, главными задачами комитета являются создание благоприятных условий для осуществления свободы вероисповедания, обеспечение контроля над соблюдением законодательных актов, связанных со свободой вероисповедания и государственная регистрация религиозных образований.
Язык и религиозная конфессия
Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.
В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.
Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.
Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к суннитам. Это – еще одно проявление персидского влияния.
Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к вероисповеданию.
Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому религиозному течению следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.
Зороастризм [ править ]
Внешнее видео |
---|
Храм огня Атешгях в Азербайджане
История зороастризма в Азербайджане восходит к первому тысячелетию до нашей эры. Вместе с другими территориями Персидской империи Азербайджан оставался преимущественно зороастрийским государством до арабского вторжения в 7 веке. Название «Азербайджан» означает «Страна вечного огня» на среднеперсидском языке. Считается , что это имя имеет прямую связь с зороастризмом.
Сегодня религия, культура и традиции зороастризма по-прежнему пользуются большим уважением в Азербайджане, а Новруз продолжает оставаться главным праздником в стране. Зороастризм оставил глубокий след в истории Азербайджана. Следы религии все еще видны в Рамане , Хыналыге., и Янар Даг .
Зороастризм в Азербайджане был связан не с выживанием древней религии в этом районе, а с более недавним прибытием зороастрийцев- парсов из Британской Индии , таких как Синд и пенджабский город Мултан во время открытия нефти. в Баку и необходимость квалифицированного труда в 1880-е гг. Храм огня в Баку был построен для их использования на месте древнего храма огня, использующего природно горящий газ и нефть на земле. Структурирующих
Чартаки стандартный храм огня зороастрийцев тысячи years.c.
Религии в современном Азербайджане
Согласно действующей Конституции Азербайджан – светское государство, поэтому религиозная жизнь отделена от светской. В стране существуют множество религиозных конфессий, так как Азербайджан – многонациональная страна, в которой проживают множество этнических групп. Несмотря на это, доминирующей религией остаётся ислам шиитского толка.
Религиозные верования на территории Азербайджана имеют долгую историю. В I тысячелетии до н.э. на территории страны был распространён зороастризм, который считался государственной религией Персидской державы (Азербайджан на тот момент входил в состав государства) при Ахеменидах и Сасанидах. Даже сегодня зороастризм популярен среди местных жителей. Одним из самых почитаемых праздников считается Новруз Байрами.
Ислам является основной религией Азербайджана. 99,2% населения страны – мусульмане. Около 85% мусульман Азербайджана исповедуют ислам шиитского толка, а 15 % — мусульмане-сунниты. Такое разделение непосредственно связано с тем, что часть Азербайджана долгое время входила в состав Ирана, единственной страны, где государственной религией считается ислам шиитского толка.
Религиозные течения и конфессии в Азербайджане
В Азербайджане существуют три большие еврейские общины: горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. В столице Азербайджана, в городе Губа и Огуз действуют 6 синагог, так же в Азербайджане действуют еврейские культурные центры и религиозные организации. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, считается одной из самых больших в Европе.
История христианства в Азербайджане насчитывает почти 2 тыс. лет и напрямую связана с именем одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Варфоломея. Он первым произнёс на землях Азербайджана евангельские проповеди, за что и был казнён в 71 году н.э. на территории современного Баку недалеко от Девичьей башни. Место его смерти на протяжении двух тысяч лет является местом поклонения всех христиан.
В стране действуют также как православные, так и католические храмы. На данный момент в Азербайджане функционируют 5 православных храмов, из них Кафедральный собор Святых Жен Мироносиц, Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский собор находятся в Баку.
Католичество в Азербайджане начало распространяться с XIV века, когда в страны хлынул поток миссионеров из разных католических миссий: доминиканцев, кармелитов, францисканцев. В начале XX века в Баку был заложен фундамент первого католического храма – Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В 2002 году Азербайджан посетил глава католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II. В настоящее время католическая конфессия в Азербайджане немногочисленна – около 500 человек. Кроме православных и католиков, в Азербайджане существует 25 небольших общин протестантов-баптистов.
Традиционные азербайджанские блюда
Самыми распространенными блюдами, подаваемыми и к ежедневному, и к праздничному столу, в Азербайджане являются плов (аутентичное название «аш»), долма (мини-голубцы на виноградных листьях) и кабаб — множество разновидностей шашлыка. Особое место в национальной кухне занимают сладости, хлеб и пряные травы. Ислам запрещает употребление свинины, но это нисколько не обедняет самобытную национальную кухню, сложившуюся благодаря благодатному климату Закавказья, выходу к морю, развитому животноводству и земледелию и уникальному географическому расположению между Ближним Востоком и Европой.
Примечания[править | править код]
- ↑
- ↑ . Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan — Presidential Library. Религия. Управление делами Президента Азербайджанской Республики — Президентская библиотека
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2009.
- : «Подобно тому как в Армении языком письменности много веков был не армянский, а арамейско-иранский или греческий, а с введением христианства богослужение долгое время велось по-сирийски, так и в Алвании первое время языком письменности и богослужения мог, конечно, быть только армянский: вспомним, что в Алвании (как и много позже в родственном Дагестане) ещё не было не только собственной системы письма, но даже и общего языка-койнэ, а христианство сюда было введено из Армении.»
- — статья из Encyclopædia Iranica. M. L. Chaumont:»Towards the beginning of the 4th century, at a date which is still under discussion, the Arsacid king of Armenia, Tiridates III, officially adopted Christianity, having been converted by St. Gregory. According to Movsēs Kałankatuacʿi (or Dasxuvancʿi, History of the Albanians, ed. J. Emin, Moscow, 1860; repr. Tiflis, 1912; and ed. Chahnazarian, Paris, 1960, 1.11; tr. J. F. Dowsett, The History of the Caucasian Albanians by Movsēs Dasxuranċi, Oxford, 1961, pp. 11-12), Uṙnayr the king of Albania soon arrived in Armenia with his dignitaries for the purpose of being baptized by St. Gregory. Christianity spread in Albania only gradually. Grigoris, a grandson of St. Gregory, consecrated bishop of Iberia and Albania, came to Albania, built a church, and established priests in the city-fortress of Tri (or Tsri), but the inhabitants killed the priests and revolted against the king of Albania, with the help of the king of Persia. The city was taken by the Argesaċikʿ Persians (Movsēs, History 1.14, tr. pp. 22-23; cf. H. Manandian, Beiträge zur albanischen Geschichte, Jena, 1897, p. 25).«
- Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М.—Л., 1959. — С. 295.:»После VII в. албанское письмо, как видно, выходит из обихода, что в значительной степени связано с тем, что в Закавказье в борьбе между монофизитами (последователями армянской церкви) и диафизитами-халкедонитами (последователями грузинской церкви) первые употребляли древнеармянский, вторые — древнегрузинский язык, они и стали канонизированными языками этих церквей. Албанская церковь с этого времени стала рассматриваться как часть армянской церкви, и языком богослужения её становится древнеармянский.»
- В. А. Шнирельман. Войны памяти: мифы , идентичность и политика в Закавказье. — М.: Академкнига, 2003. — С. 208—209, 211, 213—214, 238.