9 интересных экскурсий в кремль, алмазный фонд и оружейную палату в москве

История оружейной палаты

Первоначально оружейная палата представляла собой большую коллекцию мастерских в Московском Кремле, в которых производились особенно репрезентативные образцы клинков и огнестрельного оружия, а также вспомогательное оборудование, такое как щиты, шлемы, кольчужные рубашки и кольчужные доспехи для двора российского царя. там. Оружейная палата Кремля была основана примерно в 15 или начале 16 века и впервые упоминается в письменном документе 1547 года, когда пожар уничтожил большую часть ее владений.

В XVII веке, во времена правления первых царей из династии Романовых , кадровый состав оружейной палаты Кремля насчитывал значительно больше мастеров, чем столетием ранее. Здесь работали избранные мастера чугуна, серебра и ювелиров, а также ювелиры и иконописцы из разных регионов Русского Царя, а также из других стран Европы. Уже тогда в арсенале изготавливали не только оружие и аксессуары, но и репрезентативные предметы быта. Все изделия, изготовленные в оружейной палате, имели общий художественный дизайн — часто с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, — который и по сей день демонстрирует былое величие и роскошь царского двора каждому зрителю.

Старое здание оружейной палаты у Троицкой башни. 1852 г.

Преобразование первоначальной придворной мастерской с шедеврами прикладного искусства, накопленными веками, в музей началось в начале 18 века, когда царский двор при Петре I был перенесен из Московского Кремля в новую столицу Санкт-Петербург . С тех пор в Петербурге изготавливают предметы быта и регалии для царского двора. Однако исторические изделия московского производства изначально не предназначались для публичного просмотра. Только при Александре I впервые было построено отдельное здание — также на территории Московского Кремля — ​​для хранения и экспонирования арсеналов оружия. Это здание, дворец раннего классицизма с рядом колонн у входного портала и куполом над ним, было построено между 1806 и 1812 годами по проекту архитектора Ивана Еготова (который также участвовал в оформлении московского дворцового парка Царицыно ). Он стоял возле Кремля, именно там, где сегодня находится Государственный Кремлевский дворец .

Однако вскоре это здание музея оказалось слишком маленьким для растущих запасов оружия. Поэтому спустя три десятилетия, при царе Николае I , было решено построить для выставки новое здание. Концепция и исполнение доверили известному московскому архитектору Константину Тону . Примерно в то же время Тону также было поручено построить новую московскую резиденцию царя в Кремле. Обоим был предоставлен большой участок земли у Боровицких ворот, на склоне Кремлевского холма на берегу Москвы-реки . Царский дворец, который с тех пор является частью комплекса Большого Кремлевского дворца , был построен Тоном в 1838–1849 годах, а новый двухэтажный оружейный склад был построен по соседству в 1844–1851 годах.

Оба здания были стилистически схожи по Тону, а именно в строгом классическом стиле представительного административного здания с ровными рядами орнаментальных оконных рам и не очень обильными декоративными деталями (например, резными рядами колонн) на фасадах. Интерьер был украшен очень красиво, как во дворце; Парадные залы второго этажа, в которых сегодня расположена большая часть экспозиции, характеризуются высокими сводами, поддерживаемыми колоннами, цветовая гамма которых варьируется от зала к залу, а также настенные украшения с мраморными медальонами с изображением русских князей. и цари (первоначально 1770-е гг. Годы скульптора Федота Шубина ).

Старое здание музея 1812 года было перестроено после открытия нового арсенала в 1851 году и использовалось военными в течение нескольких десятилетий. В конце 1950-х годов его окончательно снесли, чтобы освободить место для строительства Государственного Кремлевского дворца (тогда — Кремлевского дворца конгрессов).

После Октябрьской революции 1917 года владения Оружейной палаты, как и другие сокровища Кремля, перешли под контроль новой большевистской государственной власти. Несколько лет музей оставался закрытым, но вновь открыл свои двери в 1924 году как «Музей прикладного искусства». Помимо исторических изделий мастеров-ювелиров и кузнецов, сюда было перенесено большое количество экспонатов из церквей и дворцов Кремля, которые сейчас лишены посвящения. Во время Второй мировой войны музей закрылся, потому что большая часть его фондов была эвакуирована на Урал в случае захвата Москвы вермахтом . Музей был вновь открыт в середине 1950-х годов и с тех пор снова получил свое историческое название — Государственная Оружейная палата.

Территория Московского Кремля с гидом

Экскурсия по Кремлю в Москве — это путешествие по страницам Великой Книги истории России. Когда-то здесь поселились древние русичи, потом московские князья. Из палат Кремля разрозненной страной управлял великий полководец Дмитрий Донской, а позже строили православные храмы потомки семьи Романовых.

Не все знают, что в Кремле переночевал Наполеон, который потом приказал уничтожить эти древние стены. Интересно? Конечно, вы узнаете кучу достоверных фактов о кремлевских достопримечательностях, если закажите экскурсионный тур со знающим гидом.

Московский Кремль и Красная площадь

За 2 часа экскурсовод расскажет много интересных историй о двух главных исторических объектах столицы. В рамках увлекательной экскурсии «Московский Кремль и Красная площадь» вы побываете на Соборной площади, прикоснетесь к Царь-Пушке и увидите Арсенал, основанный Петром Первым.

Познакомьтесь поближе с главным архитектурным ансамблем Москвы.

Прогулка организуется по средам, пятницам и субботам в 13:30, цена — 2200 рублей с гостя.

Московский Кремль с гидом-историком. Билеты включены

Вход без очереди в главный исторический центр столицы обеспечит экскурсия «Московский Кремль с гидом-историком. Билеты включены». За 3 часа группа до 6 участников пройдёт по самым значимым местам внутри кремлёвских стен.

Прикоснитесь к истории!

Вы узнаете, как читать фрески, увидите могилы русских царей и помашете президентскому совету у окон Сената. Познавательное путешествие организуется в любой день кроме четверга, оплата — 4000 рублей с человека.

Впечатлениями после экскурсии делится Настя Кашина из Владимира:

«Вырвалась в Мск в начале 2021-го года. Сразу заказала тур в Кремль, привлекла дополнительная опция в виде пропуска в Оружейную палату

Все хорошо организовано — гиды знающие и громкоговорящие, что очень важно для больших групп с детьми. Мы не стояли в очередях, поэтому визит в Кремль получился лёгким и информативным

Удалось сделать эффектные фото у Царь-колокола и Царь-пушки».

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Весёлый 2-часовой квест для мальчишек и девчонок 7–12 лет называется «Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости». Цель игры — пройти от башни «Великана» до «Парящего моста», узнать названия исторических объектов и раскрыть тайны, скрытые за стеной.

Квест-игра — для тех, кто путешествует всей семьёй.

Познавательный квест понравится и родителям, оплата с которых 4500 рублей за приключение для группы до 10 человек.

Официальный сайт Московского Кремля

www.kreml.ru

</ul></ul>←Назад: Московский КремльДальше: Московский Кремль (вступление)→

всего 3

Кассы Московского Кремля, Кутафья и Троицкая башни

Боровицкие ворота и Боровицкая башня

всего 3

Уважаемые посетители!В 

В связи с тяжелым финансовым положением Музеи Московского Кремля вынуждены отменить ряд льгот, которые предоставлялись посетителям на протяжении последнего времени. Решение по отмене льгот согласовано с Министерством культуры Российской Федерации. Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь сВ  представленной на сайтеВ информацией о стоимости и условиях приобретения билетов.

Также обращаем ваше внимание на новые правила посещения музея

Настоящие правила установлены в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия посетителей музея, определяют меры предосторожности по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) при посещении музея, и действуют вместе с основными Правилами до окончания периода ограничений в г. Москва, имея приоритет в случае противоречий с ними

Москва, имея приоритет в случае противоречий с ними

Настоящие правила установлены в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия посетителей музея, определяют меры предосторожности по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) при посещении музея, и действуют вместе с основными Правилами до окончания периода ограничений в г. Москва, имея приоритет в случае противоречий с ними

  • Допуск посетителей для осмотра объектов музея производится строго по сеансам.
  • Посещение музея возможно по заранее забронированным на сайте музея билетам или по билетам, приобретенным в день посещения в кассах музея.
  • Обмен ваучеров, подтверждающих бронирование, производится в день посещения за 20 минут до начала сеанса, в кассах музея в Александровском саду.
  • Продажа билетов в день посещения в кассах осуществляется на все сеансы при наличии свободных билетов.
  • Возврат денежных средств за приобретенные в кассах в день посещенияВ входные билеты производится во всех кассах Музея в полномВ объеме не позднее начала сеанса, указанного на билете.
  • Посетители допускаются в музей при наличии гигиенической маски.
  • Посетителям рекомендуется передвигаться по территории и объектам музея с соблюдением социальной дистанции не менее 1.5 м.
  • Допустимы индивидуальные экскурсии и групповые экскурсии с количеством участников не более 10 человек. Экскурсионные билеты доступны для покупки на сайте музея.
  • Встреча экскурсовода иВ  участников экскурсии по территории и соборам Московского Кремля — В в информационном центре кассового павильона в Александровском саду.

В 

РазвернутьСвернуть

НИКОЛЬСКАЯ

НИКОЛЬСКАЯ башня расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь Николы Старого, а над воротами башни помещалась икона Николая Чудотворца. Надвратная башня, построенная в 1491 г. архитектором Пьетро Солари, была одним из основных оборонительных редутов восточной части Кремлевской стены. Название башни происходит от Никольского монастыря, находившегося неподалеку. Поэтому над проездными воротами стрельницы была поставлена икона Николая Чудотворца. Как и все башни, имеющие въездные ворота, Никольская имела подъёмный мост через ров и защитные решетки, которые опускались во время боя. Никольская башня вошла в историю в 1612 г., когда через её ворота в Кремль ворвались войска народного ополчения, возглавляемые Мининым и Пожарским, освободившие Москву от польско-литовских интервентов. В 1812 г. Никольская башня вместе со многими другими была взорвана отступающими из Москвы войсками Наполеона. Особенно пострадала верхняя часть башни. В 1816 г. она была заменена архитектором О.И.Бове на новый иглообразный купол в псевдоготическом стиле. В 1917 г. башня опять пострадала. На этот раз от артиллерийского огня. В 1935 г. купол башни венчает пятиконечная звезда. В 20 веке башня реставрируется в 1946-1950-х и в 1973-1974-х гг. Сейчас высота башни составляет 70,5 метров.

Екатерининский

Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.

Надо ли говорить, что столь изысканная гардеробная никогда не использовалась по прямому назначению! Ведь назначение этой половины — парадное.

А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.

В тон колоннам подобран поразительной красоты камин из яшмы глубокого серо-голубого тона с редким дымчатым оттенком. Его перевезли сюда из Зимнего дворца по приказу императора Николая I. На камине — часы и канделябры в стиле барокко XIX века…

Но самая красивая комната этой анфилады, без сомнения, Парадная гостиная (Диванная), где в наши дни проходят приватные переговоры российского Президента с главами государств, так называемые переговоры tete-а-tete (в узком составе). На этой гостиной, безусловно, сказался вкус первой хозяйки Большого Кремлевского дворца — императрицы Александры Федоровны. Взгляните на светлый с цветочным орнаментом плафон, написанный итальянским художником Джузеппе Коломбо Артари. Рассмотрите внимательно мебель в стиле Буль

Обратите внимание на замечательные столики, исполненные в этом стиле, — с перламутром, позолоченной бронзой, ценными породами дерева, с пластинками панциря черепахи. Изумительная работа мастеров фабрики московского купца Э

Блехшмидта!

Не забыта в Парадной гостиной и модная в то время тема Востока. Зал украшают светильники с шестьюдесятью шестью рожками и вазами для живых цветов: два в китайском стиле, собранные русскими мастерами из китайских ваз и украшенные позолоченной бронзой; и один в японском, сделанный на знаменитой мануфактуре Петербурга — Императорском фарфоровом заводе.

Красоты удивительной анфилады словно подготавливают нас к встрече с главной комнатой парадной половины — Екатерининским залом.

Раньше он являлся тронным залом русских императриц. И сегодня единственный современный атрибут здесь — стол из карельской березы для переговоров в расширенном составе. Ведь в старину именно в этом зале проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. И в каком интерьере! Хрустальные деревья. Уникальные массивные хрустальные светильники, выполненные на императорском заводе в Санкт-Петербурге. Канделябры высотой четыре с половиной метра, исполненные на Императорском стеклянном заводе; они установлены на подставках из красного французского мрамора, так гармонирующего с Екатерининской орденской лентой.

Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.

А преамбула такова…

В 1711 году Петр Алексеевич предпринял Прутский поход по освобождению братьев-славян из турецкого плена. Преданный союзниками, без воды и пропитания, Петр оказался в окружении противника. Силы откровенно неравные: 37 000 петровского войска, более 130 000 — противника. Но у Петра самая мощная в Европе артиллерия, прекрасно показавшая себя во время Полтавской баталии. Начинаются трудные переговоры.

Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.

Отсюда девиз ордена в честь святой Екатерины, восстановленного в 2012 году, — «За Любовь и Отечество». В зале он представлен на фоне серебристого муара стен. На бантах из орденской ленты укреплены осыпанные крупными стразами массивные орденские знаки.

Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.

А первой награжденной стала Екатерина I.

Правила посещения

Граждане, желающие посетить экспозицию, обязаны соблюдать правила:

  • приходить в означенное на входном билете время
  • оставлять крупногабаритные вещи в камере хранения
  • запрещается посещение выставки с животными
  • запрещается задерживаться на экспозиции после окончания сеанса
  • запрещается пребывать на территории экспозиции в нетрезвом состоянии
  • запрещается громко разговаривать или шуметь во время экскурсии
  • запрещается проводить собственную экскурсию
  • запрещается проводить видео или фотосъемку
  • запрещается приносить с собой еду и напитки, в том числе алкогольные
  • запрещается употреблять еду и напитки
  • запрещается бегать по территории выставки
  • запрещается заходить за установленные ограждения

При нарушении правил администрация имеет право удалить посетителя с территории экспозиции. В случае активного неповиновения могут быть приняты меры в соответствии с законами РФ.

Веками хранящая государево добро

Оружейный приказ при Московском Кремле был хранилищем военного снаряжения и вооружения. Он был связан с Казенным двором, куда свозили все ценности государева двора. В 1560 году объединили эти два объекта и изменили название.

С тех давних пор, Оружейная палата – это место особое, где находились под усиленной охраной бесценные артефакты, принадлежащие предшественникам царей, дорогие подарки и трофеи, взятые у неприятеля. А Россия во все времена вступала в различные войны, так что недостатка в них не было.

Другая функция прикремлевской ризницы – собственные мастерские, где изготавливали оружие, занимались поставкой различной утвари для дворца, обучали иконописи и выполняли многие другие работы. Надо ли говорить, что в них работали самые лучшие мастера?

В разное время эта прикладная деятельность менялась, например, в XVII веке там работали ювелиры, но неизменным оставалась главная задача – сохранять царские реликвии. Уникальными экспонатами еще в то время были награды царей и патриархов, золотая и серебряная посуда, княжеский шлем отца Александра Невского и многое другое, относящееся к XII веку.

С каждым новым правителем и новой войной фонды пополнялись и не только из дворцовых палат, но из конюшен, столовых, княжеских усадеб, полей сражений.

Не уберегли часть реликвий лишь однажды: в 1737 году в Москве случился большой пожар, оставивший целыми лишь казну и несколько самых древних экспонатов, хранившихся отдельно от всего. Пострадавшее от огня здание пришлось разобрать, сохранившиеся экземпляры переехали на временное хранение в Теремной дворец. Для страховки пригласили художника, который написал своеобразную художественную летопись. Его рисунки дошли до нашего времени и стали наравне с другими описями – бесценным свидетельством истории.

Война с Наполеоном внесла свои коррективы: казну и все ценности погрузили на корабль и доставили в Нижний Новгород. Два года они там находились под неусыпным контролем.

Вернулись они уже в новое здание, изменился и статус Оружейной палаты: ко всем прочим служащим в руководство государственным хранилищем были введены просвещенные знатоки истории и искусств, и перед посетителями впервые открылись двери.

Здание Оружейной палаты было возведено по приказу Николая I. Он интересовался всем: даже проекты эскизов расположения экспонатов в залах утверждал сам. Он и стал первым посетителем получившего статус музея – дворцового хранилища. Позже двери музея открылись для представителей всех сословий, исключая крепостных. Популярностью у тысячи зевак пользовались не только залы с уникальным оружием, оправленным драгоценными камнями, но и с гардеробом коронационных особ.

Ввел правило все платья непременно после коронации сдавать на хранение в Оружейную палату еще Петр I. Поэтому по ним легко проследить модные тенденции целых эпох. В коллекции 17 нарядов, десять из которых – женские. И это – не самая большая из всех существующих в мире. Например, подобная традиция существовала в Швеции, где хранится самая значительная коллекция королевских одежд. Есть подобные экспонаты в Англии, Австрии и Дании. Но вряд ли где сохранилось подробное описание создания платьев: так называемые кроильные книги составляют отдельную историческую ценность, и все они, наравне с другими описями хранятся в архивном фонде Оружейной палаты.

БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ(МОСКВОРЕЦКАЯ)

БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ (Москворецкая) башня находится в юго-восточном углу Кремля. Ее построил итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487-1488 годах. К башне примыкал двор боярина Беклемишева, за что она и получила свое название. Двор Беклемишева вместе с башней при Василии III служил тюрьмой для опальных бояр. Нынешнее название – «Москворецкая» – взято от расположенного рядом Москворецкого моста. Башня находилась на стыке Москвы-реки со рвом, поэтому при атаке врага она первой принимала на себя удар. С этим связано и архитектурное решение башни: высокий цилиндр поставлен на скошенный белокаменный цоколь и отделен от него полукруглым валиком. Гладь цилиндра прорезают узкие, редко расставленные окна. Завершают башню машикули с боевой площадкой, которая была выше примыкающих стен. В подвале башни существовал тайник-слух для предупреждения подкопа. В 1680 году башню украсил восьмерик, несущий высокий узкий шатер с двумя рядами слухов, который смягчил ее суровость. В 1707 году, ожидая возможного наступления шведов, Петр I приказал у ее подножия устроить бастионы и расширить бойницы для установки более мощных орудий. Во время нашествия Наполеона башня пострадала и затем ремонтировалась. В 1917 году при обстреле пострадал верх башни, который был восстановлен к 1920 году. В 1949 году, при реставрации, в прежнем виде были восстановлены бойницы. Эта одна из немногих кремлевских башен, которая радикально не перестраивалась. Высота башни 62,2 метров.

Экспонаты «Алмазного фонда»

В собрание входят ювелирные изделия, редкие камни и ордена, связанные с историей империи. Сокровища «Алмазного фонда» можно разделить на следующие группы:

Коронационные регалии. Здесь представлены предметы, которые использовались в торжественных случаях, в том числе на коронациях. Корона «Алмазного фонда» — один из знаменитейших экспонатов. На самом деле, их две, но больший интерес представляет Большая императорская корона «Алмазного фонда». Экарт и Позье создали ее в честь знаменательного торжества — принятия власти Екатериной II. Корона Российской империи в «Алмазном фонде» украшена несколькими тысячами бриллиантов, 75 жемчужинами из Индии и шпинелем массой чуть более 398 карат. В этой коллекции есть также держава Екатерины II с сапфиром, скипетр и другие предметы.

Самородки «Алмазного фонда». Эта витрина знакомит посетителей с собранием самородков золота и платины. Экспонаты «Алмазного фонда» Кремля этой коллекции насчитывают 101 самородок. Они были добыты из месторождений разных областей России. Золотые самородки в «Алмазном фонде» представляют большую ценность, так как обычно такие находки отправляют на переплавку. Здесь можно увидеть самородок «Верблюд» с Колымского месторождения, его вес — 9,3 кг. «Большой треугольник» в «Алмазном фонде» — еще один уникальный самородок, его вес составляет 36 кг.

Дарья Н.

Алмазы в «Алмазном фонде» — это собрание крупных именных ювелирных драгоценных камней. Самый массивный из них называется «XXVI съезд КПСС», он обладает массой 342, 57 карата.

Карта России из алмазов — впечатляющий экспонат в коллекции «Алмазы» в «Алмазном фонде России».

Великие камни «Алмазного фонда» России. Это 7 драгоценных камней, известных на весь мир. Семь великих камней «Алмазного фонда» составляют 3 алмаза и 4 самоцвета. Каждый экспонат имеет свою необычную историю. Самый крупный в «Алмазном фонде» — бриллиант «Орлов» в 190 карат. Камень служит украшением для скипетра императрицы Екатерины II. Алмаз «Шах» в «Алмазном фонде» имеет небольшую массу — 88 карат, но ценен выгравированными на нем надписями на персидском языке. Он является историческим памятником Индии, где и был найден. В отзывах большинство посетителей единогласно в том, что увидеть камни «Алмазного фонда», которые оцениваются в очень большое количество денег, — уникальный шанс.

Украшения в «Алмазном фонде» сер. XVIII в. Эта часть экспозиции характеризуется цветными, ассиметричными композициями. Бриллианты в «Алмазном фонде» этой коллекции служат частью ювелирных изделий. Например, в украшении «Большой букет» для наряда императрицы Елизаветы Петровны бриллианты стилизованы под цветы, особо интересен здесь редкий сиреневый бриллиант в 15,5 карата.

2-ая пол. XVIII в. представлена ювелирными изделиями с большим количеством бриллиантов. Камни «Алмазного фонда» России, которым в это время отдавали предпочтение мастера, имеют светлые оттенки, в основном, это белые бриллианты.

Начало XIX в. Диадемы «Алмазного фонда» — характерный предмет для украшения причесок дам первой трети XIX столетия. Форма стилизации под кокошник называлась на Западе «русской тиарой».

Ордена Российской империи. Эти изделия коллекции «Алмазного фонда» были сделаны для членов императорского дома. В числе экспонатов «Алмазного фонда» Московского Кремля — знаменитый Орден святого апостола Андрея Первозванного, введенный Петром I.

Самоцветы. Это драгоценные камни, дополняющие коллекцию «Семь камней Алмазного фонда России». Например, здесь выставлен турмалин в форме ягоды, имеющий интересную историю путешествий из Бирмы до Петербурга.

Экспонируются также изделия, которые сделали современные ювелиры. Фото экспонатов «Алмазного фонда» представлены на официальном сайте, но их число — ограничено, по 1–2 предмета из коллекции. Удобнее рассмотреть экспозицию с помощью онлайн-тура.

«Алмазный фонд»: виртуальная экскурсия

ulua_1010

ПЕТРОВСКАЯ(УГРЕШСКАЯ)

ПЕТРОВСКАЯ башня вместе с двумя безымянными была построена для усиления южной стены, как наиболее часто подвергавшейся нападению. Как и две безымянные Петровская башня сначала не имела названия. Имя своё она получила от церкви митрополита Петра на Угрешском подворье в Кремле. В 1771 году во время строительства Кремлёвского дворца башню, церковь митрополита Петра и Угрешское подворье разобрали. В 1783 году башню отстроили заново, но в 1812 году французы во время оккупации Москвы уничтожили её снова. В 1818 году Петровскую башню снова восстановили. Её использовали для своих нужд кремлёвские садовники. Высота башни 27,15 метров.

Экспонаты Оружейной палаты

Драгоценные изделия, вошедшие в царскую, а затем в музейную сокровищницу создавались российскими, европейскими и восточными мастерами IV — начала XX века.Постоянная музейная экспозиция охватывает около 4000 предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокую художественную и историческую ценность.

Среди наиболее впечатляющих экспонатов музейного собрания — царские кареты, коронационное платье, светские костюмы, шапка Мономаха и другие древние государственные регалии, парадное оружие, яйца Фаберже. Фонды Оружейной палаты включают также архивные материалы.

Любительская фото- и видеосъемка в музее запрещена.

Европейское вооружение XV-XVI веков.,  Музеи Московского Кремля

Царь-пушка и царь-колокол

Царь-пушка 1586 г. / фото автора

Первой вы увидите Царь-пушку. Бронзовое орудие признали самым крупнокалиберным в мире — 890 мм, за что оно попало в Книгу рекордов Гиннеса. Пушка никогда не стреляла, а ядра у подножия — бутафорские.

В нескольких метрах от нее находится Царь-колокол высотой 6,14 м. Его отлили по велению царицы Анны Иоанновны в 1735 г. в специальной яме, но поднять наверх оттуда не смогли. Через два года в Кремле разбушевался пожар. Чтобы колокол не расплавился, народ стал заливать его холодной водой. От перепада температуры махина дала трещину. Откололся кусок размером больше человека.

Сделав фотографии у знаковых достопримечательностей Московского Кремля, направляемся к главным историческим.

История создания

История возникновения Оружейной палаты относится к XVI веку, когда она принадлежала к царскому дворцу и в ней работали самые известные оружейных дел мастера и иконописцы.

В палате того времени работали и творили великие матера иконописи. Такие известные персоны как Симон Ушаков и Никита Давыдов принимали участие в создании сокровищницы. После того как мастерские перестали существовать в здании Оружейной палаты, здесь образовалось хранилище казны.

Преображение Оружейной палаты произошло во время правления императора Петра I. Он приказал реконструировать все помещения.

Открытие экспозиции произошло в начале XIX века, в 1806 году по приказу Александра I. Она стала действовать в качестве музея для высших сословий, дворянства. Для всех желающих вход был открыт лишь спустя столетие, в 1918 году.

Само здание Оружейной палаты представляет собой результат архитектурного замысла Константина Тона. Стилистика ориентирована на русскую культуру XVII века. Само здание имеет прямоугольную форму, но части его торцов закруглены. Весь внутренний интерьер был выполнен по приказам императора Николая I, который говорил о том, как должны быть расположены комнаты.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector