Процедура административного выдворения иностранцев из россии в 2019 году
Содержание:
- Выдворение за пределы РФ 2021.
- Как происходит выдворение: особенности процедуры
- Проблемы миграции в РФ
- Комментарий к Статье 32.10 КоАП РФ
- Запрет на въезд в РФ
- Комментарий к ст. 32.10 КоАП
- Депортация осужденных. т. 8-977-547-29-21
- Комментарий к Ст. 3.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
- Порядок выдворения за пределы РФ и сроки
- Какие последствия у невыполнения решения о выдворении или депортации
- Основные различия
- Заключение
Выдворение за пределы РФ 2021.
Выдворение за пределы РФ или как его называют в обиходе, депортация из РФ 2021, это изгнание нерезидента за кордон государства помимо его воли, после вступления в силу постановления о применении данного ограничения.
Решение о наложении указанного принуждения полномочны применить только судебные органы. Возможно также установить выдворение за пределы РФ 2021 органами погранслужбы в приграничной зоне. До этого года, на данные действия был наложен мораторий. Принятие такого принуждения возможно только с участием виновного.
Депортация из РФ 2021 предполагает применения двух вариантов исполнения. Во-первых, это самостоятельное исполнение. Во-вторых, это насильственное перемещение с применением спецучреждения, в котором находится лицо.
Применительно к реалиям настоящего времени именно на применение второго пути исполнения наказания, такого как выдворение за пределы РФ 2021 установлен мораторий до июня текущего года.
При этом, независимо от способа исполнения, привлекаемый теряет право на посещение державы в пятилетний период.
Как происходит выдворение: особенности процедуры
На порядок, по которому происходит выдворение, влияет ряд факторов:
- причины, по которым оно инициировано,
- ведомство, которое его реализуют,
- согласие/несогласие иностранного гражданина (или лица без гражданства) покидать территорию государства.
Тем не менее стандартная процедура выдворения иностранных граждан из России включает следующие этапы:
- обнаружение правонарушения государственными органами (миграционными, правоохранительными, пограничными);
- составление протокола;
- сбор документации, доказательств и обоснований;
- подготовка бумаг для суда (или заседания, если дело рассматривается не в суде);
- непосредственно заседание суда.
Дальнейшие действия зависят от готовности лица выехать за пределы государства.
При этом на него накладываются дополнительные санкции в виде штрафа. Так выглядит процедура в общих чертах.
Рассмотрим отдельно порядок реализации административного выдворения при самостоятельном и принудительном выезде, ведь в каждом случае есть свои нюансы.
Под конвоем
Принудительно выселяют с территории России не только злостных преступников, как может показаться на первый взгляд.
В обязательном порядке осуществляется выдворение и за счет государственной казны в таких случаях:
- если мигрант нарушает миграционное законодательство дважды в течение года;
- если у иностранного гражданина или лица без гражданства просто нет денег, чтобы доехать домой.
Как предписывает судебная практика, в таком случае иностранец (апатрид) помещается в специально оборудованные центры, где ожидает запланированного выезда.
Кого не могут выдворить принудительно
Отдельно следует сказать, что есть категории граждан, которых высылать за пределы страны не положено.
К таким лицам относятся:
- военнослужащие;
- дети без своих законных представителей (родителей, опекунов и др.);
- беженцы (если статус оформлен официально);
- близкие родственники коренных россиян (супруг, дети, родители);
- законно проживающие на территории страны иностранцы (если все документы в порядке, оснований для высылки нет);
- работники посольств и консульств,
- граждане стран, где ведутся боевые действия.
Такие мигранты в любом случае остаются на территории государства. К ним применяются другие виды наказаний.
Самостоятельный выезд за пределы страны
В случае если иностранец готов покинуть страну самостоятельно, ему дается 10 дней с даты вынесения судебного решения. Сделать это можно любым удобным мигранту способом. Контролирующими органами при этом выступают не судебные приставы, а сотрудники миграционных служб. Они контролируют по внутренним базам процесс перемещения иностранца в сторону границы.
Если лицо в положенные сроки не выехало самостоятельно, дело рассматривается повторно. И в таком случае санкции уже будут гораздо строже: выселят принудительно, еще и штраф придется заплатить в размере от 2 до 10 тысяч рублей. Отягчающими обстоятельствами в данной ситуации будут любые нарушения закона, даже штрафы за безбилетный проезд.
Особенности выдворения несовершеннолетних
Порядок выдворения иностранных граждан из России запрещает применять подобную меру к несовершеннолетним, если нет разрешения их родителей или опекуна. Хотя позиция государства в отношении детей весьма лояльна, однако данная мера ответственности к ним все же применяется.
Основные причины высылки несовершеннолетних из страны по решению суда:
- подросток неоднократно нарушал законодательные нормы РФ – злостные нарушители выдворяются, естественно, вместе с законными представителями;
- правонарушителем является родитель ребенка и к нему применяется решение суда о выселении из страны. Если у малыша нет в России других родственников, выдворение за пределы РФ несовершеннолетних иностранных граждан осуществляется вместе с родителем-нарушителем.
Как видим, закон остается на стороне ребенка, а основная задача – сохранить семью и не оставить несовершеннолетнего одного в стране (родной или неродной).
Проблемы миграции в РФ
Миграция – это процесс перемещения людей из одной страны или региона в другой. Иностранные граждане, занимающиеся трудовой деятельностью на территории РФ или временно проживающие в России, чтобы получить постоянный вид на жительство, а затем и гражданство, – уже не редкость. Чтобы их не выдворили за правонарушения, они должны соблюдать законодательство страны пребывания.
Однако не все мигранты пересекают границу государства РФ и остаются в стране на законных основаниях. Нелегальные мигранты – это не только потеря бюджетных средств, так как налоги за них не выплачиваются, но и серьезная угроза общественному порядку и здоровью нации. Эти люди не проходят медицинского обследования, живут в неприемлемых условиях и часто, обманутые своим работодателем, остаются на улице без гроша.
Узнайте подробнее о такой категории граждан, как мигранты.
Комментарий к Статье 32.10 КоАП РФ
1. Статьей 34 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Российская газета. 2002. 31 июля; 2006. 27 июля) урегулирован порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ, в свою очередь статьей 32.10 КоАП определен именно порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, где говорится, что федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы осуществляют административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
2. В соответствии с ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Российская газета. 1996. 22 августа; 2006. 27 июля) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
При этом Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 N 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» (Российская газета. 2003. 3 июля) устанавливает, что органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган), проставляют в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства (далее именуются «иностранные граждане»), отметку, свидетельствующую о запрещении их въезда в Российскую Федерацию.
3. В соответствии со ст. 27.6 КоАП (см. комментарий) задержанные лица должны содержаться в специально отведенных для этого помещениях органов. Данной нормой Правительству РФ предписывалось определить условия содержания задержанных, нормы их питания и медицинского обслуживания, в связи с чем и было принято Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (Российская газета. 2003. 21 октября; СЗ РФ. 2005. 14 февраля).
Запрет на въезд в РФ
Между АВ и запретом на въезд есть разница.
Первый тип наказания отличается от второго по следующим признакам:
- Запрет действует 3 года. После административного выдворения иностранцу нельзя возвращаться в страну 5 лет.
- Решения о введении данных наказаний издают разные инстанции. Постановление об АВ выносится исключительно судом, а запретить въезд может только местное подразделение ГУВМ МВД (т. е. то отделение, куда подали недостоверные документы, или действующее внутри территориального образования, в которое попытался незаконно проникнуть иностранец).
- Сроки обжалования также различаются. Выдворение оспаривают в следующие 10 дней с момента принятия постановления, а запрет на въезд – не позднее 3 месяцев.
- Объявление о введении наказания в действие. О запрете на въезд сообщают на границе РФ, а о принудительной депортации – по окончанию процесса судебного разбирательства.
Важный момент! Срок исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было быть поставлено в известность о данном постановлении.
Основания
Одним АВ из России минусы для мигранта не заканчиваются. После принятия данного решения в отношении данного субъекта вводится запрет на въезд в страну.
Он будет действовать в следующие 5 лет, но существует ряд исключений:
-
Если лицо депортировали под контролем работников пограничного подразделения, то срок запрета на дальнейший въезд снижается до 1 года.
- Если сотрудники органа, принявшего запрет на въезд, подтвердят, что субъект вновь пытался пересечь границу РФ, посещение России запретят на 5 лет.
Принять такое решение могут в следующих ситуациях:
- Когда нарушитель уклонялся от уплаты налогов.
- При предоставлении ложных документов в момент въезда.
- Если мигрант совершил 2 или более проступков за год (в т. ч. – штрафов за нарушение ПДД).
- Когда срок проживания в РФ был превышен.
- При соблюдении безопасности страны.
- Когда вынесли постановление о выдворении.
Помимо административного выдворения, могут быть приняты иные виды наказания.
Данный нормативный акт даёт право на отказ иностранцу:
- В предоставлении РВП.
- В выдаче ВНЖ.
- В оформлении иных свидетельств, которые дают субъекту возможность легально пребывать в России.
Разумеется, попав под административное выдворение, иностранцу в дальнейшем будет сложнее получить российское гражданство.
Иностранец сможет выяснить, введён ли запрет в его отношении, зайдя на сайт ГУВМ МВД. Там он должен заполнить свои персональные и паспортные данные.
Сроки
Период действия различен:
Сроки | Описание правонарушения |
На 3 года |
Вводят по отношению к иностранцам, которые:
|
На 5 лет |
Наказание вменяется, если:
|
На 10 лет | Такой срок запрета действует, когда мигрант был дважды выдворен или депортирован из России. |
Что делать?
Снять введённые запреты будет сложно. Практически невозможно сделать это, когда в силу уже вступило постановление о выдворении, и его не обжаловали.
Въехать в РФ мигрант, попавших под запрет на пересечение границы, может двумя путями:
- Подав апелляцию и отменив принятое ранее постановление.
- Получив новый паспорт и попытавшись проникнуть в РФ с этим документом.
Успех возможен, только если заявитель приведёт существенные доказательства своей правоты.
Если мигрант добился снятия ограничения, то необходимо до момента въезда в страну оповестить об этом соответствующие органы – ФМС и ГУВМ МВД.
Для этого туда нужно передать вступившее в силу решение, а уже затем въезжать в РФ.
Комментарий к ст. 32.10 КоАП
1. Статьей 34 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Российская газета. 2002. 31 июля; 2006. 27 июля) урегулирован порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ, в свою очередь статьей 32.10 КоАП определен именно порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, где говорится, что федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы осуществляют административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
2. В соответствии с ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Российская газета. 1996. 22 августа; 2006. 27 июля) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
При этом Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 N 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» (Российская газета. 2003. 3 июля) устанавливает, что органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган), проставляют в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства (далее именуются «иностранные граждане»), отметку, свидетельствующую о запрещении их въезда в Российскую Федерацию.
3. В соответствии со ст. 27.6 КоАП РФ (см. комментарий) задержанные лица должны содержаться в специально отведенных для этого помещениях органов. Данной нормой Правительству РФ предписывалось определить условия содержания задержанных, нормы их питания и медицинского обслуживания, в связи с чем и было принято Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (Российская газета. 2003. 21 октября; СЗ РФ. 2005. 14 февраля).
Депортация осужденных. т. 8-977-547-29-21
Действуйте последовательно:Ознакомится с материалами, с правоприминением ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК,
п.3.Формирование Заявки: Фопрос об отмене решается только в Москве. Заказать ОТМЕНУ: ДЕПАТАЦИИ-ВЫДВОРЕНИЯ. Правовое толкование.
Всех иностранцев, отсидевших по приговору в наших тюрьмах, ждет депортация
Сократить долю заезжей преступности позволит новый документ, принятый двумя ведомствами.
Что делать иностранцу, отсидевшему срок в российской тюрьме? Можно ли освободившемуся из мест не столь отдаленных остаться в России или ему немедленно надо возвращаться на родину? Публикуемый сегодня в «Российской газете» совместный приказ минюста и Федеральной миграционной службы расставит в этом вопросе все точки над «i».
Для того чтобы служивым людям было понятно, как действовать при выдворении из нашей страны бывшего преступника, утвержден Регламент взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы. Сразу после того, как иностранец попадает по приговору суда за решетку, тюремщикам необходимо сообщить о нем в ФМС. Даже если у криминального иностранца нет документов, с ним в исправительном учреждении обязательно встретится сотрудник миграционной службы. Он уточнит все анкетные данные и подготовит запрос в посольство страны, откуда прибыл осужденный. Администрации колонии предписано обеспечить сотруднику территориального органа ФМС России необходимые условия для работы с личным делом осужденного и проведения с ним беседы.
Если вдруг преступнику, к примеру, из Зимбабве или Киргизии будет «светить» условно-досрочное освобождение, то миграционные власти об этом узнают первыми. И обязаны тут же готовить документы на выезд из страны этого иностранного гражданина.
Если у осужденного закончится срок действия паспорта на момент окончания наказания, администрация колонии в течение месяца направляет информацию о таком человеке в ФМС. А там уже займутся оформлением документов, включая свидетельство на возвращение.
После получения из дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства свидетельства на возвращение иностранного гражданина или лица без гражданства документ направляется тюремщикам. И когда осужденный выходит на свободу, это свидетельство вместе с основными документами ему отдадут под личную роспись. И если в течение пяти дней такой бывший сиделец не покинет нашу страну, его опять арестуют и депортируют домой.
Решение о нежелательности пребывания или проживания в России иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, принимается Министерством юстиции РФ. И ФМС обязана выполнить такое решение. С Федеральной службой исполнения наказаний у нас по таким случаям налажен оперативный обмен информацией. Как только осужденный иностранец попадает за решетку, тут же об этом узнают сотрудники ФМС. В нашей работе самым сложным порой является установить принадлежность осужденного без документов и не назвавшего в суде свою родину к стране, из которой он на самом деле прибыл.
Не всегда принимается решение о депортации тех граждан, которые являются переселенцами и были осуждены за умышленные преступления, еще не получив гражданства России.
Комментарий к Ст. 3.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может устанавливаться только КоАП РФ и применяется в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, легальное определение которого содержится в ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ, заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
3. Ввиду того что в соответствии с ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, данный вид административного наказания является единственным, который не применяется к гражданам РФ.
4. Частью 3 комментируемой статьи установлен запрет на применение административного выдворения за пределы Российской Федерации к военнослужащим — иностранным гражданам.
5. В соответствии с ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья обязан в своем решении указать способ исполнения вынесенного постановления: принудительное выдворение за пределы Российской Федерации или контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации. При этом судья руководствуется также положениями ч. ч. 5 и 6 ст. 3.10 КоАП РФ о том, что:
— в целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации он вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации;
— административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
6. По общему правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ, административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.
Исключение из этого правила составляют случаи совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию, при которых данное административное наказание назначается соответствующими должностными лицами.
Порядок выдворения за пределы РФ и сроки
До момента вынесения решения суда, требовать покинуть страну иностранца нельзя. Только после того, как судом будет вынесено решение, у иностранного лица будет 10 дней для исполнения решения суда. Но еще до суда у иностранного лица есть возможность защитить свои права и отсрочить выдворение из страны. Для этого можно:
- Обжаловать обвинения в течение 10 дней;
- Продлить срок, получив больничный и справку от врача.
И самостоятельный и принудительный процесс выдворения состоит из определенных этапов:
- Составляется протокол по административному правонарушению либо полицией, либо миграционной службой;
- Заводится дело, готовится доказательства;
- Выносится решение суда о выдворении;
- Человека помещают в специальной центр в случае несоблюдения установленного для самостоятельного выдворения срока;
- Выдворение происходит под конвоем в принудительном порядке.
Теперь рассмотрим, кто оплачивает выдворение иностранца из России, ведь на это требуются определенные средства. Так как нарушителем является сам иностранец, то и по логике вещей он и должен оплачивать такие расходы сам. Но это не всегда возможно, если, к примеру, средствами иностранец не располагает. При административном выдворении оплата может производиться за счет иных источников:
- Посольства той страны, из которой прибыл иностранец;
- Приглашающей стороны;
- Работодателя, если иностранца пригласил он;
- За счет бюджетных средств РФ.
Какие последствия у невыполнения решения о выдворении или депортации
Мы живем в XXI веке, и не секрет, что многие процессы в сфере государственного управления давно автоматизированы. Это коснулось и контроля за въезжающими и выезжающими из страны людьми. У миграционных органов существует огромная электронная база данных, в которую заносится вся информация относительно пересечения границы РФ иностранцами. Эта же система автоматически отслеживает допустимые сроки пребывания иностранных граждан в России, поэтому если мигрант дал обязательство выехать, но решил схитрить и не делать этого, органы ГУВМ МВД об этом обязательно узнают.
Если такой нарушитель попадет в поле зрения правоохранительных органов (например, попытается оформить патент), то к нему могут быть применены следующие санкции:
- Применено новое административное выдворение или депортация.
- Запрет на въезд на территорию РФ до 10 лет.
- Отказ в оформлении любых документов (патент, РВП, ВНЖ), что приведет к невозможности нахождения в России длительный срок на законных основаниях.
Основные различия
Итак, теперь конкретно рассмотрим, чем отличается депортация от выдворения:
- В законодательстве РФ закреплено, что депортация – инструмент контроля и воздействия, выдворение – наказание.
- Депортация происходит по решению уполномоченного ФМС, полагаясь на единственное основание (отсутствие прав на проживание в данной стране). Выдворение осуществляется после судебного заседания относительно рассмотрения дела о нарушении, совершенном мигрантом.
- Депортация осуществляется в течение пяти суток, решение о выдворение – сразу после вынесения вердикта.
- Депортация можно обжаловать в суде в течение трех месяцев, на административное выдворение дается всего 10 дней.
Заключение
Иностранным гражданам, которым было назначено такое наказание, советуют обязательно обратиться к юристу. Без его помощи человек может не осознать, что решение было принято без соблюдения всех норм и правил. Знания юриста также необходимы при подаче заявления на обжалование решения, ведь неправильное оформление документа и незнание нюансов КоАП РФ могут стать причиной отказа рассмотрения жалобы Апелляционным судом.
Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.