Музей васа в стокгольме

История создание музея

Снова увидеть дневной свет Васе довелось лишь спустя 333 года, благодаря исследователю Андерсу Франзену.

Андерс заинтересовался историей Васы еще в начале 50-х годов двадцатого века. Он вырос на Стокгольмском архипелаге и с самого детства любил изучать обломки различных кораблей, прибивших к берегу неподалеку от родительского дома. Так, в процессе детских игр постепенно сформировалось увлечение, которое стало делом всей его жизни. В слабосоленых водах Балтийского моря не очень распространен вредительный корабельный червь, пожирающий остатки деревянных кораблей. Именно осознание этого факта и зародило в Андерсе надежду найти Васу в более-менее сносном состоянии по прошествии стольких веков.

Галеон Васа был найден в 1956 году, но подняли его с морского дна после ряда подготовительных работ только 24 апреля 1961 года.

Галеон Васа

Перед специалистами встала очень важная задача – разработка специального ухода и сохранения. Для того чтобы древесина затонувшего корабля со временем не потрескалась и развалилась, был разработан специальный метод консервации. В качестве защитного материала было выбрано вязкое, растворимое в воде вещество полиэтилен-гликоль. Он медленно проникал в дерево, заменяя воду и не давая древесине растрескаться от сухости. Обработка корабля распыленным полиэтилен-гликолем продолжалось несколько лет.

Музей Васа демонстрирует посетителям более 14 000 различных предметов, которые были подняты на поверхность вместе с кораблем. Более семисот скульптур после длительной реконструкции и обработки заняли свои места на корабле.

Экспонаты музея

Васа был в свое время не просто военным кораблем, а настоящим плавучим дворцом. Его основным назначением было прославление шведского монарха и демонстрация могущества, культуры и богатства державы. Постройкой Васы руководил голландский кораблестроитель Хенрик Хибертсон. В постройке принимали участие не только рабочие-корабелы, но и скульпторы, художники, стекольщики, кузнецы и многие другие. Всего на постройке Васы было задействовано около четыреста человек, а длились работы два года. На момент завершения работ Васа являлся самым большим кораблем в мире: десять парусов, 52 метра в высоту и 69 метров в длину, вес гиганта был 1200 тонн.

Губительными для корабля стали политические амбиции шведского монарха. По всей видимости, Васа предназначался для устрашения Польши, которая многие годы считалась самым первым врагом Швеции. Король приказал установить на корабле намного больше пушек, чем было положено. В результате на корабле была сделана высокая надстройка для двух дополнительных пушечных палуб.

Пушечная палуба

После этого корабль перестал соответствовать тем габаритам, которые были выбраны до начала строительства Васы. Большие камни, заполнившие днище корабля в качестве балласта, все равно не обеспечивали необходимой устойчивости на воде. Верхняя часть была гораздо тяжелее 120-тонного балласта. Чем закончилась эта история, мы теперь знаем…

Перед коллективом музея Васа по-прежнему стоят проблемы связанные с ежедневным уходом и содержанием корабля. Хотя Васа и сохранился более чем на 90% в своем первоначальном виде, но из-за загрязняющих веществ, содержащихся в морской воде, в свое время образовалось большое количество серы, проникшей в древесину. На поверхности, при вступлении в реакцию с кислородом, образовалась серная кислота. Конечно, для посетителей музея она не представляет угрозы, но древесину постепенно разъедает. Поэтому разработки различных технологий длительного сохранения Васы не прекращаются.

На сегодняшний день Музей Васа является для посетителей своеобразной машиной времени, которая способна вернуть давно минувшее время, ведь каждый из тысяч предметов, найденных на Васе, способен рассказать нам что-то свое.

Постройка и испытания

В течении трёх лет корабль Vasa сооружался на Стокгольмской верфи под личным присмотром короля. Строился будущий флагман силами 400 рабочих, было срублено свыше тысячи деревьев. Густав II Адольф решил потрясти своих противников не только мощностью своего корабля, но и роскошью. Поэтому над отделкой корабля трудились лучшие мастера европейских верфей и самые искусные резчики по дереву. И всё бы ничего, если бы не был упущен один очень важный момент: корпус корабля сделали слишком узким, что и сыграло роковую роль в его недолгой судьбе.

Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца. На всех этапах строительства король очень часто приходил на корабль, внимательно следил за ходом работ, давал строителям различные указания.

Кораблестроитель Хибертссон был опытным мастером, но у него не хватало мужества возражать королю, когда тот делал распоряжения по постройке корабля. Король заботился только о боевых качествах Vasa, о внешнем виде корабля, но совершенно не думал о важнейшем его мореходном качестве — об остойчивости.

Король Густав II Адольф, утверждая проект Vasa пренебрег всеми правилами обеспечения остойчивости и потребовал, чтобы на галеоне было установлено вдвое больше пушек, чем на любом другом шведском корабле. Хюбертссон подчинился и предусмотрел на корабле Vasa 64 пушки. Пушки вместе с боезапасом весили 72 т., и значительная часть этого груза располагалась в верхней части корабля.

Также король распорядился установить на корабле множество скульптур и прочих украшений. Особенно богато была отделана резьбой и украшениями кормовая надстройка, возвышавшаяся на 20 м. над палубой. На выдвинутом далеко в нос форштевне грозно пригнулся, готовый к прыжку, огромный лев. Всего на «Васе» было около 700 скульптур и резных украшении.

Король пожелал, чтобы скорость Vasa была выше скорости других шведских кораблей. Были установлены огромные мачты, самая высокая из которых возвышалась на 49 м. над килем.

И в то же время, заботясь о скорости Vasa, Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким — значительно уже, чем все другие корабли. В результате и без того явно недостаточная остойчивость корабля ‘Vasa стала угрожающей и главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см.

Перед отплытием корабля испытывалась его остойчивость. Тридцать матросов перебегали с одного борта на другой. После третьего раза перебежки прекратили, увидев, что судно может перевернуться. При этом присутствовал один из самых влиятельных флотских начальников адмирал Флеминг. Единственное, что он сказал после увиденного: «Если бы его величество был дома!».

Как появился Корабль Васа (Vasa)

Постройка боевого галеона, названного в честь тогдашней правящей династии Швеции – Васа, завершилась в 1628 году; корабль проектировался и строился по распоряжению и под контролем короля Густава II Адольфа. Правитель был последним мужчиной этого семейства, правящим страной; его дочь королева Кристина завершила династию своим отречением от престола, не выйдя замуж и не оставив наследников.

Густав Адольф признан самым выдающимся королем в истории Швеции; он провел прогрессивные реформы во всех областях, от образования и экономики до армии и государственного управления. Король сыграл выдающуюся роль в Тридцатилетней войне против Священной Римской империи, отсрочив объединение и усиление Германии на два века. Получил смертельное ранение в победном сражении.

Королева Кристина, дочь Густава Адольфа, взошла на престол по достижению совершеннолетия. Она была умной, но своевольной королевой, покровительствовала искусству и науке. Среди приглашенных ею в Швецию деятелей был великий Декарт, чья смерть от пневмонии подвергается сомнению из-за признаков мышьякового отравления. Переход тайком в католичество, а также социальные конфликты в стране привели к отречению от престола.

Возвращение «Васа»

Менее чем через три дня после катастрофы был подписан контракт на подъем корабля, однако все усилия были тщетными. В результате ранних попыток поднять «Васа» английским инженером Яном Балмером корабль был выровнен, но ещё более плотно сел в донный ил.

В начале 1950-х годов археолог-любитель Андерс Франзен предположил, что благодаря отсутствию в холодных водах Северного моря «корабельного червя» Teredo navalis, корпус «Васа» остался более-менее цел. В 1953 году он активно начинает искать корабль при помощи устройства отбора керна.

Лето 1956 года Андерс Франзен проводит в поисках, а 25 августа он поднимает устройство отбора керна с кусочком почерневшего от времени дуба. Водолазы военно-морского флота Швеции подтвердили, что на дне находится большой деревянный корабль с двумя рядами орудийных портов. «Васа» был найден.

Далее, в течении нескольких лет, после более чем 1300 погружений «Васа» был перемещён с глубины 32 метра на 16 метров, где водолазы продолжили работы по возвращению корабля.

Окончательный подъем начался 8 апреля 1961 года, и по состоянию на утро 24 апреля, впервые за 333 года «Васа» вновь увидел свет. После чего, началась многолетняя кропотливая работа по восстановлению королевского линкора.

Сегодня мы можем видеть корабль в Музее «Васа» в столице Швеции Стокгольме. Но на этом история «Васа» на закончена. И по сей день ведуться работы по восстановлению и сохранению корабля.

История: Музей Лада может показать множество интересных прототипов

Среди мировых автоконцернов, отечественный автопроизводитель «Лада» имеет не самую лучшую репутацию. Lada – это недорогой автомобиль «без излишеств». Классическая Lada конца 80-х, 90-х и начала 00-х годов XXI века вызывала какие угодно чувства, только не симпатии (не берем в оборот тюнингованные частным образом модели, некоторые из которых действительно выглядели очень даже ничего).

Но на самом деле, история нашего автозавода гораздо многогранее, интереснее и разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд. Подтверждением тому служит заводской музей. Где навечно законсервированы десятки и десятки серийных моделей и прототипов, уникальных спортивных и унифицированных автомоделей. Некоторым из них не представилось возможности раскрыть свой потенциал, другим удалось достичь высот в большом спорте, а третьи стали «рабочими лошадками» в миллионах семей не только в СНГ, но и за рубежом.

Как добраться

Лично я отправлялась в музей «Васа» от Королевского дворца. В качестве ориентира и опорного пункта, дабы не заблудиться в Стокгольме, можно выбрать именно его: он виден издалека. Я шла пешком минут 30, как и написано на карте снизу. Конечно, можно дойти и быстрее. Однако встречающиеся на пути невероятной красоты архитектурные постройки в стиле модерн, набережные, гавани, да и просто открывающиеся взору великолепные виды не смогут оставить вас равнодушными… так что вряд ли получится остановиться или не замедлить шаг :).

Впрочем, для тех, кто предпочитает пользоваться общественным транспортом, есть альтернатива — автобус. Чтобы доехать до музея «Васа», необходимо перейти мост и пройти к остановке Stockholm Karl XII:s torg. Оттуда каждые 15–17 минут (в зависимости от времени суток) отправляется автобус № 76. О том, как приобрести билеты и проездные на общественный транспорт, читайте здесь. Вам нужно будет проехать четыре остановки и выйти на Stockholm Djurgårdsbron. Затем, держась правой стороны, пройти прямо (3–4 минуты). Опля, и вы на месте.

Если вы решите добираться до музея «Васа» из других частей города, то в качестве ориентиров могут выступать близлежащие музеи: Музей северных народов (Nordiska museet), располагающийся в красивейшем здании в стиле неоренессанс, а также известный музей под открытым небом «Скансен» (Skansen). Вы их можете видеть на фото ниже.

Вообще, остров Юргорден, на котором находятся перечисленные выше музеи, по праву можно считать музейным островом. Здесь также находится музей, посвященный группе ABBA, и водный музей «Аквария» (Aquaria Vattenmuseum).

Так вот. Если вы будете добираться не от Старого города, ближайшая к музею станция метро — Karlaplan (Площадь Карла). Но «ближайшая» — это мягко сказано. От метро нужно будет сесть на автобус № 67, проехать 3 остановки и выйти на Stockholm Nordiska museet/Vasa. А потом пешком минут 5.

Ну а теперь поговорим непосредственно о нашем музее.

Внешний облик здания отдаленно напоминает корабль. Зайдя вовнутрь, первым делом, конечно же, нужно будет купить входной билет.

Использование музея

Военный корабль XVII века Vasa на выставке в музее Vasa

Обычно посетитель входит по сходням , бродит по палубе, затем спускается вниз, обычно используя оригинальные лестницы, что дает представление о том, как перемещалась команда. Интерьер включает восстановленное, но неактивное оборудование, дополненное памятными вещами, включая старые фотографии, пояснительные дисплеи, страницы из судовых журналов, меню и тому подобное. Некоторые добавляют записанные звуковые эффекты, аудиотуры или видеодисплеи для улучшения впечатлений.

В некоторых случаях судовая радиорубка была возвращена в эксплуатацию, и добровольцы использовали радиолюбительское оборудование. Часто присвоенный позывной является вариацией оригинального опознавателя судна. Например, подводная лодка USS  Cobia , носившая название NBQV, сейчас находится в эфире как NB9QV. Подводная лодка времен Второй мировой войны USS  Pampanito , пришвартованная в Морском национальном историческом парке Сан-Франциско , во время войны называлась NJVT и сейчас находится в эфире под позывным NJ6VT. В других случаях, таких как USS  Missouri , используется отличительный вызов (в данном случае KH6BB). Эта радиоработа не только помогает восстановить часть судна, но и обеспечивает всемирную известность кораблю-музею.

Ряд более крупных кораблей-музеев начали предлагать услуги для проведения свадеб, встреч, других мероприятий и ночевок, а на некоторых кораблях, все еще пригодных для плавания, — круизы. В Соединенных Штатах это включает в себя ежегодный «оборот» военного корабля США »  Конституция » , когда старый корабль буксируют в гавань и возвращают в обратном направлении, чтобы выдержать равномерные погодные условия. Место в колоде предоставляется только по приглашению или лотерее и высоко ценится.

Многие считают, что интересное старое судно на набережной города привлекает туристов , и в любом портовом городе можно увидеть одно или несколько кораблей-музеев. Это может даже включать постройку копии корабля за большие деньги.

Визит в музей Васа Трагическая красота

Не часто беда, случившая на море становится темой музея. Но Музей Васа именно такой, в нем воссоздается самым захватывающим образом история создания, гибели и поднятия со дна одного единственного корабля.

Если говорить о первом впечатлении, то, пожалуй, никакой из музеев не сможет сравниться с Музеем Васа по его силе. Необычен даже внешний вид самого здания музея, его медная крыша со стилизованными мачтами, высота которых равна мачтам галеона.


Проходишь через сильно тонированные двери и видишь скудно освещенный огромный выставочный зал и внушительную фигуру корабля, которому много веков. Просто кожей чувствуешь некую жуткую ауру. Часть здания покрыта деревянными панелями окрашенными в темно-красный, синий, дегтярно-черный, желто-охряный и темно-зеленый цвета. Но большая часть стен голая, это неокрашенный бетон, таков и весь потолок.

И видишь, и это главное впечатление, невероятная огромность парусного корабля. Это понимаешь в полной мере, только тогда, когда стоишь рядом с ним, ни цифры, ни слова описания, не дают такого ощущения колоссальных размеров судна, как собственные глаза.

Музей Васа в Стокгольме продержал нас в плену несколько часов, но это было время, которого не жалко, оно быстро и без скуки пролетело, среди интересных экспозиций за получением новых знаний и новых впечатлений.

Красота Васа, сохраненная спустя столетия после давней трагедии морем, словно своеобразной машиной времени, просто потрясает: корабль украшен более чем 700 деревянными фигурами и скульптурами. Это библейские персонажи, изображения морских чудовищ, герои греческой мифологии и т.д. Сейчас они потеряли свои яркие цвета, стали просто деревянными, но некогда они были красными, золотыми, синими.  Но макеты показывают их былую красоту.

Посетители могут увидеть, как жили люди на таком корабле 17 века. Медицинское оборудование, деревянные ложки, оловянная посуда, изделия из стекла, личные вещи моряков… Экипаж спал рядом с пушками, прямо на палубе, у них не было и в помине никаких одеял или там матрацев, гамак был еще не изобретен. Ели они хлеб, горох, каши, сушеное мясо, рыбу. Запивали пивом. Оно было 3-х сортов: лучшее для высших офицеров, похуже для низших офицеров, ну и так далее для матросов. Еда была, в общем, плохая, гигиена напрочь отсутствовала, поэтому люди часто болели. Их лечил цирюльник, совмещавший свою основную специальность с медицинским обслуживанием.

Можно воочию увидеть и матросов этого корабля. Были обнаружены при подъеме судна скелеты людей, и по ним была проведена реконструкция, их одели так, как тогда одевались моряки.

Внутри музей состоит из шести уровней, с которых можно видеть Васа, начиная от киля до самой верхней части кормы корабля. А вокруг расположены многочисленные модели и экспонаты, по которым можно проследить этапы строительства и гибели галеона. Много экспонатов, касающихся вообще истории Швеции 17 века. А в музейном кинотеатре можно посмотреть фильм на своем родном языке о восстановлении Васа.

В музее рассказывается не только о том, как строили корабль, почему и как он затонул, но и можно узнать интереснейшую историю того, как его нашли и как его подняли из темных глубин, каких трудов и усилий стоило его законсервировать, чтобы им теперь могли полюбоваться мы и будущие поколения.

Музей корабля Васа в Стокгольме – это великолепный музей, по данным газеты “Таймс” – это один из двенадцати самых лучших музеев в мире. А о галеоне, находящимся в нем, можно привести один такой забавный факт. Он произвел на создателей фильма “Пираты Карибского моря” такое сильное впечатление, что в их фильме “Летучий Голландец” приобрел облик именно этого покрытого романтикой корабля Васа. Не упустите возможности самим увидеть этот прекрасный Васа корабль!

Рубрика: Скандинавия

Дополнительная информация

Основная информация:
Стоимость тура: €110-135
Продолжительность тура: 3-4 часа
Человек в группе: 1-6 человек
Языки: Русский, шведский, норвежский, испанский, английский
Стоимость тура включает:
Трансфер : НЕТ
Встреча в отеле: ДА
Доставка в отель : ДА
Транспорт : НЕТ
Еда и напитки : НЕТ
Дополнительные платные услуги:
Входные билеты (концерты, театр, музей, цирк…) : ДА
Услуги переводчика : ДА
Бронирование гостиниц, ресторанов, авиабилетов : ДА
Визовая поддержка : НЕТ
Дополнительная информация:
Заказ тура минимум за 7 дней до даты тура : НЕТ
Тур проводится при наличии минимум 2 туристов : НЕТ
Стоимость тура может быть изменена : ДА
Тур подходит для детей ДА

В музее Скансен вы:

Увидите 150 старинных зданий и узнаете о жизни Швеции XVI-XX веков. Понаблюдаете за работой ремесленников (стеклодувов, пекарей, гончаров и других), которые, казалось бы, не обращают никакого внимания на туристов. Попробуете свежеиспеченные булочки и крендельки. Зайдете в зоопарк. Животные размещены в свободных вольерах, а некоторые просто гуляют по территории. В специальном автомате у входа продаются орешки, чтобы угощать ими белочек. В зоопарке обитают волки, росомахи, лоси, медведи и другие животные. Дополните свой визит посещением Аквариума, в котором встречаются экзотические и редкие звери: полуобезьяны, пауки, крокодилы, лемуры.

Важно знать:

Билеты в Скансен входят в стоимость экскурсии. Музей работает каждый день с 10 до 15.

Для детей в музее предусмотрены развлекательные площадки с качелями, каруселями и аттракционами.

Дети до 14 лет допускаются в сопровождении родителей.

  • Тип: входной билет
  • Расписание: ежедневно 10:00-15:00
  • Цена: 22 € за человека
  • Место встречи: Скансен
  • Включено:

    Входной билет

  • Не включено:

    Личные расходы

  • Достопримечательности:

    Скансен

Подъём гигантского судна

В то время подъем такой махины был технически невозможен: с судна срезали мачты, и корабль оставался на дне еще больше 3 веков. История с самым большим парусным судном 17 века была забыта на долгое время, но в 1956 году дотошный исследователь подводных глубин, археолог Андерс Франсен обнаружил останки корабля. После 5-летнего обследования судна он организовал активную кампанию по подъему; решение было принято на государственном уровне, и при поддержке королевской власти в 1961 году многочисленные детали и корпус корабля были освобождены от ила и подняты наверх.

Это событие стало сенсацией не только для Швеции, но и для других стран: подъем останков огромного парусника привлек внимание специалистов и простых обывателей. В апреле 1961 года началась новая жизнь печально известного корабля

Почти 30 лет шла реставрация, над которой трудились десятки инженеров и квалифицированных рабочих, восстанавливая образец судна, ставшего жертвой королевского тщеславия. Несколько лет все дерево пропитывалось полиэтилен-гликолем, не позволяющему ему растрескиваться при высыхании. Затем отреставрированные 700 скульптур и сотни других деревянных украшений были закреплены на прежние места.

После завершения было решено сделать музей-корабль, над судном возвели трехэтажное здание, площадь которого позволяла свободно обходить Васу со всех сторон. В 1990 году на острове Юргорден официально открыли «Музей Васа», который стал местом активного посещения туристами и местными жителями.

История Vasa

Музей Васа в Стокгольме появился не сразу. Дело в том, что судно долгое время пролежало на дне. Рассказ, связанный с кораблекрушением, входит в экскурсионную программу. Эта история, действительно, поражает.

Зачем был построен Васа?

Судно, превратившееся, спустя столетия в Vasa Museum, построили по указу Густава II (правителя Швеции). Дело происходило в 1626 году. Махину смастерили за 2 года и уже в 1628 году спустили на воду. Размеры боевого судна впечатляют:

  • длина – 69 м;
  • высота – 52 м.

Судно оборудовали тремя мачтами, оснастили 64 пушками, снабдили 3 парусами.

Делали его для командующего флотом (короля), который должен был вести за собой остальные суда и отдавать указания по поводу военных действий.

Что было сделано не так?

К сожалению, в те времена опыта в кораблестроении было немного. Расчеты произвели неправильно, и центр тяжести оказался смещенным.

Новшество, которое применили при строительстве (возвели две пушечных палубы), послужило причиной кораблекрушения. Из-за порыва ветра судно накренилось, а выпрямиться не смогло.

Гибель

10 августа 1628 года Васа отчалил в свое первое боевое плаванье. В честь торжественного события палили пушки, давали салюты. Но гордый красавец не выдержал порывов ветра и сильно накренился. На палубу хлынула вода. Вернуться в устойчивое положение флагман не смог и пошел ко дну.

При катастрофе спаслись не все, более 30 человек разделили участь Васы.

После поднятия

333 года пролежало судно на морском дне. Его судьбу изменил Андерш Франзен. Мужчина, еще ребенком, мечтал отыскать затонувший флагман. Став взрослым, он воплотил задуманное в реальность. Изучив все сохранившиеся документы, Франзен стал исследовать морские глубины в поисках судна.

Два года труды не приносили успеха, но в августе 1956-го Андерш и его единомышленник наткнулись на остатки бревен возле острова Бекхольмен. Это был корпус затонувшего боевого корабля.

Только через год начались работы по подъему. Это был адский труд. Части гиганта доставали и складировали для просушки. Работа напоминала сбор конструктора. Каждую недостающую часть долго искали, в конце концов, паззл был собран.

Каково сегодняшнее состояние?

Теперь корабль открыт для туристов в качестве музейного экспоната. Для этого выстроили специальное музейное помещение, в котором и установлен этот гигант. Внешне здание также схоже с кораблем. Узнать объект просто, не перепутаете.

На 98 % судно собрано из оригинальных деталей, удалось поднять практически все части.

Более того, внутри судна размещены экспозиции, позволяющие познакомиться с историей 17 века.

По-прежнему ведутся работы по сохранности достопримечательности. Власти страны хотят сохранить уникальную находку для потомков.

Главные экспонаты музея

Общий вид парусника поражает размерами и роскошью отделки, свидетельствующей об истинно королевском размахе при его изготовлении. Все детали выполнены с необыкновенным художественным изяществом, нос корабля украшен великолепными орнаментами и бронзовыми скульптурами, изображающих морских богинь. Здесь демонстрируются 6 неиспользованных парусов, извлеченных из ила и являющих собой образец парусов того времени.

На бортах установлены фигуры библейских персонажей, богов Древней Греции, львов, римских императоров и различных атрибутов королевской власти, олицетворяющих ее могущество и культуру времени правления династии Вазов. Даже на ставнях, закрывающих квадратные иллюминаторы, филигранно выточены эффектные львиные морды На многих деталях украшений сохранились позолота и красная краска, что свидетельствовало о яркой раскраске легендарного корабля.

По богатой отделке внутренних помещений судно являлось настоящим роскошным дворцом с комфортабельными каютами и общими залами для пассажиров. Бережно сохранены для потомков скелеты погибших людей, помещенных под стеклянный саркофаг; рабочие инструменты команды: топоры, пилы, зубила, молотки – все то, чем должен был пользоваться в плавании экипаж.

Корабль Васа – живое свидетельство эпохи 17 века, и перед хранителями музея стоит задача – сохранить его на долгие годы, поэтому сейчас предпринимаются все способы, предотвращающие порчу исполина. Музей посещают миллионы людей, желающих воочию увидеть бесценный памятник ушедшей эпохи.

О короле Густаве II Адольфе из династии Васа

Это был выдающийся человек и незаурядный король, один из наиболее образованных правителей своего времени, гениальный стратег и военачальник. Император Франции Наполеон I среди полководцев всех времен и народов ставил его рядом с Юлием Цезарем. У него была превосходная память, феноменальное трудолюбие, дар убеждения, немалые познания в различных областях. С первых дней правления ему приходилось вести войны то с Данией, то с Россией, сейчас он воевал с Польшей и нуждался для победы в могучем и впечатляющем флагманском корабле.

В это время лучшие мастера судостроители были в Голландии. Оттуда и пригласили одного из опытных корабелов. В это время наука кораблестроения только нащупывала свои законы, мастера не имели ни точных чертежей, ни точных расчетов. Мастера умели делать только так называемые “подсчеты” – весьма грубые расчеты, которые держались в секрете друг от друга.

Король лично курировал строительство, сам утверждал размеры судна, его вооружение. Поэтому корабль был ‘королевским’, да и название ему он дал в честь своей династии – Васа.

В те времена строительство судна было весьма долгим процессом, оно продолжалось два – два с половиной года. И вот во время этой работы, когда ее немалая часть уже была сделана, король узнает о датской военной новинке – корабле с двумя пушечными палубами. И поэтому он вносит коррективы в строительство. А мастеру-корабелу не хватает то ли храбрости, то ли у него нет веских аргументов противостоять королю в его задумке, и он просто выполняет полученные указания.

Строительство судна близко к завершению, когда неожиданно мастер-судостроитель умирает, и его вынужденно заменяют на другого голландца.

И вот корабль готов и оснащен. Огромные суммы дополнительно потрачены на его великолепное, поистине королевское убранство.

Однако, прежде чем принять его, адмирал счел нужным провести определенный тест на остойчивость галеона. Суть этого теста была в том, что человек 30 матросов несколько раз перебегали от борта к борту. Но тестирование пришлось в два счета прекратить, так как корабль едва не перевернулся.

А между тем король настоятельно требует прибытии своего галеона на театр военных действий без малейшего промедления. И адмирал, полный дурных предчувствий, не осмеливается противиться монаршей воле.

Общие сведения

В XVII столетии для дальних плаваний на Восток создаётся новый тип судна предназначенный для перевозки грузов. Суда эти не имеют в истории кораблестроения отдельного наименования. Их можно считать развитыми и модернизированными галеонами. Кормовые и носовые надстройки уменьшаются по высоте. Украшения, скульптуры и орнаменты, ранее перегружавшие высокую корму, борта и нос, становятся проще и больше гармонируют с общим обликом судна. Водоизмещение достигает 600 тонн. Суда несут три основные мачты и на конце бушприта дополнительную маленькую мачту с прямым парусом. В своих основных чертах эти корабли не менялись на протяжении более ста лет. Отношение длины корпуса к ширине этих судов становится ещё большим, чем у галеонов. Их шпангоуты изготовляют составными и располагают на небольшом расстоянии друг от друга, особенно в местах больших нагрузок.

В районе установки мачт они изготавливаются двойными. Набор подкреплялся горизонтальным и вертикальными кницами. Как и набор, так и обшивка корпуса выполняются из дуба, причём так, чтобы форма древесины соответствовала форме детали и следовательно, изгиб волокон соответствовал её изгибу.

В результате уменьшается отход древесины и получаются чрезвычайно прочные детали. К шпангоутам дубовые доски крепят при помощи деревянных шипов, стараясь не применять железные гвозди, которые быстро ржавели. Внешняя обшивка корпусов имела толщину 100—150 мм., внутренняя — до 100 мм., поэтому общая толщина, включая шпангоуты, была более полуметра. Швы обшивки проконопачивали паклей, пропитанной смолой. Для защиты от древоточцев, разрушающих подводную часть корпуса, дуб покрывали досками из вяза, предварительно их просмолив. Доски вяза прибивали железными гвоздями так, чтобы их шляпки, касаясь друг друга, создали сплошную металлическую полосу. Всего для постройки требовалось около двух тысяч хорошо высушенных дубов. В зависимости от размеров судна, его внутреннюю часть делили так, чтобы получаемые объёмы можно было использовать наиболее целесообразно .

Для XVII века возможности корабля Vasa и его параметры были впечатляющими. Длина парусника превышала 56 метров, а общая площадь парусов была более 1200 кв.м. Судно главным образом предназначалось для торговых целей (транспортировка различных продуктов из стран Восточной Азии). Но так как пиратство и разбой были очень развиты на морских просторах, для обороны судно было оснащено 24 пушками.

Музей АВТОВАЗа: 45 лет истории

24 февраля 2021 г.

• Корпоративный музей АВТОВАЗа отмечает 45-летие со дня открытия • В начале работы музея экспозиция состояла из 3 автомобилей и трудовых наград коллектива • Экспозиция музея сегодня насчитывает более 60 автомобилей и несколько тысяч других экспонатов Коллекция исторических автомобилей LADA открывается вишневым ВАЗ-2101 – это первая проданная машина. Прежде чем стать экспонатом заводского музея, автомобиль прослужил владельцу 19 лет – и хорошо сохранился. Рядом с ВАЗ-2101 стоит один из первых экспонатов музея, темно-вишневый ВАЗ-2103, который был отреставрирован в прошлом году и находится в состоянии, близком к идеальному. Автомобиль выпущен в 1973 году и примечателен тем, что стал первым миллионником. Среди автомобилей классической компоновки в музее также есть модели 2102, 2106, 2107 и несколько уникальных автомобилей: ВАЗ-2105 с роторно-поршневым двигателем, ВАЗ-2101, на котором было совершено кругосветное путешествие.Отдельной группой представлена LADA Niva – здесь есть и отреставрированный внедорожник первого поколения, и автомобиль, более 10 лет отработавший в Антарктиде, и пятидверная LADA Niva, которая во время экспедиции в Гималаях взяла своим ходом высоту в 5726 метров. Особенная часть экспозиции – концепты и прототипы. Здесь есть дизайнерские проекты, в частности, двухместный кабриолет LADA Roadster, футуристичный концепт в био-стиле «Питер-Турбо» и электрокар «Рапан». Представлены и образцы серийные внешне, но концептуальные технологически, например, автомобили на топливных элементах ANTEL. Демонстрируется серия автомобилей «Проекта С» — седаны, кроссовер, хэтчбек. Опыт работы над этой универсальной платформой был использован в проекте LADA Vesta – и прототип этого бестселлера также представлен в музее. Именно в таком виде автомобиль дебютировал на Московском автосалоне, и всего через год началось его производство. В 2021 году исполняется 50 лет с момента выхода LADA на международные автомобильные соревнования. Российская марка принимала участие в различных дисциплинах – кольцевых гонках, ралли. Специально подготовленные гоночные Niva, Samara, Vesta, Granta занимают достойное место в экспозиции музея. Демонстрируется здесь и родстер LADA Revolution, ставший основой для одноименного монокласса.Примечательна коллекция юбилейных и памятных машин – первые серийные Granta и Largus, несколько автомобилей-миллионников, от LADA Samara до LADA Priora. Уникальная ВАЗ-21099, выпущенная в 1991 году к 25-летию АВТОВАЗа, является одним из самых популярных экспонатов: на кузов автомобиля нанесены фамилии всех сотрудников автозавода, которые работали в то время. На двух автомобилях стоят автографы Президента России Владимира Путина – на LADA Largus, производство которого стартовало с его участием, и на желтой LADA Kalina Sport, за рулем которой Владимир Путин в должности Премьер-министра страны инспектировал новую трассу «Амур». Интересен и предсерийный седан LADA 110, который был показан Борису Ельцину – в 1994 году Президент РФ провел краткий тест-драйв новой LADA. За все годы работы музей принял более миллиона посетителей со всего мира. Особенно часто зарубежные гости посещали экспозицию в 2018 году, во время проведения Чемпионата мира по футболу. Сейчас музей работает в условиях противопандемийных ограничений: посещение возможно по предварительному согласованию с администрацией. Для всех, кто интересуется историей марки LADA, музей публикует материалы на своей странице в Инстаграм (@museum_lada). На этой же странице будет опубликовано объявление о возобновлении работы музея – когда он будет готов открыть двери для всех желающих.
вернуться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector