Свято-троицкая александро-невская лавра в санкт-петербурге: архитектурный комплекс, построенный в память о великой победе в невской битве

Содержание:

Иконописная мастерская

Иконописная мастерская появилась в Александро-Невской Лавре одной из первых — в 1997 году. Она названа в честь святого преподобного Иоанна Дамаскина, святого гимнографа, богослова и защитника иконопочитания.

С момента основания мастерской её ведущая деятельность была посвящена написанию канонических икон. Сотрудники ориентируются на «золотой век» русского и византийского канонического иконописания — XIV — XVI столетия. Дополнительным направлением в работе стала синодальная иконопись. В качестве стилистической основы — лучшие образцы иконописи России XVIII — XIX веков.

Помимо написания икон сотрудники мастерской занимаются проектированием новых богослужебных помещений, а также выполняют росписи храмов. Например, в домовом храме святителей Иркутских Иннокентия и Софрония в Лавре роспись стен выполнена в уникальной технике цельнояичной темперы, которая использовалась для росписи катакомбных церквей в Риме. В качестве консерванта используется винный или яблочный уксус, и сделанные краски не портятся годами. Во время росписи этого храма к монументальной живописи смогли приобщиться многие молодые иконописцы.

Лаврские мастера разработали ряд новых иконографических решений. Примером могут послужить две иконы святого князя Александра Невского:

  • на одной из них князь изображён вместе с Александро-Невской Лаврой;
  • на другой — в иконографии, подобной образу святого Георгия Победоносца, где Александр Невский на коне поражает копьем своего противника шведского ярла Биргера во время Невской битвы.

За почти 25 лет существования мастерской лаврские иконописцы написали множество икон и воплотили в жизнь проектные решения не только для Лавры, но для храмов и монастырей, находящихся в разных епархиях Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.

Руководитель мастерской: Дмитрий Геннадьевич Мироненко, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, преподаватель иконописной школы Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат искусствоведения.

Троицкая Александро-Невская лавра сегодня

Центральный монастырский двор окружает несколько строений.

Митрополичий корпус замыкает двор с западной стороны. С угловыми башнями он соединен одноэтажными крыльями. Центральная часть расположена напротив Свято-Троицкого собора, что подчеркивает приоритетное значение Архиерейского дома в структуре обители. Внешний фасад выходит на Лаврский проезд и Митрополичий сад.

Просфорный корпус расположен на севере, вдоль набережной реки Монастырки. Он представляет собой двухэтажное строение, связанное галереями с Ризничной башней и Благовещенскими воротами — главным входом в монастырский двор.

Семинарский корпус по стилю и форме является прообразом Просфорного корпуса. Он находится на юге комплекса, граничит с Феодоровским корпусом и Библиотечной башней.

Духовской и Феодоровский корпуса отходят симметричными трехсекционными уступами в разные стороны от Троицкого собора. Изначально открытые двухярусные галереи пришлось застеклить из-за сурового петербургского климата. В Феодоровском корпусе с 2004 г. работает общедоступная трапезная на 80 мест. В 2010 г. здесь открыли чайную, где можно отведать или заказать монастырскую выпечку.

Чайная, Александро-Невская лавра

Ризничная и Библиотечная башни в полной мере оправдывают свои названия. В первой находилась ризница с реликвиями и ценностями, во второй — старейшая в епархии библиотека. В 1910 г. бо́льшую часть фондов переместили в построенный со стороны Никольского кладбища Библиотечный корпус. Рядом с ним располагается здание Консистории.

План на официальном сайте Александро-Невской лавры

В границах центрального двора находится Свято-Троицкий собор, несколько церквей, а также Казачье кладбище. После 2000 г. на территории Лавры были установлены:

  • памятник «2000-лет от Рождества Христова»;
  • памятник «За веру Христову пострадавшим»;
  • поклонный крест в честь 5-летия подписания Акта о каноническом общении МП с зарубежной РПЦ;
  • рельефное бронзовое панно на Просфорном корпусе в честь 300-летия Лавры;
  • мраморный киот с образом Коневской иконы Божией Матери.

Памятник «За веру Христову пострадавшим», Елена Кулешина

Первые четыре работы выполнены скульптором Э. Соловьевой безвозмездно. Последний изготовили мастера обители.

Александро-Невская лавра имеет собственное издательство и несколько мастерских:

  • иконописно-реставрационную;
  • ювелирную;
  • швейную;
  • фарфоровую;
  • гончарную;
  • иконно-киотную;
  • эстампную.

В монастыре есть пекарня и церковные лавки. В феврале 2018 г. открылась собственная сыроварня.

Музей

Для широкого круга посетителей Древлехранилище открылось в 2013 г. здесь представлены коллекции икон, русской религиозной живописи, деревянной скульптуры и мебели, церковной утвари, облачений священнослужителей. Здесь можно увидеть архивные документы и печатные издания, а также экспозицию фотографий и позитивов.

Музей, Александро-Невская лавра

Библиотека

Общедоступный фонд содержит научную и художественную литературу, периодику, мультимедиа, видеофильмы и аудиозаписи. Печатных изданий насчитывается около 21000. Разделы посвящены истории религии, богословию, философии, педагогике, медицине, монашеству, языкознанию и пр. Имеется справочный фонд и электронный каталог, постоянным читателям выдается абонемент.

Святодуховский центр

Лаврский духовно-просветительский центр, открытый в 2003 г. в помещении бывшей церкви Духовского корпуса. Тут проводятся различные мероприятия — концерты и фестивали, выставки и кинопоказы, конференции и образовательные курсы и многое другое.

Расписание мероприятий ДПЦ «Святодуховский» на Сентябрь 2021 года

Духовской корпус и купол Благовещенской церкви, Ярослав Глухов

Скиты

Андреевский скит расположен недалеко от с. Коркино Всеволожского р-на Ленинградской обл. По преданию, в этих местах побывал Андрей Первозванный, направляясь в Рим.

Николаевский скит находится у Финского залива, на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-он Ленинградской обл.).

Духовно-просветительская и общественная жизнь лавры

Деятельность обители не ограничивается непосредственно религиозной направленностью, она разносторонняя и многогранная. В составе лавры много подразделений, осуществляющих творческую, созидательную, образовательную работу.

Духовно-просветительский центр Святодуховский

Центр ведет активную просветительскую деятельность с 2003 года. Его работа охватывает организацию различных мероприятий:

  • огласительных бесед и образовательных курсов прихожан
  • экскурсий и музыкальных концертов
  • традиционных выставок-ярмарок
  • конференций, семинаров, встреч молодежного клуба, факультета здоровья

Организация фестиваля современной православной духовной музыки Невские купола также проходит при его участии.

Вокальный мужской ансамбль

При Александро-Невской лавре с 2010 года существует архиерейский хор. Состоит он из мужчин. В его составе 30 человек, все они учащиеся или выпускники Духовных школ и Академической консерватории Санкт-Петербурга.

Хор выступает на богослужениях в монастырях и соборах, исполняя более 20 песенных православных молитв. Помимо этого коллектив ведет гастрольную концертную деятельность, принимает участие в различных фестивалях искусств. В его репертуаре выдающиеся классические и современные музыкальные произведения:

  • русская церковная музыка
  • народные песни
  • западноевропейские композиции

Мастерские

При Александро-Невской Лавре осуществляют деятельность несколько мастерских:

  • иконописная и реставрационная
  • иконно-киотная
  • ювелирная
  • швейная
  • гончарная
  • фарфоровая
  • эстампная

Продукцией этих подразделений являются настоящие произведения искусства, которые можно приобрести в лавках монастыря:

  • иконы
  • служебные и праздничные облачения священнослужителей
  • предметы украшения храмов
  • ювелирные изделия церковного предназначения из различных металлов, камней, дерева и эмали
  • нательные крестики и медальоны, кольца
  • художественные произведения ручной и печатной графики
  • фарфоровые и керамические изделия и сувениры, в том числе церковного предназначения: подсвечники, лампады, сосуды для святой воды, иконы на фарфоре, домашняя утварь, посуда, вазы, детские игрушки-свистульки.

Помимо этого, 5 февраля 2021 года в лавре освятили сыроваренную мастерскую. На территории монастыря теперь продается мягкий сыр собственного производства. Весь процесс изготовления осуществляет братия монастыря, из молока высшего качества, на современном оборудовании. В октябре опробовали новый рецепт с добавлением тмина.

Монастырская трапезная

В лавре с 2004 года работает монастырская трапезная Паломник, а в 2010 году открылась Чайная. При составлении меню здесь соблюдается церковный календарь, подаются преимущественно постные блюда. Чайная предлагает всегда свежую монастырскую постную выпечку. В трапезной обедают священники, доступна она и для простых горожан, туристов, паломников.

Интерьер оформлен авторскими витражами, которые изготовили лаврские мастера-иконописцы. В Чайной собрана коллекция декоративных тарелок, представлены керамические изделия из мастерской лавры.

История возникновения и существования

Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.

Начало строительства

Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.

Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.

XVIII — XIX века

XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.

XX век

После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.

Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.

Воскресная школа при монастыре

Воскресная школа «Нечаянная радость» появилась в 1996 году. В ней учатся более 150 детей от 5 до 15 лет. Система обучения состоит из трех ступеней, дошкольной, начальной и средней.

Среди дисциплин, которые преподают детям, Закон Божий, творческие и музыкальные занятия, хоровое пение, Церковно-Славянский язык, история и прочие. Ученики не только присутствуют на уроках, но также участвуют в богослужениях, беседах и творческих мероприятиях: христианских выставках и фестивалях.

Для родителей организованы беседы со священнослужителями, а также занятия рукоделием. Воскресная школа организует поездки и экскурсии и летний лагерь для детей на Ладожском озере.

Кладбища Александро-Невской лавры

Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».

Никольское кладбище

Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.

Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.

Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева

Лазаревское кладбище

По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.

Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.

В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.

Тихвинское кладбище

Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.

Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.

Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева

Казачье кладбище

До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.

Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина

Благовещенская усыпальница

Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.

В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.

Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра

Святыни

Ныне среди икон и духовно значимых реликвий есть как исторически пребывавшие в этих стенах, так и относительно новые, но уже прославленные.

Мощи 

В правом приделе Троицкого собора можно поклониться частицам чудотворных останков блгв. князя Александра. Их удалось вернуть обители с началом возрождения иноческой жизни. Свои особенности имеет рака князя: на ее крышке – еще 79 мощевиков разных святых, среди которых свв. Иоанн Креститель, Андрей Первозванный, Евангелисты, Апостолы.

Кроме того, паломники стремятся:

  • поклониться частице мощей блгв. князя Феодора (она вделана в икону князя);
  • ковчегу с честными останками Киево-Печерских преподобных; он сравнительно недавно появился в лавре.

Особо почитаемые иконы 

Невская Скоропослушница

Число их к настоящему времени не менее 15. Среди наиболее прославленных:

  • образ-мощевик блгв. Александра; он был келейным у митр. Серафима (Чичагова), а сейчас находится в Троицком соборе; это одна из первых икон, где Александр написан в княжеских, а не монашеских одеждах;
  • образ Господа, облеченного белыми одеждами; он стоит близ раки блгв. Александра; и эта икона также связана со сщмч. Серафимом, ибо написана им лично;
  • икона Богородицы, именуемая «Невская Скоропослушница», созданная для обители монахами Афона в конце XIX в.; ее удалось сохранить от поругания, а с возрождением лавры – вернуть в храм.

Ярмарки

В Митрополичьем саду регулярно устраивают православные выставки-ярмарки, приуроченные к временам года. У подобного мероприятия несколько составляющих: духовно-просветительская, культурная и гастрономическая.

Посетители ярмарки могут подать молитвенные прошения о родных и близких, узнать ответы на интересующие вопросы о церковной жизни, сделать полезные приобретения. Каждый желающий может купить:

  • церковную утварь, иконы, свечи
  • сезонные натуральные продукты: мед, травы, ягоды, грибы, орехи, сухофрукты
  • прочие деликатесы от фермерских хозяйств: мясную и рыбную продукцию, выпечку, сыр
  • товары для здоровья: травяные настойки, мази
  • предметы одежды, ткани
  • сувенирную продукцию от мастеров искусств

Также в программу ярмарки входят выступления различных музыкальных ансамблей.

Архитектурные особенности Александро-Невской лавры

Монастырский двор с северной, южной и западной сторон ограничен корпусами. Если смотреть на лавру сверху, то весь комплекс напоминает большую букву «П». Доменико Трезини в своё время представлял комплекс лавры, как нечто среднее между резиденцией, дворцом и учреждением. В течение всего XVIII века над созданием обители трудились многие мастера зодчества. Большая часть зданий, в основном братские корпуса, выдержаны в стиле барокко.

Центральное место занимает во дворе Троицкий собор, выполненный в стиле раннего классицизма, и величественно возвышающийся над остальными постройками монастыря.

Действующие храмы

В наше время на территории лавры расположено девять храмов. Самое старое и величественное здание — Троицкий собор — был сооружен при Петре Великом. Архитектором храма являлся Теодор Швертфегер. Однако собор разобрали, а на его месте возвели новый во времена царствования Екатерины II по проекту Ивана Старова. Немного позже, в XVIII веке, в ансамбль вписались Благовещенская, Феодоровская и Надвратная церкви.


Благовещенская церковь Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В XIX веке появились Исидоровская и Духовская церкви. Над проектом первой трудился Григорий Карпов. Вторую церковь создал архитектор Василий Петров. На кладбищах лавры стоят Тихвинская и Никольская церкви, а также храм Праведного Лазаря.

Лаврские кладбища

Первое кладбище, основанное на территории лавры в 1716 году, получило название Лазаревское. На нём похоронены многие известные деятели русской культуры, среди которых М. В. Ломоносов, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка и многие другие.

В 1823 году к лавре примкнуло Тихвинское кладбище, которое объединили с Лазаревским в Некрополь. Во второй половине XIX века в Некрополь вошло Никольское кладбище, которое до сегодняшнего дня остаётся действующим.

В шестидесятые годы XX века оно было сокращено во время проведения реконструкционных работ на Невской набережной.


Некрополь Александро-Невской лавры (Никольское кладбище)

Место погребения Александра Суворова

Александр Васильевич, великий русский полководец, был похоронен в Благовещенской церкви, находящейся в составе лавры. Произошло это в 1800 году. Военачальник был в преклонных годах, когда возвращался из очередного похода в родные края. Его хотел видеть император Павел I. В пути у Суворова начались серьёзные проблемы со здоровьем. Старые раны превратились в кровоточащие язвы, появилась угроза гангрены. Узнав об этом, царь направил к Александру Васильевичу своего врача, которому удалось поставить на ноги Суворова. Прибыв в столицу, полководец попал в опалу и не был принят императором. Это вызвало у него много печали и, в конечном счёте, привело к смерти.

Суворова похоронили в Благовещенской церкви, поскольку там нашли упокоение многие знатные особы, в том числе из царской фамилии. К тому же сам Александр Васильевич с глубочайшим уважением относился к Петру I, который заложил Свято-Троицкую лавру. Надпись на надгробии выполнена другом генералиссимуса — поэтом Державиным. Звучит лаконично — «Здесь лежит Суворов».

В 2002 году площадь возле лавры украсил памятник князю Александру Невскому. Скульптура прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем города, и стала его визиткой. Памятник создал В. Козенюк, изобразивший князя верхом на лошади. Сейчас он находится напротив входа в монастырь.

Мощи святого Александра Невского

Святой благоверный князь отошёл в мир иной, будучи в схиме. Случилось это в 1263 году. Практически сразу после смерти его стали почитать. Предпосылкой тому послужили чудесные знамения, которые видел святитель Кирилл, отпевавший усопшего князя.


Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре

В 1380 году свершилось обретение святых мощей Александра Невского и с тех пор от них стали происходить многочисленные чудеса. Как уже было сказано, в Троицкий собор святыня была перенесена по приказу царя Петра Великого.

На заметку! Сегодня в монастыре братия совершает над ракой святого ежедневный молебен, поскольку он считается покровителем лавры.

История

Одновременно с созданием новой российской столицы, царь Петр I распорядился обустроить в городе мужской монастырь. В качестве строительной площадки выделили участок на берегу реки Черной. Согласно летописным документам, именно в этом районе произошло решающее сражение дружины Александра Невского с неприятельскими войсками. Петр I хотел увековечить память своего выдающегося предшественника и потому приказал перенести его мощи в новый монастырь. Обитель приобрела святого покровителя и была удостоена названия «Александро-Невской». Общий план застройки территории разработали архитекторы Д.Терзини и И.Старов. Фундамент был заложен в 1710г. Одним их первых зданий стала Благовещенская церковь (1712 г.). Вокруг неё сформировался комплекс, включающий различные по функциям постройки.

Жилые корпуса, с кельями для монахов, связаны между собой и образуют по форме букву «П». Внутреннее пространство монастыря разбито на зоны с цветниками и садами. Позже на территории появились кладбища, где хоронили монахов и мирян. Чести быть похороненными на освященной земле удостаивались члены императорской династии (императрица Анна Леопольдовна, царевна Наталья Алексеевна), видные государственные деятели (А. Разумовский), выдающиеся полководцы (А.Суворов), известные ученые (М. Ломоносов), знаменитые писатели (Ф.Достоевский, Д.Фонвизин, И.Крылов), композиторы (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков) и художники (И. Шишкин, А. Куинджи).

В 20-е гг.18 в. монастырь становится центром просвещения. В нем начинает работать типография и семинария, которая со временем трансформируется в Духовную академию. По указу Павла I обитель получает статус лавры (1797г.). После установления советской власти начинается борьба с религиозными заведениями. Зимой 1932 г. монастырь упразднили, а монахов арестовали. Постройки были отданы для нужд государственных учреждений. Возрождение Лавры началось в конце 20 века. Здания переданы в собственность епархии, утвержден монастырский устав, заработали ремесленные мастерские, в храмах проведена реконструкция и возобновлены богослужения.

Швейная мастерская

Швейная мастерская работает в Александро-Невской Лавре с 2006 года. Она расположена на втором этаже Феодоровского корпуса Лавры в специально оборудованном помещении.

Основная задача мастерской — обновление ризницы монастыря, то есть пошив всех служебных облачений для священства и праздничного украшения храмов обители. За 15 лет трудами швейной мастерской были пошиты все служебные облачения для Лавры и выполнено множество заказов для храмов Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.

В мастерской разработан собственный стиль изготовления облачений, начиная с подбора прикладных материалов, дизайна пуговиц, разработки дизайна тканей и вышивки. Основными источниками информации стали запасники музеев и методические указания из журналов по шитью дореволюционной эпохи. Многое воссоздано, исходя из возможностей современных материалов и технологий.

Вышивка на изделиях мастерской — как машинная, так и ручная. На иконных изображениях большой площади лики и открытые части тела вышиваются вручную мастерицами на дому, а одежда и остальные детали икон — на машине. Разработкой вышивки занимается заместитель руководителя мастерской Илона Викторовна Сабель.

Ещё в мастерской создают эскизы уникальных тканей. В дизайн включена лаврская символика: ангел, держащий щит с перекрещенными символами архиерейской и игуменской власти — жезлом и посохом, — а над ними два херувима, несущие корону. Над некоторыми эскизами, которые используют в мастерской, работали студенты Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.

Мастерская выполняет также проекты, не связанные с церковными облачениями. В 2015 году для Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи здесь изготовили копии знамён Нахимовского и Суворовского училищ. Оригинальные знамёна сильно обветшали, поэтому возникла необходимость заменить их копиями.

Руководитель мастерской: Андрей Николаевич Коваленко, художник-дизайнер, выпускник института текстильной и легкой промышленности и Королевской академии художеств Антверпена по специальности «дизайн одежды».

Редакция портала «Культура Петербурга» благодарит Анастасию Мясоедову, сотрудника пресс-центра Александро-Невской Лавры, за неоценимую поддержку и активное участие в подготовке материала.

Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector