Театр диониса в афинах: история, описание и интересные факты

История строительства

Несколько столетий назад, в эпоху расцвета античного государства, Акрополь был центром культуры и духовности Афин. Именно в нем проходили все памятные торжества и важные мероприятия, включая парады, театральные представления и торжественные шествия в честь различных богов. В IV в. до н.э. правитель Афин Писистрат испытывал особое почтение к Дионису – богу виноделия, веселья и шумных гуляний.

По инициативе венценосной особы с юга от Акрополя было возведено Святилище Диониса с его статуей внутри. Несколько позднее на этом месте построили более величественный храм. Новая статуя Диониса также находилась в центральном помещении, но теперь она имела больший размер и была изготовлена из слоновой кости с золотой отделкой.

Так как в честь бога виноделия часто устраивались танцы и различные представления, то рядом с храмом установили небольшую танцевальную площадку. С нее и началось строительство древнейшего театра. В изначальном облике театра Диониса преобладали деревянные детали. На его сцене оживали произведения древних творцов, таких как Еврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан. Со временем деревянные элементы конструкции стали изнашиваться и их заменили более крепкими – каменными.

Театр пользовался большой популярностью у греков, любивших всевозможные представления и спектакли. Уже через несколько лет подобные действа перестали быть неотделимым элементом религиозной церемонии, а начали развиваться самостоятельно. Теперь театральные выступления подчинялись собственным правилам и превратились в обособленное направление искусства.

Театр Перикла [ править ]

Апулийский волют-кратер, близкий к Сизифову живописцу , ок. 400 г. до н.э. Возможно , связанные с утраченной пьесы Еврипида Андромеды , и наводит на мысль о своего рода реквизита , которые могли бы использоваться.

Существенные изменения в театре в конце пятого века до нашей эры условно называют Перикловым, поскольку они совпадают с завершением непосредственно прилегающего Одеона Перикла и более широкой программы строительства Перикла. Однако нет убедительных доказательств того, что реконструкция театра принадлежала к той же группе, что и другие работы, или при жизни Перикла. Новый план театра состоял из небольшого смещения площадки для представления к северу, расширения зала, добавления подпорных стен на запад, восток и север, длинного зала к югу от скены и примыкающего к Старому Храму и Новый Храм, в котором, как утверждается, была хризелефантовая скульптура Диониса работы Алкамена.. Сиденья на этом этапе, вероятно, все еще имели форму икрии, но может быть так, что были установлены некоторые каменные сиденья. Выписанные блоки, смещенные, но сохранившиеся в подпорных стенах, с эпиграфией V века до н.э. на них могут указывать на выделенные или пронумерованные каменные сиденья. Использование брекчии в основании западной стены и длинного зала указывает на конец пятого века до нашей эры и, вероятно, на последнюю половину века, когда ее использование стало обычным явлением. Кроме того, последняя зарегистрированная статуя Алкамена датируется 404 годом до нашей эры, что опять же относится к концу 400-х годов. Пикард-Кембриджутверждает, что реконструкция проводилась постепенно, за последнюю половину века до периода Клеофонта .

Судя по материалам пьес, в этот наиболее важный период греческой драмы можно использовать более обширный корпус. Софокл , Аристофан и Еврипид исполнялись в Театре Диониса. Из них мы можем сделать вывод, что стандартные наборы, возможно, использовались для удовлетворения требований пьес, так что реконструкция Перикла включала в себя отверстия для столбов, встроенные в стену террасы, чтобы обеспечить гнезда для подвижных декораций. Сам скен , вероятно, не изменился по сравнению с ранней фазой театра, с деревянной структурой не более двух этажей и крышей. Также возможно, что сценическое здание имело три двери, две из которых были в выступающих боковых крыльях илипараскения . Mechane или geranos использовались для введения божественных существ или полетов по воздуху, как в Медее или птицах Аристофана .

Одним из пунктов разногласий было существование протирона или колонного портика на скене, который представляет внутренние пространства храмов или дворцов. Это предположение частично подтверждается текстами, но также и картинами ваз, которые, как полагают, являются изображениями пьес. И Aeschylus Choēphóroi 966, и Wasps 800-4» Аристофана относятся непосредственно к протирону , в то время как пародосовое пение в Ion» Еврипида косвенно относится к одному. траурный Ниобей лутрофор в Неаполе и Бостон спирального Кратер, например, оба изображают протирон . Пикард-Кембридж задается вопросом, было ли это постоянным сооружением, поскольку внутренние сцены в трагедиях случались редко. Свидетельства об использовании эккиклемы в этот периодв пьесахнеоднозначны; отрывки, такие как Ахарнийцы 407 и далее или Ипполит 170-1, предлагают, но не требуют устройства. Аргумент в пользу его использования во многом зависит от ссылки на ekkyklema в более поздних лексографах и схоластах.

Святилище и первый театр

Карта театра в том виде, каким он был в конце IV века до нашей эры. Из В. Дёрпфельда, Э. Райша, Das griechische Theater , Афины, 1896 г.

Культ Диониса был введен в Аттику в архаический период с самого раннего изображения Бога, датируемого ок. 580 г. до н. Э. Город Дионисия (или Большая Дионисия) началась где- то в Peisistratid эпохе. и был реорганизован во время клейсфенических реформ 520-х гг. до н. э. Первые драматические представления, вероятно, имели место в Агоре, где, как записано, обрушились деревянные трибуны, установленные для пьес ( икрия ). Эта катастрофа, возможно, побудила убрать драматическую постановку в Святилище Диониса на Акрополе, что произошло ко времени 70-й Олимпиады в 499/496 году до нашей эры. На теменосе самые ранние структуры были Пожилым храм, который размещался xoanon Диониса, подпорной стенки на север и немного дальше вверх по склону круговую террасу , которая была бы первым оркестром театра. Раскопки Вильгельма Дёрпфельда идентифицировали фундамент этой террасы как часть многоугольной кладки , что указывает на архаическую дату. Вероятно , в центре оркестра был алтарь или тимел . В то время не существовало официально построенных каменных сидений, только икрия и природный амфитеатр холма служили театром .

Помимо археологических свидетельств, есть литературные свидетельства современных пьес, из которых можно сделать ключ к разгадке конструкции и сценографии театра . Для этого самого раннего этапа развития театра есть работы Эсхила , который процветал в 480–460-х годах. Драматическое действие пьес действительно указывает на наличие скена или фонового пейзажа некоторого описания, наиболее убедительным свидетельством которого является Орестея, которая требует нескольких входов и выходов через дверь дворца. Было ли это временным или постоянным деревянным строением или просто палаткой, остается неясным, поскольку до периода Перикла нет никаких физических доказательств существования скенского здания. Однако гипотеза скена не противоречит известной археологии стоянки. Орестея также относится к крыше , из которого сторож смотрит, шаг во дворец и алтарь. Иногда утверждают, что ekkyklema , тележка на колесах, использовалась для обнаружения тел Клитемнестрой в строке 1372 в Агамемноне среди других отрывков. Если так, то это была новинка сценического искусства Эсхила. Однако Оливер Таплин сомневается в кажущемся непоследовательности использования устройства для драматических отрывков, требуемых для него, и сомневается, существовал ли этот механизм при жизни Эсхила.

Происхождение

Панорамный вид на античный театр в Эпидавре .

Древние греки ценили силу устного слова, и это был их основной метод общения и рассказывания историй. Бан и Бан пишут: «Для греков устное слово было живым и бесконечно предпочтительным по сравнению с мертвыми символами письменного языка». Сам Сократ считал, что как только что-то записано, оно теряет способность к изменению и росту. По этим причинам, среди многих других, в Греции процветало устное рассказывание историй.

Греческая трагедия в том виде, в каком мы ее знаем, была создана в Афинах примерно в 532 году до нашей эры, когда Феспис был самым ранним из известных актеров. Будучи победителем первого театрального конкурса, проведенного в Афинах, он был экзархоном или лидером дифирамбов, исполняемых в Аттике и ее окрестностях, особенно в сельской Дионисии . Ко времени Фесписа дифирамб ушел далеко от своих культовых корней. Под влиянием героического эпоса, дорической хоровой лирики и нововведений поэта Ариона он стал повествовательным, балладоподобным жанром

Из-за этого Фесписа часто называют «отцом трагедии»; однако его важность оспаривается, и Феспис иногда упоминается как 16-е место в хронологическом порядке греческих трагиков; государственному деятелю Солону , например, приписывают создание стихов, в которых персонажи говорят собственным голосом, а устное исполнение гомеровских эпосов рапсодом было популярно на фестивалях до 534 г. до н

э. Таким образом, истинный вклад Тесписа в драму в лучшем случае неясен, но его имя было продлено на английском языке как общий термин для исполнителя, то есть «актер».

Драматические представления были важны для афинян — об этом свидетельствует создание конкурса и фестиваля трагедий в Городе Дионисии. Возможно, это было организовано для того, чтобы укрепить лояльность среди племен Аттики (недавно созданной Клисфеном ). Фестиваль был создан примерно в 508 году до нашей эры. Хотя не существует драматических текстов шестого века до нашей эры, мы знаем имена трех конкурентов, помимо Фесписа: Херила, Пратина и Фриниха . Каждому из них приписывают различные инновации в этой области.

Некоторые сведения о Фринихе. Он выиграл свое первое соревнование между 511 г. и 508 г. до н.э. Он создавал трагедии на темы и сюжеты, которые позже использовались в золотой век, такие как Данаиды , Финикийские женщины и Алкестида . Он был первым известным нам поэтом, использовавшим историческую тему — его « Падение Милета» , написанное в 493–494 годах, повествовало о судьбе города Милета после его завоевания персами. Геродот сообщает, что «афиняне выразили свою глубокую скорбь по поводу взятия Милета разными способами, но особенно в этом: когда Фриних написал пьесу под названием« Падение Милета »и поставил ее, весь театр заплакал; они оштрафовали. Фриниху тысячу драхм за то, что он напомнил о бедствии, которое затронуло их лично и навсегда запретило исполнение этой пьесы ». Также считается, что он первым использовал женские персонажи (но не исполнительницы женского пола).

До эллинистического периода все трагедии были уникальными пьесами, написанными в честь Диониса и сыгранными только один раз, так что сегодня у нас есть прежде всего пьесы, которые все еще достаточно хорошо помнят, чтобы их можно было повторить, когда повторение старых трагедий стало модным (случайности выживание, а также субъективные вкусы эллинистических библиотекарей в более поздней истории Греции также сыграли роль в том, что уцелело от этого периода).

Место народных собраний

Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.

Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.

Актеры

Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис — бог театра, то выходившие на сцену — его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.

Также от исполнителей ролей требовалось владение искусством жеста. Как правило, актеры выступали в масках и громоздких нарядах. Нося такой костюм, человек должен был уметь наглядно выражать эмоции. В афинском театре при смене настроения пьесы актер быстро менял маску. Часто это делалось прямо по ходу спектакля. Актер мог стремительно отвернуться от зрителей или упасть на колени. Наконец, исполнители ролей должны были уметь танцевать и обладать выносливостью. Некоторые представления могли растянуться на 8-10 часов. Все это время актер не имел права показывать свою слабость и утомленность. Подобную нагрузку мог выдержать далеко не каждый мужчина. Нередко актерами театра Диониса становились известные атлеты и участники Олимпийских игр.

Архитектура

Маркированный рисунок старинного театра. Условия в греческий язык и Латинские буквы.

Художественная визуализация Театра Диониса

Древнегреческий театр в Делос

Большинство древнегреческих городов располагались на холмах или рядом с ними, поэтому места для сидения обычно встраивали на склоне холма, создавая естественную смотровую площадку, известную как театр (буквально «место встречи»). В городах без подходящих холмов насыпали насыпи земли. У подножия холма было плоское, обычно круглое пространство для выступлений со средним диаметром 78 футов.[нужна цитата], известный как оркестр (буквально «танцевальное место»), где хор обычно от 12 до 15 человек исполнял пьесы в стихах под музыку. Часто были высокие арочные входы, называемые пародой или же Eisodoi, через который актеры и участники хора входили и выходили из оркестра. В некоторых театрах позади оркестра находился фон или живописная стена, известная как скене. Термин «театр» со временем стал обозначать всю область театра, оркестра и скена.

Древний театр Delphi.

Театрон

Театрон был зоной отдыха, встроенной в холм, чтобы создать естественное пространство для просмотра. Первые сиденья в греческих театрах (кроме сидения на земле) были деревянными, но примерно в 499 г. до н.э. практика инкрустации каменных блоков в сторону холма для создания постоянных, устойчивых сидений стала более распространенной. Они назывались «проэдриями» и предназначались для священников и некоторых наиболее уважаемых граждан.

Скене

После 465 г. до н.э. драматурги начали использовать задник или живописную стену, называемую skênê (откуда и слово «место действия»деривс»), которая висела или стояла позади оркестра, а также служила местом, где актеры могли менять свои костюмы. После 425 г. до н.э. каменная стена для сцен, называемая параскения, стал обычным дополнением к skênê. В параскения представляла собой длинную стену с выступающими сторонами, в которой могли быть дверные проемы для входов и выходов. Сразу за параскения был проскенион («перед сценой»), что похоже на современные авансцена. Верхний этаж назывался Episkenion. В некоторых театрах также было место для выступлений в оркестре, называемое Logeion. К концу V века до нашей эры, примерно во время Пелопоннесской войны, skênê был двухэтажным.

Смерть персонажа всегда звучала за skênê, поскольку показ убийства на глазах у публики считался неуместным.[нужна цитата] И наоборот, есть научные аргументы в пользу того, что смерть в греческой трагедии изображалась за сценой в первую очередь из-за драматических соображений, а не из ханжества или чувствительности публики.

Храм поблизости, особенно в правой части сцены, почти всегда является частью греческого театрального комплекса. Это могло оправдать, как перестановку, повторение фронтон с более поздней каменной сценой.

Оркестр

Оркестр представлял собой круглый кусок земли в нижней части театра, где хор и актеры выступили. Первоначально греческий театр не был приподнят, но позже для удобства просмотра был оборудован приподнятой сценой. Такая практика стала обычным явлением после появления «Новой комедии», в которой драматически изображались отдельные персонажи. В корифей был главным участником хора, который мог войти в историю как персонаж, способный взаимодействовать с персонажами пьесы. Спектакли часто начинались утром и продолжались до вечера.

Акустика

Театры были построены в больших масштабах, чтобы разместить на сцене и в зале большое количество людей — до четырнадцати тысяч.[который?]. Физико-математические науки сыграли значительную роль в строительстве этих театров, поскольку их проектировщики должны были уметь создавать акустика в них так, чтобы голоса актеров были слышны по всему театру, включая самый верхний ряд сидений. Понимание греков акустики очень выгодно отличается от современного состояния дел.[].

Сценические элементы

В греческом театре обычно использовались несколько сценических элементов:

  • механ, а кран производил впечатление летящего актера (таким образом, Deus Ex Machina)
  • Ekkyklêma, колесная платформа, часто используемая для демонстрации мертвых персонажей аудитории.
  • Pinakes, фотографии развешаны для создания декораций
  • тироматы, более сложные изображения, встроенные в сцену второго уровня (3 уровень от земли)
  • фаллический реквизит использовался для сатир играет, символизирующий плодородие в честь Дионис.

История театра

Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Общие черты

Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники — Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис – младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.

Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив

Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города

Театр Ликурган [ править ]

Проедрия из театра Ликурган.

Ликург был ведущей фигурой в афинской политике в середине — конце четвертого века до верховенства Македонии и контролировал финансы государства. В своей роли эпистата Театра Диониса он также сыграл важную роль в преобразовании театра в каменное сооружение, которое мы видим сегодня. Возникает вопрос, как далеко поднялся на холм каменный театр этой фазы; либо вплоть до скалы Акрополя ( катаоме ), либо только до перипатоса . Так как Хорагический памятник Фрасиллос 320/319 до н.э. потребовал вырезать поверхность скалы, так что вероятно, что эпитеатронза пределами перипатоса к тому времени достигли бы этой точки. Однако монета периода Адриана грубо предполагает разделение театра на две части, но только на одну диазому или горизонтальный проход, а не на две, если эпитеатрон проходил мимо перипатоса. Зрительный зал был разделен двенадцатью узкими лестницами на тринадцать клиновидных блоков, керкидывнутри двух южных несущих стен проходили две дополнительные лестницы. У каждой ступеньки небольшой уклон, передний край почти на 10 см ниже заднего. Сиденья были 33 см в глубину и 33 см в высоту с выступающей вперед кромкой, всего семьдесят восемь рядов. Два передних ряда, частично сохранившиеся до наших дней, состоят из пятиугольных каменных стульев или тронов; это были проэдрии или почетные места. Первоначально их было шестьдесят семь, уцелевшие носили имя священника или должностного лица, занимавшего его, все надписи датируются периодом более позднего, чем четвертый век, хотя и со следами стирания, и относятся к эллинистическому или римскому периодам. Центральный трон принадлежал жрецу Диониса, который ориентировочно датируется первым веком до нашей эры. По направлению к оркестру есть преграда римской эпохи, затем дренажный канал, современник театра Ликурган.

Скин этого этапа был построена спиной к спине с ранее длинным залом или Стоа брекчией основой которого остается. Очевидно, что новое здание скены состояло из длинной камеры, из которой с обоих концов выходили на север две прямоугольные параскении . Существовал ли также отдельный проскенион в Ликурганском театре, является предметом споров, несмотря на литературные свидетельства того периода, но нет твердого согласия, где и в какой форме он принял. Это эпоха новой комедии Менандра.и поздняя трагедия, из-за которой иногда предполагают, что хор исчез из постановок. Кроме того, предполагается, что сокращение использования оркестра будет означать или допустить повышение сцены, на которой будет происходить все действие.

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector