Стрелка васильевского острова

Университетская набережная

От Биржи отправляемся вдоль Большой Невы по Университетской набережной.

Сразу за скромным зданием южного пакгауза (ныне – Зоологического университета) следует парадное здание музея Антропологии и Этнографии (кунсткамеры), старейшего музея России. В этом же здании находится музей Ломоносова.

Проходим мимо Академии наук (желтое здание с колоннадой, архитектор Джакомо Кваренги). Далее вдоль Университетской набережной идут строения, которые занимает Санкт-Петербургский университет.

Самое старое из них – красно-белое здание Двенадцати коллегий (1744 года постройки) – было построено по проекту Трезини для размещения коллегий (прообраза теперешних министерств). Оно стоит перпендикулярно к набережной вдоль Менделеевской линии. Менделеев в этом здании преподавал, здесь находится его музей, а также Палеонтологический музей и Петропавловская церковь.

Следующее здание – Ректорский флигель.

За ним следует бывший Дворец Петра II (ныне филфак и восточный факультет университета). Во дворце имеется большой внутренний двор с любопытными скульптурами (чтобы пройти через университетскую проходную, надо иметь с собой паспорт).

Манеж Кадетского корпуса, сейчас ресторан Беллини

Дворец Меншикова – все, что осталось от огромной усадьбы. Первое каменное здание Санкт-Петербурга.

Усадьба Меньшикова простиралась от Большой до Малой Невы. Она была построена очень быстро, за 4 года (1710-1714) и включала в себя несколько зданий, хозяйственные постройки, сады. Во дворце был проведен водопровод. Для отделки комнат выписали голландские изразцы и китайский шелк.

Впоследствии в здании располагался Кадетский корпус, а в советское время – Военно-политическое училище. Сейчас это филиал Эрмитажа, его можно посетить. Роскошные интерьеры Меншиковского дворца постарались воссоздать в прежнем виде.

От Дворца Меншикова начинается отсчет линий Васильевского острова: за дворцом проходят Кадетская и Первая линии.

На другой стороне Невы возвышается золоченый купол Исаакиевского собора. Вдоль Английской набережной выстроились дома.

Проходим тенистый сквер Румянцева. В центре сквера стоит обелиск в честь победы наших войск в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Кстати, сам фельдмаршал Румянцев-Задунайский учился в том самом Кадетском корпусе, рядом с которым разбит сквер.

От сквера вглубь острова отходит покрытая брусчаткой улица Репина – одна из самых первых улиц Санкт-Петербурга и самая узкая улица города (шириной 5,5 — 6 м).

В сквере Румянцева стоят памятники художникам Репину и Сурикову, а набережная продолжается еще одним представительным зданием в стиле классицизма, в котором размещена Российская Академия художеств и музей Академии.

Академия художеств, вид с Благовещенского моста

Напротив Академии художеств на набережной находятся два египетских сфинкса.

За Академией раскинулся Академический сад (сад – громко сказано, просто сквер). В его глубине стоит  общежитие Академии, а сбоку — мозаичное отделение.

В дальнем углу сада внимательный путник обнаружит памятник Клодту (который специализировался на скульптурах коней).

Напротив памятника Клодту стоит интересный дом в стиле модерн (2-я линия ВО, дом 9)

Проходим мимо Благовещенского моста. Он был построен в 1850 году и стал первым постоянным мостом через Неву.

Мост упирается в площадь Трезини. На площади стоит памятник Доменико Трезини, автору первоначального плана застройки Санкт-Петербурга. Памятник установлен перед домом Трезини, где итальянский архитектор жил вместе с семьей и где у него была мастерская. Сейчас там роскошный пятизвездочный бутик-отель Trezzini Palace.

Архитектурный ансамбль

Основа ансамбля Стрелки — это здание Биржи и пакгаузы, Биржевой сквер, и, конечно же, Ростральные колонны.

Интересует многих старинный якорь-памятник. Он был установлен в Биржевом сквере в 2003 г. Надпись на нем гласит — «1723 год. Олонец», а значит якорю тоже исполнилось три века, как и самому городу на Неве. Якорь был найден рядом с Галерной гаванью, где ремонтировали и строили галеры.

Здание Биржи

Биржа — центральное здание архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Строение выполнено в стиле классицизма и выглядит как античный храм: гранитный подиум, мраморная колоннада, широкие лестницы. Фронтоны украшены изображениями античных божеств Нептуна и Меркурия. Есть интересная легенда о том, что купцы и биржевики собрали деньги, купили слитки золота и заложили их под фундамент будущего строения. Считалось, что это обеспечит процветание и невероятные финансовые успехи городу и всему государству.

Здание Биржи, Ярослав Глухов

После Октябрьской революции здание Биржи опустело, оно не было востребовано вплоть до окончания Великой Отечественной войны. В 1941 г. Биржу занял Центральный военно-морской музей, который в 2003 г. переехал на площадь Труда. А с 2013 г. и по сей день строение принадлежит Эрмитажу.

Биржевая площадь и сквер

Перед зданием Биржи по проекту Тома де Томона соорудили искусственную насыпь. Чтобы ее укрепить, в дно реки вбили сотни свай. Естественный берег таким образом сместился чуть больше чем на 100 м. Так образовалась полукруглая площадь и гранитная набережная, которую поначалу использовали как парадную пристань.

Здесь спуск к воде украшают огромные каменные шары, создается ощущение простора и легкости всего ансамбля, открывается потрясающая панорама на противоположный берег: Дворцовую набережную, Петропавловскую крепость.

Биржевой сквер, Елена Самусева

Северный и Южный пакгаузы

Пакгауз, по сути, это складское помещение. У здания Биржи и раньше были склады, но наводнение 1824 г. разрушило их, сделав непригодными для хранения товаров. Поэтому с 1826 по 1832 г. велось строительство, результатом которого стали современные Северный и Южный пакгаузы. Идея планировки была взята из проекта архитектора А. Д. Захарова, а руководил строительством уже И. Ф. Лукини. Чтобы реализовать задуманное, потребовалось снести старое здание Академии наук (на месте южного пакгауза) и ряд жилых домов на берегу Малой Невы (на месте северного пакгауза). Одновременно строилось и здание таможни, в котором сейчас находится Литературный музей.

Пакгаузы расположились симметрично по обе стороны от здания Биржи. Их стилистика очень схожа, есть лишь небольшие отличия. Фасады зданий обращены к набережной, украшены портиками с полуколоннами. В Южном пакгаузе в 1829 г. провели Первую русскую промышленную выставку, масштабное мероприятие, в котором приняли участие больше 300 фабрик и заводов. Вскоре пакгаузы отдали в распоряжение Академии наук. Сейчас в южном здании находится Зоологический музей и Кунсткамера, а северное занимает Центральный музей почвоведения.

Северный пакгауз — Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, Ярослав Глухов

Ростральные колонны

Самый узнаваемый памятник Стрелки Васильевского острова — Ростральные колонны высотой 32 м. Свое название они получили благодаря украшениям в виде носовых частей кораблей — рострам. Идею таких декоративных элементов архитектор Тома де Томона позаимствовал у зодчих Римской империи.

Считается, что до 1885 г. Ростральные колонны выполняли роль маяков, ночью или в туманные дни они направляли движение судов по Малой и Большой Неве. Однако историки не согласны с этим, утверждая, что сооружения были скорее символом мощи Государства Российского и его флота. Внутри колонн винтовые лестницы, по которым можно подняться к чашам-факелам. Сегодня факелы газовые, их зажигают только в дни праздников.

Основание колонн украшают статуи работы Самсона Суханова: 2 фигуры у южной колонны и 2 у северной. Даже среди жителей Петербурга довольно распространено ошибочное мнение, что эти скульптуры символизируют четыре великие реки России — Неву, Днепр, Волгу и Волхов. Когда возникла такая городская легенда неизвестно, документальных подтверждений тому нет. Зато есть цитаты из записей архитектора Тома де Томона, в которых он говорит, что скульптуры изображают морских божеств и покровителей коммерции.

Ярослав Глухов

История

Необходимость в строительстве моста в этом месте возникла давно. Добираться из Василеостровского района Санкт-Петербурга или обратно стало весьма проблематично из-за увеличивавшегося потока машин. Те мосты, что были доступны, просто уже не справлялись со своей задачей. К тому же в летний сезон ночью они разводятся, а подземный транспорт в это время суток так же не работает. К тому же обе станции метрополитена были просто перегружены, причем не только в часы пик.

В начале текущего столетия возникла необходимость закрыть на ремонт Тучков мост и станцию метрополитена Василеостровская. Но одновременно сделать это было невозможно. А круглосуточное сообщение с Васильевским островом появилось лишь в 2021 году, когда завершили строительство платной автомагистрали Западный скоростной диаметр. Именно с нее продолжилось строительство съездов на острова, чтобы наладить транспортное сообщение со всеми участками района.

Изначально строительство моста планировалось еще в далеком 2008 году. Был объявлен конкурс, в котором одержал победу Мостостроительный отряд № 19. Однако уже в 2009 году из-за кризиса проект заморозили, а буквально через 2 года договор расторгли. Повторно о необходимости постройки моста в этом месте заговорили уже в 2012 году. Губернатор города Г. С. Полтавченко обозначил новый срок сдачи объекта – 2021 год. Событие приурочили к началу Чемпионату мира по футболу 2021. И лишь в конце 2015 года новый подрядчик ЗАО Пилон начал свою работу.

Однако все шло не так уж гладко. Осенью 2021 года выяснилось, что разрешение на строительство объекта получено не было. Проблема заключалась в том, что для постройки нового моста требовалось снести здание по адресу улица Ремесленная дом 3, дата постройки которого была ранее 1917 года. А такие дома сносить в Санкт-Петербурге запрещено. Но документы оперативно переделали, и вот уже дата основания дом 1920 год. Естественно его снесли. А в декабре того же года проект строительства моста был изменен. Изначально планировалось, что пилоны будут в высоту более 90 метров, но разрешили их поднять максимум на 44 метра, и это при максимально допустимых 33 метрах. Однако, не смотря на все перипетия, мост был построен, хоть и несколько позднее, чем планировалось. Движение по нему официально открыли 13 мая 2021 года.

Наши дни

Хочу вам перечислить те «удивительности» и «интересности», которые вы сможете посетить и просто осмотреть при прогулке в данном районе Петербурга сегодня.

  • Кунсткамера.

    Прочитать об этом «уникальном музее на научных рельсах» можно здесь.

  • Зоологический музей. Думаю, что он непременно порадует ваших детей (Университетская набережная, 3).
  • Литературный музей (Набережная Макарова д. 4).
  • Необычный музей почвоведения (Биржевая пл. д. 6).
  • Кроме того, здесь вы можете увидеть Памятный знак с изображенными на нём зданиями Стрелки, о которых я вам рассказала. Установлен об был в 2003 году напротив Биржи.

Этапы формирования

Чтобы очертания береговой линии стали симметричными, создали искусственный контур стрелки, для этого забили сваи и насыпали грунт, выдвинув берег более чем на 120 м в реку. Образовалась полукруглая площадь с плавным спуском к реке и гранитным ограждением. Для завершения ансамбля соорудили Таможню и два симметричных пакгауза (закрытые складские помещения) – северного и южного в 1826-1832 гг. В 1924 году сильное наводнение повредило разбитый сквер, существующий сейчас был восстановлен архитектором Ильиным в 1926 году. В это же время установили памятники Росси и Кваренги, ограждение сквера заменили тумбами из гранита. К 1936 году территорию заасфальтировали.

Васильевский остров: где лучше селиться

На острове большое количество отелей. Все отели Васильевского острова

Стрелка ВО занята музеями и зданиями университета. Отели на Университетской набережной начинаются от Кадетской линии.

Если хотите отель с прекрасным видом, ищите отель на набережной.

Самый престижный и шикарный отель на острове, один из лучших отелей Санкт-Петербурга — Бутик Отель Дворец Трезини. Это историческое здание на Университетской набережной, с великолепными интерьерами, отличной кухней, прекрасным сервисом, возможностью наблюдать за разведением мостов из номера (если окна выходят на Неву).

Замечательные отзывы у отеля Solo Sokos Hotel Palace Bridge. В этом отеле имеется крытый бассейн, большая СПА-зона, фитнес-центр, гольф-академия. Находится он на набережной Макарова.

Помимо этих пятизвездочных отелей на Васильевском острове есть полтора десятка четырехзвездочных отелей, некоторые из них — по весьма доступным ценам. Невысокая цена и превосходные отзывы, например, у отеля Особняк А.П. Брюллова

Недешевый, но очень стильный четырыхзвездочный отель Courtyard by Marriott стоит на набережной Макарова.

Каждый найдет себе жилье на свой кошелек. На острове много апартаментов, хостелов. Большой популярностью пользуется район около метро Василеостровская. Около метро находится недорогой гостевой дом Demidov и комфортабельный Бутик Отель Мельцер 4*.

Почему линии, а не улицы?

Исторически Васильевский остров задумывался как центр Петербурга, и строили его по европейским образцам. Новая столица России, по задумке Петра Первого, должна была быть похожа на Амстердам и Венецию, поэтому план города чертили не русские зодчие, а иностранные архитекторы.

«Был план разрыть каналы согласно линиям. Их разрыли, но на наших почвах эта идея не прижилась, эти каналы мелели, потом туда просто сбрасывали мусор …» – рассказывает Марина Зубкова.

Также есть версия, что дело было еще в нецелевом использовании выделенных государственных средств. Будто губернатор города граф Александр Данилович Меньшиков присвоил часть денег себе.

Как бы там ни было, каналы засыпали, от них остались лишь напоминания – улицы в исторической части острова называются линиями. Причем одна улица это две линии. Например, 2-ая линия В.О. – это правая сторона улицы (относительно Большой Невы), а 3-я линия В.О – левая.

Все линии пересекают три проспекта, еще одна градостроительная особенность исторической части Васильевского острова. И называются они просто, даже неказисто – Большой, Средний и Малый.

Земля в центре новой столицы стоила дорого, поэтому дома строили вплотную друг к другу, так появились знаменитые дворы-колодцы с узкими проходами. Раньше по ним можно было проехать на велосипеде от Стрелки до порта. Сейчас большинство закрыты, осталось всего несколько. Здесь же находится и самая узкая улица города. Ширина улицы Репина 5 метров 50 сантиметров. Причем изначально на картах города ее не было. Протоптали купцы, которые сокращали путь от рынка к Среднему проспекту

ФОТО автора

Общие сведения

По первоначальному плану Петра именно на Васильевском острове должен был располагаться центр новой столицы (генплан 1716 года, архитекторы Доменико Трезини и Александр Леблон). Но царь не вовремя отлучился, а Меншиков, назначенный губернатором нового города, решил, что проще будет делать центр около Адмиралтейства. Когда царь вернулся, перестраивать уже было поздно. Петр вылил свой гнев на виновных, да и махнул рукой.

Большая часть острова расчерчена улицами на ровные квадратики. С запада на восток тянутся три проспекта (Большой, Средний и Малый), с севера на юг – линии. По первоначальному плану на месте линий намеревались прорыть каналы, как в Амстердаме, но до каналов дело не дошло.

На острове есть две станции метро: «Василеостровская» и «Спортивная» (южный павильон), обе – в восточной части острова. В западной части планируется построить еще две станции: «Гавань» и «Морской фасад».

Самые зрелищные, картинные места острова – стрелка и отходящие от нее набережные: Университетская, Лейтенанта Шмидта, Макарова. Самое бойкое место внутри острова – около метро «Василеостровская». Самое популярное среди верующих – на Смоленском кладбище, возле часовни Святой Блаженной Ксении Петербуржской.

Добрые традиции

Хочу вам поведать об интересных традициях, которые сложились вокруг этого замечательного места:

  • Сюда непременно приезжают молодожены. Кроме желания сделать фото на фоне потрясающей панорамы города, у них есть ещё одна причина здесь побывать. Согласно доброй городской примете невесте с женихом необходимо для крепкой семейной жизни и радостной судьбы разбить бутылку шампанского или бокалы об один из каменных шаров.

    Пошло данное поверье, видимо, от морских традиций – ведь перед спуском на воду судна о его борт также разбивают бутылку с этим веселым шипучим напитком. Что же, семья – тот же корабль…

  • Я уже как-то писала про интересую примету заключать замки на цепи у Поцелуевого моста для того, чтобы влюблённым не расставаться всю жизнь. Нечто подобное парочки теперь проделывают и здесь. Замки они прикрепляют к цепям у Ростральных колонн.
  • Ежегодный летний праздник «Алые паруса» также стал потрясающей визиткой Санкт-Петербурга и Стрелки Васильевского острова.
  • Традиционно здесь проходят гулянья и поют хоры на ступенях здания Биржи в день Военно-Морского флота и в другие большие праздники, отмечаемые в нашем городе (в его день рождения, в День Победы). В это время на Ростральных колоннах вновь вспыхивают семиметровые факелы.
  • Также, на мой взгляд, очень интересными да и полезными мероприятиями являются проводимые здесь во время белых ночей, а иногда и на протяжении всего лета танцевальные вечеринки прямо под открытым небом. Всё спонтанно, бесплатно, весело. Примкнуть может кто угодно, главное, было бы желание подвигаться под зажигательные кубинские ритмы. Танцуют здесь популярные в наше время латиноамериканские танцы: сальсу, меренги и т. п.. Думаю, что это куда лучше, чем просиживать дома перед монитором.
  • На стене, ограничивающей набережную Стрелки, можно увидеть морды каменных львов с кольцами в пастях. Они использовались для швартовки. Сегодня, если подержаться за это кольцо и чмокнуть льва в нос, то, говорят, что может исполниться загаданное желание.
  • Кстати, на том самом Памятном знаке, о котором я рассказала выше, гости города начали оставлять монетки, чтобы непременно сюда вернуться. Теперь это – очередная питерская примета.

Формирование современного облика Стрелки

Время шло, и Стрелка Васильевского острова требовала создания нового облика.

Здание Биржи

В 1801 году поручение разработать проект новой Биржи получил талантливый французский архитектор Жан Батист Т. Де Томон.

Создавая проект Биржи, архитектор использовал прием «каприччио» — перенос классических объектов в новую среду и придание им современного вида гармоничного с местным ландшафтом.

Подготовительные работы начались весной 1804 года, а торжественная церемония закладки первого камня в основание состоялась 23 июня 1805 года в присутствии императора Александра I.

В итоге, его здание выглядит, как античный храм, окруженный дорической колоннадой (так называемый периптер). С фронтальных фасадов к входу в здание ведут широкие лестницы, а с боковых сторон — пандусы для въезда конных экипажей. Высокие аттики над западным и восточным входами украшены великолепными скульптурами Нептуна и Меркурия. Учитывая особенности петербургского климата, архитектор поставил Биржу на высокий подиум — стилобат.

На завершение строительства наложили отпечаток Отечественная война 1812 года и некоторые недоработки, выявленные в процессе возведения постройки. В результате, Биржа была передана купечеству лишь в 1816 году.

Архитектурная композиция Стрелки

Хотя Биржа получилась великолепной, но, архитектору долго не давалось решение общего вида всей архитектурной композиции Стрелки. И тут, решающую роль сыграла, разумеется… женщина.

Не допив свой кофе, Жан бросился на строительную площадку. По его указанию была сделана искусственная овальная насыпь в оконечности мыса и суша оказалась выдвинутой в невские воды на 123 метра. Было вбито в прибрежную отмель несметное количество свай и отсыпано безбрежное количество грунта.

В результате перед зданием Биржи появилось широкое открытое пространство, придающее объему строения невероятную выразительность. Овальный выступ использовался, как парадная пристань торгового порта. Пологие спуски были оформлены гранитными шарами, а стены набережных — львиными масками.

В результате предпринятых действий архитектор добился впечатляющего зрительного эффекта, созданного на контрасте величественного силуэта здания Биржи и широкой линии каменных набережных. А затем он сделал «контрольный выстрел» — дал указание установить визуальные акценты очертаний овального выступа. Ими стали знаменитые Ростральные колонны.

Ростральные колонны

Еще со времен Древнего Рима было принято воздвигать колонны в честь побед флота и, как символ могущества морской державы. На Стрелке они выполняют аналогичную функцию.

Выстроенные к 1810 году, сооружения являются знаковыми элементами всей композиции архитектурного ансамбля. Металлические ростры — символические изображения носовых таранов античных кораблей демонстрируют морские победы России. Основания колонн оформлены скульптурами античных божеств — покровителей морской стихии.

Ростральные колонны во время функционирования морского порта выполняли роль маяков. Но сейчас, огонь на их светильниках-треножниках зажигается лишь в праздничные дни.

Архитектурный ансамбль Стрелки

Интересно отметить, что одновременно с созданием проекта Биржи Де Томоном, выдающийся русский архитектор А. Захаров в 1804-05 годах создал комплексный проект всей Стрелки Васильевского острова. Этот проект и послужил основой последующей застройки.

В соответствии с ним в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини созданы здания двух пакгаузов с юга и севера площади. В это же время завершилось строительство здания таможни, увенчанного шпилем, перекликающимся со шпилем Кунсткамеры. Этими постройками завершилось создание современного облика Стрелки.

Архитектурный ансамбль всего комплекса настолько совершенен, что даже постройка в 1904 году корпусов Повивально-гинекологического института на месте Коллежской площади не испортила его. В 1925 году на овальной оконечности Стрелки был разбит сквер в регулярном стиле, что добавило дополнительной выразительности всему ансамблю.

Стрелка Васильевского острова сегодня

Стрелка Васильевского острова на карте – один из самых частых запросов в сети, касающийся Санкт-Петербурга. Это и понятно, она — излюбленное место молодоженов и искателей счастья. Здесь устраиваются праздники, концерты и народные гуляния.

Невероятная энергетика этого места пробуждают в людях самые светлые стремления души, а красота пейзажей и открывающихся видов – завораживает.

Да, это чудо, и оно находится в восточной части Васильевского острова в пешей доступности от станций метро «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Проспекты Васильевского острова

Самая представительная, широкая, зеленая улица Васильевского острова – Большой проспект.

Самая оживленная транспортная артерия – Средний проспект. Малый проспект на их фоне кажется тихим и чуть провинциальным.

Гулять приятней всего по Большому проспекту. Здесь прекрасное озеленение. Много красивых домов.

Два нетривиальных музея – Музей специй (во время экскурсии можно пробовать специи, а потом приобрести) и Музей пожарной части

Музей пожарной части

На пересечении Большого проспекта с 6 линией стоит красивая церковь — собор Святого Апостола Андрея Первозванного

Если от Андреевского собора пойти по 7 линии в южном направлении, то через два дома (в доме № 16-18) вы увидите старейшую аптеку Санкт-Петербурга, аптеку доктора Пеля. Во дворе дома находится башня Грифонов.

В северном направлении от Андреевского собора в сторону Среднего проспекта между 6 и 7 линиями тянется симпатичный бульвар, засаженный молодыми лиственницами. Бульвар приводит к станции метро Василеостровская.

Метро стоит на Среднем проспекте. Этот проспект тоже достаточно широкий, с оживленным движением, с паутиной трамвайных линий.

Как и на Большом проспекте, здесь попадаются замечательные образцы архитектуры.

На Среднем проспекте тоже есть интересные музеи: музей гимназии Карла Мая, Геологоразведочный музей (огромная коллекция окаменелостей, минералов, работает только в будни, бесплатный). Напротив Геологоразведочного музея на месте бывшего трамвайного депо устроен Музей городского электрического транспорта, где можно посмотреть образцы трамваев, троллейбусов, поездов разных времен, а потом прокатиться на ретро-трамвае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector