Открытие морского пути в индию

Интересные факты о португальском путешественнике

Вместе с Васко да Гама в первое плавание в качестве капитана корабля отправился и его старший брат, Паулу де Гама.

Привязанность к кровному родственнику, смертельно заболевшему на обратном пути в Португалию, и желание уважить его просьбу умереть на родной земле, вынудили Васко изменить маршрут и прежде Лиссабона отправиться на Азорские острова.

За исключением этого эпизода, Васко да Гама в течение экспедиции проявлял себя как жестокий, равнодушный человек.

В частности, карательный поход на Калькутту во время второго плавания в Индию погрузил в ужас все прибрежные селения: суда обычных туземцев были потоплены, арабские торговые корабли взяты на абордаж, все члены команды перерезаны, индийский флот был сожжен, а город разрушен практически до основания.

Несмотря на жестокость, этот человек ценился королем Португалии за его безукоризненную честность, смелость и железную волю. В пользу последней свидетельствует эпизод, когда Васко да Гама выкинул за борт квадранты, чтобы подавить бунт на корабле и пресечь неповиновение команды, желавшей повернуть назад.

Вторая индийская экспедиция

В 1502 г., по распоряжению короля Мануэла, в Индию была направлена новая эскадра во главе с удачливым мореплавателем.

Из содержания краткой биографии Васко да Гама ясно, что путешествие началось 10 февраля. Во время второй индийской экспедиции мореплавателю удалось основать форты в Мозамбике и Софале. Эрабский эмир Килва был покорен португальцами и был обязан выплачивать этой стране дань.

Осенью 1503 г. Васко да Гама возвратился в Португалию с богатой добычей. Серьезного назначения от короля не последовало. Только в 1519 году честолюбивый моряк получил графский титул и земельные угодья.

Васко да Гама: интересные и кровавые факты

Если кому-то покажется, что открытие морского пути в Индию было легким приключением, то этот человек просто ничего не знает о нравах и законах того времени. Чтобы добиться влияния на индийских берегах Васко да Гама совершал жестокие и импульсивные поступки. Участвовал в морских боях, грабил и убивал.

Истории известны о Васко да Гама следующие сведения:

  • Мореплаватель был бастардом. Он родился от порицаемой обществом связи, но знатный отец мальчика все же забрал его к себе, чтобы растить сына в роскоши. С детства Васко знал, что не вправе рассчитывать на отцовское наследство, поэтому всеми силами стремился заслужить титул самостоятельно;
  • При первом захвате пиратского корабля Васко изощренно пытал команду. Поползли слухи о его садистских наклонностях;
  • Подвиги да Гама предсказал астролог Авраам Бен Закуто, который был учителем Васко;
  • Первая армада да Гама состояла всего из 4-х кораблей;
  • Когда команда в плавании заболела цингой и взбунтовалась, Васко да Гама приказал заковать бунтовщиков в цепи;
  • За первую экспедицию мореплаватель получил от короля 1000 круазад и звание адмирала;
  • Во втором плавании Васко да Гама захватил индийское судно, закрыл пленных в трюме и поджег. Пощады не получили даже женщины и дети;
  • В команде Васко всегда присутствовали преступники, которых он часто отправлял в разведку;
  • Во время колонизации Индии Васко да Гама совершил немало зверств, от которых нормальный человек не перестал бы содрогаться.

Известно, что Васко в пути всегда использовал астролябию и секстант. Рисовал карты при помощи меридианов и параллелей. Менял у туземцев ткани на украшения из слоновой кости. Придумал морскую полицию.

Сегодня вокруг неоднозначной личности Васко да Гамы ведутся многочисленные споры. Несмотря на это, его именем назван город на Гоа. Он считается героем Португалии. В его честь назван самый длинный европейский мост. Его портреты изображены на португальских банкнотах и монетах.

Бразильский футбольный клуб также назван в честь да Гамы. На луне есть кратер имени Васко да Гамы. Еще на свете существует одноименная с мореплавателем награда, которую вручают за выдающиеся достижения в области географии.

В целом, жизнь, путешествия и личность выдающегося мореплавателя вызывают много вопросов. В его биографии присутствует множество пробелов, а его деяния многим кажутся слишком жестокими. Но достижения Васко неоспоримы и признаны во всем мире. Хотя даже для того времени, когда жил мореплаватель, некоторые его поступки заставляли людей дрожать от ужаса, если они о них слышали.

Между первым и вторым плаванием в Индию (1499 — 1502)

Портрет Васко да Гама кисти Грегорио Лопеша, ок. 1524 года Король по возвращении присвоил Васко да Гаме титул «дон», как представителю знати, и пенсию в 1000 крузаду. Однако тот добивался, чтобы его сделали сеньором города Синиша. Так как дело затянулось, король задобрил честолюбивого путешественника увеличением пенсии, а в 1502 году, перед вторым плаванием, присвоил титул — «Адмирала Индийского океана» — со всеми почестями и привилегиями. Патронаж над городом Синиш осуществлял Орден Сантьяго. Орден возражал, несмотря на волю короля, против того, чтобы Васко да Гама стал сеньором Синиша. Ситуация была обидной для Васко да Гама, который был рыцарем этого ордена. В 1507 году, окончательно поссорившись с Орденом Сантьяго по поводу Синиша, Васко да Гама вступил в ряды его конкурента — Ордена Христа.

Вскоре после возвращения из плавания в Индию Васко да Гама женился на Катарине ди Атаиди, дочери алкайда Алвора. Жена да Гама принадлежала к известной семье Алмейда, Франсишку ди Алмейда приходился ей двоюродным братом.

Открытие Америки

Американский континент пережил высадку первых европейцев в конце X столетия: скандинавы во главе с Лейфом Эрикссоном открыли Винланд, Хеллуланд, Маркланд — территорию полуострова Лабрадор. Моряки из Бристоля уже в XV веке достигали побережья Северной Америки, однако эти экспедиции не привели к установлению контактов между Новым и Старым светом.

Испанская корона загорелась идеей отправить экспедицию к новым, неизведанным землям. Чтобы найти другой путь в Азию, была собрана команда во главе с Христофором Колумбом. Его экспедиция проходила с 3 августа 1492 года по 15 марта 1493 года. Путешественникам открылись Багамские острова, Куба и Гаити. Монархии Испании и Португалии заключили Тордесильясский договор 7 июня 1493 года и окончательно разделили сферы влияния в Вест-Индии. Второе плавание Колумба, продолжавшееся с 25 сентября 1493 года по 11 июня 1496 года, принесло открытие Ямайки, Пуэрто-Рико, Виргинских и Наветренных островов.

В 1497 году уже англичане дошли до Ньюфаундленда.

Христофор Колумб продолжил свои экспедиции к побережью Центральной Америки, и два его последних путешествия привели к открытию Тринидада и высадке в Южной Америке. В 1501—1504 годах путешественник Америго Веспуччи под португальским флагом дошёл до мыса Кананеа у берегов современной Бразилии. Он и предположил, что Христофор Колумб открыл новый материк. Подтверждением тому стали результаты первого кругосветного плавания Фернана Магеллана с 20 сентября 1519 года по 6 сентября 1522 года.

Испанцы в 1508 году взялись за завоевание островов Карибского бассейна, а также начали активную колонизацию побережья Центральной и Южной Америки. К 1530 году в руках у испанцев была Флорида, Калифорния, Коста-Рика, полуостров Юкатан, Гондурас. Конкистадоры несли местному населению новую веру и свои законы с помощью грозной силы оружия. Племена майя и ацтеков были покорены.

Следом за испанцами в первой половине XVI столетия на американский континент стали захаживать французские и английские компании. К 1605 году в Карибском море утвердилась Вест-Индская компания британцев. В 1630-х туда же стали проникать французы. Собственно, северную часть материка с успехом осваивали путешественники из Англии и Франции. Но во второй половине XVI века французская корона занята решением религиозных конфликтов внутри страны, и освоение Северной Америки отходит на второй план: Англия берёт пальму первенства в этом вопросе. В 1583 году появляется форт Сент-Джон на Ньюфаундленде, колонизаторы приступают к освоению территории Вирджинии. Французы лишь в начале следующего столетия крепко оседают в Канаде и в 1608 году основывают крепость Квебек.

В XV-XVII столетиях европейцы осваивают почти все части света: этот процесс сильно изменил историю человечества в целом. Можно сказать, что эпоха Великих географических открытий предвосхитила эру глобализации.

Происхождение путешественника

О матери Васко известно немного. Звали женщину Изабель Содре, она происходила от древнего английского рода. Одним из предков матери был Фредерик Садли, сопровождавший однажды герцога Эдмунда Лэнгли. Отцом будущего мореплавателя был Эштеван да Гама, главный судья города. В то время он командовал крепостью, которая находилась на юго-западе Португалии.

Кроме Васко, в семье было ещё пятеро сыновей и дочь. Некоторые исследования подтверждают, что Васко и его брат Паулу были рождены вне брака. Из-за этого их позднее постригли в монахи. Предки морехода были дворянами по происхождению, один из них, Алвару Анниш, служил королю Афонсу III. Он был возведён в рыцари после одного из сражений. Эштеван также увлекался путешествиями, именно ему первоначально поручили экспедицию.

Согласно исследованиям некоторых учёных, Васко получал образование в Эворе

Особенное внимание он уделял изучению навигации, астрономии и математики. Поскольку практически все рыцари того времени были морскими офицерами, в юные годы да Гама отправился на флот, где он научился управлять судном

Люди считали его бесстрашным мореходцем, уверенным в себе и своих действиях.

В 1480 году мореплаватель стал членом Ордена Сантьяго. Через 12 лет после этого он был одним из главных командующих во время сражения с французскими корсарами. Король Мануэль I был восхищён храбростью и сообразительностью юноши, поэтому без лишних колебаний поручил ему экспедицию в Индию для поиска нового морского пути. Для путешествия было подготовлено лучшее навигационное оборудование.

Васко да Гама индия. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию

рассказа, где говорится о том, к то и почему в Испании и Португалии был заинтересован в открытии новых земель в XV веке и об у спехах португальских мореплавателей до знаменитого плавания Васко да Гамы.

Она началась в 1495 г. Васко да Гама (на гравюре) разрабатывал теоретическую часть, изучая карты и навигацию, тогда как Бартоломеу Диаш руководил строительством кораблей с учетом всех достижений тех времен. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек. Водоизмещение было увеличено до 100-120 тонн для больших запасов пищи и пресной воды, а также всего необходимого из расчета на трехгодичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по ходу, а за запасами воды через многомесячные промежутки причаливать к портам. Дневной паек моряка, впервые отправившегося в Индию:

  • 0,5 фунта сухарей (227 г);
  • 1 фунт солонины (450 г, солонина — продукт, полученный путём длительной выдержки мяса в поваренной соли для длительного его хранения при положительных температурах);
  • 0.5 фунта риса или сыра (227 г) только в пост вместо мяса;
  • 1,25 пинты вина ( 0.7 л);
  • 2,5 пинты воды (1.4 л);
  • 1/12 пинты уксуса (68 мл);
  • 1/24 пинты оливкового масла (136 мл).

Еще в трюме имелись: бобы, мука, чечевица, чернослив, лук, чеснок и сахар. Не забыли положить и товары для африканских аборигенов: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы, дешевые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость.

Так и не удалось изобрести что-либо существенное, чтобы в трюмы плоскодонных португальских кораблей с высоким носом по ходу плавания не просачивалась вода. Часть продуктов попросту подвергалась гниению и через какое-то время плавала на поверхности вместе с крысами. Другая проблема, где и как спать экипажу также в те времена еще не была решена. Знаменитые индейские гамаки «от Колумба» в широкое употребление еще не вошли. Команде приходилось спать, где попало. А о санитарных условиях на кораблях можно легко догадаться.

Капитаном флагмана «Сан-Габриэль» был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль «Сан-Рафаэль» да Гама доверил брату Пауло. Кроме того, в экспедиции участвовали еще «Сан-Мигель» (другое название «Берриу») — старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэлью и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии из четырех судов при благоприятном ветре могла составить 6,5-8 узлов.

Костяк команды из 168 человек составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в особо опасных районах Африки. Отплытие в неизвестность

Жарким днем 8 июля 1497 г. во время молебна всем путешественникам по традиции отпустили грехи (такую традицию выпросил когда-то Генрих Мореплаватель у папы Мартина V). На борт взошли Васко да Гама и Бартоломеу Диаш. Раздался пушечный залп и 4 судна вышли из порта Лиссабона.

Через неделю корабли достигли Канарских островов. Суда потерялись в тумане и встретились вновь у островов Зеленого Мыса. Здесь пополнили запасы пресной воды и провизии. А Диаш высадился, чтобы с другими кораблями плыть дальше в новую крепость Сан Жоржи да Мина на гвинейском побережье, где он был назначен губернатором Гвинеи.

Далее корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые не позволили идти вперед известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя решительно, а именно приказал повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры. Он сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов тогда еще неизвестной Бразилии. Каравеллы удалились от берега Африки на расстояние в 800 морских миль (1481 км). Три месяца суда не встречали на горизонте какой-либо земли. Пища на экваториальной жаре портилась, а вода стала негодной. Пришлось пить морскую воду. Питались уже не совсем свежим соленым мясом, заготовленным впрок. Здоровье команды было существенно подорвано. После экватора корабли, наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток. Таким образом был открыт новый путь с попутными воздушными потоками из Европы к мысу Доброй Надежды, что на самой южной оконечности Африканского континента. Корабли таким образом гарантированно избегали попадания в зону полного штиля, когда они подолгу могли простоять на месте, а это грозило медленной смертью всего экипажа. И в наши дни редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту.

Проектирование моста

Необходимость в строительстве новой транспортной артерии через реку Тижу в Лиссабоне назрела в начале 90-х годов прошлого века, когда пробки превратились в транспортный коллапс, парализующий жизнь города на много часов. В 1994 году для разгрузки Моста 25 апреля был открыт тендер на строительство нового моста. Его выиграл международный консорциум Lusoponte. Подготовительные работы, включая проектирование, начались в феврале 1995 года и велись в течение примерно полутора лет. Приблизительно в тот же срок было проведено строительство.

При проектировании учли комплекс факторов, способных повлиять на эксплуатационные характеристики, безопасность и продолжительность службы конструкции. Это особенность рельефа дна, ландшафтов северного и южного берегов Тежу. Климатические условий Португалии, включая сейсмическую активность. А так же до шарообразную формы планеты, экологические и эстетические аспекты. Автором проекта стал французский инженер Мишель Вирложо. Которому удалось предусмотреть все нюансы строительства грандиозного сооружения и идеально вписать его в ландшафт, не нарушив экологический баланс окружающей среды.

Подготовка экспедиции

Экспедиция была тщательно подготовлена. Специально для неё ещё при жизни короля Жуана II под руководством опытного мореплавателя Бартоломеу Диаша, который ранее разведал путь вокруг Африки и знал, какой конструкции суда нужны для плавания в тех водах, были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль) и «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нау» — крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120—150 тонн, с четырёхугольными парусами, более лёгкая и маневренная каравелла «Берриу» с косыми парусами (капитан — Николау Коэльо) и транспортное судно для перевозки припасов под командованием Гонсалу Нуниша. В распоряжении экспедиции были лучшие карты и навигационные приборы. Главным штурманом был назначен выдающийся моряк Перу Аленкер, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. В плаванье отправлялись не только моряки, но и священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек. 10 из них являлись осуждёнными преступниками, которых предполагалось использовать для самых опасных поручений.

Учитывая то, что плаванье должно было продлиться много месяцев, в трюмы кораблей постарались загрузить как можно больше питьевой воды и провизии. Рацион матросов был стандартным для дальних плаваний того времени: основу питания составляли сухари и каша из гороха или чечевицы. Также каждому участнику в день полагалось полфунта солонины (в постные дни заменялась рыбой, которую ловили по пути), 1,25 литра воды и две кружки вина, немного уксуса и оливкового масла. Иногда, чтобы разнообразить питание, выдавались лук, чеснок, сыр и чернослив.

Кроме казённого довольствия, каждому матросу полагалось жалованье — по 5 крузаду за каждый месяц плавания, а также право на определённую долю в добыче. Офицеры и штурманы, разумеется, получали намного больше.

С максимальной серьёзностью португальцы отнеслись к вопросу вооружения экипажа. Моряки флотилии были вооружены разнообразным холодным клинковым оружием, пиками, алебардами и мощными арбалетами, носили в качестве защиты кожаные нагрудники, а офицеры и часть солдат имели металлические кирасы. О наличии какого-либо ручного огнестрельного оружия не упоминалось, а вот артиллерией армада была снабжена превосходно: даже на небольшом «Берриу» было размещено 12 пушек, «Сан-Габриэл» и «Сан Рафаэл» же несли по 20 тяжёлых орудий, не считая фальконетов.

По приказу короля

Считается, что Васко да Гама первым добрался из Европы в Индию по морю. Во время своих исследований он проложил торговые пути вдоль побережья Африки и расширил торговые возможности Португалии на новые земли.

После смерти Иоанна II в Португалии его преемником стал король Д. Мануэль. Штурману и исследователю Васко де Гама было поручено командование экспедицией в Индию. Король Португалии Мануэль I верил, что Васко да Гама сможет руководить исследованиями, а также будет послом при правителях Индии.

В распоряжении того, кто открыл Индию, были 170 моряков и четыре судна: «Сан-Габриэль», «Сан-Рафаэль», «Беррио», а затем, «Сан-Мигель», который был кораблем, предназначенным для снабжения.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

Васко да Гама доклад

Васко да Гама доклад о путешественнике может быть представлен на уроке географии. Сообщения о Васко да Гама может быть дополнено фактами его биографии или интересными фактами о мореплавателе.

Васко да Гама доклад

Васко да Гама

— португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Он открыл путь в Индию

Родился в 1469 году в небольшом португальском городе Синиш, но о его ранних годах существует не очень много информации. Он получил неплохие знания в математике, астрономии и навигации. Его отец был моряком. Мальчик с детства былпривязан к морю и часто участвовал в сражениях на воде.

Правительство Португалии решило всерьез заняться налаживанием торгового сообщения с Индией. 8 июля 1497 году португальское правительство отправило Васко да Гама на поиски морского пути­ в Индию вокруг Африки. Он был назначен во главе флотилии из 4 кораблей.

Сначала его корабли отнесло течением к Бразилии, однако Васко нашёл верный курс.

Экспедиция заняла много времени. Корабли были в пути несколько месяцев. Судна пересекли экватор. Они шли по направлению к южному полюсу вдоль берегов Африки и обогнули её через мыс Доброй Надежды.

Оказавшись в водах Индийского океана, корабли, спустя некоторое время, сделали остановку в африканской стране Мозамбике. Здесь Васко решил взять с собой проводника, который помог экспедиции закончить путешествие и привел её прямо к полуострову Индостан. Капитан остановил корабли в Каликут (сейчас он называется Кожикоде).

Сначала мореплавателей встретили с почётом и приняли ко двору. Васко да Гама договорился с правителями о налаживании торговли в их городе. Но другие торговцы, приближённые ко двору заявили, что не испытывают доверия к португальцам. Товары, привезённые экспедицией, продавались очень плохо. Это привело к возникновению споров между моряками и правительством города. В итоге корабли Васко отплыли обратно на родину.

Дорога домой была тяжелой и заняла более 8 месяцев. Морякам пришлось несколько раз сражаться с пиратами, защищая себя и товар. Они везли домой пряности, медь, ртуть, драгоценности, янтарь. Многие люди из корабельных команд начали болеть. Потребовалось сделать остановку в Малинди, портовом городе, расположенном в Кении. Путешественники смогли отдохнуть и набраться сил. Да Гама был очень благодарен местному шейху, который тепло принял их и оказал помощь. По дороге домой была потеряна часть команды и судно. Его решили сжечь, потому что оставшиеся моряки не справлялась с управлением и просто пересели на другие корабли.

Несмотря на то, что торговля не задалась, экспедиция себя окупила. Поездка считалась успешной, за что руководитель экспедиции получил почётный титул и денежную награду.

Открытие морского пути в Индию предоставило возможность постоянно отправлять туда суда с товарами, чем и стали регулярно заниматься португальцы.

Спустя некоторое время португальские власти решили отправить в Индию несколько кораблей, чтобы подчинить себе страну. В составе команды был и Васко да Гама. Португальцы напали на несколько индийских городов на берегу океана: Онор, Мири и Каликут. Такую реакцию повлекло несогласие властей Каликута на создание фактории. Факториями назывались торговые поселения, основанные иностранными торговцами в каком-либо городе. Команда жестоко обошлась с местными жителями и захватила большую добычу.

В третий раз Васко отправился в Индию, чтобы разобраться с администрацией португальских колоний в Африке и Индии. Были подозрения, что управляющий состав злоупотреблял своим положением. Но эта поездка оказалась менее удачной для мореплавателя. Он заболел малярией и 24 декабря 1524 умер.

Доклад про Васко да Гама может быть использован учениками 7 класса и 5 класса.

Третье плавание Васко да Гамы и его кончина

В 1521 году Португалией начал править сын Мануэла I Жуан III. Вскоре прибыль короля от торговли с Индией стала существенно уменьшаться. Выходом из неприятной ситуации, по мнению Жуана III, было назначение Васко да Гама пятым вице-королем Индии. С целью выяснения обстоятельств в апреле 1524 года экспедиция во главе Васко отплыла в Индию в третий раз. На сей раз его сопровождали два сына, опытные моряки Паулу и Эштеван.

Достигнув Гоа, вице-король производил наказание всех злоупотреблявших колониальной администрацией. Разоблачив и наказав всех провинившихся, да Гама отбыл в Кочин. Однако уже в пути стал чувствовать первые признаки малярии. Вскоре простое недомогание сменилось серьезными нарывами на шее и затылке. Испытывая невероятные мучения, Васко стал раздражительным и сварливым. Рассвет 24 декабря 1524 года он так и не увидел. Смерть застала его в дороге. Тело великого путешественника, вице-короля Индии, графа, адмирала Васко да Гама в 1539 году было перевезено в Португалию и похоронено в монастыре Жеронимуш лиссабонской окраины Санта-Мария-де-Белен.

Второе посещение Индии

После возвращения из Индии Васко получил славу, признание и почести, но ему постоянно было недостаточно. В это время он женился на Катарине ди Атаиде, за время совместной жизни у них появилось шестеро сыновей и дочь.

Уже в 1499 году да Гама снова отправляется в плавание. В этот раз он взял с собой 20 кораблей. За время путешествия было убито много мусульман, Васко делал это лишь для подтверждения своей власти. Возвращается экспедиция в октябре 1503 с хорошими новостями: Мануэль I увеличивает мореходу пенсию, семья да Гамы живёт на уровне королей. Но графский титул всё ещё кажется путешественнику недостижимым.

Происхождение

Несмотря на то, что имя Васко да Гама известно сегодня каждому школьнику, нельзя сказать, что мы знаем все о жизни знаменитого путешественника. Так, к примеру, даже дата его рождения остается под вопросом: одни исследователи склоняются, что это был 1460 год, другие утверждают, что он появился на свет в 1469 году. Одно известно точно – родился и провел свое детство Васко в небольшом приморском поселке Синеш, в 160 км к югу от Лиссабона. Его семья была благородной и знатной. Батюшка будущего мореплавателя – Эштеван да Гама, был главным судьей города, и благодаря военным заслугам одного из предков, носил рыцарское звание. А матушка – Изабель Содре – происходила из семьи с английскими корнями; по семейным преданиям их род пошел от рыцаря Фредерика Садли, который попал в Португалию, сопровождая в поездке герцога Эдмунда Лэнгли.

Подготовка к поездке

План работы на Капском пути в Индию был намечен португальским королем Иоанном II как мера экономии в торговле с Азией, а также попытка монополизировать торговлю пряностями . В дополнение к все более влиятельному португальскому морскому присутствию Иоанн II жаждал торговых путей и расширения королевства Португалия, которое уже было преобразовано в империю. Однако во время его правления проект не был реализован. Его преемник, король Мануэль I , назначил Васко да Гаму для этой экспедиции, сохранив при этом первоначальный план.

Тем не менее, это развитие не было хорошо воспринято высшими классами. В Cortes de Montemor-o-Novo 1495 г. видна противоположная картина путешествия, которую Иоанн II так тщательно подготовил. Эта точка зрения была довольна торговлей с Гвинеей и Северной Африкой и опасалась проблем, связанных с сохранением каких-либо заморских территорий, а также затрат, связанных с запуском и обслуживанием морских путей. Эта позиция воплощена в персонаже «Старика из Рестело», который появляется в « Os Lusíadas» португальского эпического поэта Луиса Ваза де Камоэнса , который выступает против восхождения на абордаж армады . Os Lusíadas Это часто считается самым важным произведением португальской литературы . Работа посвящена открытию морского пути в Индию португальским исследователем Васко да Гама .

Король Мануэль не разделял этого мнения. Придерживаясь плана Д. Жуана II , он приступил к оснащению кораблей и выбрал Васко да Гаму в качестве лидера этой экспедиции и капитана армады. Согласно первоначальному плану, Иоанн II назначил своего отца Стивена да Гаму главой армады; но к моменту реализации плана оба скончались.

Португальцы любили специи, но они были очень дорогими, потому что было неудобно торговать. Например, путешествовать по суше из Европы в Индию было опасно и отнимало много времени. В результате король Португалии Д. Жуан II разработал план для кораблей, чтобы исследовать побережье Африки, чтобы увидеть, можно ли судоходить по Индии через мыс и через Индийский океан . Король Жуан II назначил Бартоломеу Диаса 10 октября 1486 года возглавить экспедицию, которая должна была обогнуть южную оконечность Африки в надежде найти торговый путь в Индию. Диас помогал в строительстве São Gabriel и его родственного корабля São Rafael , которые использовались Васко да Гамой, чтобы проплыть мимо мыса Доброй Надежды и продолжить путь в Индию.

Один из моряков, Бартоломеу Диас, в 1488 году прошел самую южную точку Африки, известную как мыс Доброй Надежды. Он заявил, что можно отправиться в Индию, обогнув Африку. Тогда португальцы смогли получить огромную прибыль, используя свои собственные корабли для сбора специй.

Иберийские претензии mare clausum в эпоху великих географических открытий .

Эта глобальная экспедиция была начата 8 июля 1497 года. Она завершилась двумя годами позже заходом кораблей обратно в реку Тежу и принесла с собой хорошие новости, благодаря которым Португалия заняла престижное положение на море.

Заключение

Отдыхая в Лиссабоне стоит посвятить несколько часов или даже день чуду инженерного гения. Увидеть его во всем великолепии с разных ракурсов. Проехать по идеально ровному дорожному полотну, любуясь бирюзовой гладью Тежу. Мимо утопающих в зелени берегами и открывающейся вдали панорамой столицы Португалии.

Мост Васко да Гама — одна из важнейших транспортных артерий Лиссабона. Входит в число самых масштабных и значимых сооружений конца XX столетия, не имеющих аналогов ни в одном городе мира.
Своеобразная форма сооружения создавалась для максимальной сохранности окружающей среды и поддержания экологического баланса. Её часть расположена перпендикулярно берегу, в то время как противоположная лежит параллельно береговой линии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector