Проливы и заливы африки

Ормузский пролив

Фото:Wikimedia/H-Karimi

Пролив имеет длину 195 километров, а самое узкое место пролива шириной около 54 километров. Глубина достигает 229 метров.

Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2.5 километра каждый, разделённые друг от друга 5-километровой буферной зоной.

На настоящий момент пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны — в частности, в Японию, США и страны Западной Европы.

Через Ормузский пролив проходит 33% глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта нефти по морю.

Гибралтарский пролив

Через него Средиземное море связано с Атлантическим океаном, а Пиренейский полуостров Европы отделен от Африки. В самом узком месте ширина пролива составляет всего 14 км. Глубина доходит до 1181 м.

В проливе проходят два противоположных друг другу течения. По поверхности вода движется из Атлантики в Средиземное море, а на глубине поток направлен в другую сторону. Древние греки называли скалы на берегах пролива Геркулесовыми столбами, так как считали, что именно Геракл и прорубил этот проход.

Гибралтарский пролив имеет огромное стратегическое значение, так как является воротами в Средиземное море. Поэтому Великобритания в начале XVIII века захватила у Испании его европейский берег. До сих пор между двумя странами идет территориальный спор о принадлежности Гибралтара. Африканский берег входит в состав Марроко.

Существуют проекты по строительству мостов или туннелей через пролив, но на сегодня ни один из них не реализован.

Современные опасности пролива Босфор

Крупные суда проходят вдоль по проливу, перемещаясь между Черным и Средиземным морями, конкурируя с ними, многочисленные паромы пересекают пролив поперек передвигаясь от одной половинами города к другой на противоположном берегу. Кораблей – много.

Сейчас пролив имеет международный статус. Согласно статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов ежедневно через пролив Босфор Стамбул проходят примерно 155 судов. Из них 28 судов – танкеры, шесть из них имеют общую длину более 200 метров. Они перевозят опасные вещества, такие, как сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее. С каждым годом плотный поток танкеров, груженных русской, казахской и азербайджанской нефтью.

А это у турецких официальных лиц вызывает серьезные опасения.

Босфор это не просто узкий канал, это один из самых сложных водных путей, с крутыми поворотами и течением со скоростью шесть-семь километров в час. В марте и апреле на капризном проливе бывают сильные туманы, а в зимние месяцы случаются и бури.

Неправильный маневр или технический сбой на борту могут привести к ужасающей катастрофе: разливу нефти, взрыву или пожару. А ведь на побережье с обеих сторон к проливу жмутся примыкают переполненные поселения, да и сам огромный город раскинулся на берегах Босфора.

14 марта 1994 года 66 822-тонный-кипрский танкер Нассия, груженные нефтью в Новороссийске, столкнулся с кипрским судном у входа в Босфор в Черное море. В возникшем пожаре погибли 29 человек из экипажа Нассия, разорваны танки судна, везшего 19 миллионов галлонов сырой нефти, которая разлилась. Пролив Босфор был закрыт для судоходства в течение недели, ущерб составил около 1 млрд долларов. А сейчас регулярно курсируют через турецкие проливы танкеры в четыре раза больше, чем в Нассия.

Есть ли какая-то возможность уберечься от потенциальных аварийных ситуаций? Конечно. Выход в строительстве трубопроводов в обход турецких проливов. Турция чрезвычайно в этом заинтересована в таких проектах и предпринимает значительные усилия для их реализации. К примеру, открытый в мае 2006 трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан уже значительно сократил движение танкеров.

Крупнейшие проливы Атлантического океана

Название пролива

Какие водные бассейны соединяет

Длина пролива в километрах

Наименьшая ширина пролива в километрах

Наименьшая глубина на фарватере в метрах

Большой Бельт

Соединяет Балтийское море с проливом Каттегат

115

11

11

Босфор

Соединяет моря Черное и Мраморное

30

0,75

33

Дарданеллы

Соединяет Мраморное и Эгейское моря

120

1,3

29

Датский

Соединяет Атлантический океан и Гренландское море

530

287

120

Дейвиса

Соединяет море Баффина Северно-Ледовитого океана и Атлантический океан

1170

360

104

Дрейка

Соединяет океаны Атлантический и Тихий

460

820

276

Каттегат

Соединяет моря Балтийское и Северное

270

60

17

Керченский

Соединяет моря Азовское и Черное

41

4

5

Ла-Манш

Вместе с проливом Па-де-Кале отделяет Англию от материка и соединяет Северное море с Атлантическим океаном

578

32

23

Малый Бельт

Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат

125

0,5

12

Мессинский

Соединяет моря Ионическое и Тирренское

33

3

72

Отранто

Соединяет моря Адриатическое и Ионическое

120

75

115

Па-де-Кале или Дуврский

Вместе с Ла-Маншем соединяет Атлантический океан и Северное море

37

32

21

Скагеррак

Соединяет моря Балтийское и Северное

225

60

53

Флоридский

Соединяет Мексиканский залив с Атлантический океаном

650

80

150

Эрссунн или Зунд

Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат

102

3,4

8

Юкатанский

Соединяет Карибское море и Мексиканский залив

55

200

1269

Проливы

Босфор

Соединяет Черное море с Мраморным и является границей между Европой и Азией. На обоих берегах пролива раскинулся город Стамбул, бывший Константинополь. Водоем представляет собой узкую полоску воды толщиной 3,6 км и протяженностью в 30 км. Максимальная глубина – 120 м.

Дарданеллы

Еще один пролив, по которому проходит европейско-азиатская граница. Расположен южнее Босфора и соединяет Мраморное море со Средиземным. Отделяет Галлипольский полуостров от Малой Азии. В древности использовалось название Геллеспонт. Его длина составляет 65 км, а ширина изменяется от 1,5 до 6 км. Максимальная глубина равна 103 м.

Суэцкий канал

Рукотворное сооружение, введенное в эксплуатацию в 1869 году, сегодня считается границей между Азией и Африкой. Построен без шлюзов, поэтому его можно считать проливом. Длина канала равна 160 км. Ширина на уровне воды может достигать 350 м, но на уровне дна не превышает 60 м. Глубина составляет 20 м. Позволяет напрямую проплыть из Средиземного в Красное море.

Баб-эль-Мандебский пролив

В свою очередь, чтобы из Красного моря попасть в Аденский залив и далее в Индийский океан, необходимо пересечь Баб-эль-Мандебский пролив. Его ширина колеблется от 26 до 90 км, а протяженность оценивается в 109 км. Глубочайшая точка водоема находится на 220 м ниже уровня моря.

Ормузский пролив

Соединяет Персидский и Оманский залив, поэтому через него проходит вся нефть, которую государства Персидского залива поставляют на мировой рынок. Его ширина не превышает 54 км, а длина равна 195 км. Глубина может доходить до 229 м. По различным данным, через пролив проходит от 30 до 40% мирового морского экспорта нефти – около 17 млн баррелей в день.

Малаккский пролив

Соединяет акватории Андаманского и Южно-китайского моря. Его протяженность превышает 800 км, а ширина равна 40 км. Глубина водоема может доходить до 113 м. Рядом с выходом из пролива расположен город-государство Сингапур, процветающий за счет обслуживания грузопотока. Пролив отделяет Малайский полуостров от Суматры

Водоем является важной транспортной артерией, через которую ежегодно проходит более 50 тыс судов

Корейский пролив

Отделяет Корею от Японских островов. Длина пролива составляет 324 км, в самом узком месте ширина превышает 180 км. В центре водоема находится остров Цусима. Он делит акваторию пролива на два более мелких пролива – Западный и Восточный проход.

Татарский пролив

Отделяет от Азии остров Сахалин. Ширина пролива сокращается от 324 км в его южной части до 7,3 км на севере, в проливе Невельского. Длина водоема оценивается в 663 км. Существует множество проектов по строительству моста, дамбы или тоннеля через пролив, однако до сих пор ни один из них не реализован.

Берингов пролив

Отделяет Азию от Америки, а также соединяет Северный Ледовитый и Тихий океан. Также через него проходит линия перемены дат и морская граница России и США. Ширина водоема достигает 86 км. Глубина в проливе доходит до 91 м. Считается, что именно через Берингов пролив первые люди смогли попасть в Америку, так как 10 тысяч лет назад уровень воды в Мировом океане был значительно ниже.

Корейский пролив (180 км)

Корейский пролив разделяет полуостров Корея и японские острова Кюсю, Ики и юго-западную часть острова Хонсю. Им соединяются Японское и Восточно-Китайское моря, относящиеся к бассейну Тихого океана. В прежние времена стратегическое значение этого пролива существовало только для этих двух стран. Но когда в середине XIX столетия в Японии закончилась эпоха изоляционизма, то Корейский пролив стал интересовать и США, Россию и прочие страны. Теперь по этому проливу постоянно ходят паромы между корейским портом Пусан и островом Чеджу и японскими Цусимой, Фукуокой и прочими. Также по проливу осуществляется сообщение между Пусаном и Китаем. В последнее время строятся планы прокладки подводного тоннеля или моста, соединяющего Корею с Японией.

Босфор в Стамбуле

Знаменитый на весь мир город Стамбул уютно расположился прямо на границе двух материков, которые разделены проливом, в связи с этим, сердцем Стамбула можно уверенно назвать Босфор. Босфор — это удивительной красоты пролив, который зачаровывает всех гостей своими водами и контрастно убранными берегами. Здесь по соседству находятся современные небоскребы, рыбацкие поселки, величественные дворцы и многое другое. Все это является прекрасным символом сплетения роскоши и нищеты, древности и современности. Благодаря зеркальным водам, этот город получает особое очарование, которое ни с чем нельзя сравнить. Откуда же появилось название этого пролива? Здесь все связано с древнегреческим мифом, когда Зевс влюбился в жрицу Геры — Ио, которая являлась дочкой царя Инаха. После того, как супруга Зевса об этом узнала, она превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. И ее спасением стало то, что она спряталась в водах Босфора, после чего пролив и назвали «коровий брод». В том же случае, если обратиться к подлинной истории, а не легенде, то можно узнать о том, что первым человеком, который перешел через пролив по мосту, персидский царь Дарий, который переправил через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту. Современные жители Турции с гордостью относятся к своим мостам. Перед тем как его стали разводить, многие местные твердили, что это испортит весь силуэт города, а также всю прелесть Босфора. Но даже не смотря на мост, который был возведен в в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, ему удалось гармонично вписаться в извилины окружающих холмов. Также, существует теория, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 году до нашей эры, из-за таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, после чего, резко повысился уровень воды. Всего за несколько дней, мощный поток воды смог пробить пробку из Средиземного моря в Черное, которая представляла собой пресноводное озеро. Также, стоит заметить, что на подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований нашли затопленные города. многие считают, что именно образование Босфора стало поводом для возникновению мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге.

И чтобы полноценно ощутить на себе, что же такое пролив Босфор, необходимо обязательно, хотя бы один раз совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Это удивительное и неописуемое путешествие, во время которого пред взором предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. А в том случае, если отложить поездку на вечер, то можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя. Нет ничего более захватывающего, чем Босфор в вечернее время, который со всех сторон окрашен алым цветом заходящего солнца.

Осенью 2013 года, на дну Босфора открыли великолепный железнодорожный тоннель, который смог соединить два континента Стамбула. Для того чтобы пересечь границу, достаточно будет потрать всего 4 минуты. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, а уже после, можно пересесть на метро. Этот туннель был создан специально для того, чтобы уменьшить нагрузки через мосты Стамбул, а также для того, чтобы уменьшить загазованность атмосферы. Во время строительства инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, благодаря чему, тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.

На сегодняшний день, по проливу проходят различные крупные суда, которые перемещаются между Черным и Средиземным морями, также Босфор регулярно пересекают многочисленные туристические парому, которые передвигаются от одного берега к другому. На сегодняшний день, пролив может похвастаться международным статусом. К тому же, в том случае, если верить статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов, то каждый день через Босфор проходит более 155 судов. Из них 28-30 судов — это танкеры, а шести из них имеют одну общую длину в 200 метров. В них перевозят опасные вещества, к примеру, сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее.

Помимо всего вышеперечисленного, пролив Босфор является не просто узким каналом, а одним из самых сложных водных путей, с сильным течением в 6-7 км в час, с крутыми поворотами и многими другими опасностями. К тому же, в марте и в апреле, здесь бывают очень сильные туманы, а зимой тут даже случаются сильные бури, поэтому нужно быть максимально аккуратными и внимательными.

Где находится Магелланов проток

Проток расположен в Западном из полушарий и территориально прилегает к Южной Америке. Португальский мореплаватель Фернан Магеллан открыл пролив в 1520 году во время своего кругосветного путешествия.

До этого человечество считало, что Земля не является круглой, а скорее всего, она плоская. Мореплаватель решил опровергнуть данную теорию и, снарядив флот в несколько кораблей, и отправился из Португалии по Атлантическому океану на запад.

Путешественник прошел через открытый им канал и вышел в Тихий океан, откуда попал к восточным берегам Азии, и поплыл через Индийский океан домой.

Изначально открытая им водная артерия была названа самим исследователем, как «пролив Всех Святых». Только после смерти мореплавателя, когда его заслуги были признаны миром, протоку было решено переименовать в честь первооткрывателя.

Осмотр достопримечательностей

У Босфора есть 620 прибрежных домов ( ялы ), построенных в период Османской империи вдоль европейских и азиатских берегов пролива. Османские дворцы , такие как дворец Топкапы , Дворец Долмабахче , Йылдыз дворец , Чыраган , Feriye Дворцов , Бейлербей дворец , Кючюксу , Ыхламур , Хатидже дворца султана , Adile дворца султана и Хедиве находятся в пределах его зрения. Здания и достопримечательности в пределах зрения включают Собор Святой Софии , Собор Святой Ирины , мечеть султана Ахмеда , мечеть Йени , Кылыч Мечеть Али Паши , мечеть Nusretiye , Мечеть Долмабахче , Ортакёй , Ускудар мечеть Mihrimah Султан , мечеть Ени Valide , Девичья башня , Галата башня , румелийским Замок , Анатолийское замок , Йорос , Selimiye Казармы , Сабанджи музей , Садберк Ханым музей , Стамбул Музей современного искусства , Borusan Музей современного искусства , Топхане -i Amire Музей Мимара Синана изобразительных искусств университета , Галатасарай университет , Босфорский университет , Роберт колледж , Kabataş Высшая школа , Kuleli Military средней школы .

Два очка в Стамбуле имеет большинство общественных паромов , которые пересекают пролив: от Eminönü (Паромы дока в Богазе Искелесите пирс) на историческом полуостров Стамбула в возле Черного моря , зигзаги и вызов кратко несколько раз в румелийском и Анатолийские стороны города. На центральных пирсах более короткая, обычная поездка на одном из общественных паромов.

Частные паромы ходят между Ускюдаром и Бешикташем или Кабаташем в городе. Немногочисленные известные географические опасности умножаются на паромное сообщение через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города, особенно для крупнейших судов.

Морские катамараны предлагают высокоскоростные пригородные перевозки между европейским и азиатским берегами Босфора, но они останавливаются в меньшем количестве портов и пирсов по сравнению с общественными паромами. Как общественные паромы, так и морские автобусы также обеспечивают пригородные перевозки между Босфором и Принцевыми островами в Мраморном море .

Есть также туристические аттракционы, доступные в различных местах вдоль побережья Босфора. Цены варьируются в зависимости от типа поездки, в некоторых из них во время поездки звучит громкая популярная музыка.

Пролив Дейвиса (338 км)

Пролив Дейвиса разделяет самый большой остров планеты — Гренландию от принадлежащего Канаде (провинция Нунавут) острова Баффинова Земля. Его ширина колеблется от 338 километров в самом узком месте до 950 в самом широком, а максимальная глубина равна 3660 м. Британцы назвали этот пролив в честь своего мореплавателя Джона Дейвиса, несколько раз плававшего в этих водах на протяжении 1580-х годов с целью исследования обоих островов, окаймляющих пролив. Он же и открыл этот пролив в 1583 году вместе с куском прилегающей к нему земли. Пролив Девиса соединяет относящееся к окраинным морям Северного Ледовитого океана море Баффина от Лабрадорского моря, являющегося частью акватории Атлантического океана. А Гудзонов пролив соединяет его с бассейном Фокса и заливом Гудзон.

Пролив Басса (240 км)


Пролив Басса отделяет остров Тасманию от Австралии и одновременно с этим соединяет Тихий и Индийский океаны. Пролив совсем неглубокий — средняя глубина находится на уровне 50 метров. Такая малая глубина говорит о «юном» возрасте пролива Басса, которому всего-то около 10 тысяч лет, а появился он только благодаря повышению уровня мирового океана. До этого Тасмания была просто куском Австралийского материка. Открыл этот пролив в 1798 году англичанин Мэтью Флиндерс и решил назвать его в честь своего судового врача Джорджа Басса. Открытие данного пролива было кстати для торговых судов, плывших из Индии или Европы в Сидней, поскольку, проходя по нему, они экономили 1300 км дистанции. Напоминанием о совсем ещё недавней по геологическим меркам эпохе сухопутной жизни пролива являются разбросанные по нему мелкие островки, которые когда-то были австралийскими холмами и пригорками.

Происхождение названия

Место, где соединяются Азия и Северная Америка, путешественники искали уже многие годы. В то время его именовали «поиском Северо-Восточного прохода», потому что все поиски оканчивались неудачей. Искали его с двух сторон, как с севера, так и с юга.

Впервые Берингов пролив был обнаружен обычным русским путешественником Семеном Ивановичем Дежнёвым. Он со своей торговой экспедицией переправился через весь Берингов пролив.

Но по необразованности путешественник так и не понял, что совершил важное открытие, о котором еще долгое время никто не будет знать. Но его имя не будет забыто, потому что в честь него будет названа восточная крайняя точка Евразии

Второе открытие пролива состоится в 1728 году. Петр I перед своей смертью отправит секретную экспедицию на Дальний Восток, во главе которой будет датский офицер Витус Беринг. Главной задачей этой экспедиции будет поиск пролива или же перешейка, проходившего между Северной Америкой и Азией.

Спустя более 80 лет после путешествия Дежнёва, судно «Святой Гавриил» с Витусом Беринговым на борту выйдет в Чукотское море, через найденный пролив. Увидеть американские берега экспедиция не смогла, но факт существования пролива был доказан.

Крупнейшие заливы мира

Бенгальский залив

Бенгальский залив является крупнейшим заливом в мире, имея площадь более двух миллионов км

2

и среднюю глубину почти 3 тысячи метров. Расположен Бенгальский залив в Индийском океане.

Мексиканский залив

Площадь Мексиканского залива составляет 1.543.000 км

2

— это второй по размерам залив в мире. Располагается он между Северной и Южной Америкой.

Гвинейский залив

Третий по площади залив в мире — Гвинейский, 1.533.000 км

2

. Находится он на востоке Африки, отличается большой глубиной — 6363 метров.

Большой Австралийский залив

Входит в число самых крупных заливов мира, обладая площадью 1.335.000 км

2

(4 место по размерам среди всех заливов). Располагается у южного побережья Австралии.

Бискайский залив

Бискайский залив является частью Атлантического океана и омывает берега Испании и Франции. Площадь его превышает 220 тысяч км

2

, а наибольшая глубина достигает отметки 4375 метров.

Это интересно: Что такое астрономия? Определение термина, объекты изучения и связь с другими науками

Вопрос о проливах

Основная статья: Конвенция Монтрё о статусе проливов

Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной Троянской войны неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных великих держав.

Пока Византийская империя, а после её падения Османская империя господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия — и актуальность контроля над зоной проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».

Во времена заката Османской империи на Лондонской конференции в 1841 году было принято решение о закрытии Проливов для прохода чьих бы то ни было военных судов в мирное время. По секретному соглашению 1915 года проливы передавались Российской империи. С точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется согласно положениям Конвенции Монтрё о статусе проливов при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.

Согласно Конвенции, торговые суда всех стран обладают свободой прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (допускаются лишь мелкие надводные корабли), по тоннажу и сроку пребывания.

В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.

Последним военным случаем (не считая учений), когда предусмотренные Конвенцией механизмы были задействованы, явился Южноосетинский конфликт в августе 2008 года: через проливы в сторону грузинских портов Батуми и Поти тогда проследовал ряд военных кораблей Шестого флота ВМС США.

Пролив Босфор

Фото:Wikimedia/Russian.dissident

Длина пролива — около 30 км. Максимальная ширина пролива — 3700 м (на севере), минимальная — 700 метров. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.

Пролив формирует значимый путь между Европой и Азией, по которому перевозят нефть, а также идет коммерческая и военная торговля.

Свыше 48 000 судов проходят по этому пути ежегодно, около 132 в день.

Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период.

Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов.

Возвышенности, горы

аё

Норланд плато

Манселькя

Салпаусселькя

Смоланд

Суоменселькя

Ватнайёкюдль

Влк. Гекла (1491)

Влк. Хваннадальсхнукюр (2119)

Северошотландское наг.

Грампианские горы

Пеннинские горы

Кембрийские горы

Балтийская гряда

Люблинская возв.

Малопольская возв.

Рудные горы

Судеты (г.Снежка, 1602)

Шумава (г. Гросер-Арбер, 1456)

Чешский Лес

Тюрингенский Лес

Баварский лес

Гарц

Рейнские Сланцевые горы

а

Вогезы

Арденны

Лотарингское плоскогорье

Швабский Альб

Франконский Альб

Центр. Франц. Массив (г.Санси, 1885)

Чешско-Моравская возв.

Месета (Старая Кастилия, Новая Кастилия)

Центральная Кордильера

Сьерра-Морена

Кантабрийские горы

Иберийские горы

Андалусские горы (Сьерра-Невада)

Пиренеи (г.Ането, 3404)

Апеннины (г.Корно, 2914)

Влк. Везувий, 1277

Влк. Стромболи, 926

Влк. Этна, 3340

Баварское плоскогорье
Альпы

А

(г.Монблан, 4807,

г. Монте-Роза, 4634,

г. Маттерхорн, 4477)

Юра

Восточные Альпы

Ретийские Альпы

Доломитовые Альпы

Высокий Тауэрн

Низкий Тауэрн

Карпаты

аа

Западные Карпаты:

Татры (г. Герлаховски-Штит, 2655)

Низкие Татры

Высокие Бескиды

Низкие Бескиды

Словацкие Рудные горы

Восточные Карпаты (г.Говерла, 2061)

Южные Карпаты (г.Молдовяну, 2543)

Бихор нагорье

Трансильванское плато

Баконь

Велебит

Динарское плоск.

Пинд

ааа

Родопы

Истранджа

Добруджа

Кодры

Волынская возв.

Подольская возв.

Приднепровская возв.

Донецкий кряж

Крымские горы (г.Роман-Кош, 1545)

Моря

и

Азовское

Балтийское

Баренцево

Гренландское

Ионическое

Ирландское

Лигурийское

Мраморное

Норвежское

Северное

Тирренское

Чёрное

Эгейское

Заливы Евразии

Бискайский залив

Омывает атлантическое побережье двух стран – Франции и Испании. Название водоема возникло от провинции Бискайя, входящей в состав испанского государства. Его площадь около 223 тыс кв. км, а максимальная глубина составляет 5120 м. В Испании часто используют другое название – Кантабрийское море.

Финский залив

Находится на востоке Балтийского моря. Имеет площадь 29500 кв. км. Длина водоема около 420 км, а ширина меняется от 70 до 130 км. На его побережье расположены столицы Финляндии и Эстонии (Хельсинки и Таллин), а также бывшая российская столица Санкт-Петербург. В XVIII веке также использовалось название Кронштадтский залив.

Ранее наплыв воды из акватории Финского залива приводил к постоянным наводнениям в Санкт-Петербурге, однако в 2011 году был достроен комплекс сооружений, которые защищают Северную столицу от этих волн.

Залив имеет огромное экономическое значение. Он активно используется для морской торговли, также именно на его берегу начинается газопровод «Северный поток».

Ботнический залив

Самый большой залив Балтийского моря, расположенный в его северной части. Отделяет западный берег Финляндии от восточного берега Швеции. Его площадь превышает 117 тыс кв. км, а максимальная глубина равняется 295 м. Южная граница залива проходит по Аландским островам. Соленость воды в водоеме непостоянна и резко падает на его севере. В результате у северных берегов залива обитают пресноводные рыбы.

Персидский залив

Омывает с востока Аравийский полуострова, а с юга – побережье Ирана и Ирака. Некоторым арабским странам не нравится нынешнее название водоема, и они предпочитают термин «Арабское залив». Его площадь равна 239 тыс кв. км, а средняя глубина составляет 36 м. В водоем впадают воды рек Тигр и Евфрат, которые перед этим сливаются в одну реку под названием Шатт-эль-Араб.

Шельф залива необычайно богат нефтью и газом, в частности, здесь находится крупнейшее в мире газовое месторождение Парс, разделенное на северную часть, принадлежащую Катару, и южную часть под контролем Ирана. Запасы месторождения оцениваются в 45 триллионов куб. метров газа, а также в 45 миллиардов баррелей нефти.

Оманский залив

Разделяет Персидский залив и Аравийское море. Омывает берега четырех государств – Иран, Пакистан, Оман, ОАЭ. Его длина составляет 450 км, а ширина доходит до 330 км. Наибольшая глубина равна 3694 м.

Бенгальский залив

Огромный водоем площадью более 2,1 млн кв. км. Это самый большой залив в Мировом океане. Омывает восточный берег полуострова Индостан и западный берег Мьянмы. Рядом с городом Кокс-Базар расположен пляж длиной 120 км, что также является рекордом. Именно в этот залив впадает священная индийская река Ганг. Самые крупные города на побережье водоема – Калькутта, Янгон, Читтатонга, Вишакхапатнама, Ченнаи.

Сиамский залив

Его естественными границами выступают Малайский полуостров и Индокитай. Площадь залива – 320 тыс кв. км. Максимальная глубина равна 80 м. Благоприятный климат позволил прибрежным государствам сделать туризм одним из основных источников своего дохода.

Залив Шелихова

Водоем относится к Охотскому морю и омывает западный берег Камчатского полуострова. Его длина составляет 650 км, а ширина меняется в пределах от 130 до 300 км. Скован льдами с декабря до мая. Здесь отмечаются очень высокие приливы, достигающие высоты в 14 м. В связи с этим существуют проекты строительства в заливе, в частности, на Пенжинской губе, приливной электростанции, которая может стать самой крупной электростанцией в мире. Её мощность может достигнуть 87 ГВт.

Бохайский залив

Омывает северное побережье Китая. Длина водоема равна 280 км. Его естественными границами являются Шаньдуньский и Ляодуньский полуостров. Крупнейшая река, впадающая в водоем – Хуанхэ.

Залив связан с Желтым морем Бохайским проливом, чья ширина составляет 90 км. Под его дном Китай планирует построить тоннель, который станет самым длинным на планете. Стоимость строительства оценивается в 32 миллиарда долларов.

Мне нравится2Не нравится

Моря и океаны Евразии

Восточные берега материковой территории омывает Тихий океан.

Этот естественный природный резервуар соответствует половине площади всего Мирового океана.

Рис. 1. Тихий океан.

Евразийское тихоокеанское побережье отличается необыкновенной расчлененностью и многообразием островов. Острова и полуострова Евразии в свою очередь изолируют от океана систему соединенных между собой окраинных морей: полуостров Камчатка и Курильские острова отделяют Охотское море, Японские острова и полуостров Корея разграничивают материк и Японское море.

Евразия – самый большой континент нашей планеты. Он омывается всеми океанами.

Рис. 2. Евразия в окружении океанических вод.

Острова, составляющие площадь материка, полукольцом окружают его территорию. Евразийские острова и архипелаги в основной своей массе расположились в восточных водах. В северо-западной области материка размещены крупные острова и островные группы.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Северные берега Евразии омывают:

  • Восточно-Сибирское и Чукотское море;
  • Норвежское и Баренцево море;
  • Белое, Красное и МореЛаптевых.

Южные оконечности континента находятся во власти средиземного моря и морей Индийского океана:

  • Красного;
  • Аравийского;
  • Андаманского;
  • Южно-Китайского.

Восточную часть материка омывают моря Тихого океана:

  • Берингово;
  • Охотское;
  • Японское;
  • Восточно-Китайское.

Материковая оконечность запада относится к Атлантическому океану. Здесь властвует Северное море.

Часть, относящаяся к окраине Тихого океана, обладает сложной структурой береговой линии. Западно-тихоокеанский пояс характеризуется непростым донным рельефом.

На территории континента расположена глубочайшая впадина и самая высокая точка на Земле.

От остальных материков планеты Евразия отделена проливами и морями.

Это интересно: Какой океан самый мелкий по глубине на планете?

Гибралтар (Испания — Марокко)

Гибралтарский пролив разделяет Европу (Испанию) и Африку (Марокко) и соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина пролива составляет 59 км, а его ширина варьируется от 14 до 44 км. Древние греки называли Гибралтар Геркулесовыми столбами. Интересно, что история Гибралтарского пролива сходна с легендой о Сцилле и Харибде, чудовищах по берегам Мессинского пролива между континентальной Италией и островом Сицилия, только в ином временном масштабе. Ученые считают, что около 100 млн лет назад Европа и Азия были разделены океаном Тетис, но затем Африка стала двигаться на север, и в итоге территория современного Марокко вдавилась в Европейский континент.

Огромный океан Тетис сократился в размере и стал Средиземным морем. Позднее тектонические сдвиги привели к повторному открытию пролива. Главным портом на северном берегу Гибралтара является город Альхесирас. Туда стоит поехать, если вы планируете морское путешествие. Между Альхесирасом и марокканским Танжером регулярно ходят паромы. До Африки вы сможете добраться всего за 2 ч. Такая близость другого континента сказалась на культуре города — здесь много арабских чайных и африканских ресторанов.

Мексиканский залив

Этот залив омывает юго-запад Северной Америки, а также остров Куба. Относится к внутренним морям Атлантического океана. Площадь водной поверхности составляет 1,6 млн кв. км. Мексиканский залив – один из самых теплых морских водоемов на Земле, и поэтому он крайне привлекателен для туризма. Вместе с тем высокая тепловая энергия воды вызывает формирование сильнейших ураганов, которые наносят существенный урон прибрежным территориям.

На шельфе Мексиканского залива найдены большие запасы природного газа и нефти, активно ведется их добыча, особенно в северной части водоема, который принадлежит Соединенным Штатам Америки. Результатом этой деятельности стало резкое ухудшение экологии этих районов. 20 апреля 2010 года на нефтяной платформе компании «Deepwater» произошла авария, в результате которой зафиксирован самый крупный разлив нефти в истории США.

Самый длинный

Мозамбикский пролив считается самым длинным на планете. Он отделяет остров Мадагаскар от Африканского континента. Его длина достигает 1760 км. Минимальная ширина составляет 422 км, а максимальная – 925 км. Размеры самого длинного пролива в мире впечатляют. Не менее внушительной является его максимальная глубина – 3292 м.

Архипелаг, расположенный в северной части пролива, объединяет в себе группу островов, которые являются территорией независимого государства, что называется Союзом Коморских Островов.

Фауна характерна для тропического региона. В водах пролива водятся:

  • многочисленные виды промысловых рыб: анчоусы, ставрида, тунец, скумбрия и другие;
  • морские скаты;
  • морские черепахи гигантских размеров;
  • акулы;
  • латимерии – рыбы, некогда считавшиеся вымершими;
  • ракообразные: креветки, лангусты;
  • морские змеи и много других подводных обитателей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector