Кунсткамера (музей антропологии и этнографии им. петра великого)

Музей отца российской науки

Сейчас в Кунсткамере также расположен музей Михаила Васильевича Ломоносова. Он включает в себя тот самый большой Готторпский глобус, который находится сейчас в башне Кунсткамеры.

Здесь же можно найти большую коллекцию приборов и инструментов XVII-XIX вв. веков, например, меридианный круг Эртеля, предназначенный для определения экваториальных координат светил. Есть астролябия XVII века, принадлежавшая полководцу Альбрехту ван Валленштейну, который с помощью нее определял широту. Конечно, в музее Ломоносова не обойтись без личных вещей Ломоносова, а также большой библиотеки, посвященной знаменитому ученому.

Символ Петербурга

Петр хотел, чтобы его музей разрастался, а потому издал указ, которым повелевал все необычные вещи везти к нему, будь то странные животные, уродцы, различные диковины. Редкости, встреченные у иностранных купцов, следовало выкупить и также отправить царю. Дары потекли реками со всей страны. Тогда самодержец задумал построить отдельное здание для своего детища.

Первый русский музей, по задумке Петра, должен был находиться в самом центре столицы, которым тогда хотели сделать Васильевский остров. По одной из легенд однажды в 1718 Петр I прогуливался по набережной и заметил необычную сосну с причудливо изогнутым стволом. Царь приказал срубить дерево и сохранить его в коллекции, а на этом месте возвести здание Кунсткамеры.


Чертежи здания Кунсткамеры. (wikipedia.org)

За постройкой император следил лично, но окончания так и не застал, скончавшись в 1725 году. Здание же было окончательно возведено только в 1734. Историки до сих пор спорят, кого можно по праву назвать архитектором Кунсткамеры. Проект разработал немец Георг Маттарнови, его и называют чаще всего «отцом» здания, но после него над строением трудились еще несколько архитекторов, в том числе Гербель, Киавери и Земцов. Как бы то ни было, зданием Кунсткамеры — одно из самых старых сохранившихся сегодня в Санкт-Петербурге и вместе с Зимним дворцом и Исаакиевским собором является одним из туристических символов города.

История музея

Идея создать Кунсткамеру в России появилась у Петра I во время посещения городов Англии и Голландии 1697-1698 гг. Особенно поразили царя комнаты чудес. В них находились разные редкости и даже человеческие органы, заспиртованные в склянках. Эту коллекцию собирал профессор Рюйш в течение 50 лет. Анатом уступил Петру I научные труды, посчитав, что российский государь способен сохранить выставочные экспонаты для потомков. Именно с покупки 937 анатомических предметов началась история создания музея. Но вначале это новшество называлось «Государев кабинет». Также были закуплены другие редкости, включая:

  • технические изделия;
  • виды оружия;
  • книжные труды;
  • образцы флоры и чучела фауны.

Заведующим музеем был назначен Роберт Арескин — лейб-медик Петра I, доктор философии и медицины. А надсмотрщиком выбрали Иоганна Шумахера, деятеля наук с немецкими корнями. После казни дворянина и начальника Петербургского адмиралтейства Александра Кикина в 1718 году выставку решили организовать в его двухэтажном доме, который был конфискован в ходе расследования. Стеклянные колбы с частями анатомических органов Рюйша заняли 8 залов особняка. По России разъехались государевы скупщики приобретать диковинные вещи у населения.

Для знакомства народа с галереей Кунсткамера открыла свои двери в 1719 году. Посетителей особенно впечатляли живые экспонаты. Это были люди с дефектами развития тела, проще говоря уроды. Они жили прямо в здании Кунсткамеры. Петр I желал, чтобы люди знакомились с экспонатами для личностного развития.

Рис.1 Заспиртованные младенцы

С посетителей не брали платы за вход. Кроме того, визитёров угощали вкусностями, а именно: дамам подавали конфеты и кофе, кавалерам вино и закуски, а простому народу наливали водку, а иногда кофе. Все угощения оплачивала государственная казна. Этим нововведением Петр I дразнил Европу. Через несколько лет палаты Кикина не вмещали экспонаты выставки. В 1728 году государь нашёл место для нового здания музея. На него указали необычно сросшиеся ветки сосны. Эта ветвь стала одним из экспонатов Кунсткамеры.

Экспозиции

Со временем выставочных экспонатов Кунсткамеры значительно прибавилось. Их решили тематически разделить. Таким образом, в 1830 году «кабинет редкостей» преобразовался в 7 самостоятельных музеев. Спустя 49 лет два из них — Анатомический и Этнографический — были объединены. Получилась экспозиция антропологии и этнографии, названная с 1903 года именем Петра Великого.

Антропологическая, археологическая и этнографическая коллекции Кунсткамеры Санкт-Петербурга знакомят посетителей с культурой и бытом большинства народностей нашей планеты. Основными экспозициями являются:

  • анатомическая коллекция голландского профессора-анатома Фредерика Рюйша;
  • паноптикум монстров и уродов из Петровской Кунсткамеры;
  • научные труды, добытые в кругосветном плавании И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским, в антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, собранная коллекция Н. Н. Миклухо-Маклаем в новой Гвинее и на островах Океании.

Экспозиция выставки даёт понимание о происхождении человеческих рас. Как развивались люди в первобытном обществе и какие у древних людей существовали традиции. В залах представлены образцы традиционных жилищ со всех континентов. Есть образцы орудий труда и военная амуниция. Также представлены различные экспонаты, участвовавшие в обрядах.

Экспозиции первого этажа Кунсткамеры

Этнографическая экспозиция Кунсткамеры начинается с раздела Северной Америки, который в свою очередь описывает последовательно весь континент начиная с севера. Витрины с описанием жизни и быта эскимосов и других северных народностей демонстрируют характерные для них одежды, орудия охоты и предметы повседневного пользования.

В витрине можно видеть, что длинные сапоги, да еще и утепленные, изобретены задолго до наших дней. На открытом стенде выставлены сани для транспортировки добытых морских животных, которые наряду с рыбой были основой пищевого рациона северян.

Подробно, с подразделением по отдельным племенам, представлены североамериканские индейцы. Общее название этих многочисленных народностей произошло от ошибочного представления о попадании европейских путешественников в Индию, при том, что  прибывали они на ранее неизвестный континент.

Каждое индейское племя отличалось от прочих одеждой и верованиями, способами добычи пропитания и разной степенью воинственности.

При этом многие племена использовали водные средства передвижения, построенные по схожему принципу. Не помещающаяся в витрину пирога из березовой коры размещена наверху, это натуральная ее величина.

Общее построение конструкции залов хорошо просматривается на примере зала Японии. Мощные квадратные пилоны поддерживают пологие арки сводов со слегка рельефной поверхностью. Мягкая цветовая гамма всех элементов и полового покрытия позволяет сконцентрироваться именно на экспонатах, не отвлекаясь излишне на детали оформления.

Японский зал включает как невысокие застекленные стенды, так и более высокие витрины, позволяющие использовать для показа одежд манекены в рост человека, что обеспечивает наглядность и сравнимость увиденного с современниками.

Среди японских витрин внимание посетителей привлекает демонстрация традиционной японской чайной церемонии. Это целый ритуал, описанный в представленных в витрине планшетах и показанный в действии с использованием манекена, предметов для приготовления и употребления популярного напитка

Регламентирована при этом не только используемая посуда, но даже каждое движение готовящей и разливающей заварку (делали это, как правило, женщины). Чайные традиции, заложенные в древности несколькими школами, сохраняются в консервативной японской культуре до наших дней. Владение чайной церемонией считается и сейчас обязательным навыком для японских женщин.

Столь же древнее происхождение, как и чайная церемония, имеют различные течения японского театрального искусства. Театр Но произошел от представлений бродячих артистов саругаку, использовавших элементы акробатики и жонглирования, ходули и фарс. Со временем прибавились пение и танцы, использование масок и условных жестов.

Театр Кабуки возник позже, вобрав ряд элементов Но и обогатив сюжеты представлений. Кабуки разыгрывают три основных вида спектаклей – исторические, семейно-бытовые и танцевальные. Основой концепции Кабуки являются ценности буддизма, а основной сценической формой являются причудливые статичные позы, которым учатся подолгу и даже передают по наследству. Оба направления театра Японии характерны длительностью представлений – 5 часов и более.

Обособленным направлением японского искусства являются представления Кагура – музыка и танцы религиозных церемоний, посвященных древним богам природных сил. Духов восхваляют или просят о помощи, либо развлекают при благоприятных обстоятельствах.

Конечная часть японского раздела размещена в соответствующем ярусе центральной башни здания Кунсткамеры. Округлый зал с куполообразным с росписью потолком и окнами на нем со следующего яруса содержит несколько витрин в форме старинных шкафов, где представлены черно- белые сюжеты исторического характера.

Представлены традиционные одеяния японцев и различные церемонии их своеобразной культуры, сцены выступлений народных музыкантов и танцы на ходулях с зонтиками, граничащие по сложности с цирковыми представлениями.

Африканская экспозиция занимает несколько витрин, представляющих быт и занятия населения стран этого континента, расположенных южнее пустыни Сахара. Одна из витрин этого зала демонстрирует разнообразие одеяний жителей самого жаркого земного континента.

В зависимости от климатических условий и нравственных представлений народов африканцы могли ограничиваться набедренной повязкой либо ходить полностью закутанными, кроме лица и кистей рук.

Выставлены также бытовые и культовые предметы, знаки власти и украшения. Здесь же образцы тканей различного происхождения, расцветок и качества.

Ладья небесная. Китайская заводная игрушкаЕдва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.

Музей антропологии и этнографии

В 1830-х годах коллекции Кунсткамеры были распределены по вновь созданным имперским музеям, самым важным из которых был Музей антропологии и этнографии Петра Великого, основанный в 1879 году. Его коллекция насчитывает около 2 000 000 единиц хранения и был известен как Музей Петра Великого. с 1903 г. (чтобы отличить старый музей от Русского этнографического музея ).

Первоначально были отдельные музеи антропологии и этнографии, но 5 декабря 1878 г. было решено объединить их в единый музей, а 10 ноября 1879 г. был назначен Леопольд Шренк. Только в 1887 г. музею наконец-то был предоставлен собственный музей. выставочное помещение при Кунсткамере в Таможенном переулке. 23 сентября 1889 года открылась первая выставка единого музея.

Один из самых ужасных экспонатов — голова Виллема Монса , брата Анны Монс . В 1747 году некоторые предметы погибли в результате пожара. В музее хранится 78 акварелей перуанского художника Панчо Фиерро , самая большая коллекция за пределами Перу. Их привез Шренк после своего визита туда в 1854 году.

Список директоров

  • Леопольд Шренк (1879–94)
  • Василий Радлов (1894–1918)
  • Василий Бартольд (1918–21)
  • Ефим Карский (1921–30)
  • Николай Маторин (1930–33)
  • Иван Мещанинов (1934–37)
  • Николай Кисляков (1945–48)
  • Николай Гиренко (1991–92)
  • Александр Мыльников (1992–97)
  • Чунер Таксами (1997–2001)
  • Юрий Чистов (2001 – настоящее время)

Директора Кунсткамеры

  • Роберт Арескин (1714—1718)
  • акад. Лаврентий Блюменстрост (1718—1724)
  • акад. Иоганн Шумахер (1724—1741)
  • акад. Иван Тауберт (1741—1767)
  • акад. Пётр Паллас (1767—1771)
  • акад. Семён (Симеон) Котельников (1771—1797)[]
  • акад. Иван Буссе (1794—1800)
  • акад. Николай Озерецковский (1800—1827)
  • акад. Леопольд Шренк
  • акад. Василий Радлов (1894—1918)
  • акад. Евфимий Карский (1918—1929)
  • акад. Василий Бартольд (1929—1930)
  • Николай Маторин (1930—1936)
  • член-корр. АН СССР Дмитрий Ольдерогге (1936—1940, и. о.)
  • Николай Кисляков (1940—1948)
  • д.и.н. Леонид Потапов (1948—1967)
  • к.и.н. Людмила Сабурова (1967—1982)
  • д.и.н. Рудольф Итс (1982—1990)
  • к.и.н. Николай Гиренко (1990—1992, и. о.)
  • д.и.н. Александр Мыльников (1992—1997)
  • д.и.н. Чунер Таксами (1998—2000)
  • д.и.н. Юрий Чистов (2001—2017)
  • член-корр. РАН Андрей Головнёв (с 2017)

Башня Кунсткамеры

Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной

Как добраться до Кунсткамеры

Знаменитая петровская Кунсткамера находится на восточном краю Васильевского острова, неподалеку от Дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, где все туристы стремятся побывать в первую очередь, поэтому прогулку по музею легко совместить с осмотром других достопримечательностей.

Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. через мост).

Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.

Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:от площади Восстания рядом с вокзалом ехать маршрутом № 7 или №24 до Университетской набережной (9 минут).

    Пешком:пройти 100 м.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти 500 м. до станции метро Маяковская.

    Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.

    Пешком:пройти 2 км.

  • Вариант 3

    Пешком:пройти около 4 км. через Невский проспект и Дворцовый мост.

Как добраться от Эрмитажа:

Кунсткамера в палатах Кикина

Это двухэтажный дворец опального вельможи А. В. Кикина. Особняк в духе петровского барокко находится недалеко от Смольного храма и является одним из первых каменных строений города.

На момент переезда музея оно не было достроено и возведение завершилось лишь к началу следующего года. В его залах экспозиции Кунсткамеры стали по-настоящему выставлены для народного обозрения.

Примечательно, что вход был бесплатным. Даже, более того, посетителям полагалось угощение за счет государства. Это было блестящим маркетинговым ходом тех времен. Таким образом, государь поощрял тягу народа к просвещению и познанию неведомого.

Залы большого дворца Кикина позволяли развернуть экспозиции музея во всем их многообразии. В те годы музей представлял собой несколько постоянных помещений:

  • «Натюр-камера» — экспонаты, относящиеся к естественным наукам. В том числе и анатомический зал с «уродцами» Рюйша.
  • «Мюнцкамера» — здесь демонстрировались древние монеты и медали.
  • «Кунсткамера» — экспозиции предметов быта с разных континентов и произведений искусства народов различных стран.
  • «Государев Кабинет» — коллекция самого императора, собранная в разные годы.

Особый интерес в музее петровской эпохи представляли живые «монстры». Это были люди с необычными анатомическими отклонениями и шокирующими особенностями.

Они проживали при музее и всесторонне изучались учеными. Своей необычной внешностью они неизменно вызывали повышенный интерес посетителей.

Со временем, Кунсткамера стала приобретать известность в народе, и полюбопытствовать на ее диковинки появлялось все больше желающих. Не заканчивалось и поступление новых интересных находок, стекавшихся к воротам музея «полноводной рекой».

Даже Кикиных палат стало мало для всего количества редкостей, собранных в Кунсткамере. Стала очевидной необходимость специального здания. Разумеется, для такого заведения, как Кунсткамера и место расположения должно быть особенным. Так и получилось.

Астролябия Г. АрсениусаРабота гениального механика

Живший в XVI веке фламандский мастер Гуалтерус Арсениус оставил после себя 21 искусно сделанную астролябию. Одна из них принадлежала Альбрехту Валленштейну, одному из видных австрийских полководцев времен Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке, после чего перекочевала в Кунсткамеру.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Как добраться. Режим работы

Здание Музея антропологии и этнографии РАН, наиболее известное как Кунсткамера, находится на территории самого исторического центра Санкт-Петербурга. К нему можно легко дойти пешком от Дворцовой площади или от Сенатской, со стороны Биржевой площади и от Петропавловской крепости.

От Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мосту

Со стороны Дворцовой набережной к началу Университетской набережной, где находятся Кунсткамера и Зоологический музей можно перейти через Неву по Дворцовому мосту, свернув после него налево. 

Очень интересно прогуляться до Кунсткамеры с Английской набережной по Благовещенскому мосту, после которого свернуть направо. В этом случае, при движении в сторону Кунсткамеры можно посетить уникальный Меншиковский дворец, увидеть знаменитых питерских Сфинксов и полюбоваться видами Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства и прочими знакомыми архитектурными творениями Петербурга, находящимися на противоположной стороне Невы.

Дорога к Кунсткамере от Благовещенского моста

Из любого конца города к Кунсткамере можно добраться на общественном транспорте, который здесь ходит очень активно. При движении на общественном транспорте надо ориентироваться на остановки «Университетская набережная», «Университет» или «Биржевая площадь». За полчаса пешком можно дойти от станций метрополитена – «Адмиралтейской», «Спортивной» и «Василеостровской».

Решив посетить данный музей, лучше свериться с режимом работы на официальном сайте, ибо он может меняться. В 2019-20 годах музей работает с 10 до 18 часов в летний период и с 11 до 18 в осенне-зимний период. Выходным днем является понедельник. Санитарный (тоже нерабочий) день проводится в последний вторник месяца.

Вход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулке

Стоимость посещения составляет 300 рублей для работающих граждан и 100 рублей для льготников. В осенне-зимний период в каждый третий четверг месяца музей можно посетить бесплатно.

При посещении музея можно взять экскурсионное сопровождение, но в принципе, организация музея и его многочисленные информационные стенды позволяют вполне самостоятельно ознакомиться с богатством и многообразием музейных экспозиций.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Примечания

  1. . www.museum.ru. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  2.  (недоступная ссылка). КУНСТКАМЕРА. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  3.  (датск.). Nationalmuseet. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  4. Случившийся в 1747 году пожар уничтожил кроме уникального глобуса около 230 книг, в том числе уникальные русские рукописи.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2020.
  6. . ТАСС. Дата обращения: 29 июля 2020.
  7. . РИА Новости (17 августа 2021). Дата обращения: 18 августа 2021.
  8. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 102
  9. Gurlitt C. Geschichte des Barockstiles und des Rococo in Deutschland. — Frankfurt: Nabu Press, 2016. — S. 383
  10. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 57—58
  11. РГИА, ф. 470, оп. 5, д. 50, л. 15. 1724 г. «О сделании проекта купола на башне Кунсткамеры»
  12. Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. Городской архитектор Санкт-Петербурга. 1719—1724 гг. — СПб: Стройиздат, 2004
  13. РГИА, ф. 470, оп. 5. Кн. 2, л. 35.
  14. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. — СПб.: КГИОП—Изд. дом Коло, 2006. — С. 41—47
  15. Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII века. Гравюры по рисункам М. Махаева. — Л.: Советский художник, 1968. — С. 17
  16. Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. 1649—1825. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Т. V. — С. 542.

Цукерброд и рюмка водки

Царь немедля стал покупать различные редкости, уникальные артефакты, которые легли в основу его коллекции. Когда по его приказу столицей стал Петербург, «кабинет редкостей» переехал вместе с ним в Летний дворец. Тогда помещение, где расположился музей, называли на немецкий манер Куншткамерой. Хранителем экспонатов был назначен президент Аптекарской канцелярии Роберт Арескин, а «надсмотрителем редкостей и натуралиев» стал Иоганн Шумахер. Первое время Кунсткамеру могли посетить лишь избранные, но в 1719 году часть коллекций выставили на всеобщее обозрение. Публике демонстрировались в основном живые экспонаты: редкие животные и люди с разными отклонениями (уроды, карлики, великаны и т.п.). Музей постоянно пополнялся новыми чудесами, которые по распоряжению царя покупали в разных странах. И в конце концов их стало так много, что некоторые пришлось хранить в подвалах, что огорчало Петра I. Ведь в подземельях редкости портились от сырости, да и похвалиться ими перед публикой не было возможности. Поэтому царь принял решение поместить коллекцию на Васильевском острове в Кикиных палатах — во дворце боярина Кикина, обвинённого в государственном заговоре и высланного из столицы. Однако простой народ не очень-то стремился посмотреть на редкости, даже поговаривали, что на них лежит печать Антихриста. Чтобы хоть как-то привлечь посетителей, государь распорядился не взымать плату за вход и подносить всем рюмку водки, а непьющим — «кофе с цукербродами». И даже выделял из казны на это дело 400 рублей ежегодно

Музейные служащие рассказывали посетителям о происхождении того или иного экспоната, обращали внимание посетителей на самые интересные экземпляры. Благодаря всем этим мерам в музее с тех пор всегда было много народа

Основу анатомической коллекции составляли 937 экспонатов, собранных бальзамировщиком Фредериком Рюйшем: младенцы с двумя головами, примеры различных патологий, врождённых уродств и прочих ужасов. Рюйш собирал свою коллекцию всю жизнь и очень ею дорожил. Но всё же продал её Петру I за 30 тысяч голландских гульденов, веря в то, что царь сумеет ею правильно распорядиться. Чтобы музей продолжал пополняться редкими экземплярами, царь издал указ, который предписывал: «Если кто найдёт в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди… чтобы также бы приносили, за что давана будет довольная дача, смотря по вещи». И экспонаты в музей стали прибывать. Не только со всей России, но и из-за границы.

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.

Скелет Николя БуржуаДвухметровый телохранитель Петра I с чужой головой

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Детский скелет с двумя головами

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама — и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.


Детский скелет с двумя головами


Детский скелет с двумя головами


Детский скелет с двумя головами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector