Новодевичий монастырь

Новодевичий Некрополь и кладбище

Новодевичий Некрополь был основан в XVI веке как место упокоения самых почетных государственных деятелей России: ученых, писателей, представителей дворянства и царской семьи. В 1898 году за монастырскими стенами было построено новое кладбище для захоронения выдающихся интеллектуалов, политических и военных деятелей. В 1940-х годах он был расширен как место захоронения важных советских деятелей и стал самым известным кладбищем в Советском Союзе.

В результате осквернения Новодевичьего Некрополя в 1930-е годы осталось менее ста могил, в том числе декабристов Сергея Трубецкого и Михаила Орлова, а также героя Дениса Давыдова. Однако на Новодевичьем кладбище, простирающемся за стенами монастыря, находится более 27 000 могил. Среди самых известных обитателей кладбища — писатели Николай Гоголь, Антон Чехов и Михаил Булгаков. Также оперный певец Федор Шаляпин, композитор Дмитрий Шостакович, театральный режиссер Константин Станиславский, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, главный следователь по чернобыльской катастрофе Валерий Легасов, жена Сталина Надежда Аллилуева-Сталина, президенты Никита Хрущев и Борис Ельцин.

О царице Софье

Современный облик, открытого для экскурсий Новодевичьего монастыря, во многом — заслуга царевны Софьи Алексеевны. Обитель служила загородной резиденцией и любимым детищем царевны. Представительница рода Романовых возводила храмы, вознаграждала стрельцов, делала пожертвования. До конца 17 века Новодевичий монастырь содержал две святыни: Смоленский собор, Абрамцевская церковь. За средства царевны возведена трапезная с Успенской церковью, две надвратные церкви — Покрова Богородицы и Преображения Господня, жилые палаты и дома (большинство палат закрыто для экскурсий).

В 1690 году обустроена колокольня в стиле барокко по ярусной схеме с белокаменными кружевами сверху донизу, 3 и 5 уровень наиболее выдающейся среди московских колоколен занимают звонницы. При царевне Софье смягчили срубы крепостные стены и башни, выглядевшие слишком строго рядом с новыми сооружениями.

После стрелецкого бунта в 1689 году Софью постригли в монахини с именем Сусанна, на протяжении оставшихся 5 лет жизни стрелецкая караульня стала домом и одновременно женской тюрьмой царевны.

При входе в покои сохранилась в первозданном облике печь с изразцами, существовавшая при Софии, постоянная экспозиция Софьи. Экскурсии проводят сотрудники музея, монахи. На выставке представлены образы Богоматери XVIII-XX веков, не покидавшие церковных стен. Особое место среди музейных экспонатов занимает священная икона Божией матери Виктора Васнецова (подлинник находится во Владимирском соборе). Ссылаясь на документальные подтверждения, гид сообщит: младенцу Христу художник предал черты собственного сына.

Отдельный экспонат экскурсии также посвящен настоятельнице монастыря игумении Серафимы черной. Имя игуменьи связано со становлением монашеской жизни монастыря в конце XX века. Потомственная дворянка воспитывалась в православной семье. До принятия пострига была ученым, лауреатом Государственной премии, принимала участие в создании скафандр для космонавта. Восьмидесятилетняя игуменья Серафима соединила в лице прошлое настоящее России.

Жизнь монастыря течет по уставу, написанному в 16 веке первой настоятельницей преподобной Елены Девочкиной. Главное правило Новодевичьего монастыря: не иметь имущества, трудиться совместными силами, молиться. Принимая решение поступить в обитель, сестры отказывается от мирских привычек и радости, жертвуют имеющиеся драгоценности храму. Традиционное монашеское облачение, созданное в собственных мастерских монастыря, черных тонов. Образ послушниц передает участникам экскурсий совершенный покой, отрешение от суеты. Сестринские наряды в Новодевичьем монастыре отшивает Щеткина Ирина. До отречения от мирской жизни монахиня окончила Московский текстильный институт, получила диплом художника-модельера, работала в частном доме Моды, затем создавала театральные костюмы.

Храмы и святыни

В Новодевичий Воскресенский монастырь привозят великие святыни. Люди от мала до велика рекой стекаются к монастырю. С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне, доступ в Казанскую церковь сделали круглосуточным.

С 14 по 17 января 200 14 года в монастыре пребывали дары Волхвов из афонского монастыря Святого Павла. Верующие стояли в очереди 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Действующие храмы Новодевичьего монастыря:

  • Храм Казанской иконы Божьей Матери.
  • Храм Афонской иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение».
  • Храм Явления Божьей Матери преподобному Сергею Радонежскому.
  • Домовой храм преподобного Серафима Вырицкого.
  • Домовая церковь Введения в храм пресвятой Богородицы.
  • Часовня преподобного Сергея Радонежского и святой равноапостольской Нины.

Святыни:

  • Чудотворная икона Божьей Матери «Ахтырская».
  • Казанская икона Божьей Матери.
  • Икона Божьей матери «Отрада и Утешение».
  • Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицей мощей правоверных Иоакима и Анны.
  • Частица Животворящего Креста Господня.
  • Ковчег с мощами священномученика Иллариона.
  • Облачение святого мученика Иллариона.
  • Крест с частицей мощей апостола Павла.
  • Шуйца (левая рука) преподобного Иоанна Дамаскина.
  • Ковчег с мощами блаженной Матроны Московской.
  • Ковчег с мощами преподобной Марии Гатчинской.
  • Ковчег с мощами равноапостольской великой княгини Ольги.
  • Древняя икона Страшного суда (дар Президента России Владимира Путина)
  • Фамильный крест дома Романовыхс частицей древа Креста Господня.
  • Чтимый образ великомученика Пантелеимона с частицей мощей.
  • Список Державной иконы Божьей Матери.

Величественный Новодевичий монастырь – гордость Санкт-Петербурга. В умиротворенной церковной тишине храма отчетливо слышен голос собственного сердца. Обитель принимает многочисленных паломников бесплатно. Вход открыт с началом богослужений. Дежурный священник в личной беседе ответит на ваши вопросы и выслушает пожелания.

Экскурсия в Смоленский собор

Главные храмы Новодевичьей обители образуют правильный, обращенный к востоку крест. В центре находится Смоленский собор — главный храм монастыря, возводившийся по обету князя Василия III в память возвращения Смоленска в состав Руси (1514). Собор посвящен Богоматери Одигитрии (переводится с греческого языка как «путеводительница»). Имя архитектора точно не установлено. Историки предполагают, построить итальянский архитектор Алевиз Фрязин по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Здание встречает участников экскурсии монолитными стенами с арочными проемами. Фасады лишены украшения. Трехчастная аспида опоясана тонким арочным ободком. Своды оперты на крестчатых столпах (новшество пришло из Италии). Главы собора сдвинуты на восток, в сторону алтаря. Отдельная часть здания оказывается не под куполом, а вынесенным вперед. Замысел древних зодчих хорошо прослеживается при экскурсиях в ясную погоду. Направленный сверху поток света льется сквозь щелевидные окна на алтарь.

Собор окружает с трех сторон закрытая белокаменная галерея с арками (часть проемов заложена). В 17 веке с севера и юга галерею дополнили двумя высокими крыльцами со ступенями, направляющими заказчиков экскурсий к входу в собор. На галерее были возведены 4 придельные церкви (сохранились две) и малый престол в диаконнике собора. Высота главного Новодевичьего собора 42 м.

Исторический памятник сохранил настенную фресковую роспись XVI –XVII веков. Одновременно формировался облик пятиярусного иконостаса в резных золоченых рамах, выполненных императорскими мастерами Оружейной палаты в Москве. Зимой собор закрыт для экскурсий. Мера позволяет продлить жизнь уникальным фрескам, сохранившимся на стенах Новодевичьего храма.

Внутренние стены поражают обилием росписей. В ходе экскурсии многие прихожане о, «Объединения русских земель под началом Москвы». Тему победы представляют образы Богоматери Одигитрии, покровительницы Смоленска. Изображение размещено над иконостасом. На склонах алтарной арки — архангелы Михаил и Гавриил. На стенах отображены фронтальные фигуры свидетелей, херувимы.

Важно! Старейший храм Новодевичьего монастыря открыт для экскурсий с начала июня до середины сентября. Помещение не отапливается

Монастырь в судьбе женщин

Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала — после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница — боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

Обзор комплекса

По проекту монастырь задуман как огромный комплекс с собором и церквями, парком, кладбищем, огородами и жилыми зданиям, хозяйственными постройками.

Церкви комплекса

Первое строение Воскресенского Новодевичьего монастыря – церковь в честь иконы Казанской Божьей матери внешне напоминает Софийский собор. Здание украшают большие полукруглые окна. На низких барабанах – урезанные купола. Центральный барабан, украшенный мозаикой в голубых тонах, завершается куполом, который по кругу опоясывают вытянутые окна.

Внутреннюю центральную часть церкви окружают массивные колонны из красного мрамора, отделанные золотистыми капителями. Интерьер поражает обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В главном приделе – двухъярусный иконостас, отделанный золотом. Слева от алтаря – рака с частицами мощей святого Иллариона.

В революционные годы в разграбленной церкви устроили склад. В период богоборчества ее собирались взорвать: внутри здания приготовили лунки для взрывчатки, но по неизвестным причинам план не воплотился в жизнь.

С южной и северной стороны Воскресенского собора – две одинаковые церкви: Трех Святителей и Афонская. У церквей – 5 золоченых куполов и колокольня в виде шатра. В храме Трех Святителей – икона Богородицы «Благоуханный цвет», одна из самых почитаемых в России.

В церкви иконы Ватопедской Богоматери, построенной в 1852 году, – православная святыня, икона «Отрада и Утешение», хранящаяся в храме по сей день. Три церкви: пророка Илии с дубовым иконостасом, в честь иконы «Всех скорбящих радость» и Марии Магдалины уничтожены в 20-е годы XX века.

В центре Новодевичьего кладбища в 1856 году возвели кладбищенскую Скорбященскую церковь, которая славилась красивейшей иконой – образом Воскресения Христова, вырезанным из слоновой кости. В 1925 году храм закрыли, а через 5 лет снесли.

Колокольня

В 1895 году возведена 50-метровая четырехъярусная монастырская колокольня. В первом ярусе – парадный арочный вход в монастырь. Во втором ярусе – надвратная церковь преподобного Исидора Пелусиота. В верхних этажах – звонницы, венчает колокольню объемный луковичный золотой купол. В 1920 году колокольню снесли, соорудив на ее месте проезжую часть.

Новодевичье кладбище

Сначала на маленьком церковном кладбище хоронили только представителей дворянского сословия. С 1845-1934 годы на Новодевичьем кладбище захоронили 25 000 человек – много известных людей. Здесь похоронены Некрасов и Тютчев, Майков и Врубель, Головин, врач Боткин.

Во времена гонения на православную веру высокохудожественные скульптурные памятники и захоронения разграбили и уничтожили безбожники. Кладбище напоминало каменоломню: разобрано 400 ценнейших надгробий.

Часовни и храмы снесли. В 1933 году кладбище закрыли. В начале XXI века городской комитет по охране памятников поднял архивы и восстановил имена 13730 человек, похороненных на Новодевичьем кладбище. В 1995 году Новодевичий Некрополь становится памятником федерального значения. Здесь наведен порядок.

История обители

Инициатором создания Новодевичьего монастыря была императрица Елизавета I, которая в 1748 г. пожертвовала Смольный дворец для обустройства женской лавры. Однако из-за Семилетней войны пришлось отложить заселение – первые пять сестер заняли бывшую царскую резиденцию только в 1764 г. С приходом к власти Екатерины II насельниц стали выселять, а за стенами пустыни организовали институт для благородных девиц. Таким образом, к 1822 г. обитель полностью расформировали.

Лавра получила шанс на возрождение только при Николае I. Благодаря его дочери, княгине Ольге, Священный синод принял положительное решение по вопросу реорганизации обители. Так в Санкт-Петербурге появился первый женский монастырь. Изначально он должен был располагаться на Васильевском острове, однако сестры выбрали здание, стоящее в самом центре Северной столицы – бывшую Униатскую коллегию.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Начало строительства

Когда с бюрократическими процедурами было покончено, первым возвели Казанский собор Пресвятой Богородицы, который освятили в 1849 г. Тогда же заложили фундамент Воскресенского храма, строящегося по проекту архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Все расходы на себя взяла царская семья, а также купцы Громовы.

Монахини заселились в пустынь только к 1854 г., когда территория обители стремительно расширялась. К концу XIX столетия за монастырскими стенами уже было несколько храмов, трапезная, мастерские. Велось активно хозяйство – на территории занимались животноводством, пчеловодством, разводили птицу, выращивали фрукты и овощи. Вскоре открыли детский приют, а чуть позже – воскресную школу.

Советское время

Упадок Воскресенского монастыря начался со свержения царского режима. С приходом большевиков пустынь закрыли, а все церковные реликвии изъяли. Какое-то время монахини еще пытались остаться за родными стенами, однако после судебного процесса все 126 насельниц были отправлены в Башкирию.

К концу 30-х годов ХХ столетия практически все монастырские постройки были полностью или частично разрушены. Церкви лишили позолоченных куполов, звонницу сровняли с землей, а монашеские кельи подвергли жесткой перепланировке. В 1935 г. на территории уже бывшей женской обители открыли НИИ электромашиностроения.

История начала строительства обители

Современное состояние

Вторую жизнь Новодевичий монастырь получил только после передачи собора Казанской Божьей Матери под управление РПЦ. Случилось это в 1989 г., а спустя шесть лет пустынь официально получила обратно свой юридический статус.

Несмотря на то что научно-исследовательский институт продолжал свою деятельность, начались активные реставрационные работы. Были восстановлены монашеские кельи, библиотека, трапезная и мастерские. В 2001 г. женской лавре вернули воскресную школу, а также все изъятые советской властью реликвии.

На сегодняшний день полностью отреставрирована только Афонская церковь, где регулярно проходят богослужения.

Монастырские храмы

Воскресенский Новодевичий монастырь представляет собой гармоничный архитектурный комплекс, выполненный в псевдорусском стиле. Фасадом обитель повернута к Московскому проспекту, а если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что все здания размещены буквой «П».

Воскресенский собор

Жемчужина Новодевичьей лавры возводилась на протяжении 12 лет под руководством Н. Е. Ефимова. Это двухэтажное здание с пятью позолоченными куполами, под которыми спрятаны звонницы. С двух сторон фасад оформлен колоннами, главный вход украшен арочным порталом, барабаны несколько удлинены – все это указывает на влияние византийской архитектуры. Внутри собора возвышается полукруглый пятиярусный иконостас. Вся храмовая роспись принадлежит кистям монастырских художников и насельниц.

Воскресенский собор возводился 12 лет

Келейные церкви

Между монашескими кельями и Воскресенским собором возведены две церкви: северная – Трех Святителей, южная – Афонская. Проектировщиками являются Н. Е. Ефимов и Н. А. Сычев. Фундамент Афонского храма, который вмещает около сотни прихожан, заложили в 1850 г., а 28 июля 1854 г. торжественно освятили при участии Николая I.

Южная церковь, построенная по схожему проекту, обслуживала монастырский лазарет и была освящена год спустя. Обе постройки имеют пять глав, покрытых позолотой, шатровую колокольню, а также декорированные арками фасады. Крыши двух храмов выкрашены одинаковой зеленой краской.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

На входе у монастырского некрополя располагается церковь, освященная во имя пророка Илии. Несмотря на то что в 30-х годах ХХ столетия постройку разобрали до основания, ее удалось восстановить, сохранив былую архитектуру. Это пятиглавое каменное здание, купола которого оформлены глазурованным кирпичом. Внутреннее убранство отличается богатством, также там можно увидеть резной дубовый иконостас.

Кладбищенская Скорбященская церковь

Эту святыню постигла аналогичная участь – большевики уничтожили ее вместе с могилой Карамзиных, над которой возвышалось строение. Храм был возведен в 50-х годах XIX столетия и отличался тем, что хранил чудотворный лик «Воскресение Господне», сделанный из слоновой кости.

Казанская церковь

В отличие от предыдущих монастырских построек, Казанский собор был возведен по проекту В. А. Косякова. Из-за Первой мировой войны храм строили долго. Внешняя архитектура представляет собой симбиоз византийского и русского стилей, а во внутреннем убранстве четко прослеживается древнерусская культура. Храм облицован зеленым мраморным камнем, имеет три придела, центральная часть декорирована колоннами.

Монастырская колокольня

Неподалеку от Воскресенского собора возвышается стройная Свято-Исидорская звонница. Это уже вторая колокольня, так как первая была взорвана в связи с расширением Московского проспекта. Здание датируется 1985 г. и построено по аналогичному проекту со звонницей Иоанна Великого. Постройка украшена цитатами из Священного Писания, а также изображениями святых.

Экскурсии в Новодевичий монастырь

Ознакомиться в Новодевичьим монастырем и окрестностями можно как в сопровождении грамотного гида, так и самим. По этим ссылкам и экскурсия в Новодевичий монастырь.

Организованная экскурсия по монастырю

Организованная экскурсия может быть как групповой, так и индивидуальной. Отдельно готовятся и проводятся прогулки для школьников и для иностранных туристов.

Место встречи, как правило, — станция метро «Спортивная». Монастырь неподалеку. Маршрут проложен по всей территории, Вы осмотрите достопримечательности и услышите захватывающие рассказы об обители, истории ее появления, обитателях. Экскурсия заканчивается посещением Новодевичьего кладбища, где можно поклониться любимым поэтам и артистам, отдать честь важным военачальникам.

Самостоятельное посещение монастыря

Самостоятельная прогулка вполне выполнима и бесплатна. Но прайс за вход в Музей — 300 рублей для взрослых и 100 рублей гражданам льготных категорий.

ВАЖНО: любителям запечатлеть объекты, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, придется оплатить 200 рублей за видеосъемку и 100 рублей за использование фотоаппарата

Квест по Новодевичьему

Собрав группу 7-8 человек, можно устроить прекрасную и полезную прогулку по территории.

Место сбора – Надвратный храм у Северных ворот монастыря.

Разработанный маршрут длиной 2 км вы пройдете за 2 часа, но не заметите, как пролетит время. Ведь вы будете постоянно в интерактиве. По пути вы услышите исторические факты и загадочные легенды о храмах и святынях, расположенных на территории монастыря, получите увлекательную информацию о важных для истории страны личностях, имена которых хранят стены Новодевичьего.

Квест приведет к конечной точке – симпатичному памятнику «Дайте дорогу утятам». Эту латунную стаю во главе с мамой уткой подарила русским детям в 1991 году Барбара Буш. Название пришло из популярной доброй американской сказки «Дорогу утятам».

Новодевичье кладбище

Отдельно стоит отметить кладбище Новодевичьего монастыря, которое изначально служило местом захоронения обитательниц монастыря, а с XVIII века — и московских дворян. В начале XX века стал острым вопрос о свободных местах для могил, поэтому за оборонительной стеной монастыря власти выделили территорию под Новодевичье кладбище, ставшим в середине XX века престижнейшим местом для захоронения выдающихся партийных деятелей, военных и других знаменитых личностей СССР.

Более престижным местом для захоронения, чем Новодевичье кладбище, было, пожалуй, только место у Кремлевской стены.

Среди знаменитостей, чей прах похоронен на Новодевичьем кладбище: Александра Коллонтай, Никита Хрущев, Андрей Громыко, Виктор Черномырдин, Владимир Вернадский, Лев Ландау, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Михаил Булгаков, Николай Гоголь, Исаак Левитан, Юрий Никулин, Людмила Зыкина и многие другие.

Новодевичье кладбище зачислено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО, количество захоронений на его территории приблизительно оценивается в 26000.

Сергей Архипкин

История обители

Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.

Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.

В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».

История

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».

С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.

Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.

Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.

С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.

В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.

В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.

К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector