Рассматриваем достопримечательности неаполя вместе

Несколько слов о безопасности в Неаполе

Когда я первый раз и в одиночку собиралась в Неаполь, то переживала по поводу криминальной обстановки в городе. В интернете найдется немало историй, как у кого-то выхватили сумку на улице, причем по большей части это делали мотоциклисты. Если в сумке были документы, то жертвы после этого направлялись в консульство России, сотрудники коего, обыденно и не моргнув глазом, выдавали справку, замещающую паспорт (из этого можно заключить, что для них эта процедура привычна и часто повторяема). На всякий случай, адрес нашего консульства в Неаполе: Via Partenope, 1. Это на набережной Партенопе, прямо напротив входа в парк Вилла Комунале.

В качестве анекдота рассказывают, что местные жители приезжим советуют прилеплять деньги на грудь с помощью перцового пластыря. Как только грудь перестало жечь, значит, вас уже обокрали.

При подготовке к поездке я купила маленькую сумку, в Неаполе одевала ее через шею и продевала через ремень, так чтобы мотоциклист не мог ее сорвать. Паспорт с собой не носила, только ксерокопию. Деньги были на разных картах и некоторая часть наличными, с собой брала небольшую сумму на день. Оказывалась я в разных кварталах Неаполя, в том числе весьма неприятных, но Бог миловал.

Единственный раз я столкнулась с ворами в автобусе. Мы с мужем собирались ехать в Каподимонте и поджидали автобус. Народу на остановке было много. К нам подошла женщина и обеспокоенно предупредила, чтобы мы в автобусе смотрели за сумками (наверно, мы как-то выделялись на общем фоне, может, выглядели ротозеями).

Входим в салон автобуса и оказываемся с мужем разъединенными. Между нами встали три высоких крепких мужчины: ни он не мог ко мне пробиться, ни я к нему. Я видела изогнутую руку вора, ощупывавшего мою сумку. А какое жуткое у него было лицо! Мне показалось, человек с таким лицом не остановится ни перед чем. Я постаралась отодвинуться от него и протиснуться вглубь салона.

Через некоторое время троица вышла. Да и народа как-то стало поменьше.

Так что в автобусах будьте осторожны – орудуют воры. А вот метро почему-то не вызывало такой тревоги.

На центральном вокзале наблюдала сцену: бежал вор с женской сумкой (длинноногий поджарый парень), его пытался догнать толстый полицейский с красным потным лицом. Погоня продолжалась недолго: полицейский махнул рукой и, взявшись за бок, повернул назад.

А вот мою знакомую ограбили посреди белого дня возле входа в музей Каподимонте. Говорит, вышли с подругой из автобуса на остановке, и как-то быстро весь народ разошелся (остановка автобуса, кстати, находится буквально в нескольких метрах от входа на территорию дворцового парка).

Рядом с ними притормозил мотоцикл, на котором сидели двое парней. Задний парень сорвал с моей знакомой сумку и так толкнул ее, что она упала. Со второй женщины сорвал цепочку, и мотоцикл умчался вдаль. Из ценных вещей в сумке был фотоаппарат с кадрами почти всей поездки.

Так что будьте бдительны на улицах Неаполя. Много раз я встречала радушие и помощь со стороны неаполитанцев, в большей массе это искренние и простодушные люди. Но экономическое неблагополучие и нищета заставляют людей искать любые способы выживания: в лучшем случае это попрошайничество, в худшем — воровство или грабеж.

Надеюсь, я не отбила у вас желания познакомиться с Неаполем. Просто не расслабляйтесь, соблюдайте элементарные правила безопасности, и все будет хорошо.

Транспорт в Неаполе и окрестностях

Бардак и неразбериха, характерные для южной Италии, в полной мере присутствуют и в организации транспортной системы Неаполя и Кампании.

Эта сфера услуг, начиная от метро и кончая морским транспортом и электричками, разделена между различными компаниями.

Метро

Метро в Неаполе состоит из трех линий: №№1, 2 и 6. Где линии 3, 4, 5, неизвестно. Наверно, в планах.

Старейшая из линий — №2 – принадлежит железнодорожной компании Trenitalia и представляет собой железнодорожную ветку, местами уходящую под землю. Тянется она из центра аж до города Поццуоли, дважды пересекаясь с линией №1 (на станциях Гарибальди и Кавур). Билеты на эту ветку покупают в автоматах Трениталия и компостируют перед входом на платформу. Поезда ходят с интервалом 10-15 минут, то есть совершенно как электрички, а не как метро.

Линии №№ 2 и 6 принадлежат компании ANM и являются метро в привычном понимании. Но все равно интервал движения там ощутимо больше, нежели в московском метро. Станции линии №1 (желтая ветка) позиционируются как «станции искусства» — «le stazioni dell’arte»: над их оформлением работали архитекторы из разных стран. Действительно, они выглядят оригинально и все очень разные, а станция Толедо вообще признана одной из красивейших станций в мире. Планируется в дальнейшем замкнуть линию № 2 в кольцо и провести ее  через аэропорт Каподикино.

Помимо метро, компания ANM заведует автобусными и трамвайными линиями в Неаполе, а также 4-мя городскими фуникулерами. Три из них доставляют пассажиров на холм Вомеро с разных сторон, а один идет от Мерджеллины на холм Позилиппо.

Если вам нужен билет для разового проезда на всем городском транспорте, подведомственном ANM (т.е. без 2-й линии метро и без Алибас), то вы покупаете билет CORSA SINGOLA за 1 евро. Если вы планируете использовать линию метро № 2 или разные виды транспорта в течение 90 минут, то покупаете билет ORARIO за 1.50 евро.

Билет на день GIORNALIERO стоит 3.50 для ANM и 4.50 – для всех видов городского транспорта.

Недельный билет SETTIMANALE стоит соответственно 12 и 15.80.

Если вы остановились в Неаполе на несколько дней, возьмите трехдневную карту Кампания Артекард – по ней проезд у вас будет бесплатный. Про карту речь впереди.

Автобусом я в Неаполе пользовалась дважды – для поездки в музей Каподимонте и обратно

Впечатление осталось неважное, но приходится им пользоваться, поскольку музей из разряда выдающихся, второй по значимости после Археологического

Электрички

Электрички – удобный вид транспорта для освоения окрестностей Неаполя, ходят часто, расписание соблюдается, билеты дешевые. В Салерно, Пестум, Казерту, Поццуоли мы ездили на поездах Трениталии. В Геркуланум, Помпеи и далее до Сорренто – на электричках компании EAV (Ente Autonomo Volturno), все эти станции находятся на .

Этой же компании EAV принадлежат ж/д ветки Cumana и Circumflegrea. Обе они выходят от метро Монтесанто и заканчиваются на морском берегу в местечке Торрегавета. Кумана проходит по южному сегменту этого кольца, Флегреа – по северному. Интерес представляет Кумана: она проходит через Поццуоли, Лукрино, Байи и Фузаро. Чиркум Флегреа мы намеревались использовать для поездки в Кумы, но оказалось, что электричка проходит через Кумы всего три раза в день, так что в Кумы надо ехать на автобусе от станции Фузаро ветки Кумана.

Местные электрички изрисованы сверху донизу, вид имеют дикий, но ходят исправно, даже по выходным, когда автобусы, кажется, повально «отдыхают». При планировании маршрута старайтесь на выходные исследовать объекты, до которых можно дойти пешком или доехать на электричках. На автобусы по выходным в Кампании лучше не рассчитывать.

Морской транспорт

Морские суда, отправляющиеся на ближайшие острова и в Сорренто, делятся на алискафы (быстроходные) и трагетто, или ферри (паромы). Алискафы отправляются из Моло Беверелло (порт находится за замком Кастель Нуово), трагетто – из Калата Порта ди Масса (в 10 минутах ходьбы от Моло Беверелло).

Алискаф доходит до Капри за 50 минут, билет стоит 21.20 евро. Паром идет до Капри 1 час 20 минут, билет стоит 14 евро.

Алискаф на Искью идет 1 час, билет стоит 18.60. Паром идет полтора часа, билет стоит 11.30 евро.

Морские перевозчики: компании SNAV, Caremar, Medmar, NLG, Alilauro. Расписание и тарифы можно посмотреть на сайтах этих компаний. А еще удобней – на сайте capri.net  Хотя этот сайт посвящен Капри, расписание есть по всем пунктам Неаполитанского и Амальфитанского заливов.

Где в Неаполе лучше жить. Отели Неаполя

Район Центрального вокзала и площади Гарибальди безотраден, грязен, заполнен эмигрантами всех мастей, которые что-то продают на улице. И, тем не менее, многие предпочитают селиться в шаговой доступности от вокзала. Я – не исключение. Оба раза я снимала номер в отеле B&B Sweet Sleep на виа Алесандро Поэтро.

Причина очевидна. Очень удобно, когда под боком и метро, и электричка, и автобусы (в том числе автобус до аэропорта). Через разномастную привокзальную толпу я проходила быстрым шагом, и вскоре оказывалась в своем номере, в тишине и покое.

Рекомендую ли я свой отель? О, да, ответила бы я после первой поездки. Скорее — нет, скажу теперь.

В первый раз все было идеально. Миниотель B&B Sweet Sleep находится на 6-м (последнем) этаже жилого дома. При отеле есть открытая терраса с маленьким бассейном. У меня был чудный номер, который меня полностью устраивал. Приятный доброжелательный персонал, в основном, молодые девушки. Вкусные, прямо-таки домашние завтраки. Находился отель посередине между вокзалом и Капуанскими воротами (фактически, рядом с историческим центром).

В общем, от добра добра не ищут – во второй раз я взяла тот же отель. Оказалось, что помимо главного здания, у них есть еще номера в соседнем доме. Где нас и поселили, выдав добрую связку ключей. Сначала мы открывали дверь, чтобы войти во внутренний двор. Потом – дверь в свою квартиру. Потом – дверь в свою комнату. А еще был ключ, чтобы на завтрак приходить в основное здание на 6 этаж.

Номер был двухуровневый. Внизу – кухонный уголок с газовой плитой, телевизор, одноместная кровать и ванна с туалетом. Наверху – спальня. Все, в общем-то, неплохо, если бы не два жирных минуса: плохой вай-фай и духота. В интернет удавалось войти только ранним утром. До раскаленных батарей невозможно было дотронуться (как тут не вспомнить экономных северян, наших домовладельцев в Венеции и Бергамо). Был кондиционер, но он сильно сквозил. Окно открыть было невозможно – жизнь в Неаполе не затихает и глубокой ночью.

В общем, вот такие разные остались впечатления об одном и том же отеле. Если бы быть заранее уверенным, что номер дадут в главном здании, то лучше и не придумаешь.

Искала отель через Букинг и Хотелллук.

Бронировала отель через Хотеллук, так как на Букинге мой отель был подороже. Единственное, требовалось заранее внести оплату (при том, что я взяла вариант с бесплатной отменой бронирования – в случае отмены деньги должны были вернуть на карточку).

По поводу района возле вокзала скажу – не надо его бояться. Это район неприятный, и, тем не менее, все мои знакомые, кого я ни спрашивала, тоже предпочитали селиться около вокзала, поскольку пребывание в Неаполе предполагает поездки по окрестностям с использованием электричек и автобусов.

Впрочем, есть в Неаполе и благополучные районы.

Вполне благопристойно выглядят корсо Умберто I и виа Толедо. Это просторные широкие улицы с представительными зданиями и многочисленными магазинами, к тому же неподалеку от исторического центра и станций метро Данте, Толедо, Муничипио, Университа.

В самом историческом центре, в Декуманах, я бы не стала советовать селиться: там так же неопрятно, как около вокзала, много народа, тесные темные улицы и далеко от метро (пока метро Дуомо не запустили).

Очень прилично выглядит квартал на холме Вомеро (станция метро Ванвителли – прямая ветка от метро Гарибальди). Просторные чистые улицы, много зелени.

Прекрасное впечатление производит район Кьяйя, тянущийся вдоль набережной

Как-то мне попалась в руки книжка про русских в Неаполе, и я обратила внимание, что все они, как правило, селились именно в районе Кьяйя (Баратынский, Гоголь, Брюллов, Тургенев и др.)

На самой набережной стоят дорогие отели Eurostars Hotel Excelsior 4*, Grand Hotel Santa Lucia 4*, Grand Hotel Vesuvio 5*, Hotel Royal Continental 4*. Цена за двухместный номер в этих отелях колеблется от 130 до 400 евро в сутки.

Есть здесь и более дешевые варианты, правда, уже подальше от моря (например, B&B Luna Caprese, Daily Napoli — Lungomare).

Из преимуществ этого района – чистота, прекрасный вид на Неаполитанский залив и Везувий, рыбные рестораны под стенами Кастель дел Ово, парк Вилла Комунале, по которому утром можно совершать пробежки (или прогулки).

Из недостатков – до метро все-таки далековато, пешком минут 15-20. Местность сильно пересеченная, от набережной склон лезет вверх, так что, скажем, к метро придется подниматься в гору.

Впрочем, для тех, кто путешествует на машине, этой проблемы не существует.

Национальный археологический музей

Это один из самых интересных и обязательных к посещению музеев. Но заглянуть сюда я вам советую после возвращения с архитектурной памятки Помпеи, так вы глубже проникнетесь увиденным.

В Археологическом музее Неаполя представлены уникальные античные экспонаты, собранные из всех уголков Италии, большая часть из которых была раскопана из погребенных под пеплом городов, пострадавших от вулкана Везувий. Внутри все дышит древностью, экспонаты датируются по времени от 2 века до н.э. и до 79 года н.э. Все то, что дорисовывало мое воображение в покинутых домах некогда великого города Помпеи, представилось моему взору на полках музея. Значительную часть музея занимает выставка египетских экспонатов. Хочу отметить еще один деликатный зал, открывшийся совсем недавно – «Секретный кабинет», который вместил в себя откровенные и эротические экспонаты.

Как добраться к Археологическому музею

Адрес: Piazza Museo Nazionale, 19.

Метро: L1, остановка Museo; L2, остановка Cavour.

Время посещения:ежедневно 09:00–19:30. Вторник выходной.

Стоимость: взрослый – 12 евро, льготный – 6 евро. Вход бесплатный для лиц младше 18 лет. Дополнительную информацию можно узнать на официальном сайте.

Замок Капуано (Castel Capuano)

Кастель Капуано был построен в середине 12-го века, имеет нормандское происхождение и назван «Капуано» в связи с тем, что находится вблизи старых городских ворот Порта Капуана (Porta Capuana).

Замок был расширен Фридрихом II и стал одним из его королевских дворцов.

В 16 веке кастель стал Залом правосудия. Для того чтобы адаптировать замок к новой функции, он был перестроен в 1537 году: все типичные военные сооружения были ликвидированы, внутреннее пространство было модифицировано, а подвалы переделаны под тюрьмы с хорошо оборудованными камерами пыток.

В 1752 году, в период Бурбонов, были выполнены фрески, а в 1857 — 58 годах весь замковый комплекс был реконструирован, потеряв следы древнего облика.

Собор Святого Януария

Официальное название Кафедрального собора Duomo di San Gennaro звучит как Duomo di Santa Maria Assunta. Святой Дженнаро (Януарий) – небесный покровитель Неаполя.

Собор Святого Януария

Основание церкви на фундаментах древних базилик относится ко второй половине XIII в. Строительство закончилось уже в следующем столетии. Впоследствии собор неоднократно перестраивался и расширялся, поэтому в его капеллах присутствуют детали разных архитектурных стилей. Фасад – типично готический, с тремя порталами и тремя остроконечными фронтонами.

Главная достопримечательность собора – одна из его капелл Reale cappella del tesoro di San Gennaro, украшенная действительно с королевским размахом. Ее воздвижение и оформление растянулось почти на весь XVII в. Капелла расписана великолепными фресками и украшена скульптурами.

Капелла собора Святого Януария

Золотой бюст св. Януария у алтаря – реликварий. Он богато украшен церковным облачением и драгоценностями, а в его головной части скрыты фрагменты черепа святого.

Золотой бюст св. Януария

В крипте собора хранится его основная святыня – сосуд XIV в. с засохшей кровью святого на дне. Дважды в год (в первую субботу мая и 19 сентября) при демонстрации верующим кровь вскипает и заполняет сосуд. Чудо не случилось дважды, после чего последовали бедствия. В 1527 г. началась эпидемия чумы, а в 1979 г. произошло крупное землетрясение.

Справа от алтаря собора находится древнейшая на Западе крестильня Battistero di San Giovanni in Fonte, датируемая IV в. Мозаики ее сводов – ровесницы крестильни.

Адрес: Via Duomo, 149. Часы работы 8:30–19:30 с перерывом с 13:30 до 14:30 (в воскресенье – до 16) часов. Вход в собственно собор свободный: плата в 6 EUR взимается за посещение капеллы св. Януария. Ближайшие станции метро – Piazza Cavour линии L1 или Museo линии L2. К собору можно доехать и на автобусах R2 или 202, сойдя на остановке Piazza Garibaldi-Mancini.

Неаполь: краткая история города

Надо отметить, Неаполь — очень древний город. Его основали греки еще в девятом веке до нашей эры. Первоначально город назывался именем мифологической сирены Партенопы, пытавшейся своим пением очаровать легендарного Одиссея. По преданию Партенопа покончила с собой и ее тело прибило к берегам Неаполитанского залива. Собственно поэтому греки и назвали так свое поселение.

Позднее, в четвертом веке до нашей эры греческий город захватили и разрушили могущественные римляне. Однако, греки не покинули это благодатное место, а построили здесь новый город. Они назвали его Неаполис, что и означает в переводе «новый город». Впоследствии Неаполис вошел в состав Римской империи.

В шестом веке в Неаполь на место римлян пришли византийцы. Они правили городом довольно долго вплоть до двенадцатого века. Следующие столетия жизнь в Неаполе тоже была не спокойной. Город неоднократно менял своих покровителей. Он попадал под власть то норманов, то испанцев, то автрийцев, то французов и постоянно становился объектом династических разборок королей. Кстати, несколько лет городом правил известный полководец и зять Наполеона Мюрат. Правда, его правление Неаполем длилось недолго всего 7 лет лет, с 1808 по 1815 год.

Современный Неаполь

Наконец, в 1860 году в результате победы революционного движения Дж.Гарибальди Неаполь стал частью независимой Италии. Это был переломный момент в истории города, положивший конец захватническим войнам. Сегодня Неаполь является одним из самых крупных городов Италии с населением около одного миллиона человек.

Так Неаполь выглядит сверху

А так выглядят его узкие улочки с типичной сушкой белья прямо над головами прохожих. Это развешанное между домами белье-визитная карточка города. С одной стороны, это выглядит несколько странно, но с другой, придает городу определенную изюминку.

К сожалению, Неаполь до сих пор считается городом, где процветает организованная преступность. Наверное, в связи с этим обстоятельством на улицах много полицейских

Но если принимать меры предосторожности и не совать нос куда не надо, в городе вполне безопасно

Неаполь считается родиной пиццы Маргерита, рецепт которой был изобретен здесь еще в девятнадцатом веке. Будет здорово, если вы найдете время и попробуете  ее  в одном из местных кафе. Кстати, неаполитанцы очень радушны и приветливы к гостям.

Неаполь и Везувий

Надо сказать, так или иначе, на жизнь Неаполя большое влияние оказывает соседство с Везувием. С одной стороны, вулкан представляет для города большую опасность.  Но, с другой стороны, Везувий дает хорошую возможность для развития туристического бизнеса, который приносит городу хороший доход. В общем, что называется: проигрываешь в одном, выигрываешь в другом.

Извержения вулкана было и, к несчастью, остается для окружающих его территорий серьезной угрозой. Так, в 1805 году  вулканические выбросы унесли жизни более 25 тыс. итальянцев. Даже подумать страшно, сколько тогда  погибло людей! На самом деле, только в такие моменты понимаешь, как же слаб и беззащитен человек перед природой.

Самое масштабное извержение Везувия случилось в 79 году. Тогда с лица земли, как известно, были в легкую стерты города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Сегодня их развалины являются местом паломничества туристов. Вот то, что осталось от цветущего некогда древнеримского города Помпеи, засыпанного семиметровым слоем вулканического пепла. 

Погибший город обнаружили при строительстве водоканала.  Его освободили от вулканических пород, привели в порядок и сделали музеем под открытым небом.  Вообще, от прогулки по древнему городу остается масса незабываемых впечатлений.

В последнее время Везувий снова стал проявлять признаки активности. Таким образом, вулкан постепенно пробуждается и катастрофа может повториться опять. Когда же это случится, никто точно сказать не может.

Вулкан Везувий

Вулкан Везувий является главной достопримечательностью города Неаполя. Он по праву считается самым опасным в мире и единственным активным вулканом континентальной Европы.

Самое сильное извержение вулкана, произошедшее в 97 году н.э., уничтожило два греческих города: Помпеи и Геркуланум. Взрыв был на столько сильным, что в считанные мгновения близлежащие населённые пункты накрыло раскалённым вулканическим пеплом, который уничтожил все живое.

Везувий и сейчас величественно возвышается над Неаполем. Расположенный приблизительно в 15 километрах от города, он виден со многих смотровых площадок. При подъёме на вулкан, вы сможете своими глазами увидеть дыхание действующего вулкана, в виде пара и дыма исходящего из недр земли. Вулканологи на протяжении десятилетий изучают природу, толчки, и активность этого уникального природного явления, надеясь предсказать время следующего сильного извержения, которое никому не известно.

Адрес: Оттавьяно, Неаполь, Италия — Открыть карту

  1. Сначала по местной линии едем с вокзала Неаполя до станции Геркуланум Ercolano scavia. Дорога занимает порядка получаса. Чтобы попасть на нужную платформу, заходим в центральный вокзал Неаполя, спускаемся вниз слева от входа к местной линии circumvesuviana. Билеты покупаем там. Не ведитесь на помощь доброжелательных мужичков в форме работников вокзала. Приведут в ларёк к другу, где вам продадут билеты дороже. Сам же мужичок будет требовать чаевые в размере 5 евро.
  2. Выходим со станции на небольшую площадь. Слева расположен офис по продаже билетов на шатлы (автобусы) до Везувия. Сразу покупайте билет в национальный парк. Все вместе на человека стоит 20 евро. Сотрудники совсем не шустрые. Учтите это, когда будете рассчитывать время. Ждали около получаса в автобусе отправления. А перед этим ещё около часа рейса. На осмотр Везувия дают 1,5-2 часа. Этого хватит на подъем и спуск. Потом с площадки около вулкана вас забирают и везут обратно. Подъем местами крутой. Были удивлены этим, так как в интернете много рассказов про легкий подъем, который осилят даже дряхлые старики. Ну… он тяжело давался даже молодым и не особо спортивным.
  • Время работы: с 8:15 до 20:00
  • Стоимость входа: 10 Евро (если покупать билет на месте, у начала подъема).

Вулкан Везувий.

У входа в преисподнюю

В области Кампания есть места, которые туристы часто игнорируют — и совершенно незаслуженно. Например, район Флегрейских полей. За 50 тысяч лет сейсмической активности здесь образовалось около 40 кратеров, и лишь один подземный исполин считается действующим. Кратеры других заросли лесом, стали озерами, а тот, что в Аньяно, теперь используется как ипподром. В древности полагали, что на месте сегодняшнего озера Аверно, образовавшегося в вулканическом кратере, находились врата Ада, куда спустился Эней, чтобы поговорить с мертвыми.

Подземные толчки и геологическая активность, впрочем, здесь фиксируются постоянно. В начале 80-х годов прошлого века здешние жители даже всерьез подумывали о переселении в другие места. Особенно это коснулось городка Поццуоли, который тогда в полной мере испытал воздействие фумарол — бьющих из-под земли горячих струй вулканических газов, пара и грязи.

В западной части Флегрейских полей на берегу моря сохранились руины греческого поселения Кумы с пещерой Кумской Сивиллы, жрицы и прорицательницы храма Аполлона. С ее именем связаны «Книги Сивилл» — сборники изречений и пророчеств, служивших основой для гаданий. Согласно преданию, Аполлон пленился ее красотой, и она попросила у него для себя столько лет жизни, сколько песчинок на ее родном эритрейском взморье. Сивилла не ответила богу взаимностью, но Аполлон выполнил ее условие.

Переселившись в Кумы, Сивилла с годами поняла свою ошибку — она не попросила у Аполлона вечной молодости. Годы шли, Сивилла старела, ее тело иссыхало. Жители Кум сжалились над ней и привезли ей горсть эритрейского песка, после чего Сивилла испустила дух, однако еще долго продолжал звучать ее голос из грота — до тех пор, пока не закончились года-песчинки…

Единственный активный вулкан на территории Флегрейских полей — Сольфатаради-Поццуоли. Поверхность кратера представляет собой довольно ровную площадку из светлого туфа, из-под которого бьют струи газов с характерным запахом серы. Если поднять камень на высоту груди и бросить на землю, раздастся угрожающий гул, словно внизу сплошная пустота. Эффект создается благодаря многочисленным ходам, «прорытым» газовыми струями.

На фоне Сольфатары-ди-Поццуоли британская группа Pink Floyd в 1972году снимала эпизоды для фильма Live at Pompeii.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector