Кусково
Содержание:
- Каждое третье воскресенье месяца — вход бесплатный! Как добраться до усадьбы Кусково?
- История усадьбы Кусково
- Эрмитаж в Кусково.
- Музеи и карта усадьбы Кусково
- Дворец в Кусково
- Дома для «зеленых питомцев»
- Американская сестра
- История усадьбы Кусково
- Как добраться в Кусково? (адрес)
- История строительства
- Бюст Карла XII
- Усадьба в наши дни
- Итальянский домик в Кусково.
- Усадьба Кусково — как добраться
- Портрет фельдмаршала Шереметева
- Оранжерея в Кусково
- История усадьбы Кусково
- Режим работы и стоимость услуг
- Музеи Кусково
- Предания усадьбы Кусково
Каждое третье воскресенье месяца — вход бесплатный! Как добраться до усадьбы Кусково?
Усадьба Кусково расположена на территории Москвы в восточной ее части, в районе Вешняки.
️Как добраться:
- Ближайшие станции метро «Рязанский проспект», «Выхино», «Новогиреево», расположен парковый ансамбль по адресу улица Юности 2. От метро на автобусе или маршрутке, если погода и здоровье позволяет можно прогуляться пешком.
- Если вы добираетесь на своем или арендованном автомобиле, то у парка есть наземная, бесплатная парковка, количество мест 20. В выходные дни полностью заполнена.
- До парка можно добраться на электричке с Курского вокзала до ж/д платформы «Кусково» или с Казанского до станции «Плющево», далее в подземный переход, который выведет вас прямо в парк.
️О сервисе и парке:
Режим работы парка с 10:00 до 18:00, некоторые павильоны работают с 10:00 16:00.
Выходные дни: понедельник и вторник. Стоимость билетов актуальна на 2019 год.
Вход в парк стоит 50 рублей, дворец 250 рублей. Есть льготные билеты. Если вы покупаете билет в один из павильонов вход в парк бесплатный.
Билеты можно купить онлайн, но вам придется все равно отстоять очередь в кассу чтобы ваш билет был распечатан. Очень плохая организация продажи билетов. Если вы хотите фотографировать внутри павильонов вам необходимо оплатить съемку отдельно. Разрешение дается только на один вид техники.
Работники ведут себя крайне неадекватно, если вы просто держите телефон в руках, но не все смотрительницы ведут себя по-хамски.
На сентябрь 2018 грот и американская оранжерея закрыты на реставрацию.
Лесопарковая зона бесплатна для посещения, ее территория составляет 310 га., очень жаль, что ее по большому счету превратили в шашлычно-туалетную магистраль. Центральный элемент паркового ансамбля является бывшее имение Шереметевых.
На Большом Дворцовом пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Теперь здесь можно взять лодку напрокат. Залог 1000 рублей или документы. Стоимость от 400 рублей. Катамаранов нет.
В выходные дни очень людно, бесконечное количество свадеб сплошная суета. Парк достаточно ухоженный, чистые дорожки, но мало лавочек, где можно просто посидеть и отдохнуть. Так что плюхались прямо на газон у пруда.
На территории парка есть точка с продажей чая и пончиков, можно купить воду, полноценно пообедать нигде не получится. Рядом расположен общественный туалет.
Если вы турист, то подберите для посещения будний день в который работает музей, чтобы с комфортом насладится парковым ансамблем.
История усадьбы Кусково
Первое упоминание об усадьбе датируется первой половиной 17 века. Тогда, в 1623-1624 годах здесь находился боярский двор, деревянная церковь (которая была позже перестроена и ныне радует глаз посетителей) и дворы крепостных людей. Собственно и всё, что здесь было.
Всему, что мы видим сейчас, мы обязаны роду Шереметьевых, которые владели этими землями аж до 1918 года, большевикам, которые ничего не разрушили, советской власти, которая во второй половине двадцатого века вела серьёзные восстановительные работы усадьбы, ну и тем, кто в настоящее время трудится на благо поддержания и реконструкции Музейно-паркового ансамбля.
К 1770 году здесь была построена большая усадьба с парком, прудом и увеселительными заведениями. Причём именно такому стилю и внешнему виду Шереметьевы были обязаны крепостным архитекторам Фёдору Аргунову и Алексею Миронову.
И конечно, же парк, стилизованный во французском стиле со скульптурами и дорожками – тоже наследие того времени.
В 1918 году усадьба Кусково получила статус музея, а во времена Великой Отечественной войны здесь были расквартированы курсантки школы инструкторов снайперской подготовки.
А уже ближе к нашему времени – в 1960 году загородная усадьба входит в черту Москвы.
Эрмитаж в Кусково.
В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.
Музеи и карта усадьбы Кусково
Дворец
Самое главное строение на территории парка – загородная усадьба графа П.Б. Шереметьева. Это летняя увеселительная усадьба, которая строилась для проведения приёмов гостей.
Благодаря сознательности графа, эта усадьба не подверглась разорению в годы Великой Октябрьской революции – на неё была выдана охранная грамота, и усадьба приобрела статус музея живописи. Поэтому это именно та самая усадьба, пусть и местами отреставрированная, а не сожжёный и восстановленный «по старинным чертежам и фотографиям» вариант.
Итальянский домик
Строился в итальянском стиле архитектором Кологривовым, который получал архитектурное образование в Италии, в Риме. Соответственно, это отразилось на стиле строения. А вообще, это был дворец для «малых приёмов», который помимо всего прочего использовался для хранения различных раритетных произведений из живописи. То есть, уже в то время он уже был чем-то наподобие музея.
На момент публикации данной статьи домик был на реставрации и закрыт для посещения.
Голландский домик
Уже из названия понятно, что построен домик был в голландском стиле 17 века, на первом этаже кухня, на втором спальня. По задумке, экстерьер домика должен был напоминать жилой квартал на берегу озера.
Этот домик в усадьбе использовался для различных увеселительных мероприятий. В настоящий момент в домике проходят разнообразные выставки.
Грот
Это, наверное, самое красивое строение во всей усадьбе с архитектурной точки зрения. Причём он гораздо интересней внутри, где светятся под солнечными лучами витражи из цветного стекла, олицетворяющие камень и воду.
На момент публикации статьи грот был на реставрации и закрыт для посещения.
Эрмитаж
При упоминании названия Эрмитаж представляется что-то такое глобальное и необъятное. Здесь же Эрмитаж имеет довольно скромные размеры.
Этот павильон предназначался для избранных друзей графа, пришедших на бал и желающих уединиться.
Что интересно – если сейчас подъём на второй этаж осуществляется по лестнице, то в те времена для этого существовало специальное подъёмное устройство. Другого способа попасть на второй этаж Эрмитажа – не было.
На сегодняшний день здесь находится музейная экспозиция, включающая в себя различные предметы быта, одежды и т.д.
Большая каменная оранжерея
Если честно, то от оранжереи осталось только здание и название. В настоящий момент здесь проводятся выставки живописи, скульптур, посуды из фарфора и стекла.
Здесь же проводятся выступления вокально-инструментальных ансамблей.
Помещение довольно большое, поэтому вмещает в себя довольно таки большие экспозиции.
Вольер для птиц
В вольере можно посмотреть на павлинов, которым докучают местные голуби. Решётка довольно крупная, но павлинам сквозь неё не пробраться, а вот голуби проскакивают со свистом и объедают павлинов.
Церковь Спаса Всемилостивого и колокольня
Эта церковь изначально была деревянной, затем в 1737—1739 годах перестроена уже из камня. Естественно, после революции она перестала действовать, её тоже сделали музейным заведением усадьбы Кусково, в настоящий момент церковь опять действующая.
Американская оранжерея
Здание этой оранжереи пока стоит, но на нём уже красуется табличка, что галерею ожидает демонтаж (а не реставрация). Так что скорей всего на её месте будет возведён новодел.
В настоящий момент для посещения оранжерея закрыта, посмотреть на неё можно только снаружи.
Швейцарский домик
Это строение стоит, всё в порядке, но посетить его не удастся, так как в нём находится дирекция Музейно-паркового комплекса Кусково.
Дворец в Кусково
Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.
Дворец в Кусково
Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.
Прихожая-гостинная
Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.
Портрет Петра Борисовича Шереметева
Малиновая гостинная
Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.
Часы-орган
Далее мы попадаем в парадную спальню, которая не использовалась по прямому назначению, а скорее была данью моде тех времен.
Парадная спальня
Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.
Кабинет-конторка
Диванная
Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.
Вседневная опочевальня
Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.
Портрет калмыцкой девочки Аннушки
Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.
В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.
За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.
Картинная
А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома — Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.
Зеркальный зал
Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.
В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.
Дома для «зеленых питомцев»
А это – Большая каменная оранжерея (1763 г.)
Многие поначалу принимают ее за дворец.
Что неудивительно, принимая во внимание масштабы и совершенное архитектурное исполнение этого «агропромышленного здания». Между прочим, архитектор, который спроектировал оранжерею — Федор Аргунов, был крепостным
Между прочим, архитектор, который спроектировал оранжерею — Федор Аргунов, был крепостным.
Обратите внимание, как зеркалят друг друга здания Дворца и Оранжереи, расположенные на противоположных сторонах парадного партера. Издалека вполне можно перепутать
Издалека вполне можно перепутать.
Всевозможные обманки во времена «галантного века» вообще были в моде.
А самое интересное – Большая каменная оранжерея действительно иногда использовалась для приема гостей!
В ее центре был спроектирован «воксал» — круглый зал с хорами для музыкантов. В нем устраивались танцевальные вечера.
Усталые танцоры могли уединиться в остекленных галереях, где выращивались экзотические растения.
Летом кадки с экзотами выносили в парк (как сейчас это делают в исторических садах Европы) и стригли их кроны в форме различных фигур – кораблей, животных.
Получалась своеобразная «зеленая архитектура».
Внутрь Большой оранжереи можно попасть — сегодня в ней расположен Музей керамики.
Американская сестра
У Большой каменной оранжереи есть сестра – Американская оранжерея.
Это стильное с точки зрения архитектурных достоинств строение несет, как ни странно, чисто утилитарную функцию.
Благодаря такому «индивидуальному подходу к клиенту» здесь мирно уживалось множество капризных гостей с разных континентов – орхидеи, померанцы, кофейные деревья, пальмы, ананасы, персиковые деревья, целые семейства кактусов.
Для максимального поглощения солнечного света в Американской оранжерее использовали стекло зеленоватого оттенка.
Обязательно заверните на задний дворик этой оранжереи. Там находится уютный домик с садиком.
Так и представляешь себе, как здесь скромно и просто жила семья садовника.
История усадьбы Кусково
Начиная с XVI века, жизнь и история Кусково неразрывно связана с родом Шереметевых.
Наибольшего расцвета усадьба достигла во второй половинеXVIII века при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Имение стало знаменитым не только в Российской империи, но и в Европе.
К этому времени было закончено строительство основных и служебных зданий, разбиты парки, устроена система каналов, прудов и мостов.
Кусковские народные празднества собирали до 30 тысяч участников. Дважды в неделю принимали всех, кто пришел. Начиналось все торжественным богослужением. Затем гостям предлагались фольклорные представления, лодочные катания, фейерверки, пение, музыка, игры и забавы. Не обходилось такое веселье без традиционных театральных представлений и дворцовых балов. Крепостной театр Шереметевых играл одну из ведущих ролей в культурной жизни Москвы XVIII века.
Дворец в Кусково зимой
Сюда приезжали именитые гости и монархи. Усадьбу посещала Екатерина II, польский король, австрийский император.
Все это великолепие получил в наследство от отца граф Николай Петрович Шереметев. Большой знаток европейского театра, он организовал обучение крепостных крестьян актерскому мастерству, музыке и пению.
Как добраться в Кусково? (адрес)
Усадьба Кусково находится по адресу: Москва, улица Юности, дом 2 строение 1.
Добраться можно следующими путями – выбирайте, какой будет удобнее для вас:
На метро:
- 1. Станция метро Рязанский проспект, от метро автобусы 133 или 208. Остановка называется «Музей Кусково»;
- 2. Станция метро Выхино, от метро садимся на автобус 620 и едем до остановки «Музей Кусково»;
- 3. Станция метро Новогиреево, от метро садимся на троллейбус 64 или 75, либо автобусы 615, 247, 884 и следуем до остановки «Улица Юности».
На электричке:
Садимся в электричку Горьковского направления и доезжаем до платформы Кусково. Далее идём через Кусковский лесопарк минут 10-15.
На автомобиле:
Проехать к парку можно через Вешняковскую улицу или Северо-Восточную хорду.
Если вы двигаетесь по СВХ — ищите знак, обозначающий съезд на улицу Юности.
По Вешняковской улице нет указателей на поворот, поэтому лучше пользоваться навигатором.
Бесплатные парковки:
Если вы едете в Кусково на автомобиле, то вы можете воспользоваться тремя вариантами бесплатных парковок.
- Первый вариант парковки – находится прямо напротив входа в парк на улице Юности. GPS-координаты: 55.733292, 37.812504.
- Второй вариант, где можно припарковаться – парковка неподалёку от Голландского домика. GPS-координаты: 55.736845, 37.804199.
- Третий вариант – рядом с платформой Кусково, GPS-координаты: 55.738980, 37.794578.
Помимо парковок организованных, можно парковаться вдоль дороги, внимательно смотря на знаки.
Все три варианта бесплатные, однако, имейте в виду, что в выходной день лучше выезжать пораньше. Парковки небольшие, быстро места занимаются.
История строительства
@tatium01
Усадьба Кусково, если верить источникам, существовала еще в XVI веке, однако широкую известность она приобрела двумя веками позднее, когда ее начал активно застраивать граф Шереметьев. До него на территории в 30 гектар не было ничего, кроме церкви и барского двора.
В 60-е годы XVIII века Шереметьев начал строить для своей супруги, крепостной актрисы Жемчуговой, Воздушный театр, чтобы она могла выступать в нем. На его сцене показывали постановки Колычева, Монсиньи и других известных авторов тех времен. Здание театра не сохранилось, однако его планируют восстановить.
Главная постройка комплекса – дворец – появилась в 70-е годы XVIII века. Большой дом, как его еще называли, принимал именитых гостей. В нем устраивали крупные праздники и встречи, а также театрализованные представления.
В 1792 году на месте старой церкви, которая стала разрушаться, построили новый храм. До сегодняшнего дня сохранить внутренний декор не удалось, хотя службы в нем по-прежнему проводят.
Бюст Карла XII
Гипсовый бюст шведского короля Карла XII был создан в 1747 году французским скульптором и декоратором Жаком-Филиппом Бушардоном, работавшим в Швеции. В усадебных описях бюст впервые упоминается в 1774 году. Согласно документу он размещался в оружейной палате кусковского дворца на столике, покрытом красным сукном.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Интерес владельца усадьбы графа Петра Шереметева к Карлу XII был обусловлен желанием сохранить память о событиях Северной войны и противостоянии своего легендарного отца и его коронованного противника. В усадьбе также хранились трофейное седло королевского коня, акварельный и масляный портреты Карла XII.
В скульптуре Бушардону удалось выразить силу духа короля-воителя. Контрапост вскинутой головы и туловища, а также продолжающий движение головы взгляд придают фигуре динамику и наполняют образ внутренней энергией, присущей характеру молодого монарха. Качества, которые раскрываются в фигуре через намеки и ассоциации, в полной мере представлены в пластической проработке лица короля. Скульптурный портрет настолько впечатлил швейцарского писателя, богослова и поэта XVIII века Иоганна Лафатера, что он включил его описание в свое «Эссе по физиогномике»:
«Насколько же он далек от любого проявления робости… Какой дух царственности можно проследить во всей нижней части лица! Правда, мастер, чтобы работа была идеальна, считал необходимым смягчить этот резкий и несгибаемый характер; но в целом он все-таки прослеживается, особенно в бровях… он открыт, мужественен, быстр, стремителен в действиях, не тратит время на слова».
Усадьба в наши дни
Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.
Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:
- «Здравствуйте, я ваша тётя!»
- «Виват, гардемарины!»
- «Ширли-Мырли»
- «Тайны дворцовых переворотов»
Итальянский домик в Кусково.
Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.
Усадьба Кусково — как добраться
Усадьба Кусково расположена на востоке Москвы в районе Вишняки. Самый простой способ доехать до усадьбы это метро.
- Метро Рязанский проспект. От метро прямо до остановки «Музей Кусково» ходят автобусы №133 и №208.
- Метро Выхино. Автобус №620 довезет вас до остановки «Музей Кусково»
- Метро Новогиреево. От метро на троллейбусе №77, автобусе №64 и множестве маршрутных такси нужно проехать до остановки «улица Юности», откуда придется еще пройти около 600 метров до входа в парк Кусково.
Самый простой вариант это доехать до усадьбы Кусково со станции метро Рязанский проспект, здесь и автобусов больше и ехать недолго. График работы музея Кусково можно уточнить на Музей-усадьба Кусково музея Кусково, но помните, что музей не работает по понедельникам и вторникам.
Портрет фельдмаршала Шереметева
Самая курьезная из картин кусковского собрания – «Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева» – создана П.Г. Красовским в 1748 году. Красовский, известный из документов XVIII века как «живописец блафонов и тупых мест» (то есть художник, создающий потолочные картины-плафоны и картины-обманки для тупиковых аллей регулярного парка), был своеобразным художником-декоратором. Написанный им портрет графа немного неуклюж – у Красовского явно были проблемы с изображением анатомически правильного тела, особенно в сложном ракурсе. Как нередко происходило в то время, в процессе создания портрета художник просто скопировал композицию с имевшейся у него гравюры и вписал туда голову Шереметева. Сложно сказать, кто был представлен на гравюре, но она воспроизводила одну из работ французского мастера парадного портрета Гиацинта Риго.
Фото: mos.ru
В Национальном музее Стокгольма хранится портрет шведского короля Карла XII работы Риго. На нем король представлен в той же позе, на сходном фоне, с теми же атрибутами и даже в точно таких же латах с маскароном в виде льва, что и Шереметев на портрете Красовского. Вероятно, заказчик, сын фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев, не знал о существовании портрета шведского короля, иначе вряд ли одобрил бы изображение отца в доспехах его главного противника периода Северной войны.
Оранжерея в Кусково
Далее по парку мы идем к оранжерее. По пути видим обелиск, посвященный Екатерине Великой, в честь ее очередного визита в Кусково.
В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.
Оранжерея
К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.
История усадьбы Кусково
Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково
А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому
На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).
При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.
От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения — церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.
церковь Спаса Всемилостивого
Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.
Режим работы и стоимость услуг
Режим работы: с 15 апр. по 14 окт. 10.00-18.00, с 15 окт. по 14 апр. 10.00-16.00, касса закрывается на час раньше; пн, вт, последняя среда месяца — закрыт
Вход в парк: взрослый билет/учащиеся/пенсионеры 50 RUB. Дворец: 250/100 RUB, Большая каменная оранжерея с выставками: 150/100 RUB, Голландский домик: 100/50 RUB, Итальянский домик: 100/50 RUB. Комплексный билет для индивидуальных посетителей: 500 RUB.
Фото/видеосъемка 100/200 RUB и 1000 RUB для молодоженов. Для иностранцев цены выше.
Экскурсии: от 4000 RUB за группу в зависимости от маршрута; запись на экскурсии: (495) 375-31-31
Музеи Кусково
Еще одна гордость Кусково — Музей керамики с его впечатляющей коллекцией керамики и стекла из разных стран и разных эпох. Здесь можно увидеть образцы итальянской майолики, венецианского стекла, мейсенского фарфора
Особое внимание стоит уделить уникальным собраниям фарфора российских мануфактур с 18 в. Общий фонд музея составляет около 50 тыс
предметов, часть его занята в обстановке дворца.
Прогулка по единственному в Москве французскому регулярному парку с мраморной скульптурой, обелисками, павильонами и системой прудов и каналов способна доставить немало приятных минут, есть во всей этой красоте какая-то застывшая симфония. К тому же такую прогулку можно совместить с посещением Большой каменной и Американской оранжерей, которые находятся на противоположной от дворца стороне парка. Ближайшие же ко дворцу постройки — домовая церковь с колокольней, Кухонный флигель и Швейцарский домик.
Предания усадьбы Кусково
В каждой старинной усадьбе существуют легенды и предания, связанные обычно с какой-нибудь реальной романтической историей. Была такая история и в Кусково: глубокой и преданной любви графа к юной крестьянской девушке.
Музой и любовью всей жизни была для Николая Петровича знаменитая крепостная артистка его театра Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова. Ее голосом и игрой на сцене восхищались сама императрица Екатерина II. Параша, как любовно называли актрису, была обладательницей не только выдающегося таланта, но и высоких душевных качеств.
Николай Петрович Шереметев был тайно женат на Прасковье Ивановне. Сын Дмитрий, родившийся от этого брака, унаследовал имение в XIX веке.
Последним представителем рода Шереметевых, владевшим этими землями, стал сын Дмитрия Николаевича — Сергей Дмитриевич.
В XIX веке Кусково утрачивает значение летней усадьбы для пышных приемов и становится любимым местом загородного отдыха москвичей.
После революции 1917 г. усадьба Кусково была национализирована и превращена в музей. В 1937 г. произошло объединение с московским музеем фарфора под общим названием «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В нем собрана крупнейшая в России коллекция изделий керамики, фарфора и стекла из европейских и восточных стран. Общий фонд насчитывает более 50 тысяч экспонатов от древности до наших дней.