Топ-8 военных музеев севастополя

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 годов»

Находится в центре города, и является крупнейшим объектом Музея обороны Севастополя. Именно панорама положила начало всему музейному комплексу. В настоящее время полотно входит в список 60-ти крупнейших панорам мира. Особенно отмечается историческая точность, мастерство исполнения и правдивость произведения. По этим параметрам севастопольская панорама признается одной из лучших среди произведений данного вида искусства. Длина по окружности составляет 115 метров, высота — 14 метров. Основу всей композиции составляют сцены баталий. Панорама располагается на втором этаже здания на Историческом бульваре, на ее смотровую площадку ведет винтовая лестница с первого этажа.

Здание панорамы, SIrina99

На полотне панорамы, выдающийся русский художник-баталист Ф. А. Рубо запечатлел события одного из 349 дней обороны, а именно 6(18) июня 1855 г. когда был успешно отражен штурм англо-французскими войсками укреплений Корабельной стороны. По замыслу автора, смотровая площадка панорамы является вершиной Малахова кургана, который считался ключевой позицией при обороне Севастополя. В самом начале панорамы изображено происходящее в тылу кургана, а также на подступах к нему. Далее, перемещаясь по часовой стрелке вдоль смотровой площадки, вы приближаетесь к кульминации всего сражения — это рукопашная схватка с англо-французской армией на батарее Жерве. Композиция продумана таким образом, чтобы зритель смог увидеть все этапы штурма и оборонительного боя.

Фрагмент панорамы, By Valentin Ramirez

Панорама была доставлена в Севастополь летом 1904 года, к 50-ти летнему юбилею обороны города. Первыми ее посетителями стали ветераны севастопольских сражений, их очень растрогала и удивила точность, с которой на полотне были переданы события того дня.

На первом этаже здания панорамы располагается экспозиционный зал, он разделен на несколько смысловых частей. Первая часть посвящена ходу севастопольской обороны, итогам и особенностям организации. В экспозиции представлены образцы оружия, обмундирования, модели кораблей, которые участвовали в сражении, знамена, награды, ордена и личные вещи защитников города. Остальные разделы дают представление о создании и последующем воссоздании панорамы после Великой Отечественной войны. Музейные экспонаты повествуют о том, как велась работа художника над живописным полотном на протяжении трех лет, как специально для панорамы строилось отдельное здание на Историческом бульваре, о его судьбе во время войны и вплоть до наших дней.

Описание картины

Огромное живописное полотно Панорамы впечатляет своими размерами и невероятной реалистичностью. Его ширина составляет 114 м, а высота — 14 м.

Реальные декорации незаметно переходят в художественное полотно. Перед глазами зрителей открывается картины с изображением берега Южной бухты и постройки Адмиралтейства, где в дыму горят корпуса Лазаревских казарм.

Vadim Indeikin

В самом начале полотна продемонстрированы события в тылу кургана, а также на подступах к нему. Далее, немного передвигаясь по часовой стрелке, вдоль смотровой площадки, можно приблизиться к кульминации всего боя — рукопашной схватке с англо-французской армией на батарее Жерве. Сюжет картины продуман таким образом, чтобы у каждого была возможность увидеть все этапы штурма и оборонительного сражения.

Все герои на Панораме находятся в движении, и это ощущение полностью передается зрителям. Пока первая пушка перезаряжается, следующая уже стреляет, а третья только что произвела выстрел.

Левее от взрыва стоит профессор медицины Н. И. Пирогов, который впервые в Севастополе применял наркоз, гипсовые повязки и антисептики. У входа в землянку его встречает фельдшер и сестра милосердия.

Фрагмент,  Игорь Долгих

Главными персонажами сражения автор считал народ, в прославлении его подвига он и видел свою первостепенную задачу. В основу произведения искусства Рубо положил самый яркий эпизод севастопольской битвы — бой, во время которого 75-тыс. русская армия отразила натиск 173-тыс. англо-французского войска. Этот сюжет был выбран не случайно, так как именно он олицетворяет символом мужества и доблести русских воинов, сумевших противостоять более сильному противнику.

По замыслу художника-баталиста, смотровая площадка достопримечательности является вершиной Малахова кургана, считающейся ключевой позицией при обороне Севастополя. Изображение на холсте плавно переходит в предметный план, что создает эффект присутствия при реальных событиях.

Бюсты на фасаде здания,  Ирина Зуева

Режим работы и цены в музее на Сапун-горе в 2021 году

Музей и экскурсоводы работают ежедневно с 9:00 до 20:00, касса до 19:30. 

Профессиональная экскурсия по музею занимает в среднем от 40 минут до 1 часа.

  • Стоимость экскурсии по диораме — 300 рублей, до 16 лет — 150 руб., студентам 16–18 лет — 200 руб.
  • Обзорная экскурсия по мемориальному комплексу «Сапун-Гора» — 350 рублей, до 16 лет — 150 руб., студентам 16–18 лет — 200 руб.
  • Комплексная экскурсия с посещением диорамы — 450 руб, до 16 лет — 150 руб, студентам 16–18 лет — 250 руб.
  • Интерактивное занятие для детей (группа от 5 человек) — от 150 рублей (по предварительной записи).

При самостоятельном осмотре открытой экспозиции Ансамбля мемориального комплекса «Сапун-гора» плата не взимается. Если по каким-то причинам вы приехали поздно и музей закрылся, то бесплатная прогулка по парку и по боевым реконструкциям может исправить впечатление.

Экспозиция

На официальном сайте музея Черноморского флота вы можете ознакомиться с описанием экспозиции всех восьми залов. Большая коллекция предметов и документов повествует о развитии Черноморского флота с 1783 года по настоящее время и насчитывает более 30 тысяч экспонатов.

Залы 1–3 посвящены в основном событиям XIX века, Крымской и русско-турецкой войнам, там расположены модели парусников, минного катера и знаменитого брига «Меркурий», личные вещи П. С. Нахимова, В. А. Корнилова и сабля Осман-паши. Литографии европейских художников и подлинные полотна И. К. Айвазовского и Ф. А. Рубо дадут полное представление об атмосфере тех лет.

Залы 4–5 повествуют об участии моряков в двух революциях и Первой мировой войне и восстановлении Черноморского флота после гражданской войны. Модели броненосца «Потемкин», крейсера «Очаков», оружие и личные вещи прославленных героев той поры будут интересны всем, кому небезразлична отечественная история.

Панорама экспозиции одного из залов Военно-исторического музея Черноморского флота

Залы 6–7 рассказывают о боевых действиях 1941–1945 годов, второй обороне Севастополя и Крымской наступательной операции. Фотографии, документы и награды руководителей, а также рядовых участников сражений свидетельствуют об их необычайной смелости.

Зал 8 посвящен послевоенному этапу, восстановлению морского и созданию ракетно-ядерного флота.

Много экспонатов расположено под открытым небом, поэтому учитывайте прогноз погоды при посещении.

Согласно отзывам о военно-историческом музее черноморского флота, это поистине захватывающее место с большим количеством военной техники, которое будет интересно как специалистам по истории, так и всем неравнодушным к теме войны.

Елена Пелешко

Из чего состоит музей

Всего в состав музейного комплекса входит шесть объектов. Рекомендую посетить их все, только так можно в полной мере насладиться этой красотой и проникнуться впечатляющей историей.

  1. Дом (музей) подполья Севастополя. Тут вас ожидает историческая и мемориальная части, посвященные событиям сорок второго – сорок четвертого годов.
  2. Панорама Обороны – составляющая мемориального комплекса памяток оборонительных боев «Исторический бульвар». Подробнее ➤
  3. Культурный музей выставки. Архитектурный памятник двадцатых годов.
  4. Комплекс мемориалов «Малахов Курган». Подробнее ➤
  5. «Сапун-гора». Подробнее ➤
  6. Усыпальница адмиралов флота. Подробнее ➤

Дом-музей севастопольского подполья

На первом этаже главного здания «Панорамы» создан музей с картинами, зарисовками, оружием, документацией и другими предметами, передающими события далеких 1854 – 1855 годов. На втором этаже расположено знаменитое огромное полотно, на котором отображен день штурма города.

Музей-панорама «Оборона Севастополя»

Есть в музейном комплексе и раздел, посвященный созданию, восстановлению Севастопольской панорамы. Тут даже есть, реликвии, подробно описывающие процесс труда Рубо над полотном. Тут и этюды, и зарисовки и даже две части, которые удалось спасти, в ее первозданном виде. Стоит отметить, что «Панорама» одна из самых крупных, 60 аналогичных, объектов во всем мире. Говорить об этом интересном месте в Крыму можно очень много и долго, лучше всего увидеть все собственными глазами.

Обзор музея на Сапун-горе в Севастополе

В самом начале посещения комплекса открываются части экспозиции боевой техники времен Великой Отечественной войны. Образцы с описаниями составляют обширный список вооружения от минометов и подводных торпед до автомобилей, танков и знаменитых «Катюш». На обозрение на открытой площадке выставлен даже боевой катер.

Сергей Мовшович

Поклонникам исторического вооружения лучше посмотреть полный план территории, так как образцы оружия и моторизованной поддержки расположены в нескольких зонах. Часть трофейного вооружения немецкой армии присутствует в специальной зоне реконструкции, на месте ведения самого ожесточенного боя.

Замечательной чертой этого места является отсутствие замороженной музейной атмосферы. Посетители могут свободно гулять и рассматривать траншеи, дзоты, блиндажи и даже настоящую колючую проволоку с консервными банками (сигнализация времен Второй мировой).

Иногда на 9 Мая проводятся мотокроссы по пересеченной местности. Если поездка планируется в конце весны, то уточнить дату проведения мероприятий можно, связавшись с администрацией музея по телефону или через электронную почту.

Уникальной особенностью этого кусочка военной действительности стала песня о штурме на Сапун-горе. Композитор Борис Боголепов, который прошел войну как военный музыкант и дирижер ансамбля моряков, написал мелодию и участвовал в создании стихов, посвященных этому историческому месту. Он общался со многими участниками битвы, и поэтому музыкальное произведение получилось искренним и пронзительным. Сегодня песню называют реквием по героям, отдавшим жизни на Сапун-горе. Это будто живой голос вечного огня, который звучит каждые полчаса среди гранитных плит с именами тысяч солдат и офицеров. Механическое устройство, настроенное на негромкое повторение заглавной мелодии реквиема, создает настроение торжественного покоя.

Неповторимое ощущение вызывает панорама, которая открывается со смотровой площадки. Если посетить ее после экскурсии, то невольно всплывают эпизоды диорамы, и картинки прошлого и настоящего накладываются друг на друга.

Yura Litovchenko

Логичным завершением станет посещение места, где можно помянуть погибших воинов. На территории мемориала построена действующая часовня, в которой можно поставить свечу. Храм возвели к 50-летию Победы в войне, поэтому он назван в честь святого Георгия Победоносца. Купол часовни покрыт венецианским золотом, его башенку венчает скульптура Ангела с крестом, выполненная священнослужителем.

Круглый год возле часовни и отдельно стоящего колокола, а также на мемориале вечного огня можно встретить молодоженов из Севастополя.

В начале лета выпускники школ и гимназий традиционно встречают на горе рассвет.

Ближайшее место в пешей доступности, где можно выпить кофе или перекусить — кафе «Лесное». Оно находится рядом с остановкой автобуса на шоссе Севастополь-Ялта. С другой стороны, через пару десятков метров работает отель «Лесной». Можно переночевать в одном из коттеджей, а также заказать мясо, жаренное на мангале.

Автор картины Оборона Севастополя

В 1901 г. реализацию масштабного проекта поручили Францу Рубо, который являлся основоположником отечественной школы панорамной живописи. Художнику пришлось приехать в Севастополь, где он, перед тем как приступить к работе, занялся изучением историческим документов, ознакомился с местами боев, побеседовал с участниками и очевидцами нападения, а затем в Санкт-Петербурге приступил к эскизу панорамы.

Алексей Загребин

Саму картину живописец вместе с такими известными художниками, как Шенхена, Мерте, Фроша и еще 20 студентами Баварской академии художеств, создал в Мюнхене. Одновременно с написанием живописного полотна, Рубо выполнил натурный план, площадь которого составила 1610 м².

На создание произведения у автора ушло целых 4 года. За всю свою жизнь, кроме известной батальной Панорамы, художник-баталист написал около 200 монументальных полотен. Особой популярностью пользуется известная работа под названием «Бородинская битва» и не менее величественная военная операция «Штурм аула Ахульго», на которой отразилась Кавказская война 1817—1864 гг.

Историческая летопись

Мемориальный комплекс был основан еще до окончания Второй мировой войны в 1944 году, когда на вершине высокого холма был заложен 28-метровый обелиск павшим героям (разработан А. Киселевым).

Через 15 лет по просьбе ветеранов-участников боев в Севастополе было спроектировано специальное полукруглое двухэтажное здание с окнами по периметру.

Первый этаж предназначался для экспозиции подлинных документов, фотографий и предметов, принадлежавших защитникам города.

Konstantin Galochkin

Так, например, сохранились истории о знаменитых прозвищах черноморских моряков, которых противник называл «полосатая смерть» из-за ассоциации с морскими тельняшками беспощадных бойцов.

В экспозиции, посвященной началу освобождения полуострова, представлены реальные фотографии советских воинов-щенщин. Летчицы имели не менее громкое название — «черная смерть». Это имя они получили после многочисленных ночных авианалетов, которые проводились перед наступлением основных войск.

Второй этаж аскетичного бетонного здания отдан под живописный холст, поражающий многочисленными реалистичными деталями штурма стратегической высоты.

Размер Диорамы на Сапун-горе составляет 5,5 метров в высоту и 25,5 метров в длину.

Важными элементами реалистичности, поражающими в этом арт-объекте, стали детали настоящих элементов боевого оружия и военной техники, собранной с поля боя и размещенного в восьмиметровой зоне перед полотном. План диорамы воспроизводит естественный ландшафт, усеянный воронками и рытвинами. Полноразмерные детали в виде траншей, землянок и снарядов создают объемное пространство и усиливают эффект присутствия зрителя. Некоторые участники боя, выжившие после войны, были натурщиками для авторов картины.

Светлана Б

Экскурсоводы, описывающие историческое полотно, рассказывают неподдельные факты о героях событий.

Благодаря сочетанию мастерского изображения с рассказом о подлинных действиях участников масштабность давно прошедших событий становится еще более ощутимой.

В финале экскурсии включается звуковая запись боя, она завершает погружение в атмосферу сражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector