Академический мариинский театр
Содержание:
- Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
- Предшественник Мариинки
- [править] Официальные названия театра
- [править] Главные дирижёры театра
- Вторая сцена Мариинского театра
- Мариинский театр в Санкт-Петербурге: история
- Площадки
- [править] Постсоветский период
- Как добраться до театра
- Информация для посетителей Мариинского театра
- [править] Причины возникновения
- Театр имени императрицы
- [править] Ура! (или Открытие Мариинки)
Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.
История возникновения
В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.
В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.
Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.
В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.
В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».
На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.
Архитектура и стиль театра
Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.
Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.
Внутреннее обустройство главного здания
Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.
Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.
Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.
Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам
Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.
Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.
Предшественник Мариинки
В Петербурге тоже когда-то был свой Большой театр. Он открылся 5 октября 1783 года на Карусельной площади, впоследствии переименованной в Театральную.
Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди Большой каменный театр был выполнен в стиле классицизма и на фоне невысоких соседних зданий выделялся своим величием. Его сцена для XVIII века была невероятно современной и оборудованной по последнему слову техники. В день открытия театра давалась опера «Лунный мир» композитора Джованни Паизиелло. Помимо оперных выступлений здесь устраивались инструментальные концерты и драматические спектакли при участии русской, итальянской и французской трупп.
В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки. С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.
Вид на Большой каменный театр в Санкт-Петербурге
После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения. У крыльца здания находилось подобие пандуса, пологий скат к мостовой, так что конные экипажи могли заезжать прямо под фронтон и посетителю было достаточно сделать всего пару шагов, чтобы из кареты попасть сразу в театральный вестибюль. Это позволяло защитить нарядную одежду от грязи и пыли. Кстати, гардероба в театре не было, и в зал зрители входили в верхней одежде или оставляли ее лакеям до окончания представления.
Именно в эти годы частым посетителем здесь был А.С. Пушкин, черпавший вдохновение для поэмы «Евгений Онегин». Герой вечного произведения, как известно, тоже являлся завсегдатаем Большого театра. Любопытно будет вспомнить, что театральный зал делился на партер и пять ярусов лож и женщинам разрешалось занимать только их. Недаром в поэме Онегин скользил взглядом именно по ложам!
В 1836 году архитектор Альберто Кавос убирает колонны, затрудняющие обзор и искажающие акустику. Зал Большого театра приобрел форму подковы, стал более высоким и вместительным: количество зрителей доходило до двух тысяч. После очередной перестройки первой постановкой стала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», во многом знаковая для дальнейшей истории театра. Ровно через шесть лет зрители посетили премьеру второй оперы великого композитора – «Руслан и Людмила». Кроме того, репертуар Большого каменного театра составляли и бессмертные шедевры европейского музыкального искусства, созданные именитыми композиторами: Верди, Моцартом, Беллини. Со временем спектакли, в которых задействовалась русская оперная труппа, были перенесены на сцену Александринского театра (основан в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной) и так называемого Театра-цирка, находящегося прямо напротив Большого.
Мариинский театр
[править] Официальные названия театра
Первое полное название: Императорский Мариинский театр.
После революции 1917 года, когда всё императорское имущество перестало быть императорским, театр был передан в структуру Наркомпросса, а потом и переименован:
- в 1920 году — Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ)
- в 1924 году — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета
- в 1935 году — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова
16 января 1992 года в связи с падением советской власти театру было возвращено его историческое название — Мариинский. С тех пор официальное название: Государственный aкадемический Мариинский театр.
[править] Главные дирижёры театра
Как уже было сказано, своя собственная труппа появилась в Мариинском театре только после революции 1917 года, до того он входил в структуру императорских театров, и артисты императорской труппы работали в помещениях разных театров, входящих в общую императорскую структуру.
А вот оркестры в каждом театре были свои, это же продолжилось и в советские годы.
В разные годы оркестр Мариинского театра возглавляли (в скобках даны годы деятельности в занимаемой должности):
- Константин Николаевич Лядов (1860―1869)
- Эдуард Францевич Направник (1869―1916)
- Эмиль Альбертович Купер (1919―1924)
- Владимир Александрович Дранишников (1925―1936)
- Арий Моисеевич Пазовский (1936―1943)
- Борис Эммануилович Хайкин (1943―1953)
- Сергей Витальевич Ельцин (1953―1961)
- Александр Игнатьевич Климов (1961―1967)
- Константин Арсеньевич Симеонов (1967―1975)
- Виктор Андреевич Федотов (1975―1976)
- Юрий Хатуевич Темирканов (1976―1988)
- Валерий Абисалович Гергиев (с 1988)
Вторая сцена Мариинского театра
Новая, вторая сцена Мариинского театра была открыта 2 мая 2013 года. Новое здание расположено рядом с главным зданием театра, на противоположном берегу Крюкова канала.
В 1997 году, руководитель театра Валерий Гергиев обратился к президенту РФ Ельцину с предложением построить новое здание для Мариинского театра. Предложение было принято. Проект нового здания театра несколько раз изменялся. Возникали сложности в процессе строительства здания. Стоимость строительства значительно возросла, по сравнению с первоначальными планами.
Новая сцена Мариинского театра создала новые, лучшие условия для работы артистов. Зрители также находятся в более комфортабельных условиях.
Многие жители города остались недовольны внешним видом театра. Он совершенно не вписывается в окружающее пространство.
Расположение театра указано на карте города.
Мариинский театр в Санкт-Петербурге: история
История Мариинского театра уходит корнями в прошлое. Труппа была сформирована по приказу императрицы Екатерины II в 1783 г. Почти целый век выступления проходили на сцене Большого Каменного театра (сегодня Государственная консерватория СПб). Нынешнее здание на Театральной площади возвели в 1859-1860 гг. по проекту архитектора А. Кавоса. Тогда же театр получил своё имя — Мариинский — в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II. Первоначально здание было построено в роскошном дворцовом стиле ампир. В 80-х годах XIX в. архитектором В. Шретером оно было перестроено, расширено и приобрело тот вид, в котором его все знают сейчас.
Стены Мариинки помнят выступления Ф. Шаляпина, Г. Улановой, Р. Нуреева, дирижёров Е. Мравинского и Ю. Темирканова. С 1988 г. бессменным художественным руководителем и директором театра служит В. Гергиев.
Мариинский театр в Санкт-Петербурге (историческая сцена)
В дополнение к исторической сцене Мариинского театра в Питере сегодня достроены Концертный зал и Вторая сцена.
Информация об адресах театра, расписание касс, афиша, билеты.
Мариинский театр (Санкт-Петербург) находится по адресу:
- Историческая сцена — Театральная площадь, д. 1;
- Мариинский-2 (новая сцена) — ул. Декабристов, д. 34;
- Концертный зал — ул. Писарева, д. 20 (вход с ул. Декабристов, 37).
Важно! Афиша и расписание спектаклей Мариинского театра в Санкт-Петербурге представлены на официальном сайте. Начало спектаклей приходится на 18.00, 19.00 и 20.00 часов вечера
Для детей проходят дневные представления с 12.00 и 13.30 часов.
Билеты на спектакли можно приобрести в городских театральных кассах, кассах театра или на сайте. Цена билета варьируется от 500 до 10 000 р.
Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро» на сцене театра
Время работы касс Мариинского театра в СПб:
- Мариинка-1 (историческая сцена) и Мариинка-2 (новая сцена) — с 11.00 до 19.00 (ежедневно).
- Концертный зал — с 11.00 до 19.00 (перерыв с 14.00 до 15.00).
- Кассы в сервисном центре Центральных ж/д касс (набережная канала Грибоедова, д.24) — с 10.30 до 20.00 с понедельника по субботу (перерыв с 13.00 до 14.00) и с 10.30 до 16.00 по воскресеньям (перерыв с 13.00 до 14.00).
- Кассы в здании Большого Гостиного двора (угол Невской и Перинной линий) — с 11.00 до 21.00 ежедневно (перерыв с 14.30 до 16.00).
Интересно! Помимо анонсированных спектаклей и концертов с некоторых пор театром осуществляется проект «Открытая среда в Мариинке». Это еженедельные бесплатные концерты, проходящие в Фойе Стравинского (Мариинский-2). Начало концертов в 14.00, вход свободный. Единственное ограничение — количество мест (170 шт.). Публику впускают за 30 минут до мероприятия.
Площадки
Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:
- Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
- Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
- Владивостоке – 1 (приморская)
Основное здание Мариинского театра
Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.
Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:
- Э. Фрачиоли
- А. Головин
Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.
Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:
- ширина – 30 м
- глубина – 20 м
- высота – 24-25 м
Вторая сцена
Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:
- вместимость зала – 2 тыс.чел
- площадь – 80 тыс.кв.м
- этажей – 7
Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.
Концертный зал (третья сцена)
Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.
Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:
- архитектор К.Фабр (Франция)
- инженер Тойота (Япония)
Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:
- объем -1,3 тыс. куб.м
- вместимость – 1110 мест
- длина – 52 м
- ширина – 24 м
- высота – 14 м
В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.
Приморская сцена
Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.
Корпус имеет 2 зала:
- Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
- Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.
В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.
Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания
Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.
Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:
- ширина – 14 м
- высота – 12 м
Северо-Осетинская государственная филармония
С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.
[править] Постсоветский период
16 января 1992 года театру было торжественно возвращено прежнее имя и имперская символика, Мариинский театр вновь стал Мариинским, правда, не императорским, а Государственным академическим.
Открытие второй сцены Мариинского театра. Концерт
Театральная сцена продолжила радовать новыми представлениями опер и балетов, театр по-прежнему работает исключительно в этих жанрах.
Когда постперестроечная разруха сошла (а новая ожидаемая — от всеобщего разграбления — еще не наступила), Мариинский театр приобрел филиалы: 29 ноября 2006 года состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра; 2 мая 2013 года была открыта Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2).
Новая сцена оказалась трагической для исторического здания Мариинского театра, в стенах которого появились деформации и трещины. Правда, многие специалисты считают, что просчеты идут еще с советского периода, когда непрофессионально проводились ремонтные работы. Как бы то ни было, историческому зданию нанесен серьезный ущерб.
Поскольку период не завершен — раздел тоже не завершен. Раздел будет завершен новыми поколениями авторов.
Как добраться до театра
Добраться до Мариинского театра в СПб можно на общественном транспорте, используя карту города:
- от станций метро «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская» автобусами № 3, № 22, № 27;
- от «Садовой», «Сенной площади», «Спасской» автобусами № 70, № 71, маршрутными такси №К-1, №К-124, №К-169, №К-186, №К-350;
- от «Технологического института» автобусами № 70, № 71, маршрутными такси № К-124, №К-350;
- от «Балтийской» автобусами № 70, № 71, маршрутными такси №К-62, №К-186;
- от «Нарвской» автобусами № 2, № 6, маршрутными такси №К-1, №К-2, №К-6к, №К-154, №К-169, №К-306, №К-306а.
Обратите внимание! Зрители, приезжающие на спектакль на своих автомобилях, должны быть готовы к тому, что парковка рядом с театром отсутствует. Личный автотранспорт придётся оставить прямо на Театральной площади
В декабре 2019 года в непосредственной близости от театра введут в эксплуатацию новую станцию метро «Театральная». С её появлением добраться до Мариинского станет проще.
Зрительный зал Мариинки-1 (вид со сцены)
Информация для посетителей Мариинского театра
Театральные киоски сувениров предлагают посетителям тематические подарки: диски, печатную продукцию, уникальные предметы из театральных мастерских (костюмы, веера, сумочки), авторские изделия из стекла, дерева, фарфора. В продаже имеются живописные работы известных художников Санкт-Петербурга.
График работы киосков:
- в Мариинском-1 с 11.00 до последнего антракта (перерыв с 14.00 до 15.00, вход из кассового фойе);
- в Мариинском-2 и Концертном зале за час до начала спектакля/концерта и до последнего антракта.
Дополнительная информация! Буфет в Историческом здании один, но на каждом ярусе есть дополнительные буфетные стойки. В Мариинке-2 и Концертном зале по два буфета. Наценка здесь по традиции выше, чем в уличных кафе.
Мариинский театр постоянно работает над тем, чтобы всем посетителям было удобно и комфортно в нём находиться. Маленьким детям на время спектакля предоставляются «подушки». Так юные театралы не ограничены в обзоре из-за низкого роста.
Самым удобным на сегодняшний день стало помещение Новой сцены. Здесь предусмотрены эскалаторы, лифты, камеры хранения, комнаты для переодевания. Широкие лестницы и несколько дверей для выхода позволяют избежать скученности публики в антрактах и по окончании спектакля. Концертный зал также имеет вход без подъёма и оборудован лифтами.
Совет! В силу архитектурных особенностей сложнее обстоят дела с удобствами для публики в Историческом здании Мариинки. Поэтому зрителям с ограниченными возможностями здоровья желательно заранее связаться с администратором по телефону. Персонал приложит все усилия для максимального удобства посещения театра.
Контактные телефоны:
- справочная служба театра 7 (812) 3264141;
- администратор 7 (812) 3264152.
Мариинка-2 на Крюковом канале (Новая сцена).
Гости города часто задаются вопросом: проводятся ли экскурсии по внутренним помещениям театра? Ведь само здание Мариинки с его богатейшей историей представляет для театралов не меньший интерес, чем музыкальное действо! Ответ на него положительный. Предоставляет такую услугу Экскурсионное бюро СПб. Жителям и гостям города выпадает уникальная возможность побывать за легендарными кулисами. Оформить заказ на посещение экскурсии можно на сайте. После оформления заявки сотрудники перезвонят и расскажут организационные подробности.
Санкт-Петербург — город удивительной красоты, строгий, аристократичный и благородный. В нём всё прекрасно: дворцы, церкви, парки, театры, музеи. Мариинка — одно из лучших его украшений. Так пусть знакомство с Санкт-Петербургом и Мариинским театром станет незабываемым для каждого!
*указанные цены актуальны на сентябрь 2018 года
[править] Причины возникновения
В ночь на 26 января 1859 г. здание Театра-Цирка в Петербурге сгорело; остался лишь остов здания. Петербург лишился одной из своих сцен. Большой Каменный театр, к этому времени неоднократно перестраивавшийся (в 1811 году произошел крупный пожар и здание было восстановлено, а в 1836 году архитектор А. К. Кавос провел новую реконструкцию; были и последующие реконструкции), уже не справлялся со всеми требованиями времени. Правда, с 1832 года Александринский театр, а с 1833 года Михайловский театр, да и другие сценические площадки Петербурга, — давали и оперы, и балеты, и драмы. Но и этого столице не хватало.
После утраты в пожаре Театра-Цирка тут же было принято решение строить на этом месте новое театральное здание императорской труппы.
Новое здание должно было отвечать всем необходимым современным условиям — сцена, гримерные и декораторские мастерские, зрительный зал, ложи — в том числе императорская… Всё требовало новаторских решений.
Строил новый театр архитектор Альберто Кавос.
14(27) сентября 1859 года вышло высочайшее постановление — император Александр II «высочайше повелел перестраиваемый театр-цирк именовать Мариинским», по имени жены Александра II императрицы Марии Александровны.
Театр имени императрицы
На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.
Мариинский театр в XIX веке
Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста
В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время
Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.
Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.
Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.
Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.
В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.
Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.
[править] Ура! (или Открытие Мариинки)
Новый императорский театр — еще до своего открытия — получил название Мариинский.
Общее количество зрительских мест возросло по сравнению с театром-цирком — 1625.
Царская ложа была украшена монограммой: сочетанием первых букв имен Марии Александровны и Александра II. Помимо официальной царской ложи была еще и семейная царская ложа напротив директорской ложи. В стене семейной царской ложи была выстроена потайная дверь, ведущая прямо на «женскую сторону» — очевидно, чтобы императору легче было поприветствовать понравившуюся артистку.
Официальная царская ложа (восстановленная). Современный вид. Фото: Н.Разина
Открылся императорский Мариинский театр 14 октября (2 октября ст.ст.) 1860 года оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» — под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова, отца будущего знаменитого композитора Анатолия Лядова.
На следующий вечер после открытия театра 3 октября 1860 был дан спектакль по пьесе А. Н. Островского «Гроза» (эта постановка уже год с успехом шла на сцене Александинского театра), а 10 октября состоялась премьера еще одной пьесы А. Н. Островского «Старый друг лучше новых двух» в пользу вдовы и детей недавно скончавшегося великого русского драматического актера, артиста Петебургской императорской труппы А. Е. Мартынова.