Исаакиевский собор. как маятник фуко в соборе стал символом борьбы между наукой и религией?

Что же будет дальше?

Каждый понял заявление по-своему. Музейные работники расценили это как ликвидацию музея. Состоялись акции протеста сторонников музея и крестные ходы противников. Таким образом, когда убрали маятник Фуко из Исаакиевского собора, а власти огласили свое решение, это не внесло окончательной ясности ни о принадлежности, ни о назначении здания.

На сегодняшний день нет окончательного понимания статуса собора ни у одной из сторон. Вроде бы, изъявив готовность к передаче «Исаакия» в руки церкви, правительство с января этого года не дождалось от РПЦ официальной заявки на это. Музейные служащие не знают, что делать: паковать экспонаты или распаковывать уже собранное. СМИ периодически поднимают этот вопрос перед дирекцией музея, но и прежний, и вступивший в июне в должность Ю. Мудров, похоже, плохо представляют свое будущее. Граждане периодически протестуют.

Пока можно уверенно сказать лишь то, что сегодня в здании ежедневно проходят службы и тут же работает музей «Исаакиевский собор». Маятник в соборе как бы продолжает раскачиваться.

Где находится и как добраться

Расположен Исаакиевский собор по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, строение 4.

  • Телефон канцелярии 31-44-096;
  • экскурсионного отдела – 31-59-732;
  • референта – 31-54-361;
  • код – 812.

Как добраться:

  • На метро: доехав до станции Адмиралтейская, выйдите в город и пройдите два квартала по Малой Морской. От станций Спасская, Садовая, Сенная площадь можно выйти на площадь Сенную, откуда повернуть в переулок Гривцова. Дойдя до набережной Мойки, снова сверните налево, и через пару минут вы окажетесь у храма.
  • Доехать до собора можно и автобусами №27, 2, 22.
  • Сюда довезут троллейбусы №22 или 5.

Гироскоп Фуко

Чтобы продемонстрировать вращение прямо, а не косвенно через качающийся маятник, Фуко использовал гироскоп (слово, придуманное Фуко в 1852 году) в эксперименте 1852 года. Внутренний кардан гироскопа Фуко был уравновешен на ножевых подшипниках на внешнем кардане, а внешний кардан был подвешен на тонкой резьбе без скручивания таким образом, что нижняя точка поворота почти не несла веса. Гироскоп был раскручен до 9000–12000 оборотов в минуту с помощью ряда шестерен перед установкой в ​​нужное положение, что было достаточным временем, чтобы сбалансировать гироскоп и провести 10 минут экспериментов. За прибором можно было наблюдать либо в микроскоп с точностью до десятых долей градуса, либо по длинной стрелке. Еще как минимум три копии гироскопа Фуко были изготовлены в удобных дорожных и демонстрационных боксах, а копии сохранились в Великобритании, Франции и США. Гироскоп Фуко стал проблемой и источником вдохновения для опытных любителей науки, таких как Д. Б. Адамсон .

Где остановиться

Туристам стоит заранее задуматься, а где же они будут жить в Санкт-Петербурге в период знакомства с его достопримечательностями. Рядом с Исаакиевским собором находится три гостиницы – «Англетер», «Астория», «Ренессанс балтик».

  • «Ренессанс балтик» – это пятизвездочный отель, который предлагает гостям города на Неве поселиться в уютных одно- или двухместных номерах.
  • «Англетер» – гостиница, известная прежде всего тем, что именно здесь свел счеты с жизнью Сергей Есенин. Сегодня это современный комплекс, где гости найдут все необходимое.
  • «Астория» – одна из знаменитых питерских гостиниц, в которой останавливались многие известнейшие люди.

Объяснение механики

Анимация маятника Фуко в северном полушарии, при этом скорость и амплитуда вращения Земли сильно преувеличены. Зеленая кривая показывает путь качания маятника над землей (вращающаяся система отсчета) в любой вертикальной плоскости. Фактическая плоскость качания, кажется, вращается относительно Земли: сидя верхом на качелях, как качели, фиктивная сила Кориолиса исчезает: наблюдатель находится в эталоне «свободного вращения», где, согласно общей теории относительности, должны быть измерены неевклидово искривленное пространство-время. использовал. Провод должен быть как можно более длинным — обычно длина составляет 12–30 м (40–100 футов).

Либо на географическом северном полюсе, либо на географическом южном полюсе плоскость колебаний маятника остается фиксированной относительно далеких масс Вселенной, в то время как Земля вращается под ней, за один звездный день для завершения вращения. Итак, относительно Земли плоскость колебаний маятника на Северном полюсе — если смотреть сверху — совершает полный оборот по часовой стрелке в течение суток; маятник на Южном полюсе вращается против часовой стрелки.

Когда маятник Фуко подвешен на экваторе , плоскость колебаний остается фиксированной относительно Земли. На других широтах плоскость колебаний прецессирует относительно Земли, но медленнее, чем на полюсе; угловая скорость, ω (измеренный по часовым градусам в день) сидерический, пропорциональна синус от широты , ф :

Φзнак равно360∘грех⁡φ dау{\ Displaystyle \ Phi = 360 ^ {\ circ} \ sin \ varphi \ / \ mathrm {день}},

где широты к северу и югу от экватора определены как положительные и отрицательные соответственно. «Маятниковый день» — это время, необходимое плоскости свободно подвешенного маятника Фуко, чтобы совершить видимый оборот вокруг местной вертикали. Это один звездный день, разделенный на синус широты. Например, маятник Фуко на 30 ° южной широты, если смотреть сверху наземным наблюдателем, вращается на 360 ° против часовой стрелки за два дня.

При достаточной длине провода описанный круг может быть достаточно широким, чтобы тангенциальное смещение вдоль измерительного круга между двумя колебаниями можно было увидеть невооруженным глазом, что делает маятник Фуко зрелищным экспериментом: например, оригинальный маятник Фуко в Пантеоне движется по кругу, с амплитудой маятника 6 метров, примерно на 5 мм каждый период.

Маятник Фуко на Северном полюсе: маятник качается в той же плоскости, что и Земля под ним.

Отрывок из иллюстрированного приложения к журналу Le Petit Parisien от 2 ноября 1902 года, посвященного 50-летию эксперимента Леона Фуко, демонстрирующего вращение Земли.

Маятник Фуко требует осторожности при установке, потому что неточная конструкция может вызвать дополнительное отклонение, которое маскирует земной эффект. Как заметил более поздний лауреат Нобелевской премии Хайке Камерлинг-Оннес , который разработал более полную теорию маятника Фуко для своей докторской диссертации (1879 г.), геометрическое несовершенство системы или упругость опорной проволоки могут вызвать интерференцию между двумя горизонтальными модами колебаний, которые заставил маятник Оннеса перейти от линейного колебания к эллиптическому за час

Первоначальный запуск маятника также имеет решающее значение; традиционный способ сделать это — использовать пламя, чтобы прожечь нить, которая временно удерживает боб в исходном положении, таким образом избегая нежелательного бокового движения (см. ).

Примечательно, что отклонение маятника наблюдалось еще в 1661 году Винченцо Вивиани , учеником Галилея , но нет никаких свидетельств того, что он связывал этот эффект с вращением Земли; скорее, он считал это неудобством в своем исследовании, которое следует преодолеть, подвешивая боб на двух веревках вместо одной.

Сопротивление воздуха гасит колебания, поэтому некоторые маятники Фуко в музеях оснащены электромагнитным или другим приводом, чтобы качающийся боб оставался в движении; другие запускаются регулярно, иногда с церемонией запуска в качестве дополнительной достопримечательности. Помимо сопротивления воздуха (использование тяжелого симметричного боба для уменьшения сил трения, в основном сопротивления воздуха посредством симметричного и аэродинамического боба), другая главная инженерная проблема при создании 1-метрового маятника Фуко в настоящее время, как говорят, заключается в том, чтобы гарантировать, что нет предпочтительных направление качания.

Анимация описывает движение маятника Фуко на 30 ° северной широты. Плоскость колебаний поворачивается на угол -180 ° в течение суток, поэтому через два дня плоскость возвращается в исходную ориентацию.

Сколько стоит подняться на Исаакиевский собор

Стоимость билетов в вечернее время

  • Исаакиевский собор в вечернее время — 400 рублей для всех категорий посетителей
  • Колоннада в вечернее время — 400 рублей для всех категорий посетителей

Экскурсии «Вечерняя колоннада» проводятся ежедневно с 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30

Режим работы колоннады Исаакиевского собора

Колоннада в дневное время:

  • С 1 октября по 30 апреля С 10:00 до 18:00
  • Выходной день — третья среда месяца
  • Касса закрывается в 17:30

С 1 мая по 31 сентября

  • С 10:00 до 18:00 ежедневно

Вечерняя колоннада:

  • 1 мая по 30 сентября:
  • с 18:00 до 21:30, без выходных.
  • Работа касс и впуск посетителей с 18:00 до 21:00.

Телефон Исаакиевского собора: +7

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор — крупнейший на сегодняшний день православный храма Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.

Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы.

Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства.

После революции храм был разорен, из него вынесли около 45 кг золота и более 2 т серебра. В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.

Музейный статус был присвоен храму в 1948 г., а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 г., и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия

Колоннада Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи — есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.

Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими.

Практическая информация

Адрес: Исаакиевская площадь, 4.

Время работы: с 10:00 до 17:30.

Вход: 250 RUB (вход в музей), 150 RUB (вход на колоннаду, включена аудиоэкскурсия).

Цены на странице указаны на сентябрь 2021 г.

Святыни

В дореволюционное время храм Исаакия Далматского служил хранилищем для почитаемых православных святынь. В их число входили:

  • крест с частичками от животворящего древа Господнего
  • иконы – Тихвинской Пресвятой Богородицы, Корсунской Богоматери, Спаса Нерукотворного, св. Пантелеймона с частицами его мощей
  • рака с мощами Андрея Первозванного

Помимо религиозных атрибутов, в церкви сберегались воинские реликвии:

  • знамя ополченцев Отечественной войны 1812 г.
  • 4 стяга петербургского ополчения 1855-1856 гг.

Лик Тихвинской Богоматери, по преданию, был создан св.Лукой. Он представляет деву Марию в образе Путеводительницы. На руках матери изображен младенец Иисус, держащий свиток в руке. Чудотворная икона служила одним из главных оберегов русских земель. Ежегодно ее обносили во время крестного хода по всем территориям государства Российского. Тихвинским образом был благословлен на царствование первый монарх из династии Романовых- Михаил Федорович. Икону высоко ценил Иван Грозный.

По его повелению она была перенесена из города Тихвин в Москву. Иван Грозный считал Богородицу своей заступницей и приказал сделать копии иконы, которые передавались в разные храмы. Подлинное изображение было вывезено из СССР в годы войны. С 1950 по 1995 гг. она находилась в США и была торжественно возвращена Русской Православной Церкви.

Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)

Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.

В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.

Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также  между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение  Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия.  Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и  возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.

Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе. 

Никос Флорос награжден за вклад в искусство  Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники. 

После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить  две уникальные работы в этом величественном  православном храме.

Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.

Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.

Мараи Георгус,
историк искусств

Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств

Наружное убранство Исаакиевского собора

Архитектура здания непосредственно взаимосвязана со скульптурой. За 14 лет было создано более 300 статуй и рельефов, композиции фронтонов, сводов и барабана главного купола, а также убранство наружных и внутренних дверей собора.

Над скульптурным оформлением храма работали П. Клодт и А. Пименов, Ф. Лемер и И. Герман. Но большую часть скульптур в 1841 году Монферран поручил выполнить Джованни Витали.

Статуи и рельефы Исаакиевского собора не только придают пышность его облику, но и объединяют отдельные части здания, зрительно смягчают переход от одной части строения к другой. А кроме того, наружное убранство призвано подчеркнуть мысль о консолидации православной церкви и российской монархии, почитании русских царей как помазанников Божьих.

Скульптурный декор чрезвычайно эффектен, но надо признать, что несколько перегружает фасады здания.

При строительстве было использовано сорок три породы минералов. Цоколь храма облицован гранитом, а стены — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов.

Скульптуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.

Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами.

Часть декора Исаакиевского собора, в том числе композиции фронтонов создана методом гальванопластики, который впервые использовался в таком масштабе. Технологию этого метода разработал русский физик Борис Якоби.

С южной стороны мы видим горельеф «Поклонение волхвов», созданный Иваном Петровичем Витали. В центре — дева Мария с младенцем, по сторонам — волхвы с дарами.

Горельеф «Воскресение Христа», созданный Филиппом Лемером, расположен на северном фронтоне.

Предоставление этого заказа французскому зодчему Лемеру вызвало недовольство русских мастеров. Так, скульптор Петр Свинцов предложил выполнить совместно с художником Василием Демут-Малиновским горельеф «Воскресение Христа» бесплатно, доказав, что творение русских мастеров может спорить со славой иностранцев, лишенных чувства патриотизма к России. Но Комиссия по строительству в его просьбе отказала.

На восточной стороне фронтон оформлен горельефом «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом».

Представлена сцена из жития св. Исаакия. Изображен момент, когда игумен Далматского монастыря в окрестностях Константинополя Исаакий обращается к императору Валенту, стороннику арианской ереси, предсказывая скорую гибель, если тот не прекратит гонения на православных христиан. Композиция выполнена скульптором Лемером.

На западном фронтоне горельеф «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия», созданный И.П. Витали.

Выполненная скульптором композиция содержит несколько реалистических типажей. Так, в образах Виктора и Сатурнина, приближенных императора, можно увидеть сходство с председателем Комиссии по строительству здания П.М. Волконским и президентом Академии художеств А.Н. Олениным. В углу горельефа изображен Монферран в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.

По легенде, на торжественном освещении собора присутствовал Александр II. Кто-то из недоброжелателей Монферрана указал монарху на странную сцену в углу фронтона. Все святые пришли к святому Исаакию Далматскому с поклоном, но одна фигура головы не склонила. Напротив, она гордо протягивала Исаакию макет своего творения. В этой фигуре все узнали скульптурный портрет самого Монферрана. «Экий гордец! Смутьян!» – прошептал императору недоброжелатель.

Александр II не любил смутьянов, и когда к нему подвели архитектора, не только не поблагодарил его за труды, но и сделал вид, что не узнал создателя главного собора страны и даже руки не подал.

Во время строительства храма Монферран предлагал Николаю I придать образам императора Феодосия и императрицы Флаксиппы в западном фронтоне портретное сходство с ним и супругой Александрой Федоровной. Но Николай I посчитал это откровенной лестью и отказался.

Посещение Колоннады Исаакиевского собора

Исаакиевский собор обладает красотой и величием, как своих размеров, так и внешним видом. Особенно впечатляет центральный купол, наружный диметр которого равен 25,8 метрам, внутренний — 21,8 метру.

Вокруг барабана купола располагается колоннада — ряд колонн, которые объединены между собой горизонтальным перекрытием. Колоннада Исаакиевского собора находится на высоте 43 метра над землёй.

Но самое главное, что её можно не только увидеть с земли, но и полюбоваться городом с её высоты, так как она открыта для посещений, здесь располагается смотровая площадка.

Колоннада включает 24 колонны, каждая из которых весит около 67 тонн. Высота колонн — 14 метров. Помимо этого, колоннада имеет 12 огромных окон. Чтобы подняться наверх, потребуется преодолеть несколько сотен ступеней винтовых лестниц. Вход на объект производится с южной стороны храма, в то время как выход осуществляется с северной.

Посетить колоннаду Исаакиевского собора можно в любое время года, смотровая площадка работает ежедневно с 1 мая по 31 октября. В период с 1 ноября по 30 апреля каждая третья среда месяца является выходным днём.

Режим работы колоннады совпадает с графиком работы самого музея. Однако, посетить колоннаду можно каждый день, в том числе и по средам, в период с 1 мая по 31 октября.

При этом с 1 ноября по 30 апреля третья среда каждого месяца является выходным днём. Подняться на колоннаду и полюбоваться оттуда видами Санкт-Петербурга можно с 10:30 до 18:00.

В период с 27 апреля по 30 сентября также доступно вечернее посещение колоннады. «Вечерняя колоннада» открыта для посещений с 18:00 до 22:30.

Лайфхак: вход на колоннаду платный, днём цена билета в два раза ниже, чем в вечернее время. Впуск посетителей, так же как и в сам Исаакиевский собор, прекращается за 30 минут до закрытия объекта. Тогда же прекращают работу и кассы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector