Версальский дворец
Содержание:
- Введение
- Большой дворец
- Игрушечная деревня
- 5 вещей, которые нужно сделать в Версале
- Замечательные места в парке
- Трианон-де-Фарфор
- Рынки Версаля
- Чем заняться[править]
- Стоимость строительства
- Дворец Тюильри во власти Бонапартов
- Строительство Версальского Дворца
- Интересные факты
- Зверинец
- Мария Медичи – королева Франции
- Пересадка садов Версальского парка
- История Версаля
Введение
Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.
Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.
С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германским войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.
Большой дворец
После смерти Людовика XIII маленький замок долго пустовал. За его сына Людовика XIV, ещё совсем ребёнка, долгое время правили его мать Анна Австрийская и первый министр — кардинал Мазарини
Подросший будущий «король-солнце», чудом переживший гражданскую войну — Фронду, хорошо понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но предпочитал действовать с предельной осторожностью. Дождавшись смерти Мазарини в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без первого «министра
В том же году был арестован министр финансов Николя Фуке, наживший себе на этой должности колоссальное состояние. Как раз к этому времени Фуке завершил строительство личной резиденции Воле-Виконт. Восхитительной красоты дворец был конфискован, а находившийся под впечатлением Воле-Виконта король решил привлечь его создателей к строительству и своего нового дворца. Это были первый королевский архитектор Луи Лево, специалист по планировке и посадке садов и парков Андре Ленотр, а также известный художник по интерьерам и теоретик искусства Шарль Лебрен. Осталось лишь выбрать место для строительства резиденции. После долгих раздумий и сомнений выбор Людовика XIV, казалось, пал на Венсен, но затем неожиданно он сделал выбор в пользу Версаля с его охотничьим домиком. При этом Людовик-сын решил, что маленький замок строители должны сохранить. Лево учёл все пожелания короля и приготовил проект, согласно которому старый охотничий замок с одной стороны оставался неприкосновенным, а с трёх других обрастал современными для той эпохи корпусами, как бы оказываясь заключённым в каменный конверт. Королю идея понравилась, и Лево руководил строительством Версаля до самой своей смерти, последовавшей в 1670 году. Одновременно он работал в парке над сооружением Зверинца и Оранжереи, которые для короля были и прихотью, и радостью. В главном Шато находились приёмные залы Больших королевских покоев, убранство которых было посвящено античным богам. Символический смысл этого заключался в прославлении добродетелей «короля-солнца» и его семейства, а расчёт был сделан на быструю смену впечатлений при движении. Самый продолжительный путь — к королевской спальне — вёл через залы Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и дальше в зал Войны, Зеркальную галерею и зал «Бычьего глаза». По этой анфиладе нарядных помещений можно было пройти и в капеллу. В этих покоях королевская семья и придворные три раза в неделю собирались вечерами для развлечений. В такие вечера правила придворного этикета смягчались, и король, находясь среди гостей, стремился быть радушным хозяином. Наиболее впечатляющим помещением в Большом Версальском дворце является Зеркальная галерея. Это целый проспект длиной 73 метра и шириной 10,5 метра. Здесь отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесь принимали иностранных послов. Зеркальная галерея ошеломляет и размерами, и пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а в ясные солнечные дни ещё и переизбытком света и воздуха. При её украшении расчёт сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезают 17 окон, а 15 ниш напротив них заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы, расширяя пространство зала. Роспись Зеркальной галереи была поручена Шарлю Лебрену, который сумел в монументальном стиле воздать славу королю. В дни праздников здесь в сверкающих серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, которые множились на глазах, отражаясь, как и все остальное, в зеркалах. Когда-то галерею украшали ещё и апельсиновые деревья, посаженные в огромных серебряных вазах. Здесь же стояла массивная серебряная мебель, изготовленная по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала столь тонкая чеканка, что стоимость её во много раз превышала стоимость самого материала.
Знаете ли вы что…
В дворце Большой Трианон помимо Петра I останавливался ещё целый ряд российских лидеров. В 1971 году это был Леонид Ильич Брежнев, в 1986-м — Михаил Сергеевич Горбачёв, в 1992-м — Борис Николаевич Ельцин.
Игрушечная деревня
В глубине Версальского парка находится одноэтажный дворец Большой или Мраморный Трианон. Предназначался он для тайных свиданий и отдыха короля от светских приемов. На противоположной стороне можно найти Малый Трианон, дворец Марии Антуанетты. Рядом расположена «Мельничья деревушка»: несколько небольших домиков, стилизованных под крестьянские, улицы с разгуливающими по ним чистенькими курицами и надушенными коровами. Фрейлины королевы переодевались в крестьянок и развлекали монаршую особу, которая именно так себе и представляла сельскую жизнь.
Версаль стал настоящим символом французской монаршей власти. В него стали съезжаться люди изо всех уголком страны, и на какое-то время бывшая маленькая деревушка затмила собой Париж. Дворец был резиденцией королей до 1789 года, когда Людовик XVI был свергнут и казнен. На площади перед дворцом в 1789 собралась толпа горожан, недовольных высокими ценами на хлеб. По одной из версий, в ответ на протесты Мария Антуанетта бросила: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные». Правда, скорее всего эта фраза королеве просто приписана, ведь впервые она встречается еще в «Исповеди» Жан-Жака Руссо, когда Мария еще жила в своей родной Австрии.
Версаль сыграл огромную роль в мировой истории. Именно здесь после франко-прусской войны 18 февраля 1871 было объявлено об основании Германской империи. Вильгельма I провозгласили кайзером новорожденного государства. Место действия было для Франции унизительным: лучшие апартаменты Версаля — роскошная Зеркальная галерея, огромная зала, 12 метров высотой, украшенная огромными зеркалами. Здесь же 28 июня 1919 был подписан Версальский договор, который подтверждал поражение Германии. На этот раз уже французы выбрали Версаль, чтобы напомнить немцам о былых унижениях. И именно в Версале в 1963 году был подписан Елисейский договор, положивший конец вражде двух стран.
5 вещей, которые нужно сделать в Версале
- Подняться на поросший лесом холм Сатори и сверху оценить совершенство городской планировки.
- Пройтись по старым кварталам Нотр-Дам и Сен-Луи, не спеша разглядывая бывшие особняки знати и зажиточных горожан.
- Купить полюбившуюся безделушку на местном блошином рынке.
- Подивиться роскоши и помпезности золоченых экипажей, выставленных в Больших конюшнях.
- Выпить чашку фирменного шоколада в одном из местных кафе.
Музей Ламбине (Lambinet)
Осмотр городских диковин стоит начать именно отсюда. Во-первых, этот необычный музей можно с полным правом назвать краеведческим — он изначально задумывался как собрание экспонатов, посвященных истории города. Во-вторых, он вполне может считаться и «Музеем Революции», ведь именно Версаль в 1789 г. стал ее колыбелью. Великим и кровавым событиям тех времен посвещено несколько отдельных залов. В-третьих, музей Ламбине — это еще и музей изобразительных искусств. В его фондах хранятся несколько сотен работ выдающихся мастеров, включая полотна Альфреда Сислея.
Информацию о графике работы, временных выставках и актуальных тарифах можно узнать на официальном сайте (на англ.). Адрес: Boulevard de la Reine, 54.
Церковь Нотр-Дам
Некогда церковь Нотр-Дам имела статус собора, и это неудивительно: ее построили для того, чтобы благородные придворные могли посещать мессу, не слишком удаляясь от дворца. Здание возведено в строгих традициях эпохи классицизма, но архитектор Жюль Ардуэн-Мансар сумел отдать дань уважения и готике — церковь в плане имеет традиционную для средневековья форму креста. В революционную эпоху утварь и детали убранства удалось спасти, поэтому современный турист может сполна насладиться аутентичной атмосферой придворной церкви эпохи Людовика XIV. Адрес: rue Baillet-Reviron, 2.
Прекрасный Версаль
Собор Сен-Луи
Этот храм воздвигли при короле Людовике XV, когда церковь Нотр-Дам уже не могла справиться с возросшим количеством прихожан. Строительство доверили архитектору Жаку Ардуэн-Мансару (внуку придворного архитектора Людовика XIV). Здание получилось большим, но не громоздким — благодаря светлым цветам и изящным украшениям фасадов в модном тогда стиле «рококо». В годы Революции священников изгнали, утварь конфисковали, а саму церковь ненадолго переименовали в «Храм изобилия». При Директории храм вновь стал католическим (в 1805 г. папа Пий VII даже короновал здесь Наполеона), а в середине 19 века церковь Сен-Луи получила статус собора.
Адрес: place Saint-Louis, 4. Веб-сайт (на фр.).
Дворец мадам Элизабет (Domaine de Montreuil)
Королевский дворец — не единственный в Версале. В самом сердце города, посреди ухоженного парка площадью в 8 га расположился дворец Монтрей. Людовик XVI купил это изящное здание в 1785 г. и подарил его своей младшей сестре Елизавете. Сейчас дворец находится в собственности государства, в нем часто проводятся тематические выставки. Парк открыт для свободного посещения с марта по ноябрь, и любой турист может без помех полюбоваться экзотическими деревьями, включая гигантские секвойи. Адрес: Avenue de Paris, 73.
Замечательные места в парке
Большой канал
Пруд пересекает 23 гектара и 5,5 км от периферии, Гранд-канал является самым большим бассейном Версальского замка. Он был вырыт между 1667 и 1680 годами. Его длина составляет 1650 метров, а ширина — 62 метра. Его особенность заключается в создании оптического эффекта, так как бассейны разного размера кажутся из замка одинаковыми. Более того, его расположение — дань уважения королю. Иногда мы читаем, что каждый5 сентябряВ годовщину рождения Людовика XIV солнце зайдет на уровне Большого канала: это чистая легенда. Книга обрамлена четырьмя рядами вязов , украшенных статуями с подписью Жана-Батиста Тюби , сделанными по эскизам Шарля Ле Бруна и изображающими детей и морских коньков . Работы, завершенные в 1679 году, Гранд-канал послужили отправной точкой для фейерверков, устроенных во время роскошных королевских фестивалей, организованных Людовиком XIV в Версале.
Трианон-де-Фарфор
План Трианон-де-Фарфор
Расположенный на северном конце поперечного рукава Гранд-канала, Трианон-де-Фарфор являлся кулоном Менагери. Спроектированный Луи Ле Вау и Франсуа д’Орбе и построенный между 1669 и 1670 годами как павильон для удовольствий для Людовика XIV и его любовницы, маркиза де Монтеспан, центральный павильон и четыре небольших здания были покрыты бело-голубой глиняной посудой (а не фарфор , который еще не производился в Европе) плитки под керамогранит. К сожалению, Trianon de Porcelaine просуществовал относительно недолго из-за ослабления популярности маркизы де Монтеспан и ухода за облицовкой наружной плиткой — из-за холодной погоды плитка ломалась и отслаивалась от поверхности зданий. В 1687 году Трианон де Фарфор был разрушен; но, как место, излюбленное Людовиком XIV, Большой Трианон был построен на том же месте.
Рынки Версаля
Рынок Нотр-Дам. | Фото: Wally Gobetz / Flickr.
Версаль – это не только роскошные дворцы и резиденции, но множество оживленных рынков и уличных киосков. Торговые ряды были неизменными спутниками этого места, начиная с XVII века, в 1841 году им на смену пришел крытый рынок, который функционирует до сих пор.
Пожалуй, наиболее популярным из рынков Версаля можно назвать рынок Нотр-Дам, где продают самые разнообразные французские лакомства – от булочек до лягушачьих лапок. Также имеет смысл посетить местный блошиный рынок.
Адрес: Рынок Нотр-Дам, Place du marché Notre-Dame, Версаль, Франция.
Чем заняться[править]
Вид дворца сзади
Некоторые сады
При осмотре дворца возьмите аудиогид на нескольких языках, это можно сделать в нескольких точках на входе как во дворце, так и на территории. Цена билета на весь день включает аудиоэкскурсию.
На территории летом проводится ряд мероприятий, включая поездку на минипоезде, на лодке с вёслами и прокат велосипедов. Минипоезд на самом деле единственный экономящий время способ ознакомиться со всей территорией, включая резиденции его и её величеств, путь пешком до которых занимает не менее получаса до каждой от главного дворца. Минипоезд также делает остановки вдоль главного канала, где находится кафе и закусочная. За 30 евро также можно взять напрокат гольф-кар на один час, чтобы объехать обширную территорию.
Возможно, имеет смысл приобрести экскурсию по Версалю с гидом, что позволит вам обойти обычную очередь на входе и осмотреть дворец и парк с собственным гидом. Ряд компаний славится своими версальскими экскурсиями с отправлением в Париже: Aeon Tours of Paris, Oui Paris Tours,Classic Walks и Gray Line. Если же вы предпочитаете отправиться в Версаль поездом (RER C), то сразу же у выхода с ж/д станции Versailles Rive Gauche найдёте местную компанию Guidatours, которая предлагает либо входные билеты, либо экскурсии с гидом по Версальскому дворцу по очень привлекательным ценам: .
Кроме того, небольшая прогулка по городу может стать приятным контрастом суете переполненного туристами дворца. Город подобен большинству других городов Франции, располагая парой небольших исторических церквушек и многочисленными магазинчиками. Хотя приём пищи на территории дворца может сэкономить время и силы, прогулка с целью перекусить в небольшом кафе, кондитерской или закусочной в городе обойдётся дешевле и позволит приобщиться к местной жизни. Приятные воспоминания также оставит пикник у озера на территории дворцового парка, а закупиться хлебом, мясом для бутерброда, сыром, вином и т. п. для такого пикника можно в парочке бакалейных магазинчиков в городе.
Подумайте о частной экскурсии по городу. Есть вебсайты, информирующие об экскурсионных компаниях, которые предоставляют туристам персональные экскурсии и знакомят их «из первых рук» с красотами и культурой Версаля.
Стоимость строительства
Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.
Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.
Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:
- Самая простая и наименее точная – простой пересчет количества серебра по современным ценам на этот металл, она дает сумму около 2,6 миллиардов евро, что явно далеко от реальности.
- Другая методика предполагает подсчет данных о покупательской способности тогдашней валюты и расчет сметы Версаля уже на основе этих данных, по ней общая затраченная на дворец сумма – 37 миллиардов. Вероятно, это наиболее точная сумма, так как можно предположить, что в современном мире за 37 миллиардов евро возможно построить похожий дворец.
- Третья методика более спекулятивна, она предполагает сравнение затрат с государственным бюджетом и дает сумму в почти 260 миллиардов евро, что, несмотря на богатство дворца, все же выглядит
завышенным. При всем этом стоит учитывать, что затраты не были одномоментными, а растянулись на 50 лет строительства.
Дворец Тюильри во власти Бонапартов
«Король умер. Да здравствует император!» – такой может быть слегка видоизмененная знаменитая французская фраза, провозглашающая очередного правителя.
Наполеон Бонапарт I
На трон восходит великий полководец – Наполеон Бонапарт I, и в 1799 г. объявляет дворец Тюильри своей резиденцией. Как новый хозяин, он начинает строительство северного крыла и распоряжается обновить устаревший интерьер остальных помещений, желая придать им более современный вид в духе Первой империи.
Приближенные к императору архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен, можно сказать, изобрели новый стиль – ампир. Его определение заложено в самом слове empire, что с французского значит – «империя», а впоследствии – «королевский стиль».
Ему свойственна парадная торжественность с пилястрами, колоннами, лепными карнизами, скульптурными элементами в виде львиных лап и морд. Именно в такой манере и была оформлена спальня Наполеона – с преобладанием золотых тонов и темного дерева.
В противоположность наполеоновскому ампиру покои Марии Луизы были оформлены в направлении неогрек, в котором явно читалась греческая классика, а трудился над апартаментами Пьер Прюдон – график и живописец.
Перед тем, как попасть к главному входу Тюильри, предстоит проехать под триумфальной аркой, которую некогда украшала венецианская квадрига святого Марса, а затем была замененная композицией «Триумф Бурбонов». От нее вдаль на северо-запад уходит историческая ось Парижа, протяженностью 9 км, объединяя площадь Согласия, Елисейские поля, величественную Триумфальную арку и современную Большую арку в коммерческом районе Ла Дефанс.
Наполеон III
После революционных всплесков и смены власти на престол восходит племянник Бонапарта – Наполеон III. Он тоже вместе с супругой отдает предпочтение Тюильри, и заботится, чтобы северное крыло Лувра, наконец, было достроено. Когда 1860 год подходил к концу, оба здания превратились в завершенный единый ансамбль.
При этом императоре павильон Марсан, названный в честь гувернантки Людовика XV, был полностью изменен, но сохранил свое оригинальное название, несмотря на смену власти и идеологий. А павильон Флоры стал территорией, где собирался Комитет общественного спасения. Именно в этих стенах принимались важнейшие для страны решения: назначались послы и генералы, смещались чиновники, распоряжались финансами и выдавались приказы об арестах.
Строительство Версальского Дворца
Временами стройка затихала, но ненадолго, и Людовик снова направлял свой взор на будущий дворец, желая скорее закончить грандиозный проект. До 1682 года он постоянно переезжает между Лувром и Версалем, пока не решает полностью перебраться в новую резиденцию со всем двором.
Строительство Дворца
Это решение продиктовано несколькими причинами. Во-первых, король-солнце понимал, что предотвратить заговор в зародыше можно, лишь держа аристократическую верхушку на глазах. Во-вторых, в Париже постоянно происходили волнения, и пребывание там становилось опасным. В-третьих, роскошные хоромы демонстрировали всему миру Францию, как главного игрока на военном, политическом и культурном поле.
Этапы строительства обозначены периодами войн. Первая фаза перестроечных работ длилась с 1664 по 1668 года, когда развязалась война с Испанией. К этому моменту дворец был способен принимать до 600 персон.
В 1669 г. после битвы за Нидерланды начался второй трехлетний период благоустройства: меняется центральная часть – бывший охотничий домик, и переделываются прилегающие территории. Южное крыло переоборудовано под покои королевы Марии Терезии, и практически идентично северному крылу короля-солнце, а западная зона стала террасой. Также была предусмотрена октагональная ванна для купания и детские комнаты на верхних этажах.
В 1678 г. завершается Голландская войны, и начинается третья часть работы над дворцом вплоть до 1684г. В это время западная терраса превращается в Зеркальную галерею, соединяя отдельные покои венценосной четы. Ее отличает настоящий шик и богатство оформления даже сегодня, хотя большая партия декора была продана еще в 1689 г.
История Версальского Дворца
Появляются новые пристройки для принцев и дворян, а в двух огромных залах размещается оранжерея. Этот этап в строительстве также отмечен тем, что прилегающие земли постепенно превращаются в прекрасные сады Версаля.
1682 г. становится годом официальным переездом королевского двора в новую резиденцию, и это повлекло за собой рост населения пригорода, улучшение его благополучия.
До 1699 г. строительство замерло, поскольку предыдущие военные кампании и этапы работы проели в государственном бюджете солидную дыру. Чтобы поддержать Девятилетнюю войну, которая длилась до 1710 г., пришлось продать некоторые элементы роскошного декора, но после ее завершения Людовик XIV приступает к четвертой стадии обустройства.
Эта пора отмечена возведением очередной часовни, ставшей пятой на территории Версаля. Отличаясь от остальных прямоугольной формой и высотой, она меняет фасад основного здания, вызывая критику окружения. Однако впоследствии именно она превратилась в наиболее интересный элемент архитектурного комплекса.
Интересные факты
Версаль стал настоящим символом французской монаршей власти. В него стали съезжаться люди изо всех уголком страны, и на какое-то время бывшая маленькая деревушка затмила собой Париж.
Дворец был резиденцией королей до 1789 года, когда Людовик XVI был свергнут и казнен. На площади перед дворцом в 1789 собралась толпа горожан, недовольных высокими ценами на хлеб.
По одной из версий, в ответ на протесты Мария Антуанетта бросила: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные». Правда, скорее всего эта фраза королеве просто приписана, ведь впервые она встречается еще в «Исповеди» Жан-Жака Руссо, когда Мария еще жила в своей родной Австрии.
Версаль был мало пригоден для жизни из-за холода
Придворных дворца Людовик XVI не выпускал, так что им приходилось утепляться любыми способами.
Маркиза де Рамбуйе, например, накидывала на плечи медвежью шкуру, маршальша Люксембургская просиживала зимы в портшезе, обложившись грелками. Но всех переплюнул медик Шарль Делорм: он укладывался спать на печку, натянув на голову восемь ночных колпаков, а на ноги — несколько пар чулок и сапоги из бараньего меха.
Для покоев короля устроили специальное обогревательное устройство, которое, правда, тепла почти не давало, зато задымляло помещение настолько, что человеческие фигуры становились едва различимы.
Хитрые фонтаны
Экономили не только на постройке дворца, но и на содержании фонтанов. В архиве королевского дома хранится записка мастера Дени, который дает советы мальчишкам-подмастерьям, как действовать, когда в саду прогуливается король.
Необходимо принять все меры, чтобы фонтаны били наилучшим образом, доколе находятся в поле зрения короля.
Убедившись, что Его Величество скрылся из виду, мальчик, что дежурит у Пирамиды, должен оставить здесь лишь столько воды, чтобы ее хватило на «водяное полотнище».
Именно сады Версаля вдохновили Петра I построить собственный дворцовый комплекс в Петергофе.
Интерьеры Версаля — «шик-блеск-красота»
В атмосфере роскоши Версаля, среди монументальных фонтанов, аллей и променадов, утопающих в буйстве зелени и цветов, монарху было так легко отрешиться от реальных проблем простого народа!
Особым шиком отличается Зеркальная галерея Версальского дворца.
Зверинец
Ménagerie de Versailles, 1662–1664; 1698-1700
В ответ на возросший интерес к зоологии — и особенно к аристотелевской теологии , которая пережила ренессанс благодаря работам Клода Перро ; Помимо страсти к экзотике, Людовик XIV приказал построить Менагери в 1662 году. Построенное в 1664 году, Менагери располагалось на южной оконечности поперечного рукава Гранд-канала. Состоящий из комплекса зданий с восьмиугольным двухэтажным павильоном в центре, Ménagerie был любимым местом для посетителей и придворных. В Дидро «s Encyclopédie , Добантон рассказывает историю , в которой Людовик XIV принял доставку в африканский слон в подарок от короля Афонсу VI Португалии .
На первом этаже центрального павильона находился фрейм салона , который был украшен ракушками , чтобы напоминать грот . На втором этаже был ряд комнат, в каждой из которых был балкон с видом на вольеры для животных, окружавшие павильон.
В 1697 году 12-летняя Мария Аделаида Савойская вышла замуж за внука Людовика XIV, Людовика, герцога Бургундского . Бодрость и не по годам развития герцогини быстро покорила сердце стареющего короля, который подарил герцогине Менагери. Между 1698 и 1700 годами интерьер был обновлен. В стилистическом отходе от эстетики четвертой строительной кампании Людовика XIV в замке, которая характеризовалась изысканной строгостью, новый декор Менагери характеризовался юношеским изобилием, которое предвосхитило стиль рококо Людовика XV.
К сожалению, в 1801 году Ménagerie, проданный во время продажи земли после революции , был разрушен. Сегодня Павильон де ла Лантерн, единственный уцелевший остаток Менагери, восстанавливается, давая нам представление о кинегетическом убранстве этого потерянного версальского шедевра.
Мария Медичи – королева Франции
Мария Медичи родилась во Флоренции. Младшая дочь богатейшего человека Европы – великого герцога Тосканского, Франческо, девочка осталась в 3 года без матери, а в 12 лет лишилась и отца. Дядя Марии, занявший Тосканский престол, позаботился об образовании племянницы и мечтал подобрать ей достойную партию для замужества.
Супруга короля
Гордая, независимая и умная девушка отвергала женихов до тех пор, пока не поступило предложение французского короля Генриха IV Бурбона. 47-летний король, получив официальный развод с прекрасной королевой Марго, обвенчался с 25-летней Марией Медичи.
Семейная жизнь с любвеобильным Генрихом сразу не заладилась: многочисленные фаворитки короля постоянно напоминали о себе, но в 1601 году Мария родила долгожданного наследника престола, сына Людовика.
При французском дворе Мария так и не стала своей: Генрих не спешил с коронацией супруги. Официальный титул королевы Мария Медичи, родившая шестеро детей, получила, когда старшему сыну исполнилось 8 лет.
Через день после коронации супруги Генрих IV был заколот ножом в собственной карете. Французский трон перешёл к несовершеннолетнему Людовику XIII, от имени которого страной правила мать, Мария Медичи.
Королева Франции
Полноправная правительница при малолетнем сыне, королева-мать безраздельно пользовалась властью: устраивала грандиозные балы и коллекционировала драгоценности. Страстно любившая бриллианты и жемчуг, королева блистала на балах в платьях, украшенных 3 тысячами алмазов.
Любимую резиденцию Генриха IV – Лувр, Мария Медичи не любила. Целеустремлённая и волевая королева решила возвести собственный замок, уютную резиденцию, которая бы напоминала о флорентийском дворце, где прошло её детство.
Королева купила парк и особняк герцога Франсуа Люксембургского в пригороде Сен-Жермен площадью 26 га, и в апреле 1615 года торжественно заложили дворец королевы, названный Люксембургским.
Мать не допускала сына до управления страной. Людовик, подозревавший всю жизнь мать в смерти отца, при вмешательстве кардинала Ришелье изгоняет Медичи из Франции. Утратив власть и влияние на сына, Мария Медичи умерла в Кёльне в 67 лет, забытая и униженная.
Пересадка садов Версальского парка
Как правило, в многолетнем Версальском парке время от времени проводится пересадка растений (реплантация), и сады Версаля не является исключением из этого правила. В своей многовековой истории сады Версаля претерпели как минимум 5 существенных реплантаций, которые выполнялись как по эстетическим, так и по практическим соображениям.
Помимо этого, учитывая тот факт, что формализм садов XVII столетия вышел из моды, данная пересадка также имела цель установить в Версальских садах новый нестандартный и упрощенный стиль, который к тому же на много дешевле поддерживать.
Однако, достичь этой цели не удалось, поскольку топология садов была благоприятна для французского сада, но не для сада в английском стиле. Впоследствии, в 1860 году, большинство старых насаждений от реплантации монарха Людовика XVI были полностью вырублены и заменены.
После этого явно потребовалась существенная пересадка садов. Однако в связи с Франко-прусской войны, в результате которой были свергнуты Наполеон III и Парижская коммуна, пересадка садов парковой зоны так и не началась вплоть до 1883 года.
Самые недавние пересадки садов парка были вызваны двумя сильнейшими ураганами, которые пронеслись над Версалем в 1990 и в 1999 годах.
В рамках реплантации у музея и правительственных структур появилась возможность отреставрировать и перестроить некоторые боскеты, заброшенные во время правления Людовика XVI, например, Боскет Трёх Фонтанов, который реставрировали в 2004 году.
В марте 2011 года в садах Версальского парка были начаты работы по восстановлению южного ряда боскетов, находящихся на оси запад-восток (Боскет Королевы, Сад Короля и Зеркальный бассейн). Этот финальный проект, был окончен в марте 2012 года, завершив тем самым общую программу пересадки садов, пострадавших в последствии ураганов 1990-х годов.
Пересадка также необходима для сохранения ландшафтной симметрии садов в направлении с севера на юг.
По причине естественного цикла реплантации, можно с уверенностью утверждать, что в наше время в садах Версальского парка не осталось деревьев, датируемых эпохой правления короля Людовика XIV.
История Версаля
Версаль (административный центр департамента Ивелин) — селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королем Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Однако его более честолюбивый сын Людовик XIV, недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и Лувр, и Тюильри), в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием и размахом — ведь король хотел, чтобы здесь разместился весь царский двор. Строительные работы начались в 1661 году. За первые два года Людовик XIV, вошедший в историю как Король-Солнце, потратил несметные суммы денег из казны.
Возведение Версаля продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных денежных расходов, но и привлечения многих тысяч рабочих рук. В разгар строительных работ в Версале недоставало рабочих, поэтому на помощь часто призывались солдаты и матросы.
Первым архитектором Версаля был Луи Лево, в последствии его сменил Жюль Ардуэн-Монсар, руководивший строительством в течение тридцати лет. Оформление парков было поручено Андре Ленотру.
Начиналось все с титанической работы по осушению болот, по нанесению на их место земли, песка и камней, по выравниванию почвы и созданию искусственных террас. Потом рабочие стали рыть каналы и строить водопровод, который уже в первоначальный период строительства Версаля предназначался фонтанов и каскадов, которые в последствии и прославят Версальский дворец.
На первой террасе было построено пять бассейнов полных водой, в них «плавали» разнообразные искусственные цветы из золоченой меди. На другой террасе тоже было пять бассейнов, полных водой, а в воде — морская лошадь и люди, изо рта которых бьет вода. Вокруг бассейнов расположились каменные лягушки и обезьяны. Ниже строители установили круглый бассейн, вокруг которого представлены скульптуры, символизирующие четыре времени года. Каждое время года имело своих животных, которые выдували из пастей воду.
Людовик XIV умер в 1715 году. Его наследник Людовик XV нанял придворным архитектором Жака Анжа Габриэля. Среди многих его работ в Версале следует назвать здание Оперы и знаменитый Малый Трианон — изящный, миниатюрный замок, в котором жила впоследствии Мария Антуанетта. При Людовике XVI к нему была пристроена еще и элегантная библиотека.
В известном смысле весь дворцово-парковый ансамбль являл собой грандиозную сцену, где королевский двор отдыхал с большим размахом. Эта традиция была продолжена преемниками Людовика, в особенности Марией Антуанеттой. Она построила здесь свой собственный театр, где любила в последствии развлекаться с друзьями.
В годы великой Французской революции Версальский дворец несколько раз подвергался разграблению, многие шедевры были утрачены. В 1837 году по приказу Луи-Филиппа гигантский дворцовый комплекс отреставрировали. В нем открыли Музей истории Франции.