Оборонительная «линия сталина»

«Линия Сталина» – важнейшая ударная стройка довоенных лет

В конце 1929 года на территориях Ленинградского и Белорусского военных округов начались работы по строительству первой серии укрепрайонов. В сводках тех лет значится, что из запланированных 20-ти УР, к лету 1935 года удалось закончить 6. Они стали первыми бастионами, в общем оборонительном комплексе «Линия Сталина». Минск, Полоцк, Псков, Кингисепп, а также Мозырь и значительная часть Карелии оказались, таким образом, в зоне, защищённой сложным комплексом инженерно-технических фортификационных сооружений. Столь же интенсивные работы проводились одновременно и в Киевском, а также Одесском военных округах.

Как и все строительные объекты довоенных лет, линия обороны Сталина возводилась ударными темпами, и в 1937 году командование инженерных войск уже докладывало Сталину о создании 3096 инженерных сооружений, находившихся на территориях укрепрайонов. Однако оборонная промышленность страны не успевала снабжать их достаточным количеством вооружения. Известно, что лишь 13,5% построенных УР были оснащены артиллерийскими орудиями, на вооружении остальных имелись в лучшем случае пулемёты.

«Линия Сталина» — как доехать из Минска

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» находится в 6 километрах от города Заславль (в котором, кстати, тоже есть много чего посмотреть), на северо-западе Минской области, в районе 28 километра трассы «Минск-Молодечно» (Р28). Если на автомобиле сюда добраться весьма просто, то с помощью общественного транспорта — мягко говоря, не очень.

Без автомобиля доехать до «Линии Сталина» можно тремя способами. Первый и самый надежный — маршрутка «Минск-Молодечно» №700-Т, отправляющаяся с ул. Дружная (обратная сторона железнодорожного вокзала «Минск-Пассажирский»), ходит по расписанию. Вам нужно доехать до остановки «Линия Сталина», что в деревне Лошаны.

Второй вариант — маршрутка №482 до деревни Красное Молодченского района. Ее остановка находится также недалеко от ЖД вокзала, на пересечении улиц Бобруйская и Кирова, рядом с магазином «Axis». Ходит без расписания, отправляется «по заполнению», зимой вообще возможны перебои.

Ну и третий вариант — электричка, все с того же ЖД вокзала. Вам нужна электричка, останавливающаяся на станции «Беларусь» (время в пути от 25 до 45 минут). Далее либо пешком, либо на такси, либо автобусами местного сообщения.

Есть еще рейсовый автобус, отправляющийся с центрального автовокзала до станции «Сосновый Бор» и проезжающий по пути нужную остановку, но он ходит всего 2 раза в сутки.

Уехать обратно в Минск еще более проблематично — придется «ловить» на остановке проезжающие мимо маршрутки и автобусы, так что гораздо комфортнее все же ехать на «Линию Сталина» на автомобиле.

Прорыв линии обороны

Внезапное начало войны застало врасплох строителей, возводивших укрепления на новой границе, а также гарнизоны уже завершённых объектов. Недостроенная и плохо вооружённая линия обороны была прорвана немцами в течение первых же часов наступления.

В результате тысячи советских солдат и офицеров, лишённых возможности оказать сопротивление, оказались во вражеском плену. Кроме того, противнику досталось огромное количество строительных материалов, разнообразного снаряжения, боеприпасов и привезённого, но не установленного на огневых точках вооружения.

Усугубил тяжесть сложившейся обстановки приказ Генерального штаба, предписывающий войскам отступать к старой, основательно разорённой и полностью обезоруженной линии обороны. Такое решение командования явно свидетельствует о полном незнании действительного положения вещей и о том состоянии, в котором находилась тогда прежняя «Линия Сталина».

Танки противника уже 25 июня, то есть всего через три дня после начала войны, достигли укрепрайона, прикрывавшего путь к Минску. Поскольку все его объекты были законсервированы, согласно ранее отданным приказам, к бою он был непригоден, и попытки остановить немцев полностью провалились. Прорвав оборону, которую всё же пытались организовать части 13-й армии, фашисты устремились вглубь страны.

С интервалами в несколько дней пали Слуцкий, Полоцкий, Себежский и все прочие находившиеся на пути неприятеля укреплённые районы. Не смогли противостоять врагу также участки «Линии Сталина», расположенные в Киевском и Одесском военном округах. Их защитники после ожесточённых боёв также были вынуждены отступить.

Исключение составил лишь Карельский УР, защитникам которого удалось остановить вторжение финской армии. Придав войне позиционный характер, они продержались так до июня 1944 года, когда в ходе наступления, предпринятого войсками Ленинградского фронта, враг был отброшен за пределы страны.

История[править]

Первая мировая война показала, что любое сколь угодно сильное укрепление можно разрушить — надо просто долбить в это место снарядами до посинения. Поэтому от отдельных фортов перешли к распределённым укреплениям, когда на поле боя в кажущемся беспорядке устанавливались сотни отдельных небольших объектов: огневых точек, бункеров, погребов, наблюдательных пунктов. Малые размеры облегчали маскировку и применение к местности. Бетонные стены выдерживали как минимум попадания 6-дюймовых снарядов — самых тяжёлых из «массовой» артиллерии (кстати, до сих пор). Более крупных пушек мало, они громоздки — пока их подвезут, да пока они умудрятся попасть в каждый из сотен отдельных бункеров — это сколько времени пройдёт?..

Впервые эту систему применили немцы в 1916-18 у крепости Мец. В боях она не участвовала, но французы, осматривавшие уже после войны эти укрепления, честно признали, что вряд ли смогли бы их взять. Пример оказался заразительным, и почти все европейские страны в промежутке между войнами строили не крепости, а «линии».

Возведение новой линии обороны и консервация старой

Поскольку строившаяся в течение десяти лет и поглотившая огромные бюджетные средства линия обороны оказалась в глубоком тылу и потеряла своё стратегическое значение, пришлось срочно строить новую. Необходимость этого была в значительной мере обусловлена обострившейся к тому времени международной обстановкой и ухудшением советско-немецких отношений. Летом 1940 года вдоль новой границы страны началось строительство новой оборонительной полосы, которую должны были составить 20 укрепрайонов.

Что же касается старой и потерявшей актуальность линии обороны, то всё находящееся в ней вооружение было решено изъять, а составлявшие её инженерные сооружения законсервировать. Такое решение было принято, главным образом, потому, что в начале 1941 года стало очевидным, что советская оборонная промышленность неспособна в полной мере обеспечить нужды РККА, и возникший в результате этого дефицит вооружения пытались компенсировать за счёт ранее произведённой боевой техники.

Это вполне разумное, но недобросовестно выполненное решение привело к тому, что вооружение, изъятое на объектах старой линии обороны, вместо того, чтобы попасть в новые укрепрайоны, осело на складах. В результате очередная, спешно возводимая «Линия Сталина» в начале войны оказалась неспособна отразить удары фашистов. Кроме недопоставок оружия, её низкая боеспособность объясняется и тем, что приказом Генерального штаба, численность личного состава гарнизонов УР была уменьшена почти на треть.

С консервацией поторопились

Линия Сталина к лету 1941 года была законсервирована, огневые точки демонтированы. Но фортификации ещё не были взорваны или срыты. Поэтому их можно было использовать по назначению, если заблаговременно разместить там войска и вооружение. К несчастью, немецкое наступление развивалось столь стремительно, что это удалось сделать только в отдельных пунктах.

Например, Киевский УР успешно оборонял столицу Украины от фронтального наступления немцев. Он пал только после того, как немцы глубоко обошли Киев с востока. В тех же летних сражениях 1941 года известную роль сыграли Мозырский, Коростенский и Новоград-Волынский укрепрайоны. Они, как и Кингисеппский на старой границе с Эстонией, были оставлены только в результате обхода немецких войск.

Один участок линии Сталина остался неприступным всё время войны. Это Карельский, на старой границе с Финляндией севернее Ленинграда. Впрочем, по некоторым свидетельствам, финский фельдмаршал Маннергейм не собирался отдавать своим приказ наступать там дальше старой границы.

Технические ошибки и просчёты

По мнению большинства современных военных историков, УРы, возводившиеся в 30-х годах, ещё на момент своего сооружения были в техническом отношении устаревшими. Прежде всего, они не обеспечивали нужной глубины обороны, и, кроме того, недостаточно продуманным было расположение составлявших их узлов. Полностью отсутствовала противотанковая артиллерия. Конструкция же ДОТов – долговременных огневых точек, позволяла вести из них только фронтальный обстрел противника, что приводило к их скорому уничтожению.

Среди наиболее заметных недостатков УРов того периода отмечают их слабую броневую защиту, крайне низкий уровень всего внутреннего оборудования и полное отсутствие средств химзащиты. Ко всему прочему, эти сооружения, предназначенные для длительного пребывания в них гарнизонных войск, в большинстве своём не были оборудованы канализацией и не имели водяных скважин.

«Объём работ был колоссальным»

Как отметил в беседе с RT доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Дмитрий Суржик, появление Управления оборонительного строительства было продиктовано необходимостью форсировать решение вопросов, связанных с инженерным оборудованием западных рубежей СССР. По его мнению, в Москве осознавали неизбежность крупномасштабной войны.

«Учитывая протяжённость границ СССР и опасность вторжения со стороны Германии и её союзников, объём работ для нашей страны был просто колоссальным. Требовалось огромное количество стройматериалов, оборудования и вооружений. Естественно, всё это стоило чрезвычайно дорого и требовало невероятных усилий», — пояснил Суржик.

  • Схема расположения укрепрайонов, построенных в 1928—1939 годах

По словам эксперта, перед Советским Союзом стояла намного более масштабная задача по укреплению рубежей, чем перед Францией, построившей ранее линию Мажино, Германией — с линией Зигфрида и Финляндией — с линией Маннергейма.

Как отметил Суржик, фортификации на западной границе СССР создавались с учётом общемирового опыта. В частности, советские инженеры старались возводить протяжённые укреплённые линии таким образом, чтобы это не были изолированные сооружения.

Также по теме


От пулемётов — к пушкам: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии

9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате…

Новые инженерные системы с широким применением железобетонных конструкций строились с целью интеграции в гражданскую и военную инфраструктуру региона размещения. Подобный подход позволял более эффективно решать вопросы обеспечения продовольствием, водой, боеприпасами, вооружением и личным составом.

Ключевую роль в линиях обороны нового типа, именовавшихся «линией Сталина», играли так называемые укреплённые районы (УРы), в которых размещались долговременные огневые точки (ДОТы) с артиллерийскими орудиями и пулемётами, а также капониры и полукапониры (объекты для ведения флангового огня на расстоянии до 7 км).

Чаще всего УРы возводились вблизи крупных городов, где располагались ключевые промышленные предприятия и штабы соединений РККА. В процессе строительства «линии Сталина», в 1928—1939 годы, советские войска возвели более 20 укрепрайонов. Эти сооружения должны были стать первой линией защиты населённых пунктов, сдержать наступление врага. Наибольшее количество УРов было сосредоточено в Киевском особом военном округе.

Как свидетельствуют документы, первая попытка гитлеровцев прорваться к Киеву 13 июля 1941 года закончилась провалом. Наступавшие части 3-го моторизованного корпуса вермахта попали под плотный огонь пулемётов из ДОТов Киевского укрепрайона. Также противник подвергся чувствительным контрударам во фланг и был вынужден перейти к обороне.

Немцам пришлось остановить продвижение к столице УССР для более тщательной подготовки к штурму прилегающих к их позициям объектов «линии Сталина».

  • Последствия немецких обстрелов Киева в 1941 году
  • globallookpress.com

В результате сражение за Киев приняло затяжной характер: в целом эффективно обороняясь, Красная армия периодически переходила в контратаки, деблокировала окружённые врагом ДОТы и даже смогла освободить несколько населённых пунктов.

Успешные оборонительные действия в июле — августе 1941 года позволили подтянуть к городу столь необходимые для продолжения сопротивления резервы.

Ситуация для полумиллионного Киевского гарнизона резко изменилась в середине сентября 1941 года по причине поражений РККА на Юго-Западном фронте. Это позволило гитлеровцам практически полностью окружить столицу Украины. Чтобы не оказаться в котле, защищавшая город 37-я армия была вынуждена отступить на восточный берег Днепра, взорвав за собой мосты.

«Линия Сталина» в Беларуси на карте, как добраться

Мемориальный комплекс «Линия Сталина» находится в 20 километрах от столицы Республики Беларусь. Чтобы доехать до «Линии Сталина» из Минска, вам понадобится от МКАД по трассе Р-28 проехать северней примерно 15 километров. После того, как вы проедите г. Заславль, необходимо повернуть в сторону г. Молодечно. Далее, следуя указателям, вы в течение 10 минут будете на месте.

Также вы можете на станции «Дружная» сесть на маршрутное такси до станции «Молодечно». В соответствии с маршрутом, автобус довезет вас непосредственно до самого комплекса.

Расположение музейного комплекса на карте

Каменец-Подольский УР

Каменец-Подольский укрепрайон строился в 1938-41 годах.
Ширина по фронту – 60 км,
имел 159 сооружений. Размещалось 4 артиллерийско-пулемётных
батальона. С 5 июля 1941 – также 96-я горнострелковая дивизия.

7 июля 1941 Ставка Главного
Командования директивой № 00226 приказала командующему войсками Южного фронта:

«Из Каменец-Подольского
УРа снять вооружение и оборудование и гарнизоны
вывести на усиление обороны коридора между Летичевским
и Могилев-Ямпольским УРами
на участке Копай-Город, Ольховец.»

Этот рубеж
был на 80 км
восточнее Каменец-Подольского. По сводкам штаба
Южного фронта, из укрепрайона было вывезено 22 орудия (из имевшихся 102), 300
станковых пулемётов и 1,5 млн патронов (из имевшихся
11 млн). В директиве № 00319 (13 июля 1941) Ставка
Верховного Командования выразила своё недовольство этим фактом.

11 июля 1941 укрепрайон без боя пройден
венгерскими войсками.

Кто же разрушил Линию Сталина?

В одной из книг широко известного автора Суворова-Резуна есть глава под названием «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?». В этой главе автор красочно (хоть и совершенно неграмотно) описывает огромную мощь советских укрепленных районов, а затем не менее красочно описывает, как их разрушали и зачем.

Фантазии Резуна появились не на пустом месте. В послевоенных исторических трудах и мемуарах, неоднократно высказывалась мысль, что если бы Линию Сталина не разрушили, то немцы не дошли до Москвы и Ленинграда, во всяком случае, так быстро. Информация о разрушении ДОТов Линии Сталина служила хорошим и понятным объяснением причины поражений. Причём виноватым был сам Сталин, якобы отдавший приказ уничтожить линию укреплений, названную его именем. Кстати, название «Линия Сталина» в СССР никогда до войны не использовалось, оно вообще появилось на западе.

Однако, реальное положение дел, кардинально отличалось от описываемого.

Во-первых, мощь укрепленных районов была существенно преувеличена, а сравнение с французской Линией Мажино или бельгийскими укреплениями, не выдерживает никакой критики.

Изначально было построено 13 укрепрайонов. Подавляющее большинство укреплений в них представляли простейшие одно- реже двухамбразурные ДОТы с пулеметным вооружением, предназначенные для фронтального огня. Количество артиллерийских ДОТов не превышало 10%. Глубина обороны была небольшой, интервалы между укрепленями слишком велики.

Как показала проведенная в 1938-1939 годах инспекция, укрепленные районы оказались совершенно небоеспособны. Планы по строительству не выполнены, а построенные сооружения не соответствовали требованиям. Артиллерийскими орудиями они были обеспечены лишь на треть, причем почти всё это были артиллерийские системы 1877-1895 годов, взятые со складов после долгого хранения. Не лучше обстояло дело и с пулеметным вооружением, среди которого был очень высокий процент иностранных образцов.

Тогда было принято решение срочно ликвидировать недостатки и начать строительство ещё восьми новых укрепрайонов. Причем в новых УРах процент артиллерийских сооружений должен был уже составлять 20-30%.

Однако, вскоре началось строительство оборонительных сооружений на новой границе, известных как Линия Молотова, которые потребовали значительных ресурсов. Поэтому планы по усилению Линии Сталина не были реализованы.

Михаил Свирин в статье «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?» ещё в 1997 году привел массу фактов вопиющей неготовности большей части объектов укрепрайонов. Он же сообщает и полном отсутствии данных о каком-либо уничтожении укреплений на Линии Сталина или её разоружении. Укрепрайоны просто не были достроены. Причины тому были как объективные: слабые возможности промышленности, так и субъективные, проще говоря, обычная бесхозяйственность.

Для обороны или для наступления?

В вызвавшей некогда большой резонанс книге Резуна-Суворова «Ледокол» и её продолжениях Линии Сталина и Линии Молотова было уделено много места. Автор развил целую теорию об их назначении и планируемом использовании. Как и остальные идеи автора, эти не выдерживали критики и не заслуживали особого внимания, но, перефразируя фразу из популярного фильма: «Поиск он вел в правильном направлении».

Эти линии строились в разные периоды развития военного дела, хоть и разделяет их лишь несколько лет. На рубеже 30-х годов, в СССР рассматривали укрепленные районы на границе, как средство отражения первого удара потенциального противника. В случае возникновения угрозы нападения, гарнизоны укрепрайонов и полевые войска, предназначенные для их наполнения, отмобилизовывались (желательно скрытно), и должны были вступить в бой с противником, перешедшим границу. Задачей укрепрайонов было выиграть время, необходимое для мобилизации основной части вооруженных сил. А дальше, как говорится, по обстановке.

В укрепленных районах планировалось иметь постоянные гарнизоны, которые в опасный период преполагалось усилить. Кроме этого были заранее созданные полевые войска, которые должны были действовать в этих укрепрайонах. В 20-30-е годы шла очень большая теоретическая работа, о чем хорошо рассказано в книге Валентина Рунова «Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой». Согласно существовавшим тогда в мире взглядам, укрепленные районы, состоявшие из долговременных укреплений, занятых постоянными гарнизонами, должны были служить лишь костяком обороны. На этот костяк должны были опираться полевые войска. При этом в таких странах как Франция и СССР часть полевых войск для наполнения УРов формировалась сразу же, и отличалась от обычных общевойсковых соединений. Французские дивизии крепостной пехоты (Division d’Infanterie de Forteresse), вместо обычных стрелковых подразделений имели пулеметные. В Красной Армии, согласно «Плану развития и реорганизации РККА на 1938-1942 гг.» имелись стрелковые дивизии укрепрайонов, которые отличались от обычных наличием дополнительного пулеметного батальона в каждом полку.

Однако, уже в конце 30-х взгляды советского руководства на начальный период войны существенно изменились. Теперь все планы на будущую войну предусматривали нанесение упреждающего удара по сосредоточенной у наших границ группировке противника. Что и было отражено во всех предвоенных документах. Однако, могла сложиться ситуация, когда упреждающий удар запоздает и враг начнет первым. На этот случай и существовали планы прикрытия госграницы, основную роль в которых должны были сыграть укрепленные районы. Они должны были принять на себя удар, сдержать противника и дать возможность советским войскам развернуться и действовать по своему плану.

Знаменитые оборонительные линии

В кампаниях начального этапа Второй мировой войны некоторые из укреплённых линий стали важными объектами ведения боевых действий. Самой мощной и знаменитой считалась французская линия Мажино, названная так по фамилии военного министра Франции, ставшего инициатором её сооружения. Линия Мажино была построена по последнему слову фортификационной техники. Французы не пожалели на неё бюджета, потратив 3 млрд. франков (1 млрд. тогдашних долларов), вместо того, чтобы расходовать эти средства на модернизацию своей армии и создание новых видов вооружения.

Линия Мажино прикрывала только непосредственную границу Франции с Германией. В ходе войны германские войска обошли её через территорию Бельгии. Линия Мажино оказалась совершенно бессмысленной в стратегическом плане. Вероятно, если бы немцы атаковали её в лоб, то французы могли держаться на ней долго. В июне 1940 года вермахт атаковал и прорвал линию Мажино на отдельных участках, но это произошло уже после падения Парижа, когда немецкие танковые дивизии зашли защитникам линии в тыл.

Киевский УР

Киевский
укрепрайон прикрывал подступы к Киеву с северо-запада, запада и юго-запада,
упираясь флангами в западный берег реки Днепр. Ширина по фронту – около 85 км, имел 24 артиллерийских
бункера, 184 пулемётных ДОТа, 12 командных бункеров.
С июля 1941 укрепрайон оборонялся 5 пулемётными батальонами, 2 гаубичными
артполками, 3 противотанковыми артдивизионами, 2 воздушно-десантнымибригадами, 2 артиллерийскими училищами,
полком войск НКВД, а также подразделениями двух стрелковых дивизий, отошедших с
запада.

Утром 11 июля
1941 на подступах к укрепрайону появились немецкие разведдозоры (13-й танковой
дивизии). Бои в юго-западном секторе укрепрайона начались с 3 августа. 7 августа немецкие войска
прорвали южный фас укрепрайона, подошли к пригородам Киева, но к 15 августа
были оттеснены частями советской 37-й армии (сформированной из войск,
оборонявших Киевский укрепрайон, под командованием генерал-майора А.А.Власова).

16 сентября главнокомандующий войсками Юго-Западного направления
маршал Тимошенко, располагавшийся со своим штабом под Полтавой,отдал устный приказ (по свидетельству Баграмяна)
оставить Киев и отходить на реку Псёл (200 км восточнее Киева),
поскольку не только Киевский укрепрайон, но и все армии Юго-Западного фронта
были почти окружены немецкими войсками. 17
сентября
1941 (в 23:40) Ставка Верховного Главнокомандования директивой №
002087 разрешила оставить Киевский укрепрайон и город Киев.

История постройки

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» в Минске является одним из самых больших подобных комплексов на территории стран бывшего СССР. Музей под открытым небом был построен к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Одним из инициаторов постройки мемориала стало общество афганцев. На их зов о помощи откликнулись многие общественные организации, государственные и частные предприятия, волонтеры. Весомую лепту в осуществление проекта внес и президент Республики.

Мемориал был открыт 30 июня 2005 года и сразу же вызвал интерес у людей разного поколения. Ежегодно его посещают сотни тысяч туристов из разных уголков мира. Музей практически стал визитной карточной Республики Беларусь.

История создания


ДОТ с пулемётными гнёздами вблизи Могилёва

Концепция оборонительных сооружений межвоенного периода

На передней линии обороны перед и между ДОТами после мобилизации войска по заранее согласованным планам войска должны были соорудить полевые укрепления — окопы, ходы сообщения, пулеметные гнезда, блиндажи и убежища, противопехотные и противотанковые препятствия, а также ложные цели. Артиллерии кадровых соединений надлежало занять заранее выбранные закрытые огневые позиции, а передовым артиллерийским наблюдательным пунктам развернуться в ДОТах. Укреплённые районы должны были иметь эшелонированное тыловое обеспечение и в комплексе с временной фортификацией представлять собой непреодолимую преграду для врага.

Решения о строительстве систем укрепленных районов на своих границах приняли многие европейские страны («Линия Мажино» во Франции, «Линия Маннергейма» в Финляндии и др.), и Советский Союз тоже пошёл по этому пути. Строительство укрепрайонов было очень материалоёмким и дорогостоящим: так, Летичевский укрепрайон обошёлся в 16 млн рублей, что эквивалентно затратам на 300 танков Т-26 по 50 тысяч рублей каждый.

Планирование и строительство

Общая протяжённость фортификационной линии составляла 1850 км, причём между укрепрайонами были оставлены проходы (длина линий укрепрайонов 1200 км). Первоначально были построены 13 УР: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростенский, Киевский, Новоград-Волынский, Летичевский, Могилёв-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский укрепрайоны.

Эти укрепрайоны были протяжённостью от 50 до 150 км по фронту, включали передовые позиции и препятствия глубиной до 12 км и основные позиции глубиной около 4 км. По возможности, фланги УРов прикрывались естественными препятствиями, и каждый УР должен был прикрывать важный маршрут. Главной задачей укрепрайонов было удержать приграничные районы до мобилизации основных сил, а не полная остановка и разгром врага, как ошибочно полагают многие.

Необходимость развития укрепрайонов подчёркивал в своём предсмертном отчёте в июне 1937 года маршал М. Н. Тухачевский: «Я думаю, что следовало бы построить Слуцкий укрепленный район в Белоруссии, а на Украине… развить Летичевский укрепленный район в глубину и закрыть промежуток между ним и Житомирским укрепленным районом… Необходимо возвратить Киевскому и Мозырскому укрепленным районам их прежнее крупное значение».

В 1938 году началось строительство восьми новых УРов между уже существовавшими: Островский, Себежский, Слуцкий, Шепетовский, Изяславский, Старо-Константиновский, Остропольский, Каменец-Подольский укрепрайоны.


Траншея вблизи линии Сталина

По немецким данным (составленным после захвата «Линии Сталина» в 1941 году), всего на этой линии (не считая Карельского УРа) было 142 каземата и позиции для полевой артиллерии (калибра 76 мм), 248 казематов и бункеров для противотанковых орудий (калибра 45 мм) и 2572 казематов и бункеров для пулемётов. Больше всего построенных сооружений было в Минском УРе — 33 артиллерийских, 114 противотанковых, 401 пулемётных. В некоторых же УРах отсутствовали артиллерийские позиции (Полоцкий УР) или противотанковые (Мозырский, Коростеньский, Летичевский, Рыбницкий УРы).

По результатам подсчётов историка-фортификатора Д.Кауфмана, французская линия Мажино имела до 7.7 сооружений на километр фронта, а линия Сталина 0.7 до 1.4. Линия Мажино длиной около 400 километров оборонялась 264 тысячами солдат. Таким образом, линия Сталина была значительно слабее. При этом линию Мажино немцы прошли без проблем, а на линии Сталина завязли на время от 3 дней до двух месяцев, потеряв большое количество моторизованной техники, в том числе и танков, и живой силы своих элитных наступательных подразделений.

Линия Молотова

Так называемая Линия Молотова — система укреплений, построенных Советским Союзом в 1940—1941 годах, вдоль новой западной границы после того, как СССР присоединил страны Прибалтики, западные области Украины, Белоруссии и Бессарабию.

17 сентября 1939 года, с началом Второй мировой войны, Советский Союз ввёл войска на территорию Восточной Польши (современные западные области Украины и Белоруссии). Подписанный с гитлеровской Германией 28 сентября того же года Договор о дружбе и границах устанавливал западную границу СССР в целом по линии Керзона, за исключением района Белостока, где она прошла несколько западнее. После освобождения Западной Украины и Западной Белоруссии «Линия Сталина» потеряла своё значение и рубеж обороны был перемещён на 300 километров западнее, где и возникла Линия Молотова. Бытует мнение, что это изменение границы является прямым следствием Пакта Риббентропа-Молотова, подписанного Вячеславом Молотовым, отсюда и название линии Линия Молотова. Название носит неформальный характер и вошло в обиход сравнительно недавно.

Линия простиралась от Балтийского моря до Карпат. Она состоит из 13 укрепленных районов. Большинство из них защищало около 100 км границы. Она является частью более крупной оборонительной системы СССР вдоль его западных границ, простирающейся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря.

Каждый укрепленный район состоит из большого числа долговременных оборонительных сооружений (ДОС) — бетонных бункеров (ДОТов) с пулемётами, противотанковыми пушками и прочей артиллерией. Бункеры были построены группамми для взаимной поддержки, каждая группа образовывала батальонный узел обороны, к которым были приписаны отдельные пулемётно-артиллерийские батальоны (опаб), из бойцов которых состояли гарнизоны ДОС. Численность гарнизонов ДОТов в зависимости от типа сооружения составляла от 8-10 до 30-40 человек. Полевое заполнение укрепрайонов должны были обеспечивать армейские части.

По состоянию 22 июня 1941 г. из 5807 долговременных оборонительных сооружений, возводимых СССР вдоль западных границ в составе 13-ти укрепрайонов «Линии Молотова», было завершено строительство лишь 880. Готовность укрепрайонов составляла в среднем 15-20 %.

В ночь на 22 июня 1941 года в соответствии с «директивой № 1» лишь часть ДОТов приграничных УРов была занята своими гарнизонами до начала немецко-фашистского вторжения. Полевое заполнение УРов не было обеспечено, либо было крайне недостаточным. В результате линия Молотова в целом не сыграла сколько-нибудь значительной роли в ходе приграничных сражений. Узлы обороны, которые успели занять советские войска, обходились и блокировались немцами в первые дни, а затем уничтожались штурмовыми группами. Последний ДОТ 2-й роты 17 опаб был подорван немцами 30 июня 1941 года. Только на 12-й день войны замолчали орудия и пулемёты штабного ДОТа «Орёл», который защищала группа бойцов (25-27 человек) под командованием лейтенанта И. И. Федорова. Отдельные ДОТы линии Молотова оказывали сопротивление до двух недель, находясь в полной изоляции.

Развалины этих сооружений можно найти сегодня в Литве, Польше, Белоруссии и на Украине, многие из них хорошо сохранились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector