Минский красный костел святых симеона и елены
Содержание:
- Семейная трагедия и чудесное творение
- Главный алтарь гродненской Базилики
- «Красный» костел в Минске
- Мядель. Костел Божьей Матери Шкаплерной
- Лучай. Костел Святого Тадеуша
- Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя
- Идолта. Костел Божией Матери Скапулярия
- История
- История
- Липнишки. Костел Святого Казимира
- Видзы. Костел Святой Троицы
- Рядом с храмом
- Мосар. Костел Святой Анны
- Убранство собора и реликвии
- Ошмяны. Костел Святого Михаила Архангела
- История трокельского костела Посещения Пресвятой Девы Марии
Семейная трагедия и чудесное творение
Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.
Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.
Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.
Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.
Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.
Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.
Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.
Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.
Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.
Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.
После революции в России роскошный костёл разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.
В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.
В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.
И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.
Главный алтарь гродненской Базилики
Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.
В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.
В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.
Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:
«Красный» костел в Минске
Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.
История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске
Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей
Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена
К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.
Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).
«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси
Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.
Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.
Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.
Мядель. Костел Божьей Матери Шкаплерной
Компактный храм, дополненный граненым куполом, — памятник позднего барокко. Костел вместе с монастырем босых кармелитов был возведен в 1754 году на средства владельца Старого Мяделя Антония Кощица. Считается, что таким щедрым даром он благодарил небеса за рождение долгожданного наследника. Долгое время в кармелитском храме хранились мощи Святого Юстина, подаренные Антонию папой римским. После закрытия монастыря реликвия была перевезена в костел в Мосаре, где хранится до сих пор. Мядельский же храм успел побывать православным, снова католическим, пережить забвение в советское время и вернуться к верующим.
Лучай. Костел Святого Тадеуша
«Описывать бесцельно, смотреть!». В свое время немецкий археолог Людвиг Борхардт так написал о найденном бюсте царицы Нефертити. Костел в Лучае вызывает точно такую же словесную реакцию: едва ли эпитеты вроде «великолепный», «превосходный», «впечатляющий» в полной мере могут передать красоту и масштаб сооружения.
История костела связана с монахами-иезуитами: некогда род Огинских предоставил ордену землю и средства для строительства храма. Костел был освящен в 1776 году в честь Святого Тадеуша — небесного покровителя Тадеуша Огинского.
Изначально храм строился в стиле барокко, со всеми обязательными элементами вроде пышных интерьеров. Позже костел приобрел черты классицизма. Такое сочетание стилей придает ему особый шарм и делает уникальным с точки зрения архитектуры.
Лепнину во внутреннем убранстве храма заменяют фрески в технике гризайль. Этот вид живописи позволяет сымитировать барельефы, скульптуры и другие объемные элементы.
Хватает у костела и других фишек: установленная здесь скульптура папы Бенедикта XVI считается первым памятником этому понтифику в мире.
Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя
Построенный еще в 1606 году, готико-ренессансный костел в Камаях никогда не прекращал свою работу, даже во время ВОВ и послевоенную эпоху — большая редкость в нашей стране. Внутри сохранились оригинальные фрески Альфреда Ромера, белорусского художника XIX века, прославившегося росписями на религиозную тематику. Еще одно звучное имя в истории камайского костела — Казимир Свояк. Известный белорусский поэт и общественный деятель несколько месяцев служил здесь настоятелем во время Первой мировой войны.
При посещении костела обратите внимание на бойницы и внушительную толщину стен — в костеле присутствуют элементы оборонительного сооружения. Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове
Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране
Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове. Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране.
Идолта. Костел Божией Матери Скапулярия
В Идолте находится единственный в Беларуси храм в стиле модерн. Построили его в 1937-1939 годах, в 1943-м он был освящен в честь Матери Божией Скапулярия.
Это трехнефное здание с двумя аркадами на шести колоннах, с полукруглой апсидой и двумя квадратными ризницами. К зданию пристроена башня с шатровым завершением. Над входом расположено окно-роза, слева – ниша со статуей Божией Матери. Нижний ярус храма выложен из камня-валуна, верхний – из кирпича.
Внутри сохранились 14 панно первой половины XIX века, посвященных крестному пути Иисуса Христа.
Костел благополучно пережил войну, ни на день не закрывая двери для прихожан. Действует и по сей день.
История
Самая первая религиозная постройка в этих местах была деревянной: она была возведена в 20-х годах XVI века. А вот нынешний костел Святой Троицы в Гервятах появился на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот временной промежуток в белорусской глубинке началось строительство грандиозного каменного сооружения по проекту польско-литовского архитектора Вацлава Михневича.
В исторических источниках сказано, что специально для строительства костела неподалеку был построен кирпичный завод, чтобы без задержек поставлять высококачественный материал. Ежедневно на объекте работали не менее 70 человек. «Донором» извести, необходимой для строительства, стала протекающая рядом река Лоша. Даже была придумана специальная технология производства прочного материала: в него добавляли куриные яйца, которые в обязательном порядке должны были сдавать местные жители.
Территория вокруг костела, April. B
Крыша костела изготовлена из черепицы, которую специально привозили из Германии. Удивительно то, что за годы своего существования костел ни разу серьезно не пострадал: ни от природных бедствий, ни от революций, ни от войн. А ведь церковь несколько раз переходила от одного государства к другому. Но до наших дней она сохранилась практически в первозданном виде, если не считать косметического ремонта.
Архитектурные особенности костела
В результате получилось величественное сооружение в неоготическом стиле: на территории Беларуси подобных практически нет. Высота костела (с учетом колокольни) составляет 61 метр, что делает его третьим среди самых высоких белорусских храмов. У костела Святой Троицы узкие оконные проемы, расположенные в нишах. Постройка состоит из трех неф, которые отделены друг от друга пятиколонными рядами и трансептом
Поклонники церковной архитектуры должны обратить внимание на многочисленные контрфорсы многоступенчатой формы, которые плавно перетекают в аркбутаны
Архитектура потолков костела, samike
Непосредственно перед Троицким костелом в Гервятах можно увидеть несколько деревянных крестов с разнообразной резьбой. Скорее всего такое решение связано с архитектурным проектом Михневича: такое часто можно встретить в литовских церквях. Часто это местечко называют «маленькой Швейцарией» или «Норт-Дамом Беларуси». Это связано и с красотой самой постройки, и с прилегающей территорией: рядом с костелом есть ландшафтный парк с разными декоративными и редкими для белорусского климата.
При посещении этого места обратите внимание и на водяную мельницу, которая сохранилась до наших дней: она была построена во второй половине XIX столетия. Также рядом с костелом есть военное кладбище, на котором захоронены солдаты, погибшие в годы Первой мировой войны
samike
История
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».
В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.
В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.
В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.
В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.
Липнишки. Костел Святого Казимира
Этот неоготический исполин органично смотрелся бы не только в белорусской провинции, но и среди вересковых пустошей Англии или Шотландии.
От обывательских ассоциаций — к истории. Храм, что мы видим сегодня, строился 10 лет: с 1900 по 1910 год. Считается, что проект костела разрабатывали французские архитекторы. Для строительства местные жители собирали камни по всей округе. Часть стройматериалов, как принято считать, позаимствовали с руин Геранёнского замка.
Строительство фактически завершилось к 1910 году, однако, отделочные работы велись в храме вплоть до 1928 года. Тогда же храм был освящен в честь Святого Казимира. До наших дней сохранился не только костел, но и каменный забор с красивыми неоготическими воротами.
Все белорусские замки, от которых остался хоть камешек, в одном материале. Описания, панорамные фото с дрона.
Видзы. Костел Святой Троицы
Завершает подборку потрясающий образец неоготики. Вместе с храмами в Гервятах и Шиловичах костел в Видзах считается одним из самых высоких в Беларуси: его высота составляет 59 метров.
Троицкий костел строился почти 14 лет: с 1900 по 1914 год. Начавшаяся вскоре Первая мировая война нанесла храму серьезный урон: здание несколько раз подвергалось обстрелам — линия фронта проходила совсем рядом с местечком. В 1920-е годы костел восстановили, а в память о военных действиях в стены вмуровали снаряды.
Храм в Видзах освящен в честь Святой Троицы. Но можно встретить и другое его название — Рождества Пресвятой Девы Марии. Дело в том, что костел находится в распоряжении одноименного прихода.
После Второй мировой войны храм не избежал преобразования под хозяйственные нужды: сначала здесь размещался льняной склад, позже — спортивный зал. В итоге от оригинального убранства почти ничего не осталось. Сегодня, после проведенной реставрации, костел действует по своему прямому назначению.
Менее раскрученные, но от этого не менее прекрасные белорусские костелы в нашем отдельном материале.
Только полезное »
Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.
Рядом с храмом
Колокол Нагасаки
Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.
29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.
12 декабря 2013 года сода привезли еще одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.
Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.
Скульптура Архангела Михаила
Прямо у входа в храм стоит скульптура из бронзы, где архангел Михаил копьём пронзает крылатого змея. Эта композиция символизирует собой вечную победу Небесных воинов добра над злом.
Я обратила внимание, что на копье, которое вонзается в пасть страшного дракона, прикреплены белые цветы. Этот памятник был установлен в 1996 году
Этот памятник был установлен в 1996 году.
Юность
А эта скульптурная композиция под названием «Юность» находится во дворе, справа от католического костела.
Она символизирует молодость и вечную любовь. А ранней весной на фоне распускающихся деревьев смотрится просто завораживающе.
Возможно, летом здесь работает фонтан (трубки для водяных струй имеются). Но чуть подробнее об этом памятнике речь пойдет в статье «Что посмотреть и куда сходить в Минске. Ищем интересные места города».
Мосар. Костел Святой Анны
Классицистический храм в Мосаре появился в конце XVIII века по распоряжению владельцев местечка — Роберта и Анны Бжестовских. В 1838 году в костел из мядельской кармелитской церкви перевезли мощи Святого Юстина, некогда подаренные папой римским Антонию Кощицу, владельцу Старого Мяделя.
Мосарский костел работал по назначению и в советское время, не помешало даже отсутствие священника: с 1961 по 1981 год сельчане проводили службы своими силами.
Новую жизнь в храм вдохнул ксендз Юозас Булька. Он до неузнаваемости преобразил прикостельную территорию, разбив дендропарк с живописными аллеями, живыми изгородями, прудами, скульптурами: Мосар может похвастаться копией знаменитой «Пьеты» Микеланджело и первым в стране памятником Иоанну Павлу II. Все 22 года своей службы в деревне — с 1988 по 2010 год — ксендз яро боролся с пьянством: открыл антиалкогольный музей, проводил профилактические беседы с местными жителями, добился запрета на продажу спиртного в сельпо. Алкоголь в магазине не продают до сих пор.
Рассказываем, где искать храмы с изображением глаза в треугольнике и что он символизирует.
Убранство собора и реликвии
Отреставрированный Красный костел в Минске интересен не только прихожанам. Здесь можно полюбоваться витражами и росписью, познакомиться с новыми для себя духовными и эстетическими ценностями.
Стоит обратить внимание на копию Туринской плащаницы, находящуюся здесь, а также на памятник при входе в храм: Архангел Михаил, поражающий крылатого змея. Стиль архитектуры храма – неоготика или неороманский
Не избежал проект костела виляния стиля модерн, популярного в начале 20 века. Три башни Красного костела имеют разную высоту, самая высокая – 50 м, две другие – по 36 м. Возле храма – небольшой дом священника, построенный одновременно с собором
Стиль архитектуры храма – неоготика или неороманский. Не избежал проект костела виляния стиля модерн, популярного в начале 20 века. Три башни Красного костела имеют разную высоту, самая высокая – 50 м, две другие – по 36 м. Возле храма – небольшой дом священника, построенный одновременно с собором.
Еще одна реликвия – генеалогическое древо Войниловичей, созданное в 1905 году польским скульптором. Она хранится в историческом музее в Минске. Очевидно, что заказчик переживал утрату детей как настоящую трагедию: прекратилось развитие династии, прославившейся в веках. Род Войниловичей происходил от Войнилы – героя Грюнвальдской битвы (1410 год).
Ошмяны. Костел Святого Михаила Архангела
Первый костел в Ошмянах был построен на средства короля ВКЛ Ягайло в 1387 году – Ошмяны тогда служили одной из резиденций литовского двора.
Сначала костел был деревянным, после – каменным. В 1830-х годах пострадал сначала во время восстания, потом от пожара. Восстановили его на добровольные пожертвования.
К 1899 году храм перестал вмещать прихожан и по проекту зодчего Вацлава Михневича был перестроен в стиле необарокко. Освятили обновленную трехнефную базилику с двумя пятиярусными башнями в 1906 году.
В 1948 году по велению советской власти сбросили кресты, сняли купола, уничтожили интерьер, внутри сделали склад. Однажды хранящееся в здании льноволокно загорелось. Обгоревший костел-склад местные власти в 1969 году передали Вильнюсскому заводу радиоизмерительный приборов под производство – это спасло святыню от полного разрушения. За 10 лет здание было полностью восстановлено.
В 1990 году завод передал храм костельной общине, демонтировав производство. В 1994 году отреставрированный костел снова принял верующих.
История трокельского костела Посещения Пресвятой Девы Марии
Когда был основан приход в Трокелях и построен первый костёл, точно неизвестно. Можно предполагать, что это произошло примерно в 1500 году. Кс. Михал Шалкевич, который был трокельским настоятелем в начале ХХ века, считал, что акты основания прихода пропали во время шведской войны или даже раньше, во время польско-московской войны.
На протяжение веков менялась и деканальная принадлежность прихода. До середины XVIII века она упоминается как приход Радуньского деканата Виленской епархии. В первой половине XIX века приход находился в составе Вишневского деканата, а документы второй половины XIX века свидетельствуют о его принадлежности к Радуньскому деканату Гродненской епархии.
Основанный в Трокелях приход был одним из самых бедных. У него не было крестьянских хозяйств, с которых он получал бы доходы на содержание. Когда приход перешёл в руки иезуитов, тогдашний ректор Виленской Академии Гарсияс Алябиянус с разрешения верховной власти ордена позаботился о выплатах на содержание при костёле местного настоятеля.
После упразднения ордена иезуитов в 1773 году и перехода костёла под покровительство придворного маршалка Владислава Гуровского, трокельский приходской дом вообще не получал десятины, и по этой причине нёс потери до 3000 польских злотых в год.
С 1585 года отцы-иезуиты были полноправными собственниками Трокельского прихода. Они не только обладали на этих землях земными поместьями, но и оказывали различную пастырскую помощь местному настоятелю во время Великого Поста и различных церковных торжеств.
Около середины XIX века Трокели переживали большой материальный недостаток. В 1839 году вишневский декан в своём отчёте виленскому епископу писал про трудности и нужды прихода. Бедность храма соответствует бедности крестьян – им не хватало даже хлеба. Декан пишет, что богослужения совершаются регулярно, что хорошо налажено обучение верующих и что оказываются необходимые духовные услуги.
В 1843 году учредительное оснащение прихода было конфисковано властями царской России. Нравственное состояние жителей прихода характеризует документ 1843 года. В нём отмечается их трудолюбие, мирный характер и набожность. Упрекнуть их в каком-то значительном проступке нет оснований. Все они принадлежат к римо-католическому вероисповеданию. Из документа визитации мы узнаём, что они отличаются «набожностью и добрыми нравами».
В том же 1843 году был организован церковный совет, который назывался дозором. Совет состоял из 9 человек и выбирался самими прихожанами. В приходском архиве на протяжение столетий сохранялись приходские метрические книги крещений, погребений, венчаний, приходов и расходов, инвентари, книги визитаций, книга облигаций, книга полученных и отправленных писем.
На протяжение многих лет настоятелем прихода был кс. Михал Шалкевич. Своё служение он начал в 1922 году. Доброжелательность прихожан к нему проявилась в помощи при постройке нового приходского дома. В приходском архиве найдена корреспонденция отца-настоятеля. Она свидетельствует о его заботе в пользу своих прихожан. Его пастырская деятельность в приходе проходила в тяжкие времена войны и преследований со стороны советской власти. Ему неоднократно угрожала смерть, а с 1949 по 1955 год он провёл в советских тюрьмах. После освобождения кс. Михал Шалкевич ещё три года работал в приходе. Однако преследования со стороны власти продолжались, и он в 1958 году выехал в Польшу (Папа Павел VI назначил его папским камергером в Варминской епархии).
С того времени и на протяжении тридцати лет в Трокелях не было своего священника. Заботу о храме, его защиту взяли на себя местные прихожане. Даже тогда, когда власти отобрали у верных ключи и закрыли костёл, верные продолжали молиться перед входом в святыню. Они организовали дежурства, чтобы не допустить уничтожения святыни и непрестанно обращались в разные государственные учреждения с просьбой, чтобы им вернули Божий Дом. Делегация верующих ездила даже к верховному руководителю по делам вероисповеданий в Москву.