Колокольня ивана великого

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

  • Назад

  • Вперед

1814-15

Возводятся здания Филаретовой пристройки и Успенской Звонницы, дошедшие до наших дней. Восстановительные работы возглавляют архитекторы Д. И. Жилярди, Л. Руска и И. В. Еготов. Восстанавливают с сохранением «по возможности старой архитектуры», но научной реставрации в то время еще не было, и старой архитектурой огульно считали готику. Есть версия, что именно тогда и появились готические элементы на Филаретовой пристройке. Достоверно известно, что классические фронтоны и фронтоны-ракушки появились на Успенской Звоннице именно с легкой руки архитекторов XIX века. На соседнем Архангельском соборе, несомненно древнем, присутствуют такие ракушки, так почему бы и сюда не налепить? Впрочем, получилось красиво.

1508

Протрите глаза, мы приближаемся к самому главному: итальянский архитектор Бон Фрязин заканчивает строительство Ивановского столпа, которое заняло 3 года. Церковь Ивана Лествичника переезжает в основание башни, в окружение стен 5-метровой толщины. Выше идут три восьмигранных яруса, однако в оригинальном исполнении Бона на этом вся красота и заканчивалась. Впрочем, главной задачей зодчего было не украшательство, а устойчивость беспрецедентно высокого сооружения. Вначале в землю вколотили впритык множество деревянных свай разной длины. Затем на это свайное поле поставили фундамент, на него — ступенчатый белокаменный стилобат. На картинке ниже вы можете увидеть, как примерно это выглядело. На таком прочном основании уже можно было смело строить 60-метровое сооружение из кирпича.

Высотой, силуэтом и декором колокольня напоминает итальянские кампанилы, однако те имеют, как правило, четырехгранную форму. Более сложный восьмерик Бон выбрал, вероятно, следуя русской традиции. Первоначально колокольня обходилась без побелки, стены были окрашены под кирпич с белокаменными деталями. Интересный факт: в колокола звонили с земли при помощи длинных шестов.

Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»

Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.

Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.

Экскурсии и точный адрес

С 1918 года колокольня была закрыта для посещений, только с 1992 года москвичи снова услышали колокольный звон и получили возможность увидеть Кремль и Москву-реку с такой высоты. Чтобы подняться наверх, вначале нужно купить билет, который также дает право на посещение Соборной площади, церкви Ризоположения, Архангельского, Успенского и Благовещенского соборов.

Отправляясь на экскурсию, важно помнить и график работы колокольни: все дни, кроме четверга, — рабочие. Но вход возможен только по сеансам

Часы работы и сбора: 10.15, 11.30, 13.45, 15.00 и 16.00. Вначале проводится экскурсия с аудиогидом, затем можно насладиться видами с колокольни на Кремль.

Также можно купить билет для посещения выставок, чаще всего они располагаются в Успенской звоннице. Например, в разное время здесь можно было увидеть пасхальные яйца Фабирже, ювелирные изделия Картье, индийские украшения, регалии английской Короны и т. д.

Точный адрес достопримечательности: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля.

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

1817-19

Погрузимся еще глубже в прошлое, где кругами расходится эхо войны с Францией. Здесь огромный Успенский колокол переливают из старого, поврежденного при взрыве наполеоновскими саперами. Работу выполняют мастера Яков Завьялов (ему на тот момент 80 лет) и некто Русинов. Весьма примечательно, что творческий путь Завьялова начался в 1761 с отливки именно этого самого колокола. Тогда мастеру было 24 года. Что касается колокола, то корпус его украшают литые изображения царей Петра и Алексея, императора Александра I с семьей, московского архиепископа Августина, а также Деисуса и Успения Богородицы. Исключительная громадность Успенского колокола вызывала опасения при его установке: купец Богданов, владелец колокольного завода, еле получил разрешение на подъем своего изделия. Соорудили специальную каланчу рядом со Звонницей, но когда колокол достиг середины нужной высоты, в толпе началась паника: кто-то крикнул, что Иван Великий шатается. Никто не пострадал, но есть предположение, что неразбериху устроили карманники. Впоследствии купец Богданов любил по великим праздникам сидеть на ступенях Звонницы и слушать свой колокол, изливая слезы умиления.

Строительство Успенской звонницы

Возле колокольни в XVI веке была построена Успенская звонница. Изначально итальянский архитектор Петрок Малой воздвиг храм Рождества Христова рядом с Ивановым столпом, но позже храм был реконструирован в звонницу для больших колоколов.

Самый большой колокол носит название Успенский, поэтому и звонница была названа в его честь. Ранее сторожа и звонари жили прямо в здании звонницы, на первом этаже. Сейчас там располагается один из кремлевских музеев.


Надпись под куполом Колокольни Ивана Великого

В храме Рождества Христова хранились мощи Николая Чудотворца и чудотворная икона святителя Николая. Во время реконструкции Святыни вывезли из храма, их местонахождение неизвестно до сих пор.

Интересно знать! Несмотря на то, что храм Рождества Христова был реконструирован, а чудотворная икона исчезла, обычай приходить к звоннице для благословения перед свадьбой сохранился до сих пор.

Как гласит легенда, один обедневший горожанин выдал замуж трех дочерей, обратившись за помощью к Николаю Чудотворцу. Святой Николай даровал по узелку с золотом каждой девушке в виде приданого. С тех пор многие новобрачные посещают Успенскую звонницу, чтобы брак был крепким.

Описание колокольни

На строительство этого здания повлияла итальянская архитектура и традиции построения колокольных башен не вместе с церковью, а отдельно от нее. В этом помещении насчитывалось раньше 33 колокола.

Основными считаются:

  • Царь-колокол;
  • Реут, или Ревун.

Самый крупный и массивных из колоколов – Успенский. Его вес составляет 65320 кг. На всех колоколах представлены украшения в виде орнаментов и надписей. Практически все они были созданы знаменитыми литейщиками из сплава, в состав которого входили медь и олово.

На сегодняшний день в рабочем состоянии находится всего 22 колокола, а остальные помещены в Музее Московского Кремля, который располагается внутри этого здания. Экспозиция демонстрирует посетителям и туристам историю Кремля и Москвы.

Здесь рассказывается о ее многочисленных укреплениях, расширении территорий и строительстве новых зданий в столице государства. В качестве экспонатов тут можно найти каменные куски первых сооружений, возникших здесь более 500 лет назад.

Высота колокольни — 81 метр.

На сегодняшний день здесь проводят экскурсии, а все желающие могут подняться на колокольню, чтобы посмотреть с высоты птичьего полета на Кремль. Билеты имеют фиксированную стоимость – 250 рублей.

Из истории

Расположена колокольня на Соборной площади. Свою историю она ведет уже многие века, начиная с 1329 года. В то время бразды правления были у Ивана Калиты, а на этом месте находилась церковь святого Иоанна Лествичника.

Спустя практически два столетия каменную церковь снесли, а на ее месте была построена новая в честь Ивана III, которая стала основой будущей колокольни. Ее возведением занимался архитектор Бон Фрязин.  В 1508 году при Василии III у колокольни появляется второй ярус.

Со временем колокольню начали окружать новые постройки. В 1552 году рядом с ней возникла Успенская звонница, которую спроектировал и возвел Петрок Малый. Через 80 лет Бажен Огурцов пристроил к ансамблю Филаретовую пристройку.

Во время правления Бориса Годунова в 1600 году это место также претерпело изменения: был пристроен 3 ярус колокольни, что придало ей уже современный вид. Об этом также свидетельствовала золотая надпись, располагавшаяся под куполом. После этого события высота этой башни достигала 81 метр, и это здание считалось самым высоким в Москве до XVIII века.

Во время Отечественной войны, когда войска Наполеона заняли Москву, французский император приказал убрать с колокольни позолоченный крест. Но его солдатам сделать этого не удалось. Врагам помешала тогда стая ворон, которая с остервенением набрасывалась на мародеров.

Когда армия Наполеона отступала из Москвы, она взорвала многовековую конструкцию. Чудесным образом сохранился только столп здания, все остальное – звонница и пристройка – были полностью уничтожены. Восстановили их былой вид только по истечению трех лет.

История Колокольни Ивана Великого

В 1329 году на месте настоящей постройки была построена церковь  «под колокол» Иоанна Лествичкина. В 1505 году старая церковь была разрушена и на ее месте в память об умершем царе Иване III  итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году построена новая церковь. В 1600 году при Борисе Годунове к ней был пристроен еще один ярус — цилиндрический. Колокольня стала  самым высоким в то время сооружением в столице. Ее высота достигла 81 метр. Площадь, расположенная к востоку от нее, именовалась в старину Ивановской. Здесь громко, «во всю Ивановскую», оглашали царские указы и наказывали провинившихся.

В 1532 году с северной стороны зодчим Петроком Малым  пристраивается звонница с храмом Вознесения Господня. В ней устанавливается тысячепудовый колокол «Благовестник». Сам храм находился на третьем ярусе и для входа в него была устроена лестница. С 17 века церковь преобразуется в звонницу, названную Успенской. С 1624 по 1632 годы во время царствования Михаилаа Романова и патриаршества его отца Филарета с северной стороны Важеном Огурцовым было пристроено еще одно сооружение — Филаретовская пристройка с белокаменными пирамидками и черепичным шатром.

Во время Отечественной войны 1812 года звонница и пристройка были разрушены. Уцелела только Колокольня. С нее был снят крест, который до сих пор он не найден. Сейчас на ее позолоченном куполе находится восьмиконечный крест из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова «Царь Славы».

В 1819 г. по проекту архитектора Д. Жилярди разрушенные звонница и Филаретовская пристройка были восстановлены в прежнем виде, но появились элементы архитектуры 19 века.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Год и век создания

Данный храм — очень древний памятник архитектуры, его история насчитывает более чем 500 лет. Первые сведения о существовании в сакральной топографии столицы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника историки относят к 1329 году. В летописях указано, что именно тогда была заложена каменная церковь, а затем освящена. Святыню относили к типу «иже под колоколы» из-за расположения яруса звонницы над самим помещением.

Весь храм был возведен в течение трех месяцев, из-за этого предполагают, что церковь имела малые размеры. Считается, что она стала первым московским храмом, освященным во имя преподобного.

В 1346 году храм расписали, а спустя 129 лет в него перенесли несколько саркофагов с мощами святителей из второго Успенского собора, который на тот момент разобрали. Позже храм тоже был разобран, а весной 1505 года было начато строительство новой святыни, продлившееся три года. Постройку новой церкви приурочили к кончине князя Ивана III, полностью ее завершили к 1508 году.

Колокольня Ивана Великого в Москве на google-панораме:

Успенская звонница

В 1532 году возле Ивановской колокольни итальянский архитектор Петрок Малой, строитель стен Китай-города, начал возведение церкви Воскресения, позже переименованной в храм Рождества Христова. Затем эту церковь перестроили в звонницу для больших колоколов, ныне известную как Успенская — по названию главного Успенского колокола. На первом этаже Успенской звонницы до революции 1917 года располагались квартиры сторожей и звонарей, а сейчас устроен выставочный зал музеев Кремля со сменной экспозицией.

На третьем ярусе звонницы когда-то находился престол церкви Рождества Христова. А в XIX — начале XX века здесь размещалась церковь св. Николы Гостунского. Ее перенесли сюда в 1817 году, после сноса старинного Никольского храма, стоявшего на Ивановской площади. Дьяконом этого храма служил Иван Федоров — родоначальник книгопечатания в России. В церкви хранилась частица мощей св. Николая Чудотворца и древняя икона святителя Николая, для которой при великом князе Василии III был построен сам храм. Икону доставили в Кремль в 1506 году из села Гостуни под Калугой, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Местонахождение этих святынь в настоящее время неизвестно.

В храме сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми «к святителю Николаю» перед свадьбой, чтобы устроить замужество. Обычай этот основан на предании, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. Церковь была действующей до 1917 года.

  Высокая каменная лестница, которая снаружи ведет к входу в храм, сначала была построена при Иване Грозном в 1552 году. Позже она была разобрана архитектором Матвеем Казаковым по требованию Павла I для строительства здесь кордегардий. В 1852 году лестницу восстановил «в древнерусском вкусе» Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Проход на лестницу в настоящее время закрыт.

Литература

  • Александров Ю. Н., Жуков К. В. Силуэты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1978. — 168 с. — 35 000 экз.
  • Бродский Б. И. Сокровища Москвы. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 373 с. — 21 500 экз. — ISBN 5-8520-163-5.
  • Иван Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Истомин Г. Ивановская колокольня в Москве. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1893. — 40 с.
  • Косарев А. Пропавший крест // Чудеса и приключения. — 2012. — № 3. — С. 38—41.
  • Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. — М.: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01340-3.
  • Милова М. Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки. — М.: Московский рабочий, 1984. — 398 с. — 100 000 экз.
  • Смирнова Е. И., Богатская А. Б. Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999. — 160 с. — ISBN 5-7461-0119-2.

Интересные факты про колокольню

С момента строительства с колокольней связаны интересные легенды, ознакомиться с которыми можно во время экскурсии.

Но рассмотрим несколько интересных фактов, которые выделяют ее среди других сооружений Москвы:

  1. Колокольня имеет 500-летнюю историю и смогла выстоять несколько войн, пожар, бомбардировку и оккупацию войсками противниками, а также несколько раз реконструировалась разными архитекторами.
  2. Сооружение было полностью разрушено, чтобы архитектор Бон Фрязин спроектировал колокольню. Его архитекторский проект и сейчас используется последователями, и это влияет на архитектурные традиции в России.
  3. Благодаря строительству во времена Бориса Годунова, здание долгое время являлось самым высоким во всей столице Российской Империи.
  4. По образцу колокольни на территории России были построены похожие здания.
  5. В конце XVII века упал колокол «Ревун» и проломил 5 этажей, тогда погибло несколько граждан, но колокол повесили обратно.
  6. Дополнительные колокола также имеют отличительные названия и звучание.
  7. Долгое время среди жителей Москвы бытовало мнение, что царь дал указание не возводить сооружения, которые были бы выше колокольни Ивана Великого. Поэтому церковь, которая была построена позже с высотой больше, чем у колокольни, была поражена ударом молнии. Шпиль сгорел полностью, а также были задеты верхние ярусы. Но это только легенда, которая не подтверждена историческими фактами.
  8. Есть еще одна легенда, которая связана с взаимосвязью между прочностью колокольни и стабильности ситуации в Москве, но это также только легенда, которую можно услышать от коренных москвичей.

Интересные факты о колокольне Ивана Великого

  • Некоторое время в Москве существовал запрет на строительство зданий выше «Ивана Великого»;
  • В XVI-XVII веках у колокольни провозглашали царские указы. С тех времен пришло к нам выражение: «Кричать на всю ивановскую»;
  • В давние времена возле колокольни стояла палатка, которая стала прообразом первой нотариальной конторы. В ней специальные писари помогали простым людям составлять челобитные;
  • Также у колокольни показательно наказывали воров и взяточников;
  • Колокольня была дозорной и пожарной башней. На самом верху была организована смотровая площадка. В ясную погоду с нее была видна местность в радиусе 40 километров от Кремля;
  • Во время коронации Николая II колокольня была украшена иллюминацией.

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.

Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • медь
  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

Колокола

Ивановская колокольня служит всем соборам кремля, так как у них нет собственных звонниц. Именно с нее начинается колокольный звон во всей Москве.

Интересно знать! Митрополит Платон в 18 веке издал указ, согласно которому колокольный звон в столице должен был начинаться с удара самого большого колокола, после чего он плавно разливался по городу, наполняясь переливами других колоколов. Так звучание получалось особенно красивым и торжественным.

Центральный ярус

  • Самый большой колокол — Успенский, он весит свыше 60 тонн. Он был отлит в 1819 году, заменяя колокол, разбитый при подрыве Иванова столпа во время нашествия Наполеона. На колоколе изображены лики Христа и Богородицы, присутствуют изображения членов царской семьи. Внизу на колоколе находится памятная надпись в честь освободительной борьбы 1812 года. Колокол звонит только в исключительных случаях.

    Основной ярус звона колокольни Ивана Великого

  • Второй по величине колокол — Реут. Во время взрыва колокольни он упал, но не раскололся, поэтому был восстановлен. Звучание колокола — необычное, низкое, оттеняет звон других колоколов, делая колокольный звон более насыщенным. Вес колокола порядка 30 тонн.

Интересно знать! В народе этот колокол называют «Ревун». В день, когда на престол взошел Александр II, колокол сорвался, и убил нескольких звонарей. В народе посчитали это дурным знаком. После нескольких покушений, Александр II погиб от рук террористов.

Семисотый колокол был отлит в 18 веке. Его удары возвещают о начале Великого Поста.

Нижний ярус

  • Новгородский колокол был вывезен Иваном Грозным из покоренного Новгорода;
  • Колокол Лебедь обладает резким, высоким звучанием;
  • Колокол Медведь, напротив, издает низкий, ревущий звук;
  • Кроме того, в колокольне еще есть Слободской, Ростовский и Трехсотпудовый колокола.

Средний ярус

В среднем ярусе колокольни находятся:

  • Мариинский колокол с изображением Марии Египетской;
  • Даниловский колокол с ликом князя Даниила Московского;
  • 8 колоколов, изготовление которых датируется XVI веком.

Использованные материалы

  • Баталов А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24:

  • Страницы сайта Колокольня «Иван Великий» сети сайтов музея-заповедника «Московский Кремль»:
    • — «ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»»
    • — ««ИВАН ВЕЛИКИЙ» В XVIII–XIX ВЕКАХ»
  • Иванов Юрий, «Церковь Иоанна Лествичника», учётная карточка проекта Храмы России, обновление от 21 июля 2016:

  Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, со ссылкой на Рогожский летописец, ПСРЛ, т. 15, вып. 1, стб. 45.

  Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 74.

  Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 75-76.

  Предположение высказано А. Ф. Малиновским. См. Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы, М., 1992, с. 42-43.

  Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, со ссылкой на Симеоновскую летопись, ПСРЛ, т. 18, с. 95.

  Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, со ссылкой на ПСРЛ, т. 12, с. 157.

  Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., «Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля», Культура средневековой Москвы, XIV-XVII вв., М., 1995, с. 77.

  Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, со ссылкой на ПСРЛ, т. 12, с. 258-259.

  Бондаренко И. А., «Реконструкция Соборной площади Моск. Кремля в кон. XV — нач. XVI в. и творческий метод итал. мастеров», Архит. наследство, М., 1995, вып. 38, с. 210-211.

  Петров Д. А., «О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, сс. 80-82.

  Цит. по ст. Баталова А. Л., «ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)», Православная энциклопедия, т. 25, с. 20-24, со ссылкой на пуб. Яковлевой О. А., Пискаревский летописец, Мат-лы по истории СССР, М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 202.

  Профиль храма на официальном сайте Центрального благочиния Московской епархии,

  Петров Д. А., «О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 81.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector