Страны африки: история и проблемы развития

Традиции и обычаи народов Африки

Много времени жители Африки тратят на то, чтобы уберечь себя от злых духов и приблизиться к добрым богам. Для этого они проводят ритуальные танцы (вызывая дождь, борются с вредителями, получают благословение перед охотой и прочее), набивают татуировки, вырезают маски, которые должны защитить их от злых духов.

Особенную роль в жизни племени играют колдуны и шаманы. Их считают служителями духов, именно к ним прислушиваются вожди племен и к ним приходят за советом простолюдины. Шаманы имеют право благословлять, лечить, они проводят свадьбы и хоронят усопшего.

Жители Африки с особым энтузиазмом почитают своих предком, выполняя целый ряд ритуалов поклонения им. Зачастую это поклонение умершим предкам, после смерти которых прошло более года, их с помощью неких обрядовых действий, приглашают обратно в дом, отводя им отдельное место в комнате.

Перед браком девушек учат специальному языку для замужних, которые знают и понимают только они. Невеста должна сама пешком придти в дом жениха и принести свое приданное. Брак можно заключать уже с 13 лет.

Еще одна особенность культуры племен — это нанесение на тело шрамов. Считается, что чем их больше, тем лучший мужчина воин и охотник. У каждого племени свои техники нанесения рисунков.

По мнению большинства ученых Африка – колыбель человечества. Останки древнейших гоминид, найденные в 1974 году в Хараре (), определяются возрастом до 3 млн. лет. Примерно к тому же времени относятся останки гоминид в Кооби-Фора (). Считают, что останки в Олдувайском ущелье (1,6 – 1,2 млн. лет) принадлежат тому виду гоминид, который в процессе эволюции привел к появлению человека разумного.

Становление древних людей происходило главным образом в зоне травяной . Затем они распространились практически по всему континенту. Первые найденные останки африканских неандертальцев (так называемого родезийского человека) датируются возрастом 60 тыс. лет (стоянки в , Ливии, Эфиопии).

Самые ранние останки человека современного вида (Кения, Эфиопия) датируются возрастом 35 тыс. лет. Окончательно человек современного вида вытеснил неандертальцев около 20 тыс. лет назад.

Около 10 тыс. лет назад высокоразвитое общество собирателей сложилось в долине Нила, где началось регулярное использование зерен дикорастущих злаков. Считают, что именно там к 7 тысячелетию до А.Д. сложилась древнейшая цивилизация Африки. Формирование и скотоводства в целом в Африке закончилось к середине 4 тысячелетия до А.Д. Но большинство современных сельскохозяйственных культур и домашних животных видимо пришли в Африку из Передней Азии.

Кто открыл Африку?

Вопрос о том, кто открыл Африку и в каком году, не имеет однозначного ответа. Северная оконечность континента была известна европейцам еще со времен античной эпохи. Исследования территорий предпринимались португальцами в эпоху Великих географических открытий. Внутренние области континента были неисследованными до середины XIX столетия.

Самым известным исследователем Африки признан Давид Ливингстон. Он одним из первых пересек пустыню Калахари, а также изучил озеро Нгами, открыл озеро Дилоло.

В 1855 году Ливингстон наткнулся на водопад, который впоследствии был назван именем английской королевы Виктории.

Рис. 1. Водопад Виктория.

В конце XVIII — начале XIX столетия напористость в исследованиях черного континента стали активно проявлять Англия, Франция и прочие европейские державы. Основные цели, которые преследовали эти государства, носили стратегический характер. Державы Европы были охвачены, прежде всего, жаждой колонизации. Это позволяет утверждать то, что первооткрывателями Африки можно в некоторой степени считать колонистов. Они внесли свой вклад в развитие инфраструктуры континента.

История исследования Африки берет начало из времен далекой древности. Еще древние египтяне предпринимали попытки освоения северной части континента. Корабли египтян двигаясь вдоль побережья Нила до Сидрского залива. Египетские исследователи уже тогда имели представление об Аравийской, Ливийской и Нубийской пустынях.

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена нарекали людей, живших вблизи поселения. Это наименование уходит к корням финикийского слова afar, что буквально значит «пыль». После завоевания римлянами Карфаген был переименован ими в Африку. Позже так стали называть и сам континент.

Значимый вклад в проведение исследований на африканском континенте внесли такие путешественники как:

  • Давид Ливингстон (1813-1873);
  • Мунго Парк (1771-1806);
  • Генрих Барт (1821-1865);
  • Стэнли (1841-1904).

Они занимались изучением внутренних районов материка. А также составляли подробные описания быта и нравов проживающих там народов.

Рис. 2. Давид Ливингстон.

Континент активно изучался и русскими исследователями. Среди них наиболее известны В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский А.В. Елисеев.

Открытие, сделанное русским ученым Н.И. Вавиловым в Эфиопии, позволило определить зоны происхождения пшеницы как злаковой культуры.

Рис. 3. Н. И. Вавилов.

Экспедиция под его руководством проводилась в 1927 г.

Мы выяснили, кто именно предпринял первые попытки открытия континента. Узнали, кто из путешественников является признанным в истории открывателем Африки. Узнали историю происхождения слова «Африка» и кому именно обязаны жители континента топонимикой происхождения общепринятого сегодня названия территорий.

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 234.

Рекомендации

  1. Milimo, JT 1972. банту Мудрость. Лусака, НЕЦЗАМ.
  2. Абубакар, A. 2011. Пословицы как источники философских идей об африканском образовании. В Nsamenang, AB и Tchombe, TM (ред.). Справочник африканских образовательных теорий и практик: генеративное педагогическое образование . Яунде, Камерун, Press Universitaires d’Afrique.
  3. ^
  4. ^ Nsamenang, AB 1992. Человеческое развитие в культурном контексте . Ньюбери-Парк, Калифорния, Сейдж.
  5. Mbiti, JS 1969. Африканские религии и философия . Оксфорд, Хайнеманн.
  6. Moumouni, A. 1968. Образование в Африке . Нью-Йорк, Прегер.
  7. Nsamenang, AB и Lamb, ME 1995. е сила убеждений: Как родительские ценности НСА Северо Западного Камерун формы детского прогресса пути к взрослой модели. Журнал прикладной психологии развития , 16, стр. 613-627.
  8. Rabain, J. 1979. L’Enfant du lignage . Пэрис, Пайо.
  9. ^ Мтонга, М. 2012. Детские игры и пьесы в Замбии . Лусака, UNZA Press.
  10. ^ Серпелл, Р. 2008. Совместное присвоение и развитие заботы: тематическое исследование разработки учебной программы по основным наукам о здоровье в Африке. В Dasenm PR и Akkari, A. (ред.). Образовательные теории и практики из мира большинства . Нью-Дели, Индия, Sage.
  11. ^ Левин, Р. А., Левин, С., Диксон, С., Ричман, А., Лейдерман, PH, Кифер, С. К. и Бразелтон, Т. Б., 1994. Уход за детьми и культура: уроки из Африки . Издательство Кембриджского университета.
  12. DeLoache, J. и Готлиб, А. 2000. Мир Детей: Воображаемый по уходу за детьми Руководства для семи обществ . Кембридж. MA, США, Cambridge University Press.
  13. Марфо, К., Пенс, А.Р., Левин, Р.А. и Левин, S. 2011. Введение в специальный раздел: «Повышение вклада Африки в исследования развития детей». Перспективы развития ребенка , 5 (2), стр. 104-111.
  14. Марфо, К. и Бирстекер, Л. 2011. Изучение культуры, игр и практики дошкольного образования в африканских контекстах. В Роджерс, С. (ред.) Переосмысление игры и педагогики в дошкольном образовании . Нью-Йорк, Рутледж.
  15. Фортес, М. 1970. Время и социальная структура и другие очерки . Лондон, Athlone Press, Нью-Йорк, Humanities Press.
  16. Шварцман, HB 1978. Трансформация: антропология детской игры . Нью-Йорк, Пленум.
  17. Лэнси, Д. 1996. Игра на материнской земле: культурные программы для развития детей . Нью-Йорк, Guilford Press.
  18. Оквани, А., Нгутуку, Э. и Муханги, А. 2011. Роль знаний и культуры в уходе за детьми в Африке: социологическое исследование нескольких этнических групп в Кении и Уганде . Льюистон, Нью-Йорк, США, Эдвин Меллен Пресс.
  19. Хайд, КАЛ и Кабиру, М.Н. 2006. Развитие детей младшего возраста как важная стратегия для улучшения результатов обучения . ADEA (Ассоциация развития образования в Африке, Рабочая группа по развитию детей младшего возраста). http://www.adeanet.org
  20. Serpell, R. 1999b. Подотчетность на местном уровне сельским общинам: проблема планирования образования в Африке . В F. Leach и A. Little (ред.). Образование, культура и экономика: дилеммы развития. Нью-Йорк, Гарленд.
  21. Придмор, П. и Стивенс, Д. 2000. Дети как партнеры для здоровья: критический обзор подхода от ребенка к ребенку . Лондон, Великобритания, ZED Press.
  22. CtC Trust (nd) http://www.child-to-child.org
  23. Серпелл, Р., Мумба, П. и Чанса-Кабали, Т. 2011. Ранние образовательные основы для развития гражданской ответственности: африканский опыт . Во Фланагане, Калифорния, и Кристенсе, BD (ред.), Гражданское развитие молодежи: работа на переднем крае. Новые направления развития детей и подростков, 134, стр. 77-93.

Южная и Экваториальная Африка

В противоположность представителям негрской подрасы люди из негрилльской подрасы низкорослы, их средний рост едва превышает 140 см., потому они так и называются – пигмеи. Живут пигмеи в лесах Экваториальной Африки. Но их совсем немного, доминируют же на этой территории другие народы, в первую очередь из группы банту: это дуала, фанг, буби, мбоши, конго и другие для экваториальной Африки и коса, зулу, свази, ндебеле для Южной. Основу населения Зимбабве составляет народ шона (13 млн), также относящийся к группе банту. Всего банту насчитывают 200 млн. расселившихся по половине территории континента.

Также в Экваториальной Африке проживают представители третьей подрасы, бушменской или капоидной. Они характеризуются низкорослостью, узким носом и плоской переносицей, а также кожей куда светлее, чем у соседей, имеющей желтовато-бурый оттенок. Здесь выделяют собственно бушменов, а также готтентотов, проживающих преимущественно в Намибии и Анголе. Однако представители капоидной подрасы немногочисленны.

На самом юге же минимальную конкуренцию банту составляют группы африканеров, то есть потомков европейских колонистов, в первую очередь буры. Всего африканеров насчитывается 3,6 млн. Южную Африку вообще можно назвать плавильным котлом – если считать с Мадагаскаром, где поселились мальгаши из монголоидной расы, то здесь обитают выходцы едва ли не из всех частей света, ведь помимо монголоидов-мальгашей на юге Африки поселились также хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы, говорящие на индоарийских языках, а также тамилы, телугу общающиеся на дравидийских языках. Они пришли в Африку из Азии, а то время как мальгаши приплыли из далёкой Индонезии.

Это интересно: География Южной Америки: геология, климат, пустыни, водоемы, природные ресурсы и экология

Критика

Первоначально НЕПАД вызывало большой скептицизм со стороны большей части гражданского общества в Африке, считая его игрой вВашингтонский консенсус’модель экономического развития. В июле 2002 года члены примерно 40 африканских социальных движений, профсоюзов, молодежных и женских организаций, НПО, религиозных организаций и других лиц одобрили Декларацию африканского гражданского общества о НЕПАД. отказ от НЕПАД; аналогичную враждебную точку зрения придерживались африканские ученые и активисты-интеллектуалы в 2002 г. Аккрская декларация по проблемам развития Африки.

Частично проблема в этом отказе заключалась в том, что процесс принятия НЕПАД был недостаточно активным — гражданское общество было почти полностью исключено из дискуссий, в ходе которых оно было принято.[нужна цитата]

В последнее время НЕПАД также подвергалось критике со стороны некоторых из его первоначальных сторонников, в том числе, в частности, президента Сенегала. Абдулай Вэйд, который обвинил НЕПАД в потере сотен миллионов долларов и ничего не достигнув. Как и многие другие межправительственные органы, НЕПАД страдает от медленного принятия решений, и относительно малообеспеченная и часто громоздкая структура реализации. Огромная нехватка информации о повседневной деятельности секретариата НЕПАД (этот веб-сайт особенно малоинформативен) не помогает его делу.

Однако программа также получила некоторое одобрение со стороны тех, кто изначально был очень критически настроен, и, в целом, ее статус стал менее спорным по мере того, как она становится более устоявшейся, а ее программы становятся более конкретными. Многие приветствуют цель содействия большей региональной интеграции и торговле между африканскими государствами, даже несмотря на то, что фундаментальные макроэкономические принципы, поддерживаемые НЕПАД, по-прежнему оспариваются.

Распространенные и редкие

На сегодняшний день самой большой популяцией людей является китайский народ. Их доля составляет 19 % от всего человечества. Китайцы расселены по всему миру.

Страны с самыми крупными диаспорами (млн):

  • Таиланд — 7,1,
  • Индонезия — 7,6,
  • США — 3,4,
  • Канада — 1,6.

Прямыми предками китайского народа были хуася. Этот этнос сложился в 6 веке до нашей эры. Подавляющая часть китайцев — народность ханьцы (92 %). Остальные сообщества считаются национальными меньшинствами. Всего в Поднебесной насчитывается 56 наций.

Китайская цивилизация является одной из старейших на планете. Известно, что ей около 3500 лет. Вся культура Азии немыслима без одного из ее центров — конфуцианского Китая, оказавшего влияние на Корею, Японию, Вьетнам. Практически вся национальность принадлежит к монголоидной расе. На севере страны преобладают представители дальневосточной ветви, на юге — южноазиатской. Их традиционная религия — синкретизм. Многие жители Поднебесной придерживаются трех философских учений: конфуцианства, даосизма, буддизма.

Самый многочисленный африканский народ — египетские арабы, составляющие ядро населения Египта. Их количество — более 80 млн человек. Относятся они к европеоидной расе, а их предками являются древние египтяне. Придя в Северную Африку 12 веков назад, арабские восточные народы слились с местными этносами. Они распространили здесь свою культуру, религию, язык. Так возникла новая национальность. Процессы исламизации и арабизации продолжались до 14 столетия.

Смешавшись с другим народом и переняв его обычаи и менталитет, египтяне полностью сохранили свой генетический набор. Арабами по крови они не стали.

В настоящее время большинство египетских арабов — мусульмане (90%), христиане-копты составляют около 10%. Большая половина египтян живет в городах, остальные занимаются земледелием, которое развито в долинах Нила.

На земном шаре существует несколько десятков мелких этносов.

Среди национальностей, которые находятся на грани исчезновения, — окиеки. Это лесное племя, обитающее на территории Танзании и Кении. По данным за 2000 год их осталось 36 869 человек.

Образ жизни этих людей — охота на диких свиней и антилоп. На стороне крошечного народа выступают правозащитные организации, которые утверждают, что аборигенов изгоняют из леса чайные плантаторы и лесопромышленники.

Представители племени джарава проживают на островах Средний и Южный Адаман, принадлежащих Индии. Относятся к австралоидной расе, разговаривают на редком языке. В сообществе осталось около 300 человек.

Это бесконтактное племя до сих пор не вступает в прямое общение с внешним миром. Чтобы не допустить полного исчезновения народности, правительство объявило зону их проживания закрытой.

Группы народов

В Африке проживает 1,2 млрд. человек. Насчитывается от 500 до 8000 народов, куда входят малые народы и этнические группы. Некоторые народы могут состоять из нескольких человек, крупных народов не много. Наибольшие по численности:

  • египетские арабы (76 млн. человек);
  • марокканские арабы и хауса (по 35 млн.);
  • йоруба (30 млн.);
  • игбо (26 млн.);
  • оромо и фульбе (по 25 млн.);
  • амхара и мальгаши (по 20 млн.);
  • суданские арабы (18 млн.).

На какие народы делится африканский континент?

Северная Африка

Египетские арабы – основа населения Египта и самая обширная группа народов Африки. Они являются потомками древних египтян, но со временем культурный облик сильно изменился. Большинство египтян перешли в ислам. Хотя немало человек остались христианами или как их называют – коптами.

Марокканские народы – вторая по численности группа африканских народов, появившаяся в результате покорения арабами местных племен, не составлявшие единого народа.

Также из крупнейших арабских народов можно отметить суданских арабов, ливийцев и мавританцев.

Западная, Центральная и Южная Африка

Эти части континента населены африканцами негроидной расы, которая подразделяется на три группы:

  1. Негрская самая многочисленная. Характерные особенности народа: высокорослость (средний рост примерно 1,8 м), темная кожа. Группа проживает в Западной и Центральной Африке.
  2. Негрилльская. Людей этой группы называют пигмеи. Ее особенности – это низкорослость (рост до 145 см), более светлая кожа, сильно развитый третичный волосяной покров. Проживают в Южной и Экваториальной Африке.
  3. Бушменская группа характеризуется низким ростом, узким носом, более светлой кожей с красноватым оттенком. Сосредоточены в Экваториальной Африке

Восточная Африка

Здесь преобладает эфиопская подраса, являющаяся результатом смешения европеоидной и негроидной рас.

Два крупных народа эфиопской расы – оромо и амхара. Народы оромо проживали на восточном побережье, были кочевниками и мусульманами. А амхара были христианами и занимались земледелием.

На востоке распространены народы банту. Вблизи великих африканских озер – руанда.

К эфиопской расе относят и сомалийский народ, которых около 16 млн. человек.

дальнейшее чтение

  • Гейтс, Генри Луи и Кваме Энтони Аппиа (1999). . Нью-Йорк: Основные книги Civitas. ISBN 0-465-00071-1. 2095 страниц
  • Хемпстон, Смит (2007). Африка, сердитый молодой великан . Сиг: Кессингер Паблишинг, ООО. ISBN 978-0-548-44300-2. 664 страницы
  • Mwakikagile, Годфри (2000). Африка и Запад . Hauppauge: Nova Publishers. ISBN 1-56072-840-X. 243 страницы
  • Оливер, Роланд (1975). . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20981-1.
  • Оливер, Роланд и Энтони Атмор (2001). . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-79372-6. 251 стр.
  • Шиллингтон, Кевин (2005). Энциклопедия истории Африки Том 1 A-G . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 1-57958-245-1. 1912 страниц

Общие данные

Несмотря на то, что ЮАР является наиболее удаленной от Европы частью Черного континента, именно здесь около 10% от общей численности населения составляют европейцы, представленные в основном потомками британских, голландских, французских и немецких колонистов.

В определенный период их численность даже превышала отметку в 20%. Их концентрация в стране носит неравномерный характер: большая часть белых проживает в наиболее крупных населенных пунктах Южной Африки.

Население государства традиционно принято делить сначала по расовому признаку, а затем уже по национальному. Это порождает определенные проблемы, поскольку, благодаря наличию смешанных браков в стране существует достаточное количество людей, которых затруднительно отнести к той или иной расе. Однако пока что принято следующее деление:

  • Негроиды (черные);

  • Европеоиды (белые);

  • Смешанные (цветные);

  • Азиаты.

В среднем численность населения Южной Африки увеличивается примерно на 1,2% ежегодно. Однако в отдельные годы наблюдаются как всплески, так и спады прироста населения, вплоть до отрицательного баланса, приводящего к сокращению населения.

В середине прошлого тысячелетия, когда сюда только стали добираться первые европейцы, численность населения составляла менее одного миллиона. В начале 20-го века она взросла уже до более чем семи миллионов человек. В начале 21-го века она возросла до без малого 45 миллионов, к концу столетия предположительно должна возрасти до почти 57 миллионов. По данным на 2013 года она составляет около 53 миллионов человек.

В целом рождаемость в стране невысока, тогда как смертность – значительная. Во многом это связано с широким распространением ВИЧ-инфекции, которая в свою очередь во многом объясняется тем, что в стране широко распространены изнасилования, с которыми государство по ряду причин почти ничего не делает.

Что касается распространенности языков, то около 80% от общей численности населения говорит на языках группы банту, в основном на зулу и некоторых других. Однако есть и другая статистика, которая утверждает, что африкаанс является родным не только для потомков белых колонистов, но и для большинства черных и цветных, покрывая в целом две трети населения. Языки же банту играют роль вспомогательных. Также очень распространен английский, который выполняет функцию связующего звена между различными языковыми общностями.

Население Африки

Размещение и плотность населения

Сегодня каждый шестой человек на Земле живет в Африке.

По прогнозам к 2050 году эта доля будет составлять один к четырем, а к 2100 году — больше, чем каждый третий.

Самой густонаселенной африканской страной считается Нигерия с населением 191 млн. человек. Также к густозаселенным районам относятся:

  1. Морские побережья

  2. Низовья рек Нила и Нигера

  3. Прибрежные острова

  4. Горнопромышленные районы Южной Африки.

По всей территории Африки размещение населения происходит неравномерно. Средняя плотность населения составляет 25 человек на 1 квадратный километр, а в пустынях Намиб, Сахара и Калахари плотность составляет 1 человек на 1 квадратный километр

Этнический и расовый состав Африки

  • Население континента состоит преимущественно из негроидной и европеоидной рас.

  • В Африке насчитывается более 6000 этнических групп, большинство из которых немногочисленные. Часто представители одного этноса являются населением одной деревни.

  • Такие этносы зачастую сохраняют древние традиции своих предков и добровольно идут на уединение от всего цивилизованного мира.

  • Более 120 народов имеют численность, превышающую 1 млн. человек. Крупнейшие народы арабы, амхара, йоруба, руанда, зулусы, малагасийцы, фульбе, игбо и оромо.

Религии Африки

Религия укоренилась в Африке столь сильно, что она имеет большое влияние на образ жизни, искусство, культуру и традиции людей на континенте.

В разных частях Африки существует множество различных религий, включая традиционные религии, которые практикуют в отдельных племенах в определенных регионах.

1) В северной и восточной ее части преобладают мусульмане.

Это связано с расселением здесь арабов.

2) В центральной и южной частях Африки распространено христианство.

  • Религиозные верования населения были подвержены значительному влиянию стран – метрополий.

  • Некоторым племенам удалось сохранить свою веру

Воспроизводство населения

Население Африки растет очень высокими темпами. По этому показателю Естественного прироста Африка опережает все другие регионы мира.

Население Африки характеризуется:

  • Самой высокой рождаемостью в мире (рождаемость в некоторых странах Африки в 5 раз выше, чем в Европе)

  • Самой низкой продолжительностью жизни

Карта естественного прироста населения в мире

Миграции населения

Африка характеризуется самым высоким уровнем миграций населения (выезда из региона)

Миграции имеют вынужденный характер — нет работы, не прекращающиеся гражданские войны.

На Африку приходится почти половина всех беженцев и перемещенных лиц в мире.

Миграционные потоки:

  • Основными центрами притяжения рабочей силы с африканского континента являются Западная Европа и страны Персидского залива.

  • Внутри континента миграция направлена из беднейших стран в более богатые (ЮАР, Нигерию, Ливию, Марокко, Египет, Танзанию, Кению).

Урбанизация населения

Урбанизация населения Африки имеет самый низкий уровень в мире.

Сейчас темпы урбанизации в Африке приобрели характер «городского взрыва». Население некоторых городов удваивается каждые 10 лет. Но урбанизация здесь имеет ряд особенностей:

1) Растут в основном столичные города и «экономические столицы»

2) Урбанизация часто носит характер «ложной урбанизации», что приводит к негативным социально-экономическим и экологическим последствиям.

Ярким примером урбанизации «по-африкански» является город Лагос в Нигерии. Этот город долгое время был столицей государства. В 1950 году его население составляло 300 тыс чел, а ныне – 12,5 млн. Условия жизни в этом перенаселенном городе настолько неблагоприятны, что в 1992 году столица была перенесена в Абуджу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector