Исаакиевский собор в санкт-петербурге

Факты и цифры

Подбор материалов и основные технические решения отличались новаторством. Автор проекта и строительства Исаакиевского собора — Огюст Монферран спроектировал фундамент на свайном сосновом основании — сплошном под всем храмом, что было редкостью для Санкт-Петербурга с его зыбучей почвой. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, затем выложили гранитные плиты в 2 ряда, выше — кладку из камня. Строились стены и пилоны из кирпича с гранитной прокладкой, что стало совершенной опорной конструкцией. 

Впервые в эпоху позднего классицизма Монферран прибегнул к применению металла, по достоинству оценив его непререкаемые качества: легкость, негорючесть, прочность и долговечность. В ход пошли металлические конструкции, литая бронза, кованое железо, листовая медь и чугун.

Для колонн храма применили розовый финский гранит. Он же использовался для массивных стилобат портиков и ступеней. Наружные стены облицованы серым рускеальским мрамором. Однако во время реставрации, которую проводили в 19 веке, некоторые плиты, ввиду их недостаточной прочности, заменили на итальянский мрамор “бардиллио”.

Отделка храма полностью отвечает монументальности и его впечатляющим размерам. Для этих целей было потрачено:

  • золота около 400 килограммов;
  • бронзы почти 1000 тонн;
  • малахита 16 тонн;
  • лазурита 500 килограммов.

В отделке фасадов и интерьера Исаакия использовали местные и мировые граниты и мраморы различных сортов и цветов. Необыкновенно торжественный вид собору придают украшения из ценнейших цветных камней.

Полезная информация об Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.

Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.

Фрагмент ворот собора

В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Исаакиевского собора

Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.

Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.

Красочный интерьер собора

Купол и колоннада собора

Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.

Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.

Купол собора

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.

Колоннада собора

Исаакий во всей красе

Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.

Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружи — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствие богатой облицовки как внутри, так и снаружи.

112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и легким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.

Фото Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  • Изображение этого храма известно каждому, кто интересуется архитектурой Санкт-Петербурга.
  • Рассматривать строение можно с каждой стороны, отмечая все новые и новые детали.
  • С высоты храм выглядит не менее прекрасно и внушительно.
  • Ночью собор подсвечивается, создавая волшебную атмосферу вокруг.
  • Фото внутри Исаакиевского собора позволяют передать лишь малую часть его великолепного убранства.
  • Голубь, который является символом Святого Духа, парит в вышине, под главным куполом.
  • Многочисленные скульптуры видны издалека.
  • Поднявшись на колоннаду, можно полюбоваться панорамой города.

Собор-музей

В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.

Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.

В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.

В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.

История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.

С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.

Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.

Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.

С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.

Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.

Фасад храма

Собор представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу – колокольня. Стены с колоннадами и портиками, изготовленными из цельного гранита. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн неодинаковых размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором.

На углах и вершинах фронтонов статуи 12 святых апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа. Вершины увенчаны статуями евангелистов, авторов первых 4 книг Нового завета об учении и жизни Христа. По углам собора коленопреклоненные ангелы держат в руках факелы, в которых до 1917 года зажигали газовые горелки, что потрясало воображение прихожан. Напротив собора, в центре Исаакиевской площади, установлен памятник императору Николаю I.

Главный колокол украшен обликом Исаакия и пятью медальонами с изображением русских государей – от Петра I до Николая I. Фасадный декор смотрится выразительно и монументально: фронтонные барельефы, статуи ангелов, оформление наружных дверей подчеркивают величие Исаакиевского собора. Каждая из архитектурных деталей храма глубоко символична. Фасады украшены неповторимыми скульптурными сюжетами.

Северный фасад

Северный фасад демонстрирует воскресение Христа. В центре рельефного фронтона – поднявшийся из гроба Христос, справа и слева – ангелы, а за ними – перепуганные стражники и потрясенные женщины. Углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. На дверях и нишах – рельефные изображения святых и сцен из библии.

Апостол Петр – с ключами от врат Царства небесного. Он исцелял расслабленных и воскрешал мертвых, шел по волнам моря вместе с Иисусом. Свою веру доказал мученической смертью: при императоре Нероне его распяли вниз головой.

Апостол Павел – с мечом, символом ревностного служения Иисусу Христу. Совершил немало чудес и претерпел много страданий: в Риме при императоре Нероне апостолу отрубили голову.

Евангелист Иоанн, по преданию, завещал ученикам, чтобы погребли его живым, что и было исполнено. Вскоре могилу вскрыли, но тела апостола там не оказалось – подобно Иисусу Христу он воскрес из мертвых.

Западный фасад

На западном фасаде – барельефная сцена встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, символ единения небесной и мирской власти. В лице Феодосия изображен император Николай I, императрица Александра Федоровна – в лице жены Феодосия, а митрополит Серафим – в лице Исаакия Далматского. Тут и сам Монферран, держащий в руках свое детище-храм.

Дополняют оформление скульптуры апостолов Фомы, Марка и Варфоломея. Фома с удивленным выражением лица: он склонен к маловерию, в воскресенье Христа поверил, только дотронувшись до него. Варфоломей изображен с крестом и скребком, которым с него содрали кожу и повесили вниз головой. Евангелист Лука изображен со львом, символом мудрости и отваги. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Южный фасад

На южном фасаде – рельефная сцена «Поклонение волхвов». В центре – Мария с младенцем, сидящая на троне, ее окружают пришедшие на поклон волхвы. Справа около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. Слева – ребенок, в руках которого ларец с подношениями.

Скульптуры апостолов Андрея, Матфея, Филиппа и сцены из Нового завета украшают фасад. Андрей проповедовал учение Христа во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, в виде буквы Х, который с тех пор называют Андреевским. В России он считается покровителем флота. При Петре Великом учредили Андреевский флаг и Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Рядом с Андреем – апостол Филипп, скромный и незаметный, проповедовал Евангелие в Скифии и принял смерть, распятым на кресте. Евангелист Матфей – с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов. Принял мученическую смерть за Христа: избив камнями, его обезглавили.

Восточный фасад

Восточный фасад, выходящий на Невский проспект, украшен барельефом императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель, за что Исаака сковывают цепями и отправляют в тюрьму.

На фронтонах – скульптуры апостолов Луки, Иакова, Симона. Иаков – брат евангелиста Иоанна, решительный и непобедимый в вере, он пострадал быстрее прочих. Его обезглавили в Иерусалиме.

Симон, брат Андрея, изображен с пилой в руках – символом мучений, которые испытывали апостолы. Евангелист Лука изображен с тельцом, символом святости завета. Проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, принял мученическую смерть, распят на оливковом дереве.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.

Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.

Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота. По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово. При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.

На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики. Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи

Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом

Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.

Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Храмы-предшественники

Первая церковь в честь Исаакия Далматского появилась в 1710 году. Для сооружения одноэтажного здания с колокольней и шпилем пригласили зодчего из Нидерландов Германа ван Болеса.

Зимой 1712 года именно здесь прошло венчание государя Петра I и Екатерины I. Позже царь собственноручно разобрал пропитанный корабельной смолой храм, так как он оказался слишком маленьким.

Модели первого, второго и третьего Исаакиевского собора (справа налево)

Через 5 лет была заложена вторая церковь в стиле «петровского барокко», но ее достроили уже после кончины государя. Новый храм стоял примерно там же, где сегодня красуется Медный всадник. По архитектуре он походил на Петропавловский собор, а по высоте шпиля равнялся Адмиралтейству. Стройную церковь украшали часы, которые царь привез из путешествия в Амстердам.

Нева отличалась сильными наводнениями, и вода часто подмывала храмовый фундамент. Такое соседство было разрушительным, поэтому было принято решение разобрать здание и сложить его на новом месте. Летом 1761 года специальным указом Сената архитектором нового храма стал Савва Чевакинский. Однако, по ряду причин этот проект так и не был осуществлен. Единственное, что удалось зодчему, так это выбрать место под будущий собор.

Через несколько лет императрица Екатерина II распорядилась начать стройку и выбрала архитектора Антонио Ринальди. Старательный зодчий построил церковь до карниза, но, когда государыня скончалась, покинул Россию. Так проект Исаакия стал напоминать классический долгострой.

Занявший престол Павел I нанял итальянского зодчего Винченцо Бренну. Весной 1798 года тот взялся за дело, однако, из-за урезания финансирования был вынужден изменить первоначальный проект. В результате на роскошном фундаменте из мрамора выросли стены из простого кирпича. Массивное здание имело приземистые формы и искаженные пропорции. Проект завершили в 1802 году. Несоответствий было так много, что вскоре стало понятно — собор придется капитально реконструировать.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Предшественники современного храма

Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.

Первая церковь

По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.

Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.

Вторая церковь

Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.

Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.

Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.

До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.

Третья церковь

Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.

Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector