Новоафонский монастырь в абхазии: волшебная сила молитвы
Содержание:
- История храма в Мокве
- Кындыгский источник
- Гегский водопад
- Пицундский храм
- Храм Василиска Команского (Команы)
- Сухумский обезьяний питомник
- Цандрипшский храм
- История
- Святыни восточной Абхазии: действующие древние и современные храмы
- Илорский храм
- Действующие храмы
- Новоафонский водопад
- Действующие монастыри Абхазской Епархии
- Как добраться до Моквского храма в Абхазии
- Лыхненский храм Успения Богородицы
- Беслетский мост
- Благовещенский собор
- Немного исторических фактов о монастыре
- История основания Новоафонского монастыря
- Отхарский скальный монастырь
- Сухумский ботанический сад
История храма в Мокве
Собор в Мокве был построен на закате Абхазского царства в X веке. Начиналось строительство в богатом и влиятельном государстве под началом правления Леона III, а заканчивалось в обнищавшей и погрязшей в анархии стране. Во времена правления Леона страна падет и, спустя несколько лет Абхазия станет частью Грузинского царства.
В храме когда-то располагались и женский монастырь, и епископская кафедра, служившая местом захоронения архиепископов.
В конце XVII столетия Моквский собор был разграблен. Место было покинуто и заброшено, много святых реликвий было вывезено за пределы страны по разным местам.
Julia Alisova
Известный востоковед и археолог М. Броссе, посетивший Моквский собор в 1848 году, писал о нем, что величественное сооружение, опутанное сетью ползучих растений, его кровля и купол, превращенные в воздушный сад, — все это приводит людей в удивление, при этом осколки цветного стекла, обломанные карнизы, обрушившиеся паперти угнетают зрелище.
В 50-х годах XIX века собор отреставрировали. Появился новый пол из известняковых плит, в западной части храма пристроили придел. В результате реставрации изменился экстерьер храма, исчезли интересные его элементы — резные каменные карнизы, черепичная крыша. Ее заменили железным кровельным покрытием. Внутри собора тоже не стали детально все обновлять. Просто покрыли каменные стены штукатуркой, в том числе и старинные росписи и мозаику. В это же время собор превратили в усыпальницу, где были захоронены последний князь Абхазии – Михаил Шервашидзе, его жена, сын, абхазские военачальники и другие известные и статусные люди того времени.
В 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии на базе храма основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а после революции он был снова разграблен.
Julia Alisova
Из стен собора похитили и вывезли за границу ценное Евангелие 1300 года, принадлежавшее Моквской Архиепископской кафедре. В 80-х годах XX века Моквское Евангелие было возвращено в СССР и в настоящее время хранится в городе Тбилиси, в рукописном отделе музея Искусств Грузии.
В 1968 году отмечался 1000-летний юбилей Моквского собора. К этой дате была проведена частичная реставрация.
Кындыгский источник
В округе села Кындыг (30 км от Сухума) есть бальнеологический мини-курорт. О целительных свойствах местного минерального источника ходят легенды. Термальный ключ с хлоридной, насыщенной кальцием и натрием водой бьёт из раскалённого нутра. Температура воды у его основания достигает +100°С, ближе к спуску она становится вполне комфортной для принятия процедур.
От источника вниз ведут многочисленные желоба, откуда стекают благодатные струи. Из инфраструктуры здесь присутствуют раздевалки, индивидуальные камеры хранения, туалет, работает кафе. Место окружено разнообразными деревьями, создающими вкупе с минеральными испарениями особенный микроклимат. Купаясь под горячими струями, посетители проходят процедуру гидромассажа.
В грязевом источнике принимают грязевые ванны, а после плавают в бассейне с минеральной водой. Вода источника положительно влияет на органы ЖКТ, лечит гастриты, язвенные болезни, панкреатит и др. Показан приём воды при сердечно-сосудистых болезнях, артритах, остеохондрозах, спонделезах. Перечень недугов, исцеляемых Кандыгским источником, велик.
Гегский водопад
Среди щедрых подарков природы, от красоты которых захватывает дух, есть в Гагрском районе настоящее чудо – Гегский водопад. Он назван по одноименной реке Геге, спадающей вниз с вершины горы. Глядя на бурлящий поток 70-метровой длины снизу, кажется, что это огромная струя льётся из разинутой каменной пасти. Невозможно оторвать взгляд от искрящихся капель.
Звук падающей воды слышен далеко, по нему можно определить расположение водопада. На тёмном фоне скал хрустальный каскад струй напоминает диковинный фонтан. В любое время года, даже в летнюю жару, вода в нём ледяная. Совсем близко подойти к нему непросто – ледяные брызги разлетаются далеко. Картину падения воды дополняют потрясающие воображение пейзажи вокруг.
Тёмно-серые, белые скалы, поросшие яркой зеленью, покоряют взгляд своей первозданностью. Таинственные ущелья и пещеры, живописные камни, могучие вершины создают впечатление не тронутого цивилизацией места. Отсюда все уходят в восхищении, надолго оставаясь под впечатлением божественной картины.
Пицундский храм
Расположенный на территории заповедника «Великий Питиунт» в центре Пицунды собор Андрея Первозванного – ярчайший памятник христианства. Его возвели в 4 веке н. э. в честь святого апостола, проповедовавшего веру Христа в 1 столетии н. э. Он считается основателем Абхазской церкви наряду с Симоном Кананитом. Их мощи покоятся в соборной усыпальнице.
Современный вид Патриарший собор (другое его название) получил в 10 в. Великолепное сооружение поражает своей могучей архитектурой, напоминающей крепость. Толстые стены, сложенные из дикого камня и кирпича, впечатляют мощью. Внизу здания находится усыпальница, расписанная изумительными фресками.
В 1975 г. собор переоборудовали в концертный зал. Иконы, мозаику, кресты вывезли в музей Тбилиси. В помещении установили раритетный орган немецкого производства, с уникальным звучанием. Толпы людей приходят сюда, чтобы осмотреть собор, руины других древних строений и послушать органную музыку. Внутри святилища сохранились средневековые росписи, купол украшен фреской с ликом Христа.
Посетители поднимаются вверх, располагаясь на небольших балкончиках, с которых хорошо видна сцена с органом. Звучание настолько сильное, что от вибраций осыпается краска с фресок. Сейчас решается вопрос о переносе инструмента в другое место, чтобы сохранить ценные росписи.
Храм Василиска Команского (Команы)
Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика святого Василиска возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.
Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет святой источник.
Адрес:
Абхазия, Сухумский район, гора Гумбиху недалеко от селения Команы (Каманы)
Проезд:
Часовня и источник святого Василиска находится недалеко от небольшого села Гума, в Абхазии. Если спуститься к реке Гумиста, вы увидите развилку – справа дорога в село Каманы, а слева крутая, горная тропа приведет вас в маленькую часовню, построенную в честь великомученика святого Василиска. Дальше, справа от проселочной дороги, находится источник Святого Василиска.
Сухумский обезьяний питомник
Популярный туристический объект, известный во всей Европе – обезьяний питомник расположен на склоне горы Трапеция. Это не просто обезьянник, а подразделение Сухумского НИИ экспериментальной патологии и терапии. Его организовали в 1927 г. по инициативе талантливого терапевта Остроумова.
Заповедник находится как раз на месте бывшей дачи его основателя. За время существования питомника учёным удалось разработать множество уникальных вакцин. В эпоху СССР в заповеднике обитало более 1 тыс. приматов, в 90-х годах их было около 3 тыс.
Межнациональная война нанесла тяжёлый урон учреждению, после которого питомник до сих пор полностью не восстановился. Но сюда по-прежнему идёт поток посетителей. На входе в обитель обезьян установлен памятник примату – символ благодарности животным, спасающим жизнь человека. Огромен вклад питомника в исследование методов лечения онкологии и других болезней.
Здесь проживают различные виды обезьян. Особенно любят бывать здесь дети, наблюдая за проворными обезьянками, угощая их лакомствами
Смотрители напоминают посетителям об осторожности – озорники могут в один миг стащить кепку или очки
Цандрипшский храм
Уникальный памятник древности (5-6 в) – одно из первых святилищ находится в пос. Цандрипш. В византийскую эпоху это селение было столицей Санигии, государства, позже присоединённого к Абхазии. Сооружение, спрятанное в густых зарослях, вызывает огромный интерес специалистов и любителей старины. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковыми нефами, апсидой не позволяет точно определить стиль и найти его аналог.
Густые заросли пальм, кипарисов, кустарников окружают седые руины. Несмотря на многочисленные разрушения, могучие стены с арками производят неизгладимое впечатление. Здесь хорошо сохранилась апсида, ниша алтаря, южная стена и придел. От полукруглого свода остались лишь фрагменты. Перед центральным входом видны остатки некогда мощных колонн.
Хорошо выглядит центральный элемент 3-частной апсиды. По фрагментам северного придела можно восстановить его полный вид. Остатки внутренних стен позволяют представить великолепие интерьеров. Сегодня алтарь для сохранности отделён деревянной перегородкой. Изредка здесь проводятся службы. Величественные останки раритетного сооружения просто кричат о восстановлении.
История
Присутствие Российской империи оставило заметный отпечаток на Грузии: это и поселения духоборов, молокан, староверов, курорт Абастумани и русские земли в Манглиси.
Новоафонский монастырь тоже является одним из таких следов.
Неовизантийский храм основан на месте зверски замученного апостола Симона Кананита.
Как гласит предание, сторонники Христа покидали Иерусалим из-за гонений в 44 году нашей эры со стороны иудейского правителя Ирода Агриппа.
Апостолы кинули жребий, чтобы определить, в какое место отправятся. Деве Марии выпала область Иверия, принадлежащая нынешней Грузии.
Накануне отъезда Богородица увидела сон, где ангел убеждает её остаться в Иерусалиме, чтобы предстать перед Всевышним. Поверив в сон, вместе неё в путь направились последователи Христа. Сама Мария напутствовала смельчаков в отважный путь.
Так апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный были отправлены для распространения христианской деятельности в Иверии.
По одному из толкований дорога не была столь благополучной. На месте современного Нового Афона Симон Кананит был зверски убит противниками христианства.
Строительство
История храма началась в 1874 году, когда абхазским монахам были переданы в дар деньги из государственной казны. Император Александра II таким образом преподнес пожертвование монахам Пантелеймоновского монастыря. Так появилась идея строительства крупнейшего в Российской империи монастыря на Кавказе.
Старое фото монастыря
В монастырский ансамбль входят сразу несколько объектов: 6 храмов, колокольня высотой 50 метров, трапезная монахов, расписанная фресками.
Архитектором проекта выступил Никонов Николай Никитич, известный тогда по творениям в городах Российской империи
Внимание монастыря приковывает не только снаружи, но и изнутри. Над росписью стен трудились мастера русского народного промысла, фрески делались волжскими мастерами
Первое освящение храма произошло через 14 лет после заложения его основы. Церемонию посетил Александр III и его супруга.
В 1888 году была построена небольшая часовня для приветствия царской семьи. Также был отлит большой колокол, венчавший одну из построек монастырского комплекса. Аллею из посаженных в честь приезда императора кипарисов теперь называют «царской».
Александр на церемонии преподнес в дар благозвучные часы, которые по сей день выполняют свою роль на колокольне.
Монастырь внутри:
С этого момента Новоафонский монастырь приобрел известность по всей Российской империи. Он стал безусловным религиозным центром, а в Москве и Петербурге существовали его филиалы. В них монахи учили детей правописанию и чтению.
Опустение и возрождение
Во время революционной России Новоафонский монастырь перестал действовать из-за гонений монахов за христианскую деятельность.
В советское время на горе Афон существовала турбаза и местный этнографический музей, а помещения храма использовали под склады продовольствия. В середине столетия территорию монастыря задействовали под больницу.
Восстановление работы храма и церковной службы произошло в 1994 году. Монахи наладили быт, восстановили постройки, отремонтировали основной купол монастыря. На площади храма открылись православная семинария. Часть мероприятий по восстановлению комплекса на горе Афон всё еще продолжается, несмотря на постоянный поток туристов и паломников в храм.
Святыни восточной Абхазии: действующие древние и современные храмы
Абхазия занимает 3 место в мире по количеству святых мест на единицу площади.
Древние храмы Абхазии можно встретить во всех частях страны. В рамках однодневной экскурсии мы посетим значимые христианские святыни: современный храм Ильи Пророка в Агудзере, Драндский храм VI-VIIIвв, знаменитый храм святого Георгия Победоносца XI-XII вв. с мироточивыми иконами в селе Илор. Все храмы являются действующими.
Первой будет остановка в небольшом городке Агудзера для осмотра храма Ильи Пророка. Далее мы поедем в Дранду, который интересен своей древностью – на начал строиться в VI в н.э. Драндский храм в достаточной степени отреставрирован, внешняя отделка позволяет видеть и первоначальный облик стен. С возвышения у храма открывается довольно живописная панорама на окрестности Дранды. После рассказа экскурсовода об истории храма у вас будет немного времени, чтобы набрать воды из святого источника, расположенного на территории храма, возможно даже окунуться в купели, которую построили совсем недавно.
Самым значимым храмом в Абхазии является, пожалуй, Илорский храм. Абхазия является страной, куда специально съезжаются паломники, и одним из обязательных мест паломничества является церковь святого Георгия Победоносца в селе Илори (Илор). В храме находятся 6 мироточащих икон и регулярно проводятся отчитки. На эти службы съезжаются паломники со всей России, ведь рассказы о чудесных изменениях в жизни передаются из уст в уста и даже публикуются на форумах.
Процедура изгнания бесов проходит по пятницам с утра, поэтому наша экскурсия всегда проходит во 2ю половину дня. Посетить службу в Илорском храме (без отчиток) и другие святые места вы можете в индивидуальном формате путешествий.
Мы можем организовать экскурсию с гидом, глубоко знающим тонкости этой тематики — занимающимся научной работой по истории религии в Абхазии. Это несколько дороже обычной экскурсии, но информации вы получите гораздо больше, чем это выражено в цене. Заказывать такую экскурсию нужно заранее.
Рекомендуем ознакомиться с другой экскурсией по святым местам Абхазии , включающей древний храм Хв .в восточной части страны.
Среди экскурсий по Абхазии посетите древние святыни села Каманы
В рамках сборных и индивидуальных экскурсий можно посетить одно из самых известных святых мест Абхазии Новый Афон
В этот храм я езжу больше пяти лет. Это очень сильное место. Игумен Сергий творит чудеса. Нашей дочери 29 лет. С 7 лет больна эпилепсией. Просто мистические образом попали туда. Были на отчитках, жили там 2 недели. Свершилось чудо, дочь вышла замуж и родила здорового ребенка. Отец Сергий прозорливый. В глаза говорит, что есть на самом деле. И не всегда эта информация приятна. Стараюсь бывать там 2- 3 раза в год. Уезжаешь с крыльями за спиной. Невероятное место. Но было бы не правильно говорить, что батюшка принимает. Да. Эти самые службы по пятницам, но не факт, что вам удасться с ним побеседовать. Люди едут со всего мира. Но на службу вас запишут обязательно и допустят если вы исповедовались или причастились заранее. Либо нужно приехать за несколько дней, либо уже приехать причащенными.
Илорский храм
Популярный среди верующих религиозный объект расположен в Илорах, небольшом посёлке. Возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он слыл образцом богатого убранства внутренних интерьеров. Ёмкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.
Одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).
В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.
Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.
Действующие храмы
- Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
- Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
- Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
- Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
- Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
- Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
- Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
- Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.
Новоафонский водопад
Сотни туристов приходят, чтобы полюбоваться рукотворным чудом – Новоафонским водопадом. Расположен он в окрестностях Новоафонского монастыря. Искусственный водопад длиной 20 м, высотой 8 м образовался в результате возведения монахами плотины на реке Псырцха. Новоафонский монастырь обустраивали монахи, среди которых были талантливые архитекторы, садовники, инженеры. Стремясь создать максимальный комфорт в обители, они прокладывали все коммуникации, заложили сад.
Чтобы защитить территорию от наводнений при разливе рек, монахи построили арочную плотину. В результате излишки воды стали вытекать через её арки, образуя живописный водопад. Плотина стала частью первой гидроэлектростанции России. Попутно решилась проблема орошения монастырских угодий: огородов и садов. Сегодня ни одна экскурсия не обходится без посещения рукотворной водяной завесы. Несмотря на небольшие размеры, водопад очень мощный, хорошо освежает в жаркий день.
Действующие монастыри Абхазской Епархии
Монастырь Святого Апостола Симона Кананита в г. Новый Афон.
Настоятель – иеромонах Андрей (Ампар).
Количество насельников – 25 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеимона и храм мученика Иерона.
Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. +7 (840) 227-19-71.
Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.
Монастырь Святого Иоанна Златоуста в с.Каман.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Количество насельников – 5 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска.
Адрес: Сухумский район, с.Каман, монастырь. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Как добраться до Моквского храма в Абхазии
Село Моква находится территориально примерно на середине пути от российско-абхазской границы до абхазско-грузинской. Расположено в 15 км к северу от райцентра Очамчыра. Если выезжать из Сухума на машине самостоятельно, нужно проехать по Абжуйскому шоссе около 38 км до поворота на село Моква. Собор стоит не в самом селе, а на его восточной окраине, за рекой Моква. Туда проложена довольно хорошая дорога. Один из ориентиров — указатель на поворот на пещеру Аброксила в селе Отап. Далее 10 км до поворота на храм направо 1 км, мимо кладбища (слева), далее через мост вдоль ипподрома. Там Вы увидите на поляне стоит Моквский храм.
Если есть навигатор или интерактивные карты, то просто внесите координаты места назначения: 42.834880, 41.507523 и следуйте инструкциям.
Еще один способ посетить храм — поехать туда с экскурсией. Из разных абхазских курортных мест, туда Вас доставят специальные автобусы.
Такси Абхазии тоже могут согласиться довезти до места назначения, но возьмут приличную плату за это. Имея на руках водительские права, неплохой способ передвигаться — автомобиль в аренду.
Успенский собор в Мокве с высоты птичьего полета
Лыхненский храм Успения Богородицы
Село Лыхны Гудаутского стало знаменитым благодаря уникальному памятнику средневекового зодчества (10 в) – храму Успения Пресвятой Богородицы. Уникально строение тем, что за тысячу лет оно сохранило аутентичный вид, не подвергаясь серьёзной реконструкции. В 2015 г. религиозный раритет прошёл косметическую реставрацию.с целью дальнейшего сохранения.
Храм практически всегда был действующим, как и сейчас. За 1000 лет в его мощных стенах воплотились молитвы и мольбы многих поколений абхазов. В своих отзывах туристы уверяют, что при посещении испытывают чувство волнительного спокойствия и умиротворения. Такое ощущение возникает от подлинных старинных икон на стенах церкви.
От ликов святых, написанных неяркими тонами, исходит благодатная сила веры многих поколений. Во всём чувствуется первозданность удивительной обстановки, в котором живёт дух прошлого. Дополняют атмосферу аутентичности некоторые иконы с оставшимися на них следами горения. Лыхненский храм – место духовного очищения.
Беслетский мост
Чудо инженерной конструкции, шедевр средневековой архитектуры находится в окрестностях Сухума, на реке Басле. Это арочный мост длиной 13 м, шириной 5 м. Существует несколько версий относительно точного времени его постройки. Приблизительно переправу возвели между 10-м и 12-м веками.
В это время через реку Басла (Беслетка) пролегал оживлённый торговый маршрут. Когда Беслетка разливалась, через неё невозможно было переправиться, поэтому возникла необходимость в сооружении моста. Одновременно рядом построили сторожевые башни.
Сейчас от башен остались руины, а уникальный мост оказался очень стойким, что до сих пор способен выдержать 8-тонный груз. Изогнутая арка моста сложена из известняковых плит, соединённых между собой крепким раствором. Известно, что средневековые мастера в раствор добавляли куриные яйца.
Есть сведения, что при возведении этой переправы использовали 40 тыс. яиц. По надписи на древнегрузинском языке и изображению креста и буквы «Т» можно сделать вывод, что мост возвели при царице Тамаре. Нельзя не любоваться воздушной переправой и окружающими ее пейзажами. Красота древнего сооружения, увитого субтропической зеленью, восхитительна.
Благовещенский собор
Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря
Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.
Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.
Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.
Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.
Немного исторических фактов о монастыре
Итак, строительство монастырской обители было начато в 1875 году. Монахи проделали колоссальную работу, для подготовки строительной площадки была срезана верхушка горы, вывезены тысячи тонн земли, прорублены скалы. Тяжелый подъем требовал физической подготовки и некоторых альпинистских навыков, это не то, что теперь для туристов протоптаны десятки троп к монастырю и есть даже подъезд для автомобилей. Но уже в 1877 году монастырь был разрушен во время Русско-турецкой войны, а монахам приходилось прятаться в лесах и ущелье реки Псырцха. Только в 1880 году началось восстановление пострадавшей святыни, внушительные средства были выделены Российским императором Александром III, также он подарил музыкальные куранты, до сих пор располагающиеся в главной башне.
Монастырский комплекс по-настоящему впечатляет: на территории находится шесть храмов (Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иерона, в честь иконы Божьей Матери и в честь афонских преподобных отцов, центральный — Пантелеимоновский собор). Для посещения туристов в настоящее время открыт только центральный собор. Строения выполнены в неовизантийском стиле, все стены (в том числе и в монастырской трапезной) украшены монументальной живописью художниками под руководством М. Молова, а Серебрякова и братьями Оловянниковами. Хоть нашему вниманию представлен только один собор, осматривать его можно часами!
Не зря афонскими монахами для строительства столь грандиозной святой обители была выбрана эта гора. Монастырь расположен немного выше древнейшего Симоно-Кананитского храма, который построен над мощами Святого, а за станцией Псырцха находится вход на территорию ущелья, по нему можно попасть в келью апостола (подробнее в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).
Ново-Афонские монахи вели активное развитие монастыря, построили на территории школу для прихожан и даже гостиницу для паломников (которая и сейчас существует под названием «Абхазия», одна из стен которой является частью древнейшей Гэнуэзской башни, в ней останавливался А.П.Чехов). Также монахи построили узкоколейную железную дорогу, установили собственную ГЭС — одну из первых во всей Российской Империи, протянули канатные дороги от Иверской годы (где расположена Анакопийская крепость) до Ново-Афонской горы. Также монахи выращивали овощи, фрукты, вырыли 7 прудов для разведения форели, в которых сейчас живут знаменитые черные лебеди (находится эта красота в Приморском парке). Так до Октябрьской революции Ново-Афонский монастырь стал одним из главных духовных центров Российской Империи и Кавказа.
Закрыта монастырская обитель была в 1924 году за «контрреволюционную агитацию», главных духовных лиц монастыря утопили в бухте, а монастырь использовался под склады и долгие годы вообще был заброшен. Оставшиеся в живых монахи вели отшельнический образ жизни в горах Нового Афона. Позже в монастыре советская власть устроила дом отдыха, были построены рядом дачи Сталина и Берии. После советского периода на Святую обитель вновь напала чума в виде Грузино-абхазской войны 1992-1993, в этот период территория и строения монастыря использовались как госпиталь.
История основания Новоафонского монастыря
В 1874 г. монахи Пантелеимоновского монастыря, что находится на греческом Афоне, получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. Работы было немало: предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли, а также соорудить какое-либо подобие подъездной дороги.
Среди живописных горных пейзажей Абхазии на солнце сверкают золотые купола Новоафонского монастыря Святого апостола Симона Кананита. История этой святой обители уходит в далёкое прошлое.
С 1877 по 1878 гг., на время русско-турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Кстати, чудесный «Русский Афон» стал местом паломничества задолго до завершения строительных работ. Сюда приезжало огромное количество купцов и торговцев, которые стремились поддержать монастырь материально.
Среди посетителей числится и сам император Александр III с семьёй, он даровал куранты, которые впоследствии украсили одну из колоколен Новоафонского монастыря.
О визите императора напоминают и другие памятные знаки: часовня, которая была построена на месте встречи монарха и настоятеля Новоафонского монастыря, и так называемая царская аллея — бульвар с кипарисами, протянувшийся от морского причала до самого монастыря.
Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. На этом благоустройство обители не закончилось: монахи неустанно работали без сна и отдыха, чтобы монастырь стал не просто цитаделью духовности, но и настоящим символом процветания православной веры в Российской империи. В те годы монастырь переживал период своей бурной популярности и считался крупнейшим православным монастырем России и духовным оплотом Кавказа.
Однако ветер не самых приятных перемен не заставил себя ждать: грянула Октябрьская революция. Во времена советской власти монастырь пришел в запустение, дом игумена был разорён и разрушен, на его месте появилась дача Сталина, по соседству построили дом для Берии, в соборе открыли краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, пострадавший от многочисленных обстрелов монастырь переквалифицировался в госпиталь. Пережив все эти невзгоды, в 1994 г. Новоафонский монастырь всё же смог вернуться к жизни и понемногу стал налаживать свой быт.
Реставрация внутренних храмовых покоев, различных хозяйственных и церковных зданий, а также собора Святого Пантелеимона не завершается по сей день.
Построенный согласно неовизантийским канонам, Новоафонский монастырь эффектно выделяется на фоне традиционной русской церковной архитектуры. Целых шесть храмов относится к новоафонскому монастырскому комплексу: надвратный храм Вознесения Господня, храм Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» и самое грандиозное сооружение — Пантелеимоновский собор.
Отхарский скальный монастырь
В окрестностях поселка Отхара Гудаутского района сохранилось несколько древних памятников: церковь около села Звандрипш, руины храма в Отхарах и пещерный средневековый монастырь, крупнейшего в Абхазии.
Путь к подножью скалы начинается у Форелевого хозяйства, расположенного на берегах Черной речки и ведет по самшитовому лесу к истокам Мчишты. Из-за повышенной влажности деревья, камни и земля поросли мхом. Бурные холодные воды Черной речки берут начало в крупнейшем карстовом источнике Кавказа
Этот воклюз и подземные пещеры Гагрского хребта привлекают внимание спелеологов со всего мира
Громада отвесного утеса, покрытого зеленью, будто бы вырастает из-под ног. Внешняя стена скального монастыря выложена из грубо обработанных камней на прочном растворе. На высоте около 50 м видны ряды отверстий разных размеров – окна многочисленных келий, до которых невозможно добраться без специального альпинистского снаряжения.
Вход в монастырь находится высоко от земли, попасть туда можно по приставной деревянной или навесной веревочной лестнице. Ширина внутреннего помещения не превышает 2-3 м, высота – более 15 м. В верхней части уцелело сводчатое перекрытие.
Доподлинно неизвестно ни время постройки, ни точное назначение этого объекта. По одной из версий, монастырь построен в IX-XI веках. На другой стороне ущелья, на скальном гребне, нависающем над современным форелевым хозяйством, была построена мощная цитадель, которая в период становления Абхазского царства в VIII веке охраняла дорогу на Северный Кавказ. Таким образом, древний наскальный комплекс был одновременно религиозным и военным объектом.
В более поздние времена в замке поселились разбойники, и еще долгое время после их ухода местные жители не решались подняться на скалу. Лишь в конце XIX века абхазский князь Маджара Шервашидзе (Чачба), владетель села Отхара, с помощью нескольких десятков людей соорудил мост и сумел пробраться в нижние жилые помещения.
Научное обследование Мчиштинского монастырского комплекса началось только в 1958 году. Археологи с помощью альпинистов проникли внутрь, обследовали все помещения и извлекли несколько предметов бытового назначения, относящихся к средневековой эпохе.
Сегодня Отхарский скальный монастырь, несмотря на труднодоступность, – один из самых популярных туристических объектов. Если даже вам не удастся проникнуть внутрь монашеских келий, путешествие по волшебному самшитовому лесу и экскурсия по форелевому хозяйству не оставит вас равнодушным.
Сухумский ботанический сад
В 1838 году военврач гарнизона Сухума Багриновский основал аптечный огород, впоследствии ставший Ботаническим садом. Приказом генерала Раевского территорию закрепили за гарнизоном, а Багриновского назначили директором. Сад находится на ул. Леона, в центре города. С севера к нему примыкает обезьяний питомник НИИ.
Во время грузино-абхазских боёв от снарядов пострадало много деревьев, цветочных и травянистых плантаций. Полному истреблению подверглись сорта цветов, выведенных сотрудниками учреждения. Сейчас эту коллекцию стремятся вновь восстановить. Гулять по просторам Ботанического сада, любоваться его красотами – большое эстетическое удовольствие.
Чистые дорожки, симпатичные скамейки, декоративные урны украшают зелёную территорию. В сетчатых вольерах обитают индюки и павлины. В небольших водоёмах плавают черепашки, по стволам деревьев снуют белочки. Среди деревьев есть свои раритеты
Всеобщим вниманием пользуется гигантская кавказская липа (диаметр почти 3 м), выжившая после урагана
Гордость учреждения – 2 секвойи, старшей из них более 170 лет, а младшей – 70. Собрание флоры включает в себя оливы, бамбук, агаву, мимозу, водяные лилии, магнолию, чайные кусты. Здесь в пруду вырастили из семян Викторию Регу, королевскую кувшинку (украденную в 2018 г.).