Франция

Индивидуальные доказательства

  1. Николаус Марш, Йоан Вилен, Матиас Вендел (ред.): Французское и немецкое конституционное право. Берлин / Гейдельберг 2015, стр.128.
  2. Альфред Плетч: Региональная география Франции. WBG, Дармштадт 2003, 2-е издание, ISBN 3-534-11691-7 , здесь стр. 330
  3. Плетч с. 331
  4. Петер Цюрн: республиканская монархия. О структуре конституции пятой республики во Франции. Мюнхен 1965 г .; Морис Дюверже: La Monarchie républicaine. Париж 1974 г.
  5. Франсуа Миттеран : Государственный переворот навсегда. Плон, Париж, 1964 (французский).
  6. Конституции Франции
  7. См. Хюбнер / Константинеско: Введение во французское право
  8. Книжное торговое в Леске + Будрич , Опладен.
  9. также опубликовано Федеральным агентством гражданского образования , Бонн, 2005 г.

Достопримечательности Франции

Эйфелева башня

Эйфелева башня — символ Парижа. Это огромное металлическое сооружение высотой более 320 метров было построено за 2 года и 2 месяца в 1889 году. Названа в честь инженера Гюстава Эйфеля, архитектурное бюро которого её спроектировало и построило. Эйфелева башня была возведена как временное сооружение к Всемирной выставке, но со временем превратилась в главную достопримечательность Парижа. 

Нотр-Дам-де-Пари

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — старейший и самый известный собор Парижа, расположенный в древнейшей его части на острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции. 

Лувр

Лувр — художественный музей в Париже, один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек. Здесь находятся многие из самых известных произведений искусства западной цивилизации, среди которых Мона Лиза да Винчи и скульптура Венеры Милосской. 

Версаль

Версаль — роскошная королевская резиденция в стиле барокко, расположенная в пригороде Парижа. Является одним из самых известных и красивых дворцово-парковых комплексов во всём мире. Версаль считается настоящим произведением искусства и эталоном французского барокко. 

Млн-Сан-Мишель

Мон-Сен-Мишель — древнее аббатство на скалистом укреплённом острове в Нормандии, которое является одной из самых ярких достопримечательностей Франции. Монастырь является чудом средневековой готической архитектуры. А сам остров славится красивыми безмятежными видами.

Шартрский собор

Шартрский собор — великолепный собор, который является шедевром готики и включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Монблан

Монблан — самая высокая вершина Альп, расположенная на границе Франции и Италии. Это одна из самых живописных и «сильных» природных достопримечательностей Европы. 

Каркассон

Каркассон — сказочный средневековый город, окружённый мощными стенами с башнями. Представляет собой лабиринт узких извилистых улочек из булыжника и причудливых старых домов.

Рокамадур

Рокамадур — живописный средневековый городок на скалах, который известен как место паломничества. В часовне chapelle Miraculeuse хранится Чёрная Богородица — древняя фигура Девы Марии, вырезанная из орехового дерева. Базилика Сен-Совер является крупнейшей церковью этого городка и шедевром романского стиля и готики, а также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Шенонсо

Шенонсо — один из самых красивых и известных замков в долине Луары, построенный в 16 веке. Замок построен на реке Шер и является вторым по популярности после Версаля. 

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле — старинный собор на вершине живописной скалы. Является местом паломничества с средних веков. 

Римское наследие Нима 

Город Ним был основан римлянами и являлся важнейшим городом провинции Галлия. Здесь сохранилось несколько поразительных римский строений, среди которых выделяется амфитеатр и римский храм. 

Реймский собор

Реймский собор — внушительное средневековое религиозное сооружение и шедевр французской готики. Известен как место коронации французских монархов. 

Пон-дю-Гар

Пон-дю-Гар — грандиозный римский акведук, расположенный недалеко от города Ним на реке Гар (Гардон). Является самым высоким среди римских сооружений такого типа. 

Авиньон

Папский дворец в Авиньоне является одним из крупнейших и наиболее важных средневековых готических зданий в Европе. Дворец был построен в 14 веке, когда папы вынуждены были находиться в Авиньоне. 

Шамбор 

Шамбор — один из замков долины Луары, который является шедевром французского ренессанса. Построен в 16 веке в качестве королевской охотничьей резиденции. 

Установление пятой республики во Франции. Конституция 1958 г.

В мае 1958 г. парламент страны вновь призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой Конституции, который с октября 1958 г. вступил в силу. Установилась Пятая республика, существующая и поныне. Конституцию 1958 г. считали «скроенной точно по мерке для де Голля».

Президент республики – центральное звено всей политической системы, «высший арбитр», обеспечивающий нормальное функционирование государственных органов. Он назначает главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета (министров Франции), а также принимает их отставку. Он председательствует на заседаниях правительства Франции, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры, командует французскими вооруженными силами, представляет республику в международных отношениях. Глава государства промульгирует законы. Президент может передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; вправе по ряду вопросов принимать ордонансы, имеющие силу закона; может распустить нижнюю палату парламента. Наиболее важные полномочия президент осуществляет самостоятельно, без контрасигнатуры. Президент первоначально избирался специально создаваемой коллегией выборщиков, а сейчас – всенародно.

Исполнительная власть – у правительства: издает ордонансы (акты делегированного законодательства) и декреты по широкому кругу вопросов. Правительство также обладает значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом.

Парламент состоит из двух палат – Национального собрания (избирается напрямую гражданами) и Сената (формируется путем косвенного голосования коллегиями выборщиков). Акты парламента могут регулировать строго определенный Конституцией Франции 1958 г. и сравнительно небольшой круг вопросов. Но у парламента остаются некоторые полномочия для контроля за деятельностью правительства. Режим Пятой республики стал образцом новой формы правления – «полупрезидентская республика».

Особое положение среди судов занял Конституционный совет Франции: осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, толкует основной закон страны. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции Франции 1958 г. составной частью «конституционного блока» Начиная с 1971 г., Конституционный совет Франции декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (Судебная хартия прав человека). Система специализированных судов представлена во Франции органами административной юстиции во главе с Государственным советом.

Во французской модели местного управления сочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление; причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. В 1992 г. Конституция Франции 1958 г. была дополнена разделом «Европейский союз», с 90-х гг. XX в. – тенденция к признанию верховенства европейского права над национальным.

показать содержание

Франко-русский союз

Колониальные захваты в Азии и Африке привели Францию к крайне напряженным отношениям с другим колониальным хищником — Англией. Их интересы сталкивались в Египте и Судане. Другой очаг англофранцузского соперничества возник в Юго-Восточной Азии. Завоевание Вьетнама Францией и захват Англией в 1885 г. Бирмы означали начало борьбы за Сиам и южные провинции Китая.

Германские милитаристы стремились использовать политическую изоляцию Франции и готовы были спровоцировать новую войну против Третьей республики. Только благодаря дружественной позиции России Франция была спасена от этой опасности. Тогда же французский капитал стал кредитовать царское правительство, нуждавшееся в деньгах. В 1893 г. был заключен франко-русский союз, который явился ответом на Тройственный союз (см. документ).

Франко-русский союз,упрочил положение Франции в Европе перед лицом Германии. Вместе с тем, опираясь на союз с царской Россией, французские империалисты активизировали захватническую колониальную политику.

Конституционные законы третьей республики 1875 г.

Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после военной катастрофы Наполеона III под Седаном) власть перешла в руки временного правительства под руководством генерала Трошю, которое сумело заключить перемирие с немцами.

В 1871 г. прошли выборы в Учредительное собрание, большинство в нем захватили монархисты, расколотые, однако, на три фракции (ратовавшие за Бурбонов, за Орлеанскую династию, к которой принадлежал «июльский монарх» Луи Филипп, и за Бонапартов), которые так и не сумели договориться по кандидатуре французского монарха.

Еще 4 сентября 1870 г. восставшим народом в Париже была провозглашена республика, поэтому (разрешения о восстановлении монархии принято не было) республиканская форма правления была утверждена молчаливым согласием Учредительного собрания, во всяком случае на переходный период. Однако режим Третьей республики продержался во Франции вплоть до Второй мировой войны. Учредительным собранием в 1871 г. президентом был избран А. Тьер, первым делом раздавивший Парижскую коммуну. А. Тьер вел республиканскую политику, однако после его отставки в 1873 г. новым президентом (на 7 лет) был избран монархист маршал Мак-Магон После этого в течение долгого времени (вплоть до конца XX в.) французские президенты стали избираться именно на 7 лет.

Учредительное собрание заключило мир с Германией. Франция отдавала северо-восточному соседу Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить огромную контрибуцию.

Конституция Третьей республики была принята в 1875 г. как совокупность трех органических законов: об организации государственных властей, об организации Сената, об отношении государственных властей. Конституция Франции 1875 г. была очень небольшой по объему, не затрагивала многие важнейшие государственно-правовые вопросы (например, права граждан).

Указание на республиканскую форму правления в основном законе было принято Национальным собранием большинством лишь в один голос, глава государства стал называться президентом республики.

Президента республики выбирало (как и вносило поправки в Конституцию) Национальное собрание, состоявшее из депутатов обеих палат парламента. Полномочия президента Третьей республики были весьма обширны. Пост президента республики было запрещено замещать представителям правивших династий.

Члены Сената не выбирались, а назначались пожизненно, по сложной многоступенчатой системе. Сенатору должно было быть не менее 40 лет.

В 1879 г. столица Франции была перенесена из Версаля обратно в Париж. С 1884 г. освободившиеся сенаторские вакансии стали замещаться на выборной основе.

Государственный строй Четвертой республики (1946—1957)

Вопрос о будущем государственном строе был решен референдумом 1946 г., на котором была принята новая Конституция Франции. По форме правления страна стала парламентской республикой.

Конституция 1946 г. начиналась Декларацией 1789 г., которая включала следующие дополнения: право на организацию профсоюзов, запретом дискриминации по признакам расы, вероисповедания, политическим убеждениям, равноправие женщин, положения об ограничении монополий, о бесплатном светском образовании.

Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Национальное собрание, избираемое на основе всеобщего и прямого избирательного права на пять лет, решало вопросы войны и мира, принятия бюджета и законов страны, ратифицировало международные договоры. Совет республики, избираемый на шесть лет коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права, мог только вносить рекомендации к законопроектам, налагать вето на них.

Исполнительная власть принадлежала правительству — Совету министров, ответственному только перед Национальным собранием. При вынесении большинством Национального собрания вотума недоверия или в случае провала своего законопроекта оно должно было уходить в отставку. Однако если Национальное собрание дважды за 18 месяцев отправляло правительство в отставку, то Совет министров мог просить Президента республики о роспуске верхней палаты парламента и назначении новых выборов. Председатель Совета министров обеспечивал реализацию законов, осуществлял руководство вооруженными силами и национальной обороной.

Президент также относился к высшим органам исполнительной власти. Он избирался парламентом на семь лет с правом переизбрания на следующий срок и наделялся правом контрассигнатуры (не отвечал за неудачи правительства). Вместе с тем его полномочия были существенно ограничены в пользу парламента, в котором, по сути, главенствовал председатель Национального собрания.

Высшей судебной инстанцией являлся избираемый Национальным собранием Высший совет магистратуры с Президентом республики в качестве его председателя. Совет магистратуры занимался вопросами назначения и отстранения судей, являлся для них дисциплинарной инстанцией.

Правительство обратило свое внимание к социальным нуждам населения. Прежде всего была проведенная национализация некоторых, важнейших в общенациональном плане, промышленных предприятий (заводы «Рено»), для трудящихся установлена 40-часовая рабочая неделя, введены в действие акты о страховании работников на случай инвалидности и болезни, о коллективных договорах, повышена зарплата рабочим, устранена дискриминация оплаты женского труда

Однако к 1947 г. коммунисты и социалисты в основном были удалены из правительства. Принимается Закон «О защите республики и свободе труда», направленный против профсоюзных деятелей, пикетчиков и стачечных комитетов.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ- ФРАНКО-РУССКИЙ СОЮЗ (Военная конвенция 5(17) августа 1892 года)

Одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:

  • 1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать, для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию.
  • 2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам. 3.
  • Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело так, чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке и на западе.
  • 4. Генеральные штабы обеих стран будут все время сноситься друг с другом, чтобы подготовить и облегчить проведение предусмотренных выше мер.
  • Они будут сообщать друг другу в мирное время все данные относительно армий Тройственного союза, которые известны имж или будут им известны. Пути и способы сношения во время войны будут изучены и предусмотрены заранее.
  • 5. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.
  • 6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.
  • 7. Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете…

«Сборник договоров России с другими государствами (1856-1917)», М., 1952, стр. 281-282.

Даты для запоминания

  1. 1875 — Принятие конституции Третьей республики.
  2. 1893 — Заключение франко-русского союза.
  • < ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФРАНЦИИ 1870-1890
  • -> РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА >

Новый режим и цезаризм

Период Консульства и Первой империи в цезаризм  имел особое значение в истории французской новой государственности и французского общества в целом. В правление Наполеона и во многом благодаря его государственной деятельности провозглашенный Революцией социальный и политический порядок приобрел стабильные очертания, в полной мере был основан строй «нового режима». Условное возрождение монархических тенденций, в немалой степени уподобленное институтам старого абсолютизма, послужило также историческому завершению централизации в стране, с отсутствием которой в общественном сознании связывались многие изъяны старых порядков. Централизация и военная администрация закономерно привели к отказу от политического либерализма и к ограничению гражданских свобод в стране. Как ни парадоксально, такое ограничение было также историческим обеспечением дела Революции: вызванный ею радикализм, политическая и гражданская анархия, даже коммунистические тенденции были очевидно опасны для главных приобретений «нового режима» – равенства и собственности. «Бонапарт принял наследие монархии и восстановил ее предание, ее людей и дела. Он не воскресил умерших привилегий, разрушение которых так улыбалось Ришелье, но он закончил дело наших королей, приводя все к более правильной и более сильной централизации. Энергичная администрация, полное равенство и совершенное отсутствие свободы – вот каково было устройство, восстановленное Первым консулом».

Система государственных институтов и административных принципов, сформированных в период Империи, оказалась наиболее долгоживущей в истории Франции – в значительной мере на протяжении XIX века. Хотя организация высшей политической власти в дальнейшем претерпевала неоднократно важные перемены. Империя привнесла в государственно-политический уклад Франции выраженное начало авторитаризма (источник которого был и в традициях крестьянской нации, и в особенностях деформаций взаимоотношений законодательной и исполнительной властей в период Революции). Это начало стало одной из основных созидающих и разрушающих сил последующей эволюции государства. Одним из источников конституирования политического авторитаризма стала, как это ни парадоксально, непосредственная демократия – в виде плебисцитов, референдумов на основе всеобщего избирательного права. Взаимная обусловленность непосредственной демократии и государственного авторитаризма (цезаризма), в ограниченной форме известная со времен античной тирании, стала одним из самых важных итогов истории Империи для всего политического уклада Нового времени.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Пятая республика во Франции (1958 г. — наши дни)

Падение Четвертой республики

К 1957 г. назрел кризис власти, вызванный отсутствием политического согласия, непоследовательностью правительства в осуществлении планов социально-экономического развития страны (неспособность противостоять усилению монополизма, интенсификация труда), а также косностью в решении колониальных проблем, что выразилось в поражении во Вьетнаме в 1946—1954 гг. и потере всего Индокитая, Марокко и Туниса, затяжная война в Алжире (в 1954—1962 гг.) вверг Францию в омут неразрешимых проблем и поставил перед реальной угрозой гражданской войны.

Противники Конституции 1946 г. сплотились вокруг генерала Ш. де Голля, возглавлявшего в то время алжирский экспедиционный корпус. Де Голль получил от парламента неограниченные полномочия на создание проекта новой конституции Франции.

Конституция Франции 1958 г.

Эта Конституция, закрепившая основы жесткой президентской республики, принцип существования которой сформулирован как «правление народа, народом и для народа», резко сузила права парламента и наделила обширными полномочиями президента и премьер-министра.

Конституция была направлена прежде всего на стабилизацию политической системы четким разделением и уравнением властей между собой.

Первоначально президент как гарант равновесия властей избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. стал избираться путем референдума. Будучи юридически неответственным в своей деятельности перед народом и парламентом, он на весь семилетний срок наделялся широкими полномочиями, в числе которых:

  • подписание и обнародование законов; передача законопроекта в Конституционный суд;
  • предложение о вынесении законопроекта на референдум;
  • принятие актов, не требующих одобрения парламента;
  • роспуск нижней палаты парламента;
  • принятие решения о применении чрезвычайных мер для обеспечения независимости государства, целостности его территории или выполнения им международных обязательств;
  • назначение главы правительства и членов кабинета министров, принятие их отставки;
  • руководство вооруженными силами и др.

Правительство определяет и осуществляет «политику нации», распоряжается администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр несет ответственность за оборону страны, обеспечение исполнения законов, издает акты в порядке регламентарной власти, назначает на военные и гражданские должности.

Парламент республики в настоящее время играет относительно небольшую роль среди иных высших органов государственной власти. Он состоит из практически равноправных Национального собрания и Сената, в котором представлены интересы французских территорий.

В полномочия палат парламента входит принятие законов, объявление войны, установление срока осадного положения и др. Вместе с тем, полномочия парламента всячески ограничиваются прерогативами президента и правительства. Однако в противовес этому парламенту дано право контроля за деятельностью правительства с возможностью вынесения вотума недоверия («резолюция порицания»).

Для контроля за правильностью процедуры избрания президента, депутатов и сенаторов, проведения референдума был создан Конституционный совет. В его состав входят девять членов, три из которых назначаются президентом, три — председателем Национального собрания, три — председателем Сената. Конституционный совет избирается на девять лет, но каждые три года обновляется на 1/3. Бывшие президенты республики входят в него пожизненно.

Гарантом независимости судебной власти является президент. При нем действует Высший совет магистратуры, возглавляемый министром юстиции. Высший совет магистратуры осуществляет высший надзор за судьями и прокурорами. По его инициативе или заключению назначаются кандидатуры членов судов высшей инстанции и чиновники прокуратуры; он выносит решения в качестве дисциплинарного совета в отношении судей и прокуроров.

показать содержание

литература

  • Конституция Française: La Documentation Française No. 1.04. Париж 2005, ISBN 978-2-11-005490-6 (французский).
  • Жорж-Марк Бенаму : Французская комедия — Choses vues au coeur du pouvoir . Fayard, Париж, 2014 г., ISBN 978-2213678450 (французский).
  • Удо Кемпф: От де Голля до Ширака. Политическая система Франции , Westdeutscher Verlag, Opladen 1997, ISBN 3-531-12973-2 .
  • Адольф Киммель : Конституционный текст и живые конституции , в: Мариелуиз Кристадлер и Хенрик Утерведде, изд .: Country report France.

    снова в Kimmel & Uterwedde, Ed .: Country Report France. История, политика, экономика, общество. VS Verlag , 2 отл. Издание Висбаден 2005 г., ISBN 3-531-14631-9 , стр. 247-267.

    Серия публикаций Федерального агентства гражданского просвещения, Том 360, Бонн, 1999.

  • Адольф Киммель: Законодательство во французской политической системе . В: Вольфганг Исмайр (ред.): Законодательство в Западной Европе. Страны ЕС и Евросоюза. VS Verlag, Висбаден 2008, стр. 229-270.
  • Николаус Марш, Йоан Вилен, Матиас Вендел (ред.): Французское и немецкое конституционное право. Springer, Берлин / Гейдельберг, 2015 г., ISBN 978-3-642-45053-2 .
  • Требование Йорга: Франция с 1945 года . UTB, Геттинген 2011, ISBN 978-3825235369 .

Июльская монархия: хартия 1830 г.

В 1830 г. король Луи Филипп издал Хартию, в основном воспроизводившую Хартию Людовика XVIII (1814 г.), с учетом новых капиталистических реалий. Несколько уменьшились полномочия короля, например право законодательной инициативы получили также палата пэров и палата депутатов. Были понижены и возрастной, и имущественный цензы для избирателей и кандидатов в депутаты. Вместе с тем Луи Филипп фактически не реформировал доставшуюся ему в наследство судебно-административную и правовую систему Франции.

Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения королевское правительство не стеснялось использовать самые разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Вместо ликвидированной в ходе революции 1830 г. жандармерии была учреждена Национальная гвардия.

Специфической была политическая и экономическая ориентация, которой придерживалось правительство июльской монархии. Слова, произнесенные при коронации Луи Филиппа, «отныне править будем мы – банкиры», оправдались. Наступил тот период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов (олигархов).

Был понижен, но оставался чрезвычайно высоким имущественный ценз (200 франков) для пассивного избирательного права и возрастной ценз – для избирателей до 25 лет, а для депутатов до 30 лет. Общее число голосующих выросло незначительно составив всего 240 тыс. человек на всю страну (вместо 6 млн, как было бы при всеобщем мужском избирательном праве). Оправдывая высокий имущественный ценз, председатель Совета министров в правительстве Луи Филиппа Гизо заявил: «Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями». Это был своеобразный лозунг Июльской монархии.

В 40-х гг. XIX в. оппозиция режиму Июльской монархии заметно увеличилась. Против нее все активнее выступал быстро растущий рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, отстраненной от участия в выборах и политической власти Кризис 1847–1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа.

Конституционный совет

Конституционный совет присматривает за соблюдением всех положений Конституции во абсолютно всех полях деятельности государства. Он осуществляет контроль за полным соблюдением законности проведения референдумов, оглашает их итоги, устанавливает соответствие принимаемых законов положениям конституции. Складывается из 9-ти членов, в которых срок полномочий – девять лет.

Республика Франция (кроме учета заморских территорий) распределяется на коммуны (сверх 36 тыс.), 96 департаментов и 22 региона, где прямым и всеобщим голосованием избираются городские, генеральные и региональные советы, обладающие собственным распоряжением бюджета и исполнительной администрацией на местах. Префекты выполняют функцию представителя страны в департаментах и регионах, назначаемые президентом государства.

Развитие общества и общественные институты

Неразвитость торговли и денежного обращения была одной из причин крайней статичности населения. Как показали исследования историков, подавляющее большинство французских крестьян XVII — первой половины XVIII вв. никогда в своей жизни не выезжало за пределы своей деревни на расстояние более нескольких километров. Почти в каждой провинции существовали свои единицы мер и веса, несопоставимые с единицами, применяемыми их соседями. Около 80 % французского населения было неграмотным.

Судебная система была крайне сложной и запутанной — так, только в одном районе Парижа существовало порядка 40 различных судов и трибуналов. Судьями являлись исключительно представители первого и второго сословия. Все судебные должности продавались и наследовались, что предопределяло большое представительство среди судей крупной аристократии. Например, одних только помещичьих судов (где помещик выступал судьёй) было во Франции порядка 20-30 тысяч. Историки отмечают постоянную дискриминацию третьего сословия, особенно крестьян, в судебных разбирательствах.

Законы были сложны и запутаны, их выполнение отнюдь не было обязательным, а из любого закона было множество исключений. «Часто жалуются, что французы презирают закон; увы! Когда бы они смогли научиться уважать его? Можно сказать, что у людей старого порядка то место, которое в человеческом уме должно занимать понятие закона, пустовало».

Церковь являлась не только самым крупным землевладельцем, но и политическим институтом: всё третье сословие было обязано платить специальный церковный налог (церковную десятину), достигавший в некоторых провинциях 10-12% от валового урожая. Уплата церковного налога не давала права крестьянам пользоваться услугами священников — они должны были им платить отдельно (за крещение ребёнка, проведение мессы, венчание и т. д.), что вызывало постоянное недовольство населения и требования отмены десятины, которая воспринималась как несправедливый налог на третье сословие. Во время революции церковь, наряду с аристократией, подверглась нападкам, преследованиям и террору.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector