Как гладиаторские бои пришли от зарождения к упадку

Колизей: архитектура арены

Амфитеатр имеет форму эллипса, общая площадь которого занимает около 24 тыс. м. Длина самой арены составляет почти 86 м, а ширина – почти 54. 13-метровый фундамент удерживает стены высотой около 50 м.

Особую красоту зданию придают так называемые вомитории –
проходы под трибунами. Благодаря этой системе ходов зрители могли добраться до
своих мест не по основным ходам, избегая столпотворения. Под ареной находится
сеть подземных тоннелей и камер. В них пребывали гладиаторы, содержались
животные, используемые для кровавых боен. Под землей были найдены и колодцы, в
которые сбрасывались тела погибших во время представлений.

Древний Колизей: реконструкция

Сами посадочные места были разделены на ярусы. На первом, парапете, восседали знать и императорская семья. Второй ярус из 16 рядов занимали римские жители. Третий огражденный стеной блок был предназначен для самого низшего сословия столицы. Тит, завершивший проект отца, дополнительно соорудил сваи на стенах. Во время боев на них находились матросы. Они натягивали над ареной тент, защищавший зрителей от дождя или чрезмерной жары.

После Тита благоустройством Колизея занимался его сын, Домициан. Он закончил верхний ярус и создал подземную систему ходов под ареной. Само поле битвы представляло собой крепкий деревянный помост, усыпанный песком.

Подземная часть Колизея

Легенды о Колизее

  • Легенда №1. Согласно легенде, когда в 75 году закладывали фундамент Колизея, в него живьем закопали 77 рабов. Это, по предсказанию прорицателей, нужно было, чтобы арена простояла 77 столетий. Что ж, сооружение стоит уже 19 веков.
  • Легенда №2. Как гласит один средневековый миф, в Колизее находится вход в подземный мир. Там в сумерках в поисках вечного мира блуждают души умерших на арене. Но мир они никогда не найдут, так как их постигла наглая преждевременная смерть.
  • Легенда №3. Во времена Нерона на месте Колизея было озеро, где обитало чудище, которое кормили рабами. Жертвы служили приношением богу Фавну, который защищал императора и римлян от гнева зверя. После смерти Нерона озеро засыпали, а чудовище исчезло. Но позже опять появилось. Считалось, что чудовище Нерона питается убитыми в Колизее. И пока оно будет их есть, амфитеатр будет стоять.
  • Легенда №4. Амфитеатр Флавиев являлся местом мучений первых христиан.
  • Легенда №5. Легендарная акустика Колизея: император якобы мог слышать слова, сказанные шепотом в самой дальней ложе арены.

Охота на животных

Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.

Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:

  • львы;
  • тигры;
  • слоны;
  • быки;
  • медведи;
  • крокодилы;
  • носороги и другие.

Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки — льва против тигра.

Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.

Как проходили бои?

Зрелища, которые заканчивались реками крови и разорванной плотью участников и смертью некоторых из них, начинались как праздник. Накануне для будущих участников устроители состязаний устраивали грандиозное пиршество, куда приглашались знатные горожане и простые люди. Все могли оценить физическую форму гладиаторов и определиться, за кого завтра будут болеть. Здесь же крутились букмекеры, делались ставки, заключались пари.

На следующий день действо началось парадом участников, наряженных в дорогие и эффектные костюмы. Возглавляли шествие одетые в пурпурные мантии судьи (обычно это были бывшие гладиаторы и очень уважаемые люди).

Затем начинались бои. У гладиаторов существовала специализация: кто-то обучался схватке с сетью, такой боец выходил на арену без защиты, в одной руке держал меч, в другой сеть. Его задача была так метнуть сеть чтобы она опутала противника, а затем просто добить его. Другие бились на коротких мечах со щитами. Особое веселье у толпы вызвала схватка между двумя так называемыми андабатами. В эту категорию попадали наименее способные ученики. На бой они выходили вооружёнными двумя мечами, а на головах были шлемы с прорезями для глаз, которые с расположением глаз не совпадали. В итоге бойцы бились вслепую, а сзади их «подбадривали» специальные люди при помощи раскалённых железных прутьев.

Если один из бойцов чувствовал, что проигрывает, он имел право поднять руку вверх с тремя поднятыми пальцами. Этот жест означал, что он просит пощады у публики. Именно она решала, помиловать слабака или добить. Надо сказать, что в противоположность бытующему мнению, трибуны не так часто, как мы думаем, требовали смерти. Но уж если народ решал, противостоять им не решался никто. Недовольство могло быстро перерасти сначала в драку болельщиков, а затем и в бунт, который можно было и не подавить. Судьи и устроители особенно волновались, когда один из участников или приговорённый слишком быстро умирал. Толпа начинала бесноваться и требовать ещё крови. Как правило, заканчивалось мероприятие убийством приговоренных.

Колизей, которого нет

После кончины тирана на трон взошел военачальник Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, правивших римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец Нерона и заложить здесь фундамент для будущего Колизея – амфитеатра, предназначенного для развлечения народа Рима.

Веспасиан хотел преподнести гражданам Рима подарок и показать, что новая императорская династия заботится о них. Люди, помня о страшных годах правления Нерона, обрадовались и уверовали в нового императора.

Строительство Колизея

В 72 году на месте пруда Золотого дома Нерона заложили амфитеатр, на строительство которого привели 100 тысяч рабов, захваченных в войне с Иудеей. После 8 лет изнурительных круглосуточных работ в 80 году Колизей освещен сыном Веспасиана, императором Титом.

Рабы выполняли тяжелую работу, не требующую знаний – добывали травертин (ценный мрамор для строительства), доставляли на место, обрабатывали и поднимали наверх. Над оформлением Колизея трудились скульпторы, художники, инженеры, декораторы.

Помимо травертина использовали кирпич, бетон, вулканический туф. Кирпич и бетон – для внутренних перекрытий и перегородок, туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция здания

Колизей сооружен в форме гигантского эллипса, два полукольца, соединенные в форме овала, дали зданию название «двойной амфитеатр». Площадь арены 85 на 53 м. Здание амфитеатра поражает размерами. Сооружение 50 м в высоту (12-этажный дом), 189 м в длину и 156 м в ширину, площадь которого сопоставима с размерами 3 футбольных полей, – огромнейший амфитеатр античности.

Гениальное инженерное решение: фундамент толщиной 13 метров держит на себе арочную конструкцию из 240 арок, придающих зданию воздушный, легкий вид. Над арками нижнего яруса – арки среднего и верхнего ярусов по 7 метров каждая. Пролеты арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса, украшались статуями и полуколоннами. Стены – из бетона и кирпича из терракота, которого потребовалось один миллион штук.

Каркас Колизея – из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены. Над стенами – зрительные ряды. Над верхними рядами – навес по периметру амфитеатра с 240 мачтами и канатами, с помощью которых несколько тысяч обученных матросов натягивали громадный тент (веларий), заменявший потолок, защищая зрителей от дождя или палящего солнца. С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором и украшен статуями.

Места для зрителей

По периметру сооружения – 80 равномерно расположенных входов, за счет чего зрители заполняли и покидали Колизей за 10 минут. Входы украшали мраморные статуи богов и знатных горожан. Четыре входа предназначались для знатных особ. Центральный вход – для императора и свиты. 76 лестниц и коридоров располагались так, что представители одного сословия не встречались с другим.

Натиск толпы, стремящейся попасть внутрь, сдерживали ограждения: граждан Рима пускали в Колизей бесплатно, поэтому зрители заполняли амфитеатр до отказа. Здесь же раздавали бесплатную еду – императорская власть хлебом и зрелищами поддерживала авторитет.

Зрители рассаживались на сидениях шириной 35 см, расположенных в три яруса, строго по социальному признаку. Специальное место, возвышающееся над всеми (подиум), отводилось для императора, восседающего на троне под балдахином. Здесь же сидели члены императорской семьи, весталки (жрицы) и сенаторы.

В первом ярусе – городские власти, знатные горожане, всадники (сословие в древнем Риме). На втором ярусе – места для римских граждан – мужчин. Третий ярус занимали бедняки.

Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали. Император Домициан построил четвертый ярус без мест для сидения. Здесь стояли бедные женщины и рабы. Актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам запрещалось посещать Колизей.

Владимирский детинец

Макет древнего Владимира в местном историческом музее

Город Владимир в 200 км от Москвы был в XII—XIV веках столицей сильнейшего русского княжества и вообще претендовал на то, чтобы стать столицей всей Руси. В XII же веке здесь строится мощная фортификационная система с насыпными валами и несколькими уровнями крепостных стен. Стена была сильно повреждена во время штурма города татаро-монголами в XIII веке. Позже ее восстановили, но с усилением Москвы город утратил свое значение и стал постепенно приходить в упадок, а стена ветшала и в итоге была утрачена.

Успенский собор и древнейшая часть Владимира

С тех пор до наших дней сохранились каменные постройки XII века: Успенский собор, а также Золотые ворота в город. По легенде, проезжая в 1767 году во Владимир через Золотые ворота, карета Екатерины II завязла в луже, так что императрица разгневалась и велела срыть древние насыпные валы, чтобы можно было объехать ворота.

Золотые ворота

Фрагмент одного из валов видно на фото слева.

Колизей сегодня

Сейчас амфитеатр находится под охраной властей. В конце 20 века провели частичную реставрацию. Однакоо ритм города, вибрация от транспорта и естественные природные явления наносят непоправимый вред зданию (которому, напомним, около 2000 лет).

Северная сторона внешней стены – это то, что осталось от первоначального Колизея. Здесь сохранилась 31 из 80 входов.

Заметные треугольные кирпичные клинья на каждом конце оставшейся стены – это современная конструкция, построенная в начале 19-го века, чтобы укрепить стену. Остальная часть современного внешнего облика Колизея на самом деле является оригинальной.

Власти страны провели большую реставрацию Колизея. Работы начались в 2013 году. На восстановление потратили около 25 миллионов евро. Конечно же, в абсолютно первоначальный вид амфитеатр не привели, но основательно почистили и облагородили. После реставрационных работ площадь, доступная для посещения, увеличилась на 25%. В январе 2016 года работы завершились и Колизей вновь стал принимать туристов.

Колизей в ходе реконструкции

График работы

Колизей открыт каждый день круглый год, за исключением 1 января и 25 декабря.

Часы работы (билетная касса закрывается за час до закрытия Колизея):

  • с 8:30 до 1 часа до захода солнца (исключение: Страстная пятница с 8:30 до 14:00, 2 июня 13:30 — 19:15)
  • 2 января по 15 февраля — с 8:00 до 16:30
  • 16 февраля по 15 марта — с 8:30 до 17:00
  • 16 марта по последнюю субботу марта — с 8:30 до 17:30
  • с последнего воскресенья марта до 31 августа — с 8:30 до 19:15
  • 1 сентября по 30 сентября — с 8:30 до 19:00
  • с 1 октября до последнего воскресенья октября — 8:30 до 18:30
  • с последнего воскресенья октября по 31 декабря — с 8:30 до 16:30

Стоимость посещения – 12 евро. Для граждан евросоюза в возрасте от 17 до 25 лет и учителей – 7 евро.

Можно попасть в Колизей бесплатно. Предусмотрен бесплатный вход для всех в первое воскресенье месяца. Бесплатно пропускают и детей до 17 лет.

По воскресеньям движение транспорта в районе Колизея запрещено.

Колизей после реставрации

Как добраться

Так как достопримечательность находится в центре города, то добраться до неё не составит труда.

  • Метро. Линия «В», станция «Colosseo». Линия «А» станция «Manzoni», далее пешком около 1200 метров или 2 остановки на трамвае №3
  • Автобус. Вам понадобятся линии 51, 75, 85, 87 и 118
  • Трамвай №3
  • Такси. Ну тут комментарии излишни, так как все таксисты Рима знают, где находится Колизей.

Предназначение амфитеатра

В Древнем Риме, чтобы заслужить уважение у простого населения, правящему классу необходимо было устаивать массовые зрелища. Арена Колизея как нельзя лучше подходила для этой цели. Поэтому в стенах амфитеатра часто устраивались гладиаторские бои (munera), охота на животных (venationes) и навмахия (морские сражения).

На проведение таких мероприятий требовались не только большие материальные затраты, но и правила и специальные регулирующие законы. Поэтому римские императоры создали Министерство игр (Ratio а muneribus), которое и занималось этими вопросами.

Посещать Колизей могли все – от знати до простого люда, но только свободные граждане. Поэтому неудивительно, что в его стенах могли повстречаться все слои населения.

Серпуховский кремль

Аполлинарий Васнецов. Древний Серпухов. 1920 (Серпуховский историко-художественный музей)

Кремль были во многих русских городах, только в нынешней Московской области около десяти кремлей, однако, многие из них не уцелели до наших дней. Так от кремля XIV века в Серпухове осталось лишь пару фрагментов крепостной стены и фундамент.

Соборная гора, Серпухов

Строился он как важный оборонительный пункт на пути татаро-монгол на Москву. В середине же XVIII века Серпухов совершенно утратил свое военное значение и стену начали разбирать, в 1930-е же остатки стены пустили на строительство московского метро. Сейчас высокий холм, на котором располагался кремль, называют «Соборной горой».

Архитектура Колизея

Для строительства Римского амфитеатра была выбрана низина между тремя городскими холмами — Палатином, Эсквилином и Целием. Колизей расположен на месте засыпанного пруда, входившего когда-то в состав грандиозного по масштабам комплекса Золотого дома Нерона, занимавшего, в свое время, площадь в 120 га и разрушенного в знак избавления римлян от тирана.

В плане конструкция Колизея представляет собой эллипс с размерами:

  • арены — 53,62 на 187,77 м;
  • амфитеатра — 155,64 на 187,77 м;
  • наружного периметра — 524 м;
  • стен по высоте — до 50 м;
  • фундамента по толщине- 13 м.

Арену Колизея окружают ступенчатые трибуны, прорезанные равномерно размещенными 80 входами/выходами и поддерживаемые массивными, радиально расположенными стенами. Такое конструктивное решение позволяло в течение 15 минут полностью заполнить зрительские места и за 5–7 минут покинуть амфитеатр в случае экстренной необходимости. Причем — без столпотворения и с учетом огромной вместимости объекта, составлявшей более 50 000 человек (по некоторым источникам — до 75 000).

Колизей внутри, Екатерина

Все увеселительные мероприятия происходили на центральной арене Амфитеатра Флавиев. Зрители занимали трибуны в соответствии со своим статусом. На нижних уровнях усаживались влиятельные и знатные римляне — император со своей семьей, сенаторы и весталки (привилегированные жрицы богини Весты). Самые верхние ряды доставались представителям низшего сословия. До своих мест им приходилось подниматься пешком, преодолевая высокие ступени. Подземная часть Колизея в Риме предназначалась для проживания гладиаторов и содержания животных. Рядом с камерами и клетками находились служебные помещения.

Фасад Колизея представляет собой три ряда аркад с венчающим их двухметровым антаблементом. Высота арок составляет около 7 метров, а ширина — 4,2 метра. В каждой из них во втором и третьем ярусе когда-то стояли величественные статуи.

Защитится от жаркого солнца и дождя помогали натягиваемые над трибунами и ареной специальные тенты.

После игр

История Колизея в Риме сильно изменилась с распространением христианства по территории Европы. С его приходом в Италию убийства людей в стенах амфитеатра прекратились, как и охота на животных. Произошло это в 405 году по распоряжению императора Гонория. Помимо этого, организация и проведение игр требовало немалых финансовых затрат, на которые римская империя больше не могла идти по причине экономического кризиса, вызванного вторжениями варваров.

Колизей в Риме начали использовать для более простых целей в разное время:

  • для жилья;
  • в качестве крепости;
  • как религиозную обитель.

За сооружением перестали так старательно ухаживать, как в эпоху гладиаторских боев. Стены театра начала поддаваться варварскому отношению людей, которые растягивали по своим домам и на строительство других зданий практически все, что видели и могли унести. Например, мраморная облицовка и кирпичи Колизея использовались во время возведения Палаццо Венеция, Соборов святого Петра и Иоанна Крестителя. Не менее разрушительное влияние оказали и возникающие время от времени землетрясения. Например, в результате самого мощного из них в четырнадцатом веке была разрушена одна часть стены театра.

Постепенно Колизей в Древнем Риме угасал, оставляя после себя лишь тень.

По оценкам исследователей, амфитеатр только за пять веков (с VI по ХХІ вв.) потерял почти две трети от своего первоначального размера.

Фасад

Фасад Колизея красив, он состоит из 4 уровней, первые три открываются аркадами. Нижние – более 7 м в высоту и 4,2 м в ширину, а те, что на втором и третьем этажах, – 6,45 м в высоту и все еще 4,2 м в ширину. Постоянная ширины позволяет не иметь никакого сдвига от одной стадии к другой.

На первом этаже аркады пронумерованы от 1 до 76, потому что 4 из них специальные, это главные входы.

Эти главные входы были оборудованы статуей и имели декоры лучшего качества, чем другие.Арки полукруглые, то есть вершина представляет собой правильную кривую, она образует полукруг.

Каждая аркада отделена от следующей полуколонной, то есть стеной с одним концом полусферической формы (снаружи, конечно).

В верхней части колонн систематически присутствуют типичные украшения античности, но они варьируются в зависимости от уровней:Первый этаж: дорическийПервый этаж: ионныйВторой этаж: КоринфскийДорический стиль-самый простой, самый изысканный. Колонны имеют 20 вертикальных ребер, а капители не украшены.

Ионический стиль состоит из 24 ребер, а капители украшены свитками. Коринфский стиль, он соответствует барокко, это стиль, перегруженный листьями стилизованных деревьев.

Использование этих трех стилей, вероятно, свидетельствует о желании производителя подчеркнуть художественные эволюции, известные в античности.Четыре уровня отделены друг от друга каменным полом, открывающимся снаружи выступающим карнизом без декора.Четвертый уровень-особенный. Внешне он не имеет арок, это всего лишь прямая стена, пронизанная небольшими прямоугольными окнами через равные промежутки, фактически обе аркады нижних уровней. В архитектуре мы называем его чердаком.

Чердак использовался для выставления больших декоративных щитов, очень похожих на выставочную стену.

На вершине Колизея есть довольно большой карниз, который огибает его. В нем было проделано 240 отверстий (некоторые из них сохранились и по сей день).

Под каждым из них находится небольшой колокольчик, примерно в 1,5 м от карниза. Он служил опорой для мачт, выступающих из вершины. Эти мачты проходили через отверстия и были несъемными.

Веревки были натянуты, чтобы открыть или закрыть теневую ткань, велариум.Фасад-самая красивая часть Колизея, хотя большая его часть была разрушена, несмотря на возмущение, которое он получил.

Битва за Мэра Мэра но Ми

Раунд 1: Королевская битва

556 Участника были разделены на четыре блока от А до D. Но только один победитель из каждого блока может попасть в финальный этап.

Блок A (137 участников)
Победитель блока: Джизус Бёрджесс
  • Джизус Бёрджесс (победитель) против Гладиаторов Блока A
  • Комакинг (только в аниме)
Блок B (138 участников)
Победитель блока: Бартоломео
  • Танк Лепанто против Беллами
  • Джет и Абдулла (победители) против Танка Лепанто
  • Блюгилли (победитель) против Рикки
  • Беллами (победитель) против Джета и Абдуллы
  • Бартоломео (победитель) против Хака
  • Блюгилли (победитель) против Дагамы
  • Бартоломео

    Прервано королевским ударом Элизабелло II

    против Беллами

  • Элизабелло II (победитель) против всех оставшихся участников

    • Королевский удар побеждает Беллами, Блюгилли и другие гладиаторов
    • Бартоломео является единственным не пораженным ударной волной
  • Бартоломео (победитель) против Элизабелло II
Блок C (139 участников)
Победитель блока: Луси
  • Хайрудин (победитель) против Боевого быка
  • Луси (победитель) против Хайрудина
  • Келли Фанк и Бобби Фанк (слившиеся с помощью Жакэ Жакэ но Ми) (победители) против Бу
  • Сай (победитель) против Бобби Фанка и Келли Фанка (слившиеся с помощью Жакэ Жакэ но Ми)
  • Луси против Жан Анго

    Прерван Цинцзяо

  • Цинцзяо (победитель) против Жан Анго
  • Сай против Идео

    Прервано Луси и Цинцзяо

  • Луси (победитель) против Сая
  • Цинцзяо (победитель) против Идео
  • Луси (победитель) против Цинцзяо
Блок D (138 участников)
Победитель блока: Ребекка
  • Кавендиш (победитель) против Гардоа (только аниме)
  • Кавендиш против Ацилии (только аниме)
  • Ребекка (победитель) против Роллинг Логана (только аниме)

    • Прерванно Ацилиией
    • Возобновленна после того, как Ребекка вернула свой меч
  • Ацилия против Роллинг Логана (только аниме)
  • Ребекка против Мидоуса

    Прерванно Ацилиией

    (только аниме)

  • Ацилия (победитель) против Мидоуса (только аниме)
  • Орлумб (победитель) против Агьё
  • Сулейман против Ребекки
    • Прерванно Ацилиией (только аниме)
    • Возобновленно после проигрыша Ацилии
    • Прерванно Кавендишем (в образе Хакубы)
  • Сулейман (победитель) против Ацилии (только аниме)
  • Кавендиш (в образе Хакубы) против Мамми, Мидоуса, Роллинг Логана, Ацилии, Дамаска, Сулеймана, Орлумба, Ребекки
    • Ребекка (победитель) уклоняется от атаки Кавендиша (Хакубы), прежде чем он незамедлительно засыпает.
    • Аниме исключает Мидоуса, Роллинг Логана и Ацилию от нападения

Раунд 2: Против представителей Семьи Донкихот

Первым победителям четырёх блоков придется сражаться против представителей Семьи Донкихот. Которыми являются, Махвайс, Сеньор Пинк, Деллинджер, Лао Джи и Диаманте. Однако по определённой причине в финальном раунде новым противником четырёх финалистов будет выступать только Диаманте. В конце этого раунда будет определён новый обладатель Плода Мэра Мэра но Ми. После разлома арены путём сил Сабо, Плод был забран им же и съеден. Сабо официально объявлен победителем финала.

Финальный Блок
Победитель финала: Луси
  • Диаманте против Луси
  • Джизус Бёрджесс против Луси
  • Бартоломео против Диаманте
  • Ребекка против Диаманте

Белый город

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926

Еще одним крепостным кольцом Москвы была Белогородская стена, построенная уже вокруг Китай-города в конце XVI века. В Смутное время стена «Белого города» сильно пострадала и вскоре перестала быть надежной защитой города. Горожане начали разбирать ее на камни и строить из них дома.

В конце XVIII века Екатерина II велела снести стену, а на ее месте появилась дорога — нынешнее Бульварное кольцо.

«Яма» на Хохловской площади

Останки фундамента стены в некоторых местах сохранились — например, на Хохловской площади вокруг такого кусочка стены теперь модное общественное пространство «Яма».

Арена Колизея

8. Битвы между гладиаторами были организованы с невероятной тщательностью

На протяжении 400 лет на арене бились волонтеры, бывшие военные, военные заключенные, рабы и преступники, и все это служило развлечением для римлян. Но бойцов выбирали не просто так. Для выхода на арену Колизея, соревнующихся гладиаторов подбирали по их весу, размеру, опыту, боевому навыку и стилю борьбы.

Ученые возродили древний гигантский вирус из вечной мерзлоты Сибири

9. Колизей стал кладбищем огромного количества животных

Кроме боев между гладиаторами, римляне устраивали битвы между животными и показательную охоту. На арене можно было увидеть львов, слонов, тигров, медведей, гиппопотамов и других экзотических животных, которые убивали или которые были сильно ранены.

Бои с животными можно увидеть и по сей день — это коррида («тавромахия» — т.е. «бой быков»). Бои с животными назывались «утренними играми», а бои гладиаторов — «вечерние игры». Победителям вручались награды в виде медалей (костяных или металлических), а также велась статистика — количество боев, побед и поражений.

Конечно были и смертельные случаи или же гладиаторы получали травмы, которые не позволяли им выступать дальше. После карьеры гладиатора, бывший воин получал пожизненную пенсию. 

Во время открытия арены погибло более 9 000 животных и еще 11 000 были убиты во время 123-дневного фестиваля, устроенного императором Траяном. По скромным оценкам, за все свое существование, на арене Колизея погибло около 400 000 людей и более 1 миллиона животных.

10. Грандиозные битвы на кораблях

Удивительно, но арену Колизея специально затапливали примерно на 1 метр, чтобы можно было устраивать корабельные битвы. На арене устанавливали реконструкции военных кораблей, чтобы можно было праздновать великие морские победы. Вода поступала по специальным акведукам прямо на арену. Все это можно было видеть до императора Домициана, во время которого в Колизее сделали подвал, где были комнаты, проходы, ловушки и животные.

11. Колизей был в запустении много веков

Когда кровавые бои гладиаторов потеряли свою зрелищность и в 5-м веке Римская империя начала разрушаться, Колизей перестал быть местом проведения больших общественных мероприятий. Более того, землетрясения, удары молний и другие природные явления существенно повлияли на строение.

Только в 18-м веке католическая церковь и множество священников решили, что место строительства Колизея должно быть сохранено.

12. Колизей был разобран на стройматериалы

Красивый камень и мрамор, из которого был сделан Колизей, привлекал внимание многих людей. После землетрясения 847-го года, Римские священники и аристократы стали собирать прекрасный мрамор, украшавший фасад Колизея, и использовать его для строительства церквей и домов

Также для строительства разных городских зданий использовался бутовой камень и щебень в городских постройках.

Стоит отметить, что Колизей был использован, как источник стройматериалов для таких строений как Палаццо Венеция и Латеранская базилика. Также мрамор Колизея использовался для строительства Собора Святого Петра — самого крупного здания Ватикана, и самой большой исторической христианской церкви в мире. 

13. Один священник хотел превратить Колизей в суконную фабрику

Подземная часть Колизея, в конце концов, заполнилась грязью, и в течение нескольких веков римляне выращивали овощи и хранили их внутри здания, в то время как кузнецы и торговцы занимали верхние ярусы.

Папа римский Сикст V, который помогал отстраивать Рим в конце 16-го века, попытался переделать Колизей под суконную фабрику, с жилыми помещениями на верхних ярусах и рабочим местом на арене. Но в 1590-м году он скончался, и проект не был осуществлен.

Интересные факты о Колизее

  1. Изначально амфитеатр носил имя Флавиев — династии императоров построивших его. Название Колизей закрепилось только в 8 веке и произошло от латинского слова колоссальный.
  2. Фундамент сооружения имеет толщину 13 метров.
  3. Благодаря инженерным и конструктивным решениям зрители могли заполнить амфитеатр за 15 мин, а покинуть за 5 мин. Некоторые решения, которые были задействованы при его возведении, до сих пор применяются при строительстве крупных спортивных сооружений.
  4. Амфитеатр имел 80 входов и 76 лестниц.
  5. Колизей вмещал 50 000 человек (по некоторым данным 70 000 человек). Больше, чем некоторые современные стадионы!

Колизей ночью

Конец гладиаторских игр

Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он предпринимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.

Тем не менее, в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.

Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.

Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.

Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.

Посетить Колизей в Риме:

Колизей — один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!

Время работы колизея:

  • Открытие  —  8:30
  • Закрытие:
  • с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30  и выход 16:30,
  • с 16 февраля по 15 марта: последний вход  16:00 и выход  17:00;
  • с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
  • с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
  • с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
  • с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
  • Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря

Билеты в Колизей Рима:

Билет  можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение Римского Форума и Палатина.

  • Полный тариф: 12,00 €
  • Льготный тариф: 7,50€, для резидентов  ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;

Бронирование билетов онлайн:

  • заказ билетов: +2.00 €.
  • Тел +39.06.39967700 (понедельник-пятница 9-18,  суббота 9-14)
  • Coopculture

Строительство Колизея

Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.

Архитектура Колизея

В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн — 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних — аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом — ионический, на тpeтьем — коринфский.

Трибуны, кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум, крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.

В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей. Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.

История Колизея в Риме

В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV—XV вeках — шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке — мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.

Главная > Италия > Рим >  Посмотреть >  Достопримечательности Рима

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector