Список гербов таджикистана
Содержание:
- Герб Таджикской ССР[править | править код]
- Трактовка деталей
- Значения цветов и интерпретация символики
- Герб Таджикской ССР
- Трактовка деталей
- Флаг Таджикистана взовьется выше всех флагов мира
- Значение цветов на таджикистанском флаге
- Примечания
- Описание
- Трактовка деталей
- Описание[править | править код]
- Ва боз…
- Трактовка деталей[править | править код]
- Описание[править | править код]
Герб Таджикской ССР[править | править код]
Герб Таджикской ССР 24.02.1931-04.07.1935 гг. | Герб Таджикской ССР 1936—1937 гг. | Герб Таджикской ССР 28.09.1940 — 24.11.1992 гг |
По Конституции ТССР, принятой 24 февраля 1931 года 4-м съездом Советов Таджикской ССР
4 июля 1935 года проект, доработанный Яковлевым, был одобрен Президиумом ЦИК Советов Таджикской ССР
27 апреля 1936 года утверждён Постановлением ЦИК ТаджССР
27 апреля 1936 года Президиум ЦИК ТаджССР принял постановление «Об утверждении описания Государственного герба Таджикской ССР».
26 мая 1936 года четвертая сессия ЦИК Советов Таджикской ССР пятого созыва утвердила изображения и описания герба и флага и внесла эти описания в статью 92 и 93 Конституции Таджикской ССР.
На основе конституционных описаний началась подготовка изображений герба и флага. 19 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР рассмотрел рисунки герба и флага республики и рекомендовал сделать девиз на гербе золотым, сделать фон герба и листья хлопчатника светло-зелеными, серп и молот на звезде изобразить золотыми.
20 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР вновь рассмотрел проекты рисунков герба и флага и принял постановление «О Государственных гербе и флаге Таджикской ССР». Этим постановлением был окончательно утвержден только флаг, а герб рекомендовано изменить: Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» рекомендовалось писать золотом, фон и листья хлопчатника сделать бледно-зелёными, серп и молот — золотыми, лучи солнца расположить по окружности. 23 мая 1937 года Президиум ЦИК утвердил изображение герба. По мнению созданной в 1937 году комиссии при Президиуме ВС СССР перевод девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикский язык был сделан неточно:
В 1938 году в аббревиатуре на флаге и в гербе «Ç» от слова «Çumhurijat» была заменена буквой «R» от слова «Respublika». В результате чего надпись на гербе приняла вид «RSS Tocikiston». Сложный перегруженный герб не удовлетворял многих, ЦИК ТаджССР в 1934 году даже проводил всесоюзный конкурс по разработке новых символов, от жителей СССР было получено 106 проектов Государственный герб Таджикской Советской Социалистической Республики состоит из изображения пятиконечной звезды, в верхней части которой изображены серп и молот в лучах солнца. Пятиконечная звезда обрамлена венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит лентой с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикском и русском языках. В нижнем секторе круга, образуемого венцом, лента с надписью «Таджикская ССР» на таджикском и русском языках.
28 сентября 1940 года Президиум Верховного Совета Таджикской ССР издал указ,
которым было изменено написание текстов надписей на флаге и гербе с латинизированного алфавита на новый алфавит на основе русской азбуки В новой Конституции Таджикской ССР (1978) описание герба не претерпело изменений. Официальное описание герба в тексте Конституции:
Трактовка деталей
Герб на почтовой марке Таджикистана 1994 года.
По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».
В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.
Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.
Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.
По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.
Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда).
Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.
Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.
21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.
Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.
Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.
Значения цветов и интерпретация символики
При создании новых государственных символов Таджикистана руководствовались принципом историзма и преемственности. Флаг Таджикистана по своей красно-бело-зелёной цветовой гамме повторяет Флаг Таджикской ССР.
В соответствии с Положением о Государственном флаге Республики Таджикистан, принятым 24 ноября 1992 года, «Государственный флаг Республики Таджикистан является символом … нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции…». Рабочих символизирует красный цвет, крестьян — зелёный, интеллигенцию — белый.
Символика цветов флага Таджикистана уходит корнями в глубокую древность. Согласно Авесте, полноправное свободное население древнеиранского общества делилось на три сословия, каждое из которых ассоциировалось с определённым цветом:
- военная знать (авест. raθaē-štar-) — красный цвет — символ воинской доблести и самопожертвования во имя высоких идеалов, поэтому считается самым почитаемым и благородным;
- духовенство (авест. āθravan-, aθaurvan-) — белый цвет — символизирует духовность, моральную чистоту и святость;
- свободные общинники (сословие скотоводов-земледельцев) (авест. vāstrya.fšuyant-) — зелёный цвет — символизирует природу, молодость и процветание.
По сей день на Памире красный цвет символизирует счастье, благополучие и радость, белый — чистоту и ясность, зелёный цвет — молодость и процветание.
Композиция цветов флага соответствует цветам на флаге Ирана, что обусловлено этнической, культурной и языковой близостью двух народов.
Цвета флага RGB:
- Красный 218,41,28
- Жёлтый 246,190,0
- Белый 255,255,255
- Зелёный 0,122,51
Кроме того, существует другая трактовка значений этих цветов, например:
- красный — свобода и независимость (тадж. озодӣ);
- белый — мир и спокойствие (тадж. оромӣ);
- зелёный — благоустроенность и процветание (тадж. ободӣ).
Стилизованная корона с полукругом из семи звёзд
Корона с полукругом из семи звёзд символизирует государственный суверенитет и независимость Республики Таджикистан.
Семь звёзд первоначально олицетворяли семь выдающихся персидско-таджикских поэтов (версия авторов флага), затем семь благих пространств арийского простора (версия первых интерпретаторов, связанных с таджикскими культурологическими элитами). В настоящее время семь звёзд обозначают семь историко-культурных областей современного Таджикистана:
- Согд;
- Зарафшан;
- Хисар;
- Рашт;
- Вахш;
- Хатлон;
- Бадахшан.
Президент Эмомали Рахмон в телевизионном обращении от 23 ноября в честь Дня Флага Таджикистана объяснил значения цветов Государственного флага Республики Таджикистан следующим образом:
Герб Таджикской ССР
Герб Таджикской ССР 24.02.1931-04.07.1935 гг. | Герб Таджикской ССР 1936—1937 гг. | Герб Таджикской ССР 28.09.1940 — 24.11.1992 гг |
По Конституции ТССР, принятой 24 февраля 1931 года 4-м съездом Советов Таджикской ССР
4 июля 1935 года проект, доработанный Яковлевым, был одобрен Президиумом ЦИК Советов Таджикской ССР
27 апреля 1936 года утверждён Постановлением ЦИК ТаджССР
27 апреля 1936 года Президиум ЦИК ТаджССР принял постановление «Об утверждении описания Государственного герба Таджикской ССР».
26 мая 1936 года четвертая сессия ЦИК Советов Таджикской ССР пятого созыва утвердила изображения и описания герба и флага и внесла эти описания в статью 92 и 93 Конституции Таджикской ССР.
На основе конституционных описаний началась подготовка изображений герба и флага. 19 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР рассмотрел рисунки герба и флага республики и рекомендовал сделать девиз на гербе золотым, сделать фон герба и листья хлопчатника светло-зелеными, серп и молот на звезде изобразить золотыми.
20 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР вновь рассмотрел проекты рисунков герба и флага и принял постановление «О Государственных гербе и флаге Таджикской ССР». Этим постановлением был окончательно утвержден только флаг, а герб рекомендовано изменить: Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» рекомендовалось писать золотом, фон и листья хлопчатника сделать бледно-зелёными, серп и молот — золотыми, лучи солнца расположить по окружности. 23 мая 1937 года Президиум ЦИК утвердил изображение герба.
По мнению созданной в 1937 году комиссии при Президиуме ВС СССР перевод девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикский язык был сделан неточно:
В 1938 году в аббревиатуре на флаге и в гербе «Ç» от слова «Çumhurijat» была заменена буквой «R» от слова «Respublika». В результате чего надпись на гербе приняла вид «RSS Tocikiston». Сложный перегруженный герб не удовлетворял многих, ЦИК ТаджССР в 1934 году даже проводил всесоюзный конкурс по разработке новых символов, от жителей СССР было получено 106 проектов Государственный герб Таджикской Советской Социалистической Республики состоит из изображения пятиконечной звезды, в верхней части которой изображены серп и молот в лучах солнца. Пятиконечная звезда обрамлена венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит лентой с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикском и русском языках. В нижнем секторе круга, образуемого венцом, лента с надписью «Таджикская ССР» на таджикском и русском языках.
28 сентября 1940 года Президиум Верховного Совета Таджикской ССР издал указ,
которым было изменено написание текстов надписей на флаге и гербе с латинизированного алфавита на новый алфавит на основе русской азбуки В новой Конституции Таджикской ССР (1978) описание герба не претерпело изменений. Официальное описание герба в тексте Конституции:
Трактовка деталей
По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».
В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.
Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.
Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.
По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.
Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда).
Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.
Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.
21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.
Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.
Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.
Флаг Таджикистана взовьется выше всех флагов мира
24.06.2016, 17:18
В канун Дня национального единства, который отмечается в Таджикистане 27 июня, в субботу на площади Исмоили Сомони в Хороге будет установлен флагшток, который станет самым высоким в мире — он будет установлен на высоте 1 232 метров над уровнем моря. Как пишет газета «Джавонони Таджикистан», финансирование установления данного флагштока осуществляла «Таджикская алюминиевая компания» (ТАЛКО).«Учитывая географическое положение ГБАО, именуемую еще как «Крыша мира», которая расположена на высоте более 2 тысяч 500 метров над уровнем моря и этот флаг будет развеваться так высоко, как никакой другой в мире», — пишет издание.Церемония открытия флагштока состоится при участии лидера нации Эмомали Рахмона, который завтра начинает свой четырехдневный визит в Горный Бадахшан.Как ожидается, при участии президента в области будет открыто 82 объекта.Напомним, флагшток в Таджикистане вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый высокий флагшток в мире еще в 2011 году.165-метровый флагшток установлен на территории Дворца наций в центре Душанбе. Размеры полотнища флага составляют 30 метров в ширину и 60 метров в длину. Национальный флаг изготовлен из особо прочного материала — микрофибрового полиэстера весом до 250 кг.Строительство самого высокого на тот момент флагштока, общим весом в 310 тонн, началось 24 ноября 2010 года — в День государственного флага. В мае 2011 года состоялся технический подъем государственного флага Таджикистана.Установкой самого высокого в мире флагштока занималась американская компания «Trident Support», на счету которой возведение предыдущего рекордсмена среди флагштоков, установленного в центре Баку высотою 162 метра. Эта компания также возводила флагштоки в Ашхабаде (133 метра), в Иордании (Акаба — 132 метра и Аммане — 127 метров), а также в Абу-Даби (123 метра).Открывая торжественную церемонию поднятия государственного символа страны, президент Таджикистана Эмомали Рахмон тогда отметил, что «флаг — один из главных символов государственности Таджикистана, является отражением счастья и суверенитета, единения и сплочённости, чести и достоинства, патриотизма и национального менталитета нашего древнего и цивилизованного народа, в сияниях своих цветов отражает высшие цели и чаяния таджиков».«Это самый высокий в мире флагшток», — сказал Рахмон, добавив, что это сооружение будет гордостью каждого гражданина республики.Национальный флаг Таджикистана был утвержден на 16 сессии Верховного совета республики в ноябре 1992 года. 24 ноября 2009 года был объявлен Днем государственного флага Таджикистана.Однако Саудовская Аравия побила рекорд Таджикистана по высоте флагштока, построив высотой 170 метров, который вошел в Книгу рекордов Гинесса. Этот флагшток на пять метров превышает таджикский.Флагшток в Джидде отображает знамя единобожия. Длина полотнища флага составляет 49,5 метров, а ширина 33 метра. Весит флаг 570 кг и по площади составляет почти половину футбольного поля.На территории, где расположен флагшток, также находится национальная эмблема Саудовской Аравии: два меча — каждый 75 метров в длину, а также 85-метровая пальма. Сама площадь охватывает 26 тыс. кв. метров.
Значение цветов на таджикистанском флаге
Правительство страны всегда заявляло о сохранении исторического наследия и преемственности традиций. Поэтому трактовка цветов государственного флага многозначна и отсылает к разным эпохам и культурным пластам жизни таджикского народа.
Первая интерпретация была заявлена в 1992 году и соответствовала социалистическим принципам Таджикской ССР. Выбор цветов демонстрировал крепкий союз трудового народа:
- красный – мировой гегемон (рабочий класс);
- зеленый – сельские труженики, крестьянство;
- белый – цвет интеллигенции.
Историки Таджикистана дают альтернативное значение подбора цветов, отсылая к древним государствам, частью которых были территория и народ страны. В древнеиранской культуре данные цвета ассоциировались с определенными сословиями:
- Красный – каста военных. Цвет означает мужество, служение Родине, преданность и благородство.
- Зеленый – основная часть граждан страны, занятых скотоводством и земледелием. В общем смысле символизирует весну, молодость, плодородие, процветание.
- Белый – духовное сословие, представители религиозной элиты. Цвет святых, духовных лидеров, символ чистоты и высоких устремлений.
Используется и более общая интерпретация цветовой палитры символа Таджикистана со следующими смыслами:
- красный – вечный символ свободы, стойкости, доблести;
- зеленый – успех и благоденствие;
- белый – добро, мир, надежда.
Изображение короны демонстрирует свободу и независимость страны. Основные культурно-исторические центры республики (их 7) представлены окружающими корону звездами.
Изначально символизм звезд был иным – их считали напоминанием о великих поэтах, имеющих персидско-таджикское происхождение. Президент страны в своей речи в 2010 году подчеркнул, что в цветах флага отразили историю страны, устремления и чаяния народа, культурные традиции.
Примечания
- ↑
- Bahar, Mehrdad. Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 . ISBN 964-416-045-2. — p. 74 (перс.)
- Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972.
- По версии первых интерпретаторов, связанных с таджикскими культурологическими элитами, семь звёзд символизируют семь каршваров: Хванирас — самая большая часть суши в центре, остальные 6 по кругу: Ареза — на востоке, Сава — на западе, Фрададавш и Видадавш — на юге, Вауруджаришн и Баурубаришн — на севере (См. Bahar, Mehrdad. Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 . ISBN 964-416-045-2. — p. 124—125 (перс.))
- Видевдад, 1.7
- Ясна, 10.14
- Ясна, 57.25; Яшт 1.11, 4.3, 8.56
- Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 227
-
Существуют две версии значения названия флага. По одной версии название происходит от имени кузнеца Каве и означает «Кавиево знамя».
По другой версии название происходит от древнеиранского титула «кави» (пехл. «кай»), которым в «Авесте» обозначаются предводители иранских племен, и означает «знамя царей». Во времена индоиранской общности кави были не только племенными вождями, но и верховными жрецами (то есть духовными вождями) племен. В восточноиранской мифологии «кави» — добрые «князья», представители легендарного рода, связываемого зороастрийской традицией и с именем покровителя Заратуштры — Кави Виштаспа. К титулу «кави» восходит имя легендарной династии Кайянидов. В позднейшей зороастрийской литературе «кави» часто выступает в значении «герой». В согдийском языке «кави» сохранилось в значении «правитель, царь» (на бухарских монетах), в религиозных текстах также в значении «богатырь, герой, гигант (см. Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998. стр. 223, сн. 139)
- Иранский национальный музей, экспонат № 2436
- Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116 и прим. 37
- Arrian. Parthica, fr. −1 — Syncellus, c. 539. Цит. по: Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116
- Дьяконов И. М., Лившиц В. А. Документы из Нисы I в. до н. э. (предварительные итоги работы). М., 1960. (XXV Международный конгресс востоковедов). Цит. по: Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 241
- ↑ Kaveh Farrokh, Angus McBride. Sassanian Elite Cavalry AD 224—642. 1st Edition. Osprey Publishing, 2005. 64 p. — p. 21 ISBN 1-84176-713-1, ISBN 978-1-84176-713-0
- Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр. — стр. 116; прим. 40 на стр. 241: О начале этого процесса свидетельствует легенды Сасанидских монет (начиная с монет Шапура III): в официальную титулатуру сасанидского монарха вводится титул kdy — «кайанид». Наиболее пространные «легендарные» генеалогии сасанидских царей содержится в поздних арабских переводах «Хватав-намак» и связанных с этой летописью исторических сочинениях. Возможно, что интерес сасанидской официальной истории к восточноиранскому героическому циклу именно в самом конце IV—V в. (судя по легендам монет) возникает отчасти потому, что в эту эпоху Сасаниды овладели Балхом — родиной Виштаспы и «священной землей» зороастризма. Следует отметит, что изменения политической концепции происхождения власти в сасанидскую эпоху синхронны этапам развития зороастрийского канона. Можно предположить, что уже в V веке официальная Сасанидская история начиналась не с Сасана (как это было в эпоху царствования первых сасанидских шаханшахов, о чём свидетельствует, например, данные надписи Шапура в Каабе Зартушта и надписей Картира) и даже не с Дария, (как это было в эпоху Шапура II при создании первого варианта «Карнамака» и новой редакции зороастрийского канона, проведенной Атурпатом Михраспанданом), а с Кайанидов, что позволило в дальнейшем слить в один свод царские исторические анналы и легендарную зороастрийскую историю
- Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: Наука, 1987. 295 с. — стр. 153—154.
- Michael G. Morony, Iraq After the Muslim Conquest,Gorgias Press LLC, 2005. pp 39-40. Excerpt: Yazdegerd I (399—420) was the monarch represented with a crescent moon on the front of his crown.
- W.Trembicky, Flags of Non-Russian peoples under Soviet Rule, The Flag Bulletin, VIII:3, Lexington, 1969, P.121
- Центральный Государственный архив Республики Узбекистан, ф. Р-47, оп.1, д.1, л.248
- Центральный Государственный архив Республики Узбекистан, ф. Р-47, оп.1, д.186, л.26 (оборот)
- ↑
Описание
Современный флаг Республики Таджикистан — это полотнище прямоугольной формы, имеющее пропорции сторон соотносящиеся как 1 к 2 и разделенное на три горизонтальные полосы. Цветовая гамма нынешнего флага та же, что и в советский период — красно-бело-зеленые цвета. Полосы красного (вверху) и зеленого (внизу) цветов по ширине одинаковы и равны 2/7 ширины символа, а белая, что находится в середине, в 1,5 раза шире них, то есть 3/7.
В центральной части флага в белом секторе представлена корона золотистого цвета, поверх которой изображены семь пятиконечных звезд в форме полукруга. Корона по высоте равна 4/5 ширины белой части, а ее длина совпадает с шириной средней полосы. Окружности, в которые условно вписываются нарисованные звезды можно обвести диаметром 3/20 ширины белого сектора, а радиус дуги их расположения — 1/2 ширины средней полосы.
Трактовка деталей
По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».
В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.
Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.
Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.
По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.
Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда). Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.
Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.
21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.
Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.
Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.
Описание[править | править код]
Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венком, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венок перевит трёхполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке.
Объемное изображение герба на аверсе памятной монеты Таджикистана 2011 года.
Кроме чёрно-белого и цветного изображений герба Таджикистана официальным является и так называемое объёмное изображение герба (цвета герба представлены как градиентные).
Ва боз…
Амали қонун ба шахсоне, ки то мавриди амал қарор гирифтани он ҷиноят содир намудаанд ё аз ҷониби мақомоти бозпурсӣ ва тафтишоти пешакӣ ба ҷавобагрии ҷиноятӣ ҷалб шудаанд, татбиқ намешавад. Ё парвандаҳои ҷиноятӣ, ки дар баррасии судҳо қарор доранд ё дар судҳо баррасӣ нашудаанд ё аз ҷониби судҳо маҳкум шудаанд. Инчунин нисбати шахсоне, ки аз ҷониби судҳои давлатҳои хориҷӣ маҳкум шуда, барои адои минбаъдаи ҷазо ба Тоҷикистон истирдод шудаанд.
Татбиқи қонуни мазкур доғи судиро аз байн намебарад ва шахсони авфшуда аз ҷазои иловагӣ ва барқарор кардани ҷуброни моддии бар асари содир намудани ҷиноят расонида озод карда намешаванд.
Лутфан, хабари муҳим, суол ва аксу видеоҳои ҷолибро дар бораи масоили ҳалталаби ҷомеа ба Asia-Plus тариқи Viber, Telegram, Whatsapp, Imo бо рақами +992 93 792 42 45 фиристед.
Дар Telegram, , Instagram, Viber, , OK ва Google Новости бо мо бимонед.
Трактовка деталей[править | править код]
По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».
В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.
Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.
Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.
По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.
Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда). Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.
Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.
21 солнечный луч — три раза повторённые группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.
Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.
Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.
Описание[править | править код]
Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венком, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венок перевит трёхполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке.
Объемное изображение герба на аверсе памятной монеты Таджикистана 2011 года.
Кроме чёрно-белого и цветного изображений герба Таджикистана официальным является и так называемое объёмное изображение герба (цвета герба представлены как градиентные).