Богоявленский собор в елохове: история, расположение, иконы

История названия

По московскому преданию еще в XIV столетии был густой ольховый лес и протекали речка Ольховка и Ольховец Ручей (сейчас заключенный в трубы). Как сказано в словаре Даля, название ольха и елох имеют один корень. Очевидно, это и дало название селу Елох, расположившемуся невдалеке от леса, известное еще со времени правления Димитрия Донского.

Знаменито тем, что здесь в 1469 году родился и прожил долгие 83 года Василий Блаженный, человек, который не боялся обличать даже Ивана Грозного, указывая на жестокость правителя. Проводили в последний путь святого с почестями, похоронили у Троицкой церкви на Красной площади, которую с тех пор получило имя Василия Блаженного.

Собор во времена Великой Отечественной войны

В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.

Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.


Иконостас Богоявленского кафедрального собора

После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.

В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.

Гостиницы около Елоховского собора

Гостиница Мандарин Москва

Удалённость отеля: 0.6 км

Как добраться от гостиницы Мандарин Москва до Елоховского собора

Гостиница Мандарин находится в пешей доступности от Елоховского собора. И добраться от отеля до храма очень просто: для этого достаточно свернуть с Ольховской улицы на Нижнюю Красносельскую улицу и идти вдоль неё в сторону увеличения нумерации домов, пока не окажетесь рядом с Богоявленским собором. Весь маршрут займёт не более 10 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>

Гостиница Юджин

Удалённость отеля: 0.6 км

Как добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора

Чтобы добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора, придётся пройти пешком около 10 минут. Маршрут движения простой: улица Фридриха Энгелся – Ладожская улица – Бауманская улица до станции метро Бауманская. От станции метро Бауманская следует воспользоваться переходом к храму по закрытой галерее, которая уже не раз упоминалась в описании выше.Подробная информация о гостинице и цены >>

Гостиница Лефортово

Удалённость отеля: 2.0 км

Как добраться от гостиницы Лефортово до Елоховского собора

Гостиница Лефортово относительно Елоховского собора находится на достаточном удалении. Однако большим подспорьем на пути в храм для постояльцев отеля Лефортово является трамвай. Рядом с гостиницей на Красноказарменной улице находится остановка общественного транспорта, на которой останавливаются:

  • автобус: 425
  • трамвай: 37, 45, 50

На любом из перечисленных маршрутных транспортных средств можно доехать до остановки «Метро Бауманская». От которой, как Вы уже знаете, можно за несколько минут по крытой галерее дойти прямо до храма. Весь описанный путь займёт около 20 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>

Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески

Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.

В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:

  • Главный престол – в честь Богоявления.
  • Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
  • Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.

Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».

А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.

Интересные факты и загадки в истории собора

Богоявленский собор тесно связан с именем А.С. Пушкина. В его стенах в 1799 г. крестили новорожденного Александра. А на его 100 л. юбилей митрополит Московский, ныне священный мученик Владимир, провел Панихиду по усопшему поэту. На этой службе присутствовал московский генерал-губернатор с супругой.

А в 1991 г. в церкви установили мемориал А.С. Пушкину, упомянув о его крещении в Богоявленском храме. Часто богослужения в Елоховской церкви проводил Патриарх Тихон, но в назначенное время – 7.04.1925 г. – оно не состоялось. Тихон неожиданно скончался.

Прихожане потребовали отменить решение, собрали 5000 подписей и храм был сохранен. Неоднократно делались попытки переделать или закрыть церковь, но она выстояла. Собирались организовать здесь книгохранилище, кинотеатр, музей, казарму, но каждый раз прихожане рьяно отстаивали ее. Даже во время репрессий они не боялись ставить подписи и полные данные о себе, ради сохранения храма.

Закрытие, планируемое на 22.06.1941 г. не состоялось по причине начавшейся войны. После обращения митрополита Сергия о защите нашего Отечества, власти оставили собор в покое.

Существует предание, что именно в приходе этого храма рожден Василий Блаженный, хотя первые данные о нем появились значительно позднее рождения юродивого. В 1990 г. при соборе создан храм для крещения имени Василия Блаженного. Во время строительства и реставрации собора, богослужения не прекращались тоже, их проводили в приделах храма.

История собора

Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.


Елоховский собор в Москве

Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.

В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.

По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.

И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.

А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.

Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.

О других храмах столицы:

  • Храм Воздвижения Креста Господня
  • Храм апостолов Петра и Павла
  • Храм святого Александра Невского

У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.

Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.


Елоховский собор, вид с южной стороны

То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.

Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.

Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны

Святыни храма

Много переживший собор сберег и приумножил свои святыни, благодаря неравнодушным прихожанам и сановникам Церкви.

По левую сторону от алтаря в Богоявленском соборе – список иконы Богоматери «Казанская». Предание хранит историю чудотворной иконы. После взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным 9-летней дочери стрельца Матрене Онучиной во сне явилась Богородица с просьбой сообщить архиепископу, чтобы из пепелища казанского Кремля достали ее икону.

Девочка взялась за лопату и сразу нашла у печи завернутый в сукно образ Пресвятой Богородицы, который оказался ясным, чистым и ярким, без следов пожарища. Архиепископ, узнав о чуде, совершил крестный ход к месту обретения лика и поместил его в церковь Николая Тульского, а потом в Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, больные, особенно слепые, исцелялись.

Казанская икона считалась покровительницей дома Романовых. После окончания войны 1812 года Кутузов приказал из трофейного серебра изготовить в подарок Божьей Матери «Казанская» иконостас.

Особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое чудо иконы состоялось в 1688 году. Сестра патриарха московского и всея Руси Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, однажды услышала голос, призывающий помолиться перед иконой «Всех скорбящих радость», заказав молебен с водоосвящением. Евфимия выполнила указанное свыше и исцелилась.

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила. В XVIII веке с помощью этой иконы был спасен от смерти, замерзая в снежной вьюге, крестьянин Федот Обухов.

Икона серафима Саровского с частицей мощей и облачением святого пустынника хранится в главном приделе Богоявленского собора. Считается, что при жизни святому были открыты и прошлое, и будущее любого человека. Он знал мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи.

Мощи митрополита Московского и всея Руси Алексия, которого почитают как великого молитвенника за русскую землю. Мощи хранятся в раке из бронзового сплава. На внутренней стороне крышки – шитое изображение святителя, над ракой – резная деревянная сень.

Другие святыни Богоявленского храма в Елохове:

  • Частица древа Животворящего Креста Господня.
  • Десница апостола Андрея Первозванного.
  • Глава святителя Иоанна Златоуста.
  • Частица мощей Николая Чудотворца.
  • Частица мощей святого Петра.
  • Вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память о короновании Николая II и его супруги Александры Федоровны.

Настоятели

  • Стефан, брат прп. Сергия Радонежского
  • Прохор (1455 — 1471)
  • Арсений (ок. 1460)
  • Антоний (1467)
  • Киприан (1482)
  • Трифон (Дубина) (? — 14 июля 1499)
  • Герасим Поповка (1503)
  • Нил Грек (упом. 1506 — 24 августа 1509)
  • Геннадий (1510 — 1512)
  • Феофил (1525 — 1532)
  • Киприан (1542 — 30 января 1547)
  • Исаакий (1548)
  • Антоний (1551)
  • Варлаам (1554 — 1655)
  • Феодосий (1557 — 1566)
  • Герман (1567 — 1568)
  • Феодосий (1571 — 1572)
  • Авраамий (1576 — 1581)
  • Досифей (1581)
  • Сильвестр (1584)
  • Иосиф (1589 — 1596)
  • Иов (1598 — 1604)
  • Симон (1613 — 1616)
  • Боголеп (1618 — 1619)
  • Иосиф (июль — октябрь 1620)
  • Илия (1621 — 1631)
  • Варлаам (7 октября 1634 — 1635)
  • Гурий (? — апрель 1638)
  • Иона (1638 — 24 декабря 1642)
  • Пафнутий 1643 — 1645)
  • Ферапонт (1645 — 1648)
  • Корнилий (1649 — 13 января 1650)
  • Серапион (14 ноября 1651 — 1654)
  • Авраамий (1655 — 1656)
  • Киприан (1658 — 1660)
  • Пахомий (1660 — 1661)
  • Феодосий (1664 — 1665)
  • Герасим (1666 — 1668)
  • Гермоген (1668 — 1674)
  • Амвросий (1675 — 1685)
  • Никифор (1685 — 1698)
  • Евфимий (14 мая 1699 — 22 февраля 1706)
  • Геннадий (25 февраля 1706 — ?)
  • Митрофан (? — 1709)
  • Игнатий (Смола) (1709 — 1712)
  • Иакинф (7 сентября 1712 — 24 ноября 1732)
  • Герасим (5 февраля 1733 — 20 января 1752)
  • Иоасаф (20 января 1752 — 1758)
  • Афанасий (Берестович) (8 августа 1757)
  • Пахомий Поляница (Поленичка) (1759 — 1773)
  • Аввакум (Миланкович) (1773 — 26 апрель 1778)
  • Дамаскин (Семенов-Руднев) (15 апреля — май 1778)
  • Серапион (Александровский) (17 февраля 1779 — 1799 ?)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (1800 — 1801)
  • Августин (Виноградский) (июль 1801 — 1801)
  • Иринарх (январь — август 1802)
  • Моисей (Близнецов-Платонов) (10 октября 1802 — февраль 1804)
  • Ираклий (Евреинов) (1804 — 1811)
  • Гедеон (Фомин) (1811 — 23 декабря 1812)
  • Лаврентий (Бакшевский) (2 апреля 1813 — 26 июня 1816)
  • Авраам (Шумилин) (26 июня 1816 — 1817)
  • Аполлос (Алексеевский) (1817 — 1820)
  • Афанасий (Петриев) (1821 — 23 июня 1823)
  • Иннокентий (Платонов) 23 июля 1823 — 1828)
  • Никодим (Быстрицкий) (16 июня — 15 июля 1828)
  • Арсений (Нагибин) (19 февраля 1828 — 1837)
  • Филарет (Гумилевский) (9 марта 1837 — 1841)
  • Евсевий (Орлинский) (9 апреля 1842 — 1845)
  • Митрофан (Воронцов) (5 октября 1845 — 1850)
  • Иоанникий (Холуйский) (31 декабря 1850 — 10 августа 1859)
  • Иннокентий (Орлов) (7 августа 1859 — 3 июня 1863)
  • Игнатий (Рождественский) (25 октября 1863 — 1866)
  • Никодим (Белокуров) (10 марта 1867 — сентябрь 1873)
  • Игнатий (Рождественский) (1873 — 1878), еп. Можайский

Архитектор и внешняя отделка собора

По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.

Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.

В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.

Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.

Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.

История собора

Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.


Елоховский собор в Москве

Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.

В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.

По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.

И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.

А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.

Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.

О других храмах столицы:

  • Храм Воздвижения Креста Господня
  • Храм апостолов Петра и Павла
  • Храм святого Александра Невского

У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.

Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.


Елоховский собор, вид с южной стороны

То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.

Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.

Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны

История собора

Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.

Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.

В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.

В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.

Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.


Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.

С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.

История

Храм Богоявления Господня величественно возвышается над застройками Китай-города, притягивая внимание своей нарядной архитектурой с колонками, балясинами и карнизами. Центральная апсида и восьмерик украшены крупными иконами

Святыня была построена как часть бывшего Богоявленского монастыря. Старейшая мужская обитель Москвы была основана, согласно монастырским актам, в 1296 году. Тогда были воздвигнуты кельи и первый храм из бревен в честь Богоявления Господня с приделом в честь Благовещения Девы Марии. Первым зданием монастыря из белого камня стал Богоявленский собор, построенный в 14-15 веках. В 1451 году на Московский посад пришла орда царевича Мазовши, которая сожгла большую часть построек, сильно пострадал и собор.

Уже восстановленный при Василии Втором, разросшийся при Иване Третьем, монастырь вновь пострадал от великого московского пожара в 1547 году. После похода крымского хана Давлет-Гирея на Москву, обитель была вновь отстроена уже Иваном Грозным. Особенно большие потери монастырь понес в Смутное время, поэтому, сразу с восхождением царя Михаила Федоровича на престол, приступают к восстановлению и обустройству обители. В 1624 году строится и новое каменное здание храма Богоявления.

Пожар, который случился в 1686 году, вновь уничтожил обитель. И вновь она была полностью восстановлена. На этот раз, архитектурный ансамбль монастыря был построен в стиле русского барокко. После того, как были добавлены новые кельи, с благословения владыки Адриана в 1692 году началось сооружение новой церкви. Среди тех, кто финансировал восстановление монастырского комплекса и храма, значатся члены семей князей Голицына и Долгорукова, и сама царица Наталья Кирилловна.

Нижняя церковь Богоявленского собора во имя иконы Казанской Богоматери освящалась зимой 1693 года, верхняя церковь — три года спустя в честь Богоявления Господня. Предел освятили в 1697 году в честь владыки Московского Алексия. Через 40 лет монастырские постройки были вновь повреждены в городском пожаре.

Восстанавливали обитель уже при игумене Герасиме, благодаря которому в 40-х годах 18 века, над воротами была построена церковь Бориса и Глеба со звонницей. Монастырскому комплексу все также покровительствовали князья Долгоруковы и Голицыны.

Через пять лет храм получил северный предел во имя Георгия Победоносца, а через семь лет — южный во имя Сподвижника Иакова. Кроме того, была добавлена звонница. В 1782 году церковные интерьеры были отреставрированы и украшена настенными росписями, новые части декорировали лепниной.

Особый расцвет для монастыря начался, когда с Афонского монастыря привезли мощи мученика Трифона, Пантелеимона и других святых, а также икона Божьей Матери. Ларь с мощами был установлен в соборном храме.

Возобновление служб

По словам прихожан, они ждали возобновления служб. «Последние месяцы я провела дома, когда узнала, что сегодня утром здесь пройдет служба, очень обрадовалась. Эти дни я молилась дома, но в храме, конечно, совершенно другая атмосфера <…> Очень непривычно находиться в храме в медицинской маске и перчатках, но это разумное требование, учитывая, что риск заразиться еще есть», — рассказала жительница Москвы Елена Афанасьева.

По словам работников, в ближайшие дни все службы будут начинаться в 8 утра и проходить в Преображенской церкви. По их окончании церковь для верующих будет закрываться.

Сам храм Христа Спасителя открыт ежедневно с 10 до 17 часов, но первые службы пройдут здесь в преддверии дня Святой Троицы (или Пятидесятницы). В субботу, 6 июня, пройдет Всенощное бдение, а непосредственно в день праздника, 7 июня, будет отслужена Божественная литургия. До этого момента прихожане смогут зайти в храм, купить и поставить свечи, а также подать записки о здравии и упокоении родных и близких.

«Все эти дни мы ждали сообщения о возобновлении служб и подготовились к этому событию — при необходимости будем раздавать маски и перчатки, на полу храма сделали яркую желтую разметку в виде квадратов, на которые необходимо будет ориентироваться, чтобы соблюсти рекомендуемое расстояние. Надеемся, что ситуация постепенно наладится и мы войдем в обычный риВо время службы, — а она началась сегодня рано, в 7:20, — было сложно оценить количество прихожан. Но их было больше сотни», — рассказал ТАСС священник (максимальная вместимость Елоховского собора — 3 тыс. чел.).

Работник храма, измеряющий температуру на входе, рассказал ТАСС, что рад возобновлению богослужений. По его словам, психологически вынужденную изоляцию духовенству было воспринимать сложно: священник «обязан служить, обязан помогать — а он не может этого делать».

Для клира собора, как сообщил один из священников, новость о его открытии, поступившая во время вечерней службы 1 июня, стала приятной неожиданностью, так как служить без прихожан духовенству было тяжело. Он отметил, что Елоховский собор никогда не закрывался, даже в советское время. Тем не менее в храме, по его словам, все было готово для того, чтобы принять верующих: во время службы сотрудники прихода раздавали средства индивидуальной защиты — перчатки и маски — прихожанам, у которых их не было, а на входе каждому входящему в собор измеряли температуру.

Елоховский собор стал первым в Москве, понесшим утрату из-за коронавируса: его настоятель протоиерей Александр Агейкин умер от вызванных инфекцией осложнений 21 апреля, а вскоре умер протодиакон Евгений Трофимов. Также переболел коронавирусной инфекцией один из клириков, который сообщил корреспонденту ТАСС, что отправляется сдавать кровь для переливания заразившимся, так как у него после выздоровления были обнаружены антитела.

Собор во времена Великой Отечественной войны

В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.

Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.


Иконостас Богоявленского кафедрального собора

После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.

В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector