Достопримечательности кронштадта
Содержание:
- Дерево желаний
- Кронштадтская крепость
- Никольский Морской собор
- Блог
- Музей истории Кронштадта
- Другие форты и сооружения
- Маршрут по достопримечательностям Кронштадта
- Факты о Кронштадте
- Владимирский собор
- Белый маяк
- Памятник адмиралу С.О. Макарову
- Как добраться до Кронштадта
- Форт «Великий Князь Константин»
- Что еще посмотреть?
- Музей-квартира Иоанна Кронштадтского
- Оборонительные форты Кронштадта
Дерево желаний
Этот остроумный памятник подарен горожанам к юбилею города. Он располагается рядом с Андреевским садом. Древо, которое исполняет желания, отлито из чугуна. Оно имеет длинный нос и огромное ухо, которое слышит произносимые желания.
В верхней части кроны гнездо: дерево должно исполнять и приямые обязанности, давать приют птицам. А вокруг ствола кружат мудрые совы, каждая из которых тащит в когтях одно из желаний: любовь, здоровье, успех. За всей кутерьмой наблюдает маленький олененок.
Чтобы загаданное обязательно исполнилось, требуется взять пятирублевую монету, обернуть ее листком с написанным желанием, бросить в гнездо (попасть надо обязательно). Затем следует вскочить на олененка и схватить его за носик. Сотрудники Андреевского сада утверждают, что желания сбываются: иначе почему им так часто приходится очищать гнездо от монет?!
Кронштадтская крепость
Эта крепость славится тем, что никто и никогда так и не смог захватить ее. Для сооружения, призванного защищать Санкт-Петербург с моря, этот факт — реальный повод для гордости. Есть лишь несколько печальных моментов, связанных с Кронштадтом и первая же из них – это история создания. Потому что, начиная с момента закладки крепости в 1705 года по приказу Петра I и заканчивая моментом введения в строй последних сооружений, погибло огромное количество людей, изможденных тяжелейшим трудом и нечеловеческими условиями проживания. Но их смерть не была напрасной. Кронштадтская крепость, как и задумывал Петр Великий, навсегда преградила врагу дорогу к российским берегам.
Никольский Морской собор
Это монументальное здание — одна из самых интересных достопримечательностей Кронштадта. Определенно, приехать сюда стоит хотя бы ради одного только посещения этого собора. Признаюсь, ранее я никогда не бывал в столь грандиозных храмах.
Знакомство с Никольским Морским собором мы начинаем с Якорной площади. Почему она так называется, станет понятно чуть позже. Сам собор изначально строился с целью увековечить память моряков — офицеров флота. Собор строился 10 лет с 1903 по 1913 годы. Он настолько огромен, что в него одновременно вмещалось до 5000 прихожан.
В годы советской власти он был кинотеатром, клубом кронштадтской крепости и даже концертным залом. Некоторое время Морской собор был филиалом Центрального военно-морского музея. В настоящее время в нем идут службы, а на куполе воздвигнут православный крест.
Ценность собора в том, что по богатству отделки он не имел себе равных среди соборов того времени. Вот лишь некоторые фрагменты внешнего оформления:
Войдя внутрь поражаешься масштабом и красотой убранства:
По всему периметру стен первого яруса установлены мемориальные доски с фамилиями моряков и описанием их подвига. Вход в собор свободный. Для женщин на входе есть лоток с платками и кусками материала, заменяющими юбки. Это сейчас обычная практика. Я уже во многих местах видел такое.
В Морском соборе много икон и ковчегов с частицами мощей святых. Дважды в день идут службы. Время от времени формируются группы желающих подняться на колокольню.
Желая узнать побольше о соборе, а заодно обозреть окрестности с высоты 45 метров, я решил сделать пожертвование 200 рублей и тоже стал обладателем синего билетика:
Именно там, на колокольне и произошел трагикомичный случай, упоминание о котором вынесено в заголовок статьи. Но давайте не будем торопиться и посмотрим, как вообще выглядит экскурсия на колокольню.
Блог
В Кронштадте вдохновение и прекрасная натура практически повсюду: уютные городские улочки и дворы, пейзажи береговой линии, стены фортов и множество маяков.
Мы много фотографируем, ищем интересные материалы и изучаем историю Кронштадта.
Здесь мы делимся с Вами Кронштадтом в фотографиях и путевых очерках о его морских и городских достопримечательностях.
Рубрика: Форты Кронштадта
Экспресс прогулка на квадрокоптере по фортам Кронштадта. К каждому форту небольшое описание и полезные ссылки для детального изучения.
Рубрика: Кронштадт
Актуальные маршруты 2021 года на карте, c ценами на проезд и рекомендациями от местного жителя.
Рубрика: Кронштадт
Холодный весенний закат над островом Котлин на высоте 150 метров.
Рубрика: Форты Кронштадта
Рубрика: Кронштадт
Рубрика: Форты Кронштадта
Загрузить ещё
Музей истории Кронштадта
- Дворец Республики — здание в Алма-Ате, предназначенное для проведения концертов, фестивалей и прочих культурных мероприятий
- Музей истории Кронштадта — музей в городе Кронштадт (Санкт-Петербург), экспозиция которого рассказывает о истории основания и развития города на острове Котлин
- Его экспозиции расположены на двух площадках — в помещении музея на Якорной площади, д. 2А, и в здании бывшей водонапорной башни первой половины XIX века
Если в серьез заинтересованы в изучении истории города Кронштадт, то этот музей просто находка. Работники музея бережно сохранили все то, что ежегодно добывают историки, водолазы и моряки на территории города и в финском заливе. Все история города, от образования до сегодняшнего дня как в открытой книге лежит перед вами в виде различных инсталляций и экспозиций. Также очень познавательно будет поучаствовать в одной из многих экскурсионных программ.
Другие форты и сооружения
Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:
- Форт № 1 («Южный»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
- Форт № 2 («Дзичканец»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
- Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.
Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.
Маяк на насыпном острове
Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты, которые защищают остров со стороны северного фарватера:
- Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский»), построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
- Форт «Обручев» («B», «Красноармейский»), построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
- 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов, в настоящее время заброшен.
- 2-й Северный форт (Батарея северная №2). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
- 3-й Северный форт (Батарея северная №3). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
- 4-й Северный форт («Зверев»). Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
- 5-й Северный форт (Батарея северная №5), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
- 6-й Северный форт (Батарея северная №6), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
- 7-й Северный форт (Батарея северная №7), построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.
О дамбе КАД и северных фортах Кронштадта можно также прочитать в статье «Кронштадт: Защитная дамба, форты и первое знакомство с городом».
3-й Северный форт, вид с дамбы
После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.
***
Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.
Водопропускное сооружение на защитной дамбеГавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островомСтворный знакГавани КронштадтаКорабли Балтийского флота ВМФ России в Средней гаваниКронштадтский морской заводКронштадтский морской заводМол и заброшенное здание в Военной гаваниАрсенал и пришвартованные корабли
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Маршрут по достопримечательностям Кронштадта
Есть как минимум два варианта провести день в Кронштадте — пройтись по историческому центру и исследовать остров Котлин или взять экскурсию с посещением некоторых фортов. Причем второй сценарий возможен только в период навигации. В зимние месяцы до ряда крепостей можно дойти пешком.
Составить первый маршрут довольно легко. Если вы прибыли из Санкт-Петербурга на маршрутке, то она доставит до Гостиного двора, откуда можно смело начинать прогулку: через Андреевский сквер, по Советской улице вдоль Обводного канала, затем по Синему мосту к Якорной площади, мимо собора, Летнего сада, до Петровского парка и Петровского дока, далее по Макаровской к Итальянскому пруду и Итальянскому дворцу. Если останется время, можно посетить Музей истории Кронштадта.
Вариантов морских экскурсий по кронштадтским фортам очень много: как с высадкой, так и без. Программы варьируются, поэтому о них нужно узнавать отдельно в экскурсионных бюро или у частных гидов. Чтобы добраться до фортов по воде самостоятельно, придется арендовать катер или лодку. В период, когда навигация закрыта (зима), можно осмотреть морские батареи и береговые укрепления или дойти до фортов пешком, но такой поход отнимает много времени и сил. Стоит также учесть, что иные форты до сих пор являются режимными объектами, как, например, форт «Петр I», и доступ на их территорию запрещен.
Читайте подробнее о фортах: Кроншлот, «Александр I», «Константин», «Милютин», «Петр I», «Риф», «Павел I», «Шанц», «Обручев».
Факты о Кронштадте
Форт Кроншлот
- Кронштадт — это город-крепость, расположенный в Финском заливе на острове Котлин.
- В допетровскую эпоху это место принадлежало Швеции, но в 1703 году, когда шведские корабли покинули остров, по распоряжению Петра Великого здесь для защиты Невской губы начал возводиться форт, получивший название Кроншлот. Это произошло 18 мая 1704 годасчитается официальной датой основания Кронштадта.
- Через 20 лет после этих событий Петр Первый заложил на этом месте новую крепость — Кронштадт (Коронный город). По его планам, она должна была включать в себя все жилые кварталы и портовые строения. Такое же название получил и город, находившийся на острове.
- За всю историю своего существования Кронштадт видел немало бедствий — это и сильнейший пожар 1764 года, и наводнение 1824 года, и восстания 1905 и 1921 годов, и авианалет войск Люфтваффе, в результате которого были уничтожены многие корабли, разрушены исторические постройки и Морской завод, и блокада.
- Начиная с послевоенных лет и вплоть до конца XX века Кронштадт был закрыт для простых людей — лишь в 1996 году его посещения стали возможными.
- Старая часть города Кронштадт внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Население Кронштадта — 44,4 тыс. человек.
- Расстояние до Санкт-Петербурга — 47 км (через КАД и Приморское шоссе), до Ломоносова — 24 км.
Владимирский собор
- Посещение музеев Гомеля позволит расширить кругозор и лучше понять культуру страны
- Истоки театра берут свое начало с любительской труппы, собранной приказчиком Богородско-Глуховской мануфактуры в первое десятилетие двадцатого века
- Владимирский собор вмещает до 3000 прихожан, высота его колокольни – 50 метров
Владимирский собор — это прекрасная и величественная постройка, которая также претерпевала множественные перестройки, после разрушения. Но не смотря ни на что собор все еще работает и часто собирает много людей, особенно в религиозные праздники. Сам собор выглядит довольно скромно, однако, заходя внутрь может перехватить дух от неописуемой красоты.
Белый маяк
Прогуляйтесь до Петровской пристани и пройдите вдоль Петровского канала по пирсу к Деревянному маяку. Отсюда открывается великолепный вид на Финский залив. На самом деле, это высокое строение является не маяком, а навигационным знаком Кронштадтского рейда. Он виден на расстоянии 30 километров от Кронштадта.
Это одно из самых любимых мест для фотосессий. Здесь можно встретить множество туристов и молодоженов.
Надеемся, вы еще не устали, ведь впереди завершающая, но одна из главных остановок нашего путешествия — Форт «Великий князь Константин». Приехать в Кронштадт и не посетить уникальные форты — это большое упущение, которое не позволит составить вам должного впечатления о городе.
От деревянного маяка вам нужно вернуться к Петровской пристани и пройти еще пару минут пешком. Бесплатные автобусы до форта «Константин» ездят от Зимней пристани (улица Макаровская, у пушек) каждый час с 13.00 до 19.00.
Памятник адмиралу С.О. Макарову
- Монумент — один из главных символов Кронштадта
- Ежегодно у подножия монумента принимают присягу молодые моряки
- Левой рукой Макаров показывает курс корабля
Памятник установили в 1913 году, вскоре после гибели флотоводца. В казне денег не было, поэтому собирались пожертвования. В частности был пожертвован кусок гранита, который по предписаниям, нельзя было изменять. Поэтому скульптору пришлось постараться и создать памятник согласно требованиям.
В итого получился кусок скалы, на котором стоит изваяние вице-адмирала Макарова, а снизу три барельефа. Один из них изображает гибель «Петропавловска», другой – «Ермак» во льдах, а третий – подвиг Макарова во время поджога турецкого корабля.
Расположен памятник напротив Морского Никольского собора на Якорной площади. После установки памятника, мост, находящийся за ним, стали называть макаровским.
Как добраться до Кронштадта
На машине
Пока не была построена кольцевая автодорога, добирались до острова на рейсовых судах. Сейчас туристы и жители Кронштадта пользуются автомобильным транспортом.
Южный и северный берега находятся от острова примерно на одинаковом расстоянии. Часть пути придётся проделать по дамбе – одной из важнейших составляющих сооружения, призванных защищать Северную столицу от наводнений. Так как дамба пересекает Финский залив, проезд по ней обещает показаться нескучным занятием. Если вам ещё никогда не доводилось добираться до острова Котлин на авто, обязательно это сделайте. Не пожалеете!
Дорога в Кронштадт. Кольцевая
Дорога по дамбе через Финский залив
У многих проезжающих по дамбе возникает желание остановиться, чтобы полюбоваться видами залива. Правда, такое решение опрометчиво. Ведь оно сопряжено с опасностью для других участников дорожного движения. Поэтому подобные действия запрещены ПДД.
Кронштадт город небольшой и независимо от того, где вы припаркуете автомобиль, расстояние до основных достопримечательностей будет незначительным. На мой взгляд, наиболее удобное начать осмотр достопримечательностей Кронштадта припарковавшись на Макаровской улица. Только будьте внимательны, в некоторых местах на этой улице парковка запрещена. В целом проблем с парковкой автомобиля в Кронштадте у вас не возникнет.
Макаровская улица удобное место для начала осмотра достопримечательностей. Если на ней не будет свободного места, то можно припарковаться на соседних улицах
По 5 балльной шкале, доступность мест для парковки автомобиля на улицах Кронштадта я оцениваю на 5. Учитывая, что общественным транспортом до Кронштадта добираться долго, машина является оптимальным способом для поездки на остров Котлин.
Общественным транспортом
Некоторые в силу обстоятельств предпочитают добираться до Кронштадта не на своей машине, а общественным транспортом.
Автобус в Кронштадт
В этом случае следует ориентироваться на станции метро «Чёрная речка», «Гражданский проспект», «Старая деревня».
- От станции «Старая деревня» с интервалом от 5 до 20 минут ходит автобус (№ 101). Если вы не попали в час пик, то в непосредственной близости от Гостиного двора (центр Кронштадта) окажетесь примерно за час.
- От станции «Гражданский проспект» с интервалом от 15 до 30 минут курсирует маршрутное такси (К407). На дорогу придётся затратить около часа.
- Прибывших на станцию «Чёрная речка» развозит маршрутка под номером К405 (интервал от 15 до 20 минут). Добраться можно за 50 минут.
Форт «Великий Князь Константин»
Форт «Великий Князь Константин» внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня крепость утратила стратегическое значение, но привлекает туристов сохранившимися фортификационными сооружениями. Место расположения форта идеально перекрывает фарватер. И когда в 1808 году стал вероятен конфликт с Англией, здесь установили батарею из 45 орудий. Но наводнение 1824 года смыло пушки, поэтому было начато строительство сооружений из камня.
Название крепость получила в 1834 году: император Николай I повелел присвоить форту имя своего сына Константина. К середине 50-х годов 10 века сооружение стало абсолютно неприступным: его пушки имели оптические прицелы, скорость перезарядки было минимальна.
Доты были спланированы таким образом, что стрельба могла вестись даже при проникновении противника внутрь форта. Во время первой мировой войны, октябрьского переворота и гражданской войны крепость в боях практически не участвовала.
Но в Отечественную Войну гарнизон держал оборону против фашистов, используя доты, устроенные более 100 лет назад! В 60-е годы ХХ века форт был разоружен и разграблен. Постройки начали разрушаться. Но в начале 21 века его передали частной компании, которая отреставрировала уцелевшие помещения. Теперь здесь проводятся экскурсии, работает яхт-клуб. Владельцы делают все, чтобы сохранить это чудо военной инженерной мысли для потомков.
Что еще посмотреть?
Кирха Святого Николая
Кирха Святого Николая была лютеранской церковью, построенной в Кронштадте в 1865-68 годах. В приходе числились эстонцы, финны и шведы. Однако численность лютеран непрерывно и очень сильно сокращалось из-за массовой миграции. И сейчас кирху можно увидеть лишь на старых фотографиях и открытках: в 1926 году ее закрыли, имущество передали в кронштадтский финансовый отдел, а само здание вскоре снесли.
Парки
-
Летний сад был создан самим императором Петром I. Парк располагается в городском историческом центре, близ Макаровского моста, перекинутого через Петровский док.
Его главная аллея много лет назад стала первой улицей Кронштадта, на ней некогда располагался домик императора с цветниками и липовой аллеей.
Здесь, в Летнем саду находятся памятники мичману Домашенко, кораблю «Опричник», гранитная плита, посвященная контр-адмиралу российского флота Джону Полу Джонсу, и «Дуб Макарова».
-
Петровский парк располагается близ Зимней пристани, где стоят корабли Балтийского флота и откуда начинались все русские кругосветные путешествия. Парк был разбит на месте бывшей Арсенальной площади, где некогда проводились парады и смотры, и которая в определенный момент пришла в запустение.
Губернатор Беллинсгаузен на свои деньги нанял рабочих, которые прорыли водосточные канавы и высадили поободранные губернатором саженцы. Этот сад было решено разбить на голландский манер и в центре установить памятник императору Петру I. Так появился Петровский парк, заслуживший звание исторического памятника.
-
Госпитальный сад появился на месте густого леса — и тоже благодаря стараниям адмирала Беллинсгаузена. После строительства здесь госпиталя, много внимания было уделено и озеленению. Здесь появились причудливые переплетения дорожек, и даже аптечный огород, где выращивали лекарственные травы.
Комплекс зданий разрастался: здесь появились бараки, пекарня, пивоварня (призванная лечить людей от цинги) и другие хозяйственные постройки, а также нехитрые спортивные площадки.
Позже была построена церковь-часовня Николая Чудотворца. Врачи сами ухаживали за садом, чтобы больные могли гулять здесь и быстрее выздоравливать. Сейчас в парке установлен памятник-обелиск Василию Исаеву, главному доктору госпиталя, который первым стал хлорировать воду.
-
Екатерининский сквер пролегает вдоль Советской улицы. Здесь можно увидеть памятники Нобелевскому лауреату Петру Капице по скверу, губернатору Кронштадта Беллинсгаузену, открывателю Антарктического материка.
Из парка открывается вид на здание Парусной мастерской и Пешеходный мост, на площадь Кирова (бывшую Осокину площадь) с памятником Сергею Кирову. Здесь, на Советской улице, стоят дома, в одном из которых родился поэт Николай Гумилев.
Путешествуем с комфортом на машине. Как? Ответ ищите в следующей статье.
Обводный канал
Обводный (в прошлом — Адмиралтейский) канал вместе с решеткой, идущей вдоль него, тоже является историческим памятником. Он начинается у Итальянского пруда и завершается в кронштадтской гавани, пролегая вдоль построек Адмиралтейства. Через него перекинуты несколько мостов (среди них и знаменитый Синий мост). Все они много лет назад были разводными, а сейчас в Кронштадте имеется лишь один разводной мост — Доковый.
На одной из стен канала находится памятник маленькой рыбке колюшке, благодаря которой в военное время жители Кронштадта смогли пережить блокаду.
Синий мост знаменит тем, что на одном из его устоев закреплен уровнемер, именуемый Кронштадтским футштоком. В павильоне-башенке неподалеку находится мареограф — специальный автоматический прибор-самописец, безостановочно регистрирующий уровень воды в Балтийском море. От нуля этого футштока измеряются все высоты весь бывший Советский Союз.
Вечный огонь
Вечный огонь был зажжён на кронштадтской Якорной площади не так давно — в 1984 года. Он располагается в середине памятника в виде пирамиды из четырех частей. Она была установлена вместо небольшого надгробия на братской могиле, где были захоронены моряки, погибшие в Февральской и Октябрьской революциях.
Также здесь покоятся останки солдат-сапёров, участвовавших в восстании 1906 года и других трагических революционных боях.
Кронштадт необходимо посетить тем, кого манит военная и морская романтика, а также славные Петровские и Екатерининские времена. Город полон достопримечательностей, поэтому любая прогулка, по каким бы улицам она ни пролегала, будет познавательно и впечатляющей.
Обзорная экскурсия по городу в следующем видео:
published on
according to the materials
Запись
взята с сайта
.
Музей-квартира Иоанна Кронштадтского
- Чтобы попасть в саму квартиру, надо подняться на второй этаж
- Посадской находится дом, в котором более полувека жил протоиерей Иоанн Кронштадтский (1829-1908) — настоятель Андреевского собора
- Гостиная в мемориальной квартире Иоанна Кронштадтского
В городе Кронштадт жили и пребывали много великих людей, одна не о каждом можно подробно что-то узнать, кроме коротких заметок или всем известных историй. Но все же об одном из многих великих людей можно узнать очень много и даже больше. Средь обычных ничем непримечательных жилых зданий есть точно такой же обычный небольшой дом, в котором есть квартира, где жил важный религиозный деятель и священник Иоанн Кронштадтский.
Оборонительные форты Кронштадта
На сегодняшний день можно осмотреть около 20 сохранившихся фортов. В Кронштадте это одни из самых популярных экскурсионных объектов. Планируется строительство большого туристического кластера, включающего территорию некоторых фортов.
Форт «Кроншлот»
Фортификационный памятник XVIII века. Создан в 1704 году для защиты города от шведов и стал первой крепостью на территории будущего Кронштадта. Форт принимал неоднократное участие в боевых действиях. К 1896 году его оборонное значение снизилось и форт стали использовать для хранения боеприпасов, позже основали здесь военные казармы. В настоящий момент продолжает является режимным объектом, осмотреть его можно только снаружи.
Форт «Александр I»
Считается самым экстравагантным фортом Кронштадта. Летом в него можно попасть на морской прогулке, зимой – просто дойти пешком по льду. Проект строительства утвержден в 1836 году, открытие его состоялось через 9 лет при участии Николая I. Овальный форт своим видом напоминает знаменитый французский форт Байяр. Размеры его – 90*60 метров. Он может вместить 1000 солдат, на его вооружении было 103 орудия.
Форт «Петр I»
Оборонительное сооружение построено в 1720-ых годах для защиты Купеческой гавани. Расположен форт в 800 метрах от форта «Александр I», осмотреть его можно на водной прогулке. В 1824 году деревянный форт сильно пострадал от наводнения и его перестроили в камне. Свои функции выполняет до сих порт – форт является базой хранения арсенала ВМФ. В начале XVIII века в распоряжении форта было 106 орудий.
Форт «Павел I»
Заброшенный форт, от которого сохранились лишь часть стены и лестничная башня. Расположен в 2 км от форта «Кроншлот». Строительство форта завершили к 1801 году, тогда ему дали название «Рисбанк». На его вооружении было 66 пушек, а оборонная линия имела протяженность 44 метра. К 1854 году форт перестроили в камне, название изменили на «Павел I». Между ним и фортом «Александр I» протянули первую в мире минную линию из 106 мин.
Форт «Обручев»
Северный форт Кронштадта в 4 км от острова Котлин, основанный в 1896 году. Строительство завершилось к 1913 году. Уже в 1916 году состав гарнизона насчитывал 342 человека, а на вооружении было 30 орудий. Перед войной вооружение форта модернизировали. В послевоенное время форт забросили и постепенно он пришел в упадок. Осмотреть его можно во время теплоходной экскурсии в летние месяцы, а зимой – дойти пешком.
Форт «Тотлебен»
Строительство форта велось одновременно с его соседом – фортом «Обручев». Находится форт «Тотлебен» в 10 км от острова Котлин. Название ему присвоили в честь военного инженера Тотлебена, участвующего в строительстве Кронштадтской крепости. Общая протяженность стен форта составляет 700 метров, ширина – 50 метров. Команда форта имела численность 700 человек. Посещение форта возможно только с согласования с сотрудниками МЧС.