Чамские башни по нагар в нячанге

Советы туристам, приезжающим для осмотра Чамских святынь

— Для визита к святыням чампов оденьтесь в закрытые одежды. Перед входом в храм снимите обувь и головной убор.

— В двадцатых числах марта ежегодно у башен проводится красочный фестиваль. Вы можете стать свидетелем проведения настоящих буддистских и индуистских обрядов, увидеть воочию театрализованные представления на религиозную тематику.

— Конечно, есть здесь и сувенирный магазинчик.

— У всех на виду вьетнамка-ткачиха делает рюкзачки. За небольшую плату она проводит мастер-класс по ткацкому мастерству.

— Продаются здесь и, вылепленные «под старину», божки из глины.

— Еще одна вьетнамка творит чудеса из песка, создавая у всех на глазах песочные картины-сувениры.

— На территории расположения башен есть много мест, где можно посидеть, передохнуть, просто отвлечься от всего бренного.

— Немало здесь и точек для фотосессии.

— Среди недостатков отметим большое количество посетителей и малое количество мест для утоления голода.

— Если приехали к башням самостоятельно, без экскурсионной группы, то можете совместить визит к достопримечательности с посещением пагоды Лонг Шон, лежащего Будды. А можете и отправиться в СПА-комплекс Тхап Ба. Всего несколько минут езды от По Нагара — и вы возле горячих источников.

Ознакомившись с нашими статьями о Вьетнаме и его культуре, прислушавшись к нашим советам, путешествие к достопримечательностям страны не будет таким непонятным и пугающим.

Территория По Нагар

Тямские башни располагаются в довольно красивом месте: вокруг комплекса множество зелени, а территория выглядит ухоженной.

Для удобства туристов вьетнамцы предусмотрели практически все необходимые объекты инфраструктуры в непосредственной близости к По Нагар или и вовсе на территории комплекса: есть несколько кафе, где можно перекусить, туалеты, рынок с сувенирной продукцией, зона отдыха и даже небольшой пруд с лавочками.

Рядом с Чамскими башнями есть небольшой выставочный зал, где представлены экспонаты, относящиеся ко времени существования государства Чамов. Здесь вы можете посмотреть на древние одеяния чамов, увидеть священные и реликтовые объекты, а также несколько своеобразных скульптур (фаллос, женщины без головы и т.д.). Так как зал небольшой и довольно интересный, то не пожалейте 10-15 минут и загляните туда.

С площадки на холме, где располагаются Чамские башни, открывается очень красивый вид на Нячанг и реку, впадающую в море, а на огромном камне, что находится на территории комплекса и является излюбленным местом для фотографирования у посетителей, вы можете насладиться видами окрестностей и помедитировать, правда, только если туристов не много и вас не будут постоянно поторапливать.

День развлечений в парке Vinpearl

На одном из южных островов близ Нячанга, Хон-Че, находится «вьетнамский Диснейленд» — парк развлечений Vinpearl. Это луна-парк, аквапарк, океанариум и дельфинарий в одном флаконе.

Создатели сайта Nice Trips в восторге от Vinpearl:

На территории парка есть детская комната и даже детская спальня. Так что можно спокойно уложить своего малыша на дневной сон. К детям в парке Vinpearl вообще очень дружелюбны. Например, еду и напитки на территорию парка приносить нельзя. Исключение — детское питание.

В кассы Vinpearl собираются огромные очереди. На вы можете забронировать билеты в парк. Также их можно купить у водителя автобуса № 4 и в одном из отделений Русского информационного центра. Цена в любом случае одинаковая. В стоимость билета всегда входит проезд по канатной дороге, в одну или обе стороны.

Парк и канатная дорога работают с 08:00 до 21:00.

Авторы блога Nice Trips делятся подробным расписанием аттракционов и представлений в парке:

Самый популярный аттракцион Vinpearl — это электросани, или альпийские горки. Сначала минут 15 вас поднимают в гору, а затем вы сами спускаетесь по рельсам, при этом можете регулировать скорость специальным рычагом.

Главное — не садиться за китайцами. На них жалуются все путешественники. Китайцы едут очень медленно, что не даст насладиться скоростью. А некоторые вообще тормозят посреди маршрута, хотя это запрещено.

На популярный аттракцион скапливаются гигантские очереди. Автор сайта tripat.ru не советует долго валяться в кровати с утра, если собрались в Vinpearl:

А если вы не хотите планировать сложные маршруты на отдыхе, закажите экскурсию у наших партнеров:

Заключение

Если вы путешествуете с детьми, обязательно посетите парк Vinpearl. С маленьким ребенком 3-4 лет на острове развлечений скучновато, так как многие аттракционы для него запрещены. С таким малышом хотя бы раз съездите на пляж Доклет. Вот лучший аквапарк для него. Ну а для релакса выбирайте одну из грязелечебниц Нячанга.

История Чамских башен

Храмовый комплекс был построен в VII-XII столетиях. Первая башня По Нагар появилась на свет в конце VIII века во времена правления короля Чампы, она и стала современной визиткой всего храма.

Сегодня, как многие столетия назад, в этих башнях проходят различные ритуалы, культовые церемонии. За время своего существования Чамские башни подвергались пожарам, нашествиям других племен, разрушались в результате бунтов и пр.

Весь храмовый комплекс уничтожался, но благодаря местному населению, истово верующему в своих богов, По Нагар всякий раз восстанавливался. Однако раньше здесь было десять башен, а сегодня осталось только четыре.

История, архитектура, технологии

К настоящему моменту от исчезнувшего королевства Чампа осталось более двух десятков заметных строений. Это так называемые чамские башни. Всего их насчитывается более двух десятков. Башни расположены в прибрежных местностях от Дананга на севере до Фантхьета на юге. Возраст башен — от 400 до 1000 лет. В них явно видно влияние индийской архитектуры, а не китайской, как на севере Вьетнама. Чамские башни имели разное назначение: имиджевое, культовое, ритуальное.

Традиционно башни строились на квадратном фундаменте и увенчивались многоуровневой изогнутой крышей. Уголки основания крыши часто украшались каменными статуями волшебной птицы Гаруды, подпирающих крышу руками. Над окнами и дверными проемами возводились копьевидные заостренные арки, украшенные простыми резными узорами. Вершины башен украшались каменными рельефами, вырезанными с изображениями птиц и животных, основанными на религиозных убеждениях жителей Чампы.

Башни построены из красного кирпича. Его длина примерно в полтора раза больше современного, толщина примерно такая же, как у современного. Вместо известкового раствора при кладке использовалась смола одного из деревьев. В других случаях полуобожженные кирпичи смачивались водой, накладывались друг на друга, а затем слипались. Фундаментные блоки изготавливались методом прессования из пемзы, кирпичной крошки и песка.

В чамском городе Виджайя использовали комбинацию каменных и кирпичных элементов, в то время как в большинстве других сооружений Чампы использовались только кирпичи. Это предполагает некоторое влияние камбоджийского Ангкора. Это также указывает на относительно более широкую практику тяжёлого труда в Виджайе по сравнению с другими центрами власти Чампы, поскольку обработка камней для строительства была более трудоемкой, чем производство кирпичей.

После покорения Чампы Вьетнамом башни постепенно разрушались. Некоторые попытки их реставрации делались французской колониальной администрацией и южновьетнамским режимом. Во время вьетнамской войны некоторые исторические объекты пострадали при бомбардировках. После 2000 г. башни начали вновь понемногу реставрироваться. Власти Вьетнама вынашивают планы подать заявку на включение некоторых комплексов башен в культурное наследие человечества, которое определяет ЮНЕСКО. Один чамский исторический объект уже входит в него. Хотя это и не башня, а чамский храмовый комплекс под названием Святая земля Мишон, находящийся в районе Дананга.

Кроме реставраций проводятся изыскательские, а затем археологические работы. Многие башни с течением времени разрушились и их месторасположение неизвестно. Иногда случаются интересные находки. Например, в 2012 г. в местечке Фонгле (Phong Le) в 10 км от центра Дананга был обнаружен фундамент башни и много стеновых кирпичей. По их количеству был сделан вывод, что эта башня была, возможно, самой большой в королевстве Чампа. Предположительно, она была возведена в конце 10-го века н.э.

История Чамских (Тямских) башен

Чамские башни

Время возведения комплекса очень условно – точных фактов о строительстве нет. Даты определяют по летописям Королевства Чамов, а там сказано, что деревянные постройки возведены в 768-770 годах.

Археологи обнаружили древние каменные стелы с надписями. Часть записей удалось расшифровать, в частности, написано, что в 774 году на остров приплыли страшные и худые разбойники с черной кожей. Они разграбили сокровища храма, разбили реликвии, а само строение подожгли. Исследователи склоняются к тому, что «разбойники с черной кожей» прибыли с острова Ява или других островов Малайзии.

Именно с этого времени можно проследить весь путь жизни Чамских башен:

  1.     За разбойниками отправили королевский флот. Сам властитель Сатьяварман настиг грабителей, задал им в море жестокую трепку, но спасти то, что украли, все же не удалось – море поглотило священные ценности.
  2.     Храмовый комплекс сгорел, но народ не отчаивался. На собрании королевства решили восстановить объект, построить новые башни, но теперь из кирпича. Задумку воплотили в жизнь, и в итоге государство получило храм изумительной красоты и достаточной прочности.
  3.     Через полтора столетия в пору правления королем Индраварманом III отлили золотую статую богини Бхагавати. Богиня признана одним из воплощений Шивы – божества, наиболее близкого Понагар. Статую разместили в одной из башен, приносили ей жертвы и молились о благополучии.
  4.     Примерно в 950 году королевство пережило набег кхмеров. Храм снова разграбили, золотую статую богини увезли в неизвестном направлении.
  5.     Король Джая Индроаварман I решил не ставить больше золотых статуй, а изготовить каменное изображение Бхагавати. Скульпторы выполнили повеление правителя и установили статую в 965 году. Именно эта статуя сохранилась до наших дней.
  6.     Культ богини По Нагар впервые появился в XII веке. Покровительницу земледельцев почитали как богиню-мать, приносили ей жертвы и проводили торжества, фестивали.

В 1979 году Министерство культуры Вьетнама признало Чамские башни По Нагар исторической реликвией национального масштаба

Теперь реставрация объекта приняла важное и первостепенное значение, работы ведутся по сей день

Богиня Янг Ино По Нагар

Богиня Янг Ино По Нагар

Культ богини-матери ввели чамы. Легенды гласят, что подобно греческой Афродите, Понагар рождена из пены и облаков. На сушу прекрасная «мать чамов» ступила у горы, на которой возвышаются башни. Богиня шла по земле, а в следах, оставленных ступнями, вырастал рис. Так земледельцы получили семена растения и навыки выращивания культуры.

Понагар научила чамов возделывать землю, дала знания о выращивании многих культур, их обработке и приготовлении еды

Благодетельница чамов дала им понимание важности религии, с благодарностью принимала бескровные жертвы и подношения. Забота Понагар простиралась далеко за пределы земледелия, богиню-мать просили о здоровье, благополучии, удачном браке и, конечно, плодородии

После прихода вьетнамцев в 1653 году культ Понагар сохранили, но завоеватели слегка трансформировали и переиначили легенды. Так, у вьетнамцев считают Понагар посланницей Нефритового Императора. При этом божеству оставили ее «миссию», ее также считают покровительницей земледельцев, просят о плодородии земли, урожае.

Современные историки нашли свидетельства древних толкователей. Они утверждают, что Понагар – воплощение Парвати. Но в этом случае Понагар – мать всех богов, то есть Шива в «женском обличии», олицетворение женского начала. Если следовать этим трактатам, Понагар (Парвати) дарует не только плодородие, но и «отвечает» за всю жизненную энергию людей, животных, растений.

Если храмы открыты с 6 утра, то можно приехать на осмотр в это время?

Почему комплекс закрывают так рано?

В какое время проводят фестиваль в марте?

В честь Парвати проводят большой и шумный фестиваль. Состоится он ежегодно в конце марта, собирает много людей, в том числе туристов. Религиозные представления, сценки, песни, ритуальные танцы – событие проходит весело, и наблюдать его можно каждый день в течение всего фестиваля у подножия Чамских башен.

Чамская башня По Клонг Гарай

Рекомендовать место

Название свое он получил в честь короля По Клонг Гарая. Говорят, что По Клонг Гарай родился в бедной семье и был пастухом. Но жизнь его сложилась так, что он стал правителем чамского народа, причем правителем мудрым, справедливым и любимым своими подданными. После смерти его провозгласили святым, духом-покровителем земледелия, и в честь него был выстроен храм.

Башни храма сложены из буро-красного кирпича, изготовленного из местной глины. Между собой кирпичи соединены не раствором, как можно было предположить, а уникальной клеевой смесью, изготовленной из растений. Главная башня комплекса предназначалась для молитвы и жертвоприношений. Вход в нее охраняет каменная статуя пса с оскаленной пастью, над входом — скульптура бога Шивы, внутри — отполированный до блеска жертвенник. Здесь же находится фаллический символ, олицетворяющий плодородие.

Храмовый комплекс По Клонг Гарай является действующим. Его посещают этнические чамы, чьи потомки до сих пор живут во Вьетнаме. Интересно, что молятся они, лежа на полу. Раз в году, осенью, в храме отмечают праздник Катэ. За день до начала праздника у подножья башни проходит торжественное шествие с подношениями на алтарь. Девушки в традиционных костюмах цвета индиго исполняют народные танцы с веерами под аккомпанемент барабанов и ударных инструментов. Красочная церемония, строго соответствующая древним обычаям чамов, ежегодно привлекает сюда большое число туристов.

Координаты: 11.60118500,108.94651300

Храмовый комплекс

Храмовый комплекс можно разделить на две отдельные территории: вход в храм вымощен кирпичом, по краям, словно молчаливые стражи красуются довольно высокие столбы, поднимаясь по мощеной лестнице мы попадаем во вторую половину храмового комплекса, башни которой выстроены по L-образному сечению. Стены башни выстроены из желтого кирпича, плотно прилегающего друг к другу. Со временем в результате жжения ароматических палочек, свечей, ломпадок кирпич стал местами черный, засмоленный. Опытный архитектор и строитель отметит тот факт, кто между кирпичей практически нет раствора, позволяющего крепко связать конструкцию. Как это не странно, но внутри самой башни нет ничего, она пустая, а вот ее внешняя половина щедро расписана многочисленными барельефами, колоннами и причудливыми гранями. Более детально и изящно расписаны верхние части конструкций и терракотовые статуи богини-матери Понагар, которая олицетворяет красоту, пение, танцы и покровительствует любому творческому началу.

Главная башня состоит из 4 этажей, на каждом из которых по 4 углам выстроены башни. Внутри можно полюбоваться на статую богини, высота которой равняется 2,6м. Статуя выполнена из черного гранита. Богиня сидит на троне, имитирующего священный цветок лотоса.

Простое созерцание всей этой красоты заставляет почувствовать себя частью древней истории. Хочется прикоснуться к стенам башен, закрыть глаза и очутиться в прошлом, чтобы воочию увидеть часть таинства богослужения богу Шиве и его жене — богине Понагар. Но истинными счастливчиками окажутся те, кто будет отдыхать во Вьетнаме в период с 20 по 23 марта, когда в храмовом комплексе будет проводится праздник в честь богини. Стараясь сохранить истоки древности, на празднике проводят театрализованные представления и настоящие индуистские обряды, приближенные киначальным. Очень диковинное и захватывающее зрелище! В начале праздника статую богини готовят к ритуалу, переодевают, затем подготавливают алтарь для богослужения. Во время переодевания снимают старые одежды, статую богини омывают ароматной водой, затем одевают в новый наряд. Этот ритуал подчеркивает неизбежность изменения всего мироздания, когда мать-природа, зарождаясь, умирает, чтобы вновь возродиться и принести новый богатый урожай.

После проведения всех ритуалов возле храмового комплекса начинается целое шоу-представление с огнем, музыкой, танцами, который невольно приковывают к себе взгляд туристов, заставляя проникнуться всеобщим веселым настроением и попытаться повторить некоторые телодвижения танцовщиц, завлекающих в поток мистического танца в стиле народностей чам.

История создания Тямскийх башен По Нагар

В далеком VIII веке тямпы, или чампы, (зависит от произношения) выстроили на месте разрушенного княжества Линьи свое государство. Со временем оно крепло и стало наиболее величественным в X столетии.Тогда и были возведены башни По Нагар – как святыня в честь индуистских богов. Данный комплекс принято считать «женским» храмом, так как во времена существования княжества его условно разделяли на мужское горное и женское прибрежное. Клан, размещенный близ современного Нячанга, поклонялся богине По Нагар, в честь ее и были названы башенные сооружения.
Сооружения были возведены в разное время и посвящались различным божествам, поэтому и внешний вид у них отличается. Но удивляет одно – кладка и украшения за все прошедшие века практически не разрушились, хотя самого государства уже давно нет.

Описание и туристические особенности башен

Древнее наследие Тямских князей поражает своей красотой и сейчас. Комплекс располагается практически в центре города, поэтому его посещают практически все посетители Нячанга, но благодаря платному входу здесь нет нищих и попрошаек, как это можно наблюдать в бесплатной пагоде Белого Будды. На территории бывшего святилища сохранилось лишь четыре башни из восьми.Красота места захватывает с первых минут – сразу при входе можно любоваться уникальным пейзажем из многочисленных красных колон и высокой крутой лестницы, ведущей к площадке у зданий. Подъем неплохо сохранился, но дабы ноги миллионов туристов не разрушали его поверхность, в обход комплекса была сделана более пологая лестница для посетителей. Площадку украшает древний алтарь, куда до сих пор местные жители приносят дары и где даже проводят ритуальные жертвоприношения, моля древних богов о милости.
Первая из башен – Северная, высотой более 28 м, ее местные называют Тхап Тинь, она посвящена главной богине По Нагар и богу Шиве, олицетворяющему Вселенную. В давние времена здесь размещался зал для медитаций, где верующие могли погрузиться в себя и найти смысл жизни. Вход сюда украшает огромная статуя богини, сидящей в позе лотоса и раскрывшей все десять рук.
К сожалению, до сегодня внутренне убранство не сохранилось, но уникальная атмосфера умиротворения и самопознания все же еще присутствует. Интересно данное строение и с архитектурной точки зрения, так как, невзирая на отсутствие склеивающих веществ, кладка остается такой же прочной, как и века назад.

Чем еще интересна достопримечательность

Иные башни посвящены богам Сандхаке, Кри Камбху и Ганеше, они отличаются по размеру и украшениям. Но во всех имеется одна общая черта – отлично сохранившаяся красная кладка из мелких кирпичей снаружи и насквозь прокопченные за века сжигания благовоний стены, изнутри покрытые черной гарью.
В некоторых местах поверхность стеновых поверхностей украшена древними письменами, которым уже более десяти веков. Но до сих пор воздух в башнях напоем ароматом ритуальных благовоний. Здесь всегда можно помолиться индуистским богам, обратиться к ним за помощью, просто погрузиться в эту особую атмосферу.
Кстати, По Нагар – это ныне действующий храм, поэтому все посетители должны соблюдать определенный дресс-код – прикрывать плечи и ноги, снять при входе в помещения шляпы и обувь. Для тех же, кто по незнанию пришел к святыне в неподобающей одежде, предлагается временно облачиться в специальные серые балахоны, которые выдают у входа бесплатно.
В конце марта на территории святыни ежегодно проводят двухдневный буддийский фестиваль, куда приходят посмотреть как местные жители, так и гости города. И это действительно является оригинальным зрелищем, позволяя воочию увидеть древние, порой непонятные обряды и театрализованные представления в честь богов. С площадки возле башен открывается отличный вид на город Нячанг. Любители же фотографий оценят многочисленные красивые деревья и древние статуи местных богов, раскиданные в округе комплекса.

Тямские башни По Нагар – это своеобразное напоминание о богатой и разнообразной истории края, о цивилизации, которая уже исчезла с лица земли, но оставила после себя удивительной красоты памятки архитектуры!

Архитектура

Храмовый комплекс По Нагар — трёхуровневый. На первом уровне сохранились колонны, алтарь и каменная лестница. С большой долей вероятности можно предположить, что здесь был торжественный зал, либо для приемов, либо для медитаций. На втором уровне — площадка, на которой верующие могли отдохнуть и приготовиться к проведению ритуалов. На третьем уровне расположены сами башни.

Анастасия Иванова

Древняя лестница, которая поднимается от колонн к Северной башне, закрыта для посещения. Наверх посетители поднимаются по современной лестнице, в обход колонн, и попадают сразу к Южной башне. С верхней площадки открываются великолепные виды на Нячанг, реку Кай, море и горы.

Ольга Квесисская

По некоторым сведениям, изначально комплекс состоял из десяти башен — каждая была посвящена отдельному божеству. Архитектура башен, их внешний вид, сильно отличалась друг от друга, так как они строились в разные времена, иногда с разницей в несколько веков. До наших дней сохранились только четыре башни, все они расположены рядом друг с другом.

Ольга Квесисская

Своё название архитектурный комплекс По Нагар получил в честь особо почитаемой древними чамами богини-матери По Нагар. Считалось, что именно она передала людям священные знания, обучила их земледелию и, в частности, выращиванию риса. Ей посвящена самая высокая Северная 28-ми метровая башня Тхап Чинь, построенная в 817 году королем чамов Хариварнамом I. Внутри башни на пьедестале находится главная статуя богини По Нагар, выполненная из черного гранита.

Алтарь богини По Нагар, Северная башня, Ольга Квесисская

Северо-западная, самая богато украшенная башня Тхап Тэй Бак, построена в X веке и посвящена божеству плодородия Кри Камбху. В этой башне во время реставрационных работ в XX веке был обнаружен тайник с драгоценностями. Центральная башня, Тхап Нам, высотой 12 метров, построенная в XII веке, посвящена богу Шиве. Из всех башен она является наименее украшенной. Южная башня Мьеу Донг Нам возведена в честь бога мудрости и благополучия Ганеши.

Константин Павлов

Внутри башен достаточно темно и тесно, дневной свет не проникает внутрь. Сооружены небольшие алтари, стены из кирпича — практически черные от дыма благовоний. Ощущение древности и соприкосновения с историей не покидает вошедшего ни на минуту. На территории храмового комплекса, рядом с Северной башней, есть выставочный зал, в котором можно увидеть несколько скульптур индуистских богов и экспозицию фотографий комплекса По Нагар до реставрации. Там же проводят небольшие музыкальные представления в традиционном стиле.

Владислав Кузнецов

За долгие века существования башни неоднократно подвергались всевозможным испытаниям: войнам, пожарам, разграблениям, набегам пиратов, стихийным бедствиям. Храмовый комплекс был неоднократно разрушен, но всегда местные жители, верящие в духовную силу этого места, восстанавливали его сооружения. Сегодня башни постоянно реставрируются и признаны национальным историческим достоянием государства.

Чамские башни сегодня

Местные жители, а также верующие люди со всего Вьетнама, считают это место священным, намоленным, поэтому часто приходят сюда в качестве паломников на различные буддистские и индуистские празднества, торжества и обряды.

Сохранился вход к храмовому комплексу, украшенный несколькими большими колоннами, но с целью его сохранения туристы и паломники приходят сюда по специальной лестнице, расположенной слева от главного входа.

Из всего комплекса сегодня осталось только 4 башни. Они были построены в течение пяти столетий, поэтому их архитектура и размеры сильно различается. Каждая башня посвящена отдельному божеству и предназначена для поклонения ему.

В течение столетий сюда приходили верующие, приносили дары и жертвоприношения, просили у своего бога, чтобы он даровал дождь, хороший урожай, доброго мужа или жену, ребенка, здоровье для родственников и пр.

Внутри каждой башни в небольших помещениях сохранились алтари с божествами. В воздухе всегда чувствуется запах благовоний, которые курятся здесь всякий раз при обращении к небесам и принесении жертв.

Внутри башни находится огромная каменная статуя принцессы высотой более 20 метров. У нее 10 рук и сидит она в позе лотоса. К этой статуе приходят паломники, приносят свои дары и просят богиню исполнить сокровенные желания.

Рядом с Северной башней располагается музей, где туристы могут узнать все об этом храмовом комплексе. Здесь можно найти гидов, которые владеют английским языком. Русскоязычного экскурсовода можно привезти с собой из города.

В марте каждого года в Чамских башнях проводится самое зрелищное буддистское торжество, которое длится два дня. В это время сюда приезжает множество местных жителей и туристов со всех концов света.

Наблюдая за великолепным зрелищем буддистского фестиваля, красочными обрядами этого действа, создается впечатление, что ты попал в древний мир Будды. Брахмы, Шивы, Вишну, Ганеши, Кали и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector