Большой каскад

ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКОГО НАСОСА

Неповторимый водный рисунок фонтанов, оказывается, дело рукотворное. Каждую струю в Петергофе настраивают индивидуально, с помощью вентилей. И так целый день, с поправкой на ветер, осадки и даже изменение температуры воздуха.

Особенно много хлопот с «Пирамидой». Она соткана из 505 водных струй, которые расположены на семи уровнях. Чтобы сохранить четкие геометрические очертания и пропорции, требуется высокое мастерство. Петергофские фонтаны сложнее версальских, говорит экскурсовод ГМЗ «Петергоф» Олег Ганцев: «В Версале есть фонтан «Обелиск», и Петр, восхищенный в свое время Версалем, решил прообразом нашей «Пирамиды» использовать фонтан «Обелиск», правда, улучшенный европейский образец. Версальский обелиск был трехгранный, а наша пирамида с учетом поправок императора стала четырехгранной пирамидой».

Без единого мотора вращается вокруг своей оси фонтан «Солнце» – в движение его также приводит только сила стихии.

120 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ

В летний сезон по утрам в Петергофе непривычно тихо: фонтаны молчат, на ночь их отключают. В 09:50 на площадку перед Большим каскадом поднимается Александр Корсаков. У него в руках приспособление, сваренное из двух отрезков труб. Здесь эту конструкцию называют ключом. Этим инструментом мастер поворачивает чугунный вентиль. В воздух одновременно взмывают тысячи струй.

За сутки здесь проливается около 8 миллионов литров воды.Но прежде чем вырваться на волю, она проделывает огромный путь.

Более чем в двух десятках километров отсюда, в Ленинградской области, на Ропшинских высотах – бьют ключи. В 20-е годы XVIII века специальная экспедиция обнаружила тут пруд с очень холодной водой, которая даже летом не нагревается выше +5 градусов.

Водоем в деревне Глядино стал источником всей водоподводящей системы фонтанов. По сути инженеры того времени воспользовались уникальным рельефом местности и законами физики. Ключи бьют на высоте более 120 метров над уровнем моря. А Петергоф расположен на высоте 18 метров. Между ними под руководством Петра Первого были прорыты каналы и пруды, по которым вода самотеком устремилась вниз.

Водную стихию, правда, пришлось усмирить. Чтобы бурный поток не сбил с ног фонтанную скульптуру и не смыл все на своем пути, в Вернем саду сделали несколько водоемов. В них по ночам набиралась вода. 300 лет спустя принцип не изменился.

Музей «Гроты Большого каскада»

Понятие «грот» пришло к нам из французского и итальянского языков, это слово означает популярный в эпоху барокко элемент украшения регулярного парка — искусственную пещеру. В Петергофе гроты – не просто красивые безделушки, а композиционный центр Большого каскада, уникальные сооружения, придающие ему неповторимый облик. Идея устройства грота в Большом каскаде Нижнего парка Петергофа принадлежит Петру I. Копия собственноручного рисунка царя, демонстрируемая посетителям музея, изображает дворец на вершине холма и искусственный водопад, или каскад фонтанов, у его подножия. Воплощали смелую идею Петра архитекторы Браунштейн, Леблон и Микетти в 1715-1721 гг. Архитектурный ансамбль петергофских гротов не претерпел значительных изменений с 1720-х годов, и знаменитые петровские фонтаны-шутихи все так же приводят в восторг детей и взрослых в летний сезон.

Верхний и Нижний грот

Архитектор Николо Микетти предложил Петру украсить каскад не одним, а двумя гротами – так появились Верхний грот и Нижний грот. Перед Нижним гротом Микетти установил фонтан, облик которого несколько раз корректировал Петр: это нынешний фонтан «Корзинка», который мы видим, выходя из грота в Нижний парк. Верхний грот меньше по размеру, поэтому существуют и другие названия: Большой и Малый грот. Оба грота изящно отделаны туфовым камнем песочного цвета, богато украшены мраморными и бронзовыми позолоченными статуями. По желанию Петра скульптура должна была чередоваться с вазами – царь контролировал все до мелочей в своем любимом Петергофе. Перед Верхним гротом устроена мраморная терраса, завершенная двумя золочеными фигурами Тритонов: лучшей площадки для фотосъемки Большого каскада в летний сезон просто нет. Нижний грот имеет фасад, обрамленный пятью изящными высокими арками, которые отделаны туфом и украшены золочеными маскаронами.

Особенности музея «Гроты Большого каскада»

Здесь посетители узнают интереснейший исторический контекст появления фонтанов в России и историю постройки фонтанного водовода в Петергофе.  Гроты являются сложным гидротехническим сооружением сами по себе: на их «плечах» стоить весь Большой каскад! Под сводами Верхнего грота проходят трубы, подводящие воду к фонтанам каскада – только в этом музее есть возможность их подробно рассмотреть своими глазами. Также здесь можно увидеть образцы труб трехсотлетней давности, разнообразный инструмент и форму мастеров фонтанной команды Петергофа девятнадцатого столетия. После исторического экскурса настает время немного повеселиться. Известна любовь Петра Великого к водяным забавам. Он непременно желал устроить их в гротах, но полностью все было реализовано уже после смерти Петра. В Большом гроте уставших от прогулки по парку гостей ждал стол, накрытый вазами с фруктами и бокалами вина. Но как только гость протягивал руку, чтобы взять со стола угощение, из почти незаметных трубочек, спрятанных по периметру «стола», вырывались струи воды и обливали собравшихся. В планах Петра эта затея носила название «стол с брызганьем». Сконфуженные дамы и кавалеры стремились к аркам, выходящим из грота на террасу – но их приключения не заканчивались. На головы замешкавшихся гостей обрушивался настоящий водопад. Все прелестные фонтаны-шутихи восемнадцатого века демонстрируются каждому посетителю музейного комплекса «Гроты Большого каскада».

Описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Фонтаны Петергофа сегодня

Больше 150 фонтанов и каскадов в Нижнем парке — то, за чем ежегодно в бывшую императорскую резиденцию приезжают тысячи человек. Фонтаны — визитная карточка Петергофа и главное украшение роскошного дворцово-паркового ансамбля на берегу Финского залива.

«Самсон» и Большой каскад

Грандиозная водная феерия — первое, что видят гости Петергофа, войдя в Нижний парк. В Большом каскаде 64 фонтана, 225 скульптур и большой грот. Центральная фигура — Самсон, раздирающий пасть льва. Строительство этой фонтанной группы велось больше 20 лет по эскизам самого Петра I.

Каскад «Шахматная гора»

Каскад спускается со склона в восточной части Нижнего парка. Сливные ступени стилизованы под шахматную доску, а по обеим сторонам водного потока стоят статуи 10 античных богов.

Римские фонтаны

Роскошные Римские фонтаны находятся у подножья «Шахматной горы». Они — сама элегантность. Фонтаны выполнены в виде двухъярусных чаш из разноцветного мрамора, отделаны золотыми гирляндами, раковинами и венками, вода мощными струями бьёт вверх и срывается вниз уступами. Такие же фонтаны украшают площадь Святого Петра в Риме.

Каскад «Золотая гора»

Ещё одна «гора» находится в западной части парка, недалеко от дворца Марли. Скульптурная группа, расположенная вдоль ступеней, изображает героев древнегреческой трагедии. Сливные ступени отделаны позолотой, поэтому работающий каскад создаёт ощущение льющего со склона золота. Надо ли говорить, что в солнечную погоду «Золотая гора» просто бесподобна?

Фонтаны-шутихи

Любимая детская (и не только!) забава в Петергофе. Принцип работы основан на внезапности: водяные струи начинают бить неожиданно — и далеко не все гости могут выйти сухими из воды.

«Львиный каскад»

Монументальная фонтанная группа расположена на аллее, ведущей к Эрмитажу. 14 колонн из тёмного сердобольского гранита, 12 вазонов из белоснежного каррарского мрамора и бьющие вверх струи воды — великолепное зрелище! Каскад украшают два бронзовых льва, из пастей которых также льётся вода, и фигура нимфы Аганиппы.

Чаши — большие Французский и Итальянский фонтаны

Парные фонтаны «Чаши» установлены среди цветущих клумб и газонов по обе стороны от Самсона. В каждом круглом бассейне диаметром 25 метров — по большой мраморной чаше весом 17 тонн. Мощные струи фонтанов, поднимающиеся высоко вверх, гармонируют с Большим каскадом. Фонтаны названы в честь мастеров, которые их монтировали: с восточной стороны — Французский, а с западной — Итальянский.

Фонтан «Солнце»

Фонтан оформлен в виде позолоченной колонны и находится в центре водоёма в Нижнем саду. Струи воды, словно солнечные лучи, бьют из 187 отверстий, расположенных по кругу. Колонну в окружении дельфинов приводит в движение колесо.

Фонтан «Тритон»

Скульптура Тритона возле Оранжереи символизирует победу России над шведской морской эскадрой. Мощная струя воды бьёт на 8 метров вверх, вырываясь из пасти морского дьявола, с которым сражается Тритон. Завершают облик фонтанной группы черепахи, из которых также бьёт вода. Проект этого фонтана разработал Бартоломео Растрелли.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Парные фонтаны расположены на аллее, которая соединяет Морской канал и дворец Монплезир. Проект разработал Пётр I (первый фонтан открыли ещё при жизни царя). Мраморные фигуры установлены на постаментах в центре восьмигранных бассейнов, высота водных струй достигает 7 метров и превращается в крупные капли, красиво осыпаясь в бассейн.

Скульптуры

Огромный фонтанный комплекс строили для того, чтобы он символизировал мощь молодого Российского государства, достигшей своего пика во время правления Петра I. Кроме того, Большой каскад, как и многие другие фонтаны Петергофа, был призван прославить победу российской армии в многолетней и тяжелой Северной войне.

Такие амбициозные задачи было под силу решить только известным скульпторам, поэтому работу над оформлением каскада поручили итальянцу Бартоломео Карло Растрелли, французу Франсуа Вассу и немцу Иоганну Конраду Оснеру. Следует заметить, что ожидания российского императора полностью оправдались. Эти мастера с помощью выразительного языка пластики сумели в полной мере показать величие побед Петра I и злонамеренность его врагов.

Первоначально все скульптуры и барельефы были отлиты из свинца и покрыты слоем сусального золота. К концу XVIII столетия фонтанные статуи потеряли былой блеск и стали разрушаться, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1806 году скульптурное убранство полностью обновили.

Среди новых скульптур оказались копии произведений античных авторов и мастеров резца эпохи Возрождения. Кроме них, в фонтане появилось полтора десятка статуй, изготовленных отечественными скульпторами. Авторами работ для Большого каскада стали М. И. Козловский, И. П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. Ф. Щедрин и Ф. И. Шубин.

Одна из лестниц каскада

На протяжении долгой истории оформление фонтана несколько раз менялось, но оно никогда не нарушало первоначального замысла. Сегодня, как и почти три столетия назад, Большой каскад воспринимается великолепным триумфальным памятником эпохи Петра Великого.

В наши дни на самом известном фонтане Петергофа можно увидеть 37 статуй из бронзы, которые покрывает тонкий слой позолоты. На вертикальных частях сливных ступенях смонтировано 29 барельефов. А за пеленой стекающей воды проглядывают изображения героев известных греческих и римских мифов — Кентавра, Геракла, Нептуна, Зевса и Геры. В нишах Верхнего или Малого грота установлены мраморные бюсты, посвященные четырем временам года.

Помимо этого, в убранстве лестниц и гротов использованы 16 ваз, дельфины, львы, маскароны и лягушки. Всего в разных частях каскада можно увидеть 225 статуй и скульптурных украшений, отлитых из бронзы.

Вид Нижнего грота и фонтана «Корзинка»

Интересные факты о Большом гроте

Главная скульптура Большого каскада — Самсон, разрывающий пасть льву, символизирует победу России над Швецией. Образ библейского героя отражает дату главной битвы, принесшей победу русскому государству. Лев олицетворяет Швецию — именно это животное изображено на гербе страны. Кстати, за секунду фонтан расходует около 70 литров воды. 

Профессия смотрителя фонтанов стала одной из самых престижных после воздвижения Большого дворца и его парков. В ученики брали детей в возрасте 10 лет. Именно для них трубы были выкрашены в разные цвета. Главными обязанностями подмастерьев было устранение засоров и чистка внутренней поверхности труб.

Но к сожалению, за столь высокий статус приходилось платить собственным здоровьем. Постоянное нахождение в подземелье негативно сказывалось на зрении работников и даже приводило к его полной потере. К слову, трубы, проводящие воду, в XVIII веке изготавливались из дерева, поэтому следить за ними нужно было особо тщательно.

Ещё одним интересным фактом является то, что переняв западную моду на морскую тематику, многие мастера не имели представления о том, как выглядят некоторые обитатели водных стихий. Так, например, дельфины, которых особо любили изображать скульпторы, выглядели более похожими на волшебную рыбу-кита из сказки.

Побывать в Петергофе и не посетить гроты Большого каскада будет непростительной ошибкой. Ведь именно здесь находится сердце всех фонтанов паркового ансамбля.

Как были построены петергофские фонтаны

Возведение загородной резиденции в Петергофе началось в 1712 году, а через 3 года большое строительство затеяли в Стрельне. Петр хотел украсить парковый ансамбль нового дворца фонтанами или как их именовали в те времена «водными феериями». Однако, для того, чтобы фонтаны работали круглосуточно, инженеры должны были поднять воду до отметки в 10 м над уровнем моря. Окружающая Стрельну местность располагалась ниже этой отметки, и, если бы это произошло, территория оказалась затопленной.

Выход из непростой ситуации нашел гидротехник Бурхард Кристоф фон Мюнних, известный в России, как Христофор Антонович Миних. Он составил расчеты, доказал невозможность «водных феерий» в Стрельне и предложил перенести их в Петергоф, где природа сама позаботилась о подходящем ландшафте. Благодаря обильным родникам Ропшинских высот, фонтаны в Петергофе можно было сделать без использования насосов. Гидротехнические сооружения императорской резиденции возводили постепенно, и по своим масштабам они значительно превзошли версальские.

Общий вид на Аллею фонтанов и Морской канал с Большого каскада

Большой урон парку, его дворцам и фонтанам нанесла немецкая оккупация. В 1946 году заработали восстановленные фонтаны Нижнего парка, а спустя год забили струи фонтана «Самсон». Сегодня посетители могут любоваться на полторы сотни действующих фонтанов и четыре больших водных каскада.

Особенности Большого грота

Грот представляет собой нишу внутри земляного холма, длиной в 40 метров. Он был создан для укрепления горы, на которой находится Большой каскад и возвышается главный дворец.

По левую и правую сторону построены малые каскады, имеющие по семь ступеней, и шириною в восемь метров. Каждая ступень имеет богатое оформление в виде барельефов, кронштейнов, скульптур и ваз. В бассейне перед Нижним гротом также расположен фонтан. Он назван «Корзинка» благодаря особому расположению струй, напоминающему узор плетения корзин.

Ещё один фонтан расположен при выходе из грота и имеет вид ниспадающей водяной стены. Это так называемый фонтан-шутиха, который при приближении человека начинает работать. Вторая шутиха расположена внутри грота и называется «Столик». Петр I любил подшутить над своими гостями и просил угоститься фруктами из вазы, стоящей на столе. Как только доверчивый бедняга протягивал руку к плодам, в него тут же начинали стрелять струи воды из отверстий по периметру фонтана. Сегодня струи направлены в центр фонтана, так что посетителям нечего бояться.

Стены и потолок грота отделаны туфом, что создаёт атмосферу роскоши и романтики внутри пещеры. Освещали помещение до проведения в нем электричества стеклянные люки, расположенные на потолке. Наружные стены грота также покрыты камнем, но для поддержания водной тематики, некоторые участки оформлены морскими раковинами.

Нижний грот имеет множество скульптур. Они изображают богов и сказочных существ из античной мифологии. Вакх, Венера, Фавн и другие персонажи застыли в вечном безмолвии перед гостями Петергофа. Особый романтический настрой создаёт скульптура «Амур и Психея», как символ вечной любви и верности.

Все статуи являются точными копиями оригиналов, находящихся в музеях во всех концах света. Большинство скульптур изготовлены из красной меди методом гальванопластики и покрыты золотым напылением. Этот способ позволяет создавать полые статуи, которые легко перемещать из мастерской на постаменты.

Не меньше внимания заслуживают мраморные изображения времён года. Образы зимы и весны вышли из-под руки Пьетро Баратта, а лето и осень принадлежат неизвестному автору.

Путешествие по Нижнему гроту открывает неожиданные ракурсы на скульптуры и фонтаны Большого каскада. Сквозь арки можно подробно рассмотреть переплетающиеся струи «Корзинки», а пройдя чуть дальше, открывается великолепный обзор на статую Самсона.

В нижнем помещении находится система труб, подводящих воду к фонтанам

Если обратить внимание на стены и пол, можно увидеть отделку XVIII века. Также здесь представлены образцы труб, пролегавших под Большим каскадом в разные времена

Петров двор

Идея о создании загородной резиденции на берегу Балтийского моря возникла у Петра Великого в 1714 году. С присущей ему энергичностью царь не только контролировал возведение дворцов и фонтанов Петергофа, но и приложил руку к составлению планов, эскизов и чертежей. Менее чем через десять лет состоялось торжественное открытие «Петрова двора». Петергофский водовод был спроектирован инженером Василием Туволковым: на расстоянии в 49 километров расположено восемнадцать прудов вместимостью более миллиона кубометров воды. Система водоснабжения Петергофа отличается своей естественностью – никаких насосов или водонапорных сооружений не используется, зато применяется принцип сообщающихся сосудов благодаря разнице в уровнях расположения прудов и фонтанов. Вода поступает в фонтаны с Ропшинских высот.

За Большим каскадом, примыкавшим к Петергофскому дворцу (изначально двухэтажному), скрывались гроты с необычными фонтанами, работа которых заставала посетителей резиденции врасплох. «Шутихи» или «шутейные фонтаны» включались неожиданно: например, когда кто-то протягивал руку к блюду с фруктами на импровизированном столике или просто шел по тропинке. По рисункам Петра I в Нижнем парке построили также дворец Монплезир, в переводе с французского – «Мое удовольствие». Благозвучное название дано неслучайно: царь необыкновенно ценил время, проведенное во дворце. В покоях Монплезира до наших дней сохранились вещи, принадлежавшие Петру I: ночной колпак из фетровой ткани, кувшин, тазик для умывания и полотенце. Литературный критик XIX века Виссарион Белинский писал: «Монплезир – одна самых почитаемых реликвий отечественной истории».

После смерти Петра Великого для Петергофа настали трудные времена: противники реформ из московской знати увезли юного царя Петра II в Первопрестольную, и резиденция за несколько лет пришла в запустение. Лишь в 1730 году, когда трон заняла Анна Иоанновна, о Петергофе вспомнили вновь и продолжили его обустройство. Императрица обратилась к одному из самых известных отечественных архитекторов – Михаилу Земцову. В 1925 году искусствовед Владимир Курбатов так писал о его работе: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы». Дело Петра Великого продолжала и его дочь Елизавета Петровна, питавшая страсть к украшению новых дворцов. Придворный архитектор Ф.-Б. Растрелли, пик карьеры которого пришелся именно на елизаветинское правление, возвел новый корпус Монплезира, Большой дворец, а также составил проекты новых фонтанов. По инициативе Растрелли в Петергоф перевели более ста пятидесяти картин, приобретенных Петром I за границей. При Екатерине II границы Петергофа расширились и вышли за те пределы, которые определил для них первый российский император.

Фонтаны Верхнего сада

Фонтаны Квадратных прудов

Один из фонтанов Квадратных прудов в Верхнем саде Петергофа, украшенный статуей юного Аполлона. Создан в 1734 – 1738 годах скульптором Бартоломео Растрелли и фонтанным мастером Поль Суалем.

Два фонтана, расположенные в прямоугольных («квадратных») прудах напротив флигелей Большого Дворца. Восточный пруд украшен скульптурой Аполлона, западный – статуей Венеры Италийской.

В 1737 году западный пруд был украшен композицией «Купание Дианы», восточный – фигурами бога Алфея и нимфы Аретусы, окруженных дельфинами. Затем их украшали статуи «Весна» и «Лето» и лишь в ходе послевоенной реставрации Квадратные пруды приобрели свой нынешний облик.

Фонтан «Дубовый»

Фонтан «Дубовый». Создан в 1734 году архитекторами Иваном Бланком и Иваном Давыдовым, а также скульптором Джованни Росси.

Фонтан «Дубовый» представляет собой статую Амура, надевающего маску. Скульптура располагается на островке в виде морской звезды, каждый луч которой украшен дельфинами, выпускающими струйки воды.

Первоначально в центре композиции размещался золоченый дуб авторства Бартоломео Растрелли, но в середине XVIII века его перенесли в Нижний парк и использовали для создания фонтана-шутихи «Дубок». В Верхнем же саду в 1809 году установили скульптуру бога Амура, созданную Джованни Росси. Однако старое название фонтана почему-то решили оставить.

Фонтан «Нептун»

Фонтан «Нептун», 1799 год установки. Архитекторы Хуберт Риттер и Г. Швайгер, отливщик — В. Херольд.

Центральный фонтан Верхнего сада представляет собой статую Нептуна с короной и трезубцем, который возвышается над другими обитателями морских пучин: нимфами, дельфинами и всадниками на морских крылатых лошадях.

Первоначально композиция имела совершенно другой облик – установленная в 1737 году «Телега Нептуна» изображала повелителя морей на коляске. В конце XVIII столетия износившуюся фигуру заменили новой композицией, созданной в Нюрнберге еще в XVII столетии, но так и не нашедшей применения на родине.

Фонтан «Межеумный»

Межеумный фонтан Петергофа. Установлен в 1738 году. Архитекторы: Иван Бланк, Иван Давыдов, Иван Яковлев. Скульптор — Бартоломео Растрелли.

Фонтан располагается возле главного входа в Верхний сад и представляет собой бассейн с четырьмя фигурами дельфинов и скульптурой морского дракона по центру.

Устаревшее слово «межеумный» означает «неопределенный», что отражает историю неоднократной смены декора фонтана.

Первоначально в центре бассейна располагалась композиция «Андромеда», затем ее сменила скульптура «Стерлядки», далее – фонтанирующая ваза. С течением времени центр композиции менялся еще несколько раз, лишь в 1958 году советские скульптуры по рисункам восстановили первоначальный замысел архитектора Ивана Бланка и вернули в центр бассейна морское чудовище.

История

Создание фонтанного сооружения началось в 1721 году на месте Малого грота, построенного в 1716–1717 годах. Петр Первый приказал соорудить на месте грота Мраморный каскад наподобие Малого каскада, расположенного в резиденции французских королей в Марли.

Работы начались по чертежам Николы Микетти в 1721 году. По замыслу Петра, наверху композиции предполагалось установить Нептунову телегу с четырьмя лошадьми, из ртов которых вырываются потоки воды. Играющие тритоны и две трехэтажные полуразрушенные башни по сторонам должны были стать украшением фонтана.

В создании Мраморного каскада принимали участие архитекторы Иоганн Браунштейн и братья Бараттини, Михаил Земцов и Тимофей Усов. Водопровод был проложен фонтанным мастером Василием Туволковым.

Но планам Петра при его жизни не суждено было сбыться. После шести лет упорного труда из-за нехватки материалов и воды Мраморный каскад так и не был построен. Нептунову телегу, отлитую из свинца Б.К. Растрелли, установили в Верхнем парке.

В 1737 году строительство возобновилось по новому проекту, разработанному Михаилом Земцовым. Каскад украсили фигурами драконов, вырезанными из дерева, их крылья обшили холстом и раскрасили. Вода вырывается из пастей драконов и стекает по сливным плато, облицованным свинцовым покрытием. С тех пор каскад стал называться Драконовой горой.

По его сторонам установили мраморные скульптуры, выполненные итальянскими мастерами.

В 1769 году сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами и каскад стал называться Шахматной горой.

В 1875 году фигуры драконов были заменены на металлические.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector