Плюсы и минусы отдыха на августовском канале в гродно

Как добраться из Минска и Гродно

Расстояние от Минска до Августовского канала – 327 км. Удобнее всего добираться на личном автомобиле в направлении Воложин – Лида – Скидель. Время в дороге, примерно, составит 4 часа.

Но если такого нет в наличии, то общественным транспортом со станции Минск-Центральный (маршрутка, автобус, поезд) до Гродно, а далее на автобусе. К сожалению, прямого транспорта до Августовского канала из Гродно нет: доехать до него можно ежедневно автобусом Гродно – Немново, Гродно – Горячки, Гродно – Калеты, и сойти на остановке «Соничи» или «Августовский канал».

Часы работы канала: ежедневно с 8-00 до 22-00

Это был наш полный путеводитель по отдыху на Августовском канале. Надеемся, что вы решитесь туда отправиться и насладиться тишиной и красотой белорусской природы. обзор самых красивых рек и озер Беларуси. Хорошего отдыха!

Текст и фото автора: Дронина Инесса

Что посмотреть около канала

В ближайшем крупном населенном пункте, местечке Сопоцкин, сохранился католический храм XVIII века, неоготические часовни и самое старое еврейское кладбище в Беларуси — некоторые могилы датируются XIII веком.

Будет здесь интересно и любителям военной истории: около Августовского канала во время Первой мировой войны стоял фронт, и форты Гродненской крепости сохранились. Возле Августовского канала можно увидеть доты из укрепрайона Линии Молотова, которая проходила по границе только образованного СССР.

Одна из самых впечатляющих достопримечательностей, пожалуй, не только Гродненщины, но и всей Беларуси, — усадьба Воловичей в Святске. Она находится в 10 километрах от шлюза «Домбровка». Усадьба была построена в 1779 году по проекту  известного итальянского архитектора Джузеппе де Саке в стиле барокко.

Итальянский мастер спроектировал не только здание. Под его руководством создавали интерьер: располагали мебель, часы, камины, люстры, украшали стены лепниной.

Вокруг усадьбы был парк в английском стиле, а чуть поодаль — сад с редкими деревьями.

За более чем 200 лет существования усадьба сменила много хозяев. Во времена Советского союза здесь находился санаторий. В 2005 году санаторий прекратил работу, и усадьба начала разрушаться. К сожалению, реконструкция удивительного дворца пока что не началась.

Ещё один пункт культурной программы — усадьба Гурских в Радивилках, всего в 3 километрах от Августовского канала. Съездить туда стоит хотя бы ради каскада из пяти прудов, расположенных в естественной лощине.

Кому теплоход?

В будние дни прокат на «Домбровке» почти не востребован: лодки, катамараны, велосипеды, которые пользовались спросом, простаивают. Шлюз оживает на выходных, когда прибывают гродненцы.

Аренда лодки или катамарана стоит 10 рублей, велосипеда — 5 рублей в час. Есть карта с веломаршрутами — выбирай и катайся. Можно устроить пикник в беседках или под навесами (садовый домик стоит 3 рубля в час, навес с мангалом — 6 рублей).

Нет огромных очередей на теплоход «Неман», на котором любили плавать по каналу «безвизовые» туристы, приезжавшие автобусами. Можно свободно купить билет (8 рублей, дети до 5 лет бесплатно), главное — дождаться ещё с десяток желающих.

Есть где остановиться с палаткой. Поляна для кемпинга находится в начале деревни Рынковцы: надо повернуть налево и спуститься к каналу. Впрочем, мест для дикого отдыха хватает.

Международные фестивали и праздники на канале

Августовский канал расположен на границе трех стран: Беларуси, Польши и Литвы. Каждый год тут проводится много интересных мероприятий и фестивалей. Именно это и привлекает в этот край туристов со всего мира.

Ежегодно, в мае, проходит праздник народного творчества «Августовский канал приглашает друзей», на котором можно познакомиться ближе с белорусской культурой, овладеть разными ремеслами, отведать блюда национальной кухни.

А в конце лета, вблизи шлюза Домбровка, проходит фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов», куда съезжаются самобытные фольклорные коллективы, музыканты, мастера, представляющие свое национальное искусство. В этом году ПРООН в Беларуси провела велопробег (Bike4SDGs) в партнерстве с 17-ым фестивалем народного творчества.

500 участников из более чем 20 стран мира присоединились к велопробегу в поддержку развития туризма, продвижения здорового образа жизни, популяризации «зелёной» мобильности, инклюзивного общества и партнерства.

Участники раскрыли для себя туристический потенциал Августовского канала, проехав 18,5 км на велосипедах и 6 км на байдарках вдоль живописных исторических мест уникального гидротехнического сооружения XIX века.

Все гости смогли не только укрепить здоровье, узнать много интересного об истории и культуре региона, но и провели большую часть дня без автомобиля, что благоприятно для окружающей среды.

Традиционно к велопробегу присоединились люди с инвалидностью. Благодаря этой инициативе ООН, на маршрут вышли более 20 велосипедистов-колясочников, многие из которых успешно пересекли финишную линию в деревне Радзивилки. Остановочные пункты были организованы на территории местных агроусадеб, где велосипедисты могли отдохнуть и насладиться красотой местных пейзажей.

Туристическая жизнь Августовского канала Беларуси

Августовский канал приобрел новое значение в ХХ веке. Возведение происходило в красивых природных зонах, поэтому он стал одним из самых посещаемых объектов. В 1909 году вдоль русла впервые прошла смотровая поездка. Спустя немного времени, была проложена и конная тропа.

В конце XIX – начале ХХ века канал был дополнительно оборудован военными строениями, которые сыграли роковую роль в сохранности канала. За 1914-1918 гг. русло значительно пострадало.

В межвоенный период (1920-1939 гг.) канал вновь стал активно принимать туристов. Развитие получил туризм на байдарках, начали работу яхт-клубы, по каналу курсировали два колесных парохода. А на территории желоба Домбровка проводились «Праздники моря». Для удобства путешественников был напечатан путеводитель по Августовскому каналу.

Во время Великой Отечественной войны вдоль канала размещались военные доты, так называемая «линия Молотова», поэтому его конструкции подверглись частичным разрушениям, а один из шлюзов (Черток) был уничтожен полностью.

Часть (длина 22 км), протекающая в современной Беларуси, в 2004-2006 гг. была восстановлена. Инженеры смогли реставрировать русло, которым не пользовались с 1950-х гг. Также были восстановлены древние гидротехнические конструкции, подмытые или обрушенные части.

Августовский канал в Гродно сегодня

На сегодняшний день Августовский канал – это отличное место для любителей активного отдыха разного рода. Здесь есть пешеходные, водные и велосипедные трассы.

Экозона Беларуси «Гродненская пуща»

Августовский канал входит в состав ландшафтного заказника «Гродненская пуща», что привлекает тысячи туристов. «Гродненская пуща» – экозона Беларуси и всей Центральной Европы.

В центре заказника находится один из самых огромных европейских лесов – Августовская пуща. Площадь леса простирается через три современные страны: Беларусь, Литву и Польшу. Августовская пуща – претендент на биосферный резерват ЮНЕСКО.

Для путешественников Августовская пуща предлагает:

  • водные прогулки на катере или теплоходе — со шлюзованием и без;
    прокат лодок или катамаранов;
  • байдарочный туризм по каналу (сбор туристов в Гродно);
  • велосипедные трассы (предусмотрена специальная велодорожка), а также прогулки пешком;
  • мини-отель, места для отдыха и домики для смотрителей.

Памятные места и фото Августовского канала

Местность вдоль этого сооружения богата разнообразными историческими и архитектурными памятниками Беларуси.

В деревне Немново можно посетить древний домик, в котором проживал смотритель шлюза (построен в 1830 г.). В здании бывшей корчмы открыт музей, экспозиция которого насыщена старинными картами местности и чертежами по строительству канала. Здесь сохранились рукописные документы и фотографии, а также предметы быта XIX века.

В поселке Сопоцкин сохранилось несколько исторических памятников. Среди них часовни, древнее еврейское кладбище (1278 г.), костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича. Также в поселке расположена улица Иоанна Павла II – единственная в Беларуси.

Дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск

В деревне Святск возвышается дворцово-парковый ансамбль Воловичей, строительство которого проходило по проекту архитектора Джузеппе де Сакко (Италия). Существует легенда, что здесь обитает призрак дочери, которую отец заживо замуровал в дворцовую колонну – о, времена!

Деревня Радзивилки также богата памятниками истории, среди которых усадьба Друцких-Гурских, водная система XIX века и парк с уникальной растительностью.

Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы»

В непосредственной близости от канала расположены комплексы «Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы» и «Партизанский лагерь» – популярный среди туристов край.

История Августовского Канала

Удивительно, хоть Августовский канал и проходит по живописным местам, но первоначально был построен не для туризма, а по политико-экономическим причинам. Он стал первым искусственным водным путём в Европе и напрямую связал две большие реки — Вислу и Неман.

Сама идея создания канала родилась еще в 70-е годы 18 века, во времена правления короля Станислава Августа Понятовского. Однако строительство началась только в 19 веке, после введения Пруссией высоких пошлин на перевозку грузов через Балтийские порты. Инициатором же выступил министр финансов Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий, а разработкой проекта занимались военные инженеры во главе с Игнатием Прондзинским.

Проект Августовского канала одобрил император Александр І в 1824 году, а само строительство заняло около 15 лет. За это время было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов и 24 объекта для обслуживания канала.

Интересный факт: по тем временам стоимость сооружения Августовского канала обошлась в весьма солидную сумму 1,5 миллиона серебром.

Однако его история, в качестве важного транспортного пути для сплава древесины и товаров, была недолгой. В 1825 году соглашение с Пруссией урегулировало таможенные пошлины, а во второй половине ХIХ века развитие железных дорог сделало канал невостребованным для перевозок

Однако, протекая по живописным природным местам, Августовский канал стал пользоваться популярностью у туристов.

Интересный факт: в 1909 году вдоль русла состоялась первая пешая экскурсия,  а позже открылся первый конный маршрут.

Во время Первой мировой войны канал значительно пострадал, в том числе из-за оборонительных сооружений, возведенных здесь в конце ХІХ – начале ХХ вв.

В 1920 – 1939 годах Августовский канал вновь принимал путешественников: здесь курсировали два колесных парохода, развивался байдарочный туризм, работали яхт-клубы, а в районе шлюза Домбровка каждый год проходил популярный  «Праздник моря». Также в это время был издан первый туристический путеводитель по Августовскому каналу.

В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала, вдоль которого были построены оборонительные доты, значительно пострадали, а распределительный шлюз Черток и вовсе был разрушен.

В 2004 – 2006 годах белорусский участок канала, который составляет 22 км, отреставрировали. Специалисты восстановили русло, которое не использовалось с 1950-х годов, подмытые и обрушенные участки, старинные гидротехнические сооружения.

Шлюзы, деревянные колонны, разводные мосты, мемориальные таблички с именами инженеров-проектировщиков  – всё это реставрировалось вручную и сохранило аутентичный вид.

Катание на теплоходе

Если наблюдать за неспешно проплывающими за бортом пейзажами хочется без физической нагрузки, стоит воспользоваться услугами местного теплохода. Теплоход «Неман» в теплое время года работает практически ежедневно — его бронируют организованные группы и туроператоры, но в выходные есть несколько рейсов, на которые может попасть любой желающий. 

В 2017 году открытие водного сезона состоится 14 апреля, но для больших групп при отсутствии природных катаклизмов могут сделать исключение, ведь «Неман» уже готов к плаванию. Правда, есть небольшая особенность — точного расписания рейсов нет, поскольку очень часто теплоход забронирован организованными группами. Чтобы попасть на борт, нужно позвонить по номеру 8 044 555-36-40 и рассказать о своем желании. Вам сообщат, когда планируется ближайший свободный рейс или помогут присоединиться к туристической группе. Билет для взрослого стоит 8 рублей, а маленькие дети, не занимающие отдельного места, катаются бесплатно.

Интереснее всего попасть в рейс со шлюзованием — уникальный четырехкамерный шлюз в районе вышеупомянутой деревни позволяет за четыре этапа преодолеть почти десятиметровый перепад высоты, правда растянется это удовольствие на целый час.

История канала

Один из крупнейших европейских каналов появился в XIX веке, и на тот момент представлял торжество передовых технологий. Он соединил Неман и Вислу, начинаясь от Августова и почти доходя до Гродно. Для него было проложено 45 км. искусственного русла. Полная протяженность составляет 102 км. Средняя глубина русла составляет 2 м. Основная часть шлюзов и самого водного пути пролегает по территории Польши.

Августовский канал на карте Белоруссии идет в сторону Гродно, его протяженность не превышает 22 км. Через несколько лет наступит юбилей, в 2024 году исполнится ровно 200 лет с момента, когда было начато строительство. Оно длилось 15 лет, авторство проекта принадлежало Игнатию Протзинскому. После высочайшего одобрения императора Александра I на строительстве задействовали 7 тыс. рабочих. Уникальность канала в его рукотворном русле. Система включает:

  • 25 плотин;
  • 14 мостов;
  • 18 шлюзов;
  • 24 технических станции.

Стоимость сооружения превысила 1,5 млн. Пор нему сплавляли древесину, товары для экспорта. Августовский канал в Гродно быстро потерял транспортную ценность после начала развития железнодорожного сообщения. Гораздо выгоднее и безопаснее стало переправлять грузы по суше во вместительных вагонах. После этого началось развитие туристического направления.

Удивительные в своей первозданной красоте места, обилие птиц и животных, включая редкие виды, создало устойчивый интерес к путешествиям по каналу, пешеходным тропам вдоль его берега.

Начало туризма

Первые маршруты открылись в 1909 году, позже пешие прогулки сменились более удобными конными. Первая мировая война пощадила Августовский канал, повреждения были незначительными. После реставрации сооружений туризм стал развиваться с удвоенной силой. Прогулки по берегу дополнились круизами на колесных пароходах, открылись яхт-клубы, начали осваивать русло байдарки. Описание Августовского канала в Беларуси внесли в туристический путеводитель.

Вторая мировая война принесла огромные разрушения, по берегу проходила линия сопротивления, с того времени остались фрагменты дотов и окопов. Большинство гидротехнических сооружений пришлось восстанавливать из руин. В 2004 году Августовский канал был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Обновление канала

По решению правительства Белоруссии была начата масштабная реставрация. В рамках работ очистили русло, убрали или укрепили обрушившиеся участки берега, восстановили часть мостов, переоборудовали шлюзы. Разводные мостики и информационные таблички обновили, сохранив первоначальны вид. Открыли сезонный пункт пропуска для байдарок и пеших маршрутов.

Это интересно: Фотографии Беларуси: рассмотрим досконально

История строительства

Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому государственному деятелю, министру польской экономики, князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому (1779—1846). В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в Курляндии. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 км был представлен императору Александру I, который в том же году его одобрил.

Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский (1792—1850). В 1826 году он был арестован из-за нелояльности, а впоследствии занимал высокий пост у польских революционеров после «ноябрьского восстания». Основные работы между тем были закончены к 1830 году. Во время польской революции (1830—1831) вплоть до её подавления работы не велись. Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана. Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.

Последняя часть канала («Виндавская»), которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне латвийский Вентспилс), не была построена — способствовало этому Польское восстание 1830 года («ноябрьское»). А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались. Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно. По каналу ходили деревянные баржи «берлины», против течения их вели по «тягловым» дорогам либо с помощью конной упряжки, либо (крайне редко) баржу тянули бурлаки.

Августовский канал в Польше

Между мировыми войнами канал впервые стал туристическим объектом. На шлюзе Домбровка (польск.) ежегодно с большим размахом проходил так называемый «Праздник моря». По маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода. Вдоль Канала пролегал престижный туристический маршрут, обеспечиваемый превосходными условиями для плавания на лодках и байдарках. Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток (53°52′13″ с. ш. 23°40′17″ в. д.HGЯO). Отступая, немецкие войска взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов. После войны польская часть канала была восстановлена и использовалась в туристических целях; белорусская часть оставалась в запустении. В 2004—2006 годах были проведены реставрационные работы и на белорусской части Августовского канала.

В 2005 году на канале был открыт международный пункт пропуска через границу только для путешественников на лодках и байдарках «Лесная-Рудовка». В октябре 2008 года пограничные власти Польши и Белоруссии договорились о скорейшем открытии этого погранперехода также для пешеходов и велосипедистов.

В своё время Канал был технологическим чудом, так как имеет большое количество шлюзов, добавляющих к прекрасным природным ландшафтам некоторую техногенную изюминку. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину.

На Польской стороне все «пропитано» инфраструктурой. А что у нас?

Августовский канал облагораживают уже не один десяток лет и потратили несколько миллионов рублей. Но почему до идеала еще далеко?

Мы пообщались со Светланой Екимовой, директором туристического бюро «ДонКихот» и узнали ее мнение, почему не развивается инфраструктура на канале, что необходимо, чтобы привлечь и удержать туристов и какие различия между польской и белорусской сторонами:

Частная инициатива с удовольствием бы туда пришла, при наличии для этого условий. Есть определенные моменты, связанные с санпинами. И не все верят, что отобьют вложенные инвестиции. Нам не хватает инфраструктуры. Если человек приезжает и ничего не знает – он 15 минут прогуляется и, возможно, пожарит шашлык. Но ему надо его привезти с собой, найти, где заплатить за беседку и его приготовить. Мне нравится, что в Святске собираются открывать пивоварню-ресторан. Вот чего нам не хватает –  места, где можно красиво, вкусно, классно поесть, а не в ларьке на пластиковом стуле и за пластиковым столом. Это колоритно, круто. Люди очень такое любят. И они обязательно туда поедут.

На польской стороне все «пропитано» инфраструктурой – почти на каждый километр канала приходится около 5 объектов: от примитивной шаурменной до отелей. Есть конкуренция между компаниями по прокату байдарок и каяков, в то время как у нас этим занимается всего пару фирм.

Это объясняется тем, что в байдарочном бизнесе достаточно высокий порог входа. Закупка оборудования требует нормальной системы финансирования и кредитования, чтобы люди могли вложить в это деньги. Но у нас с этим сейчас вообще печально, поэтому вкладывать много никто не хочет. Люди пытаются что-то делать, но, как правило, пытаются обойтись «малой кровью». От этого страдает качество, – рассуждает Светлана Екимова.

На чем и за сколько можно поплавать

По словам заместителя генерального директора по эксплуатации Августовского канала Эдмунда Юткевича, в прошлом сезоне в зоне отдыха побывали 120 тысяч отдыхающих, а местный теплоход совершил 620 рейсов.

К этому сезону двигатель судна прошел капитальный ремонт. Теплоход будет курсировать ежедневно. Отдыхающим советуют бронировать места заранее.

  • телефон для записи +375 (33) 370−44−22
  • цена билета 8 рублей

Часовой фрахт всего судна обойдется в 350 рублей, это на 50 рублей дороже, чем в прошлом сезоне.

На чем еще можно поплавать:

  • моторная лодка (получасовая аренда на трех человек — 15 рублей),
  • 24 катамарана (час проката стоит 8 рублей),
  • 5 лодок (час катания — 8 рублей).

Основной пункт проката традиционно расположится на шлюзе Домбровка. Две яхты и моторная лодка, которые принадлежат частным фирмам, отправятся со шлюзов Домбровка и Черток.

История канала

Один из крупнейших европейских каналов появился в XIX веке, и на тот момент представлял торжество передовых технологий. Он соединил Неман и Вислу, начинаясь от Августова и почти доходя до Гродно. Для него было проложено 45 км. искусственного русла. Полная протяженность составляет 102 км. Средняя глубина русла составляет 2 м. Основная часть шлюзов и самого водного пути пролегает по территории Польши.

Августовский канал на карте Белоруссии идет в сторону Гродно, его протяженность не превышает 22 км. Через несколько лет наступит юбилей, в 2024 году исполнится ровно 200 лет с момента, когда было начато строительство. Оно длилось 15 лет, авторство проекта принадлежало Игнатию Протзинскому. После высочайшего одобрения императора Александра I на строительстве задействовали 7 тыс. рабочих. Уникальность канала в его рукотворном русле. Система включает:

  • 25 плотин;
  • 14 мостов;
  • 18 шлюзов;
  • 24 технических станции.

Стоимость сооружения превысила 1,5 млн. Пор нему сплавляли древесину, товары для экспорта. Августовский канал в Гродно быстро потерял транспортную ценность после начала развития железнодорожного сообщения. Гораздо выгоднее и безопаснее стало переправлять грузы по суше во вместительных вагонах. После этого началось развитие туристического направления.

Удивительные в своей первозданной красоте места, обилие птиц и животных, включая редкие виды, создало устойчивый интерес к путешествиям по каналу, пешеходным тропам вдоль его берега.

Начало туризма

Первые маршруты открылись в 1909 году, позже пешие прогулки сменились более удобными конными. Первая мировая война пощадила Августовский канал, повреждения были незначительными. После реставрации сооружений туризм стал развиваться с удвоенной силой. Прогулки по берегу дополнились круизами на колесных пароходах, открылись яхт-клубы, начали осваивать русло байдарки. Описание Августовского канала в Беларуси внесли в туристический путеводитель.

Вторая мировая война принесла огромные разрушения, по берегу проходила линия сопротивления, с того времени остались фрагменты дотов и окопов. Большинство гидротехнических сооружений пришлось восстанавливать из руин. В 2004 году Августовский канал был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Обновление канала

По решению правительства Белоруссии была начата масштабная реставрация. В рамках работ очистили русло, убрали или укрепили обрушившиеся участки берега, восстановили часть мостов, переоборудовали шлюзы. Разводные мостики и информационные таблички обновили, сохранив первоначальны вид. Открыли сезонный пункт пропуска для байдарок и пеших маршрутов.

Историческая экскурсия

Для тех, кто предпочитает культурный и познавательный отдых активному, вокруг Августовского канала также достаточно интересных мест – десятки уникальных исторических и архитектурных памятников, что превращает канал и его окрестности в уникальный экологический и историко-культурный регион.

Помимо самих шлюзов, домика смотрителя, небольшого музея Августовского канала, дотов, оставшихся от «Линии Молотова», которые находятся в пешей доступности, немало достопримечательностей и в ближайших населенных пунктах.

Дворцово-парковый комплекс Воловичей в Святске, костел в Сопоцкине, усадьба Гурских в Радзивилках и многое другое будет интересно посетить поклонникам отечественной истории.

Все это можно осмотреть самостоятельно, а можно отдать предпочтение организованности и комфорту и выбрать автобусную экскурсию, стартующую в Гродно, либо похожий маршрут, но с водной составляющей.

Это интересно: Где в Риме взять напрокат авто?

Экономика

Августовский шлюз — пятый шлюз на канале.

После завершения строительства Августовский канал оставался внутренним водным путем местного значения, который использовался для коммерческого судоходства и транспортировки древесины к реке Висла и Неман и обратно . Канал использовался для транспортировки муки, соли, зерна, мела, гипса и т. Д. В Августове был построен большой порт в дополнение к нескольким буксирным путям, по которым лошади буксировали баржи вверх по течению. Канал был рассчитан на проход судов длиной до 40 м, шириной до 5 м и способными перевозить до 10 тонн груза.

Во второй половине XIX века железнодорожная сеть, например, рядом с железнодорожной веткой Санкт-Петербург — Варшава , начала заменять канал в качестве основного средства транспортировки товаров. Канал постепенно пошел в упадок, с 1852 года по нему сплавлялись только лесоматериалы, а с середины 1860-х годов русло канала было забито.

С конца 1920-х годов канал впервые стал туристической достопримечательностью. Это был живописный туристический маршрут, предоставляющий прекрасные возможности для занятий спортом для каноистов, моряков и лодочников. После Второй мировой войны польская часть канала была восстановлена.

В настоящее время канал предлагает множество достопримечательностей и туристических достопримечательностей. Его непревзойденная красота проистекает из природных качеств ландшафта с хвойными лесами и озерами, особенно вокруг рек Бебжа и Нетта, и он проходит через Августовский первобытный лес с запада на восток. Самым большим развлечением является плавание по водному пути на каяке, каноэ, рыбацкой лодке или моторной лодке. Также можно посетить часть канала и Августовские озера на пассажирском теплоходе.

Достопримечательности на Августовском канале и в его окрестностях

Сегодня на Гродненщине сохранилось множество памятников истории и архитектуры, особенно в окрестностях Августовского канала.

Интересно будет увидеть Домик смотрителя шлюза в стиле русский ампир, построенный в деревне Немново в 1830 году. А сам музей Августовского канала расположился в здании бывшей корчмы. Здесь можно  посмотреть старинные карты местности и схемы канала, рукописные документы, фотографии и предметы быта XIX века.

Для тех, кто не хочет ограничиваться только одним Августовской каналом, можно исследовать достопримечательности в окрестностях на машине или пешком. Маршрут можно начать со шлюза «Домбровка» и далее, через оборонительные сооружения линии Молотова (1939-1941) и агроусадьбу «Тартак», проследовать в городской поселок Сопоцкин, в котором будет интересно посмотреть костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича, а также увидеть усыпальницы князя Гурского и Дьяконской на старинном кладбище.

По дороге в Гродно можно заехать в дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск, который построен по проекту итальянца Джузеппе де Сакко.

Также стоит посетить красивейший усадебно-парковый комплекс Друцких-Гурских с водной системой XIX века и броваром в деревне Радзивилки.

Как бабушки остановили губернатора

Так же тихо и на другой стороне канала, в деревне Немново, столице водного туризма района. На речке Осташанке несколько раз в год собираются водники, чтобы пройти по реке. Нынешней весной сплав не состоялся, его перенесли на более поздний срок. Однако на базе отдыха работает прокат байдарок и велосипедов, можно попариться в полевой бане, устроить пикник и полетать над речкой на тарзанке.

Местные жители рады тому, что массовых мероприятий пока нет.

В Немново нет магазинов, два раза в неделю приезжает автолавка. Продукты в ней, говорит женщина, дорогие. Вторая ездит на другую сторону канала. Сюда не заезжает, так как не может переехать шлюз, да и жителей в деревне осталось немного — всего два дома. Автобус тоже не ходит.

На днях в гости приехала сестра. Женщины говорят, что свежий воздух — лучшая защита от коронавируса.

Как добраться до Августовского канала

Один из основных вопросов : как доехать? Рассказываем.

Расстояние от Гродно до канала чуть больше 30 км. Добраться можно несколькими способами: автомобиль, велосипед, автобус. Однако, последний ходит редко, что создает неудобства у желающих отдохнуть на канале.

Гродно – Немново.

Время отправления:

Среда, суббота, воскресенье – 08:45 ( стоимость – 4 руб.94 коп.);

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 18:10 (стоимость – 5 руб. 23 коп.);

Гродно – Горячки (стоимость до ост. Соничи – 4 руб. 08 коп.);

Ежедневно( кроме воскресенья) – 05:40;

Ежедневно – 13:35;

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 18:10.

Гродно – Калеты (стоимость – 4 руб. 34 коп. )

Суббота  – 8:00, 17:20

Что посмотреть

Возле дома смотрителя, что на шлюзе Домбровка, можно посетить экспозицию старинных предметов сельского быта. Для выставки собрали более сотни аутентичных вещей: от прялки и повозки до саней и молотилки. Предметы обихода предоставили местные жители.

Рядом — музей истории канала, в котором собрано более 200 иллюстраций с макетом шлюза и даже рыболовными снастями. Стоимость входного билета — 3 рубля.

В прежнем режиме планирует работать военный экскурсионный музей, который включает оборонительные доты и форты.

По-прежнему открыты двери частной экспозиции в собственном доме Зажецких на шлюзе Немново. Там можно увидеть шкалу для измерения глубины, втулку и даже лопату, которой пользовались при строительстве канала в XIX веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector