Алтай и его народы (фото, видео)
Содержание:
- Происхождение
- Традиционная одежда[править | править код]
- Традиционные поселения и жилища
- Видео о селе Коробейниково
- Строительство Вашингтона
- Книги, сделавшие их авторов миллионерами
- 5 витаминов для зубов и десен
- Цвет ногтей может указывать на болезни в организме
- Рембрандт. Голландский художник
- Руины майя в Гватемале
- Михаил Лабковский: Высокая самооценка бьёт всё!
- Мыльный пузырь при температуре -15 градусов Цельсия
- Необычный «галечный» пляж
- Раскол Христианской Церкви
- Социальная организация[править | править код]
- Культура
- Религия
- Верования алтайцев
- Божества и духи
- Этнические и этнографические группы[править | править код]
Происхождение
Существует много мнений и гипотез о происхождении алтайцев. На формирование современных народов повлияли такие общины, племена и народности (общий список):
- уйгуры;
- енисейские киргизы;
- огузы;
- сарматы;
- скифы;
- гунны;
- кимаки-кыпчаки;
- монголы;
- киргизы;
- тюрки;
- самодийцы;
- угорцы;
- джунгары;
- кеты;
- тукю;
- теле;
- куу.
Считается, что некоторые племена проживали на этих землях, как тюкю, а другие приходили, то ли в качестве завоевателей, то ли переселенцами были. Все народности смешались, так и формировался алтайский народ.
Родственными связями объединяются с хакасами и киргизамы, сибирскими татарами и шорцами, а также якутами.
Традиционная одежда[править | править код]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 ноября 2020 года |
Мужчина в традиционной одежде Женщина в традиционной одежде В одежде алтайцев, наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. У южных алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу — тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем.
Одежда северных алтайцев отличалась материалом и покроем. Они знали ткачество и умели из конопляных и крапивных нитей изготовлять холст. Из него алтайцы шили длинные холщовые рубахи и штаны, сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Ворот, рукава и подол рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали голову платками. Промысловый охотничий костюм отличался от повседневного: охотники надевали войлочную куртку и меховые штаны.
В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм алтайцев начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.
Традиционные поселения и жилища
Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие посёлки, как правило, в долинах рек.
Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-решётчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. У челканцев и тубаларов жилище айлу (чайлу) представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись также бревенчатые многоугольные юрты, крытые берестой, корой или тёсом, которые получили распространение во второй половине XIX в.
Изменения в области хозяйства, произошедшие к началу XX в., отразились на характере поселений и жилищ. Все большее распространение получали бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом, окнами и печью. У местных богачей появились даже срубные двухэтажные дома, крытые железом. Зажиточные скотовладельцы начали возводить подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота. Иногда их объединяли с жилыми постройками, таким образом создавалась незнакомая прежде алтайцам усадьба.
Вера алтайцев
Традиционной религией алтайцев был шаманизм, поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII—XIX вв. заметное влияние оказал буддизм (в кон. XIX в. на Алтае оформилось религиозное-национальное движение бурханизм), а в середине XIX века — христианство. Существовал лунный календарь, в котором месяцы названы по фенологическим или хозяйственным признакам: «месяц кукушки», «месяц большой жары», «месяц битья пашни», «месяц кандыка» и др. У южных алтайцев был распространен общий с монголами календарь 12-летнего животного цикла.
Проникновение в Горный Алтай русского населения, учреждение Алтайской духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость.Возникли селения: Майма, Улала, Мыюта, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и другие. Новокрещеным алтайцам оказывалась помощь в строительстве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 все алтайцы причислены к оседлым жителям. В 90-х 72,9% алтайцы проживали в селах, основное занятие — отгонно-пастбищное животноводство, охота, в котловинах и широких участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.
Видео о селе Коробейниково
Посмотрите видео о селе Коробейниково, где хранится главная христианская святыня алтайской земли.
Строительство Вашингтона
После победоносной войны жителей британских колоний Северной Америки за независимость от Англии и провозглашения США, новая страна имела несколько временных столиц. Последними из них являлись Нью-Йорк и Филадельфия. Там работали президент и правительство, а также проводились заседания Конгресса.Однако избранный в 1789 году первый президент США Джордж Ва…
Книги, сделавшие их авторов миллионерами
Многие писатели мечтают о книге, которая не только сделает автора известным, но и принесёт ему весьма солидные гонорары. Некоторым это удаётся. Их книги издают миллионными тиражами, произведения экранизируют, выпускают сувениры с героями и, соответственно, всё это приносит литераторам весьма приличный доход. В нашей подборке книги, авторы которых стали …
5 витаминов для зубов и десен
Медики составили ТОП-5 полезных витаминов, важных для здоровья зубов и десен. Кроме того, следует правильно ухаживать за полостью рта и регулярно посещать стоматолога.Одним из главных микроэлементов назван кальций, поскольку его дефицит в организме грозит разрушением зубной эмали. Данный витамин имеется в составе яиц, мяса, капусты, молока, а также неко…
Цвет ногтей может указывать на болезни в организме
Эксперты рассказали, что цвет ногтей может указывать на наличие болезней в организме. Специалисты назвали признаки, по которым можно определить заболевания. Состояние ногтей может указывать на некоторые проблемы с организмом.Однако из-за покрытия гель-лаком невозможно узнать о наличии заболеваний. Если человек употребляет жирную пищу или курит, ногти пр…
Рембрандт. Голландский художник
Искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены. Под его кистью они превращались в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях…Харменс ван Рейн Рембрандт (нидерл. Harmenszoon van Rijn Rem…
Руины майя в Гватемале
Удивительная находка обнаружилась в джунглях Гватемалы. В биосферном заповеднике Майя, расположенном в этой центральноамериканской стране, было проведено исследование с использованием технологии лазерного сканирования с воздуха. Оказалось, что под густыми кронами джунглей скрываются 61 480 структур, принадлежащих этой древней мезоамериканской цивилизаци…
Михаил Лабковский: Высокая самооценка бьёт всё!
Самооценка бьёт всё: красоту – внешнюю и особенно внутреннюю; широкую образованность; недюжинный ум; таланты и способности; мускулы и деньги.Самооценка компенсирует всё: если особой красоты, образования и талантов не наблюдается, но человек бесконечно влюблён в себя и не сомневается (причём абсолютно справедливо) в своей уникальности и обаянии – он точн…
Мыльный пузырь при температуре -15 градусов Цельсия
Вы когда-нибудь видели, как выглядит замороженный мыльный пузырь? Если нет, то теперь у вас есть такая возможность благодаря польскому художнику Пабло Залуска (Pablo Zaluska), заморозившему обычный мыльный пузырь при температуре -15 градусов Цельсия. …
Необычный «галечный» пляж
В селе Териберка Мурманской области на побережье Баренцева моря есть вот такой пляж. Хоть с виду на фото он и выглядит, как обычный галечный пляж, но это не совсем так
Кстати, это самая северная точка России, куда можно свободно добраться на обычном автомобиле.А теперь обратите внимание на человека на фото: …
Раскол Христианской Церкви
В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь своих послов-легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе. Однако найти путь к примирению не удалось, и года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Констант…
Социальная организация[править | править код]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 ноября 2020 года |
У алтайцев в начале XX в. четко определялись признаки классового расслоения. Формально земля, пастбищные и сенокосные угодья находились в пользовании соседской общины (аила, улуса), однако рядовые общинники, имевшие небольшое количество скота, фактически владели лишь меньшей и худшей частью аильной земли, так как большая и лучшая часть её была захвачена крупными скотовладельцами, патриархально-феодальной аристократией (зайсанами, башлыками) и кулаками-баями. Рядовые общинники были закреплены за определенными семьями зайсанов, которые представляли общину перед царской администрацией. Часть общинников вообще не имела скота и собственного хозяйства, а жила на положении домашних рабов-кулов (айбачи) в богатых семьях.
Скотоводческое хозяйство породило своеобразную скрытую форму эксплуатации богачами рядовых скотоводов. Владелец скота на время передавал свой скот малоимущему пастуху, который согласно условию передачи мог в течение определённого срока пользоваться молоком переданного ему скота, но должен был его пасти, охранять и с приплодом возвратить хозяину. Кроме того, он был обязан по зову хозяина являться на сенокос, помогать в домашнем хозяйстве. Такая форма отношений у алтайцев называлась полыш (помощь). В конце XIX в. в среде алтайцев появилась категория наёмных пастухов, подёнщиков, батраков. В то же время отмечается рост товарности крупного хозяйства, возникновение первых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, на которых применялся труд наёмных рабочих.
Патриархально-феодальные и капиталистические отношения у алтайцев сочетались с архаическими родовыми связями. Все племенные и территориальные группы делились на роды — сёоки («кости»). Внутри рода счёт родства шёл по отцовской линии, роды были экзогамны. Наиболее сильно родовые связи сохранились у северных алтайцев, где существовали пережитки родовой собственности на охотничьи угодья. Для всех групп алтайцев были характерны представления о родовой солидарности, взаимопомощи, отдельные пережитки родовых культов (культ гор, культ огня). К пережиткам родовой отчуждённости относится форма заключения брака посредством похищения невесты с последующей выплатой родственниками жениха калыма. В случае смерти мужа женщина оставалась в его роде и переходила к одному из его родственников. Семья, за редким исключением, была моногамной.
Шаманка с бубном
Культура
Традиционный образ жизни
Алтайский всадник.
Южные Алтайцы были в основном кочевыми или полукочевыми скотоводами. Они выращивали лошадей, коз, овец и крупный рогатый скот. Северные Алтайцы в основном занимались охотой как основной формой существования. Их основной добычей были животные из тайги (бореальные леса). Однако некоторые алтайцы также занимались мелким земледелием , собирательством и рыболовством.
Жилища
Аил — традиционное деревянное жилище.
Большинство южных алтайцев традиционно жили в юртах . Многие северные алтайцы строили в основном многоугольные юрты с конической крышей из бревен и коры. Некоторые алтай-кижи жили также в глинобитных избах с берестяными двускатными крышами и бревенчатыми или дощатыми стенами. Телеуты и несколько северных алтайцев жили в конических домах из окуней или коры. С притоком русских к родине алтайцев из-за русского влияния увеличилось строительство больших хижин с двух- или четырехскатной крышей.
Несмотря на многие социальные и политические перемены, которые претерпели алтайцы, многие современные и оседлые семьи все еще держат юрты в своих дворах. Эти юрты обычно используются как летняя кухня или дополнительное помещение.
Одежда
Алтайская женщина в национальной одежде.
Традиционная одежда южноалтайских мужчин и женщин очень похожа с небольшими различиями между ними. Обычная одежда состояла из длинных рубашек с широкими бриджами, восточных мантий и рукавов. Другая одежда часто включала меховые шапки, высокие сапоги и дубленки. Северные Алтайцы и некоторые Телеуты традиционно носили короткие бриджи, льняные рубашки и однобортные восточные мантии. Несмотря на то, что сегодня большинство алтайцев носят современную одежду, традиционная одежда все еще в ходу.
Кухня
Алтайская кухня состоит из супов из конины или баранины. Блюда из суслика, барсука, мармота, кисломолочные продукты, сливки (из кипяченого молока), кровяная колбаса, масло, жареная ячменная мука и некоторые овощи также являются основными продуктами алтайской кухни. Среди популярных напитков — арыки (молочная водка).
Религия
История
Алтайский шаманский барабан.
Традиционный алтайский шаманизм богат мифологией и сверхъестественными существами. Популярные божества включали Ерлика, бога подземного мира, и Ойрот-хана, мудрую и героическую фигуру, которая представляет собой смесь исторических зунгарских (ойратских) ханов и древних легендарных героев. Однако в результате многих миграций, смен поселений, присутствия русских и их возможного союза с Российской империей алтайцы столкнулись с тремя мировыми религиями: исламом , буддизмом и христианством . Сначала алтайцы были равнодушны, а временами даже враждебны этим верованиям и их распространению. В 1829 году в регионе (современная Республика Алтай) была основана православная миссия в составе протектората Российской империи. Православные миссионеры часто отбирали землю у алтайцев, отказавшихся от обращения. Остальные алтайцы были насильно обращены в христианство. Монгольские буддийские миссионеры пытались распространить веру среди алтайцев в 19 веке. Буддийские миссионеры также призвали алтайцев объединиться против русских. Однако их деятельность и проповедь подавлялись российскими государственными и христианскими миссионерами. Буддизм мало продвинулся среди алтайцев, но многие буддийские идеи и принципы вошли в алтайскую духовную мысль.
Миссия и ее миссионеры изначально были культурно восприимчивы и терпимо относились к алтайцам и их обычаям. Однако рост русского национализма в конце девятнадцатого века вызвал русификацию православного христианства, и в основном русское духовенство в Сибири также подхватило эту идеологию. Это создавало нетерпимые взгляды коренных жителей Сибири (в том числе алтайцев) и их культуру. Это привело к неприятию христианства многими алтайцами, которые считали его чужеродной русской религией. Однако российское правление продолжало становиться все более строгим как в политическом, так и в религиозном плане.
Примерно в 1904 году бурханизм среди алтайцев начался. Бурханизм — это монотеистическая религия, названная в честь Ак-Бурхана, божества, которое, как верят и признают приверженцы, было единственным богом. Бурханизм был против как русских, так и традиционных шаманов. Враждебность к шаманам была настолько велика, что шаманам пришлось искать защиты у русских властей. Подъем большевиков в первой четверти двадцатого века также привел к жестокому подавлению всех религий, в том числе верований в Алтайском крае. В течение следующих нескольких десятилетий большинство религий практически исчезли, и только шаманские и древние политеистические верования пережили хаос. Считалось, что это произошло потому, что древние религиозные верования могли легко передаваться устно из поколения в поколение. Также вероятно, что ни один бурханистский текст не пережил репрессий, а основные источники верований этой религии исходят от русских миссионеров, путешественников и ученых.
Современная духовность
В последнее время в Алтайском крае возрождается бурханизм и шаманизм, который особенно популярен среди алтайской молодежи. Согласно последним статистическим исследованиям, до 70% алтайцев продолжают исповедовать бурханизм, шаманизм и другие исконно духовные культы и традиции. По словам Натальи Жуковской , алтайский шаманизм — высшая религия большинства алтайцев.
В настоящее время шаманизмом исповедуют многие Теленгиты, хотя есть немало и тех, кто исповедует православие. Бурханизм — основная религия Алтай-кижи, крупнейшей группы алтайцев, но есть значительное количество православных христиан. Большинство кумандинцев, тубаларов, телеутов и челканцев — русские православные, хотя есть значительное меньшинство, практикующее шаманизм. Некоторые алтайцы также исповедуют баптистский , суннитский ислам и тибетский буддизм .
В принципе, деление на бурханистов и шаманистов перестало быть актуальным для современной религиозности алтайцев. Согласно ряду исследований, к началу 21 века практически не существовало традиционных шаманов или классических бурханистов-антишаманистов. Главным из них был сингл « Вера Алтая » ( Алтай : Алтай јаҥ ) — традиционная этническая религия в форме синтеза бурханизма с остатками шаманизма и других племенных верований и обычаев.
Верования алтайцев
Культура алтайцев находится в неразрывной связи с древними верованиями. И сегодня во многих алтайских селениях живут шаманы, ведуны и маги, к которым относятся со всем почтением. Алтайцы верят, что душа есть у всего – даже у тех предметов, что мы называем неодушевлёнными. Кроме того, своё уважение следует демонстрировать стихиям.
Один из самых распространённых обрядов – одаривание мясом огня. Алтайцы верят, что такие подарки огненным духам способны привлечь здоровье и богатство, отпугнуть злые силы. С огнём следует обращаться по-особому. Возле него нельзя шуметь, браниться, плевать в пламя, бросать в него мусор. Запрещается и переступать через огонь. Присутствует костёр и на алтайских свадьбах. Для счастливой жизни жених и невеста должны бросить в огонь жир, плеснуть чай и араку.
Алтайский шаман с бубном на фоне традиционного жилища в начале XX векаФотограф: Сергей Иванович Борисов
Не меньшим почтением пользуется иная стихия – вода. На Алтае верят, что она способна исцелить от всех недугов. Священными местами считаются аржаны, а именно – источники, вода в которых имеет лечебные свойства. Приходить к ним следует в сопровождении целителя, что проводит соответствующие ритуалы, помогая человеку справиться с болезнью.
Советуем к просмотру интересное видео от телеканала Моя Планета о том, что индейцы пришли в Америку с Алтая.
Алтайский народ славится своей самобытностью и приверженностью старинным обычаям. Культура племён Алтая – особая “изюминка” этого края, ради которой стоит посетить чудесные места.
Любуясь природой этого уголка земли, поневоле начинаешь осознавать, почему её обожествляют местные жители. Алтайцы неспроста считают окружающий мир частичкой священного духа или самих себя, ведь этот народ и природу объединяет вечная гармония.
Божества и духи
По представлению алтайцев, у каждого объекта и явления природы — горы, реки, дерева, камня, грома или животного — есть дух-хозяин. Эти духи не являются однозначно добрыми или злыми: они могут помочь, а могут и послать беду, поэтому жители Алтая предпочитали ладить с ними.
С другой стороны, представления о жителях трех миров позволяют выделить тех, кто считался для коренного населения проявлением зла или добра.
Добрые
Духи небесного мира являются добрыми помощниками человека. Среди них можно выделить духа по имени Дьайык. По преданию, он является отколовшейся частью верховного божества, пославшего его на землю выступать в качестве своего посредника и оберегать человека от всего худого. Дьайык является защитником и покровителем человечества, гарантом его благополучия. Под его ведомством находится обновление природы, а также урожай и приплод.
Мир добрых духов богат и другими именами, вот неполный их список:
- Суйла — земной страж человечества, следит за жизнью людей и сообщает об изменениях верховному божеству;
- Карлык, который является духом-помощником Суйлы;
- Каракуш-кан — дух, возглавляющий всех сверхъестественных помощников шамана;
- Уткучы — дух, передающий шаману волю верховного божества.
Злые
Есть в мифологии жителей Алтая и злые духи, которые призваны всячески вредить человечеству, подсказывать людям плохие поступки и наставлять их на путь зла.
К категории черных духов относится Эрлик — божество, правящее подземным миром. Именно с ним жители Алтая связывают страшные бедствия. У Эрлика есть несколько сыновей, которые являются его посланниками на земле, а также от его имени управляют бесчисленным множеством злых духов.
Шаманы выделяют несколько видов существ, несущих вред:
- духи «обжоры»;
- духи смерти;
- духи тяжелых болезней;
- духи «прежние отцы», или неупокоенные души людей, которые умерли.
Шаманы говорят:
Трехмерные рисунки Николы Кулича
31-летний сербский художник-самоучка Никола Кулич на протяжении более 4 лет занимается созданием трехмерных рисунков и отлично преуспел в этой области. Благодаря карандашам и маркерам Никола создает весьма реалистичные 3D изображения на обычной бумаге. Предлагаем взглянуть на некоторые работы талантливого художника, которые, непременно, произведут на ва…
Это интересно: Аденский залив — особенности и расположение
Этнические и этнографические группы[править | править код]
Выделяются две различных по происхождению этнографические группы алтайцев, между которыми исторически существовали резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии. Эти различия постепенно сгладились лишь к середине XX века.
Южные алтайцы (алтай-кижи, в переводе алтайский человек) или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским). Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков.
Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Выделялись тубалары (левобережье реки Бии и северо-западное побережье Телецкого озера), кумандинцы, телеуты и челканцы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков. По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков.
В советские годы все эти этногруппы считались субэтносами алтайцев. Однако, начиная с 2000 года, в нормативно-правовых актах и переписях кумандинцы и телеуты стали учитываться как отдельные народы.
Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском). Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.
Генетикаправить | править код
У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 51,1—53 % у южных алтайцев и 29,8—38 % у северных алтайцев. У алтай-кижи гаплогруппа R1a-M198 достигает 58 %, у тубаларов — 51 %, у теленгитов — 44 %, у челканцев — 15 %. Гаплогруппа Q-М242 у северных алтайцев достигает 25,6 %, у челканцев — более 50 %. Гаплогруппа R1b1b1-М73 у северных алтайцев достигает 18,1 %, у кумандинцев — 49 %. Гаплогруппа N1b у северных алтайцев достигает 8,5 %, у южных алтайцев — 4,6 %. Гаплогруппа С-M130 у южных алтайцев достигает 12,0 %, гаплогруппа D-M174 — 9,7 %. Гаплогруппа I-M170 у северных алтайцев достигает 17 %, у южных алтайцев — 11 %. Гаплогруппа O-M175 у южных алтайцев достигает 5,9 %.
Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.
Различия в структуре генофондов северных и южных алтайцев по гаплогруппам Y-хромосомы
Гаплогруппы | Частота встречаемости % | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Северные | Южные | |||||
Горно-Алтайск (N = 20) | Курмач-Байгол (N = 11) | Турочак (N = 19) | Бешпельтир (N = 43) | Кулада (N = 46) | Кош-Агач (N = 7) | |
C3 x M77 | – | – | – | – | 2,17 (1) | 14,28 (1) |
C3c | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
D x M15 | – | – | – | – | 10,87 (5) | 14,28 (1) |
E | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
F* | – | – | – | 6,98 (3) | 2,17 (1) | – |
I1a | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
I1b | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
J2 | 5,00 (1) | – | – | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
K* | – | 18,18 (2) | 10,53 (2) | – | 2,17 (1) | – |
N* | – | – | – | – | 10,87 (5) | – |
N2 | 10,00 (2) | – | – | 4,65 (2) | – | 28,57 (2) |
N3a | – | – | 15,79 (3) | 2,33 (1) | 2,17 (1) | – |
O3 | – | – | 10,53 (2) | 9,30 (4) | 4,35 (2) | 14,28 (1) |
P* | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
Q* | 20,00 (4) | 63,64 (7) | 26,32 (5) | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
R1* | 15,00 (3) | – | – | – | – | – |
R1a1 | 50,00 (10) | 18,18 (2) | 36,84 (7) | 58,14 (25) | 52,17 (24) | 28,57 (2) |
R1b3 | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
H | 0,7105 ± 0,0848 | 0,5818 ± 0,1420 | 0,7895 ± 0,0573 | 0,6545 ± 0,0801 | 0,7111 ± 0,0682 | 0,9048 ± 0,1033 |
0,7510 ± 0,0406 | 0,6941 ± 0,0518 | |||||
H YSTR | 0,9368 ± 0,0354 | 0,8909 ± 0,0918 | 0,9542 ± 0,0301 | 0,9415 ± 0,0301 | 0,9691 ± 0,0125 | 1,0000 ± 0,0764 |
0,9281 ± 0,0290 | 0,9554 ± 0,0123 |
В соответствии с новым исследованием российских генетиков, генетическая обособленность северных и южных алтайцев несомненна. У южных алтайцев доминируют такие варианты гаплогруппы Y хромосомы, как Q и R1a, есть также I и O. У северных же алтайцев доминирует гаплогруппа R1a, редко встречается Q, а I и O вообще не обнаружены.