Александро-невская лавра

История Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Считается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм.

Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. В 1712 году рядом с монастырем появляются первые строения. Были построены деревянные Благовещенская церковь и часовня. В 1713 году церковь была освящена. Застраивается монастырская слобода.

По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» — буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником.

Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки. И. Старов также выполнил проект церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радость — Надвратной церкви, которую так назвали из-за ее расположения над воротами монастыря.

Одним из первых строений монастыря является Благовещенская церковь, расположенная на правом берегу Монастырки (архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер, 1724 год). Здание церкви сохранилось до наших дней. Оно было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Церковь имеет прямоугольную в плане форму и украшена пилястрами. Увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. Именно сюда первоначально были перенесены мощи Святого Александра Невского. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.

В середине 18-го века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря.

В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус — статус лавры.

Паломнический центр монастыря

Паломническая служба начала работу в 1999 году. Ее назначение – организация паломнических поездок и экскурсий по Санкт-Петербургу, России и за рубежом.

Целью таких поездок является образование, изучение истории и достояния Русской Православной Церкви и христианства, уклада жизни монастырей и приходов, достопримечательностей, церковного наследия и музейных экспонатов, имеющих историческую и религиозную ценность, посещение богослужений и совершение таинств.

Поездки совершаются не только по территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Паломнический центр способствует ознакомлению верующих со святынями в Италии, Грации, Иерусалиме, Египте, Германии и других странах.

Во все поездки с паломниками отправляются профессиональные экскурсоводы и православные сопровождающие. Паломнические поездки направлены не только на просвещение, но и на укрепление духа и веры.

Комплекс зданий

Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.

Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель). В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры. Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.

Состояние некрополей

К настоящему времени бывшие лаврские кладбища Лазаревское и Тихвинское (под названием «Некрополь мастеров искусств») можно увидеть уже при входе в монастырь, они расположены по сторонам от него. Кладбища не принадлежат обители, вход на них платный, стоит около 500 р. При желании в той же кассе можно оплатить экскурсию.

Однако, желающим осмотреть некрополи стоит иметь ввиду происшедшие кардинальные изменения. Ведь с 1930-х на их базе открыли Музей городской скульптуры, куда свозили памятники с закрываемых столичных кладбищ, из храмов, где были погребены известные люди. Поэтому ныне расположение надгробий весьма приблизительно соответствует местам захоронений, многие утрачены. 

Несколько более сохранно Никольское кладбище. Здесь есть братский участок, а также продолжают погребать известных людей.

Казачье кладбище

Наконец, уникально четвертое, возникшее в советские годы «Казачье», где с первых послереволюционных лет хоронили… представителей коммунистической власти! Среди погребенных близ Троицкого собора – участники обороны Ленинграда, известные архитекторы, ученые, строители. Захоронения происходили здесь до 1970-х гг. 

Архитектурные особенности

Ансамбль Лавры Александра Невского в Санкт-Петербурге отличается четкостью композиции, ясностью линий, монументальность Троицкого собора противопоставлена изящным башням и лаврским корпусам. Большую роль в восприятии композиции играет зелень, клумбы и деревья, окружающие постройки.

Центральное строение – Троицкий собор. Он был заложен при Петре Великом. Собор отличается грандиозными размерами – высота до креста равна 30 м. Паперть устроена с запада и обнесена колоннами, и два ангела наблюдают за входящими в Собор. В погожий день большой позолоченный купол Собора буквально горит на солнце.

Истинное сокровище – мощи святого Александра Невского, покоящиеся в серебряной раке, подаренной монастырю Императрицей Елизаветой Петровной. На нее нанесены надписи и изображения, повествующие о житие князя.

Просфорный корпус является представителем эпохи барокко. Он отличается изящной композицией и сложными проектными решениями, а расходящиеся галереи подчеркивают его протяженность. За свою историю корпус практически не претерпел изменений, что составляет его ценность.

Семинарский корпус был возведен в соответствии с существовавшими уже зданиями петровских времен. От основного объема корпуса расходятся галереи с большими окнами, пространство между которыми украшено пилястрами, предназначенными для поддержания карниза.

Двухэтажный флигель с портиком, возведенный в стиле русского барокко, играет значительную роль в восприятии всего корпуса. Оба корпуса похожи по внешнему виду и интерьерам и создают единую картину.

Митрополичий корпус выделяется богатым архитектурным оформлением. Колонны и пилястры, сложные карнизы, изящные наличники на окнах придают зданию торжественный вид. Из интерьеров сохранилось убранство приемного зала, который демонстрирует особенности парадных помещений XVIII века.

В 1910 году библиотека монастыря была перенесена в специально возведенное здание в стиле поздней эклектики. Архитектурное оформление библиотечного корпуса отличается смешением различных стилей от неоренессанса до византийского стиля.

Строение выглядит несколько тяжеловесным и выбивается из общего торжественного, легкого стиля комплекса, но при этом является ценным образцом архитектуры Петербурга XIX века.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Настоятели и наместники

  • Феодосий (Яновский) (1712 — 1721)
  • N
  • Варлаам (Голенковский) (1716 — 1721)
  • Иларион (Марков) (1721 — 1727)

Петр (Смелич) (1725 — 1735)

  • Вениамин (Фальковский) (1727 — 1730)
  • Симон (Тихомиров) (1730 — 1732)
  • Гервасий (Корда) (1732 — 1737)

Стефан (Калиновский) (1735 — 1742)

Досифей (Лебедевич) (1737 — 1745)

Санкт-Петербургские (Петроградские) владыки (1742 — 1917)

  • свт. Софроний (Кристалевский) (1746 — 1753)
  • Никон (Красовский) (1753 — 1757)
  • Иаков (Палашковский) (1757 — 1759)
  • Иоанникий (Броднетский) (1759 — 1761)
  • Сильвестр (Юницкий) (1761)
  • Гурий, игум. (1761 — 1762)
  • Климент (Белошапкин) (1763 — 1765)
  • Иларион (Максимович) (1768 — 1774)
  • Амвросий (Гиновский) (1774 — 1781)
  • Афанасий (Вольховский) (1781 — 1788)
  • Иосаф (Клоков) (1788 — 1792)
  • Иона, игум. (1792 — 1794)
  • Герасим (Князев) (1794 — 1795)
  • Мелхиседек (Короткий) (1795 — 1797)
  • Иоасаф (Чапужников) (1797 — 1799)
  • Антоний (Знаменский) (1799)
  • Амвросий (Протасов) (8 января — март 1800)
  • Израиль (Звегинцев) (1804 — 1808)
  • Вениамин (Бесновский) (1808 — 1809)
  • Порфирий (Кириллов) (1809 — 1810)
  • Гедеон (Федотов) (1810 — 1819)
  • Товия (Моисеев) (1819 — 1829)
  • Палладий (Белевцев) (1829 — 1842)
  • Аарон (Петров) (1842 — 1843)
  • Вениамин (Морачевич) (1843 — 1853)
  • Ириней (Боголюбов) (30 сентября 1853 — январь 1860)
  • Никанор (Ильинский) (1860 — 1863)
  • Герман (Осецкий) (1863 — 1866)
  • Поликарп (Гонорский) (1866 — 1867)
  • Ювеналий (Половцев) (1867 — 1871)
  • Филипп, архим. (1871 — 1873) и/о

Никодим (Белокуров) (1873 — 1875)
Симеон (Линьков) (1875 — 1883)
Антоний (Люцернов) (19 февраля 1883 — 29 февраля 1888)
Иннокентий (Данилов) (1888 — 1890)
Исаия (Булин) (1890 — 1896)
Арсений (Орлов) (1896 — 1900)
Корнилий (Смуров) (1900 — 1909)
Феофан (Туляков) (1 февраля 1909 — 6 июля 1916)
Филарет, архим. (1915 — 1917)

сщмч. Прокопий (Титов) (май 1917)

сщмч. Прокопий (Титов) (май — 14 декабря 1917)
сщмч. Прокопий (Титов) (14 декабря 1917 — 26 января 1918)
Санкт-Петербургские (Петроградские, Ленинградские) владыки (с 1918)

  • сщмч. Прокопий (Титов) (январь — апрель 1918)
  • Геннадий (Туберозов) (11 апреля — 14 августа 1918)
  • Артемий (Ильинский) (август — октябрь 1918) и/о

сщисп. Виктор (Островидов) (сентябрь/октябрь 1918 — декабрь 1919)

Николай (Ярушевич) (14 декабрь 1919 — март 1920) и/о

Николай (Ярушевич) (март 1920 — 25 марта 1922)

Иоасаф (Журманов) (июль — сентябрь 1922) и/о

Иоасаф (Журманов) (сентябрь 1922 — ?)
сщмч. Григорий (Лебедев) (ноябрь 1923 — март/май 1928)
Амвросий (Либин) (июль 1928 — 10 октября 1933)

1935 — 1994 — лавра закрыта

Кирилл (Начис) (сентябрь 1994 — март 1996)
Викентий (Кузьмин) (апрель — октябрь 1996)

Назарий (Лавриненко) (25 октября 1996 — 17 апреля 1997)

Назарий (Лавриненко) (с 17 апреля 1997) и/о

Строительство

Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами. Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.

Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.

Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.

Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.

Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.

Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.

В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.

Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.

Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.

Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.

Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.

В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.

Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.

Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.

По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры, построенный в 1776–1790 гг., является основным в ансамбле монастыря. Расположен между Духовским и Фёдоровским корпусам, оформлен в стиле классицизма. Собор украшают скульптурные композиции (архитектор Ф.Шубин). На главном фасаде — шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Собор имеет крестообразную в плане форму. Внутренние помещения разделены на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Для иконостаса использован итальянский и русский мрамор. Бронзовые «царские ворота» удивляют изяществом рисунка.

В Троицком соборе находятся мощи Святого Александра Невского, перенесенные сюда в 1989 году. Троицкий собор работает и в настоящее время.

Некрополи Александро-Невской лавры

В 1716 году на землях обители было образовано Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII века). Здесь упокоился цвет того времени: фельдмаршал Б. Шереметев, адмирал В. Чичагов, литератор Д. Фонвизин, архитектор И. Старов, учёный-энциклопедист М. Ломоносов.

В 20-х годах XIX века к Александро-Невской лавре приписали Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств). Здесь похоронены скульптор П. Клодт, писатель Ф. Достоевский, историк Н. Карамзин, баснописец И. Крылов, композиторы М. Глинка, П. Чайковский, художники А. Иванов, А. Куинджи, актриса В. Комиссаржевская.

В 60-х годах XIX века к этим некрополям добавляется ещё и Никольское кладбище, где находятся могилы сына А. Ахматовой Л. Гумилёва и первого мэра Санкт-Петербурга А. Собчака.

Некрополи, а также Лазаревская и Благовещенская церкви лавры сейчас относятся к Государственному музею городской скульптуры.

Лавра стала оживать в середине XX века — в 1957 году возобновились службы в Троицком соборе, а спустя 32 года туда были возвращены мощи Александра Невского.

Монашеское служение в стенах Александро-Невской лавры снова началось в 1996 году под руководством епископа Назария (Лавриненко). Через четыре года жизнь монастыря была налажена, а вместе с ней были возрождены и традиционные ремёсла — ювелирное, иконопись, христианской оловянной миниатюры, а также по работе с дорогими породами дерева.

В 2002 году на площади перед лаврой появился монумент, посвящённый князю Александру Невскому (скульптор В. Козенюк).

Ежегодно тысячи людей со всего света приезжают в Александро-Невскую лавру, чтобы насладиться красотой и величием монастыря, отдать дань памяти великим деятелям, нашедшим здесь упокоение. Несмотря на десятилетия безбожья и гонений, она и по нынешний день сохранила своё духовное предназначение.

Ярмарки и выставки

Проходит в конце мая, приурочена ко дню Святой Троицы. На ней можно приобрести продукты питания, мясо, мед от российских фермеров, купить свечи, церковную литературу и утварь, подать молебен о близких и поставить свечи.

Медовый Спас

Выставка-ярмарка меда, на которой гости могут попробовать мед пасечников, монастырей, подворий, приобрести свежие овощи и фрукты, церковную утварь и сувениры, подать молебны и поставить свечи. В программе казацкие гуляния и кухня.

Православная ярмарка

Проходит в середине осени в Митрополичьем саду. В рамках ярмарки можно приобрести мёд: таежный, краснодарский, псковский и прочий, — мясные, рыбные продукты, овощи, сладости, выпечку, деликатесы от монастырских хозяйств и российских фермеров, одежду из натуральных тканей. Прихожане могут подать требы и записки о родных и близких.

Ярмарки

В Митрополичьем саду регулярно устраивают православные выставки-ярмарки, приуроченные к временам года. У подобного мероприятия несколько составляющих: духовно-просветительская, культурная и гастрономическая.

Посетители ярмарки могут подать молитвенные прошения о родных и близких, узнать ответы на интересующие вопросы о церковной жизни, сделать полезные приобретения. Каждый желающий может купить:

  • церковную утварь, иконы, свечи
  • сезонные натуральные продукты: мед, травы, ягоды, грибы, орехи, сухофрукты
  • прочие деликатесы от фермерских хозяйств: мясную и рыбную продукцию, выпечку, сыр
  • товары для здоровья: травяные настойки, мази
  • предметы одежды, ткани
  • сувенирную продукцию от мастеров искусств

Также в программу ярмарки входят выступления различных музыкальных ансамблей.

Экскурсии по лавре

Их устраивает паломнический центр обители. Экскурсионные программы ведут профессиональные гиды, а также насельники монастыря. Иностранных гостей обычно сопровождает священнослужитель. Во время экскурсии можно посетить лаврские храмы, узнать о ее истории.

Телефон паломнического центра: +7 (812) 274 16 12

Вся история лавры делом отвечает на когда-то заданный Петром I вопрос о монашестве: «Что же прибыль обществу от сего?». «Прибыль» великая, пусть не материальная. Иначе не шли бы паломники к древним и новым святыням, к мудрым старцам, которые доныне возвещают волю Божию тем, кто готов ее принять.

Наталья Сазонова

Троицкая Александро-Невская лавра сегодня

Центральный монастырский двор окружает несколько строений.

Митрополичий корпус замыкает двор с западной стороны. С угловыми башнями он соединен одноэтажными крыльями. Центральная часть расположена напротив Свято-Троицкого собора, что подчеркивает приоритетное значение Архиерейского дома в структуре обители. Внешний фасад выходит на Лаврский проезд и Митрополичий сад.

Просфорный корпус расположен на севере, вдоль набережной реки Монастырки. Он представляет собой двухэтажное строение, связанное галереями с Ризничной башней и Благовещенскими воротами — главным входом в монастырский двор.

Семинарский корпус по стилю и форме является прообразом Просфорного корпуса. Он находится на юге комплекса, граничит с Феодоровским корпусом и Библиотечной башней.

Духовской и Феодоровский корпуса отходят симметричными трехсекционными уступами в разные стороны от Троицкого собора. Изначально открытые двухярусные галереи пришлось застеклить из-за сурового петербургского климата. В Феодоровском корпусе с 2004 г. работает общедоступная трапезная на 80 мест. В 2010 г. здесь открыли чайную, где можно отведать или заказать монастырскую выпечку.

Чайная, Александро-Невская лавра

Ризничная и Библиотечная башни в полной мере оправдывают свои названия. В первой находилась ризница с реликвиями и ценностями, во второй — старейшая в епархии библиотека. В 1910 г. бо́льшую часть фондов переместили в построенный со стороны Никольского кладбища Библиотечный корпус. Рядом с ним располагается здание Консистории.

План на официальном сайте Александро-Невской лавры

В границах центрального двора находится Свято-Троицкий собор, несколько церквей, а также Казачье кладбище. После 2000 г. на территории Лавры были установлены:

  • памятник «2000-лет от Рождества Христова»;
  • памятник «За веру Христову пострадавшим»;
  • поклонный крест в честь 5-летия подписания Акта о каноническом общении МП с зарубежной РПЦ;
  • рельефное бронзовое панно на Просфорном корпусе в честь 300-летия Лавры;
  • мраморный киот с образом Коневской иконы Божией Матери.

Первые четыре работы выполнены скульптором Э. Соловьевой безвозмездно. Последний изготовили мастера обители.

Александро-Невская лавра имеет собственное издательство и несколько мастерских:

  • иконописно-реставрационную;
  • ювелирную;
  • швейную;
  • фарфоровую;
  • гончарную;
  • иконно-киотную;
  • эстампную.

В монастыре есть пекарня и церковные лавки. В феврале 2021 г. открылась собственная сыроварня.

Музей

Для широкого круга посетителей Древлехранилище открылось в 2013 г. здесь представлены коллекции икон, русской религиозной живописи, деревянной скульптуры и мебели, церковной утвари, облачений священнослужителей. Здесь можно увидеть архивные документы и печатные издания, а также экспозицию фотографий и позитивов.

Музей, Александро-Невская лавра

Библиотека

Общедоступный фонд содержит научную и художественную литературу, периодику, мультимедиа, видеофильмы и аудиозаписи. Печатных изданий насчитывается около 21000. Разделы посвящены истории религии, богословию, философии, педагогике, медицине, монашеству, языкознанию и пр. Имеется справочный фонд и электронный каталог, постоянным читателям выдается абонемент.

Святодуховский центр

Лаврский духовно-просветительский центр, открытый в 2003 г. в помещении бывшей церкви Духовского корпуса. Тут проводятся различные мероприятия — концерты и фестивали, выставки и кинопоказы, конференции и образовательные курсы и многое другое.

Расписание мероприятий ДПЦ «Святодуховский» на Март 2021 года

Духовской корпус и купол Благовещенской церкви, Ярослав Глухов

Скиты

Андреевский скит расположен недалеко от с. Коркино Всеволожского р-на Ленинградской обл. По преданию, в этих местах побывал Андрей Первозванный, направляясь в Рим.

Николаевский скит находится у Финского залива, на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-он Ленинградской обл.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector