Александровская колонна
Содержание:
- Как устанавливали Александровскую колонну?
- Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание
- Фото и описание
- Победа, Мудрость, Милосердие, Справедливость и Изобилие в одной колонне
- Загадка Александровской колонны
- История Александровской колонны
- Описание
- Изготовление колонны: интересные факты
- История памятника
- Заключительный этап работ
Как устанавливали Александровскую колонну?
Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.
Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.
12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.
Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.
Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.
Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»
День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.
Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.
Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”
Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.
В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.
Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание
По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.
Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.
Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге
Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.
Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.
Фото и описание
Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.
Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».
Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».
Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.
Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями
Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны
Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.
В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.
Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.
30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».
Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения.
Победа, Мудрость, Милосердие, Справедливость и Изобилие в одной колонне
Позже, еще два года уйдет на шлифовку, полировку монолита, а также на украшение пьедестала. В то время было принято, дабы подобные сооружения увенчивал крест либо фигура ангела. Считалось, что тогда архитектурное решение не идет вразрез с модой. Поначалу Монферран так и предполагал – увенчать вершину колонны крестом, но в процессе работы выбор пал на ангела, и Николай Iповелел придать фигуре лик покойного Александра.
Постамент же украсили барельефами: со стороны здания Главного штаба Победа занята важным делом – заносит в Книгу Истории памятные даты, а барельеф со стороны Зимнего Дворца украшают две крылатые фигуры. Остальные стороны венчают фигуры Мудрости, Милосердия, Справедливости и Изобилия.
Остается удивляться точному расчету великого архитектора, создавшего уникальный монумент, ведь колонна не имеет абсолютно никаких укреплений. Прочно стоять на земле Александровской колонне помогает собственный вес и точный расчет мастера. «Особые приметы» самой высокой в мире колонны достойны восхищения: при высоте самого памятника в 47,5 м и гранитного монолита в 25,6 м вес достигает 704 тонн.
Загадка Александровской колонны
При всём своём величии и монументальности, многим историческим вольнодумцам не даёт покоя тот факт, что столь огромный памятник архитектуры был не просто создан, но и установлен во времена, когда люди просто не имели необходимых для этого технологий.
Какую такую баржу необходимо было построить, чтобы она могла выдержать монолит весом свыше 700 тонн и длиной в несколько десятков метров? Загадка остаётся неразгаданной — кто на самом деле создал Александровскую колонну и сколько же ей сотен лет в реальности?
Картина Григория Гагарина. Заметьте, никаких настилов, верёвок, кранов и прочей чудо-техники. Так может колонну не строили, а восстанавливали?И что это это за здание с окнами под колонной? Где оно сейчас? И зачем вообще возводилось? А кто его пытался разрушить?
Кстати, если верить планом этого странного помещения, то высота стен около 10 метров, а толщина, внимание, до 2 метров! Предположим, что это здание было необходимо для дальнейшего возведения опор, но тогда зачем в нем арочные окна?
Одним словом, вопросов много, а ответы надо искать.
Рубрики
- Вместо Турции
- Достопримечательности
- Интересные статьи
- История
- Новости Турдизи
- Новости Турции
- Переезд в Турцию
- Сериалы
- Туризм в Турции
История Александровской колонны
Разработать внешний вид памятника поручили архитектору Огюсту Монферрану. Он решил создать монумент в стиле ампир с бронзовым ангелом мира на его вершине. Этот ангел мира был поставлен на гранитный постамент и напоминал царя Александра I по чертам своего лица. Крест в его левой руке направлен против змеи. Александровская колонна не поддерживается опорой или как-нибудь закреплена иначе, она держится за счет собственного веса и силы тяжести. Ангел мира высокий, его длина составляет 4,2 метра. Высота креста гораздо выше, чем фигура ангела — 6,3 метра. Пьедестал украшен рельефами. Чтобы людям было понятно, что памятник посвящен царю Александру, там нанесена благодарственная надпись к нему.
Ангел на Александровской колонне
Символы Мира, Победы, Милости, Милосердии, Изобилия изображены под надписью. Молодая девушка и старец украшают стороны постамента. Пьедестал украшен двуглавыми орлами, несущие в своих лапах лавровые веточки. Середина отмечена словами «Всевидяще Око», которое находится в центре венка из дубовых листьев.
Строительство
Колонна изготовлена из уникального гранитного камня, который добыли в каменоломне в Финляндии. Вес этой глыбы составляет 600 тонн и она является уникальной, так как довольно трудно найти такой объемный камень. Во времена возведения памятника было трудно привезти скалу в Петербург, но это все-таки удалось ценой неимоверных усилий.
Колонна была сформирована и высечена прямо на месте и это процесс занял почти два года. Для переправы ее из Финляндии был снаряжен целый пароход, которые был построен специально для этой цели.
Установка колонны
Фундамент под памятник был подготовлен заранее. Сначала была вырыта глубокая яма в 36 метров, куда вбили множество высоких сосновых свай. Чтобы сделать поверхность максимально ровной, на них положили гранитные плиты. Из самой большой глыбы сформировали пьедестал. Работа была крайне тяжелой. Чтобы сделать это нужно было использовать различные механические приспособления. Памятник возводился в суровую русскую зиму и цемент никак не хотел сцепляться. Но с помощью водки его удалось сцепить. В фундаменте оставили шкатулку с монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном.
Постамент Александровской колонны
Колонна не стоит в самом центре дворцовой площади как думают многие. От Главного штаба ее отделяет 140 метров, а от Зимнего дворца 100 метров. Для того, чтобы установить колонну, также потребовалось много усилий. Она была установлена с помощью строительных лесов около пьедестала. Сначала колонну поместили на специальную платформу и подняли с помощью канатных колец с блоками.
Высокую колонну подняли в торжественной обстановке.
Сам царь Николай первый 30 августа 1832 года и его семья прибыли туда, чтобы наблюдать за этим процессом. Площадь была заполнена простым народом, чтобы смотреть возведение памятника. Народ разместился даже на крыше Главного штаба. Колонну поднимали около 2000 солдат и 400 рабочих: они взяли канаты и с их помощью подняли колонну и опустили ее на пьедестал. Подъёмка колонны заняла 1 час 45 минут. Все люди стоящие на площади после этого громко закричали «Ура!». Император также был в восторге, он похвалил архитектора за такой великолепный памятник и сказал, что архитектор Огюст Монферран прославил себя на века:
Торжественное открытие колонны состоялось в день святого Александра Невского — 30 августа 1834 года.
Отделочные работы после этого длились еще два года. После этого Александровскую колонну освятили по православному обычаю, при этом присутствовал император вместе со своим войском.
Реставрация памятника в наши дни с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300 летию Санкт-Петербурга с 2001 по 2003 годы.
Описание
Если посмотреть из некоторых окон Зимнего дворца, то взгляд восхищённо замирает при виде величественной пары арки Главного Штаба, Александровской колонны
Розовый великан, созданный Монферраном по подобию существующих античных колонн, имеет важное отличие: принципиально другой подход к принципам утонения стержня, влияющих на цельное восприятие архитектурного строения
В отличие от древних исполнений формирование линии колонны начиналось не с третьей части высоты (классический вариант расчета), а с основания. Кривая утонения рассчитывалась по более сложным математическим законам с использованием большего количества приближений (делений). Диаметр основания монумента имел размеры, аналогичные колонне Трояна. Важным элементом строения является капитель дорического ордера, построенная из бронзы наверху стержня.
Он закреплён на абаке (прямоугольной формы), выполненной из кирпича с бронзовой обшивкой. Основная опора массива спрятана в верхней части (в форме полу шара). Она выполнена из многих слоёв: гранит, кладка из качественного кирпича, два слоя гранита. Благодаря идеям архитектора высокая, надёжная колонна не выглядит массивной глыбой, а словно стройная стрела победоносно направляется высоко в небо.
Характеристики
Общая высота колонны составляет 47,5 м. При этом основные части памятника имеют следующие параметры:
- Пьедестал, состоящий из трёх рядов из 8 каменных блоков, имеет высоту 4,25 м. Вес элемента памятника с цоколем равен 704 тонны. Размеры цоколя 6,3×6,3 м.
- Монолитная часть колонны имеет высоту 25, 6 м, нижний диаметр 3.66 м, верхний диаметр 3.15. Вес ствола составляет 812 тонн.
- Верхушка в виде фигуры ангела имеет высоту 4, 26 м, вес 37 тонн. Высота колонны (с крестом) 12 м. Сам крест имеет высоту 6.4 м.
- Размеры окаймляющей ограды составляют 16,5×16,5×1,5 м
- Барельефы выполнены размерами 5,24×3,1 м.
Пьедестал
Эскизы для элементов украшения пьедестала, бронзовых украшений выполнял Монферран. Тематическое направление соответствовала назначению колонны в прославлении победы русской армии, видов оружия. Среди них есть древнерусские кольчуги, шлемы, щиты, броня. Сделаны они в полной аналогии с оригиналами, находящимися среди экспонатов Оружейной палаты.
Стиль исполнения барельефов ближе всего соответствует приёмам Ренессанса. Элементы предварительно были сделаны из картона натуральных размеров. На северной стороне пьедестала находятся фигуры крылатых женщин, держащих пластину с надписью «Александру I благодарная Россия» точные копии воинских доспехов. С двух сторон элементов с оружием расположены фигуры молодой девушки, водолея. Из урны, стоящей рядом с девушкой, вытекает вода, изображая символ рек Нёман, Висла, где проходили сражения.
На отдельных барельефах записаны даты важных побед, представлены аллегории типа «Победа и Мир», другие. Верхнюю часть пьедестала украшают фигуры двуглавых орлов с дубовой гирляндой, зажатой лапами. Все элементы пьедестала символизируют отвагу, победу русских воинов в войне 1812 года.
Колонна, скульптура ангела
Вертикальную линию монумента, стройность величественного строения завершает фигура ангела с крестом. Фигура напоминает Александра I, стоящего с вытянутой вверх правой рукой, держащего в левой руке крест и попирающего змею. Взгляд крылатого ангела направлен к земле. Он, как – будто, властвует над порядком, спокойствием жителей удивительного города. Скульптура считается символом мира, покоя, наступившего в Европе после победы над войском Наполеона. Крепилась фигура за счёт специального прута (на него опирался ангел). Во время реставрации 2003 года его удалили. Сейчас ангел (как колонна) держится за счёт собственного веса.
Ограда, окружение памятника
Панорамный обзор памятника со всех сторон завершает интересная ограда, возведённая по предложению Монферрана. Все элементы ограды были собраны в 1837 году. В начальном варианте строения в углу ограды располагалась караульная булка. Здесь дежурил инвалид, одетый в парадные одежды. Высота строения составляет 1.5 м. На нём размещаются фигуры 136 двуглавых птиц, 12 пушек, ряды копий, древки знамён с двуглавыми орлами. Символические замки висели на воротах ограды замки.
В проекте была предусмотрена возможность освещения памятника фонарями, газовыми приспособлениями, располагающимися в канделябрах. Секретом ограды считается оптический обман, скрытый в фигурах орлов. Они имеют не две головы, и два крыла, а три. При любом угле обзора видны только две, в соответствии с символом двуглавым орлом. Третий элемент виден только при близком рассмотрении памятника.
Изготовление колонны: интересные факты
Место для изготовления колонны, которая планировалась как единый монолит, архитектор нашел сам. Этим местом оказалась Пютерлакская каменоломня в Финляндии. С помощью гигантских рычагов отсеченная заготовка огромной колонны в виде призмы была уложена на еловый лапник, затем она была обточена и подготовлена к отправке в Петербург.
Каким образом огромный монолит колонны (длиной почти 26 метра, диаметром более трех метров и весом около 600 тонн!) и 400-тонная глыба для пьедестала переплавлялись в Петербург по воде сейчас трудно представить. Да, для этих целей были специально сконструированы новые сплавсредства, были сооружены специфичные мол и пристань, специальная передвижная платформа, по высоте равная высоте баржи. Но все равно – даже в наше высоко технологичное время объем выполненной работы поражает своей масштабностью.
Все эти подготовительные работы были произведены под руководством корабельного инженера полковника К.Глазырина. После загрузки на борт «Святого Николая» колонна отбыла в Кронштадт, а уже оттуда была доставлена на Дворцовую площадь, где последующие работы с ней производил Монферран.
Ко времени прибытия колонны уже были проделаны геологические работы, выбрано место установки памятника, забито более тысячи свай, установлена гранитоблочная фундаментная основа, на которую водрузили привезенный самый гигантский первый гранитный монолит будущего пьедестала.
Установка пьедестала
Изготовление раствора, который должен был фиксировать гранитную основу пьедестала, было очень специфично и показало креативность мышления Монферрана. Чтобы раствор не замерз раньше времени (а дело было зимой), архитектор приказал добавить в него водку и мыло! Водка не дала раствору быстро затвердеть, а мыло помогло легко передвигать глыбу на нужное место. После установки основной глыбы, были подняты и закреплены другие составляющие пьедестала.
История памятника
Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси — автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали — центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.
Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном
Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана
Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в Париже. Вот так и появился проект Александрийского столпа.
Взяв за образцы колонны Помпея в Египте и Траяна в Риме, а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.
Строительство монумента
Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из Финляндии, а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в Санкт-Петербург понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.
В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода — залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур — известный российский инженер и архитектор.
Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.
Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.
Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник — Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского — шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.
Открытие Александрийского столпа
Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее — Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.
У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.
Заключительный этап работ
Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.
Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.
По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.